Научная статья на тему 'Диагностика уровня экспортного потенциала машиностроительных предприятий Красноярского края'

Диагностика уровня экспортного потенциала машиностроительных предприятий Красноярского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
186
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПОРТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / EXPORT POTENTIAL / ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА / THE LEVEL OF DIAGNOSTIC OF AN EXPORT POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белякова Г.Я., Фокина Д.А.

В проведенном исследовании выявлена необходимость разработки методики для оценки уровня экспортного потенциала машиностроительных предприятий края. Данная методика должна учитывать специфические характеристики машиностроения в регионе с сырьевой направленностью экспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSIS OF THE LEVEL OF EXPORT POTENTIAL OF MACHINE-BUILDING ENTERPRISES OF THE KRASNOYARSK TERRITORY

This study identifies the need to develop a methodology for assessing the level of the export potential of engineering enterprises of the region. This methodology should take into account the specific characteristics of mechanical engineering in the region from raw material exports.

Текст научной работы на тему «Диагностика уровня экспортного потенциала машиностроительных предприятий Красноярского края»

УДК 339.923

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Г. Я. Белякова1, Д. А. Фокина2

1 Сибирский федеральный университет Российская Федерация, 660041, г. Красноярск, просп. Свободный, 79 2 Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: darya_fokina@mail.ru

В проведенном исследовании выявлена необходимость разработки методики для оценки уровня экспортного потенциала машиностроительных предприятий края. Данная методика должна учитывать специфические характеристики машиностроения в регионе с сырьевой направленностью экспорта.

Ключевые слова: экспортный потенциал, диагностика уровня экспортного потенциала.

DIAGNOSIS OF THE LEVEL OF EXPORT POTENTIAL OF MACHINE-BUILDING ENTERPRISES OF THE KRASNOYARSK TERRITORY

G. Y. Belyakova1, D. A. Fokina2

1 Siberian Federal University 79, Svobodny prosp., Krasnoyarsk, 660041, Russian Federation 2Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, Russian Federation 660014 E-mail: darya_fokina@mail.ru

This study identifies the need to develop a methodology for assessing the level of the export potential of engineering enterprises of the region. This methodology should take into account the specific characteristics of mechanical engineering in the region from raw material exports.

Keywords: export potential, the level of diagnostic of an export potential.

Негативной тенденцией последнего времени являлось снижение роли машиностроения в экономике края. Машиностроительные предприятия, характеризующиеся длительными производственными циклами и огромной ресурсоемкостью, в наибольшей степени пострадали в период глобального финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. На сегодняшний день вклад машиностроителей в региональное промышленное производство составляет около 5,4 %, обеспечивая тем самым четвертое место в промышленном комплексе края. На российском уровне доля края в производстве машин и оборудования составляет всего 2,5 % [1].

В процессе исследования были проанализированы статистические данные по экспорту машин и оборудования (товарные группы 84-90 в соответствии с ТН ВЭД ТС) за 2012-2013 гг. и первое полугодие 2014 года в регионе деятельности Красноярской таможни и в целом по РФ. Данные были подготовлены на основе обобщения сведений, содержащихся в электронных копиях деклараций на товары, представленных участниками внешнеэкономической деятельности при вывозе товаров [2].

По статистическим данным стоимость экспортируемой машиностроительной продукции по Красноярскому краю составляет менее одного процента от общего объема стоимости экспортируемой продукции. Подобная структура экспортных потоков свидетельствует о сырьевой направленности экспорта края.

Таможенная статистика свидетельствует о том, что общий уровень экспортного потенциала машиностроительных предприятий края либо незначительный, либо используется неэффективно. Ресурсы, имеющиеся у машиностроителей края, распределены таким образом, что производство экспортной продукции не является приоритетным направлением развития предприятий.

На данных таможенной статистики отразился и тот факт, что в настоящее время вывоз продукции в Казахстан и Белоруссию не требует декларирования, следовательно, данные товары не входят в общую таможенную статистику вывозимых товаров.

