ЕООЫОМЮ 80!Е1\10Е
ЕмТВЕРВЕМЕиВ8Н!Р
Эверстов М. Г. ЕгеШогМ. С.
студент кафедры «Экономика иуправление производством»,
Финансово-экономический институт, ФГБОУВО «Северо-Восточный Федералъныйуниверситет имени
М. К.Аммосова», г. Якутск, Российская Федерация
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Экономика иуправление производством»,
Финансово-экономический институт, ФГБОУВО «Северо-Восточный Федералъныйуниверситет имени
М. К.Аммосова» г. .Якутск, Российская Федерация
Сибилева Е. В. 8Ш1еуаЕ. V
УДК 339.137.22:677.494.743.22
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ НА РЫНКЕ ПРОИЗВОДСТВА ПЛАСТИКОВЫХ ОКОН
Конкурентоспособность — разносторонняя экономическая категория, которую можно рассматривать во многих степенях. В посткризисное время повышение конкурентоспособности для российских организаций является первостепенной задачей, поскольку получение конкурентных преимуществ позволит хозяйствующему субъекту: увеличить объемы продукции, сбалансировать финансовую устойчивость, найти новые рынки сбыта, укрепить репутацию и увеличить объемы прибыли.
Особенности современной рыночной экономики, среди которых можно выделить нестабильность общей экономической конъюнктуры, ужесточение конкуренции, дифференциацию вкусов и повышение требовательности потребителей, сокращение жизненного цикла продукта, превращают анализ конкурентоспособности в важнейший фактор, определяющий условия выживания и развития предприятия.
Рынок пластиковых окон относится к динамично развивающимся и достаточно емким рынкам. Это привлекает многочисленных конкурентов и усиливает конкурентное противостояние фирм.
В статье рассмотрено современное состояние рынка производства пластиковых окон предприятий, определены тенденции его развития с учетом сложившейся рыночной ситуации. Изучены социальные и экономические аспекты российского рынка пластиковых окон. Представлен анализ конкурентоспособности предприятия по производству пластиковых окон в современных экономических условиях и тенденции его развития. А также затрагиваются проблемы рынка окон в Республике Саха (Якутия), такие как: климат, конкуренция по ценовым параметрам, сроки изготовления, услуги по сервисному обслуживанию и др. На основе проведенного исследования автором выделены основные причины падения оконного рынка в 2016 г., а также приведены его последствия: количество оконных компаний, покинувших рынок в 2016 г., достигло рекордных 20 %.
В заключении акцентируются перспективы роста рынка пластиковых окон после падения: рост рынка пластиковых окон ожидается вместе с ростом экономики страны, а также с повышением спроса на недвижимость, общим улучшением экономики страны и снижением инфляции. Но главным стимулом для роста оконного рынка станет постепенное исчезновение отложенного спроса, который накопился за 4 года сильнейшего падения рынка.
Ключевые слова: конкурентоспособность, предприятие, отрасль пластиковых окон, анализ, рынок, показатели, производство.
Предпринимательство
ENTERPRISE COMPETITIVENESS IN THE PRODUCTION MARKET OF PLASTIC WINDOWS
Competitiveness is a versatile economic category that can be viewed in many ways. In the post-crisis time, increasing competitiveness for Russian organizations is a priority, as gaining competitive advantages will enable the economic entity: to increase production volumes, balance financial stability, find new markets, strengthen reputation and increase profits.
The features of the modern market economy, including the instability of the general economic conjuncture, increased competition, differentiation of tastes and higher demands of consumers, a reduction in the life cycle of the product, make the analysis of competitiveness an important factor determining the conditions for the survival and development of the enterprise.
The market of plastic windows refers to dynamically developing and quite capacious markets. This attracts numerous competitors and strengthens the competitive opposition of firms.
In the given article the modern condition of the market of manufacture of plastic windows of the enterprises is considered, tendencies of its development are determined in view of the developed market situation. The social and economic aspects of the Russian market of plastic windows were studied. The analysis of the competitiveness of the enterprise for the production of plastic windows in modern economic conditions and the trends of its development are presented. The problems of the window market in the Republic of Sakha (Yakutia) are also touched upon, such as: climate, competition for price parameters, production times, service maintenance, etc. Based on the research, the author identifies the main reasons for the fall of the window market in 2016, and also its consequences are given: the number of window companies that left the market in 2016 reached a record 20 %.
