Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОРПОРАЦИИ НА ОСНОВЕ ЕЕ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ'

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОРПОРАЦИИ НА ОСНОВЕ ЕЕ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / АНАЛИЗ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романов А. А.

Статья посвящена исследованию понятию стратегического анализа, а также основных методов стратегического анализа финансовой отчетности.The article is devoted to the study of the concept of strategic analysis, as well as the main methods of strategic analysis of financial reporting.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОРПОРАЦИИ НА ОСНОВЕ ЕЕ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ»

УДК 338.27

Романов А.А

студент (магистр)3 курса магистратуры факультет «Финансы и кредит» Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева Россия, г. Кемерово СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОРПОРАЦИИ НА ОСНОВЕ ЕЕ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Статья посвящена исследованию понятию стратегического анализа, а также основных методов стратегического анализа финансовой отчетности.

Ключевые слова: стратегический анализ, анализ бухгалтерской отчетности

The article is devoted to the study of the concept of strategic analysis, as well as the main methods of strategic analysis offinancial reporting.

В современных условиях корпорации существуют в условиях нестабильности внешней среды. Изменение политической обстановки, введение санкций, изменение курса валют, изменение ключевой ставки и другие факторы влияют на результаты деятельности большинства предприятий. Поэтому разработка стратегии становится важным этапом развития любого предприятия.

От выбранной стратегии, ее обоснованности зависит успех корпорации. Стратегия - это определение ключевых долгосрочных целей и задач, разработка порядка действий, оптимизация и распределение ресурсов, необходимых для их достижения. Другими словами, стратегия - это конкурентоспособный план достижения перспективных целей организации

[4].

Разработка стратегии организации должна начинаться со стратегического анализа. Основой стратегии являются полученные данные, включающие информацию о состоянии активов корпорации, уровне эффективности их использования, наличии резервов роста, наличии слабых сторон, угроз и возможностей.

Процесс стратегического анализа состоит из следующих этапов:

1) анализ миссии и целей организации;

2) анализ внешней среды;

3) анализ внутренней среды организации;

4) комплексный анализ среды [3].

Стратегический анализ предполагает использование широкого диапазона современных подходов. Стратегический анализ финансовой отчетности предполагает проведение анализа отчетности при помощи таких методов, как вертикальный анализ, горизонтальный анализ, анализ финансовой устойчивости, анализ ликвидности баланса, анализ показателей рентабельности. Полученная информация может быть использована в

различных методах стратегического анализа.

Метод, позволяющий оценить сильные и слабые стороны организации, возможности и угрозы внешней среды, называется SWOT-анализ. Практика его применения доказала исключительную эффективность как способа оценки состояния проблемной управленческой ситуации в организации [4].

SWOT-анализ проводится при разработке стратегии предприятия, при котором используется не только анализ внешней среды, но и анализируется реальная ситуация внутри предприятия. При SWOT-анализе проводится анализ внутренних ресурсов и возможностей, которые могут рассматриваться все стороны предприятия, оценить их актуальность и определить, какие из этих факторов могут стать основой для конкурентных преимуществ. Для этого проводится анализ внутренней и внешней среды предприятия.

Матрица БКГ была создана Бостонской консалтинговой группой и используется для сопоставления разных стратегических хозяйственных подразделений и определения стратегического развития портфеля организации в перспективе.

Для оценки конкурентоспособности отдельных видов бизнеса в матрице БКГ используются два критерия: темп роста отраслевого рынка; относительная доля рынка. Темп роста рынка определяется как средневзвешенное значение темпов роста различных сегментов рынка, в которых действует предприятие, или принимается равным темпу роста валового национального продукта. Темпы роста отрасли 10 % и более рассматриваются как высокие. Относительная доля рынка определяется делением доли рынка рассматриваемого бизнеса на долю рынка крупнейшего конкурента. [2].

Рассмотрим стратегический анализ бухгалтерской отчетности ПАО «Кузбасская Топливная Компания», которое является одним из крупнейших производителей и экспортёров энергетического угля в России. Производственные активы Компании включают 4 действующих и 1 проектируемый участок на угольном разрезе «Виноградовский» в Кемеровской области, а также две обогатительные фабрики и собственную железнодорожную инфраструктуру.

Анализ финансовой отчетности ПАО «Кузбасская Топливная Компания» позволил сделать вывод о недостаточной доле собственных средств в структуре источников формирования имущества. Доля собственных средств в 2016 г. составила 41,1%, в то время как для обеспечения финансовой устойчивости рекомендуется не менее 50%.