Также на уровень экспорта машиностроительной продукции в Красноярском крае влияет такой фактор, как географическая удаленность производителей от потенциальных покупателей. Имеет значение фактор

Решетневскуе чтения. 2014

превышения объемов экспорта сырья: большой объем экспорта сырья, который предприятия нашего края поставляют на международные рынки. По сравнению с высоким уровнем экспорта сырьевых товаров (Красноярский край лидирует по экспорту древесины, цветных металлов и углеводородов), уровень экспорта высокотехнологичной машиностроительной продукции выглядит скромным.

Машиностроение традиционно является одним из самых сегментированных отраслей экономики. Различные по величине и направленности предприятия машиностроения имеют различные показатели уровня развития экспортного потенциала. Из всей совокупности машиностроительных предприятий края можно выделить 3 основные группы предприятий, показатели экспортного потенциала которых существенным образом различаются:

1. Крупные предприятия высокотехнологичного и наукоемкого сектора, продукция которых востребована на мировом рынке. К данной группе относятся ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева», ФГУП «НПП «Радиосвязь», ОАО «ЦКБ «Геофизика», ОАО «Крас-маш», как в части выпуска продукции военного назначения, так и по ряду позиций производимой гражданской продукции. Предприятия этой группы, как правило, входят в состав крупных российских интегрированных структур. С учетом имеющегося технологического задела и высокой конкурентоспособности данных предприятий их экспортный потенциал можно считать достаточным, так как продукция предприятий этой группы успешно конкурирует на мировых рынках.

2. Предприятия традиционного машиностроения, для которых в новых экономических условиях стратегической задачей является модернизация и диверсификация производства, расширение рынков сбыта с целью интеграции в современную международную экономическую систему. Среди данных предприятий можно отметить такие предприятия, как ОАО «Красноярский электровагоноремонтный завод», ООО «КиК», ООО «Литейно-механический завод «СКАД». Данным предприятиям приходится вести серьезную конкурентную борьбу на международном рынке. Их экспортный потенциал имеет невысокие показатели.

3. Новые предприятия сервисного обслуживания, ремонтные и инструментальные предприятия, специализирующиеся на создании и производстве инновационных видов машин и специального оборудования. Специфика деятельности этих организаций заключается в том, что они работают в непосредственном контакте с базовыми предприятиями и отраслями и должны оперативно решать возникающие задачи, в том числе по ремонту нестандартного оборудования, разработке и изготовлению новых образцов оборудования и приборов, новых технологических и аппаратных решений для решения специфических производственных задач. Например, Научно-производственный центр магнитной гидродинамики (ООО «НПЦ МГД»). Развитие экспортного потенциала этой группы предприятий обеспечивается наличием потребностей ряда международных предприятий

по выпуску специализированной машиностроительной продукции. Некоторые из данной группы предприятий имеют довольно высокие показатели экспортного потенциала.

В ходе проведенного исследования выделены следующие этапы диагностики экспортного потенциала предприятия:

1. Анализ и оценка собственных экспортных возможностей предприятия: финансовое состояние, технологические преимущества, кадровый потенциал, наличие государственных и региональных программ поддержки экспортеров в регионе.

2. Оценка состояния международного рынка вообще и рынка конкретного выбранного государства: наличие и позиции конкурентов на выбранном рынке, условия, необходимые для выхода предприятия на выбранный рынок, наличие нетарифных ограничений по экспорту продукции, наличие международных и политических альянсов на данном рынке.

3. Оценка конкурентоспособности производимой продукции на выбранном рынке: анализ требуемого уровня качества поставляемой продукции, анализ ценообразования, выявление резервов снижения себестоимости продукции.

Предприятие может иметь довольно высокий уровень экспортного потенциала, но не пытаться предлагать свою продукцию на внешний рынок. Это может происходить по ряду причин, среди которых нежелание заниматься таможенным оформлением производимой продукции, а также поиском международных контрагентов.

Изучение научных работ по вопросам анализа и оценки уровня экспортного потенциала предприятий машиностроения позволяет утверждать, что в этой области пока нет общепринятого метода оценки. Для проведения оценки уровня экспортного потенциала предприятия следует определить:

1) методы оценки экспортного потенциала;

2) инструменты оценки экспортного потенциала.

Существует несколько методов, с помощью которых можно провести диагностику и оценку уровня развития экспортного потенциала предприятия.

