Научная статья на тему 'Сочетание международных маркетинговых стратегий как возможности развития предприятий аэрокосмической отрасли'

Сочетание международных маркетинговых стратегий как возможности развития предприятий аэрокосмической отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
116
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ МАРКЕТИНГОВАЯ СТРАТЕГИЯ / СОЧЕТАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ МАРКЕТИНГОВЫХ СТРАТЕГИЙ / УСЛОВИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ / ПРЕДПРИЯТИЕ АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ / INTERNATIONAL MARKETING STRATEGY / A COMBINATION OF INTERNATIONAL MARKETING STRATEGIES / THE IMPACT OF THE CONDITIONS OF DEVELOPMENT / THE AEROSPACE INDUSTRY COMPANY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гецов М. А., Мисинева И. А.

Для обеспечения конкурентоспособности в современных и будущих условиях, компании, действующие в аэрокосмической отрасли, должны использовать не отдельные международные маркетинговые стратегии, а их эффективное сочетание как основу развития. В данном исследовании изучаются и обосновываются приоритетные виды международных маркетинговых стратегий для предприятий аэрокосмической отрасли, их сочетание и специфические условия, обеспечивающие результативность в будущей конкуренции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMBINATION OF INTERNATIONAL MARKETING STRATEGIES AS OPPORTUNITIES FOR AEROSPACE COMPANIES'' DEVELOPMENT

To be competitive in the current and future conditions, the companies operating in the aerospace industry, should not use certain international marketing strategies and their effective combination as a basis for development. This study examines and justifies the priority types of international marketing strategies for the aerospace industry, their combination and the specific conditions that ensure the effectiveness of future competition.

Текст научной работы на тему «Сочетание международных маркетинговых стратегий как возможности развития предприятий аэрокосмической отрасли»

Если текущее значение экспортного потенциала может быть рассчитано достаточно очевидным способом, то резервный уровень экспортного потенциала рассчитать сложнее. Уровень резервного потенциала зависит от эффективности использования источников, составляющих экспортный потенциал. Причем наличие резерва не означает эффективность его использования. Некоторые предприятия имеют достаточные источники, формирующие достойный уровень экспортного потенциала, однако в силу различных причин резервный потенциал ими так и не реализуется.

Для оценки экспортного потенциала машиностроительных предприятий необходимо разработать методику, позволяющую учесть специфические характеристики и факторы, оказывающие влияние на развитие его экспортного потенциала. Предприятия машиностроения края существенно различаются по уровню текущей и перспективной конкурентоспособности. Однако для всех машиностроительных предприятий края, предлагающих или планирующих вывод своей продукции на международные рынки, необходимо решение задач по модернизации и обновлению производственного оборудования.

Библиографические ссылки

1. Проект стратегии социально-экономического развития Красноярского края до 2020 года (разработан Правительством Красноярского края) [Электрон-

ный ресурс] // Офиц. портал Красноярского края. URL: http://www.econ.krskstate.ru/ser_kray/strateg/ (дата обращения: 02.09.2014).

2. Статистика внешней торговли [Электронный ресурс] // Офиц. сайт ФТС. URL: http://www.customs./ index.php?option = com_content&view = article&id = 13858&Itemid = 2095/ (дата обращения: 02.09.2014).

3. Сычев М. С. Концептуальный подход к анализу экспортного потенциала предприятия // Вопросы экономики и права. 2012. № 7. 131 с.

References

1. The draft strategy for economic and social development of the Krasnoyarsk Territory until 2020 (The new Government of the Krasnoyarsk Territory) // The official portal of the Krasnoyarsk Territory. URL: http: //www.econ.krskstate.ru/ser_kray/strateg/ (date accessed: 02.09.2014).

2. Foreign Trade Statistics // The official website of the FCS. URL: http: //www.customs./index. php?option = com_content& view = article&id = 13858&Itemid = 2095/ (date accessed: 02.09.2014).

3. Sychev M. S. Conceptual approach to the analysis of export potential // Issues of Economics and Law. 2012. № 7. 131 p.

© Белякова Г. Я., Фокина Д. А., 2014

УДК 339.138

СОЧЕТАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ МАРКЕТИНГОВЫХ СТРАТЕГИЙ КАК ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

М. А. Гецов, И. А. Мисинева

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 Е-mail: [email protected], [email protected]

Для обеспечения конкурентоспособности в современных и будущих условиях, компании, действующие в аэрокосмической отрасли, должны использовать не отдельные международные маркетинговые стратегии, а их эффективное сочетание как основу развития. Изучаются и обосновываются приоритетные виды международных маркетинговых стратегий для предприятий аэрокосмической отрасли, их сочетание и специфические условия, обеспечивающие результативность в будущей конкуренции.

