Научная статья на тему 'Развитие организованности студентов в контексте профессионализации'

Развитие организованности студентов в контексте профессионализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
378
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ершова Регина Вячеславовна

Обосновывается необходимость развития организованности как профессионально важного качества личности студентов педагогического вуза, дается краткая характеристика особенностей ее развития в юности, предлагается примерная программа спецкурса «Психологические основы личной эффективности», позволяющая формировать это личностное свойство в системе других профессионально важных качеств личности студента. Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, проект №07-06-50601 а/Ц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие организованности студентов в контексте профессионализации»

Обобщая различные мнения ученых, можно констатировать, что в каждой последующей образовательной концепции усиливается развивающая личность функция образования, но при этом неизменно подчеркивается значимость «знаниевой» составляющей образования. При этом некоторые сторонники личностно-развивающего обучения рассматривают знания и умения как средство развития личности. Именно поэтому они отрицательно относятся к образовательным стандартам. Но без государственных образовательных нормативов сложно обеспечить гарантированное качество образования. Достижение всех целей образования в рамках одной, пусть даже очень прогрессивной, концепции невозможно. Очевидно, в образовательной практике оправдано применение разных моделей и концепций, представленность которых зависит от типа и уровня образования, учебных предметов, организации учебно-пространственной среды, информационно-коммуникационного о беспечения, возрастных индивидуальных особенностей обучаемых, индивидуального стиля деятельности педагога (Э.Ф. Зеер (2006)).

Таким образом, личностно-развивающее профессионально-физкультурное образование выступает по отношению к другим моделям педагогической деятельности как одна из альтернативных концепций, имеющая свои особенности, достоинства, ограничения и не претендующая на универсальную теорию образования.

Литература

Анисимова, В.А. Формирование у студентов вуза физической культуры готовности к самообразованию: дис. ... канд. пед. наук / В.А. Анисимова; УралГАФК. Челябинск, 2003. - 178 с.

Гостев, А.Г. Исследовательский подход к профессионально-педагогической деятельности / А.Г. Гостев. Челябинск: ЧелГУ, 1996. 72 с.

Горбунов, Д. Г. Психопедагогика спорта / Д.Г. Горбунов. М.: ФиС, 1986. С. 46 - 44.

Зеер, Э.Ф. Основные системообразующие положения личностно-развивающего образования / Э.Ф. Зеер // Образование и наука. 2006. № 5 (41). С. 3 - 11.

Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионально-педагогического образования: инновационный аспект / Э.Ф. Зеер // Образование и наука. 2006. №6 (42). С. 44 - 53.

Кеспиков, В.Н. Управление исследовательской подготовкой руководителя образовательного учреждения / В.Н. Кеспиков: автореф. дис. ... д-ра пед. наук; УралГАФК. Челябинск, 2004. 47 с.

Леманн, Г. Способные студенты и работа с ними / Г. Леманн // Современная высшая школа. 1989. № 4. С. 29 - 40.

Муравьев, Е.М. Психолого-педагогические условия подготовки учителя к исследовательской работе : дис. ... канд. пед. наук / Е.М. Муравьев. М., 1996. 176 с.

Р.В. ЕРШОВА (Коломна)

РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ

Обосновывается необходимость развития организованности как профессионально важного качества личности студентов педагогического вуза, дается краткая характеристика особенностей ее развития в юности, предлагается примерная программа спецкурса «Психологические основы личной эффективности», позволяющая формировать это личностное свойство в системе других профессионально важных качеств личности студента.

Среди многообразных видов социальной деятельности особое место занимает профессиональная, образующая основу активности субъекта. Ей посвящена значительная часть жизни человека. Для подавляющего большинства людей именно этот вид деятельности предоставляет возможности удовлетворять всю гамму их потребностей, раскрывать свои способности, утверждать себя как личность, достигать определенного социального статуса и т.д. Становление личности профессионала, формирование у него положительного отношения к труду, интереса к содержанию работы, удовлетворенности трудом привлекают все большее внимание психологов, социологов, педагогов. Возрастание интереса к этому вопросу, в первую очередь, связано с тем, что повышение мастерства, рост творческой фантазии, расширение знаний, т.е. развитие личности субъекта про-

© Ершова Р.В., 2008

фессиональной деятельности становится одним из главнейших условий и существенным резервом повышения эффективности труда.

Педагогическая специализация является достаточно сложной, многоплановой, неформализованной и неалгоритмизируемой и предъявляет человеку весьма серьезные и жесткие требования. Прежде всего, эти требования относятся к наиболее общим способностям педагога, таким как креативность, поисковая активность, инновационная готовность, интегральная чувствительность и т.д. Анализ литературы по проблемам исследования психологических особенностей педагогической деятельности и структуры профессионально - личностных черт ее субъекта показывает, что организованность непременно включается в систему основных профессионально значимых качеств учителя (С.Г. Вершловский, В.А. Кан-Калик, Я.Л. Коломинский, Н.В. Кузьмина, Н.В. Кухарев, Л.А. Регуш). Определяя место организованности в системе профессионально значимых качеств личности учителя, исследователи относят ее к компоненту организаторских способностей, обеспечивающих дисциплину и порядок в классе, продуктивное использование каждой минуты на уроке, создание дружного и сплоченного коллектива, либо выделяют организованность в группе конструктивных умений, отвечающих за перестройку и пере-структурирование урока в соответствии с наличной ситуацией. Сам факт включения организованности в систему профессионально необходимых качеств личности учителя не означает, что каждый субъект педагогической деятельности этим качеством обладает в полной мере.