Большинство авторов при оценке потенциальных экспортных возможностей предприятия используют так называемый текущий экспортный потенциал [3], т. е. фактически эксплуатируемые ресурсы предприятий машиностроительной отрасли. Однако совокупное и рациональное использование имеющихся ресурсов, способных обеспечить функционирование и достижение стратегических целей развития машиностроительных предприятий, может существенно изменить уровень совокупного экспортного потенциала. Разница существующего и текущего экспортного потенциала - это источники ресурсов или потенциальные возможности, которые остаются не задействованными в процессе производства и развития технологической и коммерческой деятельности предприятия машиностроения. Исходя из вышесказанного, предлагается под совокупным экспортным потенциалом предприятий машиностроительной отрасли понимать двухкомпонентную структуру, состоящую из текущего и резервного потенциалов.

Если текущее значение экспортного потенциала может быть рассчитано достаточно очевидным способом, то резервный уровень экспортного потенциала рассчитать сложнее. Уровень резервного потенциала зависит от эффективности использования источников, составляющих экспортный потенциал. Причем наличие резерва не означает эффективность его использования. Некоторые предприятия имеют достаточные источники, формирующие достойный уровень экспортного потенциала, однако в силу различных причин резервный потенциал ими так и не реализуется.

Для оценки экспортного потенциала машиностроительных предприятий необходимо разработать методику, позволяющую учесть специфические характеристики и факторы, оказывающие влияние на развитие его экспортного потенциала. Предприятия машиностроения края существенно различаются по уровню текущей и перспективной конкурентоспособности. Однако для всех машиностроительных предприятий края, предлагающих или планирующих вывод своей продукции на международные рынки, необходимо решение задач по модернизации и обновлению производственного оборудования.

Библиографические ссылки

1. Проект стратегии социально-экономического развития Красноярского края до 2020 года (разработан Правительством Красноярского края) [Электрон-

ный ресурс] // Офиц. портал Красноярского края. URL: http://www.econ.krskstate.ru/ser_kray/strateg/ (дата обращения: 02.09.2014).

2. Статистика внешней торговли [Электронный ресурс] // Офиц. сайт ФТС. URL: http://www.customs./ index.php?option = com_content&view = article&id = 13858&Itemid = 2095/ (дата обращения: 02.09.2014).

3. Сычев М. С. Концептуальный подход к анализу экспортного потенциала предприятия // Вопросы экономики и права. 2012. № 7. 131 с.

References

1. The draft strategy for economic and social development of the Krasnoyarsk Territory until 2020 (The new Government of the Krasnoyarsk Territory) // The official portal of the Krasnoyarsk Territory. URL: http: //www.econ.krskstate.ru/ser_kray/strateg/ (date accessed: 02.09.2014).

2. Foreign Trade Statistics // The official website of the FCS. URL: http: //www.customs./index. php?option = com_content& view = article&id = 13858&Itemid = 2095/ (date accessed: 02.09.2014).

3. Sychev M. S. Conceptual approach to the analysis of export potential // Issues of Economics and Law. 2012. № 7. 131 p.

© Белякова Г. Я., Фокина Д. А., 2014

УДК 339.138

СОЧЕТАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ МАРКЕТИНГОВЫХ СТРАТЕГИЙ КАК ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

М. А. Гецов, И. А. Мисинева

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 Е-mail: mgetsov@icloud.com, imisineva@mail.ru

Для обеспечения конкурентоспособности в современных и будущих условиях, компании, действующие в аэрокосмической отрасли, должны использовать не отдельные международные маркетинговые стратегии, а их эффективное сочетание как основу развития. Изучаются и обосновываются приоритетные виды международных маркетинговых стратегий для предприятий аэрокосмической отрасли, их сочетание и специфические условия, обеспечивающие результативность в будущей конкуренции.

Ключевые слова: международная маркетинговая стратегия, сочетание международных маркетинговых стратегий, условия результативности развития, предприятие аэрокосмической отрасли.

THE COMBINATION OF INTERNATIONAL MARKETING STRATEGIES

AS OPPORTUNITIES FOR AEROSPACE COMPANIES' DEVELOPMENT

M. A. Getsov, I. A. Misineva

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: mgetsov@icloud.com, imisineva@mail.ru

To be competitive in the current and future conditions, the companies operating in the aerospace industry, should not use certain international marketing strategies and their effective combination as a basis for development. This study

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.