Научная статья на тему 'Стратегические цели финансового развития организации'

Стратегические цели финансового развития организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
11871
384
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ / ЦЕЛЕВАЯ ФУНКЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ / РЫНОЧНАЯ СТОИМОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / ДОМИНАНТНЫЕ СФЕРЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ФИНАНСОВОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ / METHODS OF PLANNING / THE OBJECTIVE FUNCTION OF ENTERPRISE / THE MARKET COST OF ENTERPRISE / THE DOMINANT SPHERES OF THE STRATESIC FINANCIAL DEVELOPMENT OF ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коршунова Галина Валентиновна, Романова Людмила Ефимовна

Выполнен обзор специфики различных моделей главной целевой функции предприятия. Сделан вывод, что для условий рыночной экономики наиболее приемлемой является модель оптимизации рыночной стоимости предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC PURPOSES OF THE FINANCIAL DEVELOPMENT OF ORGANIZATION

It is executed the survey of the specific character of different models of the main objective function of enterprise. It is made the conclusion that the model of the optimization of the market cost of enterprise appears for the conditions of the market economy most acceptable.

Текст научной работы на тему «Стратегические цели финансового развития организации»

УДК 336.144.2/3

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ ФИНАНСОВОГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

Г.В. Коршунова, Л.Е. Романова

Выполнен обзор специфики различных моделей главной целевой функции предприятия. Сделан вывод, что для условий рыночной экономики наиболее приемлемой является модель оптимизации рыночной стоимости предприятия.

Ключевые слова: методы и приемы планирования, целевая функция предприятия, рыночная стоимость предприятия, доминантные сферы стратегического финансового развития предприятия.

В настоящее время финансовое планирование - довольно популярное направление экономических исследований, что обусловлено стрем-лемнием научного сообщества обеспечить хозяйствующие субъекты методическим обеспечением, позволющим хозяйствующим субъектам работать с максимальной отдачей. Отсутствие научно-обоснованных методов финансового планирования ведет к краху деятельности предпринимателей. В современных условиях методы и приемы финансового планирования должны отвечать существующим реалиям, не слепо копировать зарубежный опыт, а учитывать целесообразный диапазон его применения, использовать положительные результаты имеющегося отечественного опыта функционирования предпринимательских структур в рыночных условиях, то есть объединять лучшие элементы старых наработок и формирующихся новых подходов.

Стратегические цели финансовой деятельности предприятия представляют собой описанные в формализованном виде желаемые параметры его конечной стратегической финансовой позиции, позволяющие направлять эту деятельность в долгосрочной перспективе и оценить ее результаты [1, 2].

Формирование стратегических целей финансовой деятельности представляет собой процесс, имеющий как объективные, так и субъективные элементы. Объективная природа рассматриваемой деятельности заключается в том, что формируемые стратегические цели должны отражать объективные требования, предъявляемые к финансовой деятельности предприятия со стороны внешней и внутренней среды предприятия. Субъективная природа процесса финансового планирования заключается в том, что исследуемый процесс опирается на конкретную финансовую философию, которой придерживаются собственники имущества предприятия и финансовые менеджеры, такой процесс определяется их собственными интересами.

При формировании стратегических финансовых целей, как показы-

вает исследование теоретических положений по данному вопросу [1, 2, 3,

4, 5], необходимо сблюдать следующие основные требования:

- подчиненность главной цели функционирования предприятия, поскольку стратегические цели финансовой (как и других) видов деятельности должны базироваться на главную цель функционирования предприятия, отраженную в его миссии;

- ориентация на высокий результат финансовой деятельности, что выражается в стремлении финансовых менеджеров к их достижению, и обеспечивается наиболее полным использованием финансового потенциала предприятия;

- реальность (достижимость), что обусловлено сознательным ограничением формируемых финансовых целей по критерию реальной достижимости с учетом факторов внешней финансовой среды и внутреннего финансового потенциала;

- измеримость, т.е. выражение каждой из формируемых стратегических целей в конкретных показателях;

