Научная статья на тему 'Маркетинговое исследование положения компании на локальном рынке для выявления резервов роста'

Маркетинговое исследование положения компании на локальном рынке для выявления резервов роста Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
82
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КРИТЕРИИ / CRITERIA / БАЛЛЬНАЯ ОЦЕНКА / SWOT-АНАЛИЗ / SWOT ANALYSIS / РЕЙТИНГИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / RANKINGS OF COMPETITIVENESS / SCORING ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бондаренко Виктория Андреевна

В статье обосновывается необходимость перманентных маркетинговых исследований для небольших фирм, задействованных на локальном рынке производства и реализации металлопластиковых конструкций. Результаты маркетинговых исследований позволяют отслеживать рыночное положение конкретной фирмы и вырабатывать пакет мер по стабилизации функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Marketing Research of Company Position in the Local Market to Identify Its Reserves to Growth

In the article explained the need for a permanent marketing research for small firms involved in the local market of production and sale of metal-plastic constructions. The results of marketing researches allow to monitor the market situation of the company and to develop list of measures to stabilize the operation.

Текст научной работы на тему «Маркетинговое исследование положения компании на локальном рынке для выявления резервов роста»

МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОМПАНИИ НА ЛОКАЛЬНОМ РЫНКЕ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ РЕЗЕРВОВ РОСТА*

Бондаренко Виктория Андреевна,

д. э. н., профессор кафедры Маркетинга и рекламы, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) (344002, г. Ростов-на-Дону, Б. Садовая, 69) b14v@yandex.ru

В статье обосновывается необходимость перманентных маркетинговых исследований для небольших фирм, задействованных на локальном рынке производства и реализации металлопластиковых конструкций. Результаты маркетинговых исследований позволяют отслеживать рыночное положение конкретной фирмы и вырабатывать пакет мер по стабилизации функционирования.

Ключевые слова: критерии; балльная оценка; SWOT-анализ; рейтинги конкурентоспособности.

Неотъемлемым атрибутом устойчивого функционирования компаний на современном этапе является определение собственной позиции на рынке ее локализации, что предполагает регулярное проведение маркетинговых исследований и использование другого аналитического инструментария, которые связаны с выявлением проблем,определением потенциально возможных угроз и выбором набора наиболее оправданных в условиях конкретной рыночной ситуации мероприятий для упреждения прогнозируемых потерь и нивелирования негативных тенденций. Не вызывает сомнений то обстоятельство, что для небольшой компании, развивающей бизнес в небольшом провинциальном городе (в нашем случае г. Таганроге Ростовской области), характеризующемся ограниченным потребительским спросом, по сравнению с мегаполисами, вопросы проведения регулярных маркетинговых исследований имеют жизненно важное значение, поскольку от полученной входе их реализации информа-

ции и адаптивного реагирования на проявившиеся тренды зависит потенциально возможное достижение успеха в занимаемой рыночной нише.

Подобная ситуация справедлива для фирмы, задействованной в изготовлении и монтаже металлопластиковых конструкций. В предыдущей статье были продемонстрированы результаты маркетингового исследования по выявлению возможного потенциала роста конкурентоспособности организации, работающей на локальном рынке металлопластиковых изделий, на примере ООО «Свет» [1]. В этой связи, представляется обоснованным выбрать данную организацию для примера рассмотрения проблематики положения компании на локальном рынке в аспекте выявления возможных резервов роста. Для определения положения компании ООО «Свет» на рынке и для осуществления необходимой коррекции маркетинговой политики необходимо было проанализировать существующие преимущества в работе фирм, работающих на территории г. Таган-

рога в сфере изготовления и монтажа металлопластиковых конструкций. С этой целью использовался метод опроса лично и по телефону фирм в г. Таганроге [2], задействованных в данной сфере бизнеса, а также использовались вторичные источники информа-ции,такие,как Интернет, реклама в газетах.

В рамках сбора и анализа информации исследовались следующие показатели: ассортимент, оказываемые услуги, источники рекламы, масштабы деятельности фирмы, сроки выполнения заказа, работа с целевыми сегментами, цены компаний, место расположения фирм, предлагаемые потребителям условия оплаты, система скидок и опыт работы фирмы.