Из проведенного анализа показателей рентабельности можно сделать вывод, что рост рентабельности активов обусловлено ростом эффективности использования основных и оборотных средств, а также трудовых ресурсов. Рентабельности активов возросла с 0,03% в 2014 г. до 2,41% в 2016 г. При этом темпы роста выручки ниже темпов роста себестоимости, что привело к снижению рентабельности продаж с 6,18% в 2014 г. до 4,85% в 2016 г.

Анализ коэффициентов ликвидности показал наличие возможности увеличения уровня краткосрочной задолженности или снижения оборотных активов без риска утраты платежеспособности. В частности, коэффициент абсолютной ликвидности, отражающий способность корпорации погасить свои краткосрочные обязательства за счет наиболее ликвидных активов (денежные средства, финансовые вложения) в 2016 г. составил 0,71 при рекомендуемом значении >0,2. За счет совокупных оборотных активов предприятие может полностью погасить свои краткосрочные обязательства: коэффициент текущей ликвидности в 2016 г. составляет 1,75 при рекомендуемом значении 1-2.

Таблица 1 - SWOT-анализ ПАО «Кузбасская Топливная Компания» на основе финансовой отчетности_

Сильные стороны - высокая доля долгосрочных источников формирования имущества; - высокие значения коэффициентов ликвидности и платежеспособности, позволяющая повысить уровень краткосрочной задолженности; - превышение дебиторской задолженности над кредиторской; - рост рентабельности активов, фондоотдачи, средней выработки на 1 работника; - снижение уровня запасов; - рост оборачиваемости оборотных средств. Слабые стороны -снижение эффективности продаж (показатель рентабельности продаж); - превышение темпов роста заработной платы над темпами роста выработки; - неудовлетворительные показатели финансовой устойчивости; - превышение темпов роста себестоимости над темпами роста выручки;

Возможности - увеличение доли краткосрочных обязательств; - размещение части денежных средств в виде краткосрочных финансовых вложений. Угрозы - высокий уровень дебиторской задолженности, риск неплатежей со стороны покупателей; - увеличение себестоимости за счет роста фонда оплаты труда; - утрата финансовой устойчивости.

SWOT-анализ на основе финансовой отчетности показал наличие сильных сторон и резерва роста и развития ПАО «КТК». Так, например, резервом роста является снижение уровня запасов, высвобождение дополнительных финансовых ресурсов, уменьшение логистических затрат. При этом необходимо учитывать слабые стороны, такие как превышение роста себестоимости над темпами роста выручки, которое может привести к ухудшению показателей рентабельности.

Возможности включают в себя наличие резерва для увеличения доли краткосрочных обязательств без риска утраты платежеспособности и ликвидности, однако необходимо учитывать показатели финансовой устойчивости, которые на текущий момент не являются удовлетворительными. Свободные денежные средства могут быть

размещены на депозитных (краткосрочных) счета и приносить дополнительную прибыль.

Угрозы включают в себя риск утраты финансовой устойчивости. Привлечение заемных денежных средств для финансирования деятельности

- это один из путей развития предприятия, однако данные источники формирования имущества являются дорогостоящими и повышают зависимость от внешних кредиторов. Также важными угрозами являются высокий уровень дебиторской задолженности, риск неплатежей со стороны покупателей.

В соответствии с классификацией Бостонской Консалтинговой Группы ПАО «Кузбасская Топливная Компания» можно отнести к категории «Дойных Коров». Темпы роста рынка добычи полезных ископаемых снижаются на 4-6% в год. При этом корпорация занимает высокую долю рынка (0,8-1,02%) в 2014-2016гг. при учете наличия большого числа участников рынка. [1]

Проведенный стратегический анализ ПАО «КТК» на основе финансовой отчетности позволил определить ряд слабых и сильных сторон, возможности и угрозы. Корпорация занимает сравнительно высокую долю рынка, ее деятельность приносит стабильный высокий доход. Данные могут быть использованы для разработки стратегического плана развития предприятия.

Использованные источники:

1. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru/

2. Гладких, Я.Н. SWOT-анализ как элемент стратегического планирования организации / Я.Н. Гладких, М.С. Лебедева // Контентус. - 2017. - № 5 (58).

- С. 24-31.

3. Кравченко, Е.Ю., Лахнова, В.В. Современные подходы к стратегическому анализу в менеджменте / Е.Ю. Кравченко, В.В. Лахнова // Белгородский экономический вестник. - 2016. - № 4 (84). - С. 97-102.

4. Серченко, В.И. Сущность и организация стратегического анализа на предприятии / В.И. Серченко // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2016. № 5-1 (83). С. 196-200.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.