Ключевые слова: международная маркетинговая стратегия, сочетание международных маркетинговых стратегий, условия результативности развития, предприятие аэрокосмической отрасли.

THE COMBINATION OF INTERNATIONAL MARKETING STRATEGIES

AS OPPORTUNITIES FOR AEROSPACE COMPANIES' DEVELOPMENT

M. A. Getsov, I. A. Misineva

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: [email protected], [email protected]

To be competitive in the current and future conditions, the companies operating in the aerospace industry, should not use certain international marketing strategies and their effective combination as a basis for development. This study

Решетневскуе чтения. 2014

examines and justifies the priority types of international marketing strategies for the aerospace industry, their combination and the specific conditions that ensure the effectiveness of future competition.

Keywords: international marketing strategy, a combination of international marketing strategies, the impact of the conditions of development, the aerospace industry company.

По мнению ряда ученых, стратегия - это общий, недетализированный план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени; способ достижения сложной цели, являющейся неопределённой и главной для предприятия на данный момент, в дальнейшем корректируемой под изменившиеся условия существования. Задачей стратегии является эффективное использование различных ресурсов для достижения основной цели.

Международная маркетинговая стратегия - это элемент общей стратегии компании (корпоративной стратегии), который описывает, как компания должна использовать свои ограниченные ресурсы для достижения максимального результата в увеличении продаж и доходности от продаж в долгосрочной перспективе на международном рынке. В зависимости от поставленных целей и средств их достижения ученые выделяют несколько видов стратегий, применяемых в деятельности международных фирм и их самостоятельных производственных отделений:

- стратегия завоевания или расширения доли рынка;

- стратегия инновации;

- стратегия инновационной имитации;

- стратегия дифференциации продукции;

- стратегия выжидания;

- стратегия снижения издержек производства;

- стратегия индивидуализации потребителя [1].

Стратегия завоевания доли рынка или ее расширения до определенных показателей осуществляется посредством выпуска и внедрения на рынок новой продукции, формирования новых запросов у потребителей, проникновения в новые сферы применения продукции. Расширение доли рынка традиционной продукции в условиях, когда все товарные рынки так или иначе поделены, возможно лишь за счет ухода с рынка конкурента, приобретения у конкурента его доли рынка, снижения под влиянием конкуренции доли конкурирующей фирмы и т. п. Это достигается путем модификации и внедрения на рынок новых моделей, применения как прямых, так и скрытых методов конкурентной борьбы.

Стратегия инновации предполагает создание изделий, не имеющих аналогов на рынке. К таким изделиям относятся прежде всего принципиально новые продукты, проекты, ориентированные на новые потребности [2].

Стратегия инновационной имитации предполагает возможность копирования новшеств, разработанных конкурентами, и прежде всего принципиально новых идей, заложенных в новой продукции. Такую стратегию проводят фирмы, обладающие значительными ресурсами и производственными мощностями, необходимыми для быстрого освоения и массового выпуска скопированного изделия и сбыта его на тех рынках, которые еще не завоеваны пионерной фирмой.

Данный вид международной маркетинговой стратегии активно используется китайскими производителями.

Стратегия дифференциации продукции предполагает модификацию и усовершенствование традиционных изделий, выпускаемых международной фирмой, за счет реализации в продукции новых технических принципов, внесения в изделие таких изменений, которые могут вызвать новые потребности или создать новые сферы использования товара [3].

Стратегия снижения издержек производства требует массового внедрения экономичного оборудования и технологий; установления контроля над прямыми и накладными расходами; снижения расходов на НИОКР и рекламу; создания благоприятных условий доступа к сырьевым ресурсам; ориентации системы сбыта на широкие группы потребителей на многих национальных рынках.

Стратегия выжидания используется, когда тенденции развития конъюнктуры и покупательского спроса неопределенные. В этих случаях крупная фирма предпочитает воздерживаться от внедрения продукта на рынок и изучать действия конкурента. Возможность такого выжидания и последующего рывка ставит крупные фирмы в исключительное положение и дает им определенные преимущества в конкурентной борьбе. Тем не менее они, как правило, относятся к принятию решений о нововведениях очень осторожно, требуя проведения всесторонних маркетинговых исследований, перспективных расчетов прибыльности и контролируемой доли рынка.

Стратегия индивидуализации потребителя широко применяется производителями оборудования производственного назначения, включая аэрокосмическую отрасль, ориентированного на индивидуальные заказы [4].

