Научная статья на тему 'Совокупные денежные потоки как объект SWOT-анализа, их формализованная оценка через систему взвешенных коэффициентов'

Совокупные денежные потоки как объект SWOT-анализа, их формализованная оценка через систему взвешенных коэффициентов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
485
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SWOT-АНАЛИЗ / GETS-АНАЛИЗ / СОВОКУПНЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ ПОТОКИ / СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ СТОРОНЫ ОРГАНИЗАЦИИ / ВОЗМОЖНОСТИ / УГРОЗЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / SWOT-ANALYSIS / GETS-ANALYSIS / AGGREGATE MONEY FLOWS / STRONG AND WEAK POINTS OF ORGANIZATION / POSSIBILITIES / ENVIRONMENTAL THREATS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дорохова Елена Евгеньевна

Статья содержит историю развития методологии SWOT-анализа и GETS-анализа. В ней рассмотрены возможности применения этих методик в стратегическом управлении денежными потоками, что является новым направлением в финансовом менеджменте. Значительная часть статьи посвящена методике формализованной оценки совокупных денежных потоков через систему взвешенных коэффициентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article contains the history of SWOTand GETS-analyses methodology development. The possibilities of applying these methods in the strategic management of money flows are considered, that is a new direction in financial management. A significant part of the article is devoted to the method of formalized assessment of aggregate money flows trough the system of weighted coefficients.

Текст научной работы на тему «Совокупные денежные потоки как объект SWOT-анализа, их формализованная оценка через систему взвешенных коэффициентов»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ «И

СОВОКУПНЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ ПОТОКИ КАК ОБЪЕКТ SWOT-АНАЛИЗА, ИХ ФОРМАЛИЗОВАННАЯ ОЦЕНКА ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ВЗВЕШЕННЫХ КОЭФФИЦИЕНТОВ

Е. Е. Дорохова

AGGREGATE MONEY FLOWS AS A SWOT-ANALYSIS OBJECT, THEIR FORMALIZED ASSESSMENT THROUGH THE SYSTEM OF WEIGHTED COEFFICIENTS

Dorokhova E. E.

The article contains the history of SWOT- and GETS-analyses methodology development. The possibilities of applying these methods in the strategic management of money flows are considered, that is a new direction in financial management. A significant part of the article is devoted to the method of formalized assessment of aggregate money flows trough the system of weighted coefficients.

Key words: SWOT-analysis, GETS-analysis, aggregate money flows, strong and weak points of organization, possibilities, environmental threats.

Статья содержит историю развития методологии SWOT-анализа и GETS-анализа. В ней рассмотрены возможности применения этих методик в стратегическом управлении денежными потоками, что является новым направлением в финансовом менеджменте. Значительная часть статьи посвящена методике формализованной оценки совокупных денежных потоков через систему взвешенных коэффициентов.

Ключевые слова: SWOT-анализ, GETS-анализ, совокупные денежные потоки, сильные и слабые стороны организации, возможности, угрозы внешней среды, стратегический анализ.

УДК 336.02, 339.72.015, 568.153, 336.76

Анализ рыночной позиции предприятия, выявление наиболее существенных факторов, формирующих его бизнес-среду, является необходимым этапом и составной частью любого бизнес плана.

Среди определенного многообразия методов и инструментов анализа рыночной позиции наиболее перспективным является SWOT-анализ. Его сущность заключается в оценке стратегических возможностей финансово-хозяйственной деятельности предприятия в двух аспектах. С точки зрения сегодняшнего положения предприятия, определяются его преимущества и недостатки. С точки зрения его стратегического развития, выявляются его дальнейшие возможности и угрозы, способные помешать выполнению определенной стратегии. Результаты сводятся в таблицу (матрицу).

Действительно, SWOT-анализ - это один из самых распространенных видов анализа в стратегическом управлении на сегодняшний день. SWOT-анализ позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны организации, а также потенциальные возможности и угрозы. Достигается это за счет сравнения внутренних сил и слабостей организации с возможностями, которые дает им рынок. Исходя из качества соответствия, делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свой бизнес, и в конечном итоге определяется распределение ресурсов по сегментам.

