Научная статья на тему 'Стратегические проблемы и перспективы России: экономика и политика на Северном Кавказе и Северном Прикаспии'

Стратегические проблемы и перспективы России: экономика и политика на Северном Кавказе и Северном Прикаспии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегические проблемы и перспективы России: экономика и политика на Северном Кавказе и Северном Прикаспии»

Российская Академия наук Институт социально-экономических исследований Дагестанского Научного Центра

Вопросы структуризации экономики

ежеквартальный журнал выходит с 1998 г.

4

ноябрь 2003

Структурные преобразования в этноэкономике депрессивного региона

Главный редактор М. А. Багомедов

Редакционная коллегия: Ахмедуев А.Ш., Гаджиев А.Г., Петросянц В.З., Цахаев Р.К.-М, Юзбеков З.К.

Учредитель: Отдел структурных преобразований в экономике ИСЭИ ДНЦ РАН

Махачкала 2003 г.

Содержание

Этноэкономика

Юзбеков З.К.

Стратегические проблемы и перспективы России:

экономика и политика на Северном Кавказе и Северном

Прикаспии (основные положения доклада)........................................... 7

Багомедов М.А., Джабраипов P.A.

Особенности региональной этно-экономической политики в Южном Дагестане в период трансформации....................................... 12

Нуратинов Д.А.

Социально-институциональные основы этноэкономики........................ 17

Гусейнов Г.И.

Исламская модель устойчивого экономического развития..................... 18

Юзбеков З.К.

О социально-экономической ситуации в республике Дагестан (проблемы и перспективы).................................................................... 22

ГаджиевТ. М.

Общая характеристика социально-экономической

депрессивности Республики Дагестан на начало нового

тысячелетия......................................................................................... 30

Нуратинов Д.А.

Естественно географические условия развития

этноэкономики Дагестана...................................................................... 33

Гаджиев А. Г.

Об этнической психологии................................................................... 36

ГаджиевТ. М.

Внутрирегиональный территориальный анализ

депрессивности экономики Республики Дагестан.................................. 46

Багомедов М.А.

Актуальность проблемы изучения этноэкономических

особенностей развития отраслевых рынков Дагестана.......................... 49

АПК

Насрутдинов У. И.

Основные цели и приоритеты развития агропромышленного комплекса............................................................................................ 52

Бахмудов Р. Б.

Сельскохозяйственное производство - основа экономического роста.... 55

Омаров Ю.М.

Особенности государственного регулирования АПК

на этапе развития рыночных отношений............................................... 58

Курбанов К.К., Муртилов H.A.

Методические аспекты формирования региональной

специализации АПК РД.......................................................................... 62

Аджиева Э.Б.

О необходимости развития сельской кредитной кооперации................. 66

Омаров Ю.М., Азизова М.М. Совершенствование системы налогообложения

сельскохозяйстенных предприятияй..................................................... 69

Курбанов К.К., Мирзамагомедов P.M.

Территориальная организация и современный уровень

развития отраслей перерабатывающего подкомплекса АПК РД.............. 72

Азизова Л.Р.

Основные направления реструктуризации предприятий

молочной промышленности Республики Дагестан................................. 77

Омаров Ю.М., Омарова Т.А. Ремонтно-обслуживающее обеспечение

сельскохозяйственных предприятий..................................................... 80

Османов М.О.

Некоторые вопросы роли отгонного скотоводства и скотопрогонных трасс в хозяйственной интеграции и этнокультурном сближении народов Дагестана (XIX в.)........................ 83

Структурные преобразования

Хункаров A.C.

Интенсификация как один из основных путей ускоренного экономического и социального развития республики............................. 91

Арсланов Ш.Д., Арсланова Х.Д.

Развитие нетрадиционных форм финансирования как этап в становлении малого бизнеса.............................................................. 94

Ханов P.P.

Выбор стратегических направлений антикризисного управления........... 96

Казиахмедова Г. К.

Методические подходы к оценке экспортной деятельности промышленных предприятий................................................................ 100

Омарова 3.К.

Финансово-промышленные группы в российской экономике................. 103

Бацына С.Ю.

Исследование рынка банковских услуг в условиях

усиления конкуренции.......................................................................... 106

Рагимова Ф.Н.

