Научная статья на тему 'Информационное обеспечениеи нормативно-правовое регулирование деятельности газораспределительной организации'

Информационное обеспечениеи нормативно-правовое регулирование деятельности газораспределительной организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
793
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / LEGAL REGULATION / INFORMATION / GAS DISTRIBUTION ORGANIZATION / DEVELOPMENT STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Залыгина Юлия Геннадьевна

Информационное обеспечение является основополагающей системой управления. Действующая в газораспределительной отрасли система нормативно-правового регулирования, во многом определяющая эффективность функционирования системы газораспределения, требует дополнения системой информационного обеспечения всех заинтересованных сторон. В статье в сжатой форме представлен обзор нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность газораспределительной отрасли РФ, а также предложена адаптированная система анализа информации на основе метода PEST+Е. Для оперативного анализа, использования и хранения накопленной информации автором разработана база данных – электронный стратегический навигатор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATIONAL PROVISION AND LEGAL REGULATION OF GAS DISTRIBUTION ORGANIZATION

Informational provision is a basis of control system. The efficiency of the gas distribution system is largely determined by its legal regulation and requires information support of all stakeholders. The paper presents a concise overview of the regulatory framework governing the activities in the gas distribution industry of Russia. The proposed analysis of the information on the basis of PEST + E method is adapted to the gas industry. For operational analysis, usage and storage of accumulated information the author offers a database an electronic strategic navigator.

Текст научной работы на тему «Информационное обеспечениеи нормативно-правовое регулирование деятельности газораспределительной организации»

нятия декларации о соответствии [Электронный ресурс] : постановление № 982 : [принято 01.12.2009 г.] // Портал «Медэксперт». - URL: http://medexpert.ru/d0cument/certificati0n/320 (дата обращения: 27.07.2012 г.).

12. Селихова О. Г. О восстановлении государственной аттестации качества продукции (товаров) [Текст] // Коммерческое право. - 2010.

- № 1 (6). - С. 35-43. - ISSN 2221-8351.

13. Гридин А. В. Гражданско-правовые способы обеспечения качества товаров, работ и услуг [Текст] : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.03. -Краснодар, 2006. - 212 с.

14. Андреева Л. В. Правовые средства обеспечения качества и безопасности товаров [Текст] // Коммерческое право. - № 1 (6). - С. 6-12. - ISSN 2221-8351.

prinjatija deklaracii o sootvetstvii [Jelektronnyj resurs] : postanovlenie № 982 : [prinjato 01.12.2009 g.].Portal «Medjekspert». URL: http:// medexpert.ru/document/certification/320 (data obrashhenija: 27.07.2012 g.).

12. Selihova O. G. O vosstanovlenii gosudarstvennoj attestacii kachestva produkcii (tovarov). Kommer-cheskoe pravo. 2010. № 1 (6). S. 35-43. ISSN 2221-8351.

13. Gridin A. V. Grazhdansko-pravovye sposoby obespechenija kachestva tovarov, rabot i uslug : dis. ... kand. jurid. nauk : 12.00.03. Krasnodar, 2006. 212 s.

14. Andreeva L. V. Pravovye sredstva obespechenija kachestva i bezopasnosti tovarov. Kommercheskoe pravo. № 1 (6). S. 6-12. ISSN 2221-8351.

УДК 658

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ

© Залыгина Юлия Геннадьевна

аспирант кафедры экономики и организации производства, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова.

И Yulia_zalygina@mail.ru

Информационное обеспечение является основополагающей системой управления. Действующая в газораспределительной отрасли система нормативно-правового регулирования, во многом определяющая эффективность функционирования системы газораспределения, требует дополнения системой информационного обеспечения всех заинтересованных сторон. В статье в сжатой форме представлен обзор нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность газораспределительной отрасли РФ, а также предложена адаптированная система анализа информации на основе метода PEST+Е. Для оперативного анализа, использования и хранения накопленной информации автором разработана база данных — электронный стратегический навигатор.

Ключевые слова: нормативно-правовое регулирование, информационное обеспечение, газораспределительная организация, стратегия развития.

