Научная статья на тему 'Стратегические ориентиры формирования системы менеджмента качества вуза'

Стратегические ориентиры формирования системы менеджмента качества вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
506
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дугарова Дулма Цырендашиевна

Реализация основных целей развития системы высшего профессионального образования в соответствии с Болонской декларацией актуализирует проблему формирования системы менеджмента качества вуза как гаранта высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дугарова Дулма Цырендашиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategic reference points of quality management system in a higher educational institution

Implementation of basic goals of higher education development in accordance with the Bolognia Declaration gives weight to the problem of quality management system formation in a higher educational institution which serves a guarantor of higher professional education.

Текст научной работы на тему «Стратегические ориентиры формирования системы менеджмента качества вуза»

ББК Ч 484 (2)

УДК 378.1

Д.Ц. Дугарова

г. Чита

Стратегические ориентиры формирования системы менеджмента качества вуза

Реализация основных целей развития системы высшего профессионального образования в соответствии с Болонской декларацией актуализирует проблему формирования системы менеджмента качества вуза как гаранта высшего профессионального образования.

D.Ts. Dugarova

Chita

Strategic reference points of quality management system in a higher educational institution

Implementation of basic goals of higher education development in accordance with the Bolognia Declaration gives weight to the problem of quality management system formation in a higher educational institution which serves a guarantor of higher professional education.

C вступлением России на путь социальноэкономических преобразований резко возросла роль образования, которое все более выступает как один из решающих факторов формирования интеллектуальных ресурсов общества, обеспечения его безопасности и устойчивого функционирования. В настоящее время российская высшая школа как одна из подсистем образовательной системы активно ищет ответы на вызовы современной действительности. Существенно обновляется содержание высшего профессионального образования, происходит возрастание степени академических свобод, автономности решений, диверсификации и многообразия образования, использования различных образовательных моделей.

В соответствии с решениями 30-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, основными принципами формирования образовательной стратегии являются доступность, качество, мобильность. В Коммюнике Конференции министров Высшего образования в сентябре 2003 в Берлине, на которой Россия присоединилась к Болонской декларации по высшему образованию, отмечается, что качество высшего об-

разования является краеугольным камнем в создании общеевропейского пространства высшего образования. Министры берут на себя обязательство поддерживать дальнейшее развитие систем обеспечения качества образования на уровне вуза, национальном и европейском уровне. Они подчеркивают также, что в соответствии с принципами университетской автономии ответственность за обеспечение качества высшего образования в первую очередь возлагается на сами учебные заведения, и, таким образом, создается база для реальной ответственности академической системы в рамках каждого государства. В соответствии с вышесказанным министры пришли к соглашению, что национальные системы обеспечения качества должны включать в себя следующее: определение ответственности и создание организаций и институтов, разрабатывающих политику качества и координирующих систему менеджмента качества; оценку программ вузов, в том числе внутреннюю оценку, внешние отзывы, оценку со стороны студентов и опубликованные данные по этому вопросу; организацию аккредитации, сертификации систем менеджмента качества вузов. Основной целью Болонского процесса является определение Европейских стандартов качества в сфере высшего образования и наблюдения за их соблюдением. Предпосылкой этого является разработка сравнительных методов и критериев доступа к качеству исследований и преподавания. В 1998 г. Совет Европы разработал рекомендации по усилению сотрудничества в данной сфере. В ответ на инициативу Совета и в соответствии с целями Болонской декларации была основана Европейская сеть гарантии качества в сфере высшего образования (European Network for Quality Assurance in Higher Education (ENQA)). С 1999 г. ENQA распространяет информацию о проверенном практическом опыте и новых подходах и разработках в области оценивания и гарантии качества [2].

