Ю.В. РАЗУМОВА,
В.А. УВАРОВ,
А.С. ШЕЛЕПА
Ассортимент, цена и качество как основные факторы конкурентоспособности рыбной продукции
Анализируется ассортимент потребляемой в России рыбы, обсуждаются вопросы цены и качества рыбопродукции как основных факторов ее конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынках. Обосновывается целесообразность создания регионального оптового рыбного рынка.
Ключевые слова: рыбохозяйственный комплекс, структура ассортимента, качество рыбопродукции, конкурентоспособность, оптовый рыбный рынок.
Assortment, cost and quality as main factors of competitive fish products.
Y.V. RAZUMOVA, V.A. UVAROV, A.S. SHELEPA.
Assortment of consumedfish in Russia is analyzed, questions of price and quality offish products as their main factors ofcompetitiveness at domestic and world markets are discussed. Reasonability of regional wholesale fish market creation is justified.
Key words: fishery complex, structure of assortment, quality of fish products, competitiveness, wholesale fish market.
В последние годы фактически заново создана нормативно-правовая база рыбной отрасли России. Законодательно введены требования по доставке уловов водных биоресурсов на российскую территорию для их переработки и реализации. Решен принципиальный вопрос о порядке доступа к сырьевым ресурсам. Доли квот на вылов водных биоресурсов распределены на срок в 10 лет, а рыбопромысловые участки - до 20 лет. Практическая реализация нормы о долгосрочном закреплении квот является стабилизирующим фактором для отрасли, способствует привлечению в нее новых инвестиций.
Закрепление долей квот по историческому принципу доказало свою эффективность. Свидетельством своевременности мер правительства стали высокие результаты, которые уже не первый год показывают предприятия рыбохозяйственного комплекса. С 2008 г. стабильно растут объемы выловленной рыбы, в 2011 г. этот показатель превысил 4,2 млн т. Рост ВВП в отрасли в 2011 г. составил 12,5 %, что превышает среднероссийский показатель в 3 раза. Однако при этом душевое потребление рыбопродукции в России остается низким (в 2011 г. - только 22 кг) и ассортимент также не слишком разнообразен (см. рисунок) [4].
В 2011 г. около 40 % от объема выловленной рыбопродукции было поставлено на внешний рынок, при этом 80 % ее ушло на экспорт без глубокой переработки. К сожалению, приходится признать, что в рыбной отрасли Россия по-прежнему является лишь поставщиком сырья на мировые рынки.
Ассортимент потребляемой в России рыбы [4]: 1 - навага (1 %), 2 - хек (1 %), 3 - сайра (2 %), 4 - килька (2 %), 5 - камбала (2 %), 6 - треска и пикша (7 %), 7 - скумбрия (7 %), 8 - минтай (9 %), 9 - сельдь (12 %), 10 - лососевые (13 %), 11 - прочие (44 %)
В Японии из одной условной тонны водных биологических ресурсов производится продукта на 2580 долл. США, в Норвегии - на 1765 долл., в США - на 1350 долл., в России же - только на 758 долл. США [5]. Россия экспортирует примерно такой же объем водных биоресурсов, как и Китай, однако доходы российских компаний при этом в 2,6 раза меньше. Иными словами, мы торгуем сырьем и продаем его посредникам. А должны продавать готовую продукцию конечному потребителю.
Для производства конкурентоспособной продукции необходимы современные технологии и оборудование. На сегодняшний день один работающий в рыбной отрасли России за год производит продукции примерно на 7 тыс. долл. США, в Европе этот показатель достигает 92 тыс. долл. США. Чтобы преодолеть это отставание, отрасли нужны немалые средства. Общий объем инвестиционной потребности оценивается примерно в 2,5 млрд долл. США, притом что суммарная стоимость основных фондов отрасли составляет лишь 1,3 млрд долл. США, а залоговая стоимость активов и того меньше - около 500 млн долл. США [3].
Большинство рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих компаний России сегодня еще слабо представлены на основных мировых рынках. Достаточно сказать, что до сих пор на мировых рынках нет ни одного российского брэнда, под которым продавались бы российские мореп-
родукты. Даже в тех случаях, когда национальные компании продают свою продукцию за рубежом, они практически никогда не ведут согласованной ценовой политики.
Значительный ущерб нашим позициям на рынках наносит браконьерство. Незаконный вылов водных биологических ресурсов и вывоз рыбной продукции за рубеж отрицательно сказываются на состоянии промысловых запасов этих ресурсов и на объеме налогооблагаемой базы рыбопромышленных компаний. По данным таможенной статистики Японии экспорт в эту страну отдельных видов морепродуктов из России в 2003 г. превысил установленные объемы их общего допустимого улова в 1,5 раза. Эта ситуация характерна также для внешнеторговых отношений с Республикой Корея, Норвегией и другими странами. Компании, ведущие незаконный промысел водных биоресурсов, как правило, продают их по бросовым ценам, что крайне отрицательно влияет на ситуацию на рынках сбыта [5].
Государство недостаточно эффективно работает в сфере конкурентной защиты национального рыболовства. Например, за последние 4 года на европейском рынке России возросла доля атлантической сельди, экспортируемой из Норвегии и Исландии. Вследствие высоких транспортных тарифов тихоокеанская сельдь, превосходящая атлантическую по качеству, оказалась неконкурентоспособной на внутреннем рынке.
Импорт в Россию субсидируемых рыбных товаров из Европейского Союза и ряда других рыбопромышленных стран мира подрывает финансово-экономические позиции российских товаропроизводителей. По масштабам импорта в Россию в группе рыбных консервов выделяются «Консервы из сардин» и др., включая «Шпроты». Они составляют во внешней торговле: в натуральном выражении - более 50 %, а по стоимости - более 40 % [2].
На самом деле вопрос не только в наличии рыбы как таковой и позиции государства, но и в потребительских качествах и внешнем виде отечественной рыбопродукции. И здесь выбор покупателя пока далеко не в пользу отечественного производителя. Рыбоперерабатывающим предприятиям необходимо совершенствовать производственную базу, внедрять новые технологии переработки и упаковки, улучшать товарный вид продукции. Базовые условия для этого правительством созданы. В первую очередь это субсидирование кредитов, полученных предприятиями на модернизацию перерабатывающего производства, холодильных мощностей и складских помещений, возможность приобретения технологического оборудования в лизинг.
Важная проблема - обеспечение высокого качества рыбопродукции. В 2010 г. были внесены поправки в Санитарные правила и нормативы по установлению фиксированных требований к количеству глазури в рыбе и иных водных биоресурсах. Это позволило прежде всего оградить российского потребителя от хлынувшей на наш рынок некачественной рыбной продукции с переизбытком фосфатидов и воды, а также создать рав-
ные конкурентные условия для российского производителя. Иужев2011 г. импорт филе рыбы из стран Юго-Восточной Азии снизился на 10 %.
Рыбная промышленность России до сих пор не сертифицирована в соответствии с европейскими стандартами. Это уже сегодня может закрыть для нас внешние рынки сбыта. Мы будем вынуждены продавать сырье иностранным посредникам, прежде всего в Китай. И здесь заключена проблема не отдельных рыбоперерабатывающих компаний, а отрасли в целом. Решить ее под силу только государству.
Устранив названные причины, мы сможем перейти от вывоза сырья к экспорту продукции глубокой переработки. Это позволит увеличить стоимость отраслевого продукта в 2 раза без роста масштабов вылова. Расчеты показывают, что стоимость продукции рыбной отрасли можно увеличить к 2015 г. до 8,0 млрд долл. США. Сделанные выше выводы основываются на том, что у России есть конкурентные преимущества, которые до сих пор полностью не используются [4], такие как:
• разнообразная и экологически чистая сырьевая база рыболовства, имеющая резервы развития (российская доля в мировом вылове трески составляет 35 %, минтая - 32 %, сельди - 20 %, лососевых - 12 %, скумбрии - 7 %);
• выгодное географическое положение (близость российских портов к районам промысла и основным рынкам сбыта);
• квалифицированные и сравнительно недорогие рыбацкие и научные кадры. При этом производственные мощности достаточны для освоения общих допустимых уловов и не являются сдерживающим фактором.
Необходимо высвободить потенциал, скрытый в указанных преимуществах. Это общая задача органов государственного управления и представителей рыбного бизнеса. Решить ее возможно только путем координации усилий и совместных действий всех участников процесса.
Важный момент, безусловно, касается справедливого ценообразования на рыбную продукцию. Этому зачастую мешает наличие в цепочке поставок многочисленных посредников и так называемых фирм-однодневок. Дары моря, добываемые у дальневосточных берегов, прежде чем попасть на стол местного потребителя, проходят нерационально длительный маршрут: в рыбный округ, к примеру, морскую капусту везут из Брянска, кальмар - из Прибалтики, сельдь - из Москвы, а камчатский краб поступает из Китая.
Переработка морепродуктов на российском Дальнем Востоке стала производителю невыгодной. Например, во второй половине 1990-х гг. минтай стал основным объектом рыболовства на Дальнем Востоке - в 1995 г. на Камчатке его экспорт составлял около 2500 т, в последующие три года он вырос до 76500 т. С 1995 по 1998 г. число стран, импортирующих минтай, увеличилось с 2 до 15. С середины 1990-х гг. изменилась и структура экспорта. Он больше ориентировался на дорогостоящую продукцию глубокой переработки. В связи с этим производство просто замороженной рыбы упало вдвое по сравнению с таковым в советский пери-
од. Зато выпуск продуктов переработки, на которые был спрос на азиатских рынках, вырос в 4-5 раз. Рыбопромышленники стали вкладывать средства в приобретение современных среднетоннажных траулеров, оснащенных линиями для производства филе минтая.
В настоящее же время большинство этих линий не работает. Китай, опираясь на дешевый ручной труд и соответствующую государственную рыбохозяйственную политику, сделал невыгодным производство филе для российских рыбаков. Теперь им проще продавать сырец в Поднебесную напрямую. С 1998 г. цена российского бескостного филе минтая упала с 3 до 2 долл. США за 1 кг. За пять лет его производство на Камчатке снизилось примерно в 6-7 раз. В результате прибавленная стоимость по этому продукту на территории региона больше не создается, а страна и регион несут потери [5].
В отношении другого продукта, который в 1990-х гг. стал хорошим источником доходов для наших рыбаков, - икра минтая - тоже наблюдается сбой. Но в этом виноваты уже сами российские предприятия. В результате масштабного браконьерского промысла в Охотском море предложение минтаевой икры превысило спрос [3].
Получается парадоксальная картина: квоты на минтай уменьшаются, а производство его икры растет. В 2011 г. дальневосточные рыбопромышленники получили примерно 24 тыс. т этой продукции. Впервые за пять лет российскими рыбаками было произведено икры минтая больше, чем американскими (22,1 тыс. т).
За несколько лет цена на эту продукцию упала с 15 до 6 долл. США за 1 кг [1]. Непрогнозируемый рост предложения на икру и демпинг цен продолжается в ущерб многим рыбацким фирмам Камчатки, Приморья и других регионов Дальнего Востока России.
Важным каналом насыщения внутреннего рынка отечественной продукцией должны стать специализированные рыбные рынки. Правительством были приняты решения о субсидировании ставок по кредитам на их строительство. В 2010-2012 гг. объемы субсидий из федерального бюджета на эти цели, а также модернизацию рыболовных судов и береговую инфраструктуру составляют более 1 млрд руб.
Структурные преобразования экономики и общественной жизни современной России привели к существенному изменению внешней среды функционирования предприятий и организаций всех сфер экономики страны. Эти изменения требуют соответствующей трансформации принципов, методов и форм управления хозяйствующими субъектами и поиска технологий управления, адекватных нестабильной внешней среде и процессам глобализации экономики. Для преобразований систем управления необходимы объективные оценки состояния хозяйствующих субъектов, их потенциала и конкурентоспособности [6].
Нам представляется, что насыщение внутреннего рынка может быть осуществлено путем создания регионального оптового рыбного рынка (ОРР). Экономическая основа деятельности оптового рынка предопределяется выбором его организационно-правовой формы, от которой зави-
сят принципы формирования начального капитала и результаты его хозяйственной деятельности. Опыт функционирования оптовых рынков в зарубежных странах свидетельствует, что их организационно-правовые формы могут быть различными: государственными, муниципальными, кооперативными, акционерными, частными. Выбор организационно-пра-вовой формы оптовых рынков зависит от формы собственности, состава учредителей и должен учитывать конкретную социально-экономическую ситуацию, а также финансовое состояние региона.
Воздействуя на производство и розничную торговлю, региональный оптовый рыбный рынок осуществляет ряд экономических функций, обеспечивающих процесс воспроизводства в регионе, а именно:
- организует завоз товаров из районов производства в районы потребления;
- определяет наиболее рациональные пути товародвижения, обеспечивающие ускоренную оборачиваемость товаров, сокращение звеньев их прохождения, достижение максимальной экономии издержек обращения;
- на основе изучения платежеспособного спроса участвует в формировании производственных программ предприятий, активно воздействуя на производителей различных форм собственности в отношении системного обновления ассортимента товаров, освоения новых видов товаров;
- концентрирует товары сложного ассортимента, выпускаемые предприятиями других районов, комплектует их, преобразуя производственный ассортимент в торговый.
Таким образом, региональный оптовый рыбный рынок обеспечивает более тесное взаимодействие сферы производства и сферы потребления, ликвидирует лишние промежуточные звенья между потребителями товаров - населением и их производителями - предприятиями.
Преимущество создания регионального оптового рыбного рынка будут состоять в следующем:
во-первых, через прямые связи с производителями ОРР создаст условия для внедрения прогрессивных организационных форм в сфере производства;
во-вторых, в рамках ОРР представляется возможным создание развитой сети комплексов по углубленной и безотходной переработке водного биологического сырья;
в-третьих, ОРР, являясь цивилизованным регулятором как производства, так и обращения, через свою деятельность способствует внедрению во все сферы рыбохозяйственного комплекса прогрессивных систем машин и технологий;
в-четвертых, наряду с осуществлением закупочной и реализационной деятельности ОРР широко использует финансово-кредитные функции для стимулирования производства рыбопродукции.
В свете изложенного становится очевидным, что создание ОРР следует рассматривать с разных позиций, поскольку место и роль данного
крупномасштабного предприятия неоднозначна как с временной точки зрения, так и с точки зрения влияния на экономику региона. Значение создания ОРР можно оценить по нижеследующим направлениям.
В экономической области ОРР должен обеспечить:
а) создание развитых рыночных отношений в сфере обращения в рыбном комплексе, т. к. именно через ОРР представляется возможность в полной мере учесть все особенности функционирования комплекса;
б) резкую активизацию развития производства и организацию цивилизованных рыночных отношений в данной сфере;
в) значительное увеличение числа новых рабочих мест - как непосредственно в ОРР, так и в сфере производства рыбопродукции.
В социальной области создание ОРР позволит следующее:
а) сформировать новые рабочие места как в сельской местности, так и в городах, что будет иметь важное значение с точки зрения снижения уровня безработицы, негативное значение которой в настоящее время возрастает и ближайшем будущем будет представлять собой достаточно сильный источник социальных потрясений;
б) более эффективно использовать современную технику и технологии в производстве, хранении, переработке, транспортировке и реализации рыбопродукции;
в) выступать не только в качестве эффективно функционирующего торгового центра, но и служить крупным культурно-развлекательным и сервисным центром, поэтому в составе ОРР необходимо предусмотреть создание разного рода кафе, закусочных, ресторанов, мотелей, автостоянок с автозаправочными станциями и др.;
г) являясь интегратором и носителем товарно-денежных отношений, даст возможность через свою деятельность широко распространить данные отношения на все сферы общественного производства, что будет иметь большое значение для формирования других рыночных инфраструктурных звеньев во всех отраслях народного хозяйства региона.
Изложенное выше позволяет сделать вывод о том, что создание региональных оптовых рыбных рынков по существу представляет собой безальтернативное направление в формировании цивилизованных рыночных отношений в экономике, и чем скорее они будут созданы, тем быстрее будут достигнуты стабилизация производства и насыщение внутреннего рынка отечественной, качественной рыбопродукцией.
Литература
1. Борисов В.А. Стоимостная оценка водных биоресурсов // Рыбное хозяйство. 2005. № 2. С. 15-16.
2. Концепция развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года. - Режим доступа: www.mcx.ru/dociments/document / show/ 6409.191.htm. [Дата обращения 10.02.2012 г. ].
3. Официальный сайт «Северная пацифика». - Режим доступа: http://www. npacific.ru [Дата обращения 9.02.2012 г.].
4. Официальный сайт союза обществ и организаций рыбного хозяйства Дальнего Востока. - Режим доступа: http://www.dalryba.ru [Дата обращения 10.02.2012 г.].
5. Прибыль в сыром виде // Тихоокеанский вестник. 2006. № 17-18. С. 5.
6. Шмидт Ю.Д., Ивашина Н.В. Оценка конкурентоспособности регионального рыбного комплекса // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 3. С. 2-6.
О Разумова Ю.В., Уваров В.А., Шелепа А.С., 2012 г.