финансовый анализ организации в контексте
стратегического менеджмента (на примере оао «зарубежнефть»)
Гасанова Д.Р., Сыромкина К.В., Юсуфова Н.Э
студенты РЭУ им. Г.В. Плеханова, факультета менеджмента.
Научный руководитель: доцент кафедры организационно-управленческих инноваций,
кандидат экономических наук, Анохина Марина Егоровна
АННОТАЦИЯ
В данной статье представлены результаты финансового анализа деятельности ОАО «Зарубежнефть», определяющие стратегические инициативы компании. С учетом специфических особенностей нефтехимической промышленности, выявленных в ходе отраслевого анализа, на основе финансовых данных компании определены ее стратегические возможности.
ABSTRACT
In a current article are presented the results of the financial analysis of OAO «Zarubezhneft», defining the company's Srategic initiatives. Taking into account the specific characterises of the petrochemical indu^ry, identified in the induSry analysis, based on the company's financial data are defined its Srategic opportunities.
Ключевые слова: стратегический менеджмент, отраслевой анализ, финансовый анализ, ликвидность, активы, пассивы, баланс.
Keywords: Srategic management, indu^ry analysis, financial analysis, liquidity, assets, liabilities, balance.
«Зарубежнефть» - старейшее предприятие нефтегазового комплекса Российской Федерации, имеющее богатый опыт реализации проектов в различных регионах мира.
Миссия Компании - эксплуатация действующих месторождений нефти и газа в России и за рубежом, обеспечивающая максимально эффективное и комплексное извлечение углеводородных ресурсов.
АО «Зарубежнефть» обладает следующими конкурентными преимуществами, позволяющими реализовать выбранную миссию:
- богатый опыт разработки сложных коллекторов, в первую очередь - залежей трещиноватого фундамента, гидрофобных трещиноватых карбонатов, терригенных блочных структур малой мощности;
- успешный опыт рентабельной деятельности на месторождениях малого размера с разбалансированной системой разработки;
- знание специфики работы в различных регионах мира;
- богатый опыт реализации международных нефтегазовых проектов, устойчивые многолетние связи с ведущими нефтяными компаниями России и мира, наличие в структуре научно-исследовательских и проектных организаций и отраслевых институтов топливно-энергетического комплекса;
- опыт работы с мировыми нефтегазовыми компаниями, в том числе в качестве партнера, не несущего функции оператора.
Для оценки привлекательности среды с точки зрения перспектив получения прибыли был проведен стратегический анализ отрасли, в которой функционирует компания.
Были рассчитаны следующие показатели:
Индекс концентрации (concentration ratio) измеряется как сумма рыночных долей крупнейших фирм, действующих на рынке.
1. Индекс концентрации для нефтегазовой отрасли в России рассчитываем по формуле
где СЯк - индекс концентрации; Yi - доля производства (продаж) ьй фирмы в общем объеме выпуска (сбыта) отрасли.
Рынок нефтепродуктов и газа достаточно концентрирован, индекс концентрации (СЯ-4) - 86,7 %. Считается, что если индекс концентрации приближается к 100, то рынок характеризуется высокой степенью монополизации, если же он немногим выше нуля, то его можно рассматривать как конкурентный.
2.Индекс Херфиндаля - Хиршмана для нефтегазовой отрасли в России рассчитывается как сумма квадратов рыночных долей (в процентах) всех субъектов рынка в общем его объеме:
Безопасный с точки зрения монополизации рынок предполагает, что НН1 будет меньше 1000. Если НН1 близок к нулю, то это - идеальный рынок, где существует множество мелких фирм и каждая из них контролирует малую долю. Индекс НН1 отражает усиление монопольной власти в геометрической прогрессии: если НН1 превышает 1800, то рынок считается высококонцентрированным, и на нем не допускается слияния фирм. Если же значение индекса находится в диапазоне от 1000 до 1800,то слияние фирм допускается только тогда, когда в результате слияния индекс НН1 не вырастет более чем на 100 пунктов, не выходя при этом за границу 1800.
Выполненные нами расчеты показали, что в рассматриваемом случае индекс Херфиндаля-Хиршманна равен высокому значению НН1=2210. Это однозначно интерпретируется как высокая концентрация нефтегазового рынка.
На основе рассчитанных показателей можно сделать вывод, что для нефтегазовой отрасли характерна высокая степень монополизации. Данная характеристика свидетельствует о том, что барьеры входа в отрасль достаточно высоки.
Был проведен анализ компании в области управления финансами в качестве ответной реакции на специфику нефтегазовой отрасли, путем оценки ликвидности и платежеспособности компании.