Министерством образования и науки Российской Федерации в 2005 г. утвержден «План мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования российской Федерации на 2005 — 2010 годы», определены головные вузы и организации, координирующие реализацию плана. Основными целями развития системы высшего профессионального образования, в соответствии с Болонской декларацией, указаны: развитие системы высшего профессионального образования, основанной на двух основных уровнях — бакалавриат и магистратура; изучение и введение системы зачетных

единиц (EGTS) как инструмента академической мобильности; введение приложения к диплому о высшем и профессиональном образовании, совместимого с общеевропейским приложением к диплому о высшем образовании (Diploma Supplement) как инструмента академической мобильности; создание и обеспечение деятельности сопоставимой системы признания иностранных документов об образовании в Российской Федерации и российских документов в государствах участниках Болонской декларации; проблема качества образования и разработка сопоставимых методологий и критериев оценки качества образования. Современное состояние решения проблем качества образования в вузах, его авангардных направлений можно проследить в инновационных программах вузов победителей конкурса приоритетного национального проекта «Образование» 2006 и 2007 гг.

Политика Дальневосточного государственного университета (ДВГУ) в области качества образования является примером реализации системы управления, определяющей долговременное устойчивое развитие университета. Важнейшие принципы этой политики: постоянное повышение профессиональной компетентности профессорско-преподавательского состава и сотрудников, совершенствование учебно-методической деятельности и средств обучения, внедрение инновационных образовательных технологий. В состав сложного комплекса инновационных проектов в ДВГУ входит система организации учебного процесса, педагогического контроля и оценки успеваемости студентов, включающая в себя многоаспектные виды деятельности всего коллектива вуза. Для разработки, внедрения и совершенствования системы обеспечения качества образования (CKO) в университете создан Дальневосточный институт инновационных технологий и качества (ДВИИТК). В основу системы, разработанной институтом, положена модель международных стандартов системы качества ИСО 9000:2000. СКО охватывает собой все процессы, реализуемые в вузе. В ДВГУ разработана, принята и опубликована «Политика в области качества образования», ежегодно определяются цели в области качества для каждого процесса, входящего в СКО и каждого функционального подразделения, обеспечивающего реализацию процессов СКО. В учебный процесс университета внедрена оригинальная рейтинговая система оценки успеваемости студентов «WEBSTUDY ДВГУ» (авторское свидетельство Роспатента №2004612031 от 3 сентября 2004 г.).

В Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете «ЛЭТИ» им. В.И. Ленина (СПбГЭТУ «ЛЭТИ») создан Центр менеджмента качества в образовании (ЦМКО), являющийся учебно-методическим и консультационным подразделением в организационной структуре системы менеджмента качества СПбГЭТУ «ЛЭТИ». Создание Центра было вызвано необходимостью поддержки работ в области менеджмента качества в университете и явилось результатом многолетней работы в этой области, участия в ряде российских международных проектов, в процессе выполнения которых был накоплен большой теоретический материал и практический опыт внедрения методов менеджмента качества в образовании. В 2006 г. на базе Центра создан межвузовский центр по сопровождению внедрения типовой модели системы качества образовательного учреждения в рамках выполнения проекта «Апробация, доработка и внедрение в образовательных учреждениях ВПО типовой модели системы качества образовательного учреждения». Межвузовский центр действует в целях развития систем качества образовательных учреждений РФ и совершенствования механизмов гарантий качества высшего профессиональном образовании. Межвузовский центр создан как головной центр РФ по сопровождению внедрения типовой модели системы качества образовательного учреждения.

В Якутском государственном университете создан и активно функционирует Центр управления качеством образования. Определены составы совета по качеству и координационной рабочей группы, разработаны концептуальные программные документы системы менеджмента качества в вузе, подготовлены методические материалы. Созданы цикловые комиссии как междисциплинарные временные группы, состоящие из представителей различных подразделений университета, для реализации задач повышения качества образовательных услуг по дисциплинам гуманитарного и естественнонаучного циклов учебного плана. Заведующие выпускающими кафедрами и заместители директоров и деканов по учебной работе привлекаются для SWOT-анализа деятельности вуза с точки зрения его конкурентоспособности. Центр управления качеством организует подготовку ППС и сотрудников в области инновационных технологий и управленческой деятельности в образовании в соответствии с международными стандартами ИСО 9000:2000. В университете также создается система мониторинга качества образования рынка труда и удовлетворенности работодателей с исполь-

зованием методов экспертных оценок, сравнительной оценки, социологического инструментария и анализа документальных источников. Для оценки знаний выпускников и студентов широко используются тесты федерального экзамена РФ и собственные оценочные средства. Результаты мониторинговых исследований представляются в ежегодных отчетах по качеству, аналитических докладах руководства университета, публикуются в издательстве вуза.

