Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ'

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2721
460
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / PEST-АНАЛИЗ / SWOT-АНАЛИЗ / ПРЕДПРИЯТИЕ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ / ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ильченко Ирина Анатольевна

Изучены факторы внешней и внутренней среды предприятия строительной отрасли методами PEST- и SWOT-анализа. Показано, что наиболее сильными факторами внешней среды являются государственные программы и государственная политика в области развития строительной отрасли; увеличение спроса на металлопластиковые окна и двери; новые технологии производства окон и дверей; нестабильная экономическая ситуация в стране; рост конкуренции на рынке металлопластиковой оконно-дверной продукции; рост цен на комплектующие для производства окон и дверей; увеличение требований к качеству продукции. К сильным сторонам внутренней среды предприятия относятся наличие хорошей репутации и опыта работы на рынке, долгосрочные договоры с основными поставщиками, квалифицированный персонал и система обучения новых работников. Слабые стороны связаны с человеческим фактором. По результатам стратегического анализа рекомендованы основные направления совершенствования деятельности предприятия, включающие внедрение новых технологий производства; повышение качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции; совершенствование системы мотивации персонала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ»

И.А. ИЛЬЧЕНКО

Кандидат химических наук, доцент Доцент кафедры управления, ЧОУ ВО ТИУиЭ, г. Таганрог

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

Изучены факторы внешней и внутренней среды предприятия строительной отрасли методами PEST- и SWOT-анализа. Показано, что наиболее сильными факторами внешней среды являются государственные программы и государственная политика в области развития строительной отрасли; увеличение спроса на металлопластиковые окна и двери; новые технологии производства окон и дверей; нестабильная экономическая ситуация в стране; рост конкуренции на рынке металлоплас-тиковой оконно-дверной продукции; рост цен на комплектующие для производства окон и дверей; увеличение требований к качеству продукции. К

сильным сторонам внутренней среды предприятия относятся наличие хорошей репутации и опыта работы на рынке, долгосрочные договоры с основными поставщиками, квалифицированный персонал и система обучения новых работников. Слабые стороны связаны с человеческим фактором. По результатам стратегического анализа рекомендованы основные направления совершенствования деятельности предприятия, включающие внедрение новых технологий производства; повышение качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции; совершенствование системы мотивации персонала.

Стратегический анализ, PEST-анализ, SWOT-анализ, предприятие строительной отрасли, инновации. Тематический рубрикатор е-ЬШгагу: 06.81.00

Развитие строительной отрасли является одним из ключевых направлений российской экономики, что обусловлено необходимостью обеспечения комфортной и безопасной среды для жизни и деятельности населения [1]. Данная отрасль является капиталоемкой и обеспечивает трудоспособному населению значительное количество рабочих мест. При этом в условиях стагнации экономики страны у многих компаний наблюдается тенденция к минимизации расходов, к отказу от нового строительства и замораживанию финансирования строящихся объектов, что негативно влияет на деятельность строительных организаций и предприятий [1; 2]. В то же время российские строительные предприятия значительно уступают мировым лидерам в качестве оказания услуг, инвестирования, в проработке проектов, материально-техническом обеспечении и по другим параметрам, в структуре инвестиций отмечается рост объемов строительно-монтажных работ при сохранении доли затрат на приобретение оборудования, в силу чего структура капитальных вложений не является эффективной [2-4]. Хотя, с другой стороны, они являются конкурентоспособными благодаря проводимой ценовой политике. Следует отметить, что в последние пять лет имеет место уменьшение объемов выполненных строительно-монтажных работ, сокращение количества строительных организаций и предприятий малого и среднего бизнеса [4-6]. Результаты проведенных аналитических исследований деятельности строительных предприятий показывают, что для повышения конкурентоспособности наряду с эффективным использованием ресурсов, которыми располагают эти предприятия, необходимо организовать эффективное управление ими [4; 7]. Во всех рассмотренных и аналогичных научных работах авторы анализируют проблемы строительной отрасли в целом, не уделяя должного внимания проблемам

функционирования строительных предприятий, которые в отличие от строительных организаций не только занимаются строительством зданий и сооружений, монтажом оборудования, но и изготавливают строительные материалы, изделия и конструкции и осуществляют другие виды деятельности. Именно эти элементы системы «строительная отрасль» наряду со строительными организациями в значительной степени определяют текущее состояние и будущие перспективы отрасли в целом.

