Научная статья на тему 'Особенности государственной поддержки инвестиционной деятельности в Республике Крым'

Особенности государственной поддержки инвестиционной деятельности в Республике Крым Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
489
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ПРИОРИТЕТНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО АКТИВИЗАЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ / ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ / INVESTMENT PROCESS / PRIORITY MEASURES OF ACTIVATION / GOVERNMENT SUPPORT / DEVELOPMENT SCENARIOS / DEVELOPMENT FORECAST

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сиваш Ольга Сергеевна

Проанализировано современное состояние инвестиционного процесса в Республике Крым, обоснована необходимость его активизации. Рассмотрены различные источники инвестиционных ресурсов для аграрного сектора: привлеченные средства, заемные средства, бюджетные средства, собственные средства предприятий и организаций. Выявлены функциональные особенности инвестиций, для обеспечения которых необходима государственная поддержка. Определены особенности функционирования аграрного сектора в Республике Крым, его значение для экономики региона, в соответствии с которыми должна быть адаптирована государственная поддержка различных районов республики. Рассмотрены направления воздействия на инвестиционный процесс со стороны органов государственной власти: активная государственная политика, направленная на рост заинтересованности молодежи и предпринимателей в реализации инвестиционных проектов, развитие государственно-частного партнерства, создание национальной образовательной системы, создание благоприятных условий для работы и оплаты труда, государственное финансирование инвестиционного процесса. Выделены приоритетные мероприятия, направленные на активизацию инвестиционного процесса в аграрном секторе: развитие инфраструктуры, оказывающей прямое влияние на эффективность производства, государственная поддержка проектной деятельности – консультационная помощь в разработке инвестиционных проектов, поиске и привлечении инвесторов, целевое государственное финансирование инвестиционных проектов, направленных на модернизацию и повышение эффективности аграрного производства. Определены цели, задачи, приоритеты государственной поддержки инвестиционной деятельности в аграрном секторе, а также ожидаемые результаты от реализации представленных направлений поддержки. Рассмотрены три сценария развития инвестиционного процесса в аграрном секторе Республики Крым: инерционный сценарий, при котором тенденции развития будут совпадать с существующими в прошедших периодах, будет наблюдаться незначительный рост внедряемых инноваций, невысокий рост объема частных инвестиций; модернизационный сценарий, при котором будут наблюдаться высокие темпы роста объемов инвестиций, изменение структуры инвестиций в пользу высокотехнологичных производств, активное привлечение частных российских и иностранных инвестиций; инновационный сценарий, при котором предполагается повышение эффективности человеческого капитала, усиление инвестиционной направленности экономического роста, предполагается создание высокотехнологичных производств. Представлен прогноз развития инвестиционного процесса в аграрном секторе Республики Крым в соответствии с тремя предполагаемыми сценариями развития экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The state support peculiarities of investment activity in the Republic of Crimea

The article analyzes the current state of the investment process in the Republic of Crimea, substantiating why this process needs to be given a boost. Various sources of investment resources for the agricultural sector are examined: raised funds, borrowed funds, budgetary funds, enterprises and organizations’ own funds. The article has revealed the functional features of investments which require state support. The paper outlines the specific features of the agricultural sector in the Republic of Crimea and its importance for the regional economy; state support of different regions of the Republic should be adapted in view of these features. We have also considered the directions in which public authorities can influence the investment process: active state policy aimed at increasing the interest of youth and entrepreneurs in implementing investment projects, development of public-private partnerships, creation of a national educational system, creation of favorable conditions for work and wages and financing the public investment process. The article highlights the priority measures aimed at boosting the investment process in the agricultural sector: the development of the infrastructure directly affecting the production efficiency, state support for project activities: advisory assistance in developing investment projects, finding and attracting investors, targeted state financing of investment projects aimed at modernizing agricultural production and increasing its efficiency. We have found the goals, tasks and priorities of state support of investment activities in the agricultural sector as well as the results expected from the implementation of these directions of support. We have considered three scenarios for the development of the investment process development in the agricultural sector of the Republic of Crimea: the inertial scenario where the development trends coincide with those existing in past periods, with a slight increase in introduced innovations and a slight increase in private investment; the modernization scenario accompanied by a large increase in investment rates, a change in the investment structure in favor of high-tech industries, active involvement of private Russian and foreign investments; the innovative scenario where an increase in the efficiency of human capital and an increase in the investment focus of economic growth and the creation of high-tech industries atr expected. The forecast of the development of investment process in the agricultural sector of the Republic of Crimea is presented in accordance with three hypothetical scenarios of economic development.

Текст научной работы на тему «Особенности государственной поддержки инвестиционной деятельности в Республике Крым»

Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. Том 11, № 1, 2018

DOI: 10.18721/JE.11110 УДК 330.341

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ

О. С. Сиваш

Крымский федеральный университет имени В.И.Вернадского

Проанализировано современное состояние инвестиционного процесса в Республике Крым, обоснована необходимость его активизации. Рассмотрены различные источники инвестиционных ресурсов для аграрного сектора: привлеченные средства, заемные средства, бюджетные средства, собственные средства предприятий и организаций. Выявлены функциональные особенности инвестиций, для обеспечения которых необходима государственная поддержка. Определены особенности функционирования аграрного сектора в Республике Крым, его значение для экономики региона, в соответствии с которыми должна быть адаптирована государственная поддержка различных районов республики. Рассмотрены направления воздействия на инвестиционный процесс со стороны органов государственной власти: активная государственная политика, направленная на рост заинтересованности молодежи и предпринимателей в реализации инвестиционных проектов, развитие государственно-частного партнерства, создание национальной образовательной системы, создание благоприятных условий для работы и оплаты труда, государственное финансирование инвестиционного процесса. Выделены приоритетные мероприятия, направленные на активизацию инвестиционного процесса в аграрном секторе: развитие инфраструктуры, оказывающей прямое влияние на эффективность производства, государственная поддержка проектной деятельности — консультационная помощь в разработке инвестиционных проектов, поиске и привлечении инвесторов, целевое государственное финансирование инвестиционных проектов, направленных на модернизацию и повышение эффективности аграрного производства. Определены цели, задачи, приоритеты государственной поддержки инвестиционной деятельности в аграрном секторе, а также ожидаемые результаты от реализации представленных направлений поддержки. Рассмотрены три сценария развития инвестиционного процесса в аграрном секторе Республики Крым: инерционный сценарий, при котором тенденции развития будут совпадать с существующими в прошедших периодах, будет наблюдаться незначительный рост внедряемых инноваций, невысокий рост объема частных инвестиций; модернизационный сценарий, при котором будут наблюдаться высокие темпы роста объемов инвестиций, изменение структуры инвестиций в пользу высокотехнологичных производств, активное привлечение частных российских и иностранных инвестиций; инновационный сценарий, при котором предполагается повышение эффективности человеческого капитала, усиление инвестиционной направленности экономического роста, предполагается создание высокотехнологичных производств. Представлен прогноз развития инвестиционного процесса в аграрном секторе Республики Крым в соответствии с тремя предполагаемыми сценариями развития экономики.

Ключевые слова: инвестиционный процесс; приоритетные мероприятия по активизации; государственная поддержка; сценарии развития; прогноз развития

Ссылка при цитировании: Сиваш О. С. Особенности государственной поддержки инвестиционной деятельности в Республике Крым // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2018. Т. 11, № 1. С. 110—121. DOI: 10.18721/JE.11110

THE STATE SUPPORT PECULIARITIES OF INVESTMENT ACTIVITY

IN THE REPUBLIC OF CRIMEA

O.S. Sivash

V.I. Vernadsky Crimean Federal University

The article analyzes the current state of the investment process in the Republic of Crimea, substantiating why this process needs to be given a boost. Various sources of investment resources for the agricultural sector are examined: raised funds, borrowed funds, budgetary funds,

enterprises and organizations' own funds. The article has revealed the functional features of investments which require state support. The paper outlines the specific features of the agricultural sector in the Republic of Crimea and its importance for the regional economy; state support of different regions of the Republic should be adapted in view of these features. We have also considered the directions in which public authorities can influence the investment process: active state policy aimed at increasing the interest of youth and entrepreneurs in implementing investment projects, development of public-private partnerships, creation of a national educational system, creation of favorable conditions for work and wages and financing the public investment process. The article highlights the priority measures aimed at boosting the investment process in the agricultural sector: the development of the infrastructure directly affecting the production efficiency, state support for project activities: advisory assistance in developing investment projects, finding and attracting investors, targeted state financing of investment projects aimed at modernizing agricultural production and increasing its efficiency. We have found the goals, tasks and priorities of state support of investment activities in the agricultural sector as well as the results expected from the implementation of these directions of support. We have considered three scenarios for the development of the investment process development in the agricultural sector of the Republic of Crimea: the inertial scenario where the development trends coincide with those existing in past periods, with a slight increase in introduced innovations and a slight increase in private investment; the modernization scenario accompanied by a large increase in investment rates, a change in the investment structure in favor of high-tech industries, active involvement of private Russian and foreign investments; the innovative scenario where an increase in the efficiency of human capital and an increase in the investment focus of economic growth and the creation of high-tech industries atr expected. The forecast of the development of investment process in the agricultural sector of the Republic of Crimea is presented in accordance with three hypothetical scenarios of economic development.

Keywords: investment process; priority measures of activation; government support; development scenarios; development forecast

Citation: O.S. Sivash, The state support peculiarities of investment activity in the Republic of Crimea.

St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics, 11 (1) (2018) 110-121. DOI: 10.18721/JE.11110

Введение. Развитие инвестиционного процесса является неотъемлемым элементом повышения эффективности народного хозяйства Российской Федерации, так как именно рост объемов поступающих в экономику инвестиций, их эффективное использование дает возможность технической и технологической модернизации производства, повышения качества производимой продукции, роста конкурентоспособности российской продукции на внутреннем и внешнем рынках.

Аграрный сектор является одной из важнейших сфер деятельности как в целом в Российской Федерации, так и в Республике Крым в частности, что обозначено во многих государственных нормативно-правовых актах.

Развитие аграрного сектора будет способствовать достижению приоритетных государственных целей, регламентированных в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года,1 Доктрине продовольственной безопасности Российской

1 О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года : Указ Президента РФ № 537 от 12.05.2009 г. URL: http://www.mssm ag.ru/Doc_po_OBG/ O_strategii_natsbezopasnosti.pdf

Федерации,2 Морской доктрине Российской Федерации на период до 2020 года,3 которые направлены на обеспечение продовольственной безопасности населения страны за счет активной деятельности по импортозамеще-нию, развития биотехнологий, контроля за использованием и распространением генетически модифицированных микроорганизмов, а также регулирования использования земель сельскохозяйственного назначения.

Одной из основных целей Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014—2017 годы и на период до 2020 года» является активизации инвестиционной деятельности в аграрном секторе путем создания благоприятных инфраструктурных условий, что является основополагающим

2 Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации : Указ Президента РФ № 120 от 30.01.2010 г. // Консультант Плюс. URL: http://www.rsn-msk.ru/files/ up-loads/files/doc2016/ zakon11.pdf

3 Об утверждении Морской доктрины Российской Федерации на период до 2020 года : Указ Президента РФ № 1387 от 27.07.2001 г. // Федеральный справочник. URL: http://federalbook.ru/file s/OPK/Soderjanie/OPK-7/VI/Morskaya %20doktrina.pdf

условием для создания новых рабочих мест в сельской местности, в том числе высокотехнологичных, повышения комфортности проживания и реализации инвестиционных проектов, направленных на строительство, реконструкцию или модернизацию объектов сельскохозяйственного назначения, объектов переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, приобретение сельскохозяйственных животных, техники и оборудования.4

В 2014 г. была принята Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015—2020 годы, одной из подпрограмм которой является стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе.5 Задачами данной подпрограммы являются: техническая и технологическая модернизация производства, внедрение инновационных ресурсосберегающих технологий, повышение инвестиционной привлекательности субъектов АПК.6 Целевыми индикаторами реализации обозначенной подпрограммы являются следующие показатели:

1) индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства к предыдущему году, %: в 2018 г. — 100,9, в 2019 г. — 100,9, в 2020 г. — 101,0;

2) количество введенных в действие построенных и модернизированных мощностей объектов агропромышленного комплекса:7 в 2018 г. — 2, в 2019 г. — 2, в 2020 г. — 2.

