Научная статья на тему 'Стратегические перспективы развития рыбной промышленности и хозяйства и факторы воздействия на развитие рынка рыбных товаров'

Стратегические перспективы развития рыбной промышленности и хозяйства и факторы воздействия на развитие рынка рыбных товаров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
410
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫБНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И ХОЗЯЙСТВО / СТРАТЕГИЯ / ФАКТОРЫ / РАЗВИТИЕ ОТРАСЛИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бородин Д. В.

В условиях реформирования рыбной промышленности и хозяйства, когда все большее значение в формировании продовольственной безопасности страны уделяется рыбной отрасли необходимо учитывать воздействие отдельных факторов при разработке стратегических ориентиров развития рыбохозяйственного комплекса России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегические перспективы развития рыбной промышленности и хозяйства и факторы воздействия на развитие рынка рыбных товаров»

ISSN 2221-7347

Экономика и право

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

УДК 338.2

Д. В. Бородин

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ХОЗЯЙСТВА И ФАКТОРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РАЗВИТИЕ РЫНКА РЫБНЫХ ТОВАРОВ

В условиях реформирования рыбной промышленности и хозяйства, когда все большее значение в формировании продовольственной безопасности страны уделяется рыбной отрасли необходимо учитывать воздействие отдельных факторов при разработке стратегических ориентиров развития рыбохозяйственного ком-плексаРоссии.

Ключевые слова: рыбная промышленность и хозяйство, стратегия, факторы, развитие отрасли.

Формирование перспектив развития рыбной промышленности России должно основывается на оценке достигнутого состояния и анализа его конкурентных преимуществ и возможностей (таблица 1). Несмотря на некоторые положительные тенденции, происходящие в отрасли в последние годы, она нуждается в существенных структурных преобразованиях. Результаты исследования состояния рыбной промышленности и хозяйства России свидетельствуют о необходимости продолжения реализации активной государственной политики в области проведения отраслевых преобразований.

При осуществлении мер государственной политики в рыбной промышленности и хозяйстве России важно использовать различные меры поддержки структурных экономических изменений на основе обобщения позитивного опыта зарубежных стран (ЕС, Канады, США и др.). Стоит отметить, что в этих странах в конце ХХ в. были начаты масштабные государственные и региональные программы отраслевой реструктуризации с существенными объемами финансирования. Меры государственной поддержки отраслевых программ за рубежом должны быть тщательно проанализированы в рамках научных исследований и использованы при реализации программ развития рыбной промышленности и хозяйства России.

Как и в других странах, перспективное развитие рыбной промышленности и хозяйства России в перспективе определяется, прежде всего, емкостью и динамикой потребления производимой продукции, которые, в свою очередь зависят от воздействия множества факторов. Изучение воздействия отдельных из них на состояние и развитие рынка рыбных товаров заслуживает особого внимания, поэтому остановимся на них более подробно.

Уровень покупательной способности населения, особенности и предпочтения отдельных групп потребителей. Объемы и структура потребления населения находятся в прямой зависимости, прежде всего, от уровня доходов. Группа населения с низкими доходами

© Бородин Д. В., 2012.

39

Новый университет. 2012. № 2(12).

ISSN 2221-7347

приобретает дешевые виды рыб (хек, минтай, пикша); со средними доходами - продукцию среднеценового сегмента (треска, сельдь, горбуша, скумбрия). С ростом доходов происходит переход на потребление продуктов высокоценового сегмента (лосось, форель, осетровые породы, филе, копченая рыбопродукция, моллюски, икра и т.д.), расширяется ассортимент потребляемой рыбы и морепродуктов, в том числе живых и охлажденных. Наиболее популярной среди населения России является мороженая рыба. В последние 3 года наметилась тенденция роста спроса на живую рыбу, обозначились четкие тенденции увеличения производства товарной рыбы и расширения ассортимента ценных видов рыб и продукции из них. Покупательная способность населения, культурные традиции, особенности и предпочтения отдельных групп потребителей определяют емкость рынка и динамику производства рыбной продукции.

SWOT - анализ рыбной промышленности России

Таблица 1

Сильные и слабые стороны рыбной промышленности России

Сильные стороны Слабые стороны

Существенных запасы водных биологических ресурсов Сокращение улова по сравнению с 1990 г.