Регулирующая роль Банка России в инвестиционной

активности банков региона................................................................... 113

Нурмагомедов А.Д.

Оценка уровня организации управления развитием

строительного производства................................................................ 119

Глоов М.Б.

Особенности классификации инвестиционных рисков........................... 123

Арсланов М.Д.

Современные проблемы и тенденции формирования системы управления региональным

инвестиционно-строительным комплексом........................................... 126

Субъекты

Бахмудов Р.Б., Рамазанов В.Г.

Организация как объект производственного менеджмента..................... 128

Мусаев М.Г.

Корпорация как метод и форма предпринимательской

деятельности в строительстве............................................................. 131

Камилов З.Б.

Комплексная оценка и эффективность деятельности

промышленного предприятия............................................................... 137

Колыванов В.Ю., Нурмагомедов А.Д.

Совершенствования организации системы управления

развитием предприятия строительства................................................. 141

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эльдаров Э.М.

Проблемы управления оборотными средствами строительных предприятий на современном этапе хозяйствования............................. 145

Гамидова М.С.

Роль малого предпринимательства в экономике

Республики Дагестан............................................................................. 147

Гусейнова А.И.

Роль производственно-ресурсного потенциала

в развитии эффективного предпринимательства................................... 153

Мамедбекова М.О.

Формирование и развитие инфраструктуры обслуживания

рынка труда в Республике Дагестан...................................................... 155

Мелесов М.С.

Роль и перспективы участия Махачкалинского международного

морского торгового порта в МТК "Север-Юг".......................................... 166

Албаков М.И.

Стоимость благ и технология потребления........................................... 168

Гаджиев А. Г.

Концепция формирования Дагестанского научного центра по комплексному изучению человека.................................................... 176

Садраддинова Н.О.

Отношение медсестер городских поликлиник к своей

профессиональной деятельности......................................................... 180

Сведения об авторах............................................................................. 186

Рецензия

Экономика Республики Дагестан в силу природно-исторических причин является аграрной и малоразвитой, то есть здесь отдача от вкладываемых ресурсов развития и от применяемых технологий и трудовых навыков объективно ниже и лежит скорее в социальной сфере, чем в экономической. В экономической сфере полиэтничных аграрных регионов действуют своеобразные причинно-следственные взаимосвязи, которые нуждаются в более пристальном научном освещении. Реформы, которые в целом по России не приносят ожидаемых результатов, в таких регионах оборачиваются еще большими потерями общественного труда. Бесперспективность движения в хвосте российских реформ вызывает необходимость поиска альтернативных вариантов вывода региона из состояния депрессии. В этой связи разработка регионально адаптированных механизмов структурных преобразований является актуальной задачей, хотя решение ее не всегда идет в русле проводимой Центром политики на создание унитарного государства.

В четвертый номер сборника «Вопросы структуризации экономики» включены статьи, в которых отражаются результаты исследований актуальных проблем структурных преобразований, социального развития, истории становления экономики полиэтничного региона, решения проблемы депрессивности Дагестана и поиска путей дальнейшего развития рыночных отношений в регионе, проводимых учеными Института социально-экономических исследований Дагестанского научного центра Российской Академии наук и других научных организаций и высших учебных заведений и специалистами- практиками республики.

В нем рассматривается широкий круг вопросов разработки социально-экономических механизмов оживления экономики региона переходного периода, развития сельского хозяйства, промышленности и других связанных с ними отраслей народного хозяйства, институциональные вопросы преобразований в инвестиционной сфере, проблемы социального страхования и другие теоретические основы продолжения реформ. Наряду с освещением характерных проблем кризиса в разных сферах и поиском практическою выхода из подобного состояния, во многих статьях содержатся теоретико-методологические положения, представляющие собой вклад авторов в дальнейшее развитие региональной науки. Информация и выводы многих статей представляют практический интерес для производственников, работников науки и государственных органов управления.

Содержание некоторых статей сборника носит концептуальный характер, поскольку это первые публикации начинающих ученых. Выводы авторов зачастую носят дискуссионный характер и не всегда соответствуют позиции издателя.

Заслуженный экономист Республики Дагестан, д.э.н., профессор

Петросянц В.З.

ЭТНОЭКОНОМИКА

ЮзбековЗ.К.

