Научная статья на тему 'Стратегические ориентиры и проблемы реализации государственной инвестиционной политики в аграрном секторе Алтайского края'

Стратегические ориентиры и проблемы реализации государственной инвестиционной политики в аграрном секторе Алтайского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
177
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНЫЙ СЕКТОР / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ПРАВОВАЯ БАЗА / ЧАСТНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / КОНЦЕПЦИЯ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ОСОБАЯ АГРАРНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / AGRICULTURAL SECTOR / STATE INVESTMENT POLICY / LEGAL BASE / PRIVATE INVESTMENTS / CONCEPTION OF LONG-TERM SOCIAL-ECONOMIC DEVELOPMENT / SPECIAL ECONOMIC ZONE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Миненко Алексей Васильевич, Романов Максим Николаевич

Раскрыты основные стратегические ориентиры и проблемы реализации государственной инвестиционной политики в аграрном секторе России и Алтайского края. Авторами сделаны выводы о необходимости более детальной проработки направлений инвестиционной политики государства в аграрном секторе, в основу которых должно быть положено оптимальное сочетание государственных и частных инвестиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Миненко Алексей Васильевич, Романов Максим Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The strategic directions and problems of realization of state investment policy in agricultural sector of Russia and the Altai Region are considered. Conclusions are made about necessity of more detailed study of directions of state's investment policy in the agricultural sector. It should be based on optimum combination of the state and private investments.

Текст научной работы на тему «Стратегические ориентиры и проблемы реализации государственной инвестиционной политики в аграрном секторе Алтайского края»

ЭКОНОМИКА АПК

УДК 333 (571.15) А.В. Миненко,

М.Н. Романов

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Ключевые слова: аграрный сектор, государственная инвестиционная политика, правовая база, частные инвестиции, концепция долгосрочного социально-экономического развития, особая аграрная экономическая зона.

Государственная аграрная политика должна воплощать в себе прежде всего организационный характер воздействия на рыночные методы хозяйствования и улучшения управления инвестиционными системами АПК. При этом применяемые позитивные решения должны обладать не только системным подходом возрождения и сохранения хозяйственной деятельности АПК, но и соответствовать инвестиционно-управляемым методам и механизмам улучшения этой системы — быть результативно адекватным ответом на поставленные задачи.

В последнее время с укреплением экономики существенно изменился вектор государственной политики по отношению к агропромышленному комплексу. Государство начало рассматривать сельскохозяйственное производство как отрасль, положение дел в которой имеет очень большое влияние на социальные настроения большой группы населения страны [1, 2].

Прежде всего, мы наблюдаем повышение внимания государства в области адресного финансирования отдельных сфер сельскохозяйственного производства. Всё это было выражено в основных направлениях реализации Национального проекта «Развитие АПК» [3].

В результате возрос объем произведенной и реализованной продукции и сократилось число убыточных сельхозорга-низаций. Растет спрос на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие отечественного производства, особенно в последнее время в условиях обострения глобальной продовольственной безопасности.

Однако принятых мер не достаточно для полномасштабного развития отрасли. Одним из механизмов реализации этого направления стал Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 2б4-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», в котором определены основные направления государственной аграрной политики, а также утверждена «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20082012 годы» [4, 5]. Основным ее достоинством является определение целей и основных направлений развития сельского хозяйства как отрасли в целом, а не ее отдельных направлений, как это обозначено в Приоритетном национальном проекте «Развитие АПК». Государственная программа содержит основные показатели результативности и прогноз развития сельского хозяйства, цели, задачи, расходные обязательства, в том числе и распределение финансовых средств на предстоящий период по годам. Программа составлена на 5 лет и вступила в действие с начала 2008 г.

К основным целям программы относятся: устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня

56

Вестник Алтайского государственного аграрного университета № 2 (52), 2009

жизни сельского населения; повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости сельского хозяйства; сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.

Очень важным является тот факт, что во главу угла поставлено повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции за счет финансовой устойчивости сельского хозяйства. Причем добиваться этой финансовой устойчивости будет весьма трудно ввиду специфики производственного цикла в данной отрасли.

В разработанной программе указаны также риски, которые могут помешать достижению вышеуказанных целей: макроэкономические; природно-климатические; социальные; международные торгово-политические; законодательные.

Наиболее интересными, на наш взгляд, являются макроэкономические и социальные риски. В первом случае в программе говорится о снижении спроса на продукцию АПК, хотя в последнее время в рамках Организации Объединенных Наций (ООН) всё острее встает вопрос о глобальном продовольственном кризисе, вследствие чего можно сделать вывод о маловероятном долгосрочном развитии событий в плане снижения цен на продукцию АПК [6].

Немаловажным, на наш взгляд, является риск, связанный с непривлекательностью аграрного сектора как сферы занятости молодых специалистов. Уже сейчас многие руководители сельскохозяйственных предприятий основной своей проблемой называют нехватку квалифицированных специалистов, и решение этой задачи займет гораздо больше времени, чем 5 лет.