Стабилизация ежегодного производства рыбной продукции (пищевая продукция - около 90%) Значительное количество рыбы и рыбной продукции реализуется в необработанном виде

Существенная материально-техническая база Высокий уровень физического износа и морального износа основных средств

Формирование модернизированных производственных мощностей по выпуску рыбной продукции, включая морозильные камеры Физическое и моральное несовершенство рыбоперерабатывающих предприятий

На предприятиях сосредоточено большое количество квалифицированного кадрового состава (за счет советского образования) рост дефицита кадров в силу непрестижности рыбных профессий

Рост спроса на продукцию высокого качества Не отвечающая современным требованиям система реализации рыбных товаров на внутреннем рынке

Угрозы и возможности рыбной промышленности России

Угрозы Возможности

Преимущественно сырьевая направленность экспорта рыбных товаров Рост платежеспособного спроса населения страны на пищевые рыбные товары

Зависимость от иностранных инвестиций и в тоже время низкая инвестиционная привлекательность промышленности Благоприятная конъюнктура мирового рынка пищевых товаров, свидетельствует о перспективном значительном росте цен на рыбную продукцию

Замещение отечественной продукции импортной, в том числе произведенной из отечественного сырья за рубежом Градообразующий характер рыбной промышленности

Разрыв связей между предприятиями добывающей и обрабатывающей подотраслей, а также инфраструктурой Необходимость создания высокоэффективных предприятий по глубокой переработке сырья и выпуску конкурентоспособной продукции

Снижение среднедушевого потребления рыбных товаров в стране Тенденции к отраслевой консолидации

Динамика баланса обеспечения населения России пищевыми рыбными товарами.

По данным Росрыболовства общая емкость внутреннего рынка пищевых рыбных товаров в 2011 г., включая консервы, составила около 2,8 млн. т, что превысило уровень 2005 г. (2,5 млн. т) на 12%. Анализируя динамику баланса обеспечения населения России пищевыми рыбными товарами, включая консервы, за 2000-2011 гг., можно отметить стабилизацию производства данной продукции (в 2011 г. объемы их составили 97,5% производства 2000 г.). Наблюдаемый в последние годы рост объемов производства рыбной продукции обусловлен увеличением объемов приема рыбной продукции для дальнейшей переработки от сторонних отечественных и зарубежных предприятий. Основные производители рыбной продукции сосредоточены в Дальневосточном (60-65% общего объема), Северном (19-24%) и Западном (10-15%) бассейнах. Доли Южного и Каспийского бассейнов существенно ниже.

Состояние развития торговли и логистики. В 1990-е годы отечественные товаропроизводители лишились налаженной и эффективной системы сбыта на внутреннем рынке, в результате чего появилось множество посредников. Розничная цена на рыбные товары относительно их себестоимости поднималась в 2-3 раза, причем на долю посредников приходилось в среднем 60-70% цены. Такая ситуация практически сохраняется и по настоящее время.

40

ISSN 2221-7347

Экономика и право

В период 2000-2010 гг. на российском рынке наблюдалась устойчивая тенденция роста цен на все виды рыбных товаров, вызванная особенно в последние годы ростом цен на энергоносители, тарные материалы, транспортные тарифы. Рост цен также объясняется высокими наценками в сетевой торговле.

Сложившийся диспаритет цен между материально-техническими товарами, потребляемыми отраслью, и ценами на рыбные товары, отсутствие экономических предпосылок для использования промысловым флотом отечественной береговой инфраструктуры, наряду с другими факторами, оказывают негативное влияние на насыщенность внутреннего рынка рыбными товарами отечественного производства и на уровень удовлетворения потребительского спроса.

Структура рыбной продукции в розничной торговле представлена в разрезе основных групп: 20% - доля неразделанной рыбы, 20% - разделанной рыбы, 15% - филе, 20% - полуфабрикаты и готовая рыбопродукция, 20% - консервы и пресервы и 5% - прочая рыбопродукция. В структуре оптовых компаний России наибольшим спросом при реализации розничным магазинам пользовались такие виды свежемороженой рыбы как: сельдь (27%), минтай (26%), морепродукты (20%), скумбрия (18%), лосось и форель (10%).

Динамика изменения цен на внутреннем и мировом рынках. Состояние рынка рыбных товаров в целом по России в период 2001-2010 гг. характеризуется ростом оптовых и розничных цен: оптовые цены на мороженую рыбу увеличились на 54%, соленую и копченую - на 43%, рыбные консервы - в 2 раза. Розничные цены на мороженую рыбу возросли на 62%, на соленую и копченую - на 43%, на рыбные консервы - на 46%.