Эту идею доказывает и проведенное нами исследование 104 студентов педагогического вуза. Оно показало, что в этом возрасте организованность развита недостаточно, а это существенно влияет как на общую эффективность деятельности личности, так и на развитие ее в профессиональном аспекте. Полученные с использованием бланкового теста организованности (авторы А.И.Крупнов, Р.В. Ершова) результаты свидетельствуют: несмотря на то, что в юношеском возрасте наблюдается заметная стабилизация внутренней структуры организованности, все еще остается характерная для предшествующих периодов тенденция, которая проявляется

в преобладании агармонических, дестабилизирующих организованность переменных над гармоническими. Организованность в студенческом возрасте используется от случая к случаю и в первую очередь - для достижения личностно значимых результатов, при этом субъект проявляет мало ответственности за получение важного коллективного продукта, использование организованности в этом направлении вызывает у него негативные эмоции и сопровождается большими трудностями. В целом нужно заметить, что это личностное свойство в юношеском возрасте не является приоритетным. Во многом подобное положение объясняется особенностями студенческой жизни. Юноши, получив большую свободу и самостоятельность, окунувшись в многообразную и насыщенную студенческую жизнь, стремятся получить как можно больше удовольствия от настоящего, проявляя спонтанность и непредсказуемость в поступках. Об организованности многие студенты вспоминают лишь в период сессии. Да и в структуре ценностных убеждений студентов организованность как качество личности занимает далеко не первое место.

Таким образом, одной из задач профессионального роста становится развитие морально-волевых свойств личности студента, в частности, организованности. В специальной литературе предлагаются три пути для этого: внешняя стимуляция (пример авторитетных преподавателей, руководство деятельностью студентов со стороны педагогов и т.п.), развитие положительной мотивации и самостимуляция, самовоспитание. Наиболее успешным и эффективным признается третий путь, по которому следуют, к сожалению, приблизительно 32% студентов (А.И.Высоцкий). Трудности этого пути объясняются тем, что, во-первых, большинство студентов не могут выработать для себя определенной и четкой системы самовоспитания, во-вторых, они не осознают роли и значения учебной и трудовой деятельности в самовоспитании (Д.Ф. Николенко).

Зарубежные исследователи предлагают стратегию использования мотивационных и волевых тренингов для решения проблемы профессиональной подготовки учителей (В. Апельт, Д. Ванек, Ю. Куль, Ф. Ман, Г. Розенфельд).

№ Название темы Кол-во часов

1 Понятие личной эффективности, критерии эффективности. Методы диагностики и развития эффективности. Успех и неудача. Структура успеха 4

2 Изменения как многоуровневый процесс, уровни изменений. Выстраивание и развитие уровней личной эффективности 4

3 Целеполагание как основа успеха. Искусство постановки целей, критерии «хорошей» цели 4

4 Планирование и тайм-менеджмент 80:20. Ревизия личного времени. Формирование навыков творческого и эффективного планирования 4

5 Мотивационные компоненты эффективности. Язык как индикатор мотивов. Исследование индивидуальных мотивационных программ 4

6 Ценности и убеждения как важный ресурс эффективности. Формирование и развитие ценностей. Исследование глубинных ценностей и построение на их основе идеального образа Я 4

ИТОГО 20

Задачи развития организованности студентов мы на протяжении ряда лет решаем, объединяя все указанные способы в процессе преподавания спецкурса «Психологические основы личной эффективности». Этот курс направлен на расширение способностей личности к осознанию зон собственного развития, формированию соответствующих целей, созданию эффективных планов их достижения, совершенствованию навыков организации деятельности и контроля времени. В основе нашего спецкурса лежит коучинговый подход (концентрированный вариант личностной психотерапии), позволяющий решать целый комплекс проблем: формировать навыки целеполагания и эффективного планирования, создавать у слушателей приверженность намеченным целям, глубокую мотивацию их достижения, ответственность за результат. При проведении занятий мы используем тренинговый подход, позволяющий активизировать процесс обучения и развития. Приведем примерную программу спецкурса.