Акроним SWOT был впервые введен в 1963 году в Гарварде на конференции по

проблемам бизнес-политики профессором K. Andrews. Первоначально SWOT-анализ был основан на озвучивании и структурировании знаний о текущей ситуации и тенденциях.

В 1965 году четверо проффессоров Гарвардского университета - Leraned, Christensen, Andrews, Guth предложили методику использования SWOT-модели для разработки стратегии организации. Была предложена схема LCAG (по начальным буквам фамилий авторов), которая основана на последовательности шагов, приводящих к выбору стратегии.

Итак, SWOT - это аббревиатура начальных букв английских слов:

- Strengths - силы;

- Weaknesses - слабости;

- Opportunities - возможности;

- Threats - угрозы.

Таким образом, SWOT-анализ - это определение сильных и слабых сторон организации, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).

- Strength - сильная сторона: внут-ренняя характеристика организации, которая выгодно отличает данное предприятие от конкурентов.

- Weakness - слабая сторона: внут -ренняя характеристика организации, которая по отношению к конкуренту выглядит слабой (неразвитой), и которую предприятие в силе улучшить.

- Opportunity - возможность: характеристика внешней среды организации (т. е. рынка), которая предоставляет всем участникам данного рынка возможность для расширения своего бизнеса.

- Threat - угроза: характеристика внешней среды организации (т. е. рынка), которая снижает привлекательность рынка для всех участников.

Задачи SWOT-анализа:

1) выявить сильные и слабые стороны по сравнению с конкурентами;

2) выявить возможности и угрозы внешней среды;

3) связать сильные и слабые стороны с возможностями и угрозами;

4) сформулировать основные направления развития предприятия.

Необходимо постоянно помнить, что сильные и слабые стороны — это внутренние аспекты, а возможности и угрозы — это внешние аспекты рыночной среды.

При оценке сильных, слабых сторон организации, ее возможностей и угроз обычно:

- во-первых, проводится GETS-анализ (аббревиатура из прописных букв английских слов: Правительство, Экономика, Технология, Общество), то есть тенденции внешней среды рассматриваются с точки зрения влияния всех этих составляющих. Иными словами внешний анализ, помимо оценки рыночной конъюнктуры, должен охватывать такие сферы, как экономика, политика, технология, международное положение и социально-культурное поведение, т. е. проводиться в соответствии с моделью GETS. Это означает четыре группы внешних сил давления:

• Government - правительство;

• Economy - экономика;

• Technology - технология;

• Society - общество.

- во-вторых, строится матрица, что делает возможным проведение перекрестного анализа. S, W, O, T анализируются не в отрыве, по отдельности, а в сочетании. Например, как организация своими сильными сторонами может компенсировать угрозы внешней среды: S-O, S-T; W-O, W-T;

- в-третьих, применяется формализованная оценка через систему взвешенных коэффициентов, что позволяет добиться наиболее объективных результатов.

Поскольку SWOT-анализ в общем виде не содержит экономических категорий, его можно применять к любым объектам и в самых различных видах деятельности. Несомненно, это относится и к анализу денежных потоков. Ведь деньги - это основа любого бизнеса.

Потенциальные внутренние сильные стороны. Сильные стороны предприятия -то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным

ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки и других значимых аспектах.

Относительно денежных потоков, это, прежде всего:

- хорошо разработанная система целевых параметров управления денежными потоками;

- проработанная функциональная стратегия;

- адекватные финансовые ресурсы;

- увеличение темпов роста валового денежного притока, реальное снижение валового денежного оттока;

- достижение оптимального соотношения объемов денежных притоков и денежных оттоков;

- обеспечение минимального уровня денежных активов и их эквивалентов по отношению к объему реализации продукции;

- оптимальныйчистый денежный поток;

- возможно предельная доля заемного и привлекаемого денежного капитала;

- повышение уровня ликвидности активов, объектов реального инвестирования или портфеля финансовых инвестиций;

- эффективное реинвестирование временно свободных денежных средств.