В настоящее время система газоснабжения России - это один из основных элементов национальной экономики, от которого непосредственно зависит финансовое благополучие всей страны. Эта отрасль обеспе-

чивает значительную часть доходов бюджета. Эффективное функционирование газораспределительных организаций (ГРО), активное применение инновационных разработок, а также безопасное и своевременное предоставление

услуг газоснабжения населению требуют постоянного совершенствования информационной и нормативно-правовой базы. Обозначенные требования свидетельствуют о том, что в современных условиях перед компаниями стоят новые задачи, решение которых невозможно без соответствующих преобразований в области стратегического планирования, включая методы и технологии планирования, учёта, контроля, экономического анализа и поддержки принятия решений. Все вышеперечисленные элементы системы стратегического менеджмента основываются на эффективном информационном обеспечении, то есть на получении, переработке и анализе информации [1, с. 11—17]. В настоящее время иерархическая система правового регулирования энергетики России находится в процессе становления, который будет продолжаться, скорее всего, длительное время, о чём свидетельствует опыт экономически развитых стран. Ситуация усугубляется отсутствием действенного механизма информирования всех заинтересованных сторон и населения об особенностях системы газоснабжения, вопросов безопасной эксплуатации газового оборудования и др. Существующее противоречие между существующей системой информационного обеспечения и требованиями, предъявляемыми к ней в настоящее время, свидетельствуют об актуальности темы исследования.

За период рыночных реформ и, особенно активно, после принятия закона о естественных монополиях сформировалось нормативно-правовое пространство в системе газоснаб-женияРФ: ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»; Правила поставки газа в Российской Федерации; распоряжение от 26 июля 2000 г. № 1072-р, утверждающее основные мероприятия Правительства РФ в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 гг.; постановление Правительства № 1021 от 29 декабря 2000 г., утверждающее основы ценообразования на газ и др.

Вся система нормативно-правовой документации, определяющая деятельность ГРО, может быть выстроена в строгую иерархическую систему (рис. 1), в зависимости от организационно-правового уровня (Конституция РФ, федеральные законы, постановления Правительства РФ, межгосударственные и государственные стандарты, отраслевые стандарты, стандарты предприятий, организаций и положения о подразделениях, методические инструкции и документы, записи).

Рис. 1. Иерархическая структура нормативно-правовых актов

Деятельность энергетической компании «Газпром» и функционирующих в её составе ГРО как открытого акционерного общества осуществляется в соответствии с Конституцией РФ и Гражданским кодексом РФ. Предназначение ГРО, в первую очередь, определено Федеральным законом от 31.03.199 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», в соответствии с которым основой Федеральной системы газоснабжения России является Единая система газоснабжения. Таким образом, отГРО и в целом подотрасли газораспределения во многом зависит надёжное, бесперебойное и безопасное газоснабжение внутри страны [2, с. 20-23].

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом РФ «О техническом регулировании» [4] ОАО «Газпром газораспределение» осуществляет регулирование отношений, возникающих при разработке, принятии, применении и использовании обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации и утилизации, а также при разработке, принятии, применении и использовании на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг.

Эффективная деятельность ГРО, активное применение инновационных разработок, а также безопасное и своевременное предоставление услуг газоснабжения населению требуют постоянного совершенствования нормативной базы. Эти функции в структуре ОАО «Газпром газораспределение» осуществляются с помощью системы стандартизации. Это совокупность участников работ и документов по стандартиза-

ции, способствующих достижению оптимальной степени упорядочения деятельности в сфере производства и повышению конкурентоспособности выпускаемой Обществом продукции, а также выполняемых работ или оказываемых услуг.

Необходимость постоянного пополнения и совершенствования нормативно-правового регулирования деятельности ГРО обусловлена требованиями рынка, ужесточением норм безопасности и качества продукции и услуг, а также необходимостью повышения прозрачности хозяйственной отчётности. Основной целью совершенствования нормативной базы газораспределения является приведение нормативной документации в соответствие с Федеральным законом «О техническом регулировании» для обеспечения надёжного, безопасного газоснабжения и повышения эффективности деятельности филиалов и ДЗО ОАО «Газпром газораспределение».

В целях совершенствования нормативной базы газораспределения необходимы следующие мероприятия.

1. Разработка в период 2012-2013 гг. структуры и состава нормативной базы.

