Научная статья на тему 'Предпосылки и механизм создания особо значимой аграрной территории в Алтайском крае'

Предпосылки и механизм создания особо значимой аграрной территории в Алтайском крае Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
85
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНЫЙ СЕКТОР / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ОСОБО ЗНАЧИМАЯ АГРАРНАЯ ТЕРРИТОРИЯ / ПРАВОВАЯ БАЗА / ЧАСТНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / КОНЦЕПЦИЯ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ОСОБАЯ АГРАРНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / AGRICULTURAL SECTOR / GOVERNMENT INVESTMENT POLICY / SIGNIFICANT AGRICULTURAL TERRITORY / LEGAL BASE / PRIVATE INVESTMENTS / CONCEPT OF LONG-TERM SOCIAL ECONOMIC DEVELOPMENT / SPECIAL AGRICULTURAL ECONOMIC AREA

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Роговский Евгений Иванович, Романов Максим Николаевич

Раскрыты основные стратегические ориентиры и проблемы создания особо значимой аграрной территории в Алтайском крае. Сделаны выводы о необходимости введения подобного рода формирований как одной из основных направлений инвестиционной политики государства в аграрном секторе, в основу которых должно быть положено оптимальное сочетание государственных и частных инвестиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Роговский Евгений Иванович, Романов Максим Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предпосылки и механизм создания особо значимой аграрной территории в Алтайском крае»

ЭКОНОМИКА АПК

УДК 333 (571.15) Е.И. Роговский,

М.Н. Романов

ПРЕДПОСЫЛКИ И МЕХАНИЗМ СОЗДАНИЯ ОСОБО ЗНАЧИМОЙ АГРАРНОЙ ТЕРРИТОРИИ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ

Ключевые слова: аграрный сектор, государственная инвестиционная политика, особо значимая аграрная территория, правовая база, частные инвестиции, концепция долгосрочного социально-экономического развития, особая аграрная экономическая зона.

Введение

В направлении реализации задач национальной аграрной политики Президентом и Правительством Российской Федерации в последние годы принимаются меры по развитию агропромышленного комплекса. Предпринимаемые меры и благоприятная конъюнктура на мировом и отечественном рынках продовольствия способствуют реализации уникального аграрного потенциала России на основе интенсификации производства и применения инновационных технологий.

Результаты и их обсуждение

Согласно заявленным инвестиционным планам и оценке экспертов, в Сибири и на Дальнем Востоке в долгосрочной перспективе (до 2020 г.) будет реализован целый ряд крупномасштабных инвестиционных проектов, и по оценке Института региональной политики число создаваемых рабочих мест (без учета мультипликативного эффекта) составит около 640 тыс. Данные факторы позволят сформировать дополнительный спрос на качественную продовольственную продукцию, недостаток которой в настоящее время приводит к обострению продовольственной безопасности.

Принципиально новым институтом развития сельского хозяйства, роста конку-

рентоспособности продукции по мировым нормативам может стать использование организационных и финансовых механизмов опережающего развития отдельных территорий, обладающих значительным аграрным потенциалом и высоким естественным почвенным плодородием.

Россия имеет для этого необходимые условия в ряде регионов, которые способны стать «точками роста» и существенно повысить валовой внутренний продукт за счет роста объемов производства и реализации продукции сельского хозяйства. Одним из таких регионов является Алтайский край, который исторически занимает место крупнейшего производителя сельскохозяйственной продукции в России и Сибири. Доля посевных площадей для всех сельскохозяйственных культур Алтайского края составляет 6,7% посевных площадей Российской Федерации и 34% посевных площадей Сибирского федерального округа [1].

Для развития агропромышленного производства в крае создана необходимая нормативная правовая база, регулирующая взаимоотношения между участниками аграрного сектора экономики: Законы Алтайского края «О развитии сельского хозяйства в Алтайском крае»; «О регулировании отдельных отношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения» и ряд других актов [2]. В рамках государственной Программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2007 г. № 446, ведомственной целевой

Программы «Развитие сельского хозяйства Алтайского края на 2008-2012 годы», краевой целевой Программы «Социальное развитие села до 2010 года» установлены и реализуются механизмы государственной поддержки агропромышленного производства [3].

Изложенные выше обстоятельства и использование инновационных технологий в сельском хозяйстве предполагают применение институтов развития, а также инструментов государственного регулирования в агропромышленном комплексе на основе выделения особо значимых аграрных территорий — зон опережающего развития, принципы деятельности которых могут быть использованы в Алтайском крае.

Реализация аграрного потенциала Алтайского края возможна в рамках отдельно принятого Федерального закона «О создании и развитии особо значимых аграрных территорий Российской Федерации», определяющего конкретные регионы России, к которым относится Алтайский край с присвоением ему соответствующего статуса.

В связи с этим на Первом Всероссийском сельскохозяйственном сходе, проходившим 13 февраля 2008 г., губернатором Алтайского края была изложена инициатива создания в крае особо значимой аграрной территории «Комплексное развитие Алтайского Приобья». Реализация мероприятий по развитию данного проекта соответствует приоритетам, обозначенным на уровне Правительства Российской Федерации, в том числе разрабатываемой Концепции социально-экономического развития России до 2020 г.