- однозначность трактовки, что обеспечивается четким установлением стратегического периода, дифференциацией по различным объектам стратегического управления, сопоставимой системой единиц измерения;

- научная обоснованность, т.е. формирование стратегических целей с учетом объективных экономических законов, использования современного методологического аппарата, реальной оценки отдельных результатов деятельности, определении системы взаимосвязи и взаимозависимости отдельных целей;

- взаимообусловленность стратегических целей, что выражается в такой структуризации целей, чтобы реализация одной из них, обеспечивала успешную реализацию других. Для чего целесообразно ранжировать все стратегические цели по уровню их приоритетности;

- гибкость стратегических финансовых целей или отдельных количественных параметров каждой из них под воздействием факторов внешней и внутренней среды.

Главная стратегическая цель финансовой деятельности неразрывно связана с главной целью развития предприятия в целом. Целевую функцию предприятия представляется целесообразным рассматривать в рамках поведенческой теории фирмы. С развитием теории фирмы менялись подходы к определению главной цели функционирования предприятия, и соответственно к его функциональным управляющим подсистемам. Исследование исторических аспектов этой проблемы позволило выделить следующие модели формирования главной целевой функции предприятия [2]:

1. Модель максимизации прибыли.

2. Модель минимазации трансакционных издержек.

3. Модель максимизации объема продаж.

4. Модель максимизации темпов роста предприятия.

5. Модель обеспечения конкурентных преимуществ.

6. Модель максимизации добавленной стоимости.

7. Модель максимизации рыночной стоимости предприяти.

Модель максимизации прибыли базируется на теоретических положениях классической экономической теории, в частности, на положении А. Смита о том, что максимизация прибыли отдельных субъектов хозяйствования ведет к максимизации всего общественного благосостояния. Впервые данная модель деятельности предприятия была сформулирована в 1938 году французским экономистом А. Курно и позже развита в работах представителей неоклассической школы. Использование методологического аппарата маржиналистов позволяет реализовать модель максимизации прибыли на основе соблюдения равенства предельного дохода и предельных затрат предприятия.

Однако формулировка главной целевой функции маржиналистов была подвергнута критике многими экономистами. Прежде всего, было доказано, что максимизация прибыли в любой ее трактовке не всегда обеспечивает необходимые темпы экономического развития предприятия, поскольку даже высокоя по сумме и уровню прибыль может быть полностью израсходована на текущее потребление, и как результат такого явления предприятие будет лишено основного источника формирования собственных финансовых ресурсов для развития. Поэтому при отсутствии связи модели максимизации прибыли с характером ее распределения не выполняется эффективная девидентная политика предприятия, так как уровень капитализации прибыли не отражается в основном критерии рассматриваемой модели.

Многими экономистами отмечается, что высокий уровень прибыли может быть обеспечен при высоком уровне финансового риска, связанного с осуществлением хозяйственных операций, а также при ухудшении показателей финансового состояния предприятия, что может вызвать угрозу банкротства.

Поэтому в рыночных условиях максимизация прибыли может быть сформулирована как одна из важнейших экономических задач деятельности предприятия, но не как главная цель функционирования предприятия и его финансовой деятельности.

Модель минимизации трансакционных издержек основана на теоретических положениях неоинституционализма, в частности, его основоположника Р. Коуза, предложившего понятие «трансакционные издержки» для определения затрат на обслуживание сделок на рынке. Согласно современным представлениям об использовании модели минимизации трансакционных издержек в состав трансакционных издержек включают расходы ресурсов и времени, связанные с поиском и обработкой коммерческой информации о поставщиках и покупателях, необходимых

товарах и услугах, ценах, а также затраты, связанные с осуществлением коммерческих переговоров.

Критерий минимизации транзакционных издержек не способствует комплексной экономии всех ресурсов. Более того, любая экономия затрат, в том числе и транзакционных издержек не отражает такой глобальной цели предприятия как его развитие, поскольку экономия может быть связана со снижением масштабов хозяйственной деятельности и с этой точки зрения не отражать экономических интересов основных участников хозяйственных процессов предприятия.