In conclusion, the prospects for the growth of the plastic windows market after the fall are accentuated: the growth of the plastic windows market is expected together with the growth of the country's economy, as well as with the increase in demand for real estate, general improvement of the country's economy, and inflation reduction. But the main impetus for the growth of the window market will be the gradual disappearance of deferred demand, which accumulated over 4 years of the strongest fall of the market.
Key words: competitiveness, enterprise, branch of plastic windows, analysis, market, indicators, production.
Производство пластиковых окон и других конструкций из ПВХ освоено более 60 лет назад. С тех самых пор пластиковые окна пользуются популярностью во всем мире. На сегодняшний день «пластиковые окна — это оптимальный выбор для большинства людей, решающих проблему остекления. В мире существуют четыре типа пластиковых окон, это — поворотные, откидные, поворотно-откидные, глухие. Герметичные пластиковые стеклопакеты могут быть изготовлены из ударопрочного, тонированного, зеркального и энергосберегающего стекла. В России пластиковые окна появились в начале 90-х годов двадцатого века. И сразу стали завоёвывать своего потребителя» [1]. А в Республике Саха (Якутия) окна появились лишь в начале 2000-х и быстро нашли своего потребителя, так как вопрос о теплоизоляции стоит особенно остро в условиях местного климата.
В настоящее время оконный рынок постепенно стратифицируется, то есть для каждого материала находится свое применение: деревянные окна из ценных пород дерева для элитного малоэтажного строительства и реставрации объектов архитектурного наследия. Стоимость их очень велика, поэтому далеко не каждый может себе это позволить; алюминиевые окна применяются в строительстве зимних садов, сплошном остеклении фасадов; металлопластиковые окна — для окон малоэтажных и высотных домов и других видов остекления. Фирмы-экспортеры пластиковых профилей и оборудования по сборке окон из Германии, Бельгии, Австрии, Италии, Турции к настоящему времени завоевали на российском рынке устойчивые позиции.
Каждая из компаний, представляющих свои ПВХ на строительном рынке России, заявляет, что ее продукция является наилуч-
ЕмТВЕРВЕЫЕиВ8Н!Р
шей. При этом некоторые фирмы не проявляют интереса к разработке и поставке в Россию профилей, учитывающих ее климатические условия, а также проведению специальных испытаний своей продукции. Поэтому нашим кротким и неопытным потребителям обязательно нужно обращать внимание, во-первых, на наличие сертификата, выданного Госстроем России (ранее Министерство строительства России), о том, что системы прошли надлежащие испытания, и, во-вторых, на результаты этих испытаний.
Проблемы климата России, а в частности Якутии, известны жителям только нашей страны. Кроме того, реализация продукции при посреднических операциях не выдерживает конкуренции по ценовым параметрам, срокам изготовления, услугам по сервисному обслуживанию. Поэтому сейчас происходит процесс постепенного вытеснения посредников и рост российских фирм-производителей. С появлением определенных денежных средств и воспоминаниями о прошлой зиме с розыгрышами местной отопительной системы люди приходят к мысли о том, что нужно менять окна. И окна меняются: то здесь, то там можно увидеть сверкающую белизну пластика. Это не просто престиж и удобство, это экономия электроэнергии и тепла в доме. Как говорят обладатели новых окон, мы не настолько богаты, чтобы обогревать улицу. Потенциал для развития фирм-производителей металлопластиковых окон достаточно большой. Нельзя, конечно, сказать, что Россия — поле непаханое, но сдержанный оптимизм все же вполне уместен. Чтобы убедиться в этом, достаточно кинуть взгляд на наши здания: как минимум 70 % окон в них — это исторические памятники советской эпохи. Рано или поздно они будут заменяться на современные теплосберегающие конструкции. Когда-то такой процесс прошел в Западной Европе, теперь он набирает темпы в России.
Сегодня в России создана современная высокотехнологичная отрасль по проектированию, производству и монтажу оконных конструкций. На рынке работает большое количество компаний-производителей, суще-
ствует множество видов и технологий изготовления окон. Отличаются оконные конструкции и по материалу, из которого они сделаны:
— дерево;
— алюминий;
— ПВХ;
— стеклопластик;
— сталь;
— комбинированные материалы.
Основную долю занимают окна из ПВХ,
на них приходится около 80 % рынка. Еще более 15 % занимают алюминиевые и деревянные окна, менее 5 % приходится на все остальные виды [2].