Потенциальные внутренние слабые стороны. Слабые стороны предприятия - это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или то, что пока не удается реализовать по сравнению с другими организациями и ставит фирму в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса, устаревшее оборудование, неквалифицированный персонал.

Если остановиться на более частных примерах организации денежных потоков, то это:

- жизненный цикл предприятия на спаде;

- увеличение продолжительности операционного и финансового цикла при неизменной специализации;

- сезонность производства и реализации продукции; неэффективная амортизационная политика;

- недостаток денег на финансирование необходимых изменений в стратегии;

- перерасход денег; выплата штрафов; уплата дополнительных налогов и сборов;

- утрата денежных и приравненных к ним средств;

- недополучение или неполучение средств из запланированных источников, из-за долгов и неплатежей;

- финансовый менталитет владельцев и менеджеров, не отвечающий реальному времени.

Потенциальные внешние возможности фирмы. Рыночные возможности - это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса на выпускаемую продукцию, появление новых технологий производства товара, рост уровня доходов населения и т. д.

Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые организация может непосредственно использовать. В частности это:

стабильная политическая и экономическая обстановка, развитая финансовая инфраструктура, благоприятная конъюктура финансового и фондового рынков, прогрессивная система налогообложения.

При определении возможностей и угроз, необходимо определять при каких значениях возможности и угрозы являются возможностями и угрозами. То есть, следует учитывать, что ниже определенного нормативного значения возможность становится угрозой.

Потенциальные внешние угрозы. Рыночные угрозы - это события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие. В их числе:

- нестабильность политической и экономической обстановки;

- дорогостоящие законодательные требования;

- рост налогов;

- неблагоприятная конъюктура товарного и фондового рынков;

- недоступность финансового кредита;

- невозможность привлечения средств безвозмездного целевого финансирования;

- неисполнение договоров поставщиками и подрядчиками; выход на рынок новых конкурентов;

- изменение потребностей и вкусов покупателей; централизованное снижение цен; инфляция; снижение курса рубля.

Оценка сильных и слабых сторон предприятия по отношению к возможностям и угрозам внешней среды как раз и определяет наличие у фирмы стратегических перспектив и возможность их реализации. Понятно, что при этом будут возникать препятствия (угрозы), которые необходимо преодолевать. Отсюда следует переориентация методов управления развитием предприятия с опоры на уже достигнутые результаты, освоенные товары и используемые технологии (внутренние факторы) на изучение ограничений, накладываемых внешней рыночной средой (внешние факторы).

Формирование системы основных целей организации денежных потоков предприятия должно проходить с учетом желательных и нежелательных тенденций развития результативных показателей денежных потоков. Систему этих целей следует формулировать четко и кратко, отражая каждую из них в конкретных значениях.

В качестве важнейших целевых параметров организации денежных потоков могут быть установлены:

- темп роста общего валового положительного денежного потока в рассматриваемой перспективе;

- соотношение положительного и отрицательного денежных потоков по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности;

- соотношение объемов привлечения денежных ресурсов из собственных и заемных источников;

- минимальный темп прироста чистого денежного потока по операционной деятельности;

- предельно допустимый уровень риска, связанный с формированием и распределением денежных ресурсов;

- максимальная продолжительность цикла денежного оборота;

- максимальная продолжительность производственного и всего операционного цикла предприятия;

- минимальный уровень денежных активов и их эквивалентов по отношению к объему реализации продукции;

- максимальный период окупаемости реальных инвестиционных проектов;

- предельная стоимость привлекаемого денежного капитала;

- предельная доля использования заемных денежных средств в хозяйственном обороте;

- предельный уровень ликвидности объектов реального инвестирования или портфеля финансовых инвестиций.

Итак, матрица SWOT-анализа представляет собой удобный инструмент структурного описания стратегических характеристик среды и предприятия. При построении матрицы применяется, так называемая «дихотомическая процедура», используемая во многих областях знаний (философия, математика, ботаника, соционика, информатика и др.). Тогда элементы матрицы представляют собой «дихотомические пары» (пары взаимоисключающих друг друга признаков), что позволяет снизить энтропию взаимодействия среды и системы за счет описания ситуации в общем виде.