Модель максимизации объема продаж является одной из альтернатив модели максимизации прибыли предприятия. Достоинства данного целевого критерия заключаются в следующем: он в максимальной степени отражает результаты деловой активности и конкурентные позиции предприятия в рыночной среде; характеризует результаты не только экономической, но и социальной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей покупателей в товарах и услугах; максимизация объема продаж является одним из факторов роста прибыли; значительный рост объема продаж может быть обеспечен за счет совокупности производственных, техникотехнологических, маркетинговых факторов, что в определенной степени стимулирует научно-технический прогресс; данный критерий важен и в психологическом плане, т.к. для работников предприятия объем продаж является свидетельством общественной престижности предприятия [2].

Вместе с тем, использование модели максимизации объема продаж в качестве главной целевой функции имеет такие недостатки: потребительский набор товаров и услуг, определяющий объем продаж, является весьма изменчивой переменной, зависящей от множества внешних и внутренних факторов; не всегда могут оказаться эффективными и своевременными инновационные разработки за счет трансформации потребностей; данная целевая функция не увязана с экономией затрат, в результате чего темпы роста затрат могут опережать темпы роста продаж, что может снизить уровень рентабельности продукции и потенциал собственных финансовых ресурсов предприятия из внутренних источников.

Модель максимизации темпов роста предприятия базируется на одной из современных концепций теории фирмы. В экономическом отношении она в определенной степени является развитием модели максимизации объема продаж, поскольку вместо абсолютного показателя «объем продаж» используется относительный показатель □ темп роста данного показателя. Кроме того, в модели максимизации темпов роста предприятия присутствуют и темпы роста чистой прибыли, и основные пропорции распределения этой прибыли, и структурные показатели финансового состояния предприятия.

Явным преимуществом использования рассматриваемой модели в качестве главной целевой функции предприятия является определенная

ориентация на стратегическую перспективу; инструментальное обеспечение в процессе развития предприятия устойчивого формирования доходов и прибыли, а также необходимой структуры активов и капитала предприятия. Однако при всем теоретическом совершенстве данной модели ее практическое применение имеет определенные ограничения. Данная модель может быть использована в условиях устойчивого спроса на продукцию предприятия, дополнительно произведенный объем продукции должен быть реализован по неизменным ценам; не учитывается уровень достаточности прибыли для решения задач перспективного периода; структура активов и капитала устанавливается без учета эффективности их использования.

Преимуществами модели обеспечения конкурентных преимуществ как приоритетной цели функционирования предприятия являются то, что она отражает эффективные направления деятельности всех его служб, поскольку такие преимущества могут быть обеспечены за счет реализации конкурентоспособных товаров с учетом всех фаз товародвижения. Моделирование конкурентных преимуществ для предприятия предусматривает выявление их источников с учетом ценности товаров для клиентов, стратегии конкурентных преимуществ; согласования видов деятельности; формирования цепочки ценности; управления всеми составляющими потенциала предприятия на стадиях товародвижения, а также выявления источников создания конкурентных преимуществ на основе инноваций, возможностей регулирования издержек и дифференциации товаров.

Целевая концепция конкурентных преимуществ также имеет недостатки. К их числу следует отнести, прежде всего, тот факт, что понятие «конкурентное преимущество» не формализовано в виде единого показателя. Имеющиеся варианты интегрированной формы данного показателя разноплановы, и требуют определения для рассматриваемого показателя информации, отсутствующей в настоящее время в отчетности российских предприятий. Кроме того, существующая российская практика статистической отчетности имеет несопоставимые основания оценки в отраслевом и товарном разрезах.

Преимущество такого целевого критерия как максимизация добавленной стоимости заключается в том, что он позволяет обеспечить согласование удовлетворения экономических интересов, как работников предприятия, так и его собственников. Поскольку добавленная стоимость, созданная в рамках предприятия, определяется как разница между доходами от продажи продукции и суммой затрат на сырье, материалы и услуги, приобретенные у внешних поставщиков, постольку добавленная стоимость включает все внутренние затраты предприятия и прибыль. Поэтому достаточный уровень вознаграждения всех субъектов предприятия напрямую зависит от максимальной величины добавленной стоимости. Этот же критерий важен и для всех контрагентов - поставщиков, кредиторов, государства в целом. Существенным достоинством данного целевого критерия яв-

ляется то, что он носит долговременный характер, и, в связи с этим, его можно использовать для построения стратегических моделей.