Нормативно-правовая база Российской Федерации представляет собой совокупность значительного количества правовых и нормативно-технических документов различного статуса, функционального назначения и ведомственной принадлежности. В целом, действующая нормативная документация охватывает все аспекты, связанные с проектированием, строительством, эксплуатацией и реконструкцией сетей газораспределения, однако не отвечает современным требованиям газораспределения, в частности, не позволяет осуществить переход к эксплуатации объектов газораспределения по фактическому техническому состоянию.

2. Проведение анализа действующих национальных и межгосударственных стандартов в сфере газораспределения, а также СТО «Газпром газораспределение» для их дальнейшей корректировки, пересмотра, отмены.

Основные проблемы, которые необходимо устранить:

- процесс обновления нормативной базы не соответствует появлению новых материалов, технологий строительства и реконструкции;

- избыточность ряда обязательных требований;

- низкий уровень совместимости с зарубежными стандартами;

- наличие противоречий и разночтений при регламентации ряда обязательных требований;

- отсутствие единой терминологии;

- дублирование отдельных требований в документах различных ведомств, нередко с искажением.

3. Формирование программы разработки документов по техническому регулированию ОАО «Газпром газораспределение» на 20122020 гг.

Основной формой планирования в соответствии с СТО «Газпром газораспределение» 1.2-2011 является Перспективный план разработки документов по техническому регулированию, который устанавливает плановые задания на разработку документов в области технического регулирования на пятилетний период.

4. Организация разработки документов по техническому регулированию ОАО «Газпром газораспределение», включённых в собственный Перспективный план.

5. Обеспечение мониторинга международных стандартов.

Одним из основных принципов стандартизации является принцип «применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта». Гармонизация российских стандартов с международными остаётся на низком уровне, что является неприемлемым в нынешних условиях.

6. Участие в деятельности международных организаций по стандартизации, направление экспертов для работы в роли наблюдателей в Европейском комитете по стандартизации СЕН/ТК 234 «Газораспределение».

7. Повышение квалификации специалистов, участвующих в работах по техническому регулированию и стандартизации и в целом уровня культуры технического нормотворчества, проходя обучение на курсах повышения квалификации в профильных образовательных учреждениях, обучающих семинарах, конференциях ОАО «Газпром».

8. Осуществление информационного обеспечения структурных подразделений, филиалов и ДЗО ОАО «Газпром газораспределение:

- создание информационного фонда нормативной документации;

- регулярное его обновление; централизованное ведение сведений о поступлении, рассмотрении, утверждении, отмене, опубликовании и распространении нормативных документов.

В целом, информационный фонд нормативных документов ОАО «Газпром газораспределение» соответствует потребностям организации. Необходимость разработки корпоративных стандартов сохранится и в будущем, поскольку в условиях реформирования системы технического регулирования в стране постоянно меняются требования и состав базовых нормативных правовых актов, обязательных для применения.

Ещё одной важной сферой деятельности ГРО, требующей информационного нормативно-правового обеспечения, является система стратегического планирования. В настоящее время назрела необходимость в разработке новых подходов к сбору, обработке и представлению информации для выработки эффективных управленческих решений в процессе стратегического планирования.

Проведение анализа общей (дальней) окружающей среды, включающей экономические, социополитические и технологические прогнозы (система PEST-анализа), является достаточно актуальным для определения долгосрочных возможностей предприятия в условиях прогнозируемых возмущений среды. Своевременное обеспечение полной и достоверной информацией всех заинтересованных сторон (поставщики, потребители, общество и др.) будет способствовать наиболее полному удовлетворению их потребностей и обеспечению безопасности газоснабжения. Отсутствие ссылок на данный метод анализа в документах стратегической направленности газораспределительной отрасли подтверждает его новизну.

Однако, на наш взгляд, систему факторов РЕБТ-анализа необходимо дополнить экологической составляющей, так как основной тенденцией нашего времени является особое внимание к экологическим проблемам. Этот аспект деятельности промышленности особенно актуален для технологически сложных и опасных производств сферы газораспределения. Как известно, трубопроводный транспорт представляет собой меньшую опасность для экологии, нежели железнодорожный или автомобильный, однако разветвлённые распределительные газопроводы протяжённостью на тысячи километров, многие из которых проходят по территориям населённых пунктов, являются потенциально опасными объектами для окружающей среды. Аварийные ситуации на трубопроводах случаются, поэтому от того, насколько грамотно организована транспортировка газа, зависит экологическая безопасность в регионе. Поэтому нами предложено дополнить систему факторов РЕБТ-анализа экологической составляющей - «РЕБТ+ Е-анализ».