Цель исследования — в соответствии с приоритетными направлениями развития, обозначенными государственными программными документами целевыми показателями

4 О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014—2017 годы и на период до 2020 года : Постановление Правительства Российской Федерации № 598 от 15.07.2013 г. // Информационно-правовой портал «Гарант.ру». URL: http://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/70319016/

5 Об утверждении Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015—2020 годы : Постановление Совета министров Республики Крым № 423 от 29.10.2014 г. (ред. от 04.12.2017 г.). URL: http://msh.rk.gov.ru/fiIe/postSMRK29_10_2014.pdf. С. 3.

6 Постановление Совета министров Республики Крым № 423 от 29.10.2014 г. С. 17.

7 Постановление Совета министров Республики Крым № 423 от 29.10.2014 г. С. 101.

определить направления развития инвестиционного процесса в аграрном секторе Республики Крым и приоритетные мероприятия по их государственной поддержке.

Методика исследования. Исследование основано на диалектическом методе научного познания, методе познания на основе выявления противоречий, целостности и направлений развития, а также систематическом и институциональном подходе к изучению и построению процесса формирования инвестиционных потоков, обеспечивающих рост инвестиционной активности экономики с точки зрения стратегических направлений развития отраслей народного хозяйства.

Институциональный подход состоит в анализе факторов, влияющих на инвестиционный процесс, и выявлении препятствий для его дальнейшего развития.

В рамках использования диалектического, систематического и структурного методов определены сценарии развития инвестиционного процесса в аграрном секторе Республики Крым и представлен прогноз роста физического объема инвестиций.

Результаты исследования. Многие исследователи, рассматривая проблемы инвестирования в аграрный сектор, отмечают необходимость государственной поддержки данной сферы, так как ее развитие является одной из стратегических задач социально-экономического развития Российской Федерации.

С.Н. Гусев рассматривает несколько групп инструментов стимулирования инвестиционной активности: прямые и косвенные, которые разделяет на экономические и неэкономические инструменты, способствующие формированию и реализации эффективной инвестиционной политики на федеральном и субнациональном уровнях государственного управления [1, с. 180].

И.В. Бабаян в своем исследовании рассматривает «модель государственного регулирования инвестиционных процессов», включающую два взаимосвязанных блока. Первый блок содержит систему, формирующую благоприятный инвестиционный климат в аграрном секторе. Второй блок модели включает систему государственного контроля инвестиционных процессов в аграрном секторе экономики и обеспечивает установление стратегических целей инвестирования, определение объемов, направлений и сроков реализации инвестиционных программ, ни-

велирование риска, достоверную оценку инвестиционных проектов [2, с. 64].

А.Н. Сенько рассматривает формы государственного участия в инвестиционном процессе с целью выявления наиболее действенных инструментов обеспечения устойчивости данного процесса [3, с. 40].

А. Михалев рассматривает пути государственного регулирования инвестиционных процессов в сельском хозяйстве России и предлагает мероприятия для эффективного регулирования инвестиционной деятельности в этой отрасли [4, с. 10]. П.Н. Магомедова рассматривает методику оценки качества управления инвестициями в регионе и выявляет эффективные направления инвестиционной политики региона с учетом наиболее важных выявленных проблем [5, с. 117].

Н.Ю. Кожанчикова в своем исследовании обосновывает необходимость инвестирования в аграрный сектор, ананлизирует уровеноь потребности в инвестициях и выявляет направления государственной поддержки развития данного процесса [6, с. 63]. Ф.З. Гумарова рассматривает основные факторы, способствующие повышению инвестиционной активности предприятий аграрного сектора экономики и предлагает экономические инструменты для привлечения инвестиций в АПК [7, с.109]. Н.Я. Головец-кий рассматривает не только важность развития инвестиционного процесса в аграрном секторе, но и тщательно анализирует проблемы импортозамещения в аграрном секторе экономики в условиях санкций и механизм стимулирования развития сельского хозяйства [8, с. 86, 96].

Немаловажным является вопрос оценки эффективности, результатов внедряемых инвестиций. Помимо стандартных показателей инвестиционного проекта, таких как стоимость, источники инвестиционных ресурсов, их доступность и ограниченность, инвестиционные риски, прибыльность и окупаемость, на принятие решения о реализации инвестиционного проекта влияют такие факторы, как необходимость расширения сферы деятельности, обновления технической базы, изменения видов деятельности [9, с. 3; 10, с. 128]. А.А. Кузубов рассматривает систему показателей для оценки инвестиционных проектов и делит их на две группы [11, с. 226]: к первой группе относятся те, которые основаны на дисконтированных оценках, ко второй — те, которые не учитывают фактор времени [12, с. 2414].

Кроме того, для оценки эффективности инвестиций могут быть использованы относительные показатели, такие как коэффициент эффективности, который рассчитывается как соотношение среднегодовой суммы прибыли и объемов капитальных инвестиций, а также обратный показатель, который будет представлять собой период окупаемости [13, с. 705; 14, с. 178].