После обработки и усреднения информации о деятельности конкурирующих организаций, была составлена сводная таблица (Приложение), в которой основные показатели деятельности конкурирующих фирм были оценены по балльной системе, с последующим построением рейтингов, принятых при анализе экономической

* Автор благодарит студенток Ростовского государственного экономического университета (РИНХ), факультета «Торговое дело», кафедры «Маркетинг и реклама» Викторию Николаевну Николаенкову, Наталью Петровну Короткову за помощь в сборе и подготовке материала.

действительности [3, 4, 5]. Рейтинговая система активно используется в исследованиях при отслеживании активности конкурентов [6]. За каждую позицию, наличествующую у фирмы, ей присваивался один балл. По критерию срока выполнения заказа минимальный срок выполнения оценивался в четыре балла, далее в порядке убывания присваивались 3, 2 и 1 балл, соответственно, за максимальный срок исполнения заказа.

В итоге рассчитывалась общая сумма баллов по всем показателям, и определялись рейтинги фирм соответствующие их конкурентоспособности, рассчитываемые по сумме баллов, полученных фирмами. По ассортименту, оказываемым услугам и используемым источникам информации были получены следующие результаты (табл. 1).

Можно констатировать, что фирмы «Вилант» и ООО КПИ имеют более широкий ассортимент и занимают первое место среди других фирм по этому критерию. ООО «Свет» стоит на втором месте вместе с фирмой «Панорама», поскольку они не предлагают вентилируемые фасады, гаражные системы и ворота. «Евро окна» и «Новые окна» имеют более узкий ассортимент и занимают третье место. На четвертом месте стоит фирма «Европласт» и на последнем, пятом, месте по ассортименту стоят фирмы «Окна плюс» и «Окна для Вас».

В сфере оказания услуг лидируют такие фирмы, как «Панорама», ООО КПИ, «Вилант». Фирмы «Свет», «Новые окна», «Европ-ласт» и «Евро окна» занимают второе место по лидерству, поскольку не оказывают услуги по ремонту товарных позиций других производителей. В аутсайдерах по

данному критерию стоят фирмы «Новые окна» и «Окна для Вас».

В рекламной деятельности первое место занимают фирмы ООО КПИ и «Европласт», на втором месте фирмы ООО «Свет», «Новые окна», «Окна Для Вас», «Окна плюс», поскольку они не используют в своей рекламной деятельности рекламные щиты и местное телевидение. На последнем месте находятся фирмы «Панорама», «Вилант» и «Евро Окна».

В таблице 2приведена оценка фирм в баллах по критерию масштаба деятельности, срокам выполнения заказа и обслуживаемым потребительским сегментам.

Как видим, фирмы пластиковой продукции г. Таганрога имеют практически одинаковые масштабы деятельности, за исключением двух организаций («Евро-

пласт» и «Окна плюс»), которые не осуществляют свои услуги в сельских поселениях Ростовской области.

По срокам выполнения заказов клиента первое место занимают такие фирмы, как «Панорама», ООО КПИ, «Новые окна», на втором месте — фирма «Европласт» и «Евро Окна», на третьем месте находятся фирмы «Свет», «Ви-лант» и «Окна Для Вас», так как они выполняют заказы от десяти дней, тогда как фирмы-лидеры выполняют заказ за 5—7 дней, также на третьем, последнем месте, расположена фирма «Окна плюс».