2016 год принёс немало волнений и неприятных сюрпризов практически всем компаниям, специализирующимся на изготовлении и установке оконных систем. Главной причиной, спровоцировавшей существенное снижение спроса на пластиковые окна, стал очередной финансовый кризис. Если верить статистическим данным, только на протяжении 2015 года покупательский спрос на окна всех типов резко снизился: рыночные объёмы отрасли сократились почти на четверть в натуральном выражении. К слову, это наиболее серьёзные показатели падения за всё время существования оконного бизнеса в России, естественно, не считая 2008-2009 гг., которые ознаменовались мировым финансовым кризисом и снижением спроса и прибыли практически во всех сферах деловой жизни (рисунок 1).
Основные причины снижения объемов переработки — сокращение производства в строительном секторе, снижение покупательской способности населения, сокращение инвестиций в реальное производство, ужесточение процесса кредитования, девальвация рубля и высокие показатели инфляции.
В структуре потребления ПВХ основная часть приходится на сектор профильно-погонажных изделий (рисунок 2).
2016 г. стал самым депрессивным для строительной отрасли за несколько десятилетий, уступая по размаху рецессии только «лихим девяностым». Оконный рынок, который занимает примерно 20 % строительного,
Предпринимательство
Реешйший рынок ПВХ е 1007=2011 гг
1200 1000 800
н
и '600
е
400
"^ОЭГ" 1103
978 992 > 1131 1135" 953 942.
Лад1 У 787, 7т
587 579 528 548 578 617 621
' !563 ' 524 472 428
280*,» Т48 214_^
12$ 3.7 И—1- и и ■ . 15 1 1 ,1-г-
2007 2.008 2С09 20Ю 2011 2,012. 2013 2014 2015 2016*
§ ирашвздпш Я экспорт й импорт )( емкость рынка Рисунок 1. Российский рынок поливинилхлорида в 2007-2016 гг. [3]
Структура потребления ПВХ в России в 2016 г.
Складские
Напольные покрытия
9.8%
Пленки 3.0%
Трубы 4,9%
Композиции для ППИ
3.2%
Кабельные плзстикаты 16,1%
Оконный профиль 27.6%
Прочее 9,4%
Профильно-погонажные изделия 21,2%
Рисунок 2. Структура потребления поливинилхлорида в России в 2016 г.
наследует все тенденции отрасли и также находится в глубоком упадке.
Несмотря на экономические и внутренние отраслевые проблемы всё не так плохо, как может показаться на первый взгляд. Конечно, ожидать чуда не стоит: 2017 г. является сложным в финансовом отношении, и резкого повышения спроса на окна не предвидится. В то же время аналитики прогнозируют, что уже в 2018 г. наступит переломный момент, это обусловлено сразу несколькими факторами, в числе которых можно упомянуть оче-
редные президентские выборы и постепенное оздоровление российской экономики.
Естественно, участники рынка, связанного с оконным бизнесом, не рассчитывают на быстрое восстановление покупательной способности, но при отсутствии негативных обстоятельств и различных форс-мажоров уже к 2019-2020 гг. возможен уверенный рост потребительских доходов.
Немаловажен и тот факт, что примерно в 2020 г. стартует кампания по повторной установке (замене) окон из ПВХ-профиля (здесь нужно учитывать, что активное распростране-
ЕмТВЕРВЕЫЕиВ8Н!Р
ние в России такие конструкции получили в середине 90-х годов прошедшего столетия, а средний срок эксплуатации ПВХ-окон в наших широтах составляет порядка 25 лет) [4].
На оконном рынке города Якутск насчитывается немалое количество оконных организаций, которые продают и устанавливают пластиковые окна.
По оценке участников приморского рынка пластиковых окон за последние пять лет рост рынка оконных конструкций ежегодно увеличивается на 25-30 %. Это связано с тем, что в Якутии отмечается высокий темп урбанизации населения. Население из сельских местностей стремительно покупает квартиры в городе Якутск. С 2010 г. было введено в эксплуатацию более 857 жилых домов и общежитий, и все они оборудуются пластиковыми окнами местных производителей. В условиях сильной конкуренции каждый игрок пытается удержать собственные позиции, тем самым предоставляя потребителю выбор. Также часть конкуренции составляют компании-перепродавцы, те, что закупают у переработчиков готовые окна. За счет выбираемых объемов и низких издержек собственного бизнеса порой они способны предложить потребителю более низкие цены, чем сам производитель.
Попадаются на рынке и недобросовестные игроки, которые продвигают китайский профиль под раскрученными брэндами. Как
правило, такие компании пытаются взять ценой. Понятия низкой цены и качества сложно совместимы. В том случае, если фирма работает на хороших комплектующих, она и платит за них приличные деньги.
