Российская Академия наук Институт социально-экономических исследований Дагестанского Научного Центра
Вопросы структуризации экономики
ежеквартальный журнал выходит с 1998 г.
4
ноябрь 2003
Структурные преобразования в этноэкономике депрессивного региона
Главный редактор М. А. Багомедов
Редакционная коллегия: Ахмедуев А.Ш., Гаджиев А.Г., Петросянц В.З., Цахаев Р.К.-М, Юзбеков З.К.
Учредитель: Отдел структурных преобразований в экономике ИСЭИ ДНЦ РАН
Махачкала 2003 г.
Содержание
Этноэкономика
Юзбеков З.К.
Стратегические проблемы и перспективы России:
экономика и политика на Северном Кавказе и Северном
Прикаспии (основные положения доклада)........................................... 7
Багомедов М.А., Джабраипов P.A.
Особенности региональной этно-экономической политики в Южном Дагестане в период трансформации....................................... 12
Нуратинов Д.А.
Социально-институциональные основы этноэкономики........................ 17
Гусейнов Г.И.
Исламская модель устойчивого экономического развития..................... 18
Юзбеков З.К.
О социально-экономической ситуации в республике Дагестан (проблемы и перспективы).................................................................... 22
ГаджиевТ. М.
Общая характеристика социально-экономической
депрессивности Республики Дагестан на начало нового
тысячелетия......................................................................................... 30
Нуратинов Д.А.
Естественно географические условия развития
этноэкономики Дагестана...................................................................... 33
Гаджиев А. Г.
Об этнической психологии................................................................... 36
ГаджиевТ. М.
Внутрирегиональный территориальный анализ
депрессивности экономики Республики Дагестан.................................. 46
Багомедов М.А.
Актуальность проблемы изучения этноэкономических
особенностей развития отраслевых рынков Дагестана.......................... 49
АПК
Насрутдинов У. И.
Основные цели и приоритеты развития агропромышленного комплекса............................................................................................ 52
Бахмудов Р. Б.
Сельскохозяйственное производство - основа экономического роста.... 55
Омаров Ю.М.
Особенности государственного регулирования АПК
на этапе развития рыночных отношений............................................... 58
Курбанов К.К., Муртилов H.A.
Методические аспекты формирования региональной
специализации АПК РД.......................................................................... 62
Аджиева Э.Б.
О необходимости развития сельской кредитной кооперации................. 66
Омаров Ю.М., Азизова М.М. Совершенствование системы налогообложения
сельскохозяйстенных предприятияй..................................................... 69
Курбанов К.К., Мирзамагомедов P.M.
Территориальная организация и современный уровень
развития отраслей перерабатывающего подкомплекса АПК РД.............. 72
Азизова Л.Р.
Основные направления реструктуризации предприятий
молочной промышленности Республики Дагестан................................. 77
Омаров Ю.М., Омарова Т.А. Ремонтно-обслуживающее обеспечение
сельскохозяйственных предприятий..................................................... 80
Османов М.О.
Некоторые вопросы роли отгонного скотоводства и скотопрогонных трасс в хозяйственной интеграции и этнокультурном сближении народов Дагестана (XIX в.)........................ 83
Структурные преобразования
Хункаров A.C.
Интенсификация как один из основных путей ускоренного экономического и социального развития республики............................. 91
Арсланов Ш.Д., Арсланова Х.Д.
Развитие нетрадиционных форм финансирования как этап в становлении малого бизнеса.............................................................. 94
Ханов P.P.
Выбор стратегических направлений антикризисного управления........... 96
Казиахмедова Г. К.
Методические подходы к оценке экспортной деятельности промышленных предприятий................................................................ 100
Омарова 3.К.
Финансово-промышленные группы в российской экономике................. 103
Бацына С.Ю.
Исследование рынка банковских услуг в условиях
усиления конкуренции.......................................................................... 106
Рагимова Ф.Н.
Регулирующая роль Банка России в инвестиционной
активности банков региона................................................................... 113
Нурмагомедов А.Д.
Оценка уровня организации управления развитием
строительного производства................................................................ 119
Глоов М.Б.
Особенности классификации инвестиционных рисков........................... 123
Арсланов М.Д.
