Научная статья на тему 'Проблемы интеграции российских банковских институтов в глобальные банковские сети'

Проблемы интеграции российских банковских институтов в глобальные банковские сети Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
309
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКИ / ФИНАНСЫ / РЫНКИ / РЕСУРСЫ / ОПЕРАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / УСЛУГИ / BANKING / FINANCE / MARKETS / RESOURCES / OPERATIONS / INFORMATION SYSTEMS / SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бойко П.А.

В статье рассматриваются проблемы интеграции российских банковских институтов в глобальные банковские сети. Эффективная модель интеграции российских банковских институтов в глобальные банковские сети может быть реализована на основе формирования трансграничной сети российских банковских институтов в мировой экономике, опирающей на бизнес-модель встраивания структур консолидированного пула коммерческих банков России в ключевые точки бизнес-активности мировых рынков. На этой основе может быть осуществлена оптимизация межбанковского операционного взаимодействия с опорой на структуры консолидированного пула коммерческих банков России с целью расширения трансграничного финансового обслуживания клиентов любой точке мировой экономики. Создается возможность расширения управляемых параметров для оптимизации показателей устойчивости банковской системы за счёт перехода к качественно новой структуре банковских взаимоотношений в рамках Евразийского экономического союза на основе интегрированных электронных банковских систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF INTEGRATION OF RUSSIAN BANKING INSTITUTIONS IN THE GLOBAL BANKING NETWORK

The article deals with the problem of integration of the Russian banking institutions to the global banking network. Effective model of integration of Russian banking institutions in the global banking network can be realized through the development of cross-border network of Russian banking institutions in the world economy based on a business model incorporating structures consolidated pool of commercial banks in Russia in the key point of business activity of world markets. On this basis, can be carried out to optimize the inter-bank interoperability, building on the structure of the consolidated pool of commercial banks in Russia in order to enhance cross-border financial services to clients anywhere in the world economy. Creates the possibility of expanding the controllable parameters to optimize the performance stability of the banking system due to the transition to a qualitatively new structure of banking relationships within the Eurasian Economic Union on the basis of integrated electronic banking systems.

Текст научной работы на тему «Проблемы интеграции российских банковских институтов в глобальные банковские сети»

УДК 336.717

ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ РОССИЙСКИХ БАНКОВСКИХ ИНСТИТУТОВ В

ГЛОБАЛЬНЫЕ БАНКОВСКИЕ СЕТИ

Бойко П.А., д.э.н., доцент РГГУ, Москва, E-mail: nstityteb@mail.ru

В статье рассматриваются проблемы интеграции российских банковских институтов в глобальные банковские сети. Эффективная модель интеграции российских банковских институтов в глобальные банковские сети может быть реализована на основе формирования трансграничной сети российских банковских институтов в мировой экономике, опирающей на бизнес-модель встраивания структур консолидированного пула коммерческих банков России в ключевые точки бизнес-активности мировых рынков. На этой основе может быть осуществлена оптимизация межбанковского операционного взаимодействия с опорой на структуры консолидированного пула коммерческих банков России с целью расширения трансграничного финансового обслуживания клиентов любой точке мировой экономики. Создается возможность расширения управляемых параметров для оптимизации показателей устойчивости банковской системы за счёт перехода к качественно новой структуре банковских взаимоотношений в рамках Евразийского экономического союза на основе интегрированных электронных банковских систем.

Ключевые слова: банки, финансы, рынки, ресурсы, операции, информационная система, услуги.

PROBLEMS OF INTEGRATION OF RUSSIAN BANKING INSTITUTIONS IN THE

GLOBAL BANKING NETWORK

Boyko P., Doctor of Economics, assistant professor, RSUH, Moscow, e-mail: instityteb@mail.ru

The article deals with the problem of integration of the Russian banking institutions to the global banking network. Effective model of integration of Russian banking institutions in the global banking network can be realized through the development of cross-border network of Russian banking institutions in the world economy based on a business model incorporating structures consolidated pool of commercial banks in Russia in the key point of business activity of world markets. On this basis, can be carried out to optimize the inter-bank interoperability, building on the structure of the consolidated pool of commercial banks in Russia in order to enhance cross-border financial services to clients anywhere in the world economy. Creates the possibility of expanding the controllable parameters to optimize the performance stability of the banking system due to the transition to a qualitatively new structure of banking relationships within the Eurasian Economic Union on the basis of integrated electronic banking systems.