В то же время SWOT-анализ в своей общей и развернутой форме содержит основной недостаток. SWOT-анализ принадлежит к группе так называемых инструктивно-описательных моделей стратегического анализа, которые показывают только общее направление, а конкретную цель необходи-

мо определять и подбирать каждому субъекту и объекту отдельно.

Кроме обозначенного недостатка, имеются и другие аспекты, которые заключаются в том, что SWOT-анализ не дает ответа на следующие вопросы:

- Что будет, если ожидания не оправдают возможности?

- Что будет, если абсолютно неожиданно и непредсказуемо наступят угрозы и риски, с которыми невозможно будет бороться?

- Что будет, если конкуренты усилят свои позиции и ослабят сильные стороны предприятия?

- Что будет, если слабые стороны станут еще более слабыми?

- Каким образом в матрице SWOT анализировать риски?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, в SWOT-анализе отсут -ствует возможность

прогнозирования, количественной оценки. И по сути, SWOT является отчасти субъективным методом анализа. Потому, для получения полной картины необходимо использовать и другие известные методы исследования денежных потоков для принятия серьезных стратегических, плановых решений. Например, оценку через систему взвешенных коэффициентов, что позволяет добиться наиболее объективных результатов.

Формирование системы алгоритмов действий по устранению отклонений, выявленных в ходе SWOT-анализа, является заключительным этапом построения контроллинга денежных потоков организации. Основным инструментом в этом направлении как раз выступает формализованная оценка денежных потоков через систему взвешенных коэффициентов.

Коэффициенты оценки уровня ликвидности денежных потоков

1. Коэффициент ликвидности денежного потока предприятия = валовой положительный денежный поток в определенном периоде / валовой отрицательный денежный поток в том же периоде.

2. Коэффициент текущей платежеспособности = сумма оборотных активов предприятия в определенном периоде / сумма всех краткосрочных обязательств в том же периоде.

3. Коэффициент промежуточной платежеспособности = (сумма денежных активов предприятия в определенном периоде + краткосрочные финансовые вложения в том же периоде + дебиторская задолженность всех видов в том же периоде) / сумма всех краткосрочных обязательств в том же периоде.

4. Коэффициент абсолютной платежеспособности - «кислотный тест» = (денежные активы предприятия, включая иностранную валюту, в определенном периоде + краткосрочные финансовые вложения в том же периоде) / сумма всех краткосрочных обязательств в том же периоде.

5. Коэффициент общего соотношения дебиторской и кредиторской задолженности = вся сумма дебиторской задолженности предприятия в определенном периоде / вся сумма кредиторской задолженности предприятия в том же периоде.

6. Коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности по коммерческим операциям = дебиторская задолженность предприятия за продукцию (товары, работы, услуги) в определенном периоде / кредиторская задолженность предприятия по коммерческим операциям в том же периоде.

Коэффициенты оценки оборачиваемости отдельных активов в процессе денежного оборота

1. Количество оборотов денежных активов и их эквивалентов = валовой объем продаж / (средняя хронологическая сумма денежных активов, включая иностранную валюту, в определенном периоде + средняя хронологическая сумма краткосрочных финансовых вложений предприятия, характеризующая его денежные эквиваленты в том же периоде).

2. Период оборота денежных активов и их эквивалентов = (средняя хронологическая сумма денежных активов предприятия

в определенном периоде + средняя хронологическая сумма краткосрочны финансовых вложений предприятия, характеризующая его денежные эквиваленты в том же периоде) / однодневный объем реализации продукции в том же периоде.

Коэффициенты, дающие оценку уровня эффективности денежных потоков

1. Коэффициент достаточности чистого денежного потока = сумма чистого денежного потока в определенном периоде / (сумма выплаченного основного долга по всем кредитам и займам + сумма прироста запасов в составе оборотных активов + сумма дивидендов, выплаченная собственникам на их вложенный капитал в том же периоде).