Однако один существенный недостаток перечеркивает все преимущества данной целевой модели - она не отражает экономических интересов потребителей продукции предприятия, так как использование критерия максимума добавленной стоимости неизбежно порождает рост отпускных цен.

Модель максимизации рыночной стоимости предприятия основана на том положении, что в качестве основной цели функционирования предприятия положена концепция максимизация благосостояния его владельцев. Данная концепция предусматривает, что все управленческие решения в любой сфере деятельности предприятия в первую очередь должны быть направлены на максимально возможный прирост его реальной рыночной цены.

Модель, определяющая главной целью функционирования и развития предприятия, максимизацию его рыночной стоимости отличается от других рассмотренных целевых моделей:

- целевая модель определяет собственников как главных носителей экономических интересов, связанных с деятельностью предприятия. Основанием за таким закреплением носителей экономических интересов обусловлено тем, что, во-первых, собственники обеспечивают финансовую основу создания и функционирования предприятия; во-вторых, они принимают на себя основной риск, связанный с функционированием предприятия; в-третьих, собственники являются конечными претендентами на доход предприятия, и, в силу данного обстоятельства, в наибольшей степени заинтересованы в эффективном управлении предприятием;

- модель гармонизирует экономические интересы основных субъектов, связанных с деятельностью предприятия, поскольку заботясь о своем благосостоянии, собственники способствуют росту благосостояния других субъектов предприятия. Тем самым реализуется глобальная цель развития общества в условиях рыночной экономики - достижение экономического и социального процветания членов общества на основе приумножения частной собственности;

- целевая модель согласовывает основные цели и задачи эффективного функционирования различных функциональных служб и стратегических хозяйственных единиц. Ни одна из рассмотренных выше целевых моделей не противоречит модели максимизации рыночной стоимости предприятия, так как возрастание рыночной стоимости предприятия может быть обеспечено как на основе роста прибыли, снижения транзакционных издержек, увеличением объема продаж, так и усиления конкурентных преимуществ, максимизации добавленной стоимости. Поэтому данная целевая модель позволяет упорядочить систему частных целей и задач различных служб и подразделений предприятия;

- к достоинствам рассматриваемого критерия следует отнести и

то обстоятельство, что имеются более широкие возможности реального роста рыночной стоимости предприятия по сравнению с ограниченными возможностями улучшения других целевых показателей. Увеличение рыночной стоимости помимо роста доходов, снижении издержек, роста прибыли можно обеспечить и за счет таких факторов как: улучшение корпоративного имиджа, реструктуризация капитала, совершенствование организационной культуры, синхронизация денежных потоков и др.

- модель позволяет использовать универсальную оценку критериального значения рыночной стоимости предприятия, поскольку имеется возможность приведения рыночной стоимости предприятия на любом этапе его развития к единой стоимостной оценке на основе ее дисконтирования. Более того, возможна и дифференциация этой оценки, так как сам вид показателя позволяет оценить любой денежный поток, обеспечивающий рост рыночной стоимости предприятия;

- целевая модель в виде критерия рыночной стоимости предприятия позволяет определить довольно отдаленную оценку перспектив функционирования предприятия по сравнению с другими критериями, тем самым данный критерий является наиболее приемлемым индикатором стратегических решений;

- рассматриваемый критерий является наиболее интегрированным, поскольку определяется не только на основе информации о различных доходах и расходах, но и с учетом всех денежных потоков, состава основных видов рисков, резервов возможного использования ресурсного потенциала, функционального управления, инвестиционной привлекательности;

- особенность рассматриваемой модели заключается в учете характера распределительных отношений на предприятии, связанных с формированием и использованием финансовых ресурсов, данная модель охватывает все основные направления финансовой деятельности на уровне предприятия: финансирование, инвестирование, управление денежными потоками и активами;

- рассмотрение динамики показателя «рыночная стоимость предприятия» позволяет дать обобщающую оценку эффективности использования капитала предприятия, что может определить мотивацию экономического поведения потенциальных инвесторов. Мониторинг рыночной стоимости предприятия является действенным средством контроля инвесторами за действиями менеджеров.