Фирмы привлекают различные потребительские сегменты, дифференцируемые по уровню доходов. Первое место по этому критерию занимают следующие фирмы: «Окна для Вас», «Окна плюс», «Европласт» и «Евро Окна». На

Таблица 1

Балльная оценка фирм на рынке металлопластиковых конструкций по критерию широты ассортимента, оказываемых услуг и используемых источников рекламы

Наименование фирмы Баллы

ассортимент услуги источники рекламы

«Окна плюс» 2 9 4

«Окна для Вас» 2 9 4

«Европласт» 4 11 6

«Евро Окна» 5 11 3

«Новые окна» 5 11 4

ООО «Свет» 6 11 4

«Панорама» 6 12 3

«Вилант» 7 12 3

ООО КПИ 7 12 6

Таблица 2

Балльная оценка фирм на рынке металлопластиковых конструкций по критерию масштаба деятельности фирмы, срокам выполнения заказа и обслуживаемым потребительским сегментам

Наименование фирмы Баллы

Масштабы деятельности Сроки выполнения заказа Целевые сегменты

«Окна плюс» 1 1 3

«Окна для Вас» 2 2 3

«Европласт» 1 3 3

«Евро Окна» 2 3 3

«Новые окна» 2 4 1

ООО «Свет» 2 2 2

«Панорама» 2 4 2

«Вилант» 2 2 2

ООО КПИ 2 4 2

последнем месте по данному критерию располагается фирма «Новые окна».

В таблице 3 приведена оценка фирм в баллах по критерию цены, места расположения фирмы и условий оплаты.

Приведенные в таблице данные свидетельствуют о том, что наиболее низкие цены на продукцию и оказываемые услуги у следующих фирм: «Окна для Вас», «Окна плюс» и «Новые окна». Второе место по данному критерию занимает фирма «Свет», а на последнем месте фирма ООО КПИ, реализующая продукцию и услуги по самым высоким ценам в г. Таганроге среди фирм производителей пластиковой продукции.

По месту расположения предприятия в г. Таганроге фирма ООО КПИ занимает лидирующую позицию, так как к ее офису возможно добраться на любом транспорте. На втором месте по данному показателю находятся все остальные фирмы, за исключением ООО «Свет», к офису которой можно добраться (помимо личного транспорта) только на маршрутном или индивидуальном такси.

По предоставляемым условиям оплаты первое место занимают такие фирмы, как «Евро окна», ООО КПИ, «Вилант», «Окна для Вас» и «Панорама», так как их клиенты имеют возможность оплачивать оказание услуг наличными, с помощью банковской карты и кредита. На втором месте фирмы «Свет», «Окна для Вас», «Окна плюс», «Новые окна», не предоставляющие товар и услуги в кредит, и на последнем месте фирма «Европласт», не использующая безналичных расчетов.

В таблице 4приведена оценка фирм в баллах по критерию сис-

темы скидок, опыта работы и суммарной конкурентоспособности по всем проанализированным критериям.

В системе скидок первое место занимают фирмы ООО КПИ и «Окна для Вас», так как они предоставляют больший объем скидок. На втором месте находятся все остальные организации.

Первое место по опыту работы занимают фирмы «Окна плюс» и «Евро окна.

Суммарная оценка конкурентоспособности фирм по анализируемым критериям представлена на рисунке.

Согласно представленным данным, лидером на текущий момент выступает ООО КПИ, однако данная ситуация вариабельна, так как

не всегда максимальный набор предоставляемых услуг и ширина ассортимента приводят к рыночному успеху, поскольку это ведет к росту накладных расходов и распылению сил и средств.

Отмеченные расхождения в ассортиментных позициях и сумме оказываемых услуг у различных фирм невелики, практически все фирмы, задействованные в исследуемом секторе бизнеса в г. Таганроге, предлагают стандартный перечень услуг (замер, установка, вывоз мусора) и работают приблизительно в одинаковых ценовых категориях.

В связи с этим объемы продаж зависят прежде всего от того, смогла ли та или иная фирма привлечь к себе потребителя. Следовательно, на взгляд автора, в данных условиях конкурентоспособ-

Таблица 3

Балльная оценка фирм на рынке металлопластиковых конструкций по критерию цены, места расположения фирмы и условий оплаты

Наименование фирмы Баллы

Цены Место расположения фирмы Условия оплаты

«Окна плюс» 7 3 2

«Окна для Вас» 7 3 3

«Европласт» 3 3 1

«Евро Окна» 5 3 3

«Новые окна» 7 3 2

ООО «Свет» 6 2 2

«Панорама» 2 3 3

«Вилант» 3 3 3

ООО КПИ 1 4 3

Таблица 4

Балльная оценка фирм на рынке металлопластиковых конструкций по критерию системы скидок, опыта работы и суммарной конкурентоспособности по всем проанализированным критериям