Что касается результативности разработанной нами программы, то о ней мы судим как на основе субъективных данных, полученных из форм обратной связи, заполняемых студентами по итогам занятий, так и с помощью объективных данных, получаемых через процедуру тест-ретеста. Статистическое сравнение тестовых показателей в начале и конце изучения спецкурса «Психологические основы личной эффективности» показало, что программа курса в первую очередь влияет на содержательные характеристики организо-

ванности: нацеленность на результат, мотивацию организованного поведения и переменные субъектно значимой и коллективно-деятельностной продуктивности. В ходе сопоставления нами было обнаружено некоторое снижение уровня трудностей как операционального, так и личностного характера, препятствующих реализации организованного поведения, а общая структура свойства стала более сбалансированной, гармоничной. Таким образом, полученные результаты позволяют расценивать курс «Психологические основы личной эффективности» как один из способов развития личности студентов, в том числе ее профессиональных качеств, таких как организованность и др.*

Литература

Ванек, Д. Подготовка учителей и проблема формирования мотивации достижения / Д. Ванек, Ф. Ман // Вопр. психологии. 1989. № 3. С. 75 - 79.

Высоцкий, А.И. Экспериментальное изучение волевого компонента организованности студентов в учебной деятельности / А.И. Высоцкий, Т.А. Егорова // Экспериментальное изучение волевой активности. Рязань: РГПИ, 1986. С. 113 - 119.

Ершова, Р.В. Сравнительный анализ психологической структуры организованности студентов педагогического вуза и опытных учителей: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Р.В. Ершова. М., 1999. 16с.

Крупнов, А.И. Об изучении и формировании базовых свойств личности студента /

* Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, проект №07-06-50601 а/Ц.

А.И.Крупнов // Студент на пороге XXI века. М.: УДН, 1990. С.31 - 38.

Сластенин, Д.И. Формирование личности учителя в процессе профессиональной подготовки / Д.И. Сластенин М.: Просвещение, 1976. 198 с.

Ясюкова, Л.А. Взаимосвязи индивидуально психологических характеристик в структуре профессиональных способностей / Л.А. Ясюкова // Вопр. психологии. 1990. № 5. С. 72 - 87.

Н.Ш. БЛЯГОЗ (Майкоп)

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ СОЗНАНИЯ -ПУТЬ СТАНОВЛЕНИЯ ЦЕЛОСТНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИ КУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Рассматривается проблема становления целостной экологически культурной личности как стратегической цели образования через экологизацию сознания.

Современное общество существует в условиях обострения экологического кризиса. Равенство возможностей досознательных организмов в аккомодативно-ассимиляционном отношении, обеспечивавшее гомеостатическое (экологическое) равновесие, с появлением сознания нарушилось. Благодаря сознанию человек стал способным осваивать совершенно не приспособленные для существования территории, и именно человек сознательный поставил планету на грань экологической катастрофы.

Соответственно, только изменив сознание личности, можно решить экологическую проблему.

Отношение ученых к категории «экологическое сознание» разное. Так, М.А. Солом-кина, Е.В. Гирусов, В.А. Панова. О.Ю. Колосова, Г. Шагун, В.М. Павлов, П.Е. Рыжен-ков, С.В. Алексеев и др. авторы наделяют экологическое сознание общими чертами, присущими любой форме общественного сознания, и выделяют его в одну из форм общественного сознания. Другая же группа авторов (А.Н. Кочергин, Ю. Марков, Н. Васильев и др.) обосновывают тезис о том, что принципиально необходимым стано-

вится не «формирование отдельной структуры в системе общественного сознания в виде экологического сознания», а обязательное присутствие его во всех сферах экологической проблематики, мотивируя это тем, что экологическое сознание, выступая как целостное образование, пронизывает все уровни общественного сознания и, следовательно, не может претендовать на статус самостоятельной формы (Кочергин 1987). В результате в сегодняшнем научном мире каждый говорит об экологическом сознании, вкладывая в термин собственное понимание, и нам, по-видимому, тоже этого не избежать. По отношению к данному вопросу у нас сформировалась некая третья позиция, не исключающая первые две. Для ее обоснования мы еще раз обратимся к сути понятия «сознание» вообще. Известно, что суть сознания как такового заключается в отражении реальности в форме чувственных и мыслительных образов, мысленном построении действий и предвидении их последствий, управлении поведением личности. Экологическое сознание - это то же самое сознание, но имеющее специфику, направленность, связанную со своеобразием отражения мира природы и конструктивнотворческим его преобразованием. Справедливо отмечают В.И. Медведев и А.А. Ак-башева (2001): «Экологическое сознание как таковое не выделяется его носителем в какую-то особенную область, оно является как бы голографическим отражением сознания вообще и отделяется от него лишь в процессе научного анализа. Индивид, будучи носителем экологического сознания, подобен господину Журдену, не знающему, что говорит прозой». В развитии человеческого общества экологическое сознание имело место с самого его рождения. С момента появления Homo sapiens в его сознании отражались (фиксировались) явления и объекты природы, их динамика и существующие между ними причинноследственные связи и на каждом этапе складывалось особое, свойственное именно этому этапу, экологическое сознание. Соответственно экологическое сознание - это общечеловеческое сознание, которое существует с самых первых шагов человечества и в разные эпохи выражается через доминирующее (мифологическое, религиозное,

© Блягоз Н.Ш., 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.