Стратегические проблемы и перспективы России: экономика и политика на Северном Кавказе и Северном Прикаспии1 (основные положения доклада)

В докладе обосновывается органический (синтетический) подход к территориальной организации Российской Федерации на примере рассматриваемого региона. Россия это система взаимодействующих регионов: экономика современной России -не монообъект, а многорегиональный, многонациональный организм, синтез межрегиональных взаимодействий. Поэтому путь России в будущее - это поиск единства в многообразии.

1. В докладе дана общая комплексная оценка социально-экономической и этно-политической ситуации в рассматриваемом регионе России, представлены стратегические ориентиры его развития, анализ ресурсов региона, а также тех институциональных преобразований и социальных механизмов, которыми располагает Северный Кавказ и Российский Прикаспий для того, чтобы привести их в действие.

2. Природа тяжелого экономического кризиса в республиках Северного Кавказа, резкого падения занятости и уровня жизни, роста преступности в наиболее концентрированной форме выражают внутреннюю сущность эгоистического поведения местных властей, личной унии кланов, их попытки свалить все беды региона на слабые, неоперившиеся, а в ряде случаев невоспринимаемые в регионе демократические и рыночные институты. Раскрыто содержание взаимосвязи экономики и нравственности в свете кавказского национального менталитета.

Причиной многих пороков выступает сложившаяся в регионе система реализации межбюджетных отношений, предусматривающая образование фонда финансовой поддержки регионов и предоставление им трансфертов и субвенций из федерального бюджета. Ситуация на Северном Кавказе продемонстрировала, что эта система здесь не достигла ожидаемого результата, более того не смогла повлиять на исходные причины бюджетной дефицитности республик и казнокрадства. Решение проблемы заключается в установлении строго целевого и адресного характера предоставления трансфертов и субвенций на основе теории полюсов роста. Предложены регионально адаптированные и конкурсные (метод грантов) формы распределения трансфертов, растаскивание которых сегодня выступает в качестве основной причины межнациональных, межклановых и межконфессионалъных конфликтов

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского Гуманитарного научного фонда (РГНФ). Проект 01-02-00126 а.

в регионе, чудовищной поляризации доходов, ненависти, агрессивности и озлобленности.

В свете современных подходов к реформированию управления, распределения бюджетных ресурсов в Южном федеральном округе неотложным является вопрос о разработке новой перспективной концепции развития, рассматривающей Северный Кавказ и Российский Прикаспий как систему взаимодействующих регионов, многонациональный организм, синтез межрегиональных взаимодействий. К такому выводу приводит комплексный научный анализ факторов, оказывающих влияние на злободневные проблемы региона. В принципе можно предложить пять сценариев развития региона. Традиционные для методик научных прогнозов оптимистический, пессимистический и паллиативный варианты в среднесрочной перспективе не приводят к формированию сколько-нибудь устойчивой социальной и политической обстановки в регионе. В качестве нестандартных сценариев были проанализированы названный выше совмещенный (Северный Кавказ - Прикаспий) и действующий в течении десяти лет трансфертный, не оправдывающий ожидания.

3. Этнополитический аспект теории полюсов роста. С этой точки зрения трансферты и субвенции не должны выделятся для республики в целом. В нестабильных условиях региона они проявляются в отдельных точках или полюсах роста с различной степенью интенсивности. На Северном Кавказе субвенции должны быть направлены для образования социальной активности и роста в зонах нестабильности, в которых существуют пути решения региональных социально-экономических проблем посредством создания искусственных полюсов роста с так называемым эффектом мультипликации. Критический предел бюджетных дотаций республикам Северного Кавказа, как показывают исследования, наступает, когда 60 процентов доходов местных бюджетов покрывается за счет помощи из федерального бюджета - средств регионов-доноров. За пределами 60 процентов возникают предпосылки бюджетного волюнтаризма, помощь превращается в свою противоположность. Появляется мотивация к расследованию обстановки в целях изменения экономической и политической ситуации в такой республике, вплоть до полной замены системы управления и политического руководства. В настоящее время республики Северного Кавказа, обладая богатейшими и уникальными природными, климатическими и трудовыми ресурсами, не используемым потенциалом природной ренты сидят на трансфертной игле - одной из главных предпосылок безработицы и дестабилизации. Переход к целевым финансовым трансфертам на основе теории полюсов роста в республиках Северного Кавказа является эффективным экономическим фактором преодоления дестабилизирующих регион действий. Эта мера дает возможность проводить мониторинг конфликтов при помощи системы экономического анализа и управления стабильностью региона.