Наименование фирмы Баллы

Система скидок Опыт работы фирмы Оценка конкурентоспособности

«Окна плюс» 2 6 40

«Окна для Вас» 3 1 39

«Европласт» 2 4 41

«Евро Окна» 2 6 46

«Новые окна» 2 3 44

ООО «Свет» 2 5 44

«Панорама» 2 1 40

«Вилант» 2 2 41

ООО КПИ 3 4 48

ным будет то предприятие, которое сможет привлечь и удержать клиента, склонив его к совершению покупки окон и последующего обслуживания именно у них. Поскольку, установка окон отличается от просто приобретения готовой продукции, скорее всего, потребитель, решивший сменить окна, не станет методично посещать все организации в городе, предлагающие ему установку, но захочет узнать и сравнить между собой существующее товарное предложение. Такое сравнение потенциальный потребитель может сделать, посетив сайт компаний, оказывающих данные услуги. В этом смысле наличие информативного сайта также представляет собой ресурс привлечения клиентов.

Соответственно, целесообразно было уточнить, имеют ли анализируемые нами фирмы в г. Таганроге сайты и выдаются ли ссылки на их сайты при использовании поисковых систем. Важным критерием представляется также не просто наличие сайта, а удобство навигации по нему, информативность и привлекательность для потребителя.

Ознакомление с информацией по производителям металлоплас-тиковых изделий, чьи ссылки на сайты оказываются в числе первых при запросе «Установка пластиковых окон в г. Таганроге» на

основе популярной поисковой системы «Яндекс», показал, что у 6 компаний из 9 есть собственные сайты в Интернете, и заинтересованный покупатель может найти информацию о компаниях и продукции, которую они производят. При запросе в поисковой сети «Яндекс»: «Пластиковые окна, установка, Таганрог» сайты таких компаний, как «Панорама», ООО КПИ и других выплывают в первых ссылках, а сайт компании ООО «Свет» можно найти, лишь напрямую введя его название в поисковую систему. Сам сайт компании «Свет» малоинформативен. В нем есть информация о самой компании и о том, чем она занимается, но нет информации о ценах на предлагаемую продукцию и условиях ее реализации. Маловероятно, что подобный сайт сможет заинтересовать потенциального потребителя, и его существование в таком виде не обосновано.

ООО КПИ

«Вилант»

«Панорама

Следует отметить, что в практических целях потребителям логично подвергнуть сравнению самые важные для них критерии, такие как цены, сроки изготовления изделий, наличие акций по привлечению клиентов и наличие сайта с информативным содержанием (табл. 5).

Анализируя табличные данные, отметим, что по ценовой категории компания ООО «Свет» несколько выигрывает, так как предлагает установку окон по ценам от 5 200 руб. Ниже цена только у компании «Вилант», которая к тому же предлагает бессрочное гарантийное обслуживание своей продукции. Но, с другой стороны, компании,у которых продукция дороже, предлагают скидки до 50% (компания КПИ), что существенно снижает цену и делает их более привлекательными по сравнению с ООО «Свет». Кроме этого все компании предлагают те или

Окна для Вас»

«Европласт»

Евро Окна»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ООО «Свет»»

Новые окна»

Рис. Суммарная оценка конкурентоспособности фирм по анализируемым критериям

Таблица 5

Сравнение цен, срока изготовления изделий, наличия акций и сайта фирмы*

Фирма Цена Срок изготовления Акции, скидки Наличие сайта

«Панорама» От 6 800 руб. за двустворчатое окно От 10 дней Скидки до 30%, установка и монтаж бесплатно Есть, доступный, с полной информацией

«Евро Окна» От 6 300 руб. неизвестно нет Есть, информация не полная

«Вилант» От 4 150 руб. неизвестно Бессрочное гарантийное обслуживание Есть, полная информация, удобная навигация

ООО «Свет» От 5 200 руб. От 10 дней нет Есть, информации крайне мало

КПИ индивидуально неизвестно Скидка 50% рассрочка и кредит Есть, информации много, кроме цены

ООО «Окна для Вас» От 6 400 руб. От 3 дней Возможна рассрочка платежа и кредит Есть, полная информация

* Составлено на основании анализа интернет сайтов, объявлений в газетах и опроса по телефону.