Внешняя торговля рыбными товарами все еще имеет существенное экономическое значение для рыбохозяйственного комплекса России и, в определенной степени, определяет его техническое и технологическое развитие. Следует подчеркнуть важность трех основных региональных рынков рыбных товаров - Евросоюза, АТР (особенно Республика Корея и Япония) и США, на долю которых в 2010 г. приходилось 2/3 мирового импорта. Основной вывоз рыбы осуществляется через Республику Корею, которая импортированную рыбу реэкспортирует преимущественно в Японию и другие страны. Китай закупает большие объемы российской рыбы и перерабатывает ее в филе и сурими с целью экспорта в Россию и третьи страны. Постоянно растущий спрос на рыбу и развитая рыбная промышленность в этих странах вынуждает национальных поставщиков импортировать продукцию с тем, чтобы непрерывно обеспечивать растущий спрос. По этой причине импортные тарифы в этих странах низки и не являются серьезным барьером в торговле, за некоторым исключением товаров, подвергающихся дополнительной, более глубокой переработке. Российские экспортеры поставляют более питательные и ценные в пищевом отношении рыбные товары (треска, окунь, нерка, минтай, ракообразные и др.), а российские импортеры - менее ценные товары массового спроса (сардины, сельдь, путассу и др.), а также филе и деликатесную продукцию. Рост цен на импортируемые аквакультурные форель и лосось из Норвегии и других стран определяют динамику роста по группе «живая, свежая и охлажденная рыба».

Сложившаяся практика существенных внешнеторговых поставок рыболовными компаниями непосредственно из районов промысла снижает прибыльность хозяйственной деятельности в силу имеющейся несогласованности в уровнях экспортных цен на реализуемую продукцию и неритмичности товарных поставок, что выражается в демпинговом заниженном характере экспортных цен на рыбу и морепродукты.

Тарифная политика на транспортные перевозки. Дополнительным сдерживающим фактором развития отечественного рынка рыбных товаров являются высокие железнодорожные тарифы при транспортировке рыбной продукции с территории Дальневосточного федерального округа на остальную территорию Российской Федерации. Решением Федеральной службы по тарифам России с ноября 2007 года снижены в среднем на 12% железнодорожные тарифы на транспортировку отдельных грузов, в том числе продукции из водных биоресурсов, с территории Дальневосточного федерального округа на остальную территорию Российской Федерации. Однако, учитывая, что удельный вес тарифа в оптовой цене рыбной продукции составляет около 20%, данных мер для обеспечения непрерывных поставок рыбопродукции в европейскую часть страны явно недостаточно.

Наращиванию темпов развития отечественной рыбопереработки препятствует также наличие ограничений транспортной логистики, связанных с наблюдаемой в последнее время нехваткой специализированного железнодорожного подвижного состава для перевозки рыбной продукции.

41

Новый университет. 2012. № 2(12).

ISSN 2221-7347

Качество менеджмента. Неустойчивое финансовое положение рыбохозяйственных предприятий усугубляется слабым менеджментом на рынках рыбных товаров. В течение ряда лет в составе розничных цен на рыбные товары сохраняется высокая доля торговых наценок, что отражает пассивность ценовой политики, проводимой предприятиями-производителями, и возрастание конкурентной силы посредников и розничной торговли.

Несмотря на позитивные моменты, сформированная за последние 20 лет система оптовой торговли все еще не выполняет таких основополагающих функций, как стимулирование отечественного производителя, оценка потребителей и спроса, инвестиционное обеспечение процесса товародвижения и др., и тем самым не способствует повышению конкурентоспособности рыбных товаров, предприятий и организаций рыбохозяйственной отрасли. На рынке рыбных товаров можно отметить наличие элементов скрытой монополизации, диспаритета закупочных, оптовых и розничных цен.

Изменения в цикле движения денежных средств в рыбопромышленном комплексе негативно сказываются на эффективности работы рыбоперерабатывающих предприятий. Прибыль производителей стала перераспределяться в пользу предприятий оптовой и розничной торговли, на долю которых приходится более 50% отраслевого дохода. Основной объем денежных потоков концентрируются у логистических и торговых посредников, а при внешней торговле большинство денежных потоков завершаются в различных зарубежных и офшорных компаниях. Высокий экспортный потенциал рыбной отрасли России используется недостаточно эффективно.

Разрозненность действий множества производителей и торговых операторов создает малоэффективную конкурентную среду и ведет к необоснованному завышению розничных цен на рыбные товары на внутреннем рынке, что одновременно позволяет зарубежным контрагентам на внешних рынках навязывать дискриминационные условия сделок в ущерб интересам, как отечественных предпринимателей, так и страны в целом.

Проведенное исследование состояния рынка рыбных товаров позволяет сформировать следующие предположения. При сохранении современных темпов роста затрат на производство рыбной продукции в перспективе будет происходить повышение оптовых и розничных цен на внутреннем рынке рыбных товаров. В силу требований развития внутреннего рынка и необходимости улучшения питания населения России, экспорт рыбных товаров из России в ближайшие годы будет сокращаться. С другой стороны, сохранение роста цен на рыбную продукцию на внутреннем российском рынке, будет способствовать росту экономического интереса рыбопромышленников к увеличению поставок рыбных товаров для потребления внутри страны. Выявленные отрицательные последствия развития рынка рыбных товаров России могут быть изменены в положительную сторону только при кардинальном изменении регулирующей и контролирующей роли государства в отношении развития рыбного хозяйства и рынка рыбных товаров. Вновь образованное в 2008 г. Федеральное агентство по рыболовству не получило прямой функции регулирования экспорта и импорта рыбных товаров. Вместе с тем, проводимый системный мониторинг внешнеторговой деятельности позволяет выявлять имеющиеся проблемы и принимать меры по их оперативному их решению в Правительстве РФ, Минэкономразвития, Федеральной таможенной службе и других органах исполнительной власти. Поэтому к основным целям государственного регулирования торговли рыбными товарами в ближайшие годы следует отнести: обеспечение экономической и продовольственной безопасности страны; обеспечение условий быстрого и беспрепятственного продвижения отечественных рыбных товаров на продовольственных рынках; защита внутреннего рынка России от недобросовестной конкуренции; разработка законодательной базы рыбной промышленности хозяйства России, реализующей новую более эффективную внешнеторговую политику и др. Стратегической целью развития отечественного рыбной промышленности и хозяйства является достижение его устойчивого и конкурентоспособного функционирования в условиях глобальной экономики, обеспечивающего удовлетворение внутреннего спроса на рыбные товары и услуги преимущественно отечественного производства, продовольственную независимость страны.

Ключевые направления государственной экономической политики развития отрасли по целевому сценарию включают: реализацию комплекса мер по обеспечению финансового оздоровления производства, снижению рисков производственной деятельности, совершенствованию нормативно-правовой базы; активизацию инвестиционной и инновационной деятельности, в том числе посредством стимулирования государственно-частного партнерства, улучшения инвестиционного климата в отрасли; прямое участие государства в финансировании строительства промыслового флота и береговой инфраструктуры; внедрение механизмов стимулирова-

42

ISSN 2221-7347

Экономика и право

ния вывода из эксплуатации устаревших мощностей; обеспечение роста платежеспособного спроса населения страны; содействие институциональным отраслевым преобразованиям.

Успешное решение задач развития рыбохозяйственного комплекса возможно при реализации целевого сценария, определяющего пути и сроки их решения, исходя из требований экономики страны и места рыбного хозяйства в системе общественного производства. В качестве индикаторов мероприятий, выполняемых в рамках реализации стратегии развития Росрыболов-ством и Правительством РФ, приняты следующие: доведение уровня объема вылова к общему улову до 87% в 2020 г.; увеличение улова за пределами России до 1320 тыс.т в 2020 г.; повышение доли рыбных товаров отечественного производства на внутреннем рынке до 85,4% в 2020 г.

Безусловно, реализация стратегии развития рыбного хозяйства должна осуществляться на сонове программно-целевого подхода и различных форм частно-государственного партнерства, положительно зарекомендовавших себя при осуществлении структурных отраслевых преобразований в зарубежных странах. Успешность реализации намеченных стратегических целей и задач будет определяться консолидацией усилий государства, частного бизнеса, научных и общественных организаций, направленных на обеспечение устойчивого, динамичного развития отечественного рыбной промышленности и хозяйства России.

Библиографический список

1. Кокорев, Ю. И. О состоянии и перспективах развития рыбного хозяйства России / Ю. И. Кокорев // Доклад на Годовом собрании Международного союза рыбохозяйственных ассоциаций, Рим, сентябрь 2010.

2. Кокорев, Ю. И. Работа над ошибками / Ю. И. Кокорев // Новости рыболовства. - 2009. - № 4.

3. Кокорев, Ю. И. Создание благоприятного инвестиционного климата - реальная основа модернизации и инновации в рыбном хозяйстве / Ю. И. Кокорев // Рыбное хозяйство. - 2010. - № 6.

4. Силкин, А. Н. Оценка международного опыта функционирования рыбных рынков и разработка методов и рекомендаций по государственной поддержке развития рыбных рынков в Российской Федерации / А. Н. Силкин, Ю. А. Шпаченков // Рыбное хозяйство. - 2009. - № 3.

5. Шпаченков, Ю. А. Об устойчивом развитии рыбной промышленности и хозяйства на основе рентных отношений / Ю. А. Шпаченков // Рыбное хозяйство. - 2009. - № 1.

Статья поступила в редакцию 20.01.2012.

БОРОДИН Денис Владимирович - преподаватель кафедры экономико-управленческих и правовых дисциплин ФГБОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет» (филиал в г. Дмитрове), аспирант НОУ ВПО «Национальный институт бизнеса».

43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.