Аграрный сектор занимает значительную долю в структуре ВВП страны: в 2015 г. доля сельского хозяйства в ВВП Российской Федерации составила 4,1 %, в 2016 г. — возросла до 4,3 %. При этом доля сельского хозяйства в структуре валового регионального продукта Республики Крым в 2014 г. составила 23 %, в 2015 г. — 17 %, что составляет наибольшую часть среди всех видов экономической деятельности.8 Таким образом, аграрный сектор является одной их приоритетных отраслей экономики в Республике Крым, что нашло отображение в Стратегии развития Республики Крым до 2030 года.9 С учетом современного состояния аграрного сектора Республики Крым, технической и технологической отсталости, высокого уровня морального и физического износа основных средств, сложных природ -но-климатических условий данная сфера требует значительных вложений для обеспечения ее устойчивого развития, роста эффективности и повышения конкурентоспособности производимой продукции. Соответственно для достижения обозначенных целей необходимо привлечение инвестиций, направленных на реализацию эффективных инвестиционных проектов. Рассмотрим структуру инвестиций в основной капитал в Республике Крым (рис. 1).

8 Валовой региональный продукт Республики Крым по видам экономической деятельности (валовая добавленная стоимость) // Официальный сайт Управления Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г. Севастополю. URL: http://crimea.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/cr imea/resources/7d7e7900406d04e48d60ef4d45abe5e4/1 % D1 %85 %D0 %92 %D0 %A0 %D0 %9F+ %D0 %BF % D0 %BE+ %D0 %92 %D0 %AD %D0 %94+ %D1 %82 %D1 %8B %D1 %81. %D1 %80 %D1 %83 %D0 %B1..pdf

9 О стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года : Закон Республики Крым № 352-ЗРК/2017 от 09.01.2017 г. С. 10, 36. URL: http://minek.rk.gov.ru/file/File/mi nek/2017/strategy/strategy-fullvers.pdf.

Из рис. 1 видим, что наибольшую долю в структуре инвестиций занимают собственные средства предприятий и организаций, однако этот показатель снижается на 7,7 % за рассматриваемый период — с 45,1 % в 2014 г. до 37,4 % в 2016 г. Большой объем инвестиционных ресурсов привлекается за счет средств бюджетов различных уровней: в 2016 г. существенно возросла доля инвестиций, привлекаемых из Федерального бюджета (21,6 % в 2014 г., 17,5 % в 2015 г., 30,7 % в 2016 г.). Значительную долю за рассматриваемый период, с 2014 по 2016 гг., занимают также инвестиции из бюджетов субъектов РФ: 20,6, 22,3 и 17, % соответственно.

При этом на другие источники инвестиционных ресурсов приходится менее 5 %, что свидетельствует о необходимости активизации и повышения эффективности взаимодействия хозяйствующих субъектов с различными источниками инвестиционных ресурсов, которые имеют большое значение для развития аграрного сектора экономики — приоритетной сферы хозяйствования Республики Крым. Его эффективное развитие будет способствовать росту эффективности многих других взаимосвязанных с ним сфер хозяйственной деятель -ности.

Тыс. руб.

100

90

80

70

60

50

40

30

20

10

1200000

1180000

1160000

1140000

1120000

1100000

1080000

1060000

Прочие средства

Средства организаций и населения, привлеченные для долевого строительства

Средства внебюджетных фондов

Из местных бюджетов

Из бюджетов субъектов РФ

Из федерального бюджета

Зарубежные инвестиции

Заемные средства других организаций

Кредиты банков

Собственные средства

Объем инвестиций в аграрный сектор, тыс. руб. (правая ось)

2014

2015

2016

Рис. 1. Динамика и структура инвестиций в основной капитал в Республике Крым Fig. 1. The dynamics and structure of investments in fixed assets in the Republic of Crimea Источник . Составлено автором по материалам: стат. сб.10

%

0

10 Республика Крым в цифрах. 2016: крат. стат. сб. // Крымстат — Симферополь, 2017. 143 с. 114

Исследователи отмечают, что характеристикой инвестиционной активности аграрной сферы является зависимость между объемом инвестиций в основной капитал и рентабельностью активов сельскохозяйственных организаций [15, с. 8]. Кроме того, отмечают важность активизации инвестиций с целью устранения препятствий для ведения аграрного бизнеса, роста посевных площадей и валового сбора урожая [16, с. 76].

Активизация инвестиционного процесса предполагает формирование достаточного уровня ресурсной базы, что может осуществляться из многих источников. Это:

1) привлеченные средства — эмиссия акций, взносы отечественных и иностранных инвесторов, благотворительные взносы, целевой государственный кредит, налоговый инвестиционный кредит;

2) заемные средства — банковские инвестиционные кредиты, финансовый и оперативный лизинг, эмиссия облигаций, эмиссия векселей;

3) государственные средства — средства федерального бюджета, средства муниципальных бюджетов, средства государственных организаций, субсидии, дотации, гранты, льготы;

4) собственные средства организаций — дивиденды, проценты и прибыль по финансовым операциям, взносы основателей в уставный капитал, результат осуществления инвестиционной деятельности (прибыль, амортизационные отчисления, резервные фонды), эпизодические источники (просроченная кредиторская задолженность, страховые отчисления от аварий и стихийных бедствий, спонсорские и донорские средства).

Представленные источники можно разделить на внутренние и внешние по отношению к субъекту хозяйствования. Все источники взаимосвязаны между собой, таким образом, рост поступлений из одного источника может способствовать расширению возможностей привлечения ресурсов из других источников.

И.Ю. Нелюбова рассматривает основные функциональные особенности инвестиций, для обеспечения которых необходима государственная поддержка [17, с. 1—2]. Государственная поддержка развития инвестиционного процесса способствует не только повышению эффективности использования инве-

стиционных ресурсов, но и активизации инвестиционной деятельности в целом. Сюда можно отнести:

— формирование достаточного объема ресурсов для обеспечения воспроизводства качественной продукции;

— повышение общего уровня доходности национальной экономики за счет мультипликативного эффекта от внедрения инвестиций;

— реструктуризация национальной экономики с целью устранения отраслевых диспропорций, развития менее инвестиционно привлекательных сфер деятельности, которые являются стратегически важными для страны, но имеют значительные уровни рисков инвестирования, например сельское хозяйство;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— модернизация экономической системы посредством технического и технологического обновления производственных мощностей;

— развитие высокотехнологичных производств, что позволит повысить качество отечественной продукции, снизить себестоимость, что положительно отразится на конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках;

— достижение не только экономического, но и социального эффекта от реализации инвестиций — развитие социальной инфраструктуры, решение социальных проблем территориального развития.