В Российском государственном педагогическом университете

им. А.И. Герцена разработаны программы и организационные структуры, обеспечивающие функционирование системы управления качеством, развития персонала. В систему управления качеством университета входят аттестационный отдел (качество кадрового потенциала), учебно-методические советы по направлениям педагогического образования (качество учебнометодического обеспечения), центр аудита качества образования (система менеджмента качества), управление внешних связей (изучение требований потребителей и заинтересованных сторон), центр содействия трудоустройству выпускников. Совершенствование системы управления качеством в университете в последние годы отмечено следующими инновационными шагами: разработка и принятие Программы развития РГПУ им. А.И. Герцена на 2001 —2005 гг.; внешний аудит университета участниками Заль-цбурского семинара; решение Ученого совета о создании центра аудита качества образования; декларация политики университета в области качества; назначение заместителей деканов по качеству; определение факультета управления в качестве базового подразделения для внедрения системы менеджмента качества; повышение квалификации персонала университета по менеджменту качества; открытие научного направления «Теория и практика социального менеджмента и управления качеством»; повышение квалификации управленческого персонала университета по программе «Управление развитием вуза в контексте модернизации образования»; международная сертификация системы менеджмента качества (сертификат IQNet HR 0110 от 05.10.2005). На базе Центра аудита качества образования работают межвузовский дискуссионный клуб «Стратегия качества», постоянно действующий семинар «Качество школьного образования», издается журнал «Управление качеством образования: опыт эффективного администрирования».

Проблема создания систем качества образовательных организаций России была определена, в основном, в 2000 г. В настоящее время

для обеспечения качества образовательной деятельности большое число российских учреждений высшего и среднего профессионального образования активно использует в своей деятельности сертификацию системы менеджмента качества. Во всем мире сертификация рассматривается, прежде всего, как эффективный инструмент рыночной экономики, как независимая компетентная оценка и подтверждение соответствия сертифицируемых услуг требованиям нормативно-правовых актов [3].

Сертификация системы менеджмента качества носит обязательный и добровольный характер. Обязательная сертификация осуществляется на основании законов и законодательных положений с целью доказательства соответствия образовательных услуг требованиям определенных регламентов. В условиях рыночных отношений обязательная сертификация дает право допуска на рынок предоставляемых услуг продукции, подлежащей обязательной сертификации, и подтверждает ее безопасность и экологичность. Вместе с тем потребитель часто не удовлетворен тем, что продукция по показателям качества не соответствует параметрам, заявленным в рекламе или сопроводительной документации, а нередко и фальсифицируется. В Российской Федерации внедрены и успешно функционируют в системе образования обязательные системы сертификации, которые разработаны для всех уровней образования.

Эффективным методом содействия потребителю в выборе услуг является добровольная сертификация, которая способствует завоеванию места как на международном, так и на внутреннем рынке. Добровольная сертификация осуществляется известными, авторитетными организациями и базируется на рекомендациях международных и государственных организаций в этой области, что повышает конкурентоспособность услуг, представляет собой классический вид сертификации, не имеющей жестких законодательных ограничений в правилах и процедурах проведения. Добровольная сертификация проводится по инициативе юридических или физических лиц на договорных условиях между заявителем и органом по сертификации в системах добровольной сертификации. Во всем мире основной объем работ по сертификации в условиях сложившейся рыночной экономики за рубежом падает на долю добровольной сертификации, а обязательная сертификация составляет всего 5%. На декабрь 2005 г. в мире сертифицировано 776 608 СМК по стандарту ИСО 9001 в 161 стране. В первую пятерку стран по действующим сертификатам соответствия стандарту ИСО 9001 входят Ки-