Keywords: banking, finance, markets, resources, operations, information systems, services.

В условиях нарастания рыночных диспропорций требуется выработка эффективной политики в отношении интеграции российских банковских институтов в глобальные банковские сети для создания банковской системы, адаптированной к кризисным флуктуациям и зарубежным экономико-политическим санкциям.

Требуется интегрирование стратегических механизмов управления в отношении всего комплекса коммерческих банков, что может быть реализовано в рамках нового электронного базиса осуществления банковских операций[12]. Такая стратегия ориентируется на оперативное регулирование процессов концентрации под государственным контролем максимального количества финансовых средств в России и за рубежом [1]. Для этого необходимо внедрение новых банковских, фондовых, депозитарных сервисов с учетом необходимости обеспечения синхронной работы консолидированного пула коммерческих банков России с элементами взаимодействия со структурами банковских систем иностранных государств [15].

На этой базе будет достигнута возможность мультифункцио-нальной оптимизации осуществления и предоставления комплексных банковских услуг, которые обеспечат российским банковским структурам доступ к широчайшему спектру финансовых инструментов и сервисов, сконцентрированных в единой системе. Здесь обеспечивается возможность взаимного структурирования пакетов различных кредитно-денежных инструментов с учетом необходимости сокращения отставания институциональной структуры банковской системы России от ведущих мировых банковских системчерез внедрение электронных финансовых технологийдля получения консолидированным пулом коммерческих банков России статуса одного из главных трансграничных операторов банковских операций в рамках мировой банковской системы. Доступ к широкому спектру финансовых инструментов и сервисов, сконцентрированных в единой системе, также обеспечивает поддержание системной целостности банковской системы России, включаярасширение возможностей повышения эффективности балансирования секторов российской банковской системы по кредитно-денежным ресурсам и оптимизацию возможностей предоставлять трансграничные банковские услуги и оперировать движением инвестиций.

Необходимо также совершенствование форм использовании банковской инфраструктуры нашей страны как инструмента противодействия различным системным угрозам экономической безопасности России.

Предполагающийся синхронизированный обмен данными для оптимизации взаимодействия между различными подсистемами в рамках нового электронного базиса осуществления банковских операций в системе внутрирегиональных и межрегиональных финансовых связей расширяет возможности для оказания банковских услуг, оптимизацию операционных затрат и тарифов на банковские услуги, возможность доступности трансграничного финансового сервиса в требуемом объеме с учетом нормативных показателей эффективности финансово- [и инвестиционно-] обслуживающей сферы в отношении оборота различных кредитно-денежных инструментов.

Решение этих проблем требует реализации системного подхода, единых стандартов [13]. Необходимо также ускорение формирования гибкой управляющей системы всей инфраструктуры оказания банковских услуг [4]. Тем самым создается возможность для российских коммерческих банков стать оператором трансграничных банковских операций, позволяющих оперировать пакетом кредитно-денежных средств с опорой на консолидированный пул коммерческих банков России [14].Международные возможности здесь расширяются на основе системы формирования трансграничной сети российских банковских институтов в глобальных банковских сетях, опирающихся на бизнес-модель встраивания структур консолидированного пула коммерческих банков России в ключевые точки бизнес-активности мировых рынков [11]. Такие мероприятия могут быть использованы для совершенствования управленческого регулирования, а также межбанковской координации [7]. Создаются условия для оказания банковских услуг мирового уровня с разной степенью агрегации коммерческих банков с опорой на операционно структурированную систему с обеспечением операционного взаимодействия коммерческих банков с расчетной сетью Центрального Банка России [9]. Усложнение процессов управления функционированием и трансграничным развитием требует сквозной интеграции механизмов управления всем комплексом финансово-обслуживающих систем распределенных филиальных структур консолидированного пула коммерческих банков России [5]. Это необходимо учитывать при совершенствовании организационной структуры предоставления комплексных банковских услуг, которые служат основой конвергенции моделей трансграничного банковского обслуживания [3].

Глобализация финансово-обслуживающих систем распределенных филиальных структур консолидированного пула коммерческих

банков России, как мощный фактор, влияющий, практически на все рыночные преобразования, выступила катализатором усиления потребностей управленческого конструирования взаимодействия различных банковских структур. Предполагается компоновка институциональной структуры российской банковской системы, адаптированной к кризисным флуктуациям и зарубежным экономико-политическим санкциям, с нацеленностью на построение объединенной банковской системы Евразийского экономического союза. Здесь необходимо учитывать критерии финансовой целесообразности, а также приоритеты защиты государственных интересов и обеспечения реального суверенитета российской экономики.