Современные проблемы и тенденции формирования системы управления региональным
инвестиционно-строительным комплексом........................................... 126
Субъекты
Бахмудов Р.Б., Рамазанов В.Г.
Организация как объект производственного менеджмента..................... 128
Мусаев М.Г.
Корпорация как метод и форма предпринимательской
деятельности в строительстве............................................................. 131
Камилов З.Б.
Комплексная оценка и эффективность деятельности
промышленного предприятия............................................................... 137
Колыванов В.Ю., Нурмагомедов А.Д.
Совершенствования организации системы управления
развитием предприятия строительства................................................. 141
Эльдаров Э.М.
Проблемы управления оборотными средствами строительных предприятий на современном этапе хозяйствования............................. 145
Гамидова М.С.
Роль малого предпринимательства в экономике
Республики Дагестан............................................................................. 147
Гусейнова А.И.
Роль производственно-ресурсного потенциала
в развитии эффективного предпринимательства................................... 153
Мамедбекова М.О.
Формирование и развитие инфраструктуры обслуживания
рынка труда в Республике Дагестан...................................................... 155
Мелесов М.С.
Роль и перспективы участия Махачкалинского международного
морского торгового порта в МТК "Север-Юг".......................................... 166
Албаков М.И.
Стоимость благ и технология потребления........................................... 168
Гаджиев А. Г.
Концепция формирования Дагестанского научного центра по комплексному изучению человека.................................................... 176
Садраддинова Н.О.
Отношение медсестер городских поликлиник к своей
профессиональной деятельности......................................................... 180
Сведения об авторах............................................................................. 186
Рецензия
Экономика Республики Дагестан в силу природно-исторических причин является аграрной и малоразвитой, то есть здесь отдача от вкладываемых ресурсов развития и от применяемых технологий и трудовых навыков объективно ниже и лежит скорее в социальной сфере, чем в экономической. В экономической сфере полиэтничных аграрных регионов действуют своеобразные причинно-следственные взаимосвязи, которые нуждаются в более пристальном научном освещении. Реформы, которые в целом по России не приносят ожидаемых результатов, в таких регионах оборачиваются еще большими потерями общественного труда. Бесперспективность движения в хвосте российских реформ вызывает необходимость поиска альтернативных вариантов вывода региона из состояния депрессии. В этой связи разработка регионально адаптированных механизмов структурных преобразований является актуальной задачей, хотя решение ее не всегда идет в русле проводимой Центром политики на создание унитарного государства.
В четвертый номер сборника «Вопросы структуризации экономики» включены статьи, в которых отражаются результаты исследований актуальных проблем структурных преобразований, социального развития, истории становления экономики полиэтничного региона, решения проблемы депрессивности Дагестана и поиска путей дальнейшего развития рыночных отношений в регионе, проводимых учеными Института социально-экономических исследований Дагестанского научного центра Российской Академии наук и других научных организаций и высших учебных заведений и специалистами- практиками республики.
В нем рассматривается широкий круг вопросов разработки социально-экономических механизмов оживления экономики региона переходного периода, развития сельского хозяйства, промышленности и других связанных с ними отраслей народного хозяйства, институциональные вопросы преобразований в инвестиционной сфере, проблемы социального страхования и другие теоретические основы продолжения реформ. Наряду с освещением характерных проблем кризиса в разных сферах и поиском практическою выхода из подобного состояния, во многих статьях содержатся теоретико-методологические положения, представляющие собой вклад авторов в дальнейшее развитие региональной науки. Информация и выводы многих статей представляют практический интерес для производственников, работников науки и государственных органов управления.
Содержание некоторых статей сборника носит концептуальный характер, поскольку это первые публикации начинающих ученых. Выводы авторов зачастую носят дискуссионный характер и не всегда соответствуют позиции издателя.
Заслуженный экономист Республики Дагестан, д.э.н., профессор
Петросянц В.З.
ЭТНОЭКОНОМИКА
ЮзбековЗ.К.
Стратегические проблемы и перспективы России: экономика и политика на Северном Кавказе и Северном Прикаспии1 (основные положения доклада)
В докладе обосновывается органический (синтетический) подход к территориальной организации Российской Федерации на примере рассматриваемого региона. Россия это система взаимодействующих регионов: экономика современной России -не монообъект, а многорегиональный, многонациональный организм, синтез межрегиональных взаимодействий. Поэтому путь России в будущее - это поиск единства в многообразии.
1. В докладе дана общая комплексная оценка социально-экономической и этно-политической ситуации в рассматриваемом регионе России, представлены стратегические ориентиры его развития, анализ ресурсов региона, а также тех институциональных преобразований и социальных механизмов, которыми располагает Северный Кавказ и Российский Прикаспий для того, чтобы привести их в действие.
2. Природа тяжелого экономического кризиса в республиках Северного Кавказа, резкого падения занятости и уровня жизни, роста преступности в наиболее концентрированной форме выражают внутреннюю сущность эгоистического поведения местных властей, личной унии кланов, их попытки свалить все беды региона на слабые, неоперившиеся, а в ряде случаев невоспринимаемые в регионе демократические и рыночные институты. Раскрыто содержание взаимосвязи экономики и нравственности в свете кавказского национального менталитета.
Причиной многих пороков выступает сложившаяся в регионе система реализации межбюджетных отношений, предусматривающая образование фонда финансовой поддержки регионов и предоставление им трансфертов и субвенций из федерального бюджета. Ситуация на Северном Кавказе продемонстрировала, что эта система здесь не достигла ожидаемого результата, более того не смогла повлиять на исходные причины бюджетной дефицитности республик и казнокрадства. Решение проблемы заключается в установлении строго целевого и адресного характера предоставления трансфертов и субвенций на основе теории полюсов роста. Предложены регионально адаптированные и конкурсные (метод грантов) формы распределения трансфертов, растаскивание которых сегодня выступает в качестве основной причины межнациональных, межклановых и межконфессионалъных конфликтов
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского Гуманитарного научного фонда (РГНФ). Проект 01-02-00126 а.
в регионе, чудовищной поляризации доходов, ненависти, агрессивности и озлобленности.
В свете современных подходов к реформированию управления, распределения бюджетных ресурсов в Южном федеральном округе неотложным является вопрос о разработке новой перспективной концепции развития, рассматривающей Северный Кавказ и Российский Прикаспий как систему взаимодействующих регионов, многонациональный организм, синтез межрегиональных взаимодействий. К такому выводу приводит комплексный научный анализ факторов, оказывающих влияние на злободневные проблемы региона. В принципе можно предложить пять сценариев развития региона. Традиционные для методик научных прогнозов оптимистический, пессимистический и паллиативный варианты в среднесрочной перспективе не приводят к формированию сколько-нибудь устойчивой социальной и политической обстановки в регионе. В качестве нестандартных сценариев были проанализированы названный выше совмещенный (Северный Кавказ - Прикаспий) и действующий в течении десяти лет трансфертный, не оправдывающий ожидания.
3. Этнополитический аспект теории полюсов роста. С этой точки зрения трансферты и субвенции не должны выделятся для республики в целом. В нестабильных условиях региона они проявляются в отдельных точках или полюсах роста с различной степенью интенсивности. На Северном Кавказе субвенции должны быть направлены для образования социальной активности и роста в зонах нестабильности, в которых существуют пути решения региональных социально-экономических проблем посредством создания искусственных полюсов роста с так называемым эффектом мультипликации. Критический предел бюджетных дотаций республикам Северного Кавказа, как показывают исследования, наступает, когда 60 процентов доходов местных бюджетов покрывается за счет помощи из федерального бюджета - средств регионов-доноров. За пределами 60 процентов возникают предпосылки бюджетного волюнтаризма, помощь превращается в свою противоположность. Появляется мотивация к расследованию обстановки в целях изменения экономической и политической ситуации в такой республике, вплоть до полной замены системы управления и политического руководства. В настоящее время республики Северного Кавказа, обладая богатейшими и уникальными природными, климатическими и трудовыми ресурсами, не используемым потенциалом природной ренты сидят на трансфертной игле - одной из главных предпосылок безработицы и дестабилизации. Переход к целевым финансовым трансфертам на основе теории полюсов роста в республиках Северного Кавказа является эффективным экономическим фактором преодоления дестабилизирующих регион действий. Эта мера дает возможность проводить мониторинг конфликтов при помощи системы экономического анализа и управления стабильностью региона.
4. Делается вывод о необходимости восстановления межнационального социально-экономического баланса и активной политики центра по назначению и смене руководящих кадров в дотационных республиках, где более 60 процентов доходов бюджетов формируются за счет финансовой помощи, чтобы периодически не наты-
каться на одни и те же грабли в бюджетном федерализме. В этой связи приводятся аналогии ситуации на Северном Кавказе с периодом Кавказской войны в XIX веке.
По-новому поставлен и раскрыт вопрос о национальной идее и развитии соци-ально-значимых ценностей у молодежи под углом зрения созидательных традиций в целях резкого повышения занятости в трудоизбыточном регионе.
5.Рассматриваются различные сценарии (пессимистический, паллиативный и оптимистический) развития региона и их социально-экономические и национально-политические последствия. Осуществлена потенциальная валютная оценка продукции различных отраслей экономики, уникальных продуктов региона, а также рекреа-ционно-туристского ресурса.
Представлена схема восстановления экономического потенциала и перехода к экономическому росту. При исследовании последнего рассматривается также влияния геоэкономических и геополитических составляющих стратегического развития региона во взаимодействии с перспективами развития Каспийского нефтегазоносного сектора в контексте международного взаимодействия. Дан ретроспективный анализ использования транспортных магистралей и построенных в последние годы паромных причалов на Каспии. Раскрыты политические последствия ошибочных решений этой проблемы в СССР.
Можно без преувеличения утверждать, что Каспийский регион имеет весьма важное значение для России с точки зрения глобального и регионального развития. В настоящее время идут интенсивные дебаты о сферах влияния и разделе Каспийского моря, о стремлении большинства прибрежных стран и международных компаний начать крупномасштабное освоение углеводородных ресурсов, которое ставит под угрозу уникальную экосистему Каспия (ЮНЕП: процветание или разрушение). На дне Каспия выявлено шесть крупнейших нефтегазовых месторождений с многообещающими прогнозными ресурсами (см. табл.). С геополитической точки зрения Прикаспийский регион включает территорию в 4 млн кв. км. С населением 70 млн чел., относящихся более чем к 100 различным этническим и религиозным группам.
Сложность взаимоотношений между ними усугубляется тем, что административные границы в регионе часто не совпадают с районами реального проживания тех или иных групп. Речь здесь идет не только о пяти странах - России, Иране, Азербайджане, Казахстане и Туркмении, но и Узбекистане, Таджикистане, Киргизии, Грузии и Армении. Совершенно очевидно, что для прибрежных стран этот фактор является весьма перспективным, например, с точки зрения эффективного использования своих портов. С позиций политической экономии Каспийский регион - типичный международный ресурсный регион. В этой связи динамика хозяйственного комплекса Южного федерального округа Российской Федерации в перспективе будет зависеть от состояния мирохозяйственных и региональных рыночных индикаторов.
Доходы прикаспийских государств от «рыбноикорного» бизнеса составляют 4,5-5 млрд долл., из которых 3 млрд - криминальный бизнес. Такой баланс доходов не в пользу рыбных ресурсов. 5млрд долл. - это цена 20-25 млн т. нефти. Отсюда проистекают многие проблемы экологического баланса, а также этнополитические неуря-
дицы. В историческом плане Каспийский регион - один из наиболее неспокойных политических узлов. Смесь «крови и нефти» - такая характеристика была дана Каспию в XIX веке. Эта формула, к сожалению, применима и в наши дни, что было подтверждено в августе 1999 года. Конечно истинные причины «чеченского» конфликта весьма сложны, но «нефтяной» фактор, безусловно, выступает как один из его катализаторов.
Учитывая эти и целый ряд других факторов можно сделать вывод о взаимосвязанности развития Северного Кавказа и Российского Прикаспия в интересах устойчивого и бесконфликтного развития всего юга России.
6. Территория Северного Кавказа, прилегающая к Каспийскому морю имеет важное стратегическое значение для экономического и социального развития России и обеспечения ее геополитических интересов в регионе Каспийского моря. Эта территория, а также акватория и дно северной части Каспия обладают большими запасами природных ресурсов, прежде всего углеводородного сырья, биологических ресурсов, в том числе осетровых рыб, а также рекреационных ресурсов морского побережья. Здесь имеются значительные предпосылки для развития транспортной инфраструктуры регионального, федерального и международного значения (морские и речные пути и порты, железные и автомобильные дороги, трубопроводы).
Разрабатывая стратегические планы в условиях развития конкуренции мировых держав, Россия еще в конце девятнадцатого века путем строительства дорог втягивала в сферу своего влияния Персию. В 1893 г. было организовано персидское страховое транспортное общество, которому правительство Ирана выдало концессию на постройку и эксплуатацию колесных дорог от Энзелийского залива до Казви-на (198 верст), а затем от Казвина до Тегерана (135 верст). В этот же период Россия приступает к работам по улучшению Энзелийского порта. Российское государственное казначейство для реализации этих работ приобрело у общества ценных бумаг (акций) на 10 млн руб. По соглашению между русским и персидским правительствами, до 1910 года в Персии не могли быть проложены рельсовые пути, но дорога, например, от Джульфы до Тавриза строилась так, чтобы ее всегда можно было превратить в рельсовую, т.е. с такими уклонами и закруглениями, которые требуются рельсовым путям.
Предполагалось выпустить облигации на несколько миллионов рублей, но пока решено было ограничиться самым минимальным, и выпуск состоялся в меньших размерах, чем предполагалось.
Еще в тот период строительство дорог вело к тому, что промышленные товары из России двинулись к Каспийскому побережью Ирана, вытесняя здесь завоеванные странами Западной Европы рынки.
Рассматриваемый регион особенно важен для России в свете необходимости обеспечения этнополитической и социально-экономической стабильности на Северном Кавказе и южных рубежах страны, сохранения российского влияния в обширном регионе мира, охватывающем Среднюю Азию, Средний и Ближний Восток. Решение проблемы безработицы в национальных республиках обосновывается тем, что
освоения Северо-Кавказского Прикаспия может притянуть значительную часть населения региона.
Реализация идеи в рамках вышеизложенного подхода поможет снять этнополи-тическую и социальную напряженность на длительную перспективу. Создание новых производственных и транспортных объектов должно стать существенным источником финансовых средств, для обустройства всей прибрежной территории и трудоустройства населения. Предполагаемые запасы углеводородного сырья Каспия, по разным оценкам, составляют от 7 млрд до 15-20 млрд. тонн, в том числе в российском секторе эти запасы достигают 2 млрд тонн. Представлен прогноз развития нового нефтегазового сектора Каспия, по которому ориентировочно повторится ситуация начала двадцатого века в районе Баку, но с новыми Ротшильдами, Нобелями, Манташевыми, Тагиевыми и др. нефтепромышленниками нового столетия. Особое внимание под этим углом зрения уделено рассмотрению перспектив использования федеральных земель по побережью Каспийского моря, которые сегодня на местах разбазариваются и растаскиваются, что лишает возможности Российской федерации создавать совместные предприятия с иностранным капиталом. Предложены приемлемые для России принципы повышения инвестиционной привлекательности региона. Рассмотрены геополитические резервы экономического развития прикаспийских регионов Российской Федерации.
7. Обоснована необходимость дальнейшей (более активной) трансформации регионов в Российскую экономику, как фактор постепенной внутриполитической стабилизации на Северном Кавказе во избежание перехода всего Северо-Кавказского пограничья в зону конфликтов и войн.
Поднят вопрос об этнических границах республик Северного Кавказа, о пересмотре политики искусственных границ, установленных в рамках экономического районирования, горькие плоды которой пожинает сегодня население региона.
8. Описываются институциональные преобразования на Северном Кавказе, в частности приватизация, как фундаментальная составляющая экономических преобразований. Обоснована необходимость проведения приватизации под углом зрения национального менталитета, этнополитических последствий и исторических традиций хозяйствования у различных народов региона. Показана актуальность временного сосредоточения управления федеральной собственностью, расположенной в республиках Северного Кавказа в едином региональном центре: в Ростове, Краснодаре или Ставрополе по кустовому принципу.
Предлагаются нестандартные подходы к налоговой политике, к вопросам землепользования и всей системе совершенствования аграрных отношений в республиках Северного Кавказа.