Система стратегических коммуникаций
Следует полагать, что могут возникнуть проблемы на промышленных предприятиях.
1. Недостаток информации по практике внедрения. В настоящее время в РФ нет успешных внедрений проектов по созданию ССП, а общедоступная информация по наиболее успешным «западным» компаниям носит общий характер.
2. Сложности процесса автоматизации ССП по причине неопределенности с выбором возможного поставщика программного комплекса, отсутствие 1Т-решений по ряду показателей, а также значимость работы по повышению достоверности циркулирующей информации.
2. Отсутствие единого понятийного аппарата, проведение в рамках проекта множества стратегических инициатив в различных подразделениях вызывает необходимость обмена опытом с представителями других предприятий и требует унификации понятий.
3. Отсутствие ряда методик для создания полноценных карт сбалансированных показателей, что не дает возможности обладать полной информацией о степени влияния протекающих в них процессов на показатели уровня предприятий.
Для решения вышеперечисленных проблем целесообразно:
• принимать участия в семинарах и учебных курсах по тематике ССП;
• определиться с выбором поставщика про-
граммного продукта, после чего активизировать работу управления информационных технологий (УИТ);
• создать учебный модуль с единым глоссарием, привлекая методологов для оказания консультативной помощи;
• внести изменения в график реализации проекта, вовлекая представителей для разработки методик по показателям уровня предприятия.
Таким образом, в процессе внедрения ССП следует помнить, что предприятие, являясь динамичной структурой, может принять или отвергнуть ССП. Результат будет зависеть от того, в какой степени система интегрирована с его элементами - тремя вышеуказанными подсистемами управления. В любом случае разработка ССП может оказаться полезной для предприятия. Это выразится в том, что вовлеченным в проект менеджерам придется согласовывать свои решения по ряду вопросов, обсуждать стратегию предприятия и средства ее реализации.
Литература
1. Клочков, А.К. КР1 и мотивация персонала. Полный сборник практических инструментов / А.К. Клочков. - М., 2010.
2. Нортон, Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / Д. Нортон, Р. Каплан. - М., 2010.
УДК 332.1
Л.А. Маслов
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СИСТЕМЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО ХОЛДИНГА
ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ
В статье отражена актуальная проблема взаимодействия и консолидации разрозненных региональных газораспределительных организаций России. Впервые сформулированы принципы ответственности, реализуемые в деятельности газораспределительных организаций в рамках проводимой интеграции. Выявлен ряд специфических особенностей и преимуществ верти-
кально-интегрированной структуры с позиции принимаемых организационных решений. Сформулированы цели интеграции газораспределительных организаций.
Интеграция, газораспределительная организация, цели, принципы ответственности, регион.
The article considers the urgent problem of interaction and consolidation of disparate regional gas distribution organizations of Russia. The principles of responsibility, realized in the activity of gas distribution organizations as a part of integration are formulated for the first time. A number of specific features and benefits of a vertically-integrated structure with the position taken by organizational decisions are identified.The objectives of the integration of the gas distribution organizations are formulated in the article.
Integration, gas distribution organization, objectives, principles of responsibility, region.
Система газораспределения современной России зародилась на основе уже существующих активов, а не создавалась изначально как бизнес-проект по снабжению потребителей природным газом с целью получения прибыли. Приватизированные в период 90-х годов региональные газораспределительные организации (далее - ГРО) на протяжении 10 -15 лет, как правило, находились в распоряжении различных собственников (юридических и физических лиц, государства, региональных и муниципальных властей и т.д.). Разрозненные активы газораспределения, находясь в различных регионах России, не были единым эффективным механизмом. Большое количество собственников ставило перед газораспределительными организациями различные цели, первоочередная из которых - получение прибыли. Некоторые ГРО не формулировали даже целей, связанных с обеспечением безопасности и бесперебойности газоснабжения конечных потребителей. Интеграция региональных газораспределительных организаций в единую систему газораспределения в последние годы стала главной целью государства, которая реализуется и сегодня путем создания единой вертикально интегрированной структуры во главе с управляющей компанией.
Несмотря на преобладание частной или государственной форм собственности в региональных газораспределительных компаниях, все они функционируют в рыночной экономике, и им присущи общие цели и общие принципы деятельности. В настоящее время существующие принципы и цели устанавливаются управляющей компанией. Поэтому одним из принципов деловой деятельности для ГРО является распространенная практика вступления в партнерские взаимоотношения с управляющей компанией и иными аффилированными лицами группы компаний. Так, существуют:
- централизованное вступление в саморегули-руемые организации (СРО);
- использование услуг конкретных аудиторских компаний, банков, поставщиков материальных ресурсов и т.д.;
- выполнение научно-исследовательских программ, выходящих за рамки интересов одной компании;
- представление интересов управляющей компании в регионе осуществления деятельности;
- реализация единой корпоративной политики и
др.