В Алтайском крае также принят Закон от 4 февраля 2008 г. № 2-ЗС «О развитии сельского хозяйства в Алтайском крае», который реализуется в рамках целевой программы «Развитие сельского хозяйства Алтайского края на 2008-2012 годы» [7, 8]. Он устанавливает правовые основы реализации государственной аграрной политики в Алтайском крае. Основным и наиболее важным моментом данного закона является государственная поддержка в сфере развития сельского хозяйства региона путем предоставления бюджетных средств. Одной из основных его целей является «...создание благоприятного ин-

вестиционного климата и повышение объема инвестиций в сфере сельского хозяйства...». При этом о мерах по его созданию сказано не достаточно детально.

В целях определения проблем реализации на уровне Алтайского края государственной инвестиционной политики в рамках указанных выше Государственной программы и целевой программы региона нами совместно с сотрудниками Алтайского филиала ГНУ «Сибирский научноисследовательский институт экономики сельского хозяйства» СО Россельсхозака-демии был проведен массовый социологический опрос участников и не участников Госпрограммы: работники 100 сель-хозорганизаций (21,5% их общего количества), 60 (1,2%) крестьянских (фермерских) хозяйств, 191 владелец ЛПХ (0,043%), 30 из 48 члены потребительских кооперативов (62,5%), 50 молодых сельских специалистов и 1 руководитель консультационного центра.

По результатам проведенного социологического исследования определены следующие основные проблемы государственной инвестиционной политики:

1. Требуется доработка мероприятий направления «Устойчивое развитие сельских территорий», связанных со строительством жилья для молодых семей (молодых специалистов), развитие газификации и водоснабжения, а именно упрощение получения поддержки, в том числе упрощение документооборота. Территория газификации неравномерна. Есть газифицированные и негазифицированные районы и районы, которые находятся на значительном расстоянии от газифицированных участков. Администрации тех районов, которые пользуются местными водоканалами, оказывают не в полной мере поддержку органам краевого управления в реализации этого направления.

2. Приобретение техники и скота через систему «Росагролизинга» используют лишь единицы товаропроизводителей. Респонденты — участники Госпрограммы — считают, что приобретение техники в кредит более выгодно, чем в лизинг. Среди условий Росагролизинга, не устраивающих респондентов, основными являются: высокие цены на приобретаемые ресурсы, высокий первоначальный взнос и малый срок лизинга.

3. По направлению «Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства» сдерживающими факторами являются:

— несвоевременная выплата субсидий — осуществляется с задержкой после того, как приобретаются минеральные удобрения;

— рост цен на удобрения и средства защиты;

— низкие цены на сельхозпродукцию.

4. В 2008 г. появились сомневающиеся в своевременном возврате взятых кредитов, срок погашения которых совпадает с неблагоприятными внешними условиями, вызванными как природными условиями лета 2008 г., так и последствиями мирового финансового кризиса.

5. Перспективы развития личных подсобных хозяйств осложняются не целевым использованием кредитных ресурсов и низкими закупочными ценами.

6. Сельскохозяйственная потребительская кооперация в Алтайском крае не находит поступательного развития. Основная причина данной ситуации — отсутствие как инициативы снизу, так и должной поддержки финансовых органов края.

7. Процесс обеспечения молодых семей (молодых специалистов) благоустроенным жильем в рамках Госпрограммы получил не высокие темпы развития. Основная часть молодых семей (молодых специалистов) улучшает свои жилищные условия посредством приобретения жилья на вторичном рынке, и лишь немногие строят новые дома.

8. В целом неопределенность вызывает финансирование доступности кредитных ресурсов, и в чем она будет выражаться. Ответ напрашивается один — государство будет продолжать наращивать самостоятельное финансирование АПК, не создавая дополнительных условий для прихода в эту отрасль частного инвестора.

Наиболее долгосрочные ориентиры государственной инвестиционной политики в аграрном секторе представлены в опубликованных Министерством экономического развития РФ проектах «Концепции долгосрочного социально-экономического развития России» и «Основных параметров прогноза до 2020-2030 годов» в долгосрочной перспективе [9]. Согласно стратегическим ориентирам развития основными целями государственной аграрной политики являются следующие:

— обеспечение потребностей населения сельскохозяйственной продукцией и продовольствием за счет отечественного производства;

— устойчивое развитие сельских территорий, повышение уровня жизни сельско-

го населения и сокращение его отставания от городского;

- повышение конкурентоспособности отечественного аграрного комплекса, эффективное импортозамещение на рынке животноводческой продукции и создание развитого экспортного потенциала, позволяющего в перспективе занять устойчивые позиции на мировом аграрном рынке;

- улучшение и повышение продуктивности используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.

