Научная статья на тему 'Стратегический анализ деятельности ОАО «ЦКБ «Геофизика» в сфере производства и реализации комплексов индукционных технологических плавильных кит-25'

Стратегический анализ деятельности ОАО «ЦКБ «Геофизика» в сфере производства и реализации комплексов индукционных технологических плавильных кит-25 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
118
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / STRATEGIC ANALYSIS / ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX / КОНКУРЕНЦИЯ / COMPETITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Громоздов А.А., Кульпинов В.Л., Тепляков К.Ю.

Рассматриваются теоретические основы стратегического управления производственным предприятием. Проводится стратегический анализ деятельности ОАО «ЦКБ «Геофизика» в сфере разработки и производства народно-хозяйственной продукции, оцениваются маркетинговая среда предприятия, его сильные и слабые стороны. Предлагаются возможные пути повышения конкурентоспособности предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The strategic analysis of OAO «CDB«GEOFIZIKA» aCTIVITY IN SPHERE OF MANUFACTURE AND REALIZATION OF INDUCTION TECHNOLOGICAL COMPLEXes «KIT-25 MELTING»

The theoretical bases of strategic management of manufacturing company are considered. The strategic analysis of activity ОSC ”CKB ”Geofizika” in sphere of elaboration and manufacture of civil production is performed; the marketing environment and strong-weak sides of the company are evaluated. The possible ways of increasing the company competitiveness are proposed.

Текст научной работы на тему «Стратегический анализ деятельности ОАО «ЦКБ «Геофизика» в сфере производства и реализации комплексов индукционных технологических плавильных кит-25»

Организационно-экономические проблемы авиационно-космических, комплексов

УДК 339.138

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ЦКБ «ГЕОФИЗИКА» В СФЕРЕ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСОВ ИНДУКЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПЛАВИЛЬНЫХ КИТ-25

А. А. Громоздов, В. Л. Кульпинов, К. Ю. Тепляков

ОАО «Центральное конструкторское бюро «Геофизика» Россия, 660041, г. Красноярск, ул. Киренского, 89. Е-mail: mmaz1201@mail.ru

Рассматриваются теоретические основы стратегического управления производственным предприятием. Проводится стратегический анализ деятельности ОАО «ЦКБ «Геофизика» в сфере разработки и производства народно-хозяйственной продукции, оцениваются маркетинговая среда предприятия, его сильные и слабые стороны. Предлагаются возможные пути повышения конкурентоспособности предприятия.

Ключевые слова: стратегический анализ, военно-промышленный комплекс, конкуренция.

THE STRATEGIC ANALYSIS OF OAO «CDB«GEOFIZIKA» ACTIVITY IN SPHERE OF MANUFACTURE AND REALIZATION OF INDUCTION TECHNOLOGICAL COMPLEXES «KIT-25 MELTING»

A. A. Gromozdov, V. L. Kul'pinov, K. Yu. Teplyakov

JSC "The central design bureau "Geofizika" 89, Kirenskogo st., Krasnoyarsk, 660041, Russia. Е-mail: mmaz1201@mail.ru

The theoretical bases of strategic management of manufacturing company are considered. The strategic analysis of activity ОБС "CKB "Geofizika" in sphere of elaboration and manufacture of civil production is performed; the marketing environment and strong-weak sides of the company are evaluated. The possible ways of increasing the company competitiveness are proposed.

Keywords: a strategic analysis, a military-industrial complex, competition.

На сегодняшний день предприятия ВПК поставлены в такие условия, в которых они вынуждены заниматься разработкой и выпуском народно-хозяйственной продукции параллельно с выполнением основных государственных заказов. Практика показывает, что конверсионные предприятия, как правило, испытывают значительные трудности при выходе на гражданские рынки, так как изначальная ориентация на разработку и выпуск высокотехнологичной военной продукции неизбежно сказывается на подходах, методах и технологиях разработки и производства изделий гражданской тематики Ь. как следствие, на их завышенной себестоимости. Не всегда адекватно расценивается реальная потребность рынка в выпускаемых товарах гражданского назначения, а выход на такие рынки, ввиду имеющейся конкуренции, влечет для конверсионных предприятий существенные трудности.

Открытое акционерное общество «Центральное конструкторское бюро «Геофизика» (ОАО «ЦКБ «Геофизика») нацелено на развитие гражданского сектора разрабатываемой и выпускаемой продукции на основе базовых производственных технологий [1]. Для повышения эффективности этой деятельности необходимо определить стратегию развития.

Одним из конверсионных направлений развития ОАО «ЦКБ «Геофизика» является стратегическая зона хозяйствования «Технологические индукционные плавильные комплексы (КИТ-25)».