Представленные особенности инвестиций актуальны и для аграрного сектора, который является важным составляющим элементом российской экономики.

Возможность активизации инвестиционного процесса в аграрном секторе во многом зависит от того, в какой мере будут учитываться особенности ведения хозяйства в данной сфере деятельности. В данном случае необходимо учитывать не только природно-климатические факторы, которые напрямую влияют на эффективность сельского хозяйства, но и факторы экономического характера.

Среди особенностей функционирования аграрного сектора можно выделить следующие:

1) функционирование в условиях ограниченности ресурсов земли, которая имеет определенные границы и не может увеличиваться в объемах;

2) выраженную сезонность производства (больше характерную для растениеводства);

3) высокую зависимость эффективности производства от природных условий, на которые невозможно повлиять даже высокоразвитыми технологиями;

4) влияние природно-зональных факторов, что отражается в различии условий функционирования и возможностей развития аграрного сектора в различных регионах страны, соответственно каждый регион может успешно реализовывать только определенные виды сельского хозяйства;

5) подчинение производства не только экономическим, но и биологическим законам развития, так как оно связано с живыми организмами — растениями и животными;

6) продолжительный производственный цикл с высокой фондоемкостью, вследствие чего обращение капитала занимает длительное время, длительный период окупаемости;

7) не совпадающий с получением результатов труда рабочий период (труд затрачивается постоянно, в течение всего года, при этом продукция получается только в конце производственного года, что обусловлено выше названными особенностями — сезонностью и биологическими процессами);

8) использование части продукции в самой отрасли (корм, молодняк, семена, удобрения).

На наш взгляд, государственная поддержка аграрного сектора не должна ограничиваться предоставлением денежных средств для реализации проекта либо закупки оборудования. Государственная поддержка должна также заключаться в создании благоприятных условий, развитии инфраструктуры, рынков сбыта и формировании позитивного инвестиционного климата, что будет создавать привлекательные условия для потенциальных инвесторов и повышать интерес субъектов хозяйствования для реализации проектов развития в аграрном секторе Республики Крым.

В современных условиях развитие инвестиционного процесса в аграрном секторе невозможно без государственного участия и государственной поддержки. Можно выделить следующие направления взаимодействия государства с аграрным сектором. Это:

— активная государственная политика, направленная на рост заинтересованности молодежи и предпринимателей в реализации хозяйственной деятельности в аграрном сек-

торе — внедрение инвестиционных ресурсов в современных проектов, способствующие модернизации аграрного производства и повышению его эффективности;

— развитие государственно-частного партнерства, которое является одним из инструментов стимулирования инвестиционной активности частного капитала и представляет собой оптимальное сочетание интересов государства и предпринимателей;

— создание национальной образовательной системы, которая позволит подготавливать наиболее квалифицированных специалистов, которые будут способны реализовывать модернизированные технологии производства;

— создание благоприятных условий для работы и оплаты труда, что будет способствовать привлечению высококвалифицированных работников для реализации производственной деятельности в аграрном секторе, реализации инвестиционных проектов, а также препятствовать отъезду таких работников в другие регионы страны или за рубеж;

— государственное финансирование инвестиционного процесса в аграрном секторе посредством: а) субсидий, дотаций, субвенций; б) грантов на реализацию проектов; в) компенсации части процентной ставки при кредитовании; г) государственных инвестиций; д) налоговых льгот.

Учитывая особенности реализации производственного процесса в аграрном секторе, связанные с этим повышенные риски, можно отметить, что субъекты, реализующие свою деятельность в различных регионах Республики Крым, изначально имеют различные условия функционирования. Эти различия относятся как к природно-климатическим условиям, которые различны в регионах республики, так и к инфраструктурным условиям, к которым можно отнести различия в качестве дорожного покрытия, удаленности от рынков сбыта, наличии платежеспособного спроса, наличии мест для хранения продукции и ее переработки. Кроме того, в регионах отличается и социальная инфраструктура, от которой напрямую зависит комфортность проживания и реализации трудовой деятельности: наличие дошкольных образовательных учреждений, школ, больниц, магазинов, развлекательных учреждений.

Таким образом, государственная поддержка должна быть направлена на устранение

диспропорций во всех сферах жизни населения регионов республики, соответственно необходима разработка концепции государственной поддержки аграрного сектора Республики Крым, содержащей в себе дифференциацию мероприятий по государственной поддержке развития инвестиционного процесса в зависимости от существующих изначальных условий и современного состояния развития аграрного сектора в регионе.

В наших исследованиях много внимания уделялось методам дифференциации территории Республики Крым в зависимости от уже сложившейся степени развития инвестиционного процесса, а также от природно-зональных факторов, сильно влияющих на эффективность и результативность аграрного производства. Определен также методический подход к формализации выявления индикаторов инвестиционной активности, который основан на анализе количественных и качественных характеристик инвестиционного процесса и учитывает имеющийся опыт привлечения инвестиционных ресурсов, а также ожидаемые значения макроэкономических показателей [18, с. 352]. Представленный метод может использоваться органами государственной власти для регулирования инвестиционных потоков на региональном уровне. Кроме того, обозначена необходимость адаптивного управления системой взаимодействия факторов внутренней и внешней среды через корректирующий и вариативный модули. Определен эффект взаимодействия систем результативных факторов инвестиционного процесса в финансовом пространстве [19, с. 204—205], что может способствовать повышению эффективности отдельных организаций, реализующих инвестиционные проекты в аграрном секторе.

