Научная статья на тему 'Моделирование бизнес-процессов на предприятиях розничной торговли'

Моделирование бизнес-процессов на предприятиях розничной торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4671
795
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петрова Анастасия Валерьевна

Рассмотрены модели главной целевой функции предприятий розничной торговли. Выделены основные функции розничной торговли и факторы, оказывающие влияние на их объем и характер. Обоснована необходимость управления предприятием на основе процессного подхода. Сформулированы основные классификаторы для построения организационно-функциональной модели предприятии розничной торговли. Приведены примеры моделирования бизнес-процессов в формате IDEF0.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование бизнес-процессов на предприятиях розничной торговли»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 9 (147). Экономика. Вып. 20. С. 108-112.

А. В. Петрова

моделирование бизнес-процессов на предприятиях розничной ТОРГОВЛИ

Рассмотрены модели главной целевой функции предприятий розничной торговли. Выделены основные функции розничной торговли и факторы, оказывающие влияние на их объем и характер. Обоснована необходимость управления предприятием на основе процессного подхода. Сформулированы основные классификаторы для построения организационно-функциональной модели предприятии розничной торговли. Приведены примеры моделирования бизнес-процессов в формате IDEF0.

Ключевые слова: бизнес-процессы, розничная торговля, организационно-функциональная

модель.

Одним из основных факторов прозрачности управления предприятием розничной торговли (ПРТ) является представление его в виде сети бизнес-процессов. Поскольку каждая организация или система создаются для того, чтобы достигать определенных целей (создавать добавленную стоимость), поэтому неоспоримым является тот факт, что это утверждение справедливо лишь в том случае, когда такая сеть бизнес-процессов определяется миссией и целями ПРТ. Говоря о главной цели менеджмента ПРТ, следует отметить, что она неразрывно связана с главной целевой функцией управления ПРТ в целом и реализуется с ней в едином комплексе. Целевая функция ПРТ рассматривается в рамках поведенческой экономической теории предприятий, которая исследует реальное поведение отдельных хозяйствующих субъектов. С развитием микроэкономической теории менялись подходы и к определению главной цели функционирования предприятий и разрабатывались разные модели.

Модель максимизации прибыли базируется на теоретических подходах классической экономической теории, на выводе А. Смита о том, что максимизация прибыли отдельных субъектов хозяйствования ведет к максимизации всего общественного благосостояния. Для оценки реального результата хозяйственной деятельности предприятия было введено понятие «экономической прибыли», которое представляет собой разность между суммой доходов предприятия, с одной стороны, и суммой как внешних, так и внутренних его текущих издержек, с другой1.

Следующая модель — модель минимизации трансакционных издержек — базируется на теоретических подходах неоинституционализма. [1]. Р. Коуз впервые ввел понятие «трансакционные издержки», которые определил как расходы по обслуживанию сделок на рынке. Позднее к ним начали относить любые виды затрат, сопровождающих хозяйственное взаимодействие экономических агентов, где бы оно ни осуществлялось — на рынке или внутри предприятия2. Модель максимизации объема продаж является одной из наиболее известных целевых альтернатив модели максимизации прибыли, пользующейся широкой практической поддержкой. Данный критерий наилучшим образом отражает результаты деловой активности предприятия, результаты реализации не только экономической, но и социальной миссии ПРТ направленной на обеспечение потребностей покупателей в товарах и услугах. Рост объема продаж требует не только активизации маркетинговых усилий предприятий, но и постоянных изменений в технологии реализации товаров. Модель максимизации темпов устойчивого роста ПРТ базируется на одной из современных концепций теории предприятия. В составе этой модели в отличие от предыдущей присутствуют темпы роста операционной прибыли ПРТ, и основные пропорции распределения этой прибыли. Преимуществом данной модели является ее четкая нацеленность на стратегическую перспективу, обеспечение

'В рыночных условиях максимизация прибыли выступает одной из важнейших задач деятельности ПРТ или как критерий оценки эффективности использования его капитала (активов).