4. Делается вывод о необходимости восстановления межнационального социально-экономического баланса и активной политики центра по назначению и смене руководящих кадров в дотационных республиках, где более 60 процентов доходов бюджетов формируются за счет финансовой помощи, чтобы периодически не наты-

каться на одни и те же грабли в бюджетном федерализме. В этой связи приводятся аналогии ситуации на Северном Кавказе с периодом Кавказской войны в XIX веке.

По-новому поставлен и раскрыт вопрос о национальной идее и развитии соци-ально-значимых ценностей у молодежи под углом зрения созидательных традиций в целях резкого повышения занятости в трудоизбыточном регионе.

5.Рассматриваются различные сценарии (пессимистический, паллиативный и оптимистический) развития региона и их социально-экономические и национально-политические последствия. Осуществлена потенциальная валютная оценка продукции различных отраслей экономики, уникальных продуктов региона, а также рекреа-ционно-туристского ресурса.

Представлена схема восстановления экономического потенциала и перехода к экономическому росту. При исследовании последнего рассматривается также влияния геоэкономических и геополитических составляющих стратегического развития региона во взаимодействии с перспективами развития Каспийского нефтегазоносного сектора в контексте международного взаимодействия. Дан ретроспективный анализ использования транспортных магистралей и построенных в последние годы паромных причалов на Каспии. Раскрыты политические последствия ошибочных решений этой проблемы в СССР.

Можно без преувеличения утверждать, что Каспийский регион имеет весьма важное значение для России с точки зрения глобального и регионального развития. В настоящее время идут интенсивные дебаты о сферах влияния и разделе Каспийского моря, о стремлении большинства прибрежных стран и международных компаний начать крупномасштабное освоение углеводородных ресурсов, которое ставит под угрозу уникальную экосистему Каспия (ЮНЕП: процветание или разрушение). На дне Каспия выявлено шесть крупнейших нефтегазовых месторождений с многообещающими прогнозными ресурсами (см. табл.). С геополитической точки зрения Прикаспийский регион включает территорию в 4 млн кв. км. С населением 70 млн чел., относящихся более чем к 100 различным этническим и религиозным группам.

Сложность взаимоотношений между ними усугубляется тем, что административные границы в регионе часто не совпадают с районами реального проживания тех или иных групп. Речь здесь идет не только о пяти странах - России, Иране, Азербайджане, Казахстане и Туркмении, но и Узбекистане, Таджикистане, Киргизии, Грузии и Армении. Совершенно очевидно, что для прибрежных стран этот фактор является весьма перспективным, например, с точки зрения эффективного использования своих портов. С позиций политической экономии Каспийский регион - типичный международный ресурсный регион. В этой связи динамика хозяйственного комплекса Южного федерального округа Российской Федерации в перспективе будет зависеть от состояния мирохозяйственных и региональных рыночных индикаторов.

Доходы прикаспийских государств от «рыбноикорного» бизнеса составляют 4,5-5 млрд долл., из которых 3 млрд - криминальный бизнес. Такой баланс доходов не в пользу рыбных ресурсов. 5млрд долл. - это цена 20-25 млн т. нефти. Отсюда проистекают многие проблемы экологического баланса, а также этнополитические неуря-

дицы. В историческом плане Каспийский регион - один из наиболее неспокойных политических узлов. Смесь «крови и нефти» - такая характеристика была дана Каспию в XIX веке. Эта формула, к сожалению, применима и в наши дни, что было подтверждено в августе 1999 года. Конечно истинные причины «чеченского» конфликта весьма сложны, но «нефтяной» фактор, безусловно, выступает как один из его катализаторов.

Учитывая эти и целый ряд других факторов можно сделать вывод о взаимосвязанности развития Северного Кавказа и Российского Прикаспия в интересах устойчивого и бесконфликтного развития всего юга России.