На наш взгляд, мероприятия, направленные на активизацию инвестиционного процесса в аграрном секторе Республики Крым, должны быть ориентированы на следующие направления государственной поддержки:

1) развитие инфраструктуры, оказывающей прямое влияние на эффективность производства в аграрном секторе;

2) государственную поддержку проектной деятельности (консультационная помощь в разработке инвестиционных проектов, поиске и привлечении инвесторов);

3) целевое государственное финансирование инвестиционных проектов в аграрном секторе, направленных на модернизацию и повышение эффективности аграрного производства.

Приоритеты активизации государственной поддержки инвестиционной деятельности в аграрном секторе:

— рациональное распределение государственной поддержки в зависимости от современного состояния и уровня развития муниципального образования;

— оптимизация потребности и вида государственной поддержки аграрного сектора по муниципальным образованиям;

— совершенствование взаимодействия аграрного сектора с источниками инвестиционных ресурсов;

— оптимизация производства и технологий с целью увеличения объемов и качества производимой продукции.

— использование вариативных и корректирующих модулей для эффективного управления инвестиционным процессом в аграрном секторе;

— совершенствование взаимодействия отдельных элементов системы (блоковых подсистем управления ликвидностью, рентабельностью, финансовой устойчивостью) с целью повышения эффективности управления инвестиционным процессом.

Ожидаемые результаты от реализации представленных направлений государственной поддержки:

— повышение инвестиционной привлекательности аграрного сектора Республики Крым с выделением сильных и слабых сторон данной сферы деятельности, возможностей и угроз с учетом особенностей ее функционирования;

— активизация инвестиционного процесса по приоритетным направлениям аграрного производства, выделяемым в программах стратегического развития;

— рост количества реализуемых инвестиционных проектов, направленных на модернизацию, реконструкцию и обновление производственных мощностей, внедрение усовершенствованных технологий, использование современного технического оборудования;

— повышение производительности аграрного сектора, рост рентабельности производства;

— рост качества производимой в аграрном секторе продукции с обязательным условием соблюдения экологических стандартов;

— обеспечение конкурентоспособности продукции аграрного сектора Республики Крым на внутреннем и внешнем рынках;

— повышение уровня осведомленности населения о реализуемых государственных программах поддержки инвестиционного процесса в аграрном секторе, о возможности получения бюджетных средств для реализации инвестиционных проектов, привлечения инвесторов либо других источниках финансирования инвестиций.

В соответствии со стратегическими целевыми показателями рассмотрим три сценария, по которым может осуществляться развитие инвестиционного процесса в аграрном секторе Республики Крым: инерционный, модернизационный и пессимистический. При инерционном сценарии тенденции развития будут совпадать с существующими в прошедших периодах, будет наблюдаться не-

значительный рост внедряемых инноваций, невысокий рост объема частных инвестиций, слабый рост инвестиционных потоков, при этом в структуре будут преобладать бюджетные инвестиции. При модернизационном сценарии будут наблюдаться высокие темпы роста объемов инвестиций, изменение структуры инвестиций в пользу высокотехнологичных производств, активное привлечение частных российских и иностранных инвестиций. При инновационном сценарии развития предполагается повышение эффективности человеческого капитала, усиление инвестиционной направленности экономического роста, создание высокотехнологичных производств, модернизация энергосырьевого комплекса, реконструкция инфраструктурных объектов.

Основные показатели, которые могут быть индикаторами эффективности развития инвестиционного процесса при различных сценариях развития экономики региона, представлены в таблице.

Индикатор Сценарии развития

развития инерционный модернизационный инновационный

Динамика роста инвестиций Слабый рост объемов инвестиций Активное привлечение частных инвестиций, рост бюджетных инвестиций Высокие темпы роста объемов инвестиций

Структура инвестиций Преобладание бюджетных инвестиций в структуре привлеченных средств Доля бюджетных средств сокращается, увеличивается доля частных инвесторов и банковских инвестиционных кредитов Рост доли привлеченных ресурсов по отношению к собственным средствам субъектов хозяйствования

Направления использования инвестиционных ресурсов Использование средств осуществляется в большей мере на поддержание существующего уровня производства Ресурсы направляются на реализацию проектов, предполагающих модернизацию и реконструкцию существующих объектов, строительство новых имущественных комплексов Большая часть ресурсов используется для реализации проектов с инновационной составляющей

Индекс роста физического объема инвестиций, % 101,0 104,0 106,0

Количество реализуемых инвестиционных проектов, ед. 2 5 8

Источник . Составлено по материалам [20, с. 180].

Сценарии развития инвестиционного процесса в аграрном секторе Республики Крым The scenarios for the investment process development in the agricultural sector of the Republic of Crimea

2500000 2000000

1500000

1000000

500000

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021

Всего по Республике Крым

Инновационный

Модернизационный

Инерционный

Рис. 2. Прогноз развития инвестиционного процесса в аграрном секторе Республики Крым

Fig. 2. The forecast of the investment process development in the agricultural sector of the Republic of Crimea

Источник . Составлено автором.

На рис. 2 представлен прогноз роста инвестиций в основной капитал аграрного сектора Республики Крым с учетом трех обозначенных сценариев развития экономики региона.

Выводы. Таким образом, при инновационном развитии инвестиционный процесс в аграрном секторе Республики Крым будет интенсивно развиваться, произойдет значительный рост инвестиционных ресурсов, привлекаемых в данный сектор экономики и используемых для реализации инвестиционных проектов с инновационной составляющей (рост физического объема инвестиций к 2021 г. на 61 % от уровня 2016 г.). Это будет означать эффективную реализацию государственных программ развития и отображать целесообразность применения дифференциального подхода к распределению государственной поддержки аграрного сектора среди муниципальных образований Республики Крым.