2. Коэффициент эффективности денежного потока = сумма чистого денежного потока предприятия в определенном периоде / сумма валового отрицательного денежного потока в том же периоде.

3. Коэффициент реинвестирования чистого денежного потока предприятия = (сумма чистого денежного потока предприятия в определенном периоде - сумма дивидендов, уплаченных собственникам на их вложенный капитал) / (сумма прироста ре-

альных инвестиций предприятия в том же периоде + сумма прироста долгосрочных финансовых инвестиций предприятия в том же периоде).

Оценка коэффициентов совокупных денежных потоков создает аналитическую базу формирования принципиальных алгоритмов действий финансовых менеджеров, по устранению различных видов отклонений фактических результатов формирования денежных потоков от предусмотренных.

Итак, SWOT-анализ является удачным вариантом в условиях ограниченных ресурсов: материальных и (или) временных. Но данный метод не отражает максимально полной картины, которую можно получить даже силами собственного предприятия и управленческого состава компании. SWOT-анализ - это лишь один из возможных подходов к формированию стратегии предприятия. Наиболее полной картина будет, если в сочетании со SWOT-анализом будут применяться иные методы стратегического анализа и планирования, в том числе, и формализованная оценка совокупных денежных потоков через систему взвешенных коэффициентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бланк И. А. Управление денежными потоками. — Киев, 2002.

2. Ковалев В. В., Волкова О. Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. — М., 2010.

3. Федяков М. М. Деньги к деньгам: инвестиционная практика бизнеса. — М., 2008.

Об авторе

Дорохова Елена Евгеньевна, НОУ ВПО «Северо-Кавказский социальный институт», кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы, налоги и бухгалтерский учет». Сфера научных интересов - аналитические исследования и теоретические разработки по вопросам финансовой, инвестиционной стратегии, управления активами корпораций, изменений и новаций в финансово-экономической системе РФ и др. [email protected]

О. А. Анохина

Мошенничество в имущественном страховании

МОШЕННИЧЕСТВО В ИМУЩЕСТВЕННОМ

СТРАХОВАНИИ

О. А. Анохина

FRAUD IN PROPERTY INSURANCE Anohina O. A.

Article is devoted swindle problems in property insurance. The role of property insurance, examples of swindle and a counteraction measure insurance мошенничествам is considered.

Key words: insurance, property insurance, obligatory insurance of a civil liability of owners of vehicles (OSAGO); insurance of vehicles (avtocasco); insurance of property upon fire.

Статья посвящена проблемам мошенничества в имущественном страховании. Рассматривается роль имущественного страхования, примеры мошенничества и меры противодействия страховым мошенничествам.

Ключевые слова: страхование, имущественное страхование, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (ОСАГО); страхование автотранспортных средств (автокаско); страхование имущества от огня.

УДК 368.1 (343.72)

Проблема мошенничества в сфере страховой деятельности сегодня является одной из самых значимых для всех субъектов страхового рынка. В ряде секторов страхования потери от мошенничества могут достигать 10-15 % суммы страховых возмещений. По мнению экспертов и страховщиков, в 10 % случаев страховое возмещение либо завышено, либо выплата произведена незаконно. Точная статистика потерь от мошенничества в Российской Федерации отсутствует, однако масштабы данного явления огромны. Деятельность страховых мошенников активизируется пропорционально развитию страхования. Число экономических преступлений на страховом рынке неуклонно растет.

По оценкам экспертов, потери страховщиков от мошенничества достигают 400 млн долл. в год. Некоторые крупные компании заявляют, что на выплаты мошенникам приходится до 10 % сборов по автострахованию. Если раньше, на начальном этапе развития страхования мошенничеством занимались отдельные недобросовестные граждане, то теперь это целые преступные группы, опытные и хорошо подготовленные. Эксперты по безопасности приводят такие цифры: порядка 60 % от всех фиксируемых случаев мошенничества приходится на страховых агентов и профессиональных мошенников (7).

Последствиями страхового мошенничества могут выступать как снижение спроса на страховые услуги из-за падения репутации страхового рынка в глазах страхователей, так и угроза финансовой устойчивости

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.