2 В современной экономике в состав трансакционных издержек включают затраты ресурсов и времени, связанные с поиском и обработкой коммерческой информации о поставщиках и покупателях, необходимых товарах и услугах, ценах; затраты, связанные с осуществлением коммерческих переговоров; затраты, связанные с приемкой и проверкой продукции по количеству и качеству; другие виды издержек, связанные с обслуживанием коммерческих сделок.

в процессе развития ПРТ устойчивого формирования его доходов и прибыли. Широкое развитие в системе стратегического менеджмента получила модель обеспечения конкурентных преимуществ. Отличительной чертой данной модели является то, что она отражает результаты деятельности практически всех его основных служб — конкурентные преимущества могут быть достигнуты за счет повышения качества товаров и услуг, разработки нового продукта, оптимальной ценовой политики, эффективных маркетинга и логистики, снижения издержек, использования прогрессивных технологий и инструментов, эффективной организационной структуры управления. Модель максимизации добавленной стоимости1 позволяет обеспечивать максимизацию экономических интересов сотрудников, менеджеров и собственников ПРТ, формируя достаточный уровень вознаграждения всех подразделений ПРТ и сглаживая противоречия между ними. Этот критерий носит долгосрочный характер, т. е. легко моделируется в стратегической перспективе. Модель максимизации рыночной стоимости ПРТ отражает концептуальную идею о том, что основной функцией ПРТ является максимизация благосостояния его владельцев.

Определив миссию ПРТ, сформулировав цели ПРТ, выделив основные группы потребителей и их потребности, проанализировав поставщиков, реализуемых ПРТ товаров, конкурентов, определив ключевую компетенцию ПРТ2, следует перейти к идентификации всех бизнес-процессов и контуров управления (выступающих на начальном этапе в свернутом виде — в виде перечня функций, реализуемых ПРТ).

Роль, которую играет розничная торговля (РТ) в системе общественного воспроизводства, предполагает выполнение соответствующего ряда функций. Некоторые ученые все выполняемые функции РТ объединяют в две группы [2].

1 Добавленная стоимость рассчитывается как разница между доходами от реализации продукции за определенный период и суммой затрат на сырье, материалы и услуги, приобретенные у внешних поставщиков.

2 Ключевая компетенция — это те бизнес-процессы, ноу-хау, опыт и умение, которые напрямую связаны с миссией предприятия и не могут быть переданы на сторону или субподрядчику без существенного ослабления самого предприятия. Стратегическое планирование позволяет идентифицировать функции и процессы, составляющие ключевую компетенцию предприятия.

Первая группа так называемых торговых (коммерческих) функций включает в себя: изучение спроса потребителей на реализуемые товары, оформление заявок для поставщиков на завоз товаров, формирование товарного ассортимента, рекламу товаров и услуг. Ко второй группе можно отнести технологические функции: прием поступивших на ПРТ товаров по количеству и качеству, обеспечение хранения товаров, выполнение операций, связанных с производственной доработкой товаров (фасовка, упаковка), внутрифирменное перемещение, размещение товаров в торговом зале, осуществление продажи товаров покупателям. Другие ученые [3] к наиболее значимым функциям РТ относят:

- планирование ассортимента реализуемой продукции, удовлетворяющего спрос избранного сегмента рынка;

- закупку товаров у производителей и на предприятиях оптовой торговли крупными партиями;

- транспортировку закупленных товаров на склады ПРТ;

- приемку и хранение закупленных товаров на складе ПРТ;

- подсортировку, подработку и подготовку товаров к реализации;

- организацию размещения товаров на торговом оборудовании;

- консультирование и обслуживание покупателей в процессе продажи потребительских товаров;

- организацию продажи товаров конечным покупателям;

- формирование комплекса послепродажных услуг для потребителей товаров;

- сбор и обработку информации о потребительском рынке;

- исследование конъюнктуры потребительского рынка, на котором функционирует данное ПРТ;

- финансирование торговых операций;

- принятие на себя части риска, связанного с реализацией товаров потребителям;

- рекламу и стимулирование сбыта товаров.

