Научная статья на тему 'Стратегические цели реализации социального и экономического потенциалов инвестиционных вложений в экономику Республики Калмыкия'

Стратегические цели реализации социального и экономического потенциалов инвестиционных вложений в экономику Республики Калмыкия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
203
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ходыкова Н.В., Деликова Т.Г.

Статья посвящена исследованию характерных особенностей инвестиционных вложений в экономику Республики Калмыкия с точки зрения потенциала их воздействия на состояние экономики и социальной сферы. Проанализированы источники и приоритетные направления инвестиционного процесса региона. Делается вывод о предварительном несоответствии текущего объема и структуры инвестиций задачам повышения качества жизни населения республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегические цели реализации социального и экономического потенциалов инвестиционных вложений в экономику Республики Калмыкия»

№ 2(23), 2011 г.

ЭКОНОМИКА

ХОДЫКОВА Н. В., ДЕЛИКОВА Т. Г

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО

ПОТЕНЦИАЛА

ИНВЕСТИЦИОННЫХ ВЛОЖЕНИЙ В ЭКОНОМИКУ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

Аннотация: Статья посвящена исследованию характерных особенностей инвестиционных вложений в экономику Республики Калмыкия с точки зрения потенциала их воздействия на состояние экономики и социальной сферы. Проанализированы источники и приоритетные направления инвестиционного процесса региона. Делается вывод о предварительном несоответствии текущего объема и структуры инвестиций задачам повышения качества жизни населения республики.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная политика, стратегическое развитие, социальный потенциал, экономический потенциал.

Структура и объемы инвестиций являются критически важными факторами достижения принятых целей развития экономической системы. Основными документами, определяющими цели и задачи развития Республики Калмыкия в среднесрочной и долгосрочной перспективе, являются Концепция социально-экономического развития Республики Калмыкия на период до 2015 года, утвержденная постановлением Правительства Республики Калмыкия от 30 мая 2011 г. № 125 (далее Концепция) и Стратегия социально-экономического развития Республики Калмыкия на период до 2020 года, утвержденная постановлением Правительства Республики Калмыкия от 30 декабря 2008 г. № 465 (далее Стратегия).

Данные документы были разработаны в соответствии с Концепцией долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2008 г. № 877-р, Стратегией социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года, федеральных и региональных программ, а также с учетом задач и приоритетов, определенных Президентом Российской Федерации в Посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации за 2008-2011 гг.

Стратегическими целями развития РК приняты повышение благосостояния и уровня жизни населения и обеспечение устойчивого роста экономики Республики Калмыкия. При этом, направленные на достижение общих целей и созвучно определяющие приоритеты развития, но будучи ориентированными на разные временные периоды, Стратегия и Концепция несколько отличаются в расстановке акцентов в видении конкретных направлений социально-экономического развития РК. Так, в Концепции в большей степени отражены тенденции формирования информационного общества в России, подчеркивается важность использования земельных ресурсов как важнейшего фактора экономического роста республики. Исходя из представленных в Стратегии блоков задач, в долгосрочной перспективе наращивание человеческого капитала является одним из важнейших направлений развития региона. Блоки же задач, определенные Концепцией социально-экономического развития Республики Калмыкия, нацелены в большей мере на решение текущих проблем экономики РК в кратко- и среднесрочной перспективе (см. табл.1).

5

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

Таблица 1

Краткосрочные и долгосрочные задачи развития экономики Республики Калмыкия

Блоки задач, определенные Стратегией социально-экономического развития Республики Калмыкия на период до 2020 года

Достижение материального благосостояния и качества жизни населения (повышение комфортности проживания населения Республики Калмыкия; развитие системы водоснабжения населения Республики Калмыкия; неуклонный рост доходов населения Республики Калмыкия (увеличение заработной платы работников организаций бюджетной сферы, легализация выплаты заработной платы, ликвидация задолженности по ее выплате); улучшение демографической ситуации в Республике Калмыкия) Динамичное, устойчивое и сбалансированное развитие экономики (совершенствование территориального размещения производительных сил, экономическое районирование, создание и укрепление "точек роста" экономики Республики Калмыкия; формирование положительного имиджа Республики Калмыкия как региона, перспективного для инвестиционных вложений, с благоприятными условиями для ведения бизнеса; формирование инновационной системы Республики Калмыкия, увеличение выпуска инновационной продукции, повышение доли инновационно-активных организаций; организация промышленнопроизводственной зоны опережающего развития; кластерное развитие ключевых секторов экономики: нефтехимический, биотехнологический, агропромышленный комплексы; развитие малого бизнеса, создание инфраструктуры и условий для стимулирования предпринимательской активности; расширение транспортной инфраструктуры, строительство крупных объектов транспортной инфраструктуры, создание мультимодального транспортного узла; создание благоприятных условий для развития туристской деятельности в регионе; развитие внешнеэкономической деятельности, межрегионального сотрудничества Республики Калмыкия, реализация имеющегося потенциала в сфере межтерриториальной кооперации с учетом стратегических направлений развития Республики Калмыкия и соседних регионов) Создание благоприятных условий жизнедеятельности (развитие социальной инфраструктуры с учетом необходимости оптимизации действующей сети учреждений бюджетной сферы; рост качества и доступности услуг образования и здравоохранения (реализация соответствующих приоритетных национальных проектов); создание условий для развития спорта и массовой физической культуры; сохранение и развитие культурного потенциала)