Для достижения этих целей предусматривается реализация следующих приоритетных инвестиционных направлений:

- совершенствование форм и механизмов государственной поддержки в целях повышения доходности и инвестиционной привлекательности сельского хозяйства, технической и технологической модернизации отрасли, обеспечение эффективного использования земли и иных природных ресурсов;

- повышение доступности кредитных ресурсов, развитие земельной ипотеки, усиление конкурентных начал в сферах кредитования и страхования и на рынке лизинга;

- поддержка, подготовка, закрепление и привлечение квалифицированных кадров для сельского хозяйства, улучшение условий их жизни;

- повышение финансовой устойчивости всех форм хозяйствования на селе;

- развитие эффективно функционирующих рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и рыночной инфраструктуры; совершенствование государственного регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, включая необходимые меры по защите отечественного производителя в рамках правил ВТО;

- развитие кооперации, расширение участия союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей и обслуживающих отраслей в формировании государственной аграрной политики.

Отрадно отметить, что авторы документа не ограничились постановкой этих глобальных задач, но и указывают на пути их достижения. По их мысли, важным инструментом станет допуск иностранных инвесторов и инвесторов из других секторов экономики к обращению и размещению капитала в аграрном секторе. Так, инвестиции в АПК и его инфраструктуру к

ss

Вестник Алтайского государственного аграрного университета № 2 (52), 2009

2020 г., согласно инновационному сценарию, вырастут более чем в 3 раза по сравнению с 2007 г.

Однако эти амбициозные показатели достижимы лишь, если отечественная аграрная экономика все-таки сможет перестроиться от преимущественно экстенсивного к инновационному типу развития. То есть источником высоких доходов сельхозпроизводителей станет не только возможность получения ренты и доходов от использования заброшенных земельных ресурсов и недоиспользованных основных фондов и намечающейся высокой мировой конъюнктуры агропродовольственного рынка, но и производство новых идей, технологий и других инноваций. Только это позволит аграрному сектору России выдержать конкуренцию с аграрной сферой экономики и с инновационной продукцией развитых стран Европы, США и Азии. При этом правительству нужно чётко определиться со своим статусом по отношению к Всемирной торговой организации (ВТО), так как именно этот фактор определяет инвестиционные возможности государства в своём аграрном секторе. К сожалению, в этом вопросе государство несколько не последовательно, о чём свидетельствуют последние правительственные заявления по отсутствию необходимости вступления отечественной экономики в ВТО [6, 9].

В январе 2009 г. в очередном публичном докладе губернатора Алтайского края «Об итогах социально-экономического развития Алтайского края в 2008 году и задачах на 2009 год» было озвучено принятое решение Правительства Российской Федерации о развитии в Алтайском крае особо значимой аграрной территории «Алтайское Приобье» [10, 11]. Объем инвестиций в рамках проекта до 2025 г. в производственную инфраструктуру, бизнес-проекты, социальную инфраструктуру, техническое перевооружение растениеводства и животноводства составит свыше 400 млрд руб. Этот статус даст не только увеличение инвестиций в регион, это наиболее долгосрочная гарантия реализации части продовольствия по государственному заказу, а значит — гарантированный сбыт продукции для определенной части товаропроизводителей, расширение возможности производителей продовольствия региона в освоении новых рынков сбыта, что требует серьезного

обоснования направлений использования инвестированных средств, ориентации их на формирование структуры производства, ориентированного на выпуск конкурентоспособной продукции, нацеленной на межрегиональные и международные рынки.

В заключение отметим, что разработка и принятие данных стратегий и законопроектов являются, безусловно, шагом вперед по изменению ситуации в аграрном секторе Алтайского края. Нам бы хотелось увидеть более детально проработанные стратегические ориентиры развития отрасли, выраженные в повышении ее привлекательности для долгосрочных инвестиций как государственных, так и частных во все ее сферы.

Библиографический список

1. Борхунов Н. Государственная поддержка развития сельского хозяйства возрастает / Н. Борхунов / / Экономика сельского хозяйства России. 2007. № 7.

2. Юняева Р. Новые подходы к кредитоспособности и кредитованию сельхозпредприятий / Р. Юняева / / АПК: экономика и управление. 2007. № 10.

3. www.rost.ru.

4. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» / / Справочно-информационная система «Гарант».

5. Постановление Правительства РФ от 14 июля № 446 «О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» // Справочно-информационная система «Гарант».

6. www.rbc.ru.

7. Закон Алтайского края от 4 февраля 2008 г. № 2-ЗС «О развитии сельского хозяйства в Алтайском крае» // Справочно-информационная система «Гарант».

8. Постановление Администрации Алтайского края от 5 февраля 2008 г. № 48 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие сельского хозяйства Алтайского края» на 2008-2012 годы» // Справочно-информационная система «Гарант».

9. www.economy.gov.ru.

10. www.agro.altai.ru.

11. www.sibagro.ru.

+ + +

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.