В то же время нестабильность экономической ситуации в стране, постоянное изменение спроса на жилые и нежилые объекты строительства, повышение требований к качеству объектов строительства и ряд других факторов вызывают необходимость непрерывного учета влияния факторов внешней и внутренней среды при управлении деятельностью предприятий строительной отрасли, занимающихся изготовлением строительных изделий и конструкций и их монтажом и установкой. Цель работы заключалась в изучении влияния факторов внешней и внутренней среды на деятельность предприятия ООО ПК КПИ как типичного среднего строительного предприятия и в разработке рекомендаций для совершенствования деятельности данного предприятия. Объектом исследования являлась деятельность ООО ПК КПИ, предметом исследования - факторы внешней и внутренней среды, влияющие на деятельность данного предприятия.

Предприятие ООО ПК КПИ расположено в г.Таганроге, зарегистрировано в Инспекции МНС России по г.Таганрогу Ростовской области 8 февраля 2005 г. Оно занимается производством металлопластиковых и алюминиевых окон и дверей с использованием европейских комплектующих: профиль «ЯеИаи», фурнитура «Яой» и «Siegenia», а также оказывает услуги по изготовлению и монтажу светопрозрачных конструкций из алюминия, ПВХ, конструкций из архитектурного стекла; вентили-

руемых фасадов, автоматических дверей; по изготовлению рольставен, рольворот, секционных ворот; по проектированию и монтажу внутренних инженерных сетей; выполняет строительные отделочные работы. Производство оснащено современным автоматизированным оборудованием. Собственная линейка оконных систем позволяет подобрать оптимальный вариант для любого помещения, включающий все необходимые функции по выгодной цене. Монтаж осуществляется в строгом соответствии с требованием ГОСТов с применением парогидроизоляционных материалов. Предприятие относится одновременно к строительной отрасли, поскольку выполняет специализированные строительные и отделочные работы, связанные с монтажом оконных и дверных конструкций, и к обрабатывающей отрасли, т.к. производит металлопластиковые и алюминиевые изделия, используемые в строительстве [8]. Продукция ООО ПК КПИ продается более чем в 250 салонах продаж в Ростовской, Волгоградской, Воронежской и Белгородской областей, Краснодарском и Ставропольском краях, в республиках Адыгея и Карачаево-Черкесия. Продукция предприятия приобретается индивидуальными и массовыми потребителями и производителями. Выбор предприятия в качестве объекта изучения обусловлен стабильной работой в данной сфере в течение 14 лет, положительной репутацией среди поставщиков и потребителей, постоянным увеличением количества заказов на продукцию и объема продаж. По численности работников ООО ПК КПИ - среднее предприятие: в настоящее время в его штате насчитывается 470 чел. Оно является предприятием малого бизнеса, что позволяет ему достаточно быстро адаптироваться к изменениям на рынке и для сохранения конкурентоспособности находить перспективные решения, способствующие его развитию.

Для анализа факторов внешней среды, прямо или опосредованно влияющих на систему управления трудовой деятельностью работников в ООО ПК КПИ, был проведен PEST-анализ (табл. 1) по известным методикам [9]. К политико-правовым факторам, определяющим деятельность данной организации, относятся государственные органы власти, включая совокупность законов, которые они принимают, федеральные и региональные программы и проекты. Они определяют политику ценообразования в строительной отрасли; формирование норм и требований к техническому строительному оборудованию; конт-