Далее представлен в сжатой форме анализ внешней среды по модифицированной модели PEST+Е.

Политические факторы. Деятельность организаций газораспределительной отрасли регламентируется в соответствии антимонопольным законодательством РФ - Федеральным законом «О естественных монополиях». Государство оказывает на организации давление в плане ограничения тарифов на транспортировку газа

как основную деятельность компании. Однако и прочие виды деятельности, такие как подключение потребителей к газопроводам, установка газового оборудования, проектирование, также не уходят из поля внимания государственной антимонопольной службы, которая находит косвенные рычаги для контроля в этих сферах деятельности компании.

Федеральная служба по тарифам осуществляет регулирование оптовых цен на газ, на услуги по транспортировке, по магистральным газопроводам и газораспределительным сетям, а также платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям газа.

Несмотря на то, что для достижения единообразия при регулировании поставок природного газа в масштабах России федеральные органы власти взяли на себя разработку и проведение государственной политики в отношении поставок газа, а также промышленной и экологической безопасности таких поставок в пределах России, региональные и местные органы власти обладают значительной степенью автономности в осуществлении своих прав применительно к использованию земли и природных ресурсов. Отсутствие единства в решениях федеральных, региональных и местных органов власти по вопросам газоснабжения может оказать значительное влияние на условия деятельности Общества в отдельных регионах. Кроме того, местные органы власти оказывают влияние на региональные ГРО, так как монопольно владеют городской и региональной инженерной инфраструктурой, для доступа к которой требуется осуществление каких-либо мероприятий социального значения или по не выгодным для ГРО ценам.

Для достижения консенсуса с органами государственной власти на федеральном и региональном уровнях руководство ГРО продолжает с ними активное взаимодействие на основе имеющейся нормативно-правовой информации, с целью поддержания баланса интересов между нагрузкой и необходимостью осуществления в ближайшие годы инвестирования для обеспечения надёжности газоснабжения.

Деятельность ГРО подчиняется законодательным нормам. Федеральные законы «О газоснабжении в Российской Федерации», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О техническом регулировании», «О естественных монополиях», «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» являются основополагающими, регламентирующими функции ГРО.

ОАО «Газпром газораспределение» занимается развитием газоснабжения и газификации регионов РФ. Начиная с 2001 г. утверждаются

программы газификации регионов, которые осуществляются совместно с властями субъектов РФ. При этом компания финансирует строительство межпоселковых газопроводов, то есть доведение газа до населённых пунктов, а региональные власти отвечают за прокладку уличных сетей и подготовку потребителей к приёму газа. Для обеспечения эффективной реализации программы газификации компания ОАО «Газпром газораспределение» и правительства субъектов РФ заключают соглашения о сотрудничестве и договоры о газификации. Реализация программ газификации строится на базе региональных генеральных схем газоснабжения и газификации, а также планов-графиков синхронизации выполнения программ газификации. Планы-графики содержат перечень работ и сроки их завершения компаниями региональными властями. Кроме того, осуществляются соответствующие меры по наращиванию темпов газификации с помощью присоединения межпоселковых объектов к газораспределительным сетям. В связи с тем, что указанная программа предусматривает строительство газопроводов к удалённым сельским посёлкам с малочисленным жилым фондом и с отсутствием развитой промышленности, её реализация приводит к значительному превышению темпов роста издержек на эксплуатацию и аварийное обслуживание вновь построенных газопроводов над темпами роста объёмов услуг по транспортировке газа. Следствием этого процесса является потребность экономически обоснованного роста тарифов на услуги по транспортировке газа для всех потребителей газа на территории Волгоградской области, который значительно превышает установленные на государственном уровне предельные индексы роста тарифов.