Для формирования стратегических целей финансовой деятельности необходима их классификация. Анализ литературных источников по финансовому менеджменту позволил систематизировать признаки, которые целесообразно использовать для классификации стратегических целей предприятия [6] (рис. 1).

КЛАССИФИКАЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

По видам ожидаемого эффекта

X

X

Экономические цели финансовой стратегии

Внеэкономические цели финансовой стра-

По приоритетному значению

Г лавная стратегическая цель

Основные стратегические цели

Вспомогательные стратегические цели

По доминантным сферам (направ-

X

Цели роста потенциала финансовых ресурсов

Цели повышения эффективности инвестиций

Цели повышения уровня финансовой безопасности предприятия

Цели повышения качества управления

По направленности действия

X

X

Цели, поддерживающие тенденции развития

Цели, направленные на преодоление внешних угроз

Цели, направленные на преодоление слабых внутренних позиций

По объектам стратегического управления управления_________________________

Общекорпоративные финансовые цели / \ Финансовые цели отдельных функциональных подразделений предприятия Финансовые цели отдельных СХЕ

По характеру влияния на ожидаемый конечный результат

Прямые Поддерживающие

стратегические цели стратегические цели

По периоду реализации

Долгосрочные стратегические цели

Среднесрочные стратегические цели

Рис. 1. Классификация стратегических целей финансовой деятельности организации

Таким образом, обзор специфики различных моделей главной целевой функции предприятия позволяет сделать вывод о том, что для условий рыночной экономики наиболее приемлемой является модель оптимизации рыночной стоимости предприятия.

Список литературы

1. Бланк И.А. Финансовая стратегия предприятия. К.: Эльга, Ника-Центр, 2004. 720 с.

2. Грязев М.В., Коршунова Г.В. Стратегические основы взаимодействия промышленных предприятий: монография / М.В. Грязев,

Г.В.Коршунова. Тула: ИЦ «Финансы и кредит», 2012. 360 с.

3. Кислов Д., Башилов Б. Составление финансовых планов: методы и ошибки. М.: Вершина, 2006. 384 с.

4. Пласкова Н.С. Стратегический и текущий экономический анализ. М.: Эксмо, 2010. 640 с. (Полный курс МВА).

5. Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ. Управление финансами. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 639 с.

6. Коршунова Г.В. Генезис методологии управления взаимодействиями хозяйствующих субъектов / Г.В. Коршунова // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. №45.

7. Янг П. Эффективные методики влияния. М.: Эксмо, 2008. 384 с.

Коршунова Галина Валентиновна, канд. экон. наук зав каф. Финансов и кредита, galina7272@yandex.ru, Россия, Тула, Финансовый университет при Правительстве РФ, Тульский филиал,

Романова Людмила Ефимовна, д-р экон. наук, проф., проф. кафедры ФиМ, mi-larom12@yandex.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

STRATEGIC PURPOSES OF THE FINANCIAL DEVELOPMENT

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

OF ORGANIZATION

G.V. Korshunova, L.E. Romanova

It is executed the survey of the specific character of different models of the main objective function of enterprise. It is made the conclusion that the model of the optimization of the market cost of enterprise appears for the conditions of the market economy most acceptable.

The keywords: methods of planning, the objective function of enterprise, the market cost of enterprise, the dominant spheres of the strategic financial development of enterprise.

Korshunova Galina Valentinovna, candidate of economy science, head of «Finance and credit», galina7272@yandex.ru, Russia, Tula, Financial University under the Government of the Russian Federation, Tula branch,

Romanova Ludmila Efimovna, Dr. of econ. Sciences, Prof., Prof. department FiM, milarom12@yandex.ru, Russia, Tula, Tula state university

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.