роль за охраной окружающей среды при проведении строительных работ, изготовлении и последующем использовании строительных изделий; контроль оплаты налогов, оформления разрешений на строительные работы и др. Производство пластиковых окон регулируется рядом нормативно-правовых актов и нормативных требований [10-12], при этом относительно новые документы, а именно ГОСТ Р 56926-2016 и ГОСТ 23166-99 [13; 14], дают возможность строительным компаниям выбирать производителей оконной продукции, ориентируясь уже не только на цену, но и на технические показатели. Так, технические требования и большой объём информационного материала ГОСТ 56926-2016 препятствуют ошибкам при проектировании светопрозрачных конструкций, помогают органам контроля и надзора выявлять нарушения. Поэтому современные окна представляют собой инженерные системы с важными свойствами, влияющими на качество жизни и безопасность потребителя, а их производство должно соответствовать всем требованиям нормативно-правового законодательства. Влияние такого фактора, как направление государственной политики в сфере производства строительных материалов и изделий, проявляется в том, в какой степени и в каком направлении государство уделяет внимание данной области. В настоящее время реализуемая в России государственная стратегия в отношении промышленности строительных материалов имеет целью развитие данной отрасли путем удовлетворения потребностей региональных рынков в строительных материалах, формирования условий для привлечений инвестиций, внедрения инноваций и повышения производительности труда в отрасли [15; 16].

К экономическим факторам относятся уровень инфляции в стране, который может привести к повышению цен на комплектующие для производства. Так, в 2018 г. он составил 4,27%, тогда как в 2017г. он был 2,52%, в 2016г. - 5,38%, в 2015г. - 12,91%, в 2014г. - 11,36% [17]. За последние 5 лет наблюдается снижение уровня инфляции, хотя в 2018г. она была выше, чем в 2017г. На рынке пластиковых окон имеет место усиление конкуренции между отечественными и зарубежными производителями. Рентабельность небольших предприятий падает, выживают активно развивающиеся большие компании.

Таблица 1

Результаты PEST-анализа факторов внешней среды, влияющих на деятельность ООО ПК КПИ

Политико-правовые факторы Экономические факторы

1. Правительственная стабильность 2. Изменение законодательства в сфере производства окон 3. Государственное регулирование отрасли 1. Уровень инфляции в стране (в настоящее время составляет 4,3%) 2. Появление большого количества конкурентов 3. Рентабельность небольших предприятий падает, выживают активно развивающиеся большие компании

Социокультурные факторы Технологические факторы

1. Наличие спроса населения на жилую недвижимость 2. Желание потребителей получать качественные услуги и продукцию 3. Стремление населения к улучшению жилищных условий 1. Развитие новых технологий в отрасли 2. Появление новых видов металлопластиковых окон и дверей

К социокультурным факторам можно отнести:

1) наличие спроса населения на жилую недвижимость;

2) желание потребителей получать качественные услуги и продукцию; 3) стремление населения к улучшению жилищных условий, к более комфортной среде проживания. Так, среднедушевые денежные доходы населения в РФ с 2013 по 2017 г. выросли с 25928,2 до 31421,6 руб. в мес., однако в 2018г. 65% опрошенных сочли свое материальное положение средним, готовность совершать крупные покупки высказали -11% опрошенных, -40% считали примерно одинаковыми плюсы и минусы от совершения крупных покупок, а остальные предпочли воздержаться от крупных покупок [18]. Также потребители становятся более требовательными к качеству приобретаемых товаров и услуг и соотносят цену и качество.

Технологические факторы включают в себя: 1) развитие новых технологий в отрасли; 2) появление новых видов металлопластиковых окон и дверей. Одна из последних разработок ведущих компаний -самоочищающиеся стекла окна ПВХ петербургского производства. Первой данный вид стекла представила компания «Pilkington», а вслед за ней за разработку подобных материалов принялись и другие фирмы. Предполагается, что данный продукт будет все более популярным в ближайшем будущем, поскольку высотное строительство растет быстрыми темпами, а очистка стекол в высотных зданиях сопряжена с некоторыми проблемами.