Экономические факторы. В настоящее время ОАО «Газпром» является практически единственным поставщиком газа в регулируемом секторе рынка и собственником ЕСГ. Из всех видов топливных ресурсов государственному регулированию подлежат только цены на природный газ, добываемый и поставляемый российским потребителям. До настоящего времени регулируемые оптовые цены на газ не достигли экономически обоснованного уровня, в полной мере учитывающего потребительские свойства, а также технологические и экологические преимущества газа, что в конечном итоге способствует формированию нерационального соотношения цен на газ с ценами на альтернативные виды топлива.

Технологические факторы. К числу технологических факторов, влияющих на формирование стратегии газораспределительных организаций, относится повышенное влияние государства

и общественности к обеспечению безопасности и энергоэффективности газоснабжения. Этому способствует активное развитие научных разработок, направленных на выполнение этих требований. В ряду инновационных технологий, подлежащих активному внедрению в газораспределительных организациях: совершенствование противокоррозионной защиты стальных газопроводов, внедрение систем телемеханизации средств ЭХЗ, применение современного парка средств измерений. Использование современного оборудования повышает их энергоёмкость и обеспечивает безопасную эксплуатацию, а также существенно снижает расходы на эксплуатацию газопроводов, за счёт снижения численности обслуживающего персонала, сокращения времени диагностирования.

Необходимость точного определения координат объектов газоснабжения на местности привело к необходимости разработки и внедрения единой базы данных с координатами GPRS на местности ГИС «Сфера». Это предполагает указание в ТУ вновь строящихся объектов координат GPRS на местности относительно координат GPRS схемы газопроводов в ГИС «Сфера» и последующее внесение координат этих объектов в единую базу данных.

Реализация Программы газификации предусматривает существенное увеличение протяжённости газораспределительных сетей, количества подключаемых к газоснабжению потребителей и соответственно увеличению территориального охвата аварийно-диспетчерского обеспечения. Удалённость вновь газифицированных населённых пунктов от мест дислокации существующих АДС создаёт определённые проблемы в плане своевременности прибытия аварийных бригад к месту происшествия для локализации и ликвидации последствий аварии. Для решения этих трудностей целесообразным является проведение автоматизации объектов газораспределительных организаций; совершенствование системы оперативно-диспетчерского управления объектами газораспределительных систем; обеспечение диспетчерского и управленческого персонала оперативной информацией о технологических режимах транспортировки газа по газораспределительным сетям, состоянии объектов газораспределительных систем, эксплуатационных данных сетей; повышение производительности труда диспетчерского персонала.

Социальные факторы. ОАО «Газпром газораспределение» - социально ответственная компания. Масштабы деятельности компании таковы, что имеют стратегическое значение для развития всей экономики страны, затрагивая интересы огромного количества людей. Отсюда

ГРЙГГЧ

Рис. 2. Корпоративная стратегическая база данных - электронный стратегический навигатор корпорации

следует ряд важнейших принципов деятельности компании: относиться внимательно к интересам общества, всецело содействовать социально-экономическому развитию российских регионов и созданию в них благоприятного делового климата, поддержанию достойных условий труда, социального благополучия людей.

Миссия ОАО «Газпром газораспределение» и его дочерних и зависимых обществ -обеспечение надёжной и безопасной доставки газа потребителям. Кроме этого осуществляется контроль за газовым хозяйством, техническое обслуживание внутридомового газового оборудования. ОАО «Газпром газораспределение» ежегодно проводит кампании и акции по пропаганде правил безопасной эксплуатации газового оборудования, так как правовая неграмотность и отсутствие ответственности у населения, являющегося потребителем услуг ГРО, в части обеспечения безопасной эксплуатации внутридомового газового оборудования путём заключения договоров на техническое обслуживание ВДГО, создания условий для проведения указанных работ - допуска специалистов к ВДГО и своевременной оплаты оказанных услуг, приводит к многочисленным аварийным ситуациям.

Например, наиболее популярными являются мероприятия по пропаганде безопасного пользования газом в быту при эксплуатации газового оборудования, предупреждению аварий и несчастных случаев с населением при пользовании газовыми приборами. Своевременная пропаганда безопасного пользования газом поможет избежать печальных последствий. Социальная ответственность газораспределительных организаций выражается именно в том, чтобы предупредить и научить население правильно и безопасно эксплуатировать газовое оборудование, защитив тем самым жизнь и здоровье людей города, района и страны.