Модернизационный сценарий развития предполагает рост объема инвестиций к 2021 г. на 12 % от уровня 2016 г., что будет означать переход к устойчивому развитию экономики региона, формирование темпов роста объемов инвестиционных ресурсов, однако при недоиспользовании существующих возможностей и недостаточно эффективной государственной политике при распределении государственной поддержки аграрного сектора различных муниципальных образований.

Инерционный сценарий отображает негативные тенденции развития инвестиционного процесса, демонстрирует снижение обще-

го объема инвестиционных ресурсов на 24 % от уровня 2016 г., что демонстрирует отсутствие новых моделей развития, усугубление проблем аграрного сектора, сложившихся в кризисных ситуациях, невозможность реализации инновационных и модернизационных проектов развития. Такой сценарий развития означает, что при распределении государственной поддержки не учитывались различия в начальных условиях функционирования регионов и средства из бюджетов различных уровней использовались нерационально.

Возможность реализации каждого из представленных сценариев зависит не только от эффективности реализации государственных программ, но и от внешних факторов, из которых одним из наиболее важных является снятие санкционных ограничений, что позволит полностью реализовать инвестиционный потенциал аграрного сектора Республики Крым и привлечь значительный объем иностранных инвестиций, а также получить доступ к более дешевому заемному капиталу.

В соответствии с выявленными приоритетными направлениями государственной поддержки аграрного сектора Республики Крым, может быть разработан и внедрен в практическую деятельность органов государственной власти Проект Региональной программы активизации инвестиционного процесса в аграрном секторе Республики Крым, целью которого станет стимулирование инвестиционной деятельности в аграрном секторе для роста физического объема привле-

0

каемых инвестиций, развитие применяемых в производстве технологий, рост конкурентоспособности производимой продукции, повышение эффективности отрасли.

Для достижения заявленной цели должны быть решены следующие задачи:

— регулирование инвестиционной деятельности в аграрном секторе в учетом особенностей реализации производственной деятельности в данной сфере на основании различий в природно-зональных условиях функционирования;

— распределение бюджетных средств на основе дифференциального подхода к определению необходимости в государственной поддержке;

— повышение эффективности взаимодействия субъектов хозяйствования в аграрном секторе с потенциальными источниками инве-

стиционных ресурсов, что позволит увеличить физический объем привлекаемых инвестиций;

— внедрение современных усовершенствованных технологий в аграрное производство, позволяющих повысить качество производимой продукции и обеспечивающих ее конкурентоспособность;

— рациональное использование почв, повышение и сохранение их качества и плодородия;

— оптимизация государственной поддержки с целью обеспечения как экономического, так и социального эффекта, от реализуемых инвестиционных проектов.

Грант Российского фонда фундаментальных исследований, проект №16-36-00105 на тему «Активизация инвестиционного процесса в аграрном секторе Республики Крым в интегрируемой системе финансового пространства».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[1] Гусев С.Н. Инвестиционный процесс в отечественной экономике и пути повышения эффективности государственного регулирования национального накопления. Казань: Артифакт, 2014. 204 с.

[2] Бабаян И.В., Подсеваткина Е.А., Милова-нов А.Н. Проблемы государственного регулирования инвестиционных процессов в сельском хозяйстве Саратовской области // Аграрный научный журнал. 2016. № 1. С. 62—64.

[3] Сенько А.Н. Государственное регулирование и институциональная среда развития инвестиционных процессов в Республике Беларусь // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Б: экономические и юридические науки. 2015. № 5. С. 37—44.

[4] Михалев А. Вопросы государственного регулирования инвестиционных процессов в сельском хозяйстве России // Биотика. 2015. № 5. С. 5—11.

[5] Магомедова П.Н., Дарбишева Р.А. Направления и методы государственного регулирования инвестиционных процессов // Проблемы теории и практики управления развитием социально-экономических систем: сб. науч. тр. XIII Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. М.М. Шабановой. Махачкала: Типография ФОРМАТ, 2016. С. 116—118.

[6] Кожанчикова Н.Ю. Инвестиции в аграрный сектор региона // Вестник сельского развития и социальной политики. 2017. № 3(15). С. 63—65.

[7] Гумарова Ф.З. Факторы инвестиционной активности АПК региона // Актуальные проблемы экономики современной России. 2017. № 4. С. 109—112.

[8] Головецкий Н.Я. Импортозамещение в аграрном секторе экономики: проблемы и возможности // Инновационные технологии производст-

ва и хранения материальных ценностей для государственных нужд. 2017. № 8(8). С. 86-98.

[9] Тalke K., Heidenreich S. How to Overcome ProChange Bias: Incorporating Passive and Active Innovation Resistance in Innovation Decision Models // Product Innovation Management. 2013. № 31. P. 2—13.

[10] Ожиганов Э.Н. Политика инновационного развития: глобальная конкуренция и стратегическая перспектива России. Изд. 2-е. М.: URSS: ЛИБРОКОМ, 2012. 176 с.

[11] Кузубов А.А. Современная парадигмаль-ная сущность и дефиниции оценки инвестиционно-инновационной деятельности предприятий и организаций региона // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6, № 3(20). С. 225—228.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[12] Кривошапова С.В., Непрокина М.И. Оценка инвестиционной активности кредитных организаций России // Фундаментальные исследования. 2014. № 12-11. С. 2414—2419.

[13] Курбаков И.С., Корень А.В. Основные направления эффективного управления инвестиционным портфелем // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 10-4. С. 704—706.

[14] Андрейчиков А.В., Андрейчикова О.Н. Стратегический менеджмент в инновационных организациях: системный анализ и принятие решений. М.: Инфра-М, 2013. 394 с.

[15] Глотова И.И., Томилина Е.П. Анализ инвестиций в аграрный сектор экономики региона // Kant. 2015. № 1 (14). С. 7—9. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/analiz-investitsiy-v-agmmyy-sektor-ekonomM-œgiona

[16] Богдасарова Т.И. Агробизнес в условиях глобальной экономики // Полиматис, 2017. № 5. С. 76—80.