Определенные изменения происходят и в области производства стеклопакетов, хотя эта сфера более консервативна. Однако и здесь появляются свои новшества. Это и теплоотражающий стеклопакет, и новые материалы для заполнения камер. Так, если раньше в качестве заполнения использовали только осушенный воздух и аргон, то новейшие исследования показывают, что камеры в стеклопакетах могут быть заполнены и ксеноном, и смесями аргона и ксенона и криптона и ксенона.

Одним из технологических новшеств стало появление стеклопакета с электрообогревом. Производители профилей вывели на рынок новые фасадные системы больших размеров. Появились и двойные фасады, которые увеличивают теплофизические свойства стен и повышают сопротивление теплопередачи у окон почти в полтора раза. Лидирующие позиции на рынке производства оконных профилей стабильно занимают немецкие компании, такие как «VEKA», «Rehau» и «PROFINE». Они уже наладили собственное производство в России и занимают большую часть рынка пластиковых окон. Твердо стоят на ногах и российские производители ПВХ-профилей, такие как «MONTBLANC» или «PROPLEX».

В настоящее время конструкторы работают в Санкт-Петербурге над улучшением систем вентиляции пластиковых окон. Для этого предлагается встраивать в окна специальные вентиляционные клапаны, которые обеспечат необходимый воздухообмен и предотвратят появление плесени. Это говорит о том, что технологии производства металлопластиковых окон и дверей развиваются, объемы выпуска этих изделий растут, а качество продукции улучшается. Поскольку в настоящее время новое строительство

продолжается и в России, и в Южном федеральном округе, и многие россияне еще не произвели замену старых окон и дверей на современные стеклопакеты, то можно прогнозировать активное развитие индустрии металлопластиковых окон и дверей.

Таким образом, согласно PEST-анализу, непосредственное воздействие на деятельность предприятия ООО ПК КПИ оказывают наиболее сильное влияние факторы внешнего воздействия, такие как государственные программы и государственная политика в области развития строительной отрасли и производства строительных материалов и изделий; увеличение спроса на металлопластиковые окна и двери; новые технологии производства окон и дверей. Эти факторы предприятие может рассматривать как возможности для своего развития.

В то же время в качестве угроз внешней среды выступают следующие факторы: 1) нестабильная экономическая ситуация; 2) рост конкуренции на рынке ме-таллопластиковой оконно-дверной продукции; 3) рост цен на комплектующие для производства окон и дверей; 4) увеличение требований к качеству продукции.

Для выяснения влияния факторов внешней среды на внутреннюю среду предприятия был проведен SWOT-анализ (табл. 2) по методикам из [9].

По результатам SWOT-анализа были выявлены внутренние сильные стороны: 1) хорошая репутация предприятия и опыт работы на рынке; 2) наличие долгосрочных договоров с основными поставщиками;

3) квалифицированный персонал; 4) система обучения новых работников. Так, бренд «ООО ПК КПИ» известен не только в Таганроге и Ростовской области, но и за их пределами, опыт работы предприятия на рынке России - больше 10 лет. ООО ПК КПИ имеет установившиеся партнерские отношения с поставщиками, снабжающими компанию товаром на выгодных для неё условиях. Широкий ассортимент продукции и большие объёмы продаж обеспечивают стабильную прибыль (табл. 3): так, с 2013 по 2018 г. выручка выросла с 328956 до 753753 тыс. руб., а прибыль - с 1764 до 11136 тыс. руб. [19]. Предприятие занимается обучением вновь принятых работников.

К слабым сторонам относятся: 1) проблемы с браком и дефектами продукции; 2) низкая трудовая дисциплина; 3) текучесть кадров; 4) нехватка опытных управленцев. Видно, что слабые стороны обусловлены человеческим фактором.