Блоки задач, определенные Концепцией социально-экономического развития Республики Калмыкия на период до 2015 года

Достижение материального благосостояния и создание условий повышения уровня жизни населения, через подъём уровня занятости и планомерное снижение нагрузки на личные бюджеты Достижение стабильного роста экономики через повышение роли республики в интеграционных процессах ЮФО и прикаспийского региона, которая обеспечит повышение эффективности проводимой инвестиционнофинансовой политики и планомерное повышение конкурентоспособности Обеспечение устойчивого опережающего роста притока инвестиций

Анализ и выявление недостатков инвестиционной политики РК представляется особенно важным, так как, несмотря на то, что в последние годы в Республике Калмыкия сложилась устойчивая тенденция активизации инвестиционной деятельности и роста инвестиций в основной капитал, республика продолжает находиться на одном из последних мест среди регионов РФ по уровню экономического развития.

6

№ 2(23), 2011 г.

В 2010 году объем инвестиций по сравнению с 1998 годом увеличился более, чем в 12 раз и составил 7288,2 млн. руб. Однако в течение рассматриваемого периода (1998-2010гг.) динамика инвестиций в основной капитал имеет волнообразный характер (диаграмма 1). Практика показывает, что такие краткосрочные всплески инвестиционной активности имеют место благодаря средствам, выделяемым из федерального бюджета (см. табл. 2). Но в связи с тем, что возможности федерального бюджета ограничены, структура ВРП по республике не демонстрирует движения в позитивном направлении.

Диаграмма 1

Динамика инвестиций в основной капитал Республики Калмыкия за 1998 - 2010 гг. (млн. руб.)

Источник: www.statrk.ru

Как показывают исследования [1], для реализации рывка в экономическом развитии инвестиционный режим должен быть в разы комфортнее действующего, и объемы инвестиций должны быть много больше, чем ныне осуществляемые в РК.

Таблица 2

Финансирование мероприятий, направленных на реализацию Концепции социальноэкономического развития Республики Калмыкия на период до 2015 года,

по источникам и этапам

По Перечню мероприятий Концепции в целом 2011 г. 2012 г. 2013-2015 гг.

Объем финансирования —всего, млрд.руб. В том числе: 84 069 030,3 23 812 114,0 31 927 690,9 28 329 225,4

Федеральный бюджет 22 443 241,8 5 046 322,4 7 787 445,3 9 609 474,1

Республиканский бюджет 5 150 898,1 1 388 306,0 1 835 683,4 1 926 908,8

Муниципальные бюджеты 361 311,6 77 996,0 89 735,9 193 579,7

Внебюджетные источники 56 113 578,9 17 299 489,6 22 214 826,4 16 599 262,9

В % к общей стоимости Программы:

Всего по Перечню мероприятий: 100 100 100 100

Федеральный бюджет 27 21 24 34

Республиканский бюджет 6 6 6 7

Муниципальные бюджеты 0 0 0 1

Внебюджетные источники 67 73 70 59

Источник: Концепция социально-экономического развития РК на период до 2015 г.

Анализ мероприятий, предполагаемых Концепцией социально-экономического развития РК, показал, что ведущая роль в финансировании инвестиционных проектов РК отводится внебюджетным, частным источникам (табл. 2). Это обстоятельство, на наш взгляд, является фактором, повышающим риск невыполнения принятых инвестиционных решений в условиях сохраняющейся нестабильности конъюнктуры финансовых рынков.

7

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

Слабость финансовой базы регионального и местных бюджетов отражается в большой доле федеральных средств (около 1/3) в структуре источников финансирования плановых мероприятий. При этом федеральный бюджет являлся важнейшим источником инвестиционных ресурсов в предыдущие годы, о чем свидетельствует высокое значение коэффициента корреляции общего объема инвестиций в основной капитал и доли данного канала финансирования (табл.3).