скидок тоже выступает фактором демотивации для потенциальных клиентов. Это свидетельствует о том, что компании необходимо пересмотреть свою маркетинговую политику и заняться рекламой.

Для дальнейшей объективизации определения текущего положения фирмы ООО «Свет» целесообразно провести SWOT-ана-лиз (табл. 6).

Таблица 6

SWOT-анализ фирмы ООО «Свет»

Характеристики макросреды Сильные стороны Слабые стороны

Состояние экономики города 1. Уменьшение уровня безработицы за пятилетний период 1. Рост инфляции и снижение платежеспособного спроса на отдельные ассортиментные позиции на настоящем этапе

Политика городской администрации 1. Предпринимаемые администрацией мероприятия по поддержке малого бизнеса 1. Изменение законов может нивелировать существующую систему поддержки

Ценностные ориентации населения 1. Повышение социального статуса населения, жизненного уровня. 2. Доступность металлопластиковых конструкций 3. Возможность выбора дизайна, материала 1. Необходимость следовать за изменениями в предпочтениях, что предполагает затраты

Рынок рабочей силы 1. Большое число желающих трудоустроиться 1. Трудность подбора квалифицированных кадров, привлекаемых к производству продукции

Конкуренты 1. Возможность занятия новых рыночных ниш 2. Возможность увеличения ассортимента 3. Возможность расширения оказываемого спектра услуг 4. Цены, привязанные к уровню доходов потенциальных потребителей 1. Слабая коммуникационная политика. 2. Недостаточный спектр оказываемых услуг. 3. Уступает конкурентам по срокам выполнения заказов. 4. Слабая транспортная и пошаговая доступность офиса приема заказов. 5. Уступает конкурентам по уровню цен

Потребители 1. Большое число потенциальных потребителей 1. Отсутствие рассмотрения в качестве целевого сегмента людей с индивидуальным месячным достатком от 5 000 до 10 000 руб./мес.

Кадры 1. Удалось сформировать работоспособный коллектив, способный к саморазвитию 1. Отсутствие практического опыта у ряда работников

Производственный процесс 1. Соответствие технического оснащения поставленным производственным задачам 1. Перманентный рост расходов на производственные и общехозяйственные нужды

Имидж 1. Реклама в печати, Интернете, торговых точках, на транспорте 1. Отсутствие таких рекламных носителей, как: рекламные щиты и телевидение

Внуренняя Потребители Возможности Увеличение спроса со стороны целевой аудитории Угрозы Отток части потребителей к конкурентам

Кадры Возможность овладение новыми технологиями Недостаточная скорость выполнения заказов

Производственный процесс Возможность удовлетворения потребностей заказчиков Повышение накладных расходов, опосредующее повышение цен на продукцию и снижение уровня конкурентоспособности

Имидж Возможность формирования благоприятного образа надежного партнера Восприятие фирмы потенциальными потребителями как ненадежной организации

Внешняя Состояние экономики территории Возможности Потенциально возможный рост спроса Угрозы Снижение спроса, в том числе из-за ужесточения конкуренции

Политика городской администрации Предоставление ряда различных преференций Изменение условий аренды, не предоставление преференций

Ценностные ориентации населения Возможность убеждения в правильности выбора металлопластиковых конструкций, производимых и устанавливаемых фирмой Появление на рынке г. Таганрога новых технологий, обеспечивающих потребителю больший уровень комфортности, что способствует снижению уровня конкурентоспособности

Рынок рабочей силы Возможность кадрового отбора для функционирования фирмы Низкая квалификация работников может увеличить число брака, и неудовлетворенности потребителя деятельностью фирмы

Конкуренты Возможность выигрышного по сравнению с конкурентами позиционирования фирмы по ряду критериев Неудовлетворение запросов потребителей грозит их оттоком к конкурентам

иные акции и стараются стимулировать сбыт всеми доступными средствами, тогда как компания «Свет» не задействует данный маркетинговый инструмент.