Требования достижения эффективности развития на международном рынке приводит компанию к использованию сочетания нескольких видов стратегий, что позволяет собрать преимущества каждой из стратегий воедино. Изучение показывает, что аэрокосмическая отрасль не является исключением. Для удержания передовых позиций в экономике высокотехнологичные производства, к числу которых относится и ракетно-космическая промышленность, должны постоянно подтверждать свою высокую эффективность и готовность соответствовать самым современным требованиям информационного общества. Ракетно-космическая промышленность, являясь одной из наиболее сложных и наукоемких отраслей машиностроения, широко использует межотраслевые поставки, в которых участвуют почти все отрасли народного хозяйства. Разработка ракетно-космической техники характеризуется высокой наукоемкостью, значительной трудоемкостью, длительными сроками разработ-

ки и проведения испытаний. Кроме того, требуется постоянное поддержание функционирования и развития дорогостоящих уникальных стендов, специальных комплексов и сложнейшего оборудования. В настоящее время в мире свыше 100 стран осуществляют космическую деятельность. Но лишь три государства (США, Китай и Россия) реализуют все направления этой деятельности, в том числе занимаются в полном объеме пилотируемой космонавтикой. Россия обладает достаточным количеством знания, технологий и оборудования для производства и разработки различных систем и устройств [5]. Поэтому в качестве приоритетной стратегии развития российским компаниям, действующим в авиационной и космической сферах, необходимо использовать стратегию инновации, в том числе и в международных проектах. Уникальность, которую создает данный вид международной маркетинговой стратегии, предоставляет компании максимальное конкурентное преимущество при выходе на зарубежный рынок с единственным в свое роде продуктом. Необходимо также принимать во внимание специфику аэрокосмической отрасли, которая заключается в том, что каждый продукт индивидуален и удовлетворяет не все, а только определенные потребности заказчика. Поэтому в данном случае сочетание может включать и стратегию индивидуализации потребителя. Компаниям необходимо проводить мониторинг зарубежных рынков на наличие различных заказов, включая определение будущих тенденций, перспективных технологий.

Актуализация выбора конкретных маркетинговых стратегий, их эффективного сочетания для компаний аэрокосмической отрасли связана еще и с тем, что реализация конкретных заказов, проектов требует уже сформированной научной, технологической, производственной базы. А это условие будущей конкурентоспособности на международном рынке требует

от руководителей предприятий аэрокосмического комплекса организации развития в структуре компании обеспечивающих видов деятельности, включая создание и менеджмент инноваций, управление персоналом, инвестициями, и решения множества других специальных вопросов. Но именно реализация такого подхода, по нашему мнению, позволит российским предприятиям аэрокосмической отрасли обеспечить стратегическую конкурентоспособность на международных развивающихся, новых и будущих рынках.

Библиографические ссылки

1. Багиев Г. Л., Моисеева Н. К., Никифорова С. В. Международный маркетинг. СПб. : Питер, 2001. 512 с.

2. Черенков В. И. Международный маркетинг. СПб. : Знание, 2003. 846 с.

3. Алексунин В. А. Международный маркетинг. М. : Дашков и К, 2000. 160 с.

4. Сейфуллаева М. Э. Международный маркетинг. М. : Юнити-Дана, 2004. 319 с.

5. Черток Б. Космонавтика XXI века. Попытка прогноза развития до 2101 г. М. : РТСофт, 2010. 912 с.

References

1. Bagiev G. L., Moiseeva N. K., Nikiforova S. V. International marketing. Spb. : Piter, 2001. 512 p.

2. Cherenkov V. I. International marketing. Znanie: Spb, 2003. 846 p.

3. Aleksunin V. A. International marketing. M. : Izdatelsky dom "Dashkov I Ko". 200. 160 p.

4. Seifullaeva M. E. International marketing. M.: YUNITI-DANA, 2004. 319 p.

5. Chertok B. Kosmonavtika XXI veka. Popytka prognoza razvitiya do 2101 goda. M. : Rtsoft, 2010. 912 p.

© Гецов М. А., Мисинева И. А., 2014

УДК 658.5

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ И ВОВЛЕЧЕННОСТИ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИЯХ СФЕРЫ УСЛУГ

А. И. Гук

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: [email protected]

Рассматривается специфика управления персоналом сервисных компаний, где особое внимание уделяется фронтлайн-персоналу. Выявляется взаимосвязь системы материального/нематериального вознаграждения, вовлеченности, текучести фронтлайн-персонала и производительности труда. Вследствие данной взаимосвязи возникает четыре формата мотивационной среды организации.

Ключевые слова: сфера услуг, фронтлайн-персонал, вовлеченность персонала, текучесть персонала, производительность труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.