Финансовая система
УДК 338.332
финансовое регулирование российской экономики как макрокогерентной системы в условиях нелинейной экономической
динамики
И. В. ШЕВЧЕНКО, доктор экономических наук, декан экономического факультета E-mail: decan@econ. kubsu. ru Кубанский государственный университет
В. К. ЛУКИН, кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры менеджмента E-mail: instityteb@mail. ru Кубанский социально-экономический институт
А. Е. ЛОГИНОВ, старший аналитик E-mail: aleksloginov@gmail. com ОАО «Гловерс» В. Е. ЛОГИНОВА, младший научный сотрудник, E-mail: instityteb@mail. ru Национальный институт экономической безопасности
В статье рассматриваются проблемы модернизации финансовой инфраструктуры России при ее интеграции в систему глобальных финансовых сетей для обеспечения коллаборативных основ регулирования национальной финансовой динамики.
Ключевые слова: финансовая система, финансовая инфраструктура, глобальные финансовые сети, когерентность.
В мировой экономике все более активно востребываются стратегические инструменты
обеспечения макрокогерентности процессов и процедур управления финансовой системой вследствие возрастания роли глобальных финансовых сетей [6].
Возникающие дополнительные возможности оптимизации управления одновременно порождают новые проблемы на всех уровнях управления, связанные с расширением спектра рисков и угроз нормальному функционированию финансовой системы России вследствие нарастания тенденций развития самоорганизованной критичности и когерентности
наиболее крупных и взаимосвязанных структур мировой экономики.
На данный момент в мире существует около 40 млн участников экономической деятельности — как физических, так и юридических лиц, зарегистрированных в 194 странах. Из них 13 млн имеют свои дочерние корпорации [7].
Исследователи из Швейцарского федерального института технологий в Цюрихе (Swiss Federal Institute of Technology) выявили в мировой экономике относительно малочисленную группу связанных между собой транснациональных организаций — сеть глобального корпоративного контроля, состоящую из 1 318 корпораций с взаимными владельцами. Каждая из этих компаний тесно связана еще как минимум с двумя другими компаниями. А среднее число связей между ними равно двадцати. В общей сложности их прибыль составляет 20 % от общемировой операционной выручки. Однако с помощью акций и через свои дочерние компании они контролируют большую часть ведущих предприятий реальной экономики в мире, обеспечивающих около 60 % общемировой выручки. Дальнейшее исследование выявило ядро этой сети — еще более тесно связанную между собой группу «суперорганизаций», в которую вошли 147 компаний. Причем большую часть из них составляют финансовые институты:
— Barclays;
— JP Morgan Chase;
— Goldman Sachs;
— Merrill Lynch;
— Morgan Stanley;
— Bank of America;
— UBS;
— Deutsche Bank;
— Société Générale;
— Credit Swiss и другие.
Их активы тесно пересекаются друг с другом, что позволяет им контролировать 40 % глобального корпоративного богатства [4].
Эти выводы о «суперинтеграции» компаний универсальны и имеют аналоги в любой национальной экономике, в том числе в России [1].
В условиях эскалации внешних и внутренних финансовых угроз переход российской экономики как макрокогерентной системы к модели глобального финансового паритета с развитыми и новыми индустриальными странами требует тщательной проработки. Это необходимо в целях обеспечения
антикризисной стабилизации и стимулирования посткризисного роста в рамках балансирования товарно-финансового оборота и блокирования пиковых скачков нелинейной экономической динамики.
Финансовая инфраструктура российской экономики как макрокогерентной системы нуждается в серьезной трансформации. Ее главная цель состоит в превращении российских участников глобальных финансовых сетей в институт коллективной защиты и развития российской экономики (при сохранении базовых функций каждой отдельной компании) для многопрофильной организации выхода из-под доминирования иностранного финансового (кредитного, инвестиционного и пр.) «навеса». Это можно сделать в рамках мультипликации финансовых ресурсов и иных возможностей России и группы дружественных стран на постсоветском пространстве.
Отличительной чертой качественно нового этапа модернизации финансовой инфраструктуры российской экономики является необходимость адаптировать ее к новым трансграничным угрозам, связанным с интеграцией финансовых систем разных стран. При интеграции финансовых систем, а также финансовых рынков, финансовой инфраструктуры происходит непрерывное расширение функционала когерентности финансовой системы РФ с мировой финансовой системой [8].
При этом финансовая система России уязвима в силу мизерности ее активов по отношению к мировым финансовым активам (в середине 2012 г. составили 225 трлн долл.).
Для сравнения приведем некоторые цифры. В 2012 г. российские банки увеличили совокупный объем чистых активов до 46,68 трлн руб. А, например, валютных резервов Китая достаточно для того, чтобы дважды скупить запасы золота у всех центробанков мира.
При этом Федеральная резервная система США за годы глобального финансово-экономического кризиса осуществила антикризисное «вливание» финансовых ресурсов группе крупнейших финансовых компаний и банков мира на сумму около 16 трлн долл. Крупнейшие займы ТНБ, млрд долл.:
— Citigroup — 500;
— Morgan Staley — 2 004;
— Merril Lynch — 1 949;
— Bank of America — 1 344;
— Barclays PLC — 868;
— Bear Sterns — 853;
— Goldman Sachs — 814;
— Royal Bank of Scotland — 541;
— JP Morgan — 391;
— Deutsche Bank — 354;
— Credit Swiss — 262;
— UBS — 287;
— Leman Brothers — 183;
— Bank of Scotland — 181;
— BNP Paribas — 175 [2].
С учетом такой ситуации необходима модернизация финансовой инфраструктуры России для обеспечения коллаборативных основ обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий влияния макрокризисных финансовых флуктуаций, а также явных и латентных финансовых атак на сегменты российской финансовой системы. В качестве трех ключевых задач российской экономики как макрокогерентной системы следует выделить:
— обеспечение коллективной антикризисной стабилизации и стимулирования посткризисного роста российской экономики на основе координации финансовой политики госкорпораций и крупных корпоративных групп;
— оптимизацию корпоративной, видовой и территориальной финансовой инфраструктуры российского сегмента глобальных финансовых сетей;
— построение кооперационной модели антикризисной стабилизации и стимулирования посткризисного роста на основе сотрудничества с организациями других отраслей в данной сфере деятельности и финансовыми компаниями — партнерами зарубежных стран (прежде всего участниками Таможенного союза).
По мере своего развития (с учетом продолжения рыночных реформ) финансовая система российской экономики должна превратиться в «гибридный», многосторонний поликорпоративный альянс, решающий задачи в сферах антикризисной стабилизации и стимулирования посткризисного роста российской экономики, финансовой экспансии на мировые финансовые и фондовые рынки, являющийся своего рода интегратором общих народнохозяйственных макроэкономических усилий. Результатом должен стать постсоветский эквивалент евро как денежной единицы (на основе российского рубля) экономического союза на постсоветском пространстве.
Вместе с тем особенности функционирования именно единой финансовой системы страны как своего рода уникального единого распределенного
экономического объекта (суперсистемы) определяют потребность абсолютного приоритета «коллективной саморегуляции» в сфере обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий влияния макрокризисных финансовых флуктуаций на сегменты российской финансовой системы и других сфер деятельности в экономике России. При этом принцип коллективной саморегуляции российской экономики, корпоративно дезинтегрированной в ходе рыночных реформ, несмотря на корпоративное обособление, должен жестко форматироваться совместными обязательствами крупных компаний в сфере антикризисной стабилизации и стимулирования посткризисного роста для блокирования угроз со стороны любых источников финансовых атак. Увеличение перечня коллективных задач российских участников глобальных финансовых сетей (вне зависимости от формы собственности и состава собственников) в этой сфере и их увязывание с уточненными приоритетами в сфере антикризисной стабилизации и стимулирования посткризисного роста являются императивом, который необходимо учитывать при дальнейшей структурно-корпоративной трансформации финансовой системы нашей страны.
Для реализации масштабных инвестиционных проектов модернизационного характера необходима мультипликация российских финансовых ресурсов в целях формирования массива «длинных денег» путем (безинфляционного) формата массовой се-кьюритизации долгов корпоративного сектора во взаимосвязи с реальным производством товарной массы и ростом производительности труда [3].
Ранее существовавшие и новые трансграничные угрозы самоорганизованного (вследствие нарастания синергизма) и организованного (инициированного извне) хаоса национальной финансовой системы рассматриваются как области для применения «коалиционной солидарности». Они требуют увязки напрямую с государственными и корпоративными инвестиционными программами с использованием мер государственного регулирования со стороны министерств и ведомств (с учетом роста тарифно-ценовой составляющей энергоресурсов и услуг ЖКХ в себестоимости продукции). Вместе с тем важно то, что все эти новые и старые угрозы необходимо учитывать в процессе планирования деятельности и развития российских финансово-банковских структур как сегментов глобальных финансовых сетей. Здесь важен переход к мульти-
агентному управлению российскими финансовыми агентами (компании, банки, бюджетные структуры и пр.) как участниками квазиинтегрированной объединенной финансовой системы нашей страны.
В результате проводимой модернизации финансовой инфраструктуры российская финансовая система должна достичь координационной эффективности во всех сферах взаимодействия с финансовыми компаниями сопредельных стран (обслуживание инвестиционной, производственной, торговой и др. деятельности), обеспечив саморегуляцию движения финансовых ресурсов по жизненно важным национальным и трансграничным финансовым сетям.
Информационная прозрачность глобальных финансовых сетей должна стать универсальным предметом повсеместного информационного и финансового партнерства, способным оказывать целевое воздействие на национальную и международную среду финансовой саморегуляции с постепенным вытеснением практики офшорных операций и офшорных владельцев российских активов в сферу российской юрисдикции и резидентов. При этом с учетом ключевого значения российской экономики как макрокогерентной системы в евро-азиатской трансграничной финансовой инфраструктуре, объединяющей финансовые системы и финансовые рынки разных стран, российская финансовая инфраструктура экономики должна стать:
— узловым центром стратегической антикризисной стабилизации и стимулирования посткризисного роста;
— каркасом построения новой финансовой системы на постсоветском экономическом пространстве с задействованием финансовых институтов БРИКС и ШОСС. Финансовое партнерство должно означать стратегическое взаимодействие.
Концепция взаимодействия крупных российских корпоративных групп и глобальных финансовых сетей как узловых центров информационной системы саморегуляции базируется на новом подходе с опорой на развитие кооперационных программ крупных корпоративных групп российского происхождения (в том числе в отношении контроля за зарубежными финансовыми и имущественными активами и координированными операциями на мировых финансовых рынках).
В настоящее время заметный рост активности по линии партнерств происходит в рамках общего укрепления информационной составляющей мо-
дернизации российской экономики как макрокоге-рентной системы. Можно также говорить о новой (в рамках Таможенного союза) легитимизации регулировочной компетенции финансовых сетей, которая до сих пор понималась достаточно узко — в рамках поддержания «корпоративной стабильности» для наращивания возможностей антикризисной стабилизации и стимулирования посткризисного роста. В перспективе возможно создание квазиин-тегрированной финансовой системы Таможенного союза.
Надо сказать, что в основу развития кооперационных программ российских компаний изначально был положен весьма прагматичный подход. Повышенное внимание к координационной политике именно сейчас мотивируется банальной нехваткой ресурсов для антикризисного регулирования и модернизационного стимулирования в экономике России.
В свою очередь привлекательность императивов антикризисной стабилизации и стимулирования посткризисного роста российской экономики для партнеров и инвесторов должна быть обусловлена не столько задачами обеспечения антикризисной стабильности, сколько ее новой ролью как организационного каркаса, обеспечивающего коллективную саморегуляцию финансовой деятельности на постсоветском пространстве, возможностью получения мультиплицированного совместного финансово-заемного рычага при обороте финансовых ресурсов в финансовых системах Европы и Азии.
В результате планируется достигнуть координационного формата формирования комплексной геостратегической позиции России и дружественных стран (участвующих во взаимных товарных и финансовых операциях на валютной основе российского рубля) в мировой финансовой системе.
Данный подход определяет необходимость для российских корпоративных групп и глобальных финансовых сетей игнорирования границ между внутренней и внешней экономической безопасностью финансовой деятельности — с учетом тенденций, формируемых международным законодательством и практикой деятельности на международных финансовых и фондовых рынках (валютно-финансо-вые атаки Д. Сороса на различные валюты и т. п.).
В практической политике коллаборативный подход к обнаружению, предупреждению и ликвидации последствий влияния макрокризисных финансовых флуктуаций на сегменты россий-
ской финансовой системы также предполагает горизонтальную кооперацию между различными финансовыми компаниями по принципу взаимодополняемости и частичного дублирования функций выработки корпоративно-видовых финансовых стратегий. Это находит свое воплощение в развитии отношений российских структур и иных участников глобальных финансовых сетей на институциональном уровне [5].
Такой подход направлен на получение максимальной отдачи от действующих программ сотрудничества, а также от углубленной информационной кооперации на индивидуальной основе. Вместе с тем возможно появление новых структурных компонентов отраслевых отношений российских корпоративных групп и глобальных финансовых сетей, их структур за рубежом, зарубежных контрагентов в сфере обеспечения антикризисной стабилизации и стимулирования посткризисного роста в рамках балансирования товарно-финансового оборота и блокирования пиковых скачков нелинейной экономической динамики. С учетом ключевого значения российского энергосырьевого экспорта целесообразно операции такого рода сконцентрировать на группе отраслевых и межотраслевых электронных торговых площадок для последующего комплексирования пакета добавленной стоимости от квазиконсолидированного экспорта. Это необходимо для реализации масштабных инфраструктурных программ общероссийского характера с трансляцией таких экономических механизмов на страны Таможенного союза, СНГ, ШОСС и далее.
Можно выделить следующие задачи в контексте развития глобальных финансовых сетей в рамках политики обеспечения антикризисной стабилизации и стимулирования посткризисного роста:
— достижение большей эффективности стратегий при достижении антикризисной стабилизации и стимулировании посткризисного роста глобальных финансовых сетей;
— расширение перечня задач, решаемых в рамках отраслевых программ достижения антикризисной стабилизации и стимулирования посткризисного роста;
— целевое воздействие непосредственно на внутреннюю политику отдельных глобальных финансовых сетей, в частности, в области информационных аспектов модернизации российской экономики как макрокогерентной системы.
Этот «пакет» мер базируется на концепции формирования в России международного финансового центра (группы центров), идея которой направлена на качественное совершенствование информационного потенциала финансовых сетей и органов государственного управления в условиях возрастания важности информационного взаимодействия.
В целом решения находятся в русле последовательной реализации стратегии формирования международного финансового центра, в соответствии с которыми в арсенале российской экономики как макрокогерентной системы должны появиться качественно новые информационные и финансовые возможности. Необходимо формирование модели обеспечения антикризисной стабилизации и стимулирования посткризисного роста Таможенного союза (ТС) при доминирующей роли финансового потенциала России. При этом упор должен делаться на повышение в ТС роли финансовой инфраструктуры российской экономики при решении многих задач экономической интеграции и противодействия внешнему (по отношению к коллективным интересам Таможенного союза и СНГ) финансово-экономическому и политическому давлению глобальных геоэкономических игроков.
В связи с расширением функциональной сферы финансового регулирования российской экономики как макрокогерентной системы, охватывающей целый ряд финансовых и иных экономических вызовов, можно говорить об использовании финансовой инфраструктуры российской экономики как инструмента противодействия различным системным угрозам экономической безопасности России, в том числе в свете повышения системообразующей значимости российской экономики в мировой экономике. Для этого необходимо придать ей свойства эффективного проводника интересов обеспечения антикризисной стабилизации и стимулирования посткризисного роста в максимально широкой сфере деятельности.
Список литературы
1. Агеев А., Логинов Е. Стратегические тренды конструируемой экономической реальности // Экономические стратегии. 2012. № 10.
2. Катасонов В. Ю. Россия и ВТО: о субсидировании экономики и банковских «тылах» транснациональных корпораций. URL: http://www. warandpeace. ru/ru/analysis/view/70472.
3. Логинов Е.Л., Логинова В. Е. Деривативы в российской экономике: стратегические тренды управления асимметричностью распределенных рынков // Финансы и кредит. 2012. № 30.
4. Сорок процентов мирового богатства контролируют 147 транснациональных корпораций. URL: http://gtmarket. ru/news/corporate/2011/10/2 4/3685.
5. Шевченко И. В., Логинов Е. Л., Логинов А. Е. Электронно-финансовая гиперматрица как среда
банковских операций в условиях глобализации // Финансы и кредит. 2010. № 8.
6. Knoke D. We're Still Dancing': How Global Financial Networks Took the World Economy to the Brink, and Could Yet Push It Over // NGW Conference. Saint-Petersburg. 2012.
7. Vitali S., Glattfelder J., Battiston S. The network of global corporate control. Q-Fin. GN. 2012.
8. URL: http://www. finmarket. ru/z/nws/hotnews. asp?id=3246075.