Основные параметры выполняемых ПРТ

функций (их объем и характер) зависят от соотношения факторов:

- особенности потребительского рынка, на котором функционирует ПРТ (количество реальных и потенциальных покупателей ПРТ, их уровень доходов и структура потребностей и т. д.);

- специфика продукции, реализуемой ПРТ (характер спроса на реализуемую продукцию, уровень цен, качества и технической сложности и т. д.);

- специфика самого ПРТ (размер и территориальное расположение ПРТ, этап его жизненного цикла, цели и организационная структура ПРТ и т. д.).

Далее в бизнес-модели необходимо закрепить зоны ответственности за выполняемые функции1. В основе этой технологии лежат два инструмента моделирования: классификаторы и матричные проекции [4]. Классификаторы представляют собой точные иерархические списки элементов модели. Каждый из элементов может быть охарактеризован набором дополнительных атрибутов. Количество таких списков-классификаторов определяется целью построения модели. Фактически классификаторы представляют собой набор управленческих регистров, содержащих преимущественно неколичественную информацию, совокупность которых задает систему координат для описания деятельности ПРТ. То есть для получения полной картины бизнеса, кроме привычных для бухгалтерского учета регистров, выработанных в плане счетов и отражающих только финансово-хозяйственную деятельность, вводятся дополнительные регистры, которые отражают другие объекты учета. Матричная проекция (матрица) — это два классификатора, элементы которых имеют установленные связи друг с другом. Назначение проекций — задать систему отношений между классификаторами бизнес-модели [5]. Так же как пространственный объект любой сложности (например, здание) может быть представлен конечным числом двумерных (плоских) проекций — чертежей, так и несколько матриц дают возможность строить многомерные структурные описания системы, делают сложные конструкции обозримыми и документируемыми [6].

Каждое ПРТ пронизано сложнейшей системой отношений и связей, тем не менее все задачи принятия решений по закреплению ответственности, средств и т. п. решаются методом парных проекций регистров-классификаторов с последующим выводом многомерных отчетов. Выбирая количество классификаторов и глубину иерархии, мы можем получать модель бизнеса той или

1 В терминологии процессного моделирования эта операция называется «назначить владельцев процессов».

иной степени точности. Например, для построения организационно-функциональной модели применяется всего несколько классификаторов:

- основные направления деятельности, группы продуктов и услуг ПРТ;

- ресурсы, потребляемые ПРТ в ходе своей деятельности;

- бизнес-процессы, поддерживаемые ПРТ;

- организационные звенья ПРТ.

Пример описания структуры внешних взаимодействий ПРТ на 0-уровне на основе технологии функционального структурного моделирования в нотационном соглашении IDEF0 представлен на рис. 1.

Выделив логистические бизнес-процессы из модели деятельности всего ПРТ, мы получим бизнес-процесс А3 «Транспортные перевозки и управление складом» и на рис. 2 представим его декомпозицию. Она включает в себя основные функциональные элементы складской и транспортной частей логистической системы ПРТ и состоит из девяти основных функциональных блоков.

Каждый логистический бизнес-процесс современного ПРТ находит свое отражение в логистическом бюджете ПРТ. В разработанной системе логистических бизнес-процессов мы включили его в состав бизнес-процесса А31. Однако обычно бюджетирование на ПРТ входит в состав общего бизнес-процесса предприятия «Финансирование деятельности и расчеты по обязательствам».

Входами бизнес-процесса А3 «Транспортные перевозки и управление складом»2 являются: данные для подготовки бюджета логистики, заявки на доставку, информация о перевозчиках, товар. Выходами процесса являются: возврат товаров, доставка товаров, документы на груз, отчет о доставке, логистический бюджет.