6. Территория Северного Кавказа, прилегающая к Каспийскому морю имеет важное стратегическое значение для экономического и социального развития России и обеспечения ее геополитических интересов в регионе Каспийского моря. Эта территория, а также акватория и дно северной части Каспия обладают большими запасами природных ресурсов, прежде всего углеводородного сырья, биологических ресурсов, в том числе осетровых рыб, а также рекреационных ресурсов морского побережья. Здесь имеются значительные предпосылки для развития транспортной инфраструктуры регионального, федерального и международного значения (морские и речные пути и порты, железные и автомобильные дороги, трубопроводы).

Разрабатывая стратегические планы в условиях развития конкуренции мировых держав, Россия еще в конце девятнадцатого века путем строительства дорог втягивала в сферу своего влияния Персию. В 1893 г. было организовано персидское страховое транспортное общество, которому правительство Ирана выдало концессию на постройку и эксплуатацию колесных дорог от Энзелийского залива до Казви-на (198 верст), а затем от Казвина до Тегерана (135 верст). В этот же период Россия приступает к работам по улучшению Энзелийского порта. Российское государственное казначейство для реализации этих работ приобрело у общества ценных бумаг (акций) на 10 млн руб. По соглашению между русским и персидским правительствами, до 1910 года в Персии не могли быть проложены рельсовые пути, но дорога, например, от Джульфы до Тавриза строилась так, чтобы ее всегда можно было превратить в рельсовую, т.е. с такими уклонами и закруглениями, которые требуются рельсовым путям.

Предполагалось выпустить облигации на несколько миллионов рублей, но пока решено было ограничиться самым минимальным, и выпуск состоялся в меньших размерах, чем предполагалось.

Еще в тот период строительство дорог вело к тому, что промышленные товары из России двинулись к Каспийскому побережью Ирана, вытесняя здесь завоеванные странами Западной Европы рынки.

Рассматриваемый регион особенно важен для России в свете необходимости обеспечения этнополитической и социально-экономической стабильности на Северном Кавказе и южных рубежах страны, сохранения российского влияния в обширном регионе мира, охватывающем Среднюю Азию, Средний и Ближний Восток. Решение проблемы безработицы в национальных республиках обосновывается тем, что

освоения Северо-Кавказского Прикаспия может притянуть значительную часть населения региона.

Реализация идеи в рамках вышеизложенного подхода поможет снять этнополи-тическую и социальную напряженность на длительную перспективу. Создание новых производственных и транспортных объектов должно стать существенным источником финансовых средств, для обустройства всей прибрежной территории и трудоустройства населения. Предполагаемые запасы углеводородного сырья Каспия, по разным оценкам, составляют от 7 млрд до 15-20 млрд. тонн, в том числе в российском секторе эти запасы достигают 2 млрд тонн. Представлен прогноз развития нового нефтегазового сектора Каспия, по которому ориентировочно повторится ситуация начала двадцатого века в районе Баку, но с новыми Ротшильдами, Нобелями, Манташевыми, Тагиевыми и др. нефтепромышленниками нового столетия. Особое внимание под этим углом зрения уделено рассмотрению перспектив использования федеральных земель по побережью Каспийского моря, которые сегодня на местах разбазариваются и растаскиваются, что лишает возможности Российской федерации создавать совместные предприятия с иностранным капиталом. Предложены приемлемые для России принципы повышения инвестиционной привлекательности региона. Рассмотрены геополитические резервы экономического развития прикаспийских регионов Российской Федерации.

7. Обоснована необходимость дальнейшей (более активной) трансформации регионов в Российскую экономику, как фактор постепенной внутриполитической стабилизации на Северном Кавказе во избежание перехода всего Северо-Кавказского пограничья в зону конфликтов и войн.

Поднят вопрос об этнических границах республик Северного Кавказа, о пересмотре политики искусственных границ, установленных в рамках экономического районирования, горькие плоды которой пожинает сегодня население региона.

8. Описываются институциональные преобразования на Северном Кавказе, в частности приватизация, как фундаментальная составляющая экономических преобразований. Обоснована необходимость проведения приватизации под углом зрения национального менталитета, этнополитических последствий и исторических традиций хозяйствования у различных народов региона. Показана актуальность временного сосредоточения управления федеральной собственностью, расположенной в республиках Северного Кавказа в едином региональном центре: в Ростове, Краснодаре или Ставрополе по кустовому принципу.

Предлагаются нестандартные подходы к налоговой политике, к вопросам землепользования и всей системе совершенствования аграрных отношений в республиках Северного Кавказа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.