БАГОМЕДОВМ.А., АБАСОВАХ.У.
СТРОИТЕЛЬСТВО ЖИЛЬЯ - КАК ВАЖНЕЙШИЙ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПРИОРИТЕТ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДАГЕСТАНА
В данной статье всесторонне рассматривается жилищная политика как важнейшая составляющая развития социальной сферы. Представлен анализ основных тенденций развития жилищной политики республики. Актуализи-руетсяроль государства вреализации жилищной политики.
BAGOMEDOVM.A., ABASOVA К^
HABITATION BUILDING - AS THE MAJOR STRATEGIC PRIORITY OF DEVELOPMENT OF SOCIAL SPHERE OF DAGESTAN
In this paper, a comprehensive housing policy is regarded as a major component of social development. The analysis of major trends in the housing policy of the republic. Updated the state's role in housing policy.
Ключевые слова: социальная сфера, региональная экономика, жилищное строительство, доходы населения.
Keywords: social, regional economics, housing, construction of Noah, the income of the population.
За последние 20 лет изменилось соотношение количества промышленных и гражданских объектов строительства в Дагестане. Если ранее более 60% стоимости строительства приходилось на производственные объекты, то сейчас стало доминировать гражданское строительство, так как значительно увеличилось частное жилищное строительство (см. табл. 1). Рынок сам выверил, что является эффективным для региона, и это оказались совсем не те объекты крупной промышленности, которые закладываются в основу дальнейшего развития региона авторами «производственной концепции» стратегии «Дагестан-2020»41, а объекты социальной сферы - жильё, школы, поликлиники и т.д.
Среди главных стратегических приоритетов социально-экономического развития Дагестана не получил достойного отражения в Стратегии -2020 такой важнейший элемент качества жизни и социальной сферы, как улучшение жилищных условий населения. Хотя главным источником финансовых поступлений извне в регион является дагестанская доля в нефтедолларовом бюджете, тем не менее именно стремление к улучшению жилищных условий было тем главным интересом, который спровоцировал жилищностроительный бум и экономический рост в регионе. Самое главное в упущении авторов концепции - востребованность приоритета - текущая потреб-
41 Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан до 2020 года. Проект 2007 год.
ность в жилье населения Дагестана пока удовлетворена только на 50%, и можно с уверенностью утверждать, что, по крайней мере, ещё пятнадцать лет улучшение жилищных условий будет оставаться важнейшим приоритетом экономического поведения населения.
Таблица 1.
42
Ввод в эксплуатацию зданий по их видам в Дагестане в 2009 году
Количество зданий, Общий строитель- Общая площадь зда-
единиц ный объем зданий, тыс. м3 ний, тыс. м2
Введено - всего 6532 3672,4 1257,5
в том числе:
жилого назначения 6470 3343,0 1157,2
нежилого назначения1
из них зданий: 62 329,4 100,3
коммерческих 1 1,5 0,6
учебных 14 249,1 83,8
здравоохранения 47 78,8 15,9
1) Здания нежилого назначения распределены исходя из целей их использования в соот-
ветствии с «Общероссийским классификатором основных фондов».
Из числа введенных в действие в 2009 году зданий в Дагестане 98,3% составляют здания жилого назначения (см. табл. 1.). Жилищно-строительный комплекс Республики Дагестан сейчас относится к числу ключевых сфер экономики республики, который расположен на стыке социальной и производственной сфер и, так или иначе, затрагивает интересы всех слоев населения региона.
Государственная статистика занижает реальное значение жилищного строительства в развитии экономики региона. Опережающее строительство жилья потянуло за собой многократную капитализацию накоплений населения, способствовало росту денежных доходов и инвестиций. Последовало многопорядковое увеличение незарегистрированного производства строительных материалов, значительный объём которых вывозится в другие регионы. По мере освоения предпринимателями региона технологий производства новых строительных материалов через каналы этноэкономики всё больше людей и инвестиций втягиваются в конкуренцию на рынке их предложения и регион из потребителя в основном привозных строительных материалов может превратиться в их экспортёра, если этот процесс не будет тормозиться чиновничьим и клановым монополизмом.
Опережающее строительство жилья потянуло за собой также рост сначала объёмов торговли мебелью, а затем и её производство. Производство мебели в регионе, практически сошедшее на нет к 1996 году, сейчас быстро растёт и, хоть и в виде контрафактной продукции, удовлетворяет почти половину спроса населения. В структуре потребительских расходов домашних хозяйств Дагестана предметы домашнего обихода, бытовая техника и уход за домом занимают в 2008 году самый большой по России процент - 11,7, из
42 Таблица составлена по ежегоднику Госкомстата по РД «Дагестан - 2009» стр. 56-57.
них на мебель приходится примерно 70%, что по региону, по нашим расчетам, даёт денежный спрос на рынке мебели около 20 млрд. рублей. Отсюда вытекает, что жилищный бум в Дагестане вызвал подъём мебельного производства в регионе примерно на 10 млрд. рублей.
В последние 10 лет он обеспечивал устойчивый рост ВРП региона и, имея социальную направленность, способствовал реструктуризации и развитию производственного потенциала республики, обеспечивал десятки тысяч рабочих мест строителей, заинтересовывал всё остальное население в активном участии в общественном производстве с целью получения финансовых возможностей для приобретения соответствующего жилья. решению важнейших социально-экономических задач общества, среди которых после удовлетворения продовольственных потребностей по шкале сравнительных ценностей главный приоритет - жилищное строительство. В 2009 году за счет всех форм собственности построено 6470 жилых домов, в том числе 6142 - индивидуальными застройщиками.
По сравнению с соответствующим периодом предыдущего года, общий объем введенного жилья увеличился на 11,9%, а индивидуального - на 19,9%. Юридическим застройщиком на территории Кизлярского, Новолакского районов и городов Махачкалы, Дербента, Избербаша, Кизляра и Каспийска построено триста двадцать восемь домов, общей площадью 168,2 тыс. кв. метров, причем двадцать три из них - жилые дома квартирного типа. Общий объем новых жилых квадратных метров за последний месяц сократился в 2,3 раза, а индивидуального жилья - в 2,9 раза.
Жилищное строительство в республике осуществляется главным образом индивидуальным застройщиком, но помимо индивидуального строительства значительные размеры приобрело многоквартирное жилищное строительство, осуществляемое подрядными организациями, входящими в строительный комплекс Дагестана. Объем работ, выполненных в Дагестане по виду деятельности «Строительство», в 2009 году составил - 53644,9 млн. рублей, или 115,7% по отношению к 2008 году. Строительный комплекс республики объединяет около 3 тысячи подрядных организаций, предприятий промышленности строительных материалов и конструкций, проектных, научно-исследовательских, инжиниринговых и других структур различных форм собственности, связанных с функционированием строительного комплекса. Крупными и средними строительными организациями в 2009 году выполнено работ на 7977,3 млн. рублей, что составляет 115,3% к уровню 2008 года. Доля выполнения такими предприятиями строительных работ за год снизилась с 15,9% до 14,9%. В декабре 2009 года в строительном процессе участвовало 98 предприятий, в декабре предыдущего года - 105.
Численность занятых в строительстве республики быстро растёт по мере роста значения жилищного строительства с 45,2 тысяч человек в 2005 году, или 5,2% от общего числа занятых в экономике, до 59,5 тысяч человек в 2008 году, или 6,3% от общего числа занятых в экономике. Крупные строительные организации заняты в основном строительством многоквартирных домов, у них нисколько не выше производительность труда, но зато выше накладные
расходы и ниже заработная плата рабочих. Всего число замещенных рабочих мест в крупных строительных организациях составило в 2009 году 8988 человек, в том числе работниками списочного состава без внешних совместителей 8841, то есть доля работников строительных организаций в общей численности строителей составляет только около 15%. Рынок труда в строительном комплексе в целом характеризуется превышением предложения труда над спросом. В то же время строительный комплекс испытывает недостаток в высококвалифицированной рабочей силе и инженерно-технических работниках.
Основными факторами, сдерживающими деятельность строительных организаций, являются высокий уровень налогов (87%), неплатежеспособность заказчика (56%) и высокая стоимость материалов, конструкций, изделий (на этот фактор указали 48% опрошенных руководителей организаций). На самом же деле, строительство многоквартирного жилья приносит очень высокую прибыль хозяевам строек и владельцам участка застройки, сопоставимую с затратами на строительство, и она заложена в стоимость строительства жилья. Средняя фактическая стоимость 1 кв. метра общей площади жилых домов, построенных в 2009 году, составила 15755 рублей, а в 2008 году она была 13545 рублей. То есть, несмотря на мировой финансовый кризис 2008 года, повлекший в 2009 году снижение цен на цемент, сталь и другие строительные материалы, рост цен на продажные, вновь построенные квартиры составил 16,3%. Такое повышение цен на жилищное строительство, при том что они и так содержали в себе, по крайней мере, 100% прибыли, в отдельно взятом Дагестане нельзя никак объяснить иначе, как монополизмом на доступ к участкам застройки.
Рост обеспеченности жильём населения является одним из главных факторов повышения качества жизни. Не имеющий жилья гражданин люмпенизируется очень быстро, чему мы имеем десятки тысяч примеров в современной «зазеркальной» России, хотя в её конституции четко оговаривается право на жильё. Исходя из такого положения, расходы на приобретение жилья, по нашему мнению, при фактическом отсутствии доступа простого гражданина к распределению социального жилья должны включаться в физиологический прожиточный минимум в размере, определяемом как стоимость минимальной санитарной нормы жилья в регионе (в Дагестане в 2009 году 9м х 15755 = 141795 рублей), приведенную к месячной размерности выплат по основному долгу в течение 20 лет (141795 руб. / 240 мес. = 590,8 рублей) и средних ежемесячных ипотечных процентов банков региона по обслуживанию кредита (141795 руб. х 15% : 12 мес. = 1772,4 рубля), что в сумме составляет 2363 рубля. Прожиточный минимум в Дагестане в 2009 году был определён в размере 4000 рублей, то есть он должен был быть повышен как минимум на 60%
Прожиточный минимум - это условный показатель стоимости жизни, и он должен включать в себя такое важнейшее качество, как стоимость минимально допустимого санитарно-гигиеническими нормами жилья, ведь зачастую, приводя данные по росту уровня жизни населения в сопоставлении с
прожиточным минимумом, в нём не учитывается опережающий рост стоимости жилья, как это было, к примеру, в 2004- 2007 году, когда стоимость жилья в Москве выросла в 10 раз (с 12000 рублей до 120000 рублей), при том что прожиточный минимум вырос только в 1,6 раза (с 3703 рублей до 5855 рублей). При этом прожиточный жилищный минимум москвича вырос с 1800 рублей до 18000 рублей.
Наряду с жилищным строительством в Дагестане вводится достаточно много других социально значимых объектов строительства (см. табл. 2.), особенно школ и амбулаторно-поликлинических учреждений.
Таблица 2.
Ввод в действие объектов социально-культурной сферы 43_
2009 г. В % к 2008г. Справочно 2008г. в % к 2007г.
Школы, ученические места 4898 116,8 109,8
Амбулаторно-поликлинические учреждения, пос./в смену 458 158,5 115,6
Плоскостные спортивные сооружения, м2 352 21,7 66,4
Больницы, койки 273 116,2 71,2
Водопровод, км 8,5 10,7 182,8
Газовые сети, км 6,1 3,1 в 2,2 р
В 2008 году в строительстве производится 17, 4% валовой добавленной стоимости республики.
Населением за счет собственных и заемных средств построено 83,4% от общего объема жилья, введенного с начала 2009 года.
Работа строительного комплекса за последние годы характеризуется ростом инвестиционной активности, что повлекло за собой значительное увеличение объемов производства, проектных и строительно-монтажных работ, загрузку мощностей большинства строительных организаций и предприятий промышленности строительных материалов в основном на объектах жилищного и социального строительства.
Построив в 2009 году 1157,2 тысяч квадратных метров жилья, строители региона значительно превысили уровень ежегодного строительства жилья дореформенного периода. Так, в 1990 году ввод жилья в Дагестане составил 883 тыс. м . В промышленном строительстве работы велись незначительные, в основном гидроэнергетического назначения.
Наряду с развитием специализации малых форм предприятий в строительной отрасли продолжают действовать, как бы специализированные, крупные акционерные объединения и ассоциации, такие как ОАО «Чиркей-гэсстрой», ОАО «Махачкалинский ДСК», ОАО «Дагстройиндустрия», ОАО «Дагюгстрой», ЗАО «Арси-2», ЗАО «Атом», ОАО «Дагестанстрой» и другие. Авторы концепции Стратегии - 2020 заблуждаются в том, что деятельность крупных акционерных объединений в основном способствует повышению
43 Таблица составлена по ежегоднику Роскомстата по РД «Дагестан - 2009».
инвестиционной и деловой активности, стабилизации хозяйственных связей, повышению конкурентоспособности строительных организаций, развитию рынка подрядных работ. По сути, они представляют собой монопольные структуры, сохраненные для того, чтобы неэкономическими мерами защитить «свой» рынок. Производительность труда на них, как мы уже отмечали выше по тексту, такая же, а заработная плата работников гораздо ниже, чем у малых форм организации строительства.
В промышленности строительных материалов доля негосударственной формы собственности достигла 95%. В основном это некапиталоёмкие карьеры по добыче и обработке природного материала и цеха по производству обожженного кирпича и бетонных блоков. Производство материалов прогрессирует соответственно росту спроса на мелкоштучные материалы, и продукция дешевеет и становится конкурентоспособней там, где ниже административные и фискальные поборы (в селении Мекеги, г. Каспийск). Мекегин-ский камень и каспийский обожженный кирпич в больших объёмах вывозится за пределы региона.
Имея высокую долю общезаводских расходов при недостаточной загрузке мощности, крупные заводы железобетонных конструкций не выдерживают конкуренции с альтернативными технологиями строительства, что привело к значительному уменьшению производства сборных железобетонных конструкций и в порядке диверсификации к увеличению выпуска монолитного бетона и мелких стеновых блоков.
Наблюдаемый в промышленности строительных материалов сорта-ментный прогресс - это, скорее, следствие этноэкономики, чем результат стимулирующих мер администрации региона. Налаживание производства по изготовлению отделочных материалов из мраморизованных известняков, естественных камней из различных карьеров происходит через преодоление административных барьеров, и там, где гражданское самосознание общества сильнее, там более эффективно преодолевались эти барьеры. Существующие карьеры местных строительных материалов способны полностью удовлетворить региональную потребность в песке, гравийно-песчаной смеси, бутовом камне, кирпичных глинах, глинах для цемента, пильного известняка не только в текущем периоде, но и при снижении административно-чиновничьего гнёта, они способны перекрыть подобную потребность в соответствии с предполагаемым по стратегии двухкратным ростом жилищного строительства и даже экспортировать его в другие регионы.
Численность небольших цехов по выпуску пластиковых труб, пластиковых окон и дверей и стеклоизоляции постоянно растёт, но они работают по старым технологиям. Особо следует отметить перспективу налаживания и роста выпуска комбинированных древесно-металлических строительных изделий, экологически чистых, трудоёмких и весьма модных в развитых стра-нах. Отсутствие помольно-цементных предприятий в Дагестане вынуждает потребителей покупать за пределами республики привозной цемент по завышенным (российскими монополиями) ценам. Но это также объясняется внутренней монополией муниципальных администраций на территорию разме-
щения цементных предприятий. Предпринимательская идея осуществляется на практике только, тогда когда затраты на производство товара и услуг окупаются их конкурентоспособностью на рынке предложения. Самая замечательная идея конкурентоспособного производства может разбиться о несокрушимую твердь административного монополизма, если при этом себестоимость возрастает автоматически почти в два раза.
Обеспечение строительства в Дагестане многими материалами, изделиями и техникой осуществляется за счет завоза из других регионов, потому что эти производства не были проверены этноэкономикой. В её свете особую проблему для территорий Дагестана представляет создание первого производства нового продукта труда, как только оно будет проверено этноэкономикой, тут же последует соседнее аналогичное строительство, но уже с меньшими затратами инвестиций за счет применения оборудования местного производства с большей трудоёмкостью.
Можно предложить своеобразный механизм развития экономики региона за счет фактора этноэкономики. Существует бесконечное множество товаров и услуг, которые потребляет и в которых нуждается в стратегической перспективе население региона, но которые до сих пор не производились в Дагестане. Государство выбирает актуальные изделия и услуги, приобретает технологию, подбирает к ним подходящие по условиям территории, строит одно малое производство данного изделия и передаёт его местным жителям по конкурсу в аренду с правом последующего выкупа. Можно быть уверенным, что в случае успешной работы первого производства изделия или услуги через 2 года их в данном населенном пункте будет два, ещё через два года - четыре и так далее, пока не будет удовлетворён внутрирегиональный и межрегиональный спрос.
Особый патронаж государства здесь необходим как инициация преодоления административных и технологических барьеров. Всякая промысловая деятельность в сёлах региона имеет больше перспектив, чем в районных центрах и городах, потому что здесь влияние гражданского согласия общины (джамаатов) преодолевает засилье кланов и меньше административные барьеры. Большинство обувных, столярных, камнеобрабатывающих кустарных производств, представляющих дагестанскую этноэкономику, развиваются под крышей сельских джамаатов, там, где сельские администрации не настолько отделились от народа, чтобы обложить их поборами, ставящими крест на их конкурентоспособности.
_Литература_
1. Багомедов М.А. Социально-экономическая депрессивность южных регионов России // Региональные проблемы преобразования экономики (ISSN 1812-7096), 2009, №4.
2. Багомедов М.А. К вопросу об особенностях специализации сел на региональном рынке Дагестана // Региональные проблемы преобразования экономики (ISSN 1812-7096), 2008, №3.
3. Багомедов М.А. Причины кризиса мировой и российской экономик и меры
выхода // Вопросы структуризации экономики (ISSN 1812-3528), 2009, №1.
4. Багомедов М.А. Проблемы социально-экономического прогресса в России // Вопросы структуризации экономики (ISSN 1812-3528), 2010, №1.
5. Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан до 2020 года. Проект 2007 года.