Есть фирмы, которые работают с китайским профилем и заявляют об этом открыто. Особенно хорошо их дела идут в небольших дальневосточных городах. И понятно почему. Низкий уровень жизни, ограничение возможностей в силу территориального расположения, недостаток информированности населения о возможностях производства и т.д. Культура потребления рынка окон в полной степени не сформирована.
Несмотря на падение объемов продаж на рынке пластиковых окон август можно считать началом пика сезона, когда наблюдается самый высокий уровень стоимости пластиковых окон. Рост цен на окна происходит во всех регионах России, что связано с сезонным повышением отпускных цен на оконные комплектующие: стекло, профиль, оконную фурнитуру и другие.
Рост цен в среднем по России в августе 2016 г. по сравнению с июлем за конструкции составил 9,3 % — 5173 руб. «Под ключ» рост цен составил 11,8 %, а цена поднялась до 8022 руб. за 1 м2 (рисунок 3).
Значительную разницу между падением цен на окна в июле и повышением в августе показали все регионы. Самые высокие цены на
Цена ПВХ-окна 1 м.кв Рост, %
Конструкции Под Ключ Конструкции Под Ключ
Россия 5 173 8 022 9,3 11,8
Дальний Восток 6 347 10 099 6,6 14,6
Москва и МО 5 798 9 567 12.9 15,4
Урал 5 318 8 001 7,0 8,5
Северо-Запад 5 195 7 858 15,2 15,6
Сибирь 5 227 7 711 12,7 11,9
Поволжье 5 139 7 622 7,3 9,4
Юг 4 393 7 423 4,5 7,7
Центр 4 515 6 749 2,6 8,6
Рисунок 3. Среднерыночные цены на пластиковые окна за август 2016 г. в России и регионах (рост по отношению к предыдущему месяцу) [5]
Предпринимательство
пластиковые окна на Дальнем Востоке, в среднем «под ключ» стоят более 10 тыс. рублей.
Цены на пластиковые окна в сентябре 2016 г. на российском рынке стабилизировались на фоне продолжающегося роста цен на оконные комплектующие и основное сырье для производства оконного профиля ПВХ-С, а также добавки и диоксида титана. Несмотря на экономический кризис в сентябре благоприятные погодные условия, сезон отпусков и ремонтов, а также подготовка к холодному периоду времени способствовали росту заказов на остекление, что поддержало рост цен на пластиковые окна.
Таким образом, можно выделить основные причины падения оконного рынка в 2016 г. [6]:
— объемы строительства жилой недвижимости сократились на 20 %, с 106,2 млн м2 жилой площади в 2015 г. до 85 млн м2 в 2016 г. Причина такого падения рынка недвижимости — полное фиаско ипотечного кредитования и низкая платежеспособность населения. Ставки по ипотеке в 2016 г. оказались для большинства россиян неподъемной кабалой, из-за чего количество выданных ипотечных кредитов упало на 35 % за 2016 г.;
— строительные материалы резко подорожали. Поначалу это было связано с девальвацией рубля и ростом цен на импортные материалы. Однако со временем и отечественные производители стали выравнивать цены в соответствии с мировым рынком, не желая продавать внутри страны товар дешевле, чем на экспорт;
— снижение покупательной способности всех секторов экономики. Инвестиции как от населения, так и от бизнеса резко сократились. Люди не только не имеют денег для инвестирования в недвижимость, но и не имеют желания делать такие крупные вложения в российскую экономику, опасаясь дальнейшего падения;
— недостаточное финансирование со стороны государства. Из-за нехватки средств в бюджете многие программы были свернуты или приостановлены. Соответственно,
компании, рассчитывавшие на госзакупки, остались ни с чем.
Последствия падения оконного рынка в 2016 г.:
— количество оконных компаний, покинувших рынок в 2016 г., достигло рекордных 20 %. Напомним, в 2015 г. с рынка уже ушло 17 % оконных компаний. Соответственно, за период кризиса оконный рынок «освободился» почти на половину. Места остались только для самых сильных операторов, способных терпеть убытки и работать в режиме нулевой рентабельности в ожидании восстановления рынка;
— цены на оконные конструкции начали расти только в августе 2016 г., а до этого производители удерживали цены на фиксированном уровне, опасаясь падения уровня спроса.