Ликвидность бухгалтерского баланса представляет собой важную аналитическую характеристику финансового состояния компании. Она означает уровень готовности организации погасить краткосрочные обязательства ликвидными активами в настоящий момент времени. Если говорить об углубленном анализе бухгалтерского баланса, то он представляет собой значительно более детальную оценку финансового состояния организации, которая позволяет составлять прогнозы ситуаций с платежным избытком или недостатком денежных средств. При углубленном анализе актив и пассив баланса необходимо разделить на 8 групп, или агрегатов (по 4 а каждом разделе): группировка активов производится по степени ликвидности и распределяется в убывающем порядке; группировка пассивов организации -по срокам погашения обязательств и распределяется в возрастающем порядке.
Активы предприятия, как правило, подразделяются на 4 группы в зависимости от их скорости превращения в денежные средства, то есть, от степени ликвидности.
Разделение активов производится на нижеперечисленные группы:
А1. Наиболее ликвидные активы А2. Быстро реализуемые активы АЗ. Медленно реализуемые активы А4 Труднореализуемые активы.
Рассмотрим различия по составу пассивы, которые классифицируются по степени срочности их оплаты на следующие группы:
П1. Наиболее срочные обязательства П2. Среднесрочные обязательства
Баланс организации считается абсолютно ликвидным, если имеют место следующие соотношения [3]:
1) А4 < П4 + П3
2) А3> П1
3) А2 + А1 > П2
Проанализируем данные показатели на примере ОАО «Зарубежнефть»:
1. (А4) 87 394 045 тыс. руб. <(П4+П3) 123 116 177 тыс. руб.
2. (А3) 304 636 тыс. руб. < (П1) 759 621 тыс. руб.
3. (А2+А1) 36 177 217 тыс. руб. > (П2) 0 руб.
В данном случае мы видим, что А3<П1. Это свидетельствует о несоответствии кредиторской задолженности запасам. Остальные неравенства выполняются правильно. Из этого мы можем сделать вывод, что баланс не является абсолютно ликвидным.
Далее определим наличие излишек/дефицита:
1) П4 + П3 - А4= 122 542 444 тыс. руб.+ 573 733 тыс. руб.- 87 394 045 тыс. руб. = 35 722 132 тыс. руб.
П3. Долгосрочные пассивы
П4. Постоянные (бессрочные) пассивы
В данном подходе предполагается проведение следующего анализа:
• способность финансирования внеоборотных активов, совместно с собственным капиталом, и долгосрочными обязательствами, в роли которых могут выступать учредительские займы. Помимо этого оборотные активы должны частично финансироваться устойчивыми источниками;
• кредиторская задолженность соответствует запасам, а также является источником их финансирования. Важно, что для того чтобы организация могла расплачиваться по обязательствам, преобразуя запасы в денежные средства, величина запасов должна быть больше задолженности;
• краткосрочные кредиты и займы соответствуют дебиторской задолженности и наиболее ликвидным активам, а также являются источником их финансирования.
Имущественный подход анализа ликвидности баланса имеет достаточно широкое распространение. Суть данного подхода заключается в соотношении активов, которые сгруппированы по степени ликвидности с пассивами, сгруппированными по степени востребованности. Данная отражает интересы кредиторов в том смысле, что иллюстрирует способности организации ответить по своим обязательствам.
Для выявления наиболеее удобного подхода к анализу ликвидности баланса российских компаний, были произведены рассчеты ликвидности и платежеспособности на основе баланса организации ОАО «Зарубежнефть» на конец 2014 гг.
Рассмотрим на примере функционального подхода анализ ликвидности баланса. Для этого нам надо рассчитать следующие показатели компании ОАО (табл.2)
Таблица 1
2) А3 - П1= 304 636 тыс. руб. - 759 621 тыс. руб. = -454 985 тыс. руб.
3) А2 + А1 - П2= 13 646 105 тыс. руб. + 22 531 112 тыс. руб. - 0 руб.= 36 177 217 тыс. руб.
Можно сделать вывод, что данная методика не отражает дефицит собственного капитала организации, и его удельный вес в структуре источников финансирования достаточно высок.
Сопоставление ликвидных средств и обязательств позволяет нам вычислить текущую ликвидность, которая говорит о платежеспособности или неплатежеспособности организации на ближайший промежуток времени:
ТЛ=(А1 + А2) - (П1 + П2) = 35 417 596 тыс. руб.
Данный расчет позволяет нам сделать вывод о том, что компания платежеспособна.
Рассмотрим на примере имущественного подхода анализ ликвидности баланса.