Для достижения поставленных задач необходимо внедрение средств автоматизации, связи и вычислительной техники [2]. Это оборудование и технологии координировано функционируют на разных уровнях иерархии: мониторинга и координации оборота всех форм и видов кредитно-денежных средств (активов), их мультипликации в рамках консолидированного пула коммерческих банков России, стратегически позиционированного в системе трансграничных банковских систем мира [6].

На этой базе возможен выход на региональные синергетические эффекты трансграничных банковских операций для всех составляющих [частичная конвергенция банковских институтов стран Евразийского экономического союза, основанная на интеграции их экономик] в рамках банковской системы Евразийского экономического союза с учетом приоритетов встраивания в мировые банковские сети.Формирование консолидированного пула коммерческих банков России, стратегически позиционированного в системе трансграничных банковских систем мира, в будущем обеспечит также удовлетворение потребностей страны по видам основных банковских услуг и жизненно важных систем этого сверхсложного, постоянно изменяющегося и развивающегося механизма с учетом мировой экономической конъюнктуры и т.п.

В настоящее время особенно актуальна проблема мульти-функциональной оптимизации эффективности процессов предоставления комплексных банковских услуг, которые фокусируют объектно-потоковую организацию концентрации финансовых средств для достижения поставленной цели повышения эффективности государственного регулирования. Регулирования оборота финансовых средств и кредитно-денежных процессов может быть реализовано как на национальном уровне, так и на дву- и многосторонней трансграничной основе путем преобразования сложившихся форм организационного развития распределенных филиальных структур консолидированного пула коммерческих банков России. Требуется также уточнение фокусов развития банковской инфраструктуры нашей страны как инструмента противодействия различным системным угрозам экономической безопасности России, отвечающей задачам достижения как коммерческой - рыночной - эффективности, так и приоритета преодоления рыночных рисков. Развитие ЕАЭС предполагает формирование союзного комплекса-банковских услуг, которые обеспечивают унификацию рыночного пространства и способствуют урегулированию системных рисков с внедрением новых банковских, фондовых, депозитарных сервисов на основе конвергенции электронных банковских институтов в рамках ЕАЭС.

Повышение эффективности организационных механизмов необходимо для смягчения системных ограничений вследствие посткрымских санкций, которые обеспечат внедрение аналогичных SWIFT систем, проведение расчетов в различных валютах на основе развития банковских сетей и систем.На этой основе будет достигнуто повышение конкурентоспособности банковской инфраструктуры России в условиях исторически сложившейся архитектуры электронной инфраструктуры оказания банковских услуг с большим количеством системных ограничений. При этом координация политики формирования трансграничной сети российских банковских институтов в глобальных банковских сетях на общероссийском, национальном и трансграничном уровне требует упорядочения программ развитияэлектронных систем обслуживания банковских операций в рамках распределенных филиальных структур консолидированного пула коммерческих банков России. Такая политика позволила бы создать благоприятные условия для расширения возможностей в области банковских, депозитарных и т.п. операций и оптимизации трансграничного операционного взаимодействия с целью расширения трансграничного финансового обслуживания ключевых трансграничных банковских операций.

Рассматриваемые меры необходимы для обеспечения и поддер-

жания максимальных темпов роста [8]. Данные меры применимы не только для создания банковской системы, адаптированной к кризисным флуктуациям и зарубежным экономико-политическим санкциям, гарантирующей обеспечение национальных интересов России, но и определят темпы развития электронного базиса осуществления банковских операцийв рамках ЕАЭС с адаптацией сетевой инфраструктуры к масштабным изменениям трансграничного финансового оборота, роста уровня благосостояния и новых рабочих мест [10].

Рассматриваемая стратегия порождает необходимость межбанковской интеграции и координации. Глобализация обостряет потребность в построении в нашей стране конкурентной на мировом уровне индустрии банковских услуг с опорой на структуры консолидированного пула коммерческих банков России. Требуется преобразование банковской системы на новой организационной, информационной и управленческой основе с опорой на конвергенцию информационных сетей и систем в рамках консолидированного пула коммерческих банков России. Данные меры определяют выход на преобразование сложившихся форм организационного развития распределенных филиальных структур коммерческих банков нашей страны.

Предлагаемый механизм реализуется с ориентацией на форми-рованиетрансграничной сети российских банковских институтов в глобальных банковских сетях, опирающихся на бизнес-модель концентрации усилий на борьбе российских коммерческих банков за одно из ведущих мест на мировых рынков. В рамках данных подходов предлагаемые меры необходимо реализовывать по всему широкому спектру направлений формирования трансграничной сети российских банковских институтов в глобальных банковских сетях. С учетом динамики развития коммерческих банков России, в т.ч. основных банковских сетей и жизненно важных систем этого сверхсложного, постоянно изменяющегося и развивающегося механизма, системный потенциал развития требует максимального задействования внутренних резервов развития. Необходимо ускоренное развитие электронной инфраструктуры оказания банковских услугс управляемыми параметрами при оптимизации показателей расширения трансграничных банковских операций за счёт перехода к качественно новой структуре межбанковских взаимоотношений в рамках Евразийского экономического союза.

Литература:

1. Агеев А. Государственный комитет по научно-технической политике: центр сетевой концентрации научно-технических связей в ключевых областях знания для интегрированного управления в сфере науки и техники. // Экономические стратегии. 2014. № 8. С.12-20.

2. Борталевич С.И. Проблемы формирования нового энергетического каркаса при модернизации промышленности России // Транспортное дело России. 2014. № 3. С. 57.

3. Деркач А.К. Инвестиционные аспекты балансирования научно-технических циклов в экономике России // Альманах современной науки и образования. 2013. № 8 (75). С. 107-109.

4. Деркач А.К. Проблемы системной оптимизации взаимодействия государственных, общественных и корпоративных финансов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 7-1. С. 192-194.

5. Логинов А.Е. Координация финансовых транзакций в условиях интеграции в мировую экономику / Современные гуманитарные исследования. 2013. № 5. С. 40-42.

6. Логинов Е.Л. Императивы трансформации глобального финансового управления в посткризисный период // Финансы и кредит, 2012, №16. С.2-7.

7. Логинов Е.Л. Проблемы управления национальной экономикой на основе стратегического оперирования инвестиционными факторами. - Краснодар: Кубанский социально-экономический институт, 2004. - 251 с.

8. Лукин В.К. Региональная модель управления экономикой промышленности. - Краснодар: Краснодарский юридический институт МВД России, 2001. - 209 с.

9. Лукин В.К. Формирование взаимосвязанного комплекса организационных инструментов обслуживания финансовых программ // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2013. № 4. С. 245-249.

10. Петров Д.В. Мирохозяйственная адаптация организационных механизмов инвестиционного стимулирования модернизацион-ных программ // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2014. № 1 (61). С. 226-231.

11. Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. / Под редакцией А.В. Опалева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 440 с.

12. Проблемы мониторинга функционирования распределенных информационных систем. Монография.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 294 с.

13. Цветков В.А.Стратегические подходы к развитию энергетиче-

ской инфраструктуры России в условиях интеграции национальных энергосистем и энергорынков. - М.: ИПР РАН, 2014. - 511 с.

14. Цветков В.А. Экстерриториальность капитала: региональный аспект // Управление. 2014. Т. 2. № 1 (3). С. 73-77.

15. Шевченко И.В. Финансовое регулирование российской экономики как макрокогерентной системы в условиях нелинейной экономической динамики // Финансы и кредит. 2013. № 22. С. 17-22.

УДК 330.15:330.341

ПОТЕНЦИАЛ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЛЕКСНЫХ РЕСУРСОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Очиров Б.Д., аспирант ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет», e-mail: ochb2015@mail.ru, г.Улан-Удэ, Россия

В статье рассматриваются ресурсы социально-экономического развития региона. Рассмотрено понятие комплексного социально-экономического ресурса, как совокупности определенных ресурсов, объединенных между собой в систему гиперсвязями, подразумевающими формирование ресурсной сети в производстве регионального продукта.Комплексное использование ресурсов предполагает выявление возможностей разработки регионального уникального продукта на основе комплексного уникального ресурса и формирования интегрированных структур и региональных кластеров для его реализации. Показано, что оценка потенциала формирования комплексных ресурсов состоит из этапов оценки потенциала вклада ресурсов в производство регионального продукта на основе анализа модернизированной производственной функции, выделении наиболее значимых ресурсов в производстве конкретного регионального продукта, выявлении возможности формирования уникального продукта на основе использования уникальных ресурсов.

Ключевые слова: ресурсы, социально-экономическое развитие, потенциал, уникальный региональный продукт, транспортная инфраструктура.

THE POTENTIAL FORMATION OF COMPLEX RESOURCES SOCIO-ECONOMIC

DEVELOPMENT OF THE REGION

Ochirov B., the post-graduate student, FSBEIHPE «Buryat State University», e-mail: ochb2015@mail.ru, Ulan-Ude, Russia

This article discusses the resources of socio-economic development of the region. The concept of an integrated socio-economic resources as a set of specific resources, combined with each other in hyperlinks that involve the formation of a network resource in the production of regional product. Comprehensive utilization of resources involves identifying opportunities for regional development of a unique product based on a comprehensive and unique resource development of integrated structures and regional clusters for its implementation. It is shown that the formation of the complex assessment of the potential resource consists of the stages of assessing the potential contribution of resources in the production of regional product based on an analysis of the modernized production function, the most significant allocation of resources in the production of a specific regional product, identifying the possibility of forming a unique product based on the use of unique resources.

Keywords: resources, socio-economic development potential, unique regional product, transport infrastructure.

Регион, как сложная социально-экономическая система, содержим множество субъектов, объединенных в единое целое потребляемыми ресурсами. С позиции социально-экономического развития региона в экономических исследованиях предлагаются следующие подходы к определению основ роста:

- основанный на ресурсах, их запасах и качестве в регионе;

- основанный на процессах эффективного использования имеющихся и привлечения дополнительных ресурсов.

В региональной экономике под ресурсами подразумевают материальные и нематериальные возможности и средства региона, способные к использованию в хозяйственной и социальной деятельности. Не материальные ресурсы учитывают финансы, интеллектуальный и технологический потенциал, предпринимательскую активность, качество управления и др. [1].

Существует ряд подходов к трактовке понятий ресурсов социально-экономического развития региона. С позиции данного исследования из общего объема региональных ресурсов рассматриваются те ресурсы, которые являются именно ресурсами социально-экономического развития региона, т.е. могут быть включены в народно-хозяйственный оборот. Обычно ресурсы рассматриваются по отдельности по видам экономических и социальных ресурсов. Автор предлагает расширить данные подходы введением комплексных социально-экономических ресурсов. Под комплексными социально-экономическими ресурсами понимается совокупность определенных ресурсов, объединенных между собой в систему гиперсвязями, подразумевающими формирование ресурсной сети в производстве регионального продукта.

Формирование комплексного ресурса основано на определенном сочетании ресурсов в производстве конечной продукции (услуги). Специфика комплексного ресурса состоит во взаимном дополнении отдельного ресурса и переходе его на новый качественный уровень.

Комплексное использование ресурсов предполагает выявление возможностей разработки регионального уникального продукта на основе комплексного уникального ресурса и формирования интегрированных структур и региональных кластеров для его реализации. При этом на базе определенных ресурсов возможна генерация ряда комбинаций уникальных региональных продуктов, позволяющих осуществлять реструктуризацию экономики региона.

Оценка потенциала формирования комплексных ресурсов состоит из этапов оценки потенциала вклада ресурсов в производство регионального продукта, выделении наиболее значимых ресурсов в производстве конкретного регионального продукта, выявлении возможности формирования уникального продукта на основе использования уникальных ресурсов.

Потенциал вклада ресурсов в развитие отраслей можно оценить по модернизированной производственной функции с позиции вклада каждого ресурса в производство регионального продукта (валового продукта отрасли).

Проведенный анализ показывает разный вклад ресурсов в развитие отраслей. Потенциал формирования комплексных ресурсов социально-экономического развития региона в рамках диверсификации стратегии социально-экономического развития в первую очередь основан на наличии и возможности использования уникальных ресурсов. Для анализа потенциала формирования комплексных ресурсов используем понятие ресурсных сетей и связей в них, объединяющих точки производственного процесса формирования уникального регионального продукта с одинаковым ресурсным потенциалом, т.е. возможностью их задействования в производстве уникального регионального продукта.

Расчет потенциала формирования комплексных ресурсов социально-экономического развития регионаоснован на выделении наиболее значимых ресурсов в производстве конкретного регионального продукта и оценке возможного интеграционного взаимодействия (табл. 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.