Перспективы роста ранка пластиковых окон после падения:
— рост рынка пластиковых окон ожидается вместе с ростом экономики страны. Основной фактор влияния на российскую экономику — цена на нефть, которая достигла своей критической отметки — 27,94 долларов за баррель в январе 2016 г. Далее наблюдается постепенный рост этого показателя. Предпосылки к стабилизации оконной отрасли есть. Рост строительной отрасли за счет ряда принятых законопроектов обещает прирост доли потребителей производителям пластиковых окон со стороны строительного сегмента;
— повышение спроса на недвижимость, общее улучшение экономики страны, снижение инфляции также повысят спрос на пластиковые окна в сегменте розничного потребителя. Но главным стимулом для роста оконного рынка станет постепенное исчезновение отложенного спроса, который накопился за 4 года сильнейшего падения рынка.
Вывод
Можно сделать вывод, что несмотря на мрачную картину по состоянию на 2016 г. дела обстоят лучше, чем кажется. Центральный банк РФ снизил ключевую ставку, что привело к снижению цен на ипотечное кредитование. Банкиры утверждают, что
- 59
ENTREPRENEURSHIP
в 2018 г. можно взять ипотеку даже под 9 % годовых, что сделает ее доступной для широкого круга покупателей. В целом экономика демонстрирует тенденции роста.
Список литературы
1. Обзор российского рынка пластиковых окон [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.marketcenter.ru/content/doc-2-11873.html (дата обращения: 16.11.2017).
2. Анализ рынка оконных конструкций в России в 2014-2015гг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://forum.derev-grad.ru/ апаНйсИезЫе-оЬгоп-ро-з^океЬ^и-т!^-гайка-А65/апаНг-ппка-окоптЬ-кош1гикс1у-v-rossii-v-2014-2015gg-t72306.html (дата обращения: 18.11.2017).
3. Конференция «ПВХ. Итоги 2016 года» — основные выводы аналитиков и экспертов [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mplast.by/novosti/2017-01 -04-ко^е-rentsiya-pvh-itogi-2016-goda-osnovnyie-vyivodyi-analitikov-i-ekspertov (дата обращения: 17.11.2017).
4. Производство окон в России: что ждёт оконный бизнес в ближайшем будущем [Электронный ресурс]. Режим доступа: Ьйрэ:// techkomplect.ru/novosti/proizvodstvo-okon-v-rossii-chto-zhdyet-okonnyy-biznes-v-blizha-yshem-budushchem (дата обращения: 18.11.2017).
5. Цены на пластиковые окна по России за 2016 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.oknamedia.ru/novosti/ tseny-na-plastikovye-okna-po-rossii-za-avgust-2016-goda-vyrosli-44974 (дата обращения: 17.11.2017).
6. Оконный рынок России — 2016: дно достигнуто, ожидается восстановление [Электронный ресурс]. Режим доступа: Ьйр://гоуа1-comfort.ru/news/news_post/okonnyy-rynok-го88п-2016 (дата обращения: 18.11.2017).
Поэтому можно утверждать, что 2016 г. являлся для оконной отрасли «дном», достигнув которое, отрасль показывает рост.
References
1. Overview of the Russian market of plastic windows [Electronic resource]. Available at: http ://www. marketcenter. ru/content/doc-2-11873.html (assessed 16.11.2017)
2. Analysis of the market of window structures in Russia in 2014-2015gg. [Electronic resource]. Available at: https://forum.derev-grad.ru/analiticheskie-obzori-po-stroitelstvu-infografika-fl65/analiz-rinka-okonnih-konstrukciy-v-rossii-v-2014-2015gg-t723 06. html (assessed 18.11.2017).
3. Conference «PVC: Results of 2016» — the main conclusions of analysts and experts [Electronic resource]. Available at: https:// mplast.by/novosti/2017-01-04-konferentsiya-pvh-itogi-2016-goda-osnovnyie-vyivodyi-analitikov-i-ekspertov (assessed 17.11.2017)
4. Window production in Russia: what is the window business in the near future [Electronic resource]. Available at: https://techkomplect.ru/ novosti/proizvodstvo-okon-v-rossii-chto-zhdyet-okonnyy-biznes-v-blizhayshem-budushchem (assessed 11.18.2017).
5. Prices for plastic windows in Russia for 2016 [Electronic resource]. Available at: http:// www.oknamedia.ru/novosti/tseny-na-plastikovye-okna-po-rossii-za-avgust-2016-goda-vyrosli-44974 (assessed 17.11.2017).
6. Window market in Russia — 2016: the bottom is reached, recovery is expected [Electronic resource]. Available at: http://royal-comfort.ru/news/news_post/okonnyy-rynok-rossii-2016 (assessed 18.11. 2017).