Проведенный анализ структуры и динамики персонала ООО ПК КПИ позволил выявить следующие особенности: 1) доля административно-управленческого персонала в 2018г. составляет 14,89%; наиболее низкая укомплектованность по специалистам - 83,33%; 2) в структуре кадров значительную долю (29,79%) составляют работники предпенсионного возраста; 3) большинство работников имеют стаж работы от 1 до 5 лет (-64%), что объясняется относительно недолгим сроком его существования;

4) коэффициент стабильности кадрового состава -23%, коэффициент текучести кадров - 14,89%. Основной причиной текучести кадров является низкая заработная плата (заработная плата специалиста с высшим образованием в 2018г. составляла 22800 руб., заработная плата рабочего - 12000 руб.).

Таблица 2

Результаты SWOT-анализа влияния факторов внешней и внутренней среды на деятельность ООО ПК КПИ

Возможности Угрозы

1. Государственные программы и государственная политика в области развития строительной отрасли и производства строительных материалов и изделий 2. Увеличение спроса на металлопластиковые окна и двери 3. Новые технологии производства окон и дверей 1. Нестабильная экономическая ситуация 2. Рост конкуренции на рынке металлопластиковой оконно-дверной продукции 3. Рост цен на комплектующие для производства окон и дверей 4. Увеличение требований к качеству продукции

Сильные стороны Поле «Сильные стороны -возможности» Поле «Сильные стороны -угрозы»

1. Хорошая репутация предприятия и опыт работы на рынке 2. Наличие долгосрочных договоров с основными поставщиками 3. Квалифицированный персонал 4. Система обучения новых работников 1. Внедрение новых технологий производства 2. Повышение качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции 3. Совершенствование системы мотивации персонала 1. Гибкая ценовая политика 2. Максимальное использование преимуществ в области издержек

Слабые стороны Поле «Слабые стороны -возможности» Поле «Слабые стороны -возможности»

1. Проблемы, связанные с браком и дефектами продукции 2. Низкая трудовая дисциплина 3. Текучесть кадров 4. Нехватка опытных управленцев 1. Разработка материальных стимулов для снижения брака и дефектов продукции 2. Разработка мероприятий для снижения текучести кадров 1. Приглашение на работу опытных управленцев

Показатели финансовой отчетности ООО ПК КПИ за 2013-2018 гг. [11]

Таблица 3

Годы Выручка, тыс. руб. Прибыль, тыс. руб. Себестоимость продаж, тыс. руб.

2018 753753 11136 742617

2017 713453 15806 697647

2016 598922 16064 582858

2015 502626 19086 483540

2014 548238 14083 534155

2013 328956 1764 327192

Основными направлениями деятельности предприятия, необходимыми для его совершенствования и развития, являются:

1) внедрение новых технологий производства;

2) повышение качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции;

3) разработка и внедрение мероприятий для повышения трудовой мотивации персонала.

По первому направлению предприятию можно рекомендовать использовать при производстве окон новый продукт компании Rehau профиль «Rehau Classic» размером 60/70 (ширина профиля рамы - 60 мм, профиля створки - 70 мм), имеющий два контура уплотнения, округлый штапик и полусмещенную створку, армирование - оцинкованная сталь 1,5 мм. Это уникальный продукт, сочетающий в себе экономичность и элегантность внешнего вида. Полукруглая форма створки, создающая эксклюзивный дизайн и дополнительную защиту от дождя, теперь в системе «Classic» без удорожания. Перспективным является и внедрение в производство другого новшества - нового стеклопакета «Ultra Light», представляю-

щего собой однокамерный стеклопакет 24 мм с двумя теплосберегающими стеклами по цене обычного. В этом стеклопакете напыления на стеклах работают по принципу термоса, т.е. не выпускают тепло наружу. Целесообразно использовать при производстве окон и дверей новую фурнитуру «Siegenia Favorit Classic», которая характеризуется разумной ценой в сочетании с высоким уровнем качества материалов и производства, характерных для концерна «SIEGENIA». Новое фирменное уплотнение «Rehau RAUCELL» имеет такие преимущества, как улучшенная теплоизоляция, сопротивляемость нагрузкам, улучшенная оптика (устанавливается без заломов и перетяжек), правильная геометрия (улучшенная герметичность и плотное прилегание).