Таблица 3

Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования (без субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности)

2005 2006 2007 2008 2009 2010 Коэффициент корреляции объема инвестиций и доли соответствующего источника финансирования

Инвестиции в основной капитал, тыс. руб. 1693986 2340952 3951037 4897191 4714375 3781442 -

Всего, в % 100 100 100 100 100 100

в том числе:

- собственные средства 32 22,5 18,1 17,2 21,4 41,1 -0,40

- привлеченные средства 68 77,5 81,9 82,8 78,6 58,9 0,40

Из них:

- кредиты банков 1,6 6,7 1,5 1,6 1,2 3 -0,47

- Заёмные средства других организаций 0,5 15,3 9 6,3 3,2 5,7 -0,09

- бюджетные средства 56,9 44,8 54,8 66,5 73,1 41,3 0,53

в том числе из:

- федерального бюджета 38,7 34,8 46,7 59,4 65,4 33,6 0,76

- бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов 18,2 10 4,7 5,2 6,2 6,4 -0,88

- средства внебюджетных фондов 1,5 0,1 0 0,2 0,1 0,2 -0,68

- прочие 7,5 10,6 16,5 8,3 1 8,7 -0,20

Источник: www.statrk.ru

Увеличение доли кредитной составляющей в структуре источников финансирования инвестиций в последние годы (см. табл.3) оценивается неоднозначно: с одной стороны, это свидетельство дефицита собственных средств хозяйствующих субъектов, с другой стороны, рост объемов и доли средств банков и других кредитных организаций при прочих равных условиях стимулирует финансовую дисциплину заемщиков, уменьшает общественные потери вследствие неэффективности контроля за расходованием средств.

Отраслевые приоритеты инвестиционной политики Республики Калмыкия включают:

1) развитие агропромышленного комплекса;

2) развитие ТЭК, в том числе создание сети нетрадиционных ветровых источников электроэнергии;

3) развитие транспортно-логистических центров;

4) развитие туристско-рекреационного комплекса.

При этом следует отметить недостаточно жесткую привязку содержания планируемых мероприятий к поставленным в рассматриваемых документах задачам. Например, из Перечня мероприятий, направленных на реализацию Концепции, неясно каким образом предполагается «достижение стабильного роста экономики через повышение роли республики в интеграционных процессах ЮФО и прикаспийского региона».

По объемам финансирования среди мероприятий Концепции лидируют проекты в АПК, промышленности и секторах производственной, транспортной и коммунальной инфраструктуры, что в целом соответствует указанным приоритетам отраслевого развития. Однако по тем же направлениям

8

№ 2(23), 2011 г.

(за исключением инфраструктурных проектов) доля внебюджетного финансирования наиболее высока: «Развитие промышленности и стройиндустрии» - 97%, «Развитие АПК» - 73%, «Туризм» - 49%. Это, как уже было отмечено, в существующих условиях является фактором риска невыполнения мероприятий. Вероятность же реализации проектов в сфере развития инфраструктуры, поддержки малого предпринимательства, образования, здравоохранения и культуры представляется более высокой в связи со значительной долей средств из федерального бюджета.

В Стратегии Республики Калмыкия на долгосрочную перспективу отражены три сценария развития республики: оптимистический, комплексный и пессимистический. Стоит отметить, что период с 2008 года по 2012 год является первым этапом реализации Стратегии, который подразумевает проектноизыскательскую составляющую.

Таблица 4

Динамика объема инвестиций в основной капитал Республики Калмыкия развивается по пессимистическому сценарию

оптимистический сценарий пессимистический сценарий комплексный сценарий линия тренда

2006 3750,6 3750,6 3750,6

2007 6081,3 6081,3 6081,3 4119,1

2008 10345,2 7633,2 8448,8 5744,3

2009 27988,2 8121,4 27121,8 6977,9

2010 46033,1 8368,5 43432,5 8010,7

2011 46628,1 9353,1 44228,1 8916,0

2012 47133,5 9511,6 45133,5 9731,0

2013 48347,9 9673,0 45337,6 10478,0

2014 48655,4 9452,6 45811,3 11171,3

2015 52675,6 9398,5 49788,5 11820,8

2016 57562,3 10324,9 52021,7 12433,8

2017 53501,9 10152,0 55897,0 13051,6

2018 56721,6 12001,9 56150,3 13570,4

2019 59497,1 12211,3 56334,9 14101,7

2020 60163,7 12537,1 56978,0 14612,2

Таким образом, проведенный анализ соответствия инвестиционных вложений долгосрочным задачам развития Республики Калмыкия выявил, что наращивание инвестиций в основной капитал происходит по пессимистическому сценарию, обозначенному в Стратегии РК (табл 4). В ходе реализации данного сценария в долгосрочной перспективе ожидается дальнейшее ослабление экономического потенциала Республики Калмыкия: будет снижаться доля перерабатывающих производств в структуре ВРП региона; имеющийся уровень инвестиций не позволит в долгосрочной перспективе провести кардинальную модернизацию экономики; следовательно, будет снижаться относительный уровень качества жизни населения.