Результатом реализации данного проекта в Алтайском крае должно стать увеличение ВВП страны за счет роста валового регионального продукта (в том числе в расчете на душу населения), что будет обеспечено увеличением объема агропромышленного производства, а также мультипликативным эффектом от развития смежных отраслей.

В Концепции сформулированы предпосылки комплексного развития Алтайского края как особо значимой аграрной территории, существующие ресурсные и инфраструктурные ограничения и предложены пути их преодоления на основе интенсификации сельскохозяйственного производства. Мы считаем, что данный проект является первым по-настоящему методически продуманным комплексным

планом качественного развития и поддержки не только сельскохозяйственного, но и всего агропромышленного производства в Алтайском крае, что, бесспорно, будет способствовать повышению конкурентоспособности Алтайского края в глазах отечественных и иностранных инвесторов.

Механизм реализации проекта «Комплексное развитие Алтайского Приобья (КРАП) до 2025 года» будет основан на положениях действующего и вновь принятого законодательства Российской Федерации, Алтайского края и методологии решения актуальных проблем социально-экономического развития на основе рационального сочетания федеральных, краевых, муниципальных, частных и корпоративных интересов [4].

Механизм реализации предусматривает использование всех методов воздействия: нормативного правового регулирования, административных мер, прямых и косвенных методов бюджетной поддержки, организационной и информационной поддержки.

Механизм реализации Проекта включает следующие элементы: стратегическое планирование и прогнозирование до 2025 г., совершенствование нормативной правовой базы, которая будет регулировать отношения органов законодательной и исполнительной власти, применение инструментов государственного регулирования экономики, создание преференции, в части изменения ставок и сроков уплаты налогов, зачисляемых в краевой бюджет, предоставление государственных гарантий в ходе реализации инвестиционного проекта, а также институциональные преобразования, которые включает в себя развитие в Алтайском крае лизинговых компаний, краевого лизингового фонда.

Несомненно, что реализация данного инновационного проекта невозможна без корректировки законодательной базы. Именно поэтому для привлечения в экономику Алтайского края необходимых финансовых ресурсов планируется разработать и принять специальный Федеральный закон «О создании и развитии на территории Российской Федерации особо значимых аграрных территорий», а также образовать ОАО «Краевое агентство по развитию Алтайского Приобья», учредителями которого выступят администрация края и уполномоченные органы федерального уровня.

Вестник Алтайского государственного аграрного университета № 1 (63), 2010

77

Таблица

Показатели социально-экономического развития Алтайского Приобья в 2025 г.

Показатели Ед. изм. 2007 г. 2025 г.

Валовой региональный продукт на душу населения тыс. руб. 84,8 322

Объем инвестиций в основной капитал в сельском хозяйстве, % от добавленной стоимости сельского хозяйства % 11,3 33,5

Объем продукции сельского хозяйства на душу населения тыс. руб. 23,3 52,0

Среднемесячная заработная плата одного работающего в сельском хозяйстве руб- 3853 28 127

Все инвестиционные проекты, подготовленные в соотвествии с порядком и приоритетами развития особо значимой аграрной территории, направляются инициаторами в Администрацию края для отбора и определения инструментов государственной поддержки.

Инвестиционные проекты, одобренные Администрацией края, направляются в ОАО «Краевое агентство по развитию Алтайского Приобья» для организации их реализации и финансирования.

Финансирование проектных мероприятий из федерального бюджета будет осуществляться на основании представленных отраслевыми органами исполнительной власти края бюджетных заявок при условии долевого участия в софинан-сировании краевого, местного бюджетов и инвесторов.

Таким образом, механизм реализации инвестиционного проекта предусматривает систему программных мероприятий, параметры которых контролируются по результатам мониторинга выполнения проекта.

Значимость реализации Проекта на федеральном, региональном и местном уровнях обусловлена: созданием инфраструктурных условий для улучшения качества жизни сельского населения, роста экономического благосостояния, улучшения демографической ситуации; повышением продовольственной и энергетической безопасности страны; закреплением позиции на мировых продовольственных рынках и достижением ряда важнейших показателей, характеризующих качество жизни населения и состояние развития Алтайского края (табл.).

Выполнение комплекса мероприятий по развитию особо значимой аграрной тер-

ритории позволит улучшить состояние продовольственной безопасности России и Алтайского края, повысить уровень потребления основных видов сельскохозяйственной и продовольственной продукции, их доступность и экологическую безопасность для населения, увеличить объемы переработки сельхозпродукции в среднем в 2 раза, а ВРП края в расчете на душу населения в 3,8 раза, что даст возможность улучшить межрегиональные экономические и торговые отношения и повысить уровень жизни населения в регионе.

Заключение

Из всего вышесказанного можно сделать однозначный вывод: для того, чтобы сформировать стратегию развития особо значимой аграрной территории Алтайское Приобье, необходимо оценить наличие и достаточность потенциала для ускоренного развития сельского хозяйства Алтайского края.

Библиографический список

1. Проект 2025: Комплексное развитие Алтайского Приобья.

2. Закон Алтайского края от 04.02.2008 № 2-ЗС «О развитии сельского хозяйства в Алтайском крае» СПС: Консультант Плюс.

3. Постановление Правительства РФ «О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» от 14.07.2007 № 446 СПС: Консультант плюс.

4. Справочник инвестора 2009-2010. — Барнаул, 2009. - 152 с.

+ + +

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.