[17] Нелюбова И.Ю. Функциональные особенности инвестиций в системе государственного регулирования инвестиционными процессами / / Наука и мир. 2014. № 9 (13). С. 77-79.

[18] Burkaltseva D.D., Boychenko O.V., Sivash O.S., Mazur N.M., Zotova S.A., Novikov AV. The construction of the digital organizational, social and economic production mechanism in the agro-industry // European Research Studies Journal. 2017. No. 4(B). P. 350-365.

[19] Мочалина О.С. Эффект взаимодействия систем результативных факторов инвестиционного процесса в финансовом пространстве // Проблемы современной экономики. 2017. № 1.

[20] Sivash O., Burkaltseva D., Ushakov D.

Activization of Investment Process in the Agrarian Sector // International Journal of Ecology and Development. 2017. № 32 (4). Р. 169-182.

СИВАШ Ольга Сергеевна. E-mail: sivashos@gmail.com

Статья поступила в редакцию 16.01.2018

REFERENCES

[1] S.N. Gusev, Investitsionnyi protsess v otechestvennoi ekonomike i puti povysheniia efektivnosti gosudarstvennogo rsgulirovaniia natsional'nogo nakopleniia. Kazan', Artifakt, 2014.

[2] I.V. Babaian, E.A Podsevatkina, A.N. Milovanov, Problemy gosudarstvennogo regulirovaniia investitsionnykh protsessov v sel'skom khoziaistve Saratovskoi oblasti, Agrarnyi nauchnyi zhurnal, (1) (2016) 62—64.

[3] A.N. Sen'ko, Gosudarstvennoe regulirovanie i institutsional'naia sreda razvitiia investitsionnykh protsessov v Respublike Belarus', Vestnik Polotskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia D: ekonomicheskie i iuridicheskie nauki, 5 (2015) 37—44.

[4] A. Mikhalev, Voprosy gosudarstvennogo regulirovaniia investitsionnykh protsessov v sel'skom khoziaistve Rossii, Biotika, 5 (2015) 5—11.

[5] P.N. Magomedova, R.A Darbisheva, Napravleniia i metody gosudarstvennogo regulirovaniia investitsionnykh protsessov, Problemy teorii i praktiki upravleniia razvitiem sotsial'no-ekonomicheskikh sistem: sb. nauch. tr. XIII Vseros. nauch.-prakt. konf. Ed. M.M. Shabanovoi. Makhachkala: Tipografiia FORMAT, (2016) 116—118.

[6] N.Iu. Kozhanchikova, Investitsii v agrarnyi sektor regiona, Vestnik sel'skogo razvitiia i sotsial'noi politiki, 3 (15) (2017) 63—65.

[7] F.Z. Gumarova, Faktory investitsionnoi aktivnosti APK regiona, Aktual'nye problemy ekonomiki sovremennoi Rossiiiu, 4 (2017) 109—112.

[8] N.Ia. Golovetskii, Importozameshchenie v agrarnom sektore ekonomiki: problemy i vozmozhnosti, Innovatsionnye tekhnologii proizvodstva i khraneniia material'nykh tsennostei dlia gosudarstvennykh nuzhd, 8 (8) (2017) 86—98.

[9] K. Talke, S. Heidenreich, How to Overcome ProChange Bias: Incorporating Passive and Active Innovation Resistance in Innovation Decision Models, Product Innovation Management, 31 (2013) 2—13.

[10] E.N. Ozhiganov, Politika innovatsionnogo razvitiia: global'naia konkurentsiia i strategicheskaia perspektiva Rossii. Izd. 2-e, Moscow, URSS: LIBROKOM, 2012.

[11] A.A. Kuzubov, Sovremennaia paradigmal'naia sushchnost' i definitsii otsenki investitsionno-innovatsionnoi deiatel'nosti predpriiatii i organizatsii regiona, Azimut nauchnykh issledovanii: ekonomika i upravlenie, 6 (3 (20)) (2017) 225-228.

[12] S.V. Krivoshapova, M.I. Neprokina, Otsenka investitsionnoi aktivnosti kreditnykh organizatsii Rossii, Fundamental'nye issledovaniia, 12-11 (2014) 2414—2419.

[13] I.S. Kurbakov, A.V. Koren', Osnovnye napravleniia effektivnogo upravleniia investitsionnym portfelem, Mezhdunarodnyi zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovanii, 10-4 (2015) 704—706.

[14] A.V. Andreichikov, O.N. Andreichikova, Strategicheskii menedzhment v innovatsionnykh organizatsiiakh: sistemnyi analiz i priniatie reshenii, Moscow, Infra-M, 2013.

[15] I.I. Glotova, E.P. Tomilina, Analiz investitsii v agrarnyi sektor ekonomiki regiona, Kant, 1 (14) (2015) 7—9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ analiz-investitsiy-v-agrarnyy-sektor-ekonomiki-regiona

[16] T.I. Bogdasarova, Agrobiznes v usloviiakh global'noi ekonomiki, Polimatis, 5 (2017) 76—80.

[17] I.Iu. Neliubova, Funktsional'nye osobennosti investitsii v sisteme gosudarstvennogo regulirovaniia investitsionnymi protsessami, Nauka i mir, 9 (13) (2014) 77—79.

[18] D.D. Burkaltseva, O.V. Boychenko, O.S. Sivash, N.M. Mazur, S.A. Zotova, A.V. Novikov, The construction of the digital organizational, social and economic production mechanism in the agro-industry, European Research Studies Journal, 4 (B) (2017) 350—365.

[19] O.S. Mochalina, Effekt vzaimodeistviia sistem rezul'tativnykh faktorov investitsionnogo protsessa v finansovom prostranstve, Problemy sovremennoi ekonomiki, 1 (2017).

[20] O. Sivash, D. Burkaltseva, D. Ushakov, Activization of Investment Process in the Agrarian Sector, International Journal of Ecology and Development, 32 (4) (2017) 169—182.

SIVASH Olga S. E-mail: sivashos@gmail.com

© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.