УДК 336(470 + 571) Лукин Владимир Корнеевич
кандидат экономических наук, доцент Кубанского социально-экономического института
Петров Денис Вадимович
Lukin Vladimir Korneevich
PhD in Economics, Assistant Professor, Kuban Institute for Social and Economic Studies
Petrov Denis Vadimovich
начальник научного отдела
Кубанского социально-экономического института
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ ПОСТРОЕНИЯ НОВОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Head of Research Department, Kuban Institute for Social and Economic Studies
STRATEGIC PRIORITIES OF A NEW FINANCIAL SYSTEM DEVELOPMENT IN THE POST-SOVIET ECONOMIC SPACE
Аннотация:
В статье рассматриваются проблемы построения новой финансовой системы на постсоветском экономическом пространстве. Исследуются ключевые задачи российской экономики как макрокоге-рентной системы. Предложены решения для блокирования угроз со стороны любых источников финансовых атак и иных рисков, а также для реализации масштабных инвестиционных проектов.
Ключевые слова:
финансовая система, ресурсы, рынки, информационное пространство.
Summary:
The article deals with the problems of a new financial system development in the post-Soviet economic space. The authors study the key problems of the Russian economy as a macro-coherent system. The article suggests solutions in order to block the threats from any sources of financial attack and other risks, as well as for implementation of large-scale investment projects.
Keywords:
financial system, resources, markets, information space.
В мировой экономике все чаще требуются стратегические инструменты обеспечения макрокогерентности процессов и процедур управления финансовой системой вследствие возрастания роли глобальных финансовых сетей [1]. Новые возможности оптимизации управления одновременно порождают новые проблемы на всех уровнях, связанные с расширением спектра рисков и угроз нормальному функционированию финансовой системы России из-за развития самоорганизованной критичности и нарастания когерентности наиболее крупных и взаимосвязанных структур мировой экономики.
В условиях эскалации внешних и внутренних финансовых угроз переход российской экономики как макрокогерентной системы к модели глобального финансового паритета с развитыми и новыми индустриальными странами требует тщательной проработки в целях обеспечения антикризисной стабилизации и стимулирования посткризисного роста в рамках балансирования товарно-финансового оборота и блокирования пиковых скачков нелинейной экономической динамики.
Финансовая инфраструктура экономики РФ как макрокогерентной системы требует серьезной трансформации. Ее главные цели состоят в превращении российских участников глобальных финансовых сетей в институт коллективной защиты и развития экономики (при сохранении базовых функций каждой отдельной компании) и выходе из-под доминирования иностранного (США, ЕС, Китай и т. п.) финансового (кредитного, инвестиционного и пр.) «навеса» в рамках мультипликации финансовых ресурсов и иных возможностей России и группы дружественных стран на постсоветском пространстве. Отличительной чертой качественно нового этапа модернизации финансовой инфраструктуры отечественной экономики является необходимость адаптировать ее к трансграничным угрозам, связанным с интеграцией финансовых систем разных стран. При интеграции систем (а также финансовых рынков, инфраструктуры) непрерывно расширяется функционал когерентности российской финансовой системы с мировой.
С учетом такой ситуации необходима модернизация финансовой инфраструктуры России для обеспечения коллаборативных основ обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий влияния макрокризисных финансовых флуктуаций, а также явных и латентных финансовых атак на сегменты нашей финансовой системы. В качестве трех ключевых задач российской экономики как макрокогерентной системы необходимо выделить следующие:
- обеспечение коллективной антикризисной стабилизации и стимулирования посткризисного роста на основе координации финансовой политики госкорпораций и крупных корпоративных групп;
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 24)
- оптимизацию корпоративной, отраслевой и территориальной финансовой инфраструктуры российского сегмента глобальных финансовых сетей;
- построение кооперационной модели антикризисной стабилизации и стимулирования посткризисного роста на основе сотрудничества с организациями других отраслей в данной сфере и финансовыми компаниями-партнерами зарубежных стран (прежде всего участниками Таможенного союза).
По мере развития - с учетом продолжения рыночных реформ - финансовая система российской экономики должна превратиться в «гибридный» многосторонний поликорпоративный альянс, решающий задачи как антикризисной стабилизации и стимулирования посткризисного роста российской экономики, так и финансовой экспансии на мировые финансовые и фондовые рынки, являющиеся своего рода интегратором общих народнохозяйственных макроэкономических усилий. Результатом должен быть российский (постсоветский) эквивалент евро как денежной единицы (на основе российского рубля) экономического союза на постсоветском пространстве.
Вместе с тем отраслевые особенности функционирования именно единой финансовой системы страны как своего рода уникального объединенного распределенного экономического объекта (суперсистемы) определяют потребность абсолютного приоритета «коллективной саморегуляции» в сфере обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий влияния макро-кризисных финансовых флуктуаций на сегменты отечественной финансовой системы и других отраслей и сфер деятельности в экономике России [2].
При этом принцип коллективной саморегуляции российской экономики, корпоративно дезинтегрированной в ходе рыночных реформ, теперь (не смотря на корпоративное обособление) должен жестко форматироваться совместными обязательствами крупных компаний в сфере антикризисной стабилизации и стимулирования посткризисного роста [3]. Это необходимо для блокирования угроз со стороны любых источников финансовых атак и иных рисков [4]. Увеличение перечня коллективных задач российских участников глобальных финансовых сетей (вне зависимости от формы собственности и состава собственников) и их увязывание с уточненными приоритетами в сфере антикризисной стабилизации и стимулирования посткризисного роста являются стратегическим императивом [5]. Его нужно учитывать при дальнейшей структурно-корпоративной трансформации финансовой системы нашей страны [6].
Для реализации масштабных инвестиционных проектов модернизационного характера необходима мультипликация российских финансовых ресурсов [7]. Это особенно важно для формирования массива «длинных денег» путем безынфляционного формата массовой секъюрити-зации долгов корпоративного сектора во взаимосвязи с реальным производством товарной массы и повышением производительности труда [8].
Ранее существовавшие и новые трансграничные угрозы самоорганизованного (вследствие нарастания синергизма) и организованного (инициированного извне) хаоса национальной финансовой системы рассматриваются нами как области для применения «коалиционной солидарности» [9]. Они требуют увязки напрямую с государственными и корпоративными инвестиционными программами и использования мер государственного регулирования со стороны министерств и ведомств (с учетом роста тарифно-ценовой составляющей энергоресурсов и услуг ЖКХ в себестоимости продукции) [10]. Вместе с тем важно то, что все эти угрозы необходимо учитывать при планировании деятельности и развитии российских финансово-банковских структур как сегментов глобальных финансовых сетей [11]. Здесь требуется переход к мультиагентному управлению российскими финансовыми агентами (компаниями, банками, бюджетными структурами и пр.) как участниками квазиинтегрированной объединенной финансовой системы нашей страны [12].
В результате модернизации финансовой инфраструктуры российская финансовая система должна достичь координационной эффективности во всех сферах взаимодействия с финансовыми компаниями сопредельных стран (обслуживании инвестиционной, производственной, торговой и иной деятельности), обеспечив саморегуляцию движения финансовых ресурсов по жизненно важным национальным и трансграничным сетям. Более того, информационная прозрачность глобальных финансовых сетей должна стать универсальным предметом повсеместного информационного и финансового партнерства, способным оказывать целевое воздействие на отраслевую, национальную и международную среду финансовой саморегуляции с постепенным вытеснением практики офшорных операций и офшорных владельцев российских активов в сферу отечественных юрисдикции и резидентов.
С учетом ключевого значения российской экономики как макрокогерентной системы в евроазиатской трансграничной финансовой инфраструктуре, объединяющей финансовые системы и рынки разных стран, отечественная инфраструктура экономики должна стать узловым центром стратегической антикризисной стабилизации и стимулирования посткризисного роста и каркасом
построения новой финансовой системы на постсоветском экономическом пространстве с задействованием здесь институтов БРИКС и ШОС. Финансовое партнерство должно означать стратегическое взаимодействие.
Ссылки:
1. Логинов Е.Л., Логинова М.М. Императивы трансформации глобального финансового управления в посткризисный период // Финансы и кредит. 2012. № 16. С. 2-7.
2. Логинов Е.Л. Проблемы мониторинга функционирования распределенных информационных систем : монография. М., 2005. 294 с.
3. Цветков В.А. Стратегические подходы к развитию энергетической инфраструктуры России в условиях интеграции национальных энергосистем и энергорынков. М., 2014. 510 с.
4. Лукин В.К. Формирование взаимосвязанного комплекса организационных инструментов обслуживания финансовых программ // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2013. № 4. С. 145.
5. Разработка механизма мультипликации инвестиционных ресурсов с опорой на заемные средства / Х.Ш. Хуако,
B.К. Лукин, М.М. Логинова [и др.] // Там же. 2014. № 1. С. 264-269.
6. Агеев А. New Deal - 2008 - «новая сдача». Блудные ученики Франклина Рузвельта // Экономические стратегии. 2009. № 2. С. 30-36.
7. Деркач А.К. Совершенствование механизмов привлечения, концентрации и целевого вложения инвестиций в инновационные программы // Альманах современной науки и образования. 2013. № 9. С. 109-110.
8. Деркач А.К. Внедрение облачных информационно-вычислительных сервисов как основа интегрирования организационно-экономических механизмов управления в региональных инновационных кластерах // Там же. 2013. № 8.
C. 105-107.
9. Лукин В.К. Проблемы сетевого управления финансовой деятельностью в трансграничном финансовом пространстве // Финансовая аналитика: Проблемы и решения. 2013. № 29. С. 25-29.
10. Волков Д.И. Куда ведет экономику трансформация газовой составляющей? // Региональная экономика: теория и практика. 2004. № 3. С. 34-37.
11. Логинов Е.Л., Логинов А.Е. Глобальный кризис как новый формат борьбы за мировое экономическое лидерство // Финансы и кредит. 2010. № 18. С. 22-27.
12. Шевченко И.В., Лукин В.К. Финансовое регулирование российской экономики как макрокогерентной системы в условиях нелинейной экономической динамики // Там же. 2013. № 22. С. 17-22.