Можно сказать, что анализируемая нами компания занимает не самую выгодную позицию на рынке пластиковых окон. Она пытается быть конкурентоспособной, стараясь выбирать среднюю цено-

вую категорию, предоставлять дополнительное обслуживание, но без должного рекламного сопровождения и информирования потребителей все эти усилия не дают должного эффекта. Информации о компании мало, сайт малоинформативен и не способен привлечь потребителей и заинтересовать их в приобретении окон. Отсутствие различных акций или

В результате SWOT-анализа, были сформулированы сильные и слабые стороны предприятия, определены возможности и угрозы в деятельности фирмы, на основании чего руководство фирмы сможет выработать план мероприятий по адаптивному реагированию на потенциальные угрозы,что позволит повысить уровень устойчивости функционирования на рынке.

Исходя из результатов проведенных исследований, сопоставлений и 5^07-анализа фирмы ООО «Свет» на рынке г. Таганрога, выступившей примером деловой активности организаций, развивающих деятельность в провинциальном городе на рынке изготовления и монтажа металлопласти-ковых изделий, можно сделать ряд выводов.

1. Фирме ООО «Свет», возможно, в перспективе потребуется расширение ассортимента, поскольку она не производит и не продает вентилируемые фасады, гаражные системы и ворота, что снижает ее возможности по сравнению с конкурентами. Тем не менее, для производства данной продукции придется закупать дорогостоящее оборудование, что может не окупиться. Поэтому фирме необходимо отслеживать изменения в потребительских предпочтениях и если спрос на данную продукцию начнет расти, отреагировать и расширить собственный ассортимент.

2. Фирма ООО «Свет» может активнее привлекать потребителей, предлагая им расширенное послепродажное обслуживание, например, ремонт продукции других производителей.

3. Данной компании необходимо заняться собственной активной рекламной кампанией. Необходи-

мо задействовать наружную рекламу и рекламу на местном телевидении, популярном у местного населения. Слоган в рекламном сообщении должен акцентировать внимание на доступной цене и достойном качестве, и быть легко запоминающимся. Так же при рекламе продукции следует упоминать о дополнительной услуге, такой, как вывоз старых окон и мусора.

Важным представляется введение акций для привлечения клиентов и информирование их о данных акциях посредством, возможно, рекламы в транспорте, учитывая то обстоятельство, что большинство клиентов фирмы пользуются общественным транспортом.

4. Целесообразным представляется снижение сроков изготовления пластиковых окон. Фирма «Свет» выполняет заказы от десяти дней, когда есть фирмы, которые выполняют заказ за 5—7 дней.

5. В г. Таганроге большое число населения (до 30%) имеет личный ежемесячный доход от 5 до 10 тыс. руб., соответственно, ООО «Свет» может расширить обслуживаемый сегмент за счет привлечения данной категории потребителей, предлагая им, например, рассрочку платежа, либо кредит.

6. Для фирмы ООО «Свет» обоснованным представляется внедрение продуманной системы скидок, например, для стимулирования сбыта можно было бы проводить акции скидок за привлечение друзей к заказам, процент скидки увеличивается в соответствии с числом привлеченных покупателей. Обязательно каждому клиенту должна выдаваться визитка, с пометкой о скидке на следующий заказ, такая визитка будет востребованной и пригодится знакомым потребителей фирмы, что будетдополнительным фактором привлечения.

7. Месторасположение фирмы «Свет» не самое удачное, т. к. для оформления заказа туда можно добраться только на маршрутном или индивидуальном такси, поэтому фирма должна предпринимать усилия для компенсации этого недостатка, например, предлагая вызов торгового представителя по телефону или интернет-заявку (для замера и консультации), подробную консультация по телефону.

8. В настоящее время фирма «Свет» не реализует товары и услуги в кредит, тем не менее, следует ввести такое условие оплаты и информировать потенциальных потребителей об этом.

