Научная статья на тему 'О социально-экономической ситуации в республике Дагестан (проблемы и перспективы)'

О социально-экономической ситуации в республике Дагестан (проблемы и перспективы) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О социально-экономической ситуации в республике Дагестан (проблемы и перспективы)»

природой и Вселенной. Исламская экономика, по их мнению, видит своей целью богатство и процветание мусульманской общины, её функции должны быть направлены на то, чтобы человек пребывал в мире с самим собой, с другими людьми, с природой и, в конечном счете, с Богом.

Подобные идеалы будущего созвучны и передовым западным социально-экологическим воззрениям на устойчивое развитие. Таким образом, мусульманский мир на основе собственной богатой культуры и религиозной традиции отвечает на общие для всего человечества деструктивные вызовы современной цивилизации и идет своим путем к общей цели.

Проблема только в том, что, двигаясь к ней, люди науки и в мусульманском мире и на Западе часто не имеют достаточного представления о теоретической и практической работе друг друга, а их исследования и идеи замыкаются в рамках собственных культур. Взаимопониманию и взаимодействию мешают стереотипы, используемые в политических технологиях.

Мусульманам при сохранении и восстановлении социально-экологических систем есть на что опереться - прежде всего, на стабилизирующие культурные и правовые устои ислама. Среди них значимую роль приобретают нормы бережного отношения к водно-земельным ресурсам и недрам; устои, оберегающие духовное и физическое здоровье человека; исламский призыв к ограничению потребностей, умеренному потреблению, перераспределению сверхприбылей на общественные нужды, равновесию личных и общественных интересов. В стратегическом плане особую ценность при выходе из тупика развития приобретает сохранившееся на Востоке единство естественных и гуманитарных знаний, науки и веры.

В этом направлении Восток сближается с Западом. Должны быть преодолены идеологические и политические барьеры. Вопросы сохранения человечества и окружающей среды должны стать приоритетными, без общего взаимодействия их не решить. От совместных усилий в этом направлении зависит стабильность во всем мире и в отдельных его регионах, в том числе и в мусульманских.

Юзбеков З.К.

О социально-экономической ситуации в республике Дагестан (проблемы и перспективы)1

Часть проблем региона связана с приватизацией, с ее результатами. Приватизация в республиках Северного Кавказа, как и в России в целом, проходила проблемно и сложно.

Учитывая взрывоопасный потенциал этого институционального рычага реформ в Дагестане ИСЭИ ДНЦ РАН предложил бесконфликтные формы приватизации в рамках традиционно функционирующих министерств и подведомственных им предприя-

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского Гуманитарного научного фонда (РГНФ). Проект 01-02-00126 а.

тий, в системе утвердившихся взаимоотношений в дагестанском многонациональном обществе. Были использованы разные методы разрешения возникающих конфликтов: нейтрализации угроз работникам Госкомимущества РД, метод сотрудничества, компромисса, уступок, согласование интересов кланов. У нас говорят, что приватизация в Дагестане была проведена без единого выстрела. Но приватизированы были лишь 28% предприятий республики.

В госсобственности, благодаря политике Госкомимущества Дагестана, остались основные отрасли и предприятия экономики республики; среди них полностью Даг-вино, Дагавтотранс, Дагнефтепродукт, Дагсвязьинформ, Ковровкачество, Аэропорт, Морской порт, крупные заводы федеральной собственности и др. Другой вопрос как ими управляют и распоряжаются.

Этнический опенок приватизации был обусловлен борьбой кланов во время продаж на т.н. аукционах и конкурсах. Практически 90% приватизированного имущества оказалось монополизированной кланами и их окружением.

Одной из серьезных последствий такой монополизации возникновение тенденции образования мононациональных коллективов, уменьшение представителей других народностей особенно малочисленных, возникновение экономического неравенства народностей. Если раньше, в доперестроечный период, от безысходности горцы выезжали на заработки, к примеру, на нефтяные промыслы в Азербайджан, в Казахстан, Туркмению, Сибирь и другие регионы, то сейчас нередки случаи выезда в менее спокойные соседние республики.

В свое время нами был предложен правительству метод ограничения монополии по национальному составу акционеров приватизируемых предприятиях, который к сожалению не нашел поддержки. Его смысл, во-первых, заключался в ограничении акционеров предприятия представителей одной национальности 35 процентами, что принципе отражал бы традиционный национальный состав коллективов предприятий.

Второе. В рамках вышеназванного фонда реконструкции и развития Северного Кавказа создать фонд по управлению государственным федеральным имуществом на Северном Кавказе, пока оно еще не приватизировано, и совершать с ними сделки под гарантии федерального правительства, что повысило бы его привлекательность для инвесторов, а также финансовые возможности фонда.

Совершенно очевидно, что экономическая стабилизация (а за ней следует и политическая стабилизация) в условиях тяжелого материального положения горцев (в том числе и городских) тесно связана с нравственным и моральным состоянием кланов, последние нанесли серьезный урон традиционно стабильному дагестанскому обществу чрезмерным и незаконным использованием социальных субвенций (трансфертов из федерального бюджета) на фоне бедствующего населения. Пропорции перешли критическую черту, за которой усиливается социальная напряженность в различных формах (национальные движения, вооруженные группировки, боевики и др.). Основное содержание речей на митингах это строительство семейных дворцов, мерседесы и другие проявления резкого обогащения власть имущих. В

сложившейся ситуации самым злободневным для Дагестана является вопрос взаимодействия этики, нравственности, и экономики республики.

В условиях крайне низкого уровня жизни и высокой степени безработицы благосостояние элит-чиновников Дагестана может зависеть не только от их собственного потребления и благосостояния. В условиях «разбазаривания» трансфертов из федерального бюджета это благосостояние не может быть увеличено без того, чтобы уменьшить потребления целых групп населения, находившихся за пределами клановых контуров. Этого, к сожалению, не хотят понимать или не понимают в Дагестане. Конфликты и безысходность две стороны одной медали.

Экономическая теория практика дают много примеров взаимосвязи экономического поведения элит, рациональности, этического эгоизма, благосостояния и форм достижения свободы. Например, Япония дает веские доказательства в пользу предположения о том, что систематическое отклонения от эгоистического поведения в пользу долга перед людьми, лояльности и доброй воли элит сыграло существенную роль в индустриальном прогрессе этой страны.

Тот факт, что голод в Дагестане существует даже в условиях увеличивающихся из года в год трансфертов и возрастающего (пусть и медленно) производства в аграрном секторе является свидетельством отсутствия у дагестанских элит представления об экономическом равновесии в депрессионных регионах и механизмах его обеспечения. Как свидетельствует мировой опыт, голод имеет лишь самое отдаленное отношение к нехватке продовольствия и субвенций. Напротив, он обуславливается совсем другими экономическими факторами, связанными с ним цепочками иррациональных экономических взаимозависимостей и распределения.

Отставание в экономическом и социальном развитии Дагестана от других регионов России накапливалось многие десятилетия. По ряду объективных причин, а также из-за резкого ослабления организующей роли государства в последние годы положение усугубилось и отставание достигло критического рубежа.

Именно, следуя в фарватере местной экономической и социальной политики, ориентированной на выбивание финансов из федерального бюджета любой ценой в ущерб мультипликации местных финансов, Дагестан стал депрессивным регионом. В условиях полной финансовой зависимости и коллапса традиционных отраслей промышленности (машиностроения, легкой промышленности, АПК и других отраслей), а также социальной сферы, республика не может быть выведена из прорыва эволюционным путем за счет действия только механизма рынка. Ввиду названных причин для решения проблемы необходимы неординарные меры: создать комплексный механизм прорыва, использующий в полной мере федеральный и республиканский экономический и научно-технический потенциал, программно-целевое планирование, механизм рынка, особый экономический режим хозяйствования, активное государственное регулирование.

Разработку и формирование такого механизма следует производить в следующих направлениях:

разработка стратегии социально-экономического развития республики Дагестан на пять лет (2004-2008 гг.);

разработка механизма особого экономического режима в республике Дагестан;

разработка механизма государственного регулирования экономики Республики Дагестан в условиях особого экономического режима.

В качестве основных задач можно предложить следующие:

1. Разработка стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан на 2004-2008гг., в которой определяются конечные цели, основные задачи, направления и приоритеты комплексного развития Республики, а также объем и источники ресурсов, необходимых для ее реализации.

Стратегия комплексного социально-экономического развития Республики Дагестан предполагает:

принятие основного и отраслевых критериев определения направлений и приоритетов развития;

определение всех возможных сфер и видов деятельности на территории Дагестан, исходя из его ресурсного потенциала;

классификацию видов производственной деятельности и услуг по приоритетам их селективного поощрения: трудозанятости, рентабельности, насыщению внутреннего рынка потребительскими товарами, освоению импортозамещающих и экспортоориентированных производств, обеспечению развития производственной инфраструктуры.

Важнейшим вопросом, который необходимо решить, осуществляя вышесказанные стратегические шаги, является эффективность систем прав собственности. Процесс приватизации должен генерировать, особенно в промышленности, необходимые структурные изменения. Примером этого являются и те структурные изменения, которые произошли и в республике Дагестан. Если в 1990 году в общем, объеме промышленности основную долю занимало машиностроение и металлообработка (38,9%) и пищевая промышленность (27,5%), то в настоящее время из-за региональной неадаптированности доли этих отраслей составляют соответственно - 23% и 21%. В то время резко возросла доля энергодобывающих отраслей: электроэнергетики (с 4,6% в 1990 до 19% в 1996 году) и нефтедобычи (с 1,2% в 1990 до 12,9% в 1996 году), деятельность которых не зависит от внешних факторов и возросла в результате преобразований отношений собственности.

Основной проблемой реализуемой до сих пор модели приватизации, была ее способность задействовать преобразования отношений собственности в качестве рычага структурных преобразований, как стимула и источника повышения эффективности инновационного процесса, а также инструмента активной политики поддержки регулирования регионального социально-экономического развития. Поэтому, в первую очередь, необходимо решать эту проблему. Важной проблемой является необходимость совершенствования правового и экономического статуса «социального капитала» - долговременных капитальных благ социально-культурного назна-

чения и жилья. Основная масса проблем, складывающихся в этой сфере собственнических отношений, обусловлена не формальной сменой субъектов собственности, а недифференцированным по характеру и возможностям регионов «сбросом» социальных расходов на бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. В результате произошел существенный спад инвестирования по всем объектам социально-культурного значения и заметно снизилась эффективность использования социального капитала. Не удалось добиться существенного экономического и социального эффекта в направлении приватизации жилья. Не определены границы и функции муниципального жилого фонда.

Особое место в решении проблем структурных преобразований, отношений собственности занимает формирование институтов собственности в сфере использования и инструментов реализации, связанных с этой собственностью полномочий и ответственности. Необходимо преодолеть нынешнюю ситуацию, когда значительная часть природных благ является ничейной. Для этого необходимо разработать адекватную новым хозяйственным и национально-государственным структурам общества систему объектов собственности на различные виды природных благ, а также конкретизировать инструмент ее реализации. Неэффективное решение вопросов собственности в сфере природопользования приводит к утрате для бюджетов всех уровней значительной доли возникающего в этой сфере экономического эффекта.

Под углом зрения новых подходов федерального правительства к управлению государственной собственностью и в целях повышения инвестиционной привлекательности предприятий северо-кавказских субъектов Российской Федерации представляется актуальным создание временного кустового (северо-кавказского) органа по управлению федеральной собственностью в этом регионе. Конкретные предложения по реализации такой схемы управления имуществом сформулированы в ИСЭИ ДНЦ РАН.

Второй крупнейшей задачей является:

Разработка экономического механизма свободной экономической зоны в Республике Дагестан, предусматривающего дополнительные к принятым в России льготы и стимулы для хозяйствующих субъектов, участвующих в реализации стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан на 2004-2008 гг.

Необходимость предоставления республике статуса свободной экономической зоны должно быть направлено на обеспечение следующих, внешних по отношению к ней целей: привлечение отечественного и иностранного капитала и товаров, передовой технологии техники, производственного и управленческого опыта, увеличения экспорта товаров, валютных поступлений, создание инфраструктуры для расширения международных экономических связей. По мере достижения этих целей, свободная экономическая зона в республике будет способствовать решению общих задач социально-экономического развития республики в целом.

Перечень целей, обусловленных спецификой свободной экономической зоны как особого территориального образования в Республике Дагестан, должен быть допол-

нен более конкретными целями, отражающими тип, отраслевую направленность, хозяйственную специализацию свободной зоны.

Так, в составе целей создания свободных таможенных зон республики, возрастет значение транспортного хозяйства, поэтому необходимо выделение целей расширения международных морских, авиационных, транспортных, железнодорожных, автомобильных перевозок пассажиров и грузов, а также развитие сферы транспортных и торговых услуг.

Свободные зоны промышленной ориентации должны быть нацелены на подъем экономики в традиционных отраслях, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию и в отраслях, занимающих большую долю производства и трудовых ресурсов, прежде всего производство уникальных изделий и продуктов региона.

Свободные зоны рекреационно-туристической ориентации, для создания которых в Дагестане более чем достаточно оснований, могут создаваться для формирования экологически чистого курортно-хозяйственного комплекса и превращения территории в международный центр лечебно-оздоровительного и охотничьего туризма, специализирующегося на экспорте рекреационно-туристических услуг.

Помимо зональных внешнеэкономических целей создания на территории Дагестана свободной экономической зоны, дополненных целями, отражающими тип свободной зоны и ее хозяйственную специализацию, необходима постановка задач проектирования и становления хозяйственного режима зоны, ее экономического механизма.

Разработка механического механизма свободной экономической зоны предполагает:

правовое обеспечение, включая подготовку проекта постановления Правительства РФ (Указ Президента РФ, Закона), подготовку проекта договора о разграничении полномочий и предоставлении органам власти РД дополнительных прав в проведении внешнеэкономической, таможенной и налоговой политики и т.д.;

проект Положения о свободной экономической зоне в Республике Дагестан; механизм стабильных взаимоотношений между федеральным и республиканским бюджетами на период 2004-2008 гг.;

механизм финансовых, налоговых и таможенных преференций предприятиями и хозяйственными организациям, функционирующим в свободной экономической зоне.

С решением вопросов о механизмах создания свободной экономической зоны в республике тесно связано осуществление третьей задачи:

разработки механизма государственного регулирования экономики Республики Дагестан в условиях свободной экономической зоны, обеспечивающего активное использование республиканскими и муниципальными органами власти контрольных функций, административных ограничений, государственной и муниципальной собственности, финансовых, налоговых и иных экономических рычагов для регулирования и стимулирования реализации стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан на 2003-2008 гг.

Механизм государственного регулирования предусматривает в частности: меры по генерализации внутренних инвестиционных ресурсов; жесткий контроль за деятельностью монополий и поддержание свободной конкуренции на региональном рынке;

эффективное использование материальных, природных и финансовых ресурсов республиканской и муниципальной собственности для первоочередного развития приоритетных отраслей и производств;

механизм управления государственной собственностью и государственными предприятиями;

механизм привлечения отечественного и иностранного капитала в экономику РД;

система поддержки стимулирования занятости населения, масштабного развертывания предпринимательской деятельности, особенно малого предпринимательства.

Разработка и использование на практике предусмотренных данной программой механизмов и систем позволит перевести на научную основу организацию, управление и регулирования народного хозяйства Республики Дагестан, что в свою очередь обеспечит устойчивое развитие экономики и социальной сферы, достижение ею намеченных на 2002 год рубежей.

Определенный экономический и интеллектуальный потенциал, природные и трудовые ресурсы и другие условия, необходимые для реализации сформулированных выше программ в Дагестане, имелись еще в начале 80-х годов.

Под углом зрения нынешних задач перехода к рыночной экономике большой научный и практический интерес представляет программа «Дагестан», разработанная в ИСЭИ ДНЦ РАН.

В Программе ИСЭИ представлены ее основные разделы: концепция, краткое содержание программ и наиболее ценные приложения. В числе последних - программы: «Энергетика», «Нефть и газ», «Водные ресурсы», «Земельные ресурсы», «Молоко», «Мясо», «Корма», «Виноград», «Плоды», «Перерабатывающий комплекс АПК», «Машиностроение», «Товары народного потребления», «Транспорт и связь», «Охрана и рациональное использование растительного и животного мира», «Охрана и рациональное использование водных ресурсов», «Охрана атмосферо-содержащего воздуха», «Охрана здоровья населения». Реализация этих программ с использованием рыночных механизмов в рамках как федеральных, так и международных инвестиционных программ, является, на наш взгляд, важнейшим вопросом стабилизации социально-экономического и политического положения на Северном Кавказе.

Территория Дагестана, прилегающая к Каспийскому морю, имеет важное значение для экономического развития России и обеспечения ее геополитических интересов в регионе Каспийского моря. Эта территория, а также акватория и дно северной части Каспия обладают большими запасами природных ресурсов, прежде всего углеводородного сырья, биологических ресурсов, в том числе осетровых рыб, а также

рекреационных ресурсов морского побережья. Здесь имеются значительные предпосылки для развития транспортной инфраструктуры федерального и международного значения (морские и речные пути и порты, железные и автомобильные дороги, трубопроводы). Рассматриваемый регион особенно важен для России в свете необходимости обеспечения политической и социально-экономической стабильности на ее южных рубежах и сохранения российского влияния в обширном регионе мира, охватывающем Среднюю Азию, Средний и Ближний Восток.

Решение проблемы безработицы обосновываются тем, что на этой территории Дагестана проживает значительная часть населения Республики.

Перспективы дальнейшего социально-экономического развития прибрежных территорий должны быть увязаны с решением проблем освоения месторождений углеводородного сырья в российском и других секторах Каспийского моря, прохождения трасс магистральных нефте- и газопроводов, что потребует формирования соответствующей территориальной (береговой) инфраструктуры. При этом создание новых производственных и транспортных объектов должно стать существенным источником финансовых средств, для обустройства всей прибрежной территории.

Предполагаемые запасы углеводородного сырья Каспия, по разным оценкам, составляют от 7 млрд. до 15-20 млрд. тонн, в том числе в российском секторе эти запасы достигают 2 млрд. тонн. Они играют исключительно важную роль в перспективных планах не только прикаспийских стран, но и ряда ведущих государств мира. США и другие развитые страны ведут борьбу за установление контроля над рынком энергетических ресурсов региона Каспийского моря. В этих условиях Россия не может оставаться в стороне от решения проблем региона. Необходимо ее активное участие в освоении ресурсов нефти и газа, развитии транспортных коммуникаций, а также в установлении международно-правового режима природопользования.

Особый импульс социально-экономическому развитию прибрежных территорий должно придать создание новых транспортных систем в регионе с учетом возможностей интеграции в международную транспортную систему, включая транспортный коридор Европа - Кавказ - Азия (Великий Шелковый путь).

Наряду с развитием трубопроводного транспорта важнейшее значение может иметь формирование морских транскаспийских сообщений с использованием паромных переправ между Россией и Ираном с выходом соответственно на страны Северной Европы и Среднего Востока. Развитие 9-го международного транспортного коридора является экономически выгодным и обеспечивает геополитические интересы России в регионе. В продолжение транспортных магистралей, выходящих на европейские страны (в частности, Балтика - Волга - Каспий), рассматриваются проекты создания транскаспийского комплекса с опорой на порты в районе пос. Оля Астраханской области и г.Махачкала Республики Дагестан (уже действующий по сравнению с предполагаемым к строительству в г. Лагани Республики Калмыкия) с выходом на порты Ирана (Энзели), Туркмении и Азербайджана и далее транзитом в Объединенные Арабские Эмираты и другие страны Среднего Востока. При этом прогнозируемый объем грузоперевозок оценивается примерно в 10 млн. т/год (по

другим оценкам до 20-30 млн. т/год). По научным разработкам ИСЭИ ДНЦ РАН создание паромного причала на базе функционирующего морского порта г. Махачкалы потребует значительно меньших затрат и будет иметь большее стратегическое значение по сравнению с любыми другими предложениями, которые обсуждаются в Минэкономики РФ. В середине 80-х годов аналитическая записка о злободневности срочного строительства паромного причала в Махачкале направлялась в Совет Министров СССР. Между тем средства тогда ушли в одну из союзных республик. Сегодня из четырех паромных причалов на Каспии ни один не принадлежит России.

Гаджиев Т. М.

Общая характеристика социально-экономической депрессивности Республики Дагестан на начало нового тысячелетия

Социально-экономическое развитие Дагестана, как и других регионов страны зависит от хода рыночных преобразований, от их позитивных результатов. Исследование рыночного реформирования предполагает не только его теоретическое обоснование, но и практическое решение с позиций соответствия достигнутых результатов поставленным задачам. Проведением либерализации цен был положен старт радикальным преобразованиям. Начался переходный период к рынку, но в первые же годы стали обнаруживаться его негативные результаты, проявившиеся в скачкообразном росте цен, падении объемов производства, появление безработицы, усилении инфляции, снижении жизненного уровня широких слоев населения. В последующем эти процессы углубились, что привело к замедлению реформирования.

Как и по всей России, в последефолтные годы в ряде отраслей промышленности и других сфер народного хозяйства республики начался экономический подъем. Уже длительное время на протяжении последних лет в средствах массовой информации приводятся статистические данные, характеризующие довольно высокие темпы роста, наблюдаемые в отдельных отраслях экономики республики, и на этом основании делаются выводы о вступлении ее в фазу устойчивого развития и выхода из кризиса. Не отрицая формальной достоверности приводимых иллюстраций роста за последние три года, необходимо отметить, что он далеко не обеспечивает необходимых условий для выхода экономики Дагестана из системного кризиса, в котором она продолжает пребывать и поныне. По официальной статистике, за последние годы (1999-2002 гг.) производство валового регионального продукта в республике выросло почти в 2, 5 раза, объемы производства в промышленности - в 5 раз, в сельском хозяйстве - в 6 раз и т. д., причем таких опережающих темпов роста не наблюдается ни в одном из регионов России. Если это так, то почему не улучшается ситуация в республике. Отсюда вытекает вывод: приводимые статистические данные или ошибочны, или сам рост, несмотря на свои высокие темпы, не столь значителен. Тут, скорее всего, наблюдается ситуация, когда зачастую желаемое выдается за действительное.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.