тай, Италия, Япония, Испания, Объединенное королевство, а в России было выдано только 4 883 сертификата по ИСО 9001. В зарубежной практике сертификация СМК охватила практически все виды человеческой деятельности, начиная от оказания простейших бытовых услуг, производства и реализации промышленной и продовольственной продукции до государственного управления. В настоящее время стандарты ИСО серии 9000 признаны практически всеми странами мира и получение сертификата, подтверждающего соответствие СМК этим стандартам, является необходимым условием успешной деятельности и развития организации любых форм собственности, а также служит пропуском на международные рынки. И наоборот, отсутствие сертификата СМК по ИСО серии 9000 практически лишает организацию возможностей войти в те или иные рынки (особенно на европейский рынок и рынки передовых экономически развитых стран Азии и Америки). Согласно статистике, около 60% вузов отдают предпочтение системам качества, основанным на ИСО серии 9000, а остальные 40% приходятся на другие системы, такие как модель Премии Правительства, модель конкурса Минобразования РФ, EFQM и другие. К 2006 г. в России сертифицированы 46 систем менеджмента качества вузов, в том числе 26 — в системе сертификации ГОСТ Р. В СНГ — 67 вузов. Кроме российских образовательных организаций процесс сертификации активно идет в Казахстане, Украине и Белоруссии.

Сам процесс подготовки к сертификации системы менеджмента качества способствует улучшению качества образовательных услуг, уменьшает вероятность появления несоответствий (дефектов) в процессах предоставления образовательных услуг. Наличие сертификата соответствия системы менеджмента качества образовательных услуг требованиям международного стандарта ИСО 9000 — 2000, определение рейтинга вуза упрощает процесс лицензирования новых образовательных программ, взаимодействие (взаимное признание) с другими вузами, имеющими аналогичные сертификаты, повышает конкурентоспособность выпускников на рынке труда, укрепляет доверие как российских, так и зарубежных потребителей (учащихся, работодателей, общества) к образовательному учреждению, способствует успешному вхождению университета на международный рынок образовательных услуг и его закрепление на этом рынке. На встрече с представителями российских деловых кругов

29 марта 2006 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин так сформулировал зада-

чу: «Необходимо ввести систему рейтинговых оценок деятельности вузов. Причем речь идет о развитии независимых рейтинговых агентств, чья информация должна быть доступной для общества, с тем, чтобы не просто по факту происхождения вуз считался великим, а чтобы он сегодня отвечал требованиям времени и выдавал на-гора нужный результат. Вопрос, требующий нашего общего внимания, это определение критериев, на основании которых должно оцениваться качество подготовки специалистов и формироваться сама номенклатура специалистов».

В настоящее время Министерство образования и науки России и потребители не ставят жестко вопрос о сертификации внутри-вузовских систем качеств, но это ближайшая перспектива. Независимые рейтинги вузов предполагается учитывать при проведении их аккредитации и проверок Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, о чем высказался ее руководитель В.А. Болотов [7]. Позиция вуза в независимых рейтингах рассматривается Минобрнауки России как важная часть самопрезентации вуза. При совершенствовании рейтингования вузов и росте доверия к их результатам в ближайшем будущем участие в рейтинге может стать уже обязательным условием для сохранения государственной аккредитации. Обсуждается идея поставить финансирование вузов в зависимость от категорий и рейтинга. В этой связи следует отметить, что в России за последнее время создан ряд структур общественной оценки качества образования и структур, занимающихся аккредитационной деятельностью вузов: Международная академия наук высшей школы, Общественный совет содействия повышению качества высшего образования, Агентство по общественному контролю качества образования и развитию карьеры (АККОРК), Международная академия наук информации, информационных процессов и технологий, Координационный совет по независимой общественно-профессиональной аккредитации, Фонд содействия независимой общественно-профессиональной аккредитации, Международная ассоциация последипломного образования и другие [4].

Сегодня происходит осознание обществом того факта, что вузы оказывают образовