В.А. АНИСИМОВА (Челябинск)
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дано развернутое определение исследовательской
деятельности обучающихся; приводятся стратегические ориентиры личностноразвивающего профессионально-физкультурного образования; анализируется его становление.
Сегодня, когда предметно-ориентированная парадигма образования сменяется на личностно-развивающую, следует понять роль обучающегося, его главную задачу не только в получении знаний о существующих зависимостях в окружающем мире, описываемых математическими моделями, но и в овладении методологией творческого поиска.
Большинство педагогов сходятся во мнении, что наиболее важной целью любого курса обучения является пробуждение активных исследовательских интересов. Многие программы обучения подвергаются жесткой критике за то, что готовят потребителей готовых знаний (Гостев 1996: 19).
Особую роль в развитии обучающихся играет исследовательская деятельность, непосредственно связанная с усвоением знаний. Поэтому успешное решение стоящих перед вузом задач возможно посредством приобщения обучающихся к исследовательской деятельности, что создает благоприятные условия для самообразования и личностного развития.
Основываясь на критериях творческой деятельности, предложенных В.Н. Кеспи-ковым (2004), можно дать развернутое определение исследовательской деятельности через систему следующих признаков, согласно которым она:
• направлена на решение задач, для которых характерно отсутствие типового способа решения;
• связана с субъектом на осознаваемом или неосознаваемом уровнях новых для него знаний в качестве ориентировочной основы для последующей разработки способа решения задачи;
• характеризуется для субъекта неопределенной возможностью разработки новых
знаний и на их основе - способа решения задачи; неопределенность обусловлена отсутствием каких-либо других знаний, строго детерминирующих указанную разработку.
Вопросы организации научно-исследовательской работы студентов, учащихся школ, ПТУ, колледжей, гимназий всегда были в центре внимания психологов и педагогов. Но несмотря на значительное количество эффективных теоретических разработок, они плохо внедряются в практику обучения, т.к. наряду с большими достоинствами применение исследовательского метода связано с определенными трудностями (дефицит учебного времени, неоднородность обучающихся в группе и т.д.). Исследовательский метод применяется в массовом порядке эпизодически, без системы в организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся.
Структуру учебно-исследовательской деятельности, по мнению А.Г. Гостева (1996), определяют следующие компоненты: учебно-исследовательская задача, учебно-исследовательские действия и операции, действия контроля и оценки.
Содержанием учебно-исследовательской деятельности являются учебные и исследовательские действия, направленные на решение конкретно-практических и теоретических задач.
К факторам, способствующим формированию учебно-исследовательской деятельности обучающихся, как показало наше исследование, можно отнести следующие (Анисимова 2003):
- личностно ориентированный подход к обучению;
- ориентацию на продуктивное достижение результата;
- проблемное обучение как инструмент развития опыта творческой деятельности;
- оптимальное сочетание логических и эвристических методов решения задач;
- креативную организацию учебного процесса, максимальное насыщение его творческими ситуациями;
- создание ситуации совместной поисковой деятельности;
- детализацию учебного процесса;
- создание психологической атмосферы, оптимальной для творческой деятельности.
Изучая стратегические ориентиры личностно-развивающего профессионально-
© Анисимова В.А., 2008
физкультурного образования, можно отметить, что успех исследовательской деятельности студентов в основном обеспечивается правильным подбором видов и форм знаний, использованием эффективных систем знаний, а также умелым руководством педагога этой деятельностью.
Чтобы определиться с сущностью личностно-развивающего образования, его смыслообразующими характеристиками, представляется целесообразным рассмотреть становление основных развивающих личность образовательных моделей.
Личностно-развивающее образование в различных вариантах всегда было представлено в отечественных психолого-педагоги-ческих теориях обучения. Теоретическое его обоснование было сделано Л.С. Выготским, который показал возможности психологического развития детей в процессе обучения. Решающее значение придавалось созданию ситуаций «зоны ближайшего развития». В дальнейшем идеи Л.С. Выготского были конкретизированы в исследованиях
А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, В.В. Серикова, В.В. Давыдова. Введя понятие ведущей деятельности, они обосновали ее развивающую функцию в обучении.
В исследовательской практике В.В. Кра-евского, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина развивающее обучение было представлено в организации творческой деятельности школьников и формирования опыта эмоционально-ценностного отношения к миру.
В исследованиях Д.Н. Богоявленской, Н.А. Мечинской, Е.Н. Кабановой-Меллер, И. Ломшера развивающее обучение рассматривалось как средство формирования мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации. Условиями развития личности обучаемых выступали индивидуализация и дифференциация.
В концепции Л.В. Занкова важное значение придается развитию психических процессов и эмпирического мышления.
В теории развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова акцент делается на развитии теоретического мышления, способностей к рефлексии, планированию, формировании обобщенных учебных действий, а также мотивов учения.
В концепции личностно ориентированного обучения Н.А. Алексеева, Е.В. Бон-даревской, В.В. Серикова, И.С. Якиманской обращается внимание на развитие обу-
чаемых в целом, систему ценностей личности и смыслов деятельности.
Теоретической основой построения личностно -развивающего профессионально-физкультурного образовательного процесса являются признание субъектности обучаемых, их субъективный опыт, само-регулируемое учение, ценностно-смысловая направленность. Большое значение придается созданию личностно-развивающей ситуации и учебно-пространственной среде обучения.
Главной ценностью личностно ориентированного образования провозглашаются саморазвитие, самоорганизация и идентификация обучаемых. Важное значение придается созданию условий, способствующих проявлению личностных функций обучаемых (В.В. Сериков).
Ведущими идеями личностно-развивающего образования (А.В. Петровский,
В.В. Сериков) становятся развитие индивидуальности обучаемых (ценностно-смысловой сферы, субъектности, идентичности), социализация, а также актуализация универсальных личностных способностей к самосовершенствованию, самоопределению, самоактуализации.
Раскрывая роль педагога в организации учебного исследования, отметим следующую систему его действий:
• выбор нужного уровня проведения учебного исследования в зависимости от уровня развития мышления студента;
• сочетание индивидуальных и коллективных форм исследований на занятии;
• формирование проблемных ситуаций в зависимости от уровня учебного исследования, его места в структуре урока и цели урока.
Как показал наш опыт формирования умений исследовательской деятельности студентов в образовательном процессе физкультурного вуза, руководитель научноисследовательской работы должен выступать не столько в роли интерпретатора науки и носителя новой информации, сколько умелого организатора систематической самостоятельной деятельности обучающихся по приобретению знаний, умений и навыков и усвоению способов умственной деятельности.
Известно, что в процессе исследовательской деятельности студенты овладевают некоторыми навыками наблюдения, экспериментирования, сопоставления и
обобщения фактов, делают определенные выводы. Необходимо создавать условия, способствующие возникновению у обучающихся потребности в приобретении знаний, овладении способами их использования и влияющие на формирование умений и навыков творческой деятельности.
Развивающая функция исследовательской деятельности заключается в том, что в процессе ее происходят усвоение методов и стиля мышления, свойственных гуманитарной науке, воспитание осознанного отношения к своему опыту, формирование черт творческой деятельности и познавательного интереса к различным аспектам науки.
Мотивами учебного исследования могут служить интерес, внутреннее противоречие, вызывающее стремление студента к исследованию. При этом проблемная ситуация является условием возникновения у субъекта деятельности внутреннего противоречия. Фиксация проблемной ситуации (вычленение основного противоречия) заканчивается формулированием проблемы - цели исследования (Горбунов 1986; Леманн 1989; Муравьев 1996).
Анализируя стратегические ориентиры личностно-развивающего профессионально-физкультурного образования, обратим внимание еще на один важный аспект. Целесообразность формирования исследовательских компетенций у студентов, занимающихся НИР, обусловливается следующими положениями:
- формирование исследовательских компетенций у обучающихся является своеобразной пропедевтикой научно-исследовательской деятельности;
- возрастные особенности студентов (стремление к самоопределению, самоусовершенствованию, оцениванию своих личностных качеств; волевые черты характера: упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствие и трудности; нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению, функционирующему с помощью гипотез и дедукции и др.) способствуют наиболее эффективному формированию данных компетенций;
- процесс обучения педагогике физической культуры способен активно воздействовать на личность каждого отдельного студента. Изучая педагогику, овладевают умениями анализировать, обобщать, нахо-
дить пути решения поставленной задачи. Решение задач играет огромную роль не только в педагогическом образовании, но и в общем личностном развитии обучающихся. В процессе решения задач укрепляются и развиваются волевые черты характера обучающихся, формируется разумный и устойчивый стиль деятельности, воспитываются ответственность за начатое дело и потребность в его доведении до конца и многое другое.
Компетенции в области учебно-исследовательской деятельности, как считает Г. Леманн (1989), позволяют студентам:
• видеть и вычленять проблемы, строить предположения об их разрешении, уметь поставить задачу, выявить в ней условия и неизвестные компоненты, подбирать и создавать варианты решения;
• уметь получать, отбирать в соответствии с целями или потребностями информацию, использовать ее для достижения целей и собственного развития;
• выделять основной смысл текста, события, явления, соотносить со своим опытом и ценностями, т.е. придавать им личностный смысл;
• уметь строить предположения о возможных причинах и последствиях явлений материального и идеального мира, выдвигать и обосновывать гипотезы;
• строить индивидуальную и коллективную деятельность;
• ставить цели, анализировать ситуации, анализировать, получать и практически реализовывать готовый продукт, анализировать результаты, осуществлять рефлексию и самооценку;
• осуществлять рефлексию своей деятельности, поведения и ценностей, использовать в жизнедеятельности адекватное представление о своих сильных и слабых сторонах.
В психолого-педагогической литературе обсуждается образовательная концепция личностно-развивающего образования, в том числе и физкультурного. Так, например, Э.Ф. Зеер (2006) на основе логического анализа генезиса образовательных концепций и моделей (ритуально-догматической, знаниевой, деятельностной и лично-стно ориентированной) обосновывает необходимость новой модели образования, которая, по его мнению, выступает как интегратирующая теория по отношению к другим различным развивающим концепциям обучения.
Обобщая различные мнения ученых, можно констатировать, что в каждой последующей образовательной концепции усиливается развивающая личность функция образования, но при этом неизменно подчеркивается значимость «знаниевой» составляющей образования. При этом некоторые сторонники личностно-развивающего обучения рассматривают знания и умения как средство развития личности. Именно поэтому они отрицательно относятся к образовательным стандартам. Но без государственных образовательных нормативов сложно обеспечить гарантированное качество образования. Достижение всех целей образования в рамках одной, пусть даже очень прогрессивной, концепции невозможно. Очевидно, в образовательной практике оправдано применение разных моделей и концепций, представленность которых зависит от типа и уровня образования, учебных предметов, организации учебно-пространственной среды, информационно-коммуникационного о беспечения, возрастных индивидуальных особенностей обучаемых, индивидуального стиля деятельности педагога (Э.Ф. Зеер (2006)).
Таким образом, личностно-развивающее профессионально-физкультурное образование выступает по отношению к другим моделям педагогической деятельности как одна из альтернативных концепций, имеющая свои особенности, достоинства, ограничения и не претендующая на универсальную теорию образования.
Литература
Анисимова, В.А. Формирование у студентов вуза физической культуры готовности к самообразованию: дис. ... канд. пед. наук / В.А. Анисимова; УралГАФК. Челябинск, 2003. - 178 с.
Гостев, А.Г. Исследовательский подход к профессионально-педагогической деятельности / А.Г. Гостев. Челябинск: ЧелГУ, 1996. 72 с.
Горбунов, Д. Г. Психопедагогика спорта / Д.Г. Горбунов. М.: ФиС, 1986. С. 46 - 44.
Зеер, Э.Ф. Основные системообразующие положения личностно-развивающего образования / Э.Ф. Зеер // Образование и наука. 2006. № 5 (41). С. 3 - 11.
Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионально-педагогического образования: инновационный аспект / Э.Ф. Зеер // Образование и наука. 2006. №6 (42). С. 44 - 53.
Кеспиков, В.Н. Управление исследовательской подготовкой руководителя образовательного учреждения / В.Н. Кеспиков: автореф. дис. ... д-ра пед. наук; УралГАФК. Челябинск, 2004. 47 с.
Леманн, Г. Способные студенты и работа с ними / Г. Леманн // Современная высшая школа. 1989. № 4. С. 29 - 40.
Муравьев, Е.М. Психолого-педагогические условия подготовки учителя к исследовательской работе : дис. ... канд. пед. наук / Е.М. Муравьев. М., 1996. 176 с.
Р.В. ЕРШОВА (Коломна)
РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ
Обосновывается необходимость развития организованности как профессионально важного качества личности студентов педагогического вуза, дается краткая характеристика особенностей ее развития в юности, предлагается примерная программа спецкурса «Психологические основы личной эффективности», позволяющая формировать это личностное свойство в системе других профессионально важных качеств личности студента.
Среди многообразных видов социальной деятельности особое место занимает профессиональная, образующая основу активности субъекта. Ей посвящена значительная часть жизни человека. Для подавляющего большинства людей именно этот вид деятельности предоставляет возможности удовлетворять всю гамму их потребностей, раскрывать свои способности, утверждать себя как личность, достигать определенного социального статуса и т.д. Становление личности профессионала, формирование у него положительного отношения к труду, интереса к содержанию работы, удовлетворенности трудом привлекают все большее внимание психологов, социологов, педагогов. Возрастание интереса к этому вопросу, в первую очередь, связано с тем, что повышение мастерства, рост творческой фантазии, расширение знаний, т.е. развитие личности субъекта про-
© Ершова Р.В., 2008