9. Согласно условной оценке комплексной конкурентоспособности по ряду проанализированных в статье критериев, фирма ООО «Свет», хотя и не имеет большого опыта, тем не менее, занимает неплохое место в рейтинге конкурентоспособности. Можно предположить, что, если фирма ООО «Свет» будет ориентироваться на результаты маркетинговых исследований, анализировать рыночную ситуацию, выявлять собственные слабые стороны и своевременно реагировать для устранения реальных и потенциальных угроз, используя выявленные возможности, это будет способствовать росту уровня ее конкурентоспособности и повышать шансы на рыночный успех.

Повторимся, рассмотрение исследуемого вопроса на примере фирмы ООО «Свет» является частным случаем, однако этот частный случай демонстрирует те проблемы, с которыми сталкиваются подобные организации и, в общем, освещает варианты развития деловой активности, которые могут быть полезны фирме, задействованной на локальном рынке, в вопросе поиска возможных для роста резервов.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМ ПО БАЛЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

Критерии Конкуренты

Свет Панорама Вилант ООО КПИ Евро-пласт Евро Окна Новые окна Окна плюс Окна для Вас

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1. Товарный ассортимент

Пластиковые окна и двери 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Отделка балконов и лоджий 1 1 1 1 1 1 1 0 0

Вентилируемые фасады 0 0 0 1 0 0 0 0 0

Отделка откосов 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Роллставни 1 1 1 1 0 0 1 0 0

Жалюзи 1 1 1 1 0 0 0 0 0

Алюминиевые конструкции 1 1 0 1 1 0 1 0 0

Гаражные системы 0 0 1 0 0 1 0 0 0

Ворота 0 0 1 0 0 1 0 0 0

Итого 6 6 7 7 4 5 5 2 2

2. Сервисный ассортимент (оказание услуг)

Консультация 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Замер 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Монтаж пластиковых окон 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Доставка 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Подъем конструкций 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Подготовка окон к монтажу 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Подготовка проема 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Установка рамы 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Внешняя и внутренняя отделка 1 1 1 1 1 0 0 0 0

Гарантийное и сервисное обслуживание 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Вывоз старых окон и мусора 1 1 1 1 1 1 1 0 0

Ремонт окон других производителей 0 1 1 1 0 1 1 0 0

Итого 11 12 12 12 11 11 11 9 9

3. Источники рекламы:

Газета 1 1 0 1 1 0 1 1 1

Интернет 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Вывески 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Наклейки 1 0 1 1 1 1 1 1 1

Рекламные щиты 0 0 0 1 1 0 0 0 0

Телевидение 0 0 0 1 1 0 0 0 0

Итого 4 3 3 6 6 3 4 4 4

4. Масштабы деятельности:

Город Таганрог 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Сельские поселения Ростовской области 1 1 1 1 0 1 1 0 1

Итого 2 2 2 2 1 2 2 1 2

5. Сроки выполнения заказа:

От 5 дней 0 4 0 4 0 0 4 0 0

От 7 дней 0 0 0 0 3 3 0 0 0

От 10 дней 2 0 2 0 0 0 0 0 2

От 14 дней 0 0 0 0 0 0 0 1 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итого 2 4 2 4 3 3 4 1 2

6. Привлекаемые потребители (по уровню доходов)

С личным доходом от 5 до 10 тыс. руб. в месяц 0 0 1 0 1 1 1 1 1

С личным доходом от 10 до 17 тыс. руб. в месяц 1 1 1 1 1 1 0 1 1

С личным доходом от 17 до 30 тыс. руб. в месяц 1 1 0 1 1 1 0 1 1

Итого 2 2 2 2 3 3 1 3 3

7. Цены по каждой ассортиментной позиции (минимальная цена - максимальные баллы):

Рейтинг фирмы по ценам |6|2|3|1|3|5|7|7|7

8. Место расположения (транспорт на котором можно добраться в офис):

Трамвай 0 1 0 1 1 0 1 0 0

Автобус 0 0 1 1 0 1 0 1 1

Маршрутное такси 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Такси 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Итого 2 3 3 4 3 3 3 3 3