Комплекс плавильный индукционный предназначен для плавки цветных металлов и сплавов с температурой плавления до 1500 °С (золото, серебро, медь и медьсодержащие сплавы, баббит) в индукционной плавильной печи на базе графитированного тигля АА 100Т путем индукционного нагрева токами высокой частоты.

В ходе исследования проведен стратегический анализ предприятия и его среды, включающий в себя сбор информации, анализ сильных и слабых сторон фирмы, а также ее потенциальных возможностей на основании имеющейся внешней и внутренней информации.

Для анализа внешней макросреды были использованы PEST-анализ и SWOT-анализ (анализ возможностей и рыночных угроз) [2]. Для анализа внешней микросреды использовалась модель «5 сил Портера». Методом экспертных оценок был проведен анализ нестабильности внешней среды, который показал, что наибольшая нестабильность наблюдается в технологической сфере, однако почти такую же нестабильность имеют и экономическая, и политическая сферы. Оценка факторов внешней среды, а также анализ влияния основных движущих сил предприятия показали перспективу роста конкуренции на рынке рассматриваемого продукта при ее настоящем пограничном состоянии между умеренным и пониженным уровнем.

Решетневскуе чтения. 2013

Анализ конкурентов проведен с привлечением экспертов при помощи модели «5 конкурентных сил Портера», многогранника конкурентоспособности (лепестковые диаграммы). Сравнительная оценка сильных и слабых сторон основных конкурентов на внутреннем рынке индукционных плавильных комплексов с учетом текущей рыночной ситуации и перспективности данного направления показала необходимость принятия срочных мер по повышению конкурентоспособности исследуемого предприятия. Основными причинами не вполне выгодного положения предприятия на данном рынке (о чем свидетельствует низкая рентабельность производства индукционного оборудования), кроме внешних факторов, являются значительные накладные расходы и недостаточно эффективная маркетинговая деятельность. В качестве конкурентных преимуществ плавильных комплексов КИТ-25 можно выделить высокие технологические показатели, качество изготавливаемой продукции, широкий спектр ее применения, а также гарантийное и сервисное постпродажное обслуживание.

В работе даны рекомендации по выходу из сложившейся ситуации:

- реорганизация подразделений, занятых народнохозяйственной тематикой, с выделением их в отдельное дочернее предприятие;

- реорганизация процессов разработки и производства для снижения себестоимости;

- усиление маркетинговой деятельности.

Библиографические ссылки

1. Сайт ОАО «ЦКБ «Геофизика» [Электронный ресурс]. URL: http://www.geockb.ru/ (дата обращения: 04.05.2013).

2. Шкардун В. Д. Маркетинговые основы стратегического планирования: Теория, методология, практика. 3-е изд. М. : Изд. «Дело» АНХ, 2008. 131 с.

References

1. The sait of The public joint-stock company "CKB "Geofizika". URL: http://www.geockb.ru/ (accessed 04 May 2013).

2. Shkardun V. D. Marketingovie osnovi strategicheskogo planirovanija: Teorija, metodologija, praktika. 3-rd edition. Moscow: «Delo» ANH, 2008. 131 p.

© Громоздов А. А., Кульпинов В. Л., Тепляков К. Ю., 2013

УДК 657.6

ПОДХОДЫ К МОДЕЛИРОВАНИЮ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УЧЕТА ИННОВАЦИЙ

Е. В. Зыкина, С. В. Филько

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 Е-mail: zikina_ev@mail.ru

Раскрывается содержание основных подходов к формированию учетных моделей инновационных процессов. Ключевые слова: учет инноваций, учетные модели инновационных процессов.

APPROACHES TO MODELLING THE STRATEGIC ACCOUNT OF INNOVATIONS

E. V. Zikina, S. V. Filko

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, "Krasnoyarsky Rabochy" Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia E-mail: zikina_ev@mail.ru

The contents of the basic approaches to registration model formation of innovative processes are revealed.

Keywords: the account of innovations, registration models of innovative processes.

Инновации проникли во все сферы деятельности людей, и в целом для инновационных процессов характерны две тенденции. Первая тенденция проявляется в значительном разнообразии инноваций и инновационной деятельности как по охвату сфер функционирования людей, так и в сокращении сроков их реализации и быстроте смены инновационных продуктов и процессов. Вторая тенденция в сфере инноваций и инновационных процессов характеризуется акцентом на их стратегическое позиционирование на

всех уровнях, как в территориальном, так и во временном аспектах.

За последние двадцать лет стратегический аспект управления информацией стал особенно интенсивно проникать в бухгалтерский учет. Понятие стратегии в экономическом, финансовом, банковском, учетном смысле долго отсутствовало в специальной литературе в России. В западной экономической литературе термин «стратегия» рассматривался как важнейшая экономическая категория уже более 40 лет назад.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.