Экологические факторы. Действующее законодательство РФ постоянно совершенствуется в плане обеспечения экологической безопасности систем газоснабжения. Так, в октябре 2010 г. постановлением Правительства Российской Федерации утверждён технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, в соответствии с которым, сети газораспределения и газопотребления должны обеспечивать герметичность трубопроводов при транспортировании природного газа, то есть отсутствие утечек газа в атмосферу [3]. Множество проблем экологического и пожарного характера

связано с эксплуатацией ВДГО, которая является одним из важнейших видов прочей деятельности ГРО. Ряд резонансных взрывов газа в жилых домах поставил перед государством задачу повышения уровня безопасности населения при использовании газа, которая может быть решена только при условии квалифицированного информирования и обучения потребителей газа.

Все фактические данные, полученные при анализе внешней и внутренней среды, могут быть занесены в корпоративную базу данных - электронный стратегический навигатор корпорации (рис. 2), систематический анализ и обновление информации которого поможет сделать процесс анализа информации и планирования наиболее гибким и максимально автоматизированным. Информация, содержащаяся в корпоративной базе данных, может быть использована всеми заинтересованными в эффективной деятельности ГРО сторонами.

В российском газораспределении определены перспективы, поставлены амбициозные цели и задачи достижения устойчивого развития

корпорации, обеспечения энергетической безопасности РФ и повышения качества услуг для потребителей. Эти задачи могут быть успешно решены только при чётком следовании курсу модернизации, который сегодня провозглашён в стране. Значительную роль будет играть система информационного обеспечения основных потребителей газа своевременной и достоверной нормативно-правовой документацией по вопросам газоснабжения, безопасной эксплуатации газового оборудования и государственного регулирования этого вида деятельности. Нормативно-правовая база газораспределительной организации должна быть постоянно доступна всем заинтересованным сторонам, а среди населения в целях своевременного информирования и повышения уровня правовой и технологической грамотности должна быть организована постоянная информационная пропаганда и обучающие мероприятия.

Материалы поступили в редацию 25.02.2013 г.

Библиографический

1. Андреева Т. А. Информационное обеспечение стратегического менеджмента предприятия [Текст] // Информационная безопасность регионов. - 2012. - № 2(11). - ISSN 1995-5731.

2. Густов С. В. «Газпромрегионгаз»: пять лет пути от раздробленности к системе [Текст] // Газовый бизнес. - 2009. - № 2 (30).

3. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления [Электронный ресурс] : постановление № 870 : [принято 29 октября 2010 г. : в ред. от 23.06.2011 № 497] // Проектирование и газоснабжение. - URL: http://proekt-gaz.ru/forum/4-889-1 (дата обращения: 13.03.2013 г.).

4. Российская Федерация. Законы. О техническом регулировании [Электронный ресурс] : федеральный закон № 184-ФЗ : [принят 27.12.2002 г.]. - URL: http://www.consultant.ru/ popular/techreg/ (дата обращения: 22.11.2012 г.).

список (References)

1. Andreeva T. A. Informacionnoe obespechenie strategicheskogo menedzhmenta predprijatija. Informacionnaja bezopasnost' regionov. 2012. № 2(11). ISSN 1995-5731.

2. Gustov S. V. «Gazpromregiongaz»: pjat' let puti ot razdroblennosti k sisteme. Gazovyj biznes. 2009. № 2 (30).

3. Rossijskaja Federacija. Pravitel'stvo. Ob ut-

verzhdenii tehnicheskogo reglamenta o bezopasnosti setej gazoraspredelenija i gazopotreblenija : postanovlenie № 870 : [prinjato 29 oktjabrja 2010 g. : v red. ot 23.06.2011 № 497]. Proektirovanie i gazosnabzhenie. URL: http://proekt-gaz.ru/ forum/4-889-1 (data obrashhenija: 13.03.2013 g.).

4. Rossijskaja Federacija. Zakony. O tehniches-kom regulirovanii : federal'nyj zakon № 184-FZ : [prinjat 27.12.2002 g.]. URL: http://www. consultant.ru/popular/techreg/ (data obrashhenija: 22.11.2012 g.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.