В результате работы над поглощением компаний
газораспределения в регионах ОАО «Газпром» провел консолидацию активов в вертикальноинтегрированный холдинг. Подчинение ГРО общим целям и принципам работы в холдинге позволило стабилизировать финансово-экономическое положение системы регионального газораспределения в целом, в том числе и путем обеспечения перекрестного субсидирования между регионами, перемещая доходы или затраты между компаниями. В результате общие цели региональных ГРО, входящих в вертикально интегрированный холдинг, сегодня сводятся к эффективному и рентабельному осуществлению деловой деятельности в газораспределительной сфере, участию в поисках и разработках других работ и услуг, сопутствующих транспортировке природного газа в регионах. Компаниям присуще стремление сохранять и укреплять долгосрочную конкурентоспособную позицию, они должны добиваться этого путем проведения работ на высоком качественном уровне.
При осуществлении работ во всех сферах своей деятельности газораспределительные организации возлагают на себя определенные принципы ответственности как перед своими акционерами и сотрудниками компаний, так и покупателями их продукции и услуг. Эти принципы сводятся к ответственности:
- перед акционерами - к защите их инвестиций и обеспечению приемлемого уровня выплат дивидендов;
- перед сотрудниками компании - по предоставлению им приемлемых и безопасных условий труда, хороших и конкурентоспособных условий найма с таким расчетом, чтобы обеспечивать развитие и наилучшее использование способностей индивидуумов путем предоставления равных возможностей независимо от пола, расы и национальности. Компании также должны способствовать и поощрять участие сотрудников в планировании и выборе направления своей работы, понимая, что успех компании возможен лишь при полноценном вкладе в дело со стороны всех сотрудников;
- перед покупателями продукции и услуг - в обеспечении выгоды для покупателя с точки зрения цены и качества, поддерживаемых соответствующей технологической экспертной базой и сервисом. Без поддержки покупателей у компании нет перспектив на успех в будущем;
- перед обществом - в ведении дела с позиции ответственных корпоративных его членов, соблюдая
соответствующие законы и обычаи делового оборота регионов, в которых осуществляют деятельность ГРО, уделяя должное внимание устремлениям общества, а также нормативам и стандартам по безопасности газоснабжения и охране окружающей среды.
Однако для соблюдения взятых на себя принципов ответственности и успешности в бизнесе ГРО должны придерживаться определенных экономических критериев, в основе которых лежит обеспечение прибыли и повышение финансовой значимости компании. В основе же принятия инвестиционных решений всегда должны лежать экономические критерии, однако при этом учитываются также социальные и экологические аспекты наряду с оценкой безопасности инвестиций в том или ином регионе.
Далее необходимо отметить, что окончательный процесс интеграции газораспределительных организаций в корпоративную систему структуры ОАО «Газпром», даст возможность предприятиям-участ-никам сохранить свой производственно технологический потенциал, повысить свою инвестиционную привлекательность, расширить инновационную деятельность и повысить финансово-экономическую устойчивость.
Интегрирование производственных структур должно проводиться исключительно в индивидуальном порядке. В каждом конкретном случае обоснование организационных проектов создания интеграционной структуры имеет свою специфику. Выбор организационной формы создания ГРО в конкретном регионе, оптимального состава участников, организационной структуры и основных механизмов управления и регулирования совместной деятельности осуществляется на основе сравнительного анализа и оценки нескольких вариантов интегрирования с целью выбора наилучшего.
При создании новых организационно-хозяйственных структур реализуются две основные цели их формировании: извлечение прибыли и реализация задач определенной социально-экономической политики (в данном случае - бесперебойное и безопасное снабжение потребителей природным газом). Идеи создания новых и повышения действенности сложившихся региональных корпоративных структур, перспективных в плане роста конкурентоспособности, как правило, генерируются управляющей компанией холдинга. Кроме того, возможны варианты, при которых создается ГРО в регионе, где уже работает частная газораспределительная компания. В частности, такая ситуация сложилась в Самарской области, где на базе ООО «Жигулевскгоргаз» было создано ООО «Волжская газовая компания». В настоящее время большую часть рынка газораспределения Самарской области занимает ООО «Средневолжская газовая компания». Другой возможный вариант - это добровольное вхождение частного ГРО в холдинг на взаимовыгодных условиях. Необходимо отметить, что интеграция предприятий холдинга, как процесс, продолжается постоянно через совершенствование организационно-управленческого взаимодействия управляющей компании и ГРО. Все варианты создания региональных газораспределительных
организаций в структуре вертикально-интегрированного холдинга должны быть результативными и отвечать существующим целям и принципам работы холдинга.
Форма собственности в создании организационно-хозяйственной структуры является одним из ключевых вопросов. Так, формирование интеграционной производственной системы в виде газораспределительной организации в том или ином регионе при участии государства стало неактуальным, так как реализация общественно значимых целей. Например, выполнение федеральных или региональных программ должно проводиться только при участии холдинга. За государством остается только финансирование программ газификации наряду с другими источниками средств.
В контексте исследования проблем существующей вертикально-интегрированной структуры газораспределения выявлен ряд ее специфических особенностей с позиции принимаемых организационных решений:
- огромные масштабы бизнеса и территориальная распределенность,
- сложность и разветвленность организационнофункциональной структуры,
- деятельность регламентируется специальными законодательными актами,
- применяются оригинальные методики и уникальные технологические проекты.
К преимуществам вхождения в интегрированную структуру, которые получает каждое отдельное ГРО, следует отнести стабилизацию:
- производственного процесса за счет единой стратегии развития региональных ГРО и повышение надежности ресурсно-технологических потоков в единой службе снабжения;
- инвестиционного развития;
- финансового состояния;
- научно-технического и инновационного развития.
При осуществлении процесса формирования группы имеется ряд характерных признаков:
- кто является инициатором интеграции;
- организация (как правило, реорганизуемая);
- тип организационно-управленческой структуры.
Анализ показывает существенное различие мотиваций интегрирования со стороны управляющей компании холдинга и организаций с различным финансово-производственным потенциалом. Мотивация управляющей компании определяются стремлением:
- обеспечить корпоративный контроль над ГРО, с которыми уже налажены эффективные и перспективные хозяйственные связи, с целью осуществления управления газораспределением в конкретном регионе;
- повысить рейтинг своего холдинга в глазах потребителей и представителей органов региональной власти;
- усилить взаимодействие с соответствующими федеральными и местными органами власти, проде-
монстрировав при этом свои возможности в реализации приоритетных федеральных и региональных программ.
Мотивы входящих в холдинг ГРО выглядят следующим образом:
- использовать нормативно-правовую инициативу холдинга;
- получить поддержку в случае реализации проектов структурной перестройки производства с целью обеспечения безопасности и бесперебойности газоснабжения в регионе присутствия;
- наладить эффективные отношения с коммерческими банками, страховыми, аудиторскими и лизинговыми компаниями, получая на приемлемых условиях ресурсы на пополнение оборонных средств и техническое перевооружение производства;
- в случае необходимости найти возможность получения срочной финансовой и иной ресурсной помощи.
Выбор целей корпоративной интеграции должен осуществляться с учетом стратегии развития региональных ГРО на среднесрочную и долгосрочную перспективы, государственных программ газификации регионов, а также коммерческих интересов участников.
В качестве основных целей создания интегрированной системы газораспределения в структуре ОАО «Газпром», с точки зрения обеспечения экономической устойчивости холдинга в целом, следует выделить:
- совершенствование ценообразования услуг ГРО, в частности тарифообразования на услугу по транспортировке природного газа;
- оптимизацию производственно-технологических связей региональных ГРО и холдинга в целом;
- полное территориальное поглощение объемов работ по эксплуатации систем газораспределения. Все газораспределительные системы должны быть выкуплены, взяты в аренду или должны быть заключены договора с собственниками на их техническое обслуживание и аварийно-диспетчерское обеспечение с ГРО;
- диверсификацию деятельности и развитие рынка проектирования, строительства систем газораспределения и других сопутствующих услуг;
- реализацию федеральных и региональных программ газификации;
- снижение платы за аренду газопроводов в составляющей цене за транспортировку природного газа и увеличение финансовых возможностей на выкуп газотранспортных сетей;
- повышение эффективности управления пред-приятиями-участниками интегрированной системы газораспределения;
- повышение инвестиционной привлекательности холдинга в целом;
- увеличение объемов прибыли, реинвестируемой в производство газораспределительных мощностей и др.
Систематизируя результаты анализа целей интеграции газораспределительных организаций с точки
зрения их классификации, можно окончательно сформулировать классификацию целей, предусматривающую разделение их на три основные группы: государственные, финансовые и технологические цели. Применительно к интеграции региональных ГРО содержание перечисленных групп целей отражено в таблице.
Таблица
Классификация целей интеграции газораспределительных сетей
№ п/п группы Цели интеграции ГРО
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ
Стабилизация отрасли, входящей в систему национальной безопасности страны. Повышение устойчивости за счет политики ФСТ и нормотворчества
Создание организационно-финансовых предпосылок для проведения проектов газификации социального характера
2. ФИНАНСОВЫЕ
Снижение финансовых рисков
Расширение рынков сбыта за счет развития прочей деятельности ГРО в регионе
Повышение инвестиционной привлекательности
Увеличение капитализации ГРО
Наращивание финансового потенциала для реконструкции систем газораспределения
Сокращение себестоимости транспортировки газа
3. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ
Повышение уровня сервиса ГРО
Наращивание инновационного потенциала компании
Полное территориальное поглощение объемов работ по эксплуатации систем газораспределения в регионе
Создание замкнутых производственнотехнологических цепочек для повышения управляемости и оптимизации использования ресурсов
Сформулированные цели интеграции региональных газораспределительных организаций, отраженные в таблице, подтверждают актуальность поставленной государством задачи по объединению региональных ГРО в единый вертикально-интегрированный холдинг газораспределения.