Согласно имущественному подходу, баланс считается абсолютно ликвидным, если выполняются следующие неравенства [2]:
Актив баланса Пассив баланса
А1 22 531 112 П1 759 621
А2 13 646 105 П2 0
А3 304 636 П3 573 733
А4 87 394 045 П4 122 542 444
А1 > П1;
А2 > П2;
А3 > П3;
А4 < П4.
Проанализируем данные соотношения на примере ОАО «Зарубежнефть» (тыс. руб):
1. (А1) 22 531 112 > (П1) 759 621
2. (А2) 13 646 105 > (П2) 0
3. (А3) 304 636 < (П3) 573 733
4. (А4) 87 394 045 < (П4) 122 542 444
В данном случае мы видим, что А3<П3. Можно сделать вывод, что наблюдается недостаток медленно реализуемых активов в 2014 году, что говорит об отсутствии перспективной платежеспособности. Остальные неравенства выполняются правильно. Основываясь на этом, можно сделать вывод, что баланс не является абсолютно ликвидным.
Проведем детальный анализ платежеспособности предприятия. Данный анализ необходим для предприятий, так как с помощью его инструментов можно описать финансовое положение субъекта хозяйствования. Анализ платежеспособности выявляет возможность компании оборачивать активы в наличные средства и погашать собственные обязательства. При этом учитывается соответствие срока погашения обязательств сроку преобразования активов в деньги. Эти показатели зависят от результатов сопоставления суммы платежных средств, находящихся в наличии у предприятия, и величины краткосрочных обязательств.
1. Общий показатель платежеспособности (тыс. руб):
L1 = (А1+0.5А2+0.3А3): (П1+0.5П2+0.3П3) = (22 531 112
+ 0.5*13 646 105+ 0.3*304 636): (759 621+0.5*0+0.3+122 542 444) = 0.78-1.
Допустимое значение^1>1.
2. Коэффициент абсолютной ликвидности:
L2=((Денежные средства)+(Финансовые вложения)):
(Текущие обязательства) = 0.29-0.3
Допустимое значение: L2>0,2 - 0,7.
Данный коэффициент показывает, какую часть текущей краткосрочной задолженности организация может погасить в ближайшее время за счет денежных средств.
3. Коэффициент текущей ликвидности:
L3 = (Оборотные активы): (Текущие обязательства) = 1.23-1.2
Допустимое значение: 1,2 - 1,7.
Данный коэффициент показывает, какую часть текущих обязательств организация может погасить, мобилизовав все оборотные активы.
4. Коэффициент обеспеченности собственными средствами
L4 = ((Собственный капитал) - (Внеоборотные активы)): (Оборотные активы) = 0.489-0.5
Допустимые значения 0,05 - 0,5 (Чем больше, тем лучше).
Характеризует наличие собственных оборотных средств, необходимых для ее текущей деятельности.
На основании данных показателей мы можем сделать вывод, что в целом ОАО «Зарубежнефть» является платежеспособной компанией. Так же важно отметить, что она имеет собственные оборотные средства, необходимые для текущей деятельности организации. Все это свидетельствует о достаточно устойчивой стратегической позиции организации.
В заключение отметим, что отраслевой рынок нефтепродуктов и газа в России характеризуется зрелостью, стабильным потенциалом роста, высоким уровнем капиталоемкости, значительными барьерами входа на рынок. Его можно рассматривать как олигополию с доминированием четырех фирм, т.е. это рынок с высокой концентрацией. Несмотря на сложившуюся олигополию, на рынке достаточно жесткая конкуренция, что требует от компаний-участников грамотного использования инструментария стратегического менеджмента. Индикатором устойчивости организации на таком рынке являются высокие показатели платежеспособности и ликвидности.
Список литературы:
1. Ансофф И. Стратегическое управление. - М.: Эконо-мика,1989.
2. Визяк Андрей Сила масштаба: угроза или возможность. Стратегия роста А.Т. Kearney. - М., 2008
3. Зук Крис, Аллен Джеймс. Стратегии роста компании в эпоху нестабильности. Пер. с англ. - М.: ООО «ИД Ви-льямс», 2007
4. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утв. приказом Минфина РФ от 06.07.99 № 43н. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru/
5. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности. Практикум. - М.: ДиС, 2015.
6. Казакова Н.А. Финансовый анализ: Учебник Практикум. - М.: ЮРАЙТ, 2014.
7. Пласкова Н.С. Анализ финансовой отчетности, составленной по МСФО. - М.: ИНФРА-М - ВУЗОВСКИЙ УЧЕБНИК, 2015.
8. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.: Инфра - М, 2013.
Интернет ресурсы:
9. Информационно-правовой портал «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/
10. Официальный сайт журнала «Главбух» [Электронный ресурс]. URL: http://www.glavbukh.ru