Стоит отметить, что в данный момент времени реализуется первый ее этап (2008 - 2012 гг.), который подразумевает работы по проектно-изыскательской работе, соответственно, и вектор роста объемов инвестиционных вложений может измениться в положительную сторону. В свою очередь, выполнение долгосрочных планов зависит от реализации краткосрочных и среднесрочных перспектив развития региона, которые предусмотрены в Концепции Республики Калмыкия. Мероприятия, направленные на реализацию данной Концепции, способствуют развитию выбранных приоритетных направлений социальноэкономического развития республики. Однако проблема недофинансирования проектов существует, следовательно, для поступления в полном объеме инвестиционных вложений необходимо проводить мониторинг реализации данных проектов и, по возможности, принимать меры по устранению возникающих отклонений в их выполнении. Негативное влияние оказывает и дефицитный бюджет Республики Калмыкия, который не всегда позволяет принимать участие в целевых программах, т.к. они подразумевают софинансирование с различных уровней бюджетной системы. 1

1. Балацкий Е. В., Гусев А. Б. Технологическая модернизация и сбалансированное развитие территории России - http://www.kapital-rus.ru/artides/artide/5230/.

9

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИДЖИЕВА И. В.

К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНОМ КАПИТАЛЕ РЕГИОНА

Аннотация: В статье рассмотрены тенденции развития социального капитала в Республике Калмыкия. Проведен анализ социально-демографических особенностей социально активной личности территориального общественного самоуправления в регионе. Сделан вывод о том, что социальный капитал непосредственно влияет на функционирование демократических институтов и является одним из основных показателей развития гражданского общества.

Ключевые слова: территориальное общественное самоуправление, гражданское общество, социальный капитал, социальная активность, социальные сети.

Согласно Конституции Российской Федерации, Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Указанное положение является единственной основой реального развития социального капитала. Впервые термин «социальный капитал» использовал американский исследователь Л. Дж. Ханифан [1] в 1920 г. в дискуссии по поводу общественных центров в сельских школах для определения «субстанций, важных в повседневной жизни людей». Такими субстанциями, согласно Ханифану, были солидарность и социальные связи между теми, кто образует социальную группу.

В дальнейшем категория «социальный капитал» получила более глубокую концептуализацию, и сегодня большинство исследователей различают два подхода к пониманию этого феномена или два уровня анализа, которые условно можно назвать микро- и макроуровнями. Первый подход опирается на определение социального капитала как качественной характеристики индивидуального социального фактора, тогда как второй трактует его как характеристику группы.

Многоуровневое понимание социального капитала предполагает, что индивид может делать инвестиции в собственный социальный капитал. Значительный вклад в концептуализацию микроуровневого понимания социального капитала внес французский социолог П. Бурдье [2], который определяет социальный капитал как совокупность актуальных или потенциальных ресурсов, связанных с наличием крепких сетей связей, более или менее институализированных отношений взаимного знакомства и признания. Как следует из определения, социальный капитал - это ресурсы, содержащиеся в социальных сетях.

А. Портес дает следующее определение: «социальный капитал - это способность индивидов распоряжаться ограниченными ресурсами на основании своего членства в определенной социальной сети или в более широкой структуре» [3, с. 43].

Популяризация теории социального капитала связана с именем американского исследователя Р. Патнама [4, с. 126], который фактически возродил давнюю идею, придав ей актуальное звучание благодаря тезису об упадке социального капитала в Америке. В своей работе «Успешная община, социальный капитал и общественная жизнь» Патнам прекрасно демонстрирует как значение этого феномена, так и то, что попытки его концептуализации являются довольно давними: «Твой хлеб созрел, а мой созреет завтра. Нам обоим выгодно, чтобы сегодня я работал с тобой, и чтобы завтра ты помогал мне. Я не питаю никаких сантиментов в отношении тебя и знаю: у тебя их не больше в отношении меня. Поэтому я не стану беспокоиться ради тебя. И должен ли я работать за свой счет, ожидая, что ты будешь работать для меня? Я считаю, что буду разочарован, что напрасно буду надеяться на твою благодарность. Поэтому я оставляю тебя работать одного, а ты так же поступишь со мной. Времена меняются; и мы оба потеряем свой урожай из-за отсутствия взаимного доверия и уверенности в безопасности». Как видим, приведенные дефиниции и толкования перечисленных авторов представляют целостное и непротиворечивое видение феномена социального капитала на микроуровне, понимаемого как совокупность реально или потенциально имеющихся у него ресурсов, которые автор использует, являясь членом социальных сетей.

В дефиниции социального капитала одни ученые акцентируют внимание на его компонентах, другие - на видах, источниках формирования, функциях. Единого определения и толкования не существует. На

10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.