9. Условия оплаты:

Наличными 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Кредит 0 1 1 1 0 1 0 1 1

Банковской картой 1 1 1 1 0 1 1 0 1

Итого 2 3 3 3 1 3 2 2 3

ПРИЛОЖЕНИЕ (Окончание)

l 2 з л б б Т s 9 lO

lO. Система скидок:

Скидка всем новым клиентам O l O l O O O O l

Скидки от суммы заказов l l O O l O l l l

Скидка постоянным клиентам O O l l O l O O O

Сезонные скидки l O l l l l l l l

Итого 2 2 2 з 2 2 2 2 з

ll. Опыт работы фирмы:

5 лет O l O O O O O O l

6 лет O O 2 O O O O O O

7 лет O O O O O O з O O

8 лет O O O л л O O O O

9 лет б O O O O O O O O

10 лет O O O O O б O б O

Итого б l 2 л л б з б l

Общая сумма баллов - уровень конкурентоспособности организации лл л! л8 л! лб лл з9

ИСТОЧНИКИ

1. Бондаренко В.А Маркетинговые исследования потребительских предпочтений для определения привлекательности фирмы на локальном рынке металлопластиковых изделий // Практический маркетинг. 2015. № 2 (216). С. 40—46.

2. Телефонный справочник г. Таганрога — электронный ресурс — Taganrog.yuninform.ru.

3. АндреевА.Ю. Рейтинговая оценка деятельности мясоперерабатывающих организаций // Проблемы теории и практики управления. 2011. № 5.

4. Дроздова М.И. Рейтинговая оценка деятельности организаций потребительской кооперации // Регион: экономика и социология. 2009. № 1.

5. Слободняк И.А. Порядок формирования и экономический анализ показателей внутреннего управления отчетности. Иркутск, 2008.

6. Савина А.В. Роль рейтингов при оценке конкурентоспособности предприятий // Практический маркетинг. 2006. № 7 (113).

Marketing Research of Company Position in the Local Market to Identify Its Reserves to Growth Bondarenko Victoria Andreevna,

doctor of Economics, Professor of Marketing and advertising department of the Rostov state economic University (RINKH), 344002, Rostov-on-don, B. Sadovaya, 69 (b14v@yandex.ru)

In the article explained the need for a permanent marketing research for small firms involved in the local market of production and sale of metal-plastic constructions. The results of marketing researches allow to monitor the market situation of the company and to develop list of measures to stabilize the operation.

Keywords: criteria; a scoring assessment; SWOT analysis; rankings of competitiveness.

REFERENCES

1. Bondarenko, V.A. (2015) Marketingovie issledovaniya potrebitelskikh predpochteniy dlya opredeleniya privlekatelnosti firmy na lokalnom rynke metalloplastikovikh izdeliy [Marketing research of consumer preferences to determine the attractiveness of the company on the local market of plastic products]. Prakticheskiy marketing [Practical marketing], 2015, no. 2 (216), pp. 40-46.

2. Telephone directory, Taganrog. Available at: Taganrog.yuninform.ru.

3. Andreev, A.Y. (2011) Reytingovaya otsenka deyatelnosti myasopererabatyvayushchikh organizatsiy [The Rating of the meat processing activities of organizations]. Problemy teoriiipraktiki upravleniya [Problems of theory and practice of management], 2011, no. 5.

4. Drozdova, M.I. (2009) Reytingovaya otsenka deyatelnosti organizatsiy potrebitelskoy kooperatsii [Rating of the activities of consumer cooperation organizations]. Region: Economics and sociology, 2009, no. 1.

5. Slobodnyak, I.A. (2008) Poryadok formirovaniyai ekonomicheskiy analizpokazateley vnutrennego upravleniya otchetnosti [Procedure of formation and economic analysis of indicators of internal management reporting]. Irkutsk, 2008.

6. Savina, A.V. (2006) RoT reytingov pri otsenke konkurentosposobnosti predpriyatiy [The Role of ratings in assessing the competitiveness of enterprises]. Prakticheskiy marketing [Practical marketing], 2006, no. 7 (113).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.