Управление: стратегия логистики ПРТ; нормативные документы и распоряжения; алгоритм контроля качества и количества товара; заявка на размещение на складе; алгоритм оптимального размещения товаров на складе; заявка на инвентаризацию; заявка на отправку товаров в торговые залы ПРТ. Механизмы и исполнители: служба логистики ПРТ. Основные информационные объекты процесса — товары (ТМЦ).

В современном мире достаточно внимательно посмотреть на любое ПРТ — от уличного

2 Функция транспортировки на ПРТ выполняется только в том случае и в том объеме, в котором ее не выполняют поставщики (оптовые предприятия продукции).

ларька до крупной сети,— чтобы обнаружить, что деятельность любого ПРТ состоит из огромного количества повторяющихся бизнес-процессов, каждый из которых представляет собой последовательность действий и решений, направленных на достижение определенной цели. Прием заказа клиента, доставка товара клиенту, начисление зарплаты сотрудникам — всё это бизнес-процессы. На основе технологии

функционального структурного моделирования IDEF0 мы разработали и идентифицировали основные логистические бизнес-процессы ПРТ верхнего уровня. Это и дальнейшая декомпозиция и регламентация бизнес-процессов позволяет сделать логистические функции ПРТ более наглядными (прозрачными), увязанными со всей системой функций ПРТ, «готовыми» к анализу (управлению, улучшению). Представленная

Управление воздействия собственника (цели, планы, приказы)

Нормативно-

правовые

акты

Способы и методы

----- Ожидания рынка труда------

----Ожидания поставщиков--------

---- Ожидания потребителей------

- Информация о макроокружении -• Денежный поток от контрагентов

Воздействие на клиента с целью формирования у него новых потребностей и обеспечение клиента необходимым товаром

— Денежный поток к контрагентов

--- Уцовлетворенный потребитель

АО

Персонал

Основные и оборотные средства

• Уцовлетворенные сотрудники-----^

■ Удовлетворенный поставщик-----

Оргтехника

Рис. 1. Структура внешних взаимодействий ПРТ на 0-уровне

Стратегия логистики компании, нормативные документы и распоряжения

Служба логистики

Рис. 2. Декомпозиция бизнес-процесса А3 «Транспортные перевозки и управление складом»

формализация бизнес-процессов ПРТ, в том числе логистической системы ПРТ в формате бизнес-процессов, носит достаточно обобщенный характер и в ряде конкретных практических случаев может нуждаться в дополнительной декомпозиции и уточнении. Однако при этом необходимо отметить, что при формализации определяющее значение имеет задание цели. В нашем случае «цель» определялась как обеспечение понимания структуры и динамики логистических бизнес-процессов ПРТ в системе общих процессов ПРТ (что и обеспечивает дальнейшую интеграцию логистической системы ПРТ в управленческий контур ПРТ) и она успешно достигнута.

Список литературы

1. Бланк, И. А. Торговый менеджмент. 2-е изд., перераб. и доп. Киев : Эльга, Ника-Центр, 2004.

2. Дашков, Л. П. Коммерция и технология торговли / Л. П. Дашков, В. К. Памбухчиянц. 2-е изд. М. : Информ.-внедрен. центр «Маркетинг», 2000. 448 с.

3. Ивашкин, М. В. Анализ и перспективы развития торговых сетей в Дальневосточном регионе. Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2006. 199 с.

4. Ойхман, Е. Г. Реинжиниринг бизнеса: реинжиниринг организаций и информационные технологии / Е. Г. Ойхман, Э. В. Попов. М. : Финансы и статистика, 1997. 336 с.

5. Робсон, М. Реинжиниринг бизнес-процессов : практ. руковод. / М. Робсон, Ф. Уллах ; пер. с англ. под ред. Н. Д. Эриашвили. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 222 с.

6. Хаммер, М. Реинжиниринг корпораций: манифест революции в бизнесе / М. Хаммер, Д. Чам-пи. СПб. : С.-Петерб. ун-т, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.