Повышение качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции потребует снижения уровня брака и дефектности продукции. В настоящее время уровень брака и дефектности достаточно высокий и обусловлен в основном человеческим фактором -ошибками, недостаточным опытом работы рабочих и др. причинами. Многие работники не выполняют

месячную норму рабочего времени и имеют нарушения трудовой дисциплины и дисциплинарные взыскания. В то же время уровень зарплат рабочих довольно низкий, и для решения проблем брака и дефектов следует разработать мероприятия по материальному стимулированию безупречной работы. Кроме того, необходима разработка мероприятий для снижения текучести кадров.

Чтобы сохранить устойчивое положение на рынке, предприятию следует использовать сильные стороны. Этому будут способствовать: 1) гибкая ценовая политика; 2) максимальное использование преимуществ в области издержек.

Для решения существующих на предприятии проблем и для формирования адекватных управленческих решений на воздействия изменяющейся внешней среды необходимо пригласить на работу опытных управленцев.

Для стимулирования трудовой деятельности работников предприятия, укрепления трудовой дисциплины, повышения качества выпускаемой продукции и для снижения текучести кадров следует рекомендовать совершенствование системы мотивации персонала методами материального и нематериального стимулирования. Предлагаемые для проведения мероприятия включают следующие виды поощрения лучших сотрудников: 1) ежемесячные премии рабочим за выполнение производственного плана и выпуск продукции без брака и дефектов; 2) ежеквартальное награждение лучших сотрудников почетными грамотами перед всем коллективом; 3) премии сотрудникам (рабочим и служащим) за выполнение месячной нормы рабочего времени без нарушений и дисциплинарных взысканий, выплачиваемые в конце каждого квартала по его итогам; 4) ежегодное премирование добросовестных сотрудников, работавших в течение года без нарушений дисциплины, выполнявших нормы производственного плана без брака и дефектов и не пропускавших рабочие дни по неуважительной причине.

Для финансирования этих мероприятий необходимы средства, которые можно получить в результате сокращения потерь от брака изделий и снижения количества дефектов, а в перспективе необходимо организовать и поддерживать производство продукции без брака и дефектов.

Таким образом, согласно результатам PEST-ана-лиза, во внешней среде имеются следующие возможности для деятельности предприятия: 1) государственные программы и государственная политика в области развития отрасли производства; 2) увеличение спроса на металлопластиковые окна и двери; 3) новые технологии производства окон и дверей.

Угрозами внешней среды являются: 1) нестабильная экономическая ситуация в стране; 2) рост конкуренции на рынке металлопластиковой оконно-двер-ной продукции; 3) рост цен на комплектующие для производства окон и дверей; 4) увеличение требований к качеству продукции.

По результатам SWOT-анализа можно рекомендовать основные направления совершенствования деятельности предприятия: 1) внедрение новых технологий производства; 2) повышение качества и конку-

рентоспособности выпускаемой продукции; 3) совершенствование системы мотивации персонала. Однако предприятие имеет следующие слабые стороны, связанные с персоналом: 1) проблемы с браком и дефектами продукции; 2) низкая трудовая дисциплина; 3) текучесть кадров; 4) нехватка опытных управленцев.

Совершенствование системы управления мотивацией персонала предприятия ООО ПК КПИ является важным условием для реализации рекомендуемых направлений развития предприятия и для устранения его слабых сторон. Для этого необходимо осуществить мероприятия, которые позволят снизить, а в перспективе полностью ликвидировать дефекты и брак выпускаемой продукции, в частности, разработать и внедрить материальные стимулы для снижения уровня брака и дефектов продукции; разработать и внедрить мероприятия для снижения текучести кадров. Для осуществления обоих мероприятий необходимо материальное и нематериальное стимулирование работников предприятия (ежемесячные и ежеквартальные премии, премии по итогам года, награждение грамотами и др.).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Карякина И.Е., Потапкина Е.К. Анализ современного состояния строительной отрасли РФ, проблемы и перспективы ее развития/ И.Е. Карякина, Е.К. Потапкина // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2019. - №5-2. - С.57-67.

2. Нидзий Е.Н. Проблемы и перспективы развития строительной отрасли России в условиях экономического кризиса/ Е.Н. Нидзий // Вестник МГСУ. - 2016. - №5. - С. 119-129.

3. Костырина И.А. Перспективы развития строительной отрасли России/ И.А. Костырина // Вестник университета. - 2016. - №10. - С.34-36.

4. Шаркова А.В., Чинаева Т.И., Клепацкая А.С. Анализ деятельности строительных организаций на основе изучения показателей прибыли/ А.В. Шаркова, Т.И. Чинаева, А.С. Клепацкая // Статистика и экономика. 2018. - Т.15. - №5. - С.40-50.

5. Десятиркина М.М., Воротилова О.А. Анализ строительной отрасли РФ/ М.М. Десятиркина, О.А. Воротилова // Управление. Бизнес. Власть. -2018. - №1(15). - С.50-54.

6. Меркулова Е.А. Современное положение строительной отрасли России и проблемы ее функционирования/ Е.А. Меркулова // Научный альманах. - 2018. - №4-1(42). - С.66-69.

7. Мухаррамова Э.Р. Оценка эффективности деятельности строительного предприятия с целью максимального использования имеющихся ресурсов/ Э.Р. Мухаррамова // Российское предпринимательство. - 2015. - Т.16. - №16. - С. 2635-2650.

8. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности «ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2)», утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 №14-ст (ред. от 17.07.2019) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_163320/2339d9426e50899fa4980c8 4df056ca3e41214b7/ (дата обращения: 20.09.2019).

9. Басовский Л.Е. Современный стратегический анализ/ Л.Е. Басовский. - М.: Инфра-М, 2015. - 256 с.

10. Федеральный закон Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 (ред. от 18.03.2019) «О защите прав потребителей» [Электронный ресурс].

- URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_305/ (дата обращения: 20.09.2019).

11. Федеральный закон от 27.12.2002 №184-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О техническом регулировании» [Электронный ресурс]. - URL: https://fzakon.ru/ laws/federalnyy-zakon-ot-27.12.2002-n-184-fz/ (дата обращения: 20.09.2019).

12. Федеральный закон от 30.03.1999 №52-ФЗ (ред. от 22.07.2010) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [Электронный ресурс].

- URL: https://www.rosminzdrav.ru/documents/ 8004-federalnyy-zakon-52-fz-ot-30-marta-1999-g (дата обращения: 20.09.2019).

13. ГОСТ Р 56926-2016. Конструкции оконные и балконные различного функционального назначения для жилых зданий. Общие технические условия [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/1200135164 (дата обращения: 20.09.2019).

14. ГОСТ 23166-99. Блоки оконные. Общие технические условия (с Изменением №1, с Поправкой). [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/do cument /1200006801 (дата обращения: 20.09.2019).

15. Волохо М.С. Государственное регулирование строительной области/ М.С. Волохо [Электронный источник] // Молодой ученый. -2018. - №44. - С. 65-67. - URL: https://moluch.ru/ archive/ 230/53519/ (дата обращения: 1.10.2019).

16. Горобец Я.С., Серочудинов Е.С. Выбор методов мотивации в зависимости от мотивационного типа персонала/ Я.С. Горобец, Е.С. Серочудинов [Электронный источник] // Электронный научно-практический журнал «Экономика и менеджмент инновационных технологий». - 2014. - №6 (33). -URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/06/5340 (дата обращения: 1.10.2019).

17. Таблица инфляции [Электронный ресурс]. - URL: http://xn—ctbjnaatncev9av3a8f8b.xn-- (дата обращения: 10.10.2019)

18. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. -Москва, 2019. - URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 10.10.2019).

19. Отчетность организации ООО «ПК "КПИ"» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.list-org.com/company/1133907/report (дата обращения: 10.10.2019).

© Ирина Анатольевна Ильченко, 2019 © Частное образовательное учреждение высшего образования «Таганрогский институт управления

и экономики», 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.