Научная статья на тему 'Стратегический анализ ОАО «ЦКБ «Геофизика» в сфере производства и реализации установок уврм'

Стратегический анализ ОАО «ЦКБ «Геофизика» в сфере производства и реализации установок уврм Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
138
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / STRATEGIC ANALYSIS / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крылов С.И., Тутов М.А., Хлопов Е.Г.

Анализируется деятельность ОАО «ЦКБ «Геофизика», определяются сильные и слабые стороны предприятия в стратегической зоне хозяйствования. Проводится анализ возможностей и угроз внешней среды предприятия. Предложены возможные пути повышения конкурентоспособности предприятия в стратегической зоне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The strategic analysis of ОSC «CDB «Geofizika» in sphere of manufacture and realization of «UVRM» installations

The activity of OSC ”CDB ”Geofizika” is analyzed, the strong and weak sides of the company in strategic economic management are determined. The analysis of facilities and dangers of the company environment is performed. The possible ways of increasing the company competitiveness in a strategic zone are proposed.

Текст научной работы на тему «Стратегический анализ ОАО «ЦКБ «Геофизика» в сфере производства и реализации установок уврм»

Решетневскуе чтения. 2013

УДК 339.138

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОАО «ЦКБ «ГЕОФИЗИКА» В СФЕРЕ ПРОИЗВОДСТВА

И РЕАЛИЗАЦИИ УСТАНОВОК УВРМ

С. И. Крылов, М. А. Тутов, Е. Г. Хлопов

ОАО «Центральное конструкторское бюро «Геофизика» Россия, 660041, г. Красноярск, ул. Киренского, 89. E-mail: mmaz1201@mail.ru

Анализируется деятельность ОАО «ЦКБ «Геофизика», определяются сильные и слабые стороны предприятия в стратегической зоне хозяйствования. Проводится анализ возможностей и угроз внешней среды предприятия. Предложены возможные пути повышения конкурентоспособности предприятия в стратегической зоне.

Ключевые слова: военно-промышленный комплекс, стратегический анализ, конкурентоспособность.

THE STRATEGIC ANALYSIS OF ОSC «CDB «GEOFIZIKA» IN SPHERE OF MANUFACTURE AND REALIZATION OF «UVRM» INSTALLATIONS

S. I. Krylov, M. A. Tutions, E. G. Khlopov

JSC «The central design bureau «Geofizika» 89, Kirenskogo st., Krasnoyarsk, 660041, Russia. E-mail: mmaz1201@mail.ru

The activity of OSC "CDB "Geofizika" is analyzed, the strong and weak sides of the company in strategic economic management are determined. The analysis of facilities and dangers of the company environment is performed. The possible ways of increasing the company competitiveness in a strategic zone are proposed.

Keywords: a military-industrial complex, strategic analysis, competitiveness.

Экономические трудности 90-х годов прошлого века стали причиной перепрофилирования предприятий военно-промышленного комплекса на изготовление товаров массового потребления. Предприятия начали изготавливать народно-хозяйственную продукцию различной степени наукоёмкости и технологичности. Стало очевидным, что не любая гражданская продукция есть гарант стабильной прибыли. Кроме того, издержки, связанные с поддержанием функционирования предприятия, основой задачей которого является производство высокотехнологичной военной продукции, неизменно сказываются и на итоговой цене гражданской продукции, делая её менее конкурентоспособной.

Одним из таких предприятий является открытое акционерное общество «Центральное конструкторское бюро «Геофизика» (ОАО «ЦКБ «Геофизика»). Для выбора правильной стратегии развития необходимо провести анализ внешней и внутренней сред предприятия, анализ отрасли и анализ конкурентных преимуществ и недостатков продукции.

Одним из конверсионных направлений развития ОАО «ЦКБ «Геофизика» является стратегическая зона хозяйствования «Установки для вскрытия стальных барабанов и вымывания из них химических реагентов (УВРМ)». УВРМ является наукоёмкой и технологически сложной продукцией, на российском рынке аналоги практически не представлены. Основными потребителями на данный момент являются крупные предприятия, осуществляющие добычу и обогащение руд цветных металлов [1].

Для анализа внешней среды предприятия был использован метод PEST-анализа [2]. Экспертным методом определены сферы и соответствующие этим сферам факторы, оказывающие наибольшее влияние на деятельность предприятия. Факторы технологической сферы были выделены как ключевые, что связано с появлением экологически чистых или более дешёвых технологий.

В результате проведённого отраслевого анализа по модели «5 сил Портера» выявлен умеренный уровень конкуренции в отрасли.

Существует тенденция к увеличению уровня конкуренции. Это можно объяснить ужесточением требований к экологической безопасности предприятий и увеличением штрафов за несоблюдение технологических требований при работе с ядохимикатами, а следовательно, и необходимостью внедрять в технологические процессы установки УВРМ или их аналоги.

Проведён анализ конкурентоспособности предприятия. Экспертным методом определены факторы конкурентоспособности. Анализ показал, что ОАО «ЦКБ «Геофизика» на данный момент имеет худшую конкурентную позицию из-за высокой цены на продукцию, объясняемую высокими накладными расходами, а также из-за недостаточно высокого уровня её продвижения.

Конкурентные преимущества УВРМ ОАО «ЦКБ «Геофизика»: качество и ассортимент, гарантийное и сервисное обслуживание, месторасположение предприятия относительно основных потребителей.

Организационно-экономические проблемы авиационно-космических, комплексов

Взаимосвязи между сильными и слабыми сторонами предприятия и возможностями и угрозами внешней среды выявлены методом SWOT-анализа и подготовлены следующие рекомендации.

1. Необходимо снижать себестоимость продукции за счет внедрения новых технологий.

Один из вариантов снижения накладных расходов -реорганизация предприятия - перевод подразделения по производству и реализации народнохозяйственной продукции из состава предприятия в независимую структуру.

2. На предприятии не используются все возможные технологии продвижения товара.

Необходимо более тесное сотрудничество с предприятиями - потенциальными потребителями, участие в выставках, рестайлинг и повышение информативности сайта предприятия.

3. Для выхода на новые рынки, например, химическая промышленность, предприятия по производству медицинских препаратов, необходимо проанализиро-

вать возможности применения УВРМ в данных сферах и при необходимости расширять ассортимент продукции, ориентированной на эти сферы.

Библиографические ссылки

1. Официальный сайт ОАО «ЦКБ «Геофизика» [Электронный ресурс]. URL: http://www.geockb.ru (дата обращения: 06.05.2013).

2. Шкардун В. Д. Маркетинговые основы стратегического планирования: Теория, методология, практика. 3-е изд. М.: Изд. «Дело» АНХ, 2008. 132 с.

References

1. The sait of joint-stock company "CKB "Geofizika" URL: http://www.geockb.ru (accessed 06 May 2013).

2. Shkardun V. D. Marketingovie osnovi strategicheskogo planirovanija: Teorija, metodologija, praktika. 3-rd edition. M. : «Delo» ANH, 2008. 132 p.

© Крылов С. И., Тутов М. А., Хлопов Е. Г., 2013

УДК 629.78.001.5.003.2(47)

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НИОКР В РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

А. Ю. Кузнецова

ФГУП «НПО им. С. А. Лавочкина» Россия, 141400, г. Химки, Московская область, ул. Ленинградская, 24 E-mail: bagira_ann@mail.ru

Проанализированы основные проблемы ценообразования НИОКР на крупных наукоемких предприятиях. Указаны основные методы расчета себестоимости, их достоинства и недостатки.

Ключевые слова: ценообразование, НИОКР, себестоимость, ракетно-космическая отрасль.

SPACE INDUSTRY RESEARCH AND DEVELOPMENT OPERATIONS (R&D) PRICING

A. U. Kuznetsova

FGUP «NPO im. S. A. Lavochkina» 24, Leningrad str., Moscow Region, Khimki, 141400, Russia E-mail: bagira_ann@mail.ru

The analysis of the main problems of pricing on large R & D intensive companies is performed. The basic costing methods used at present and a number of techniques that are not used in the space industry, but have a number of advantages, are shown.

Keywords: pricing, R & D cost, rocket and space industry.

НИОКР космических аппаратов и их частей - это < особый тип производства, созданный для обеспечения : научно-технического прогресса и развития промыш- ] ленности страны, целью которого является: разработ- ] ка и проектирование новых видов техники, технологий и продукции; изготовление, испытание современных, оригинальных, уникальных опытных образцов,

соответствующих запланированным технико-экономическим характеристикам с заданным или превосходящим экономическим эффектом в условиях, максимально приближенных к серийным, в том числе изготовление специального оборудования для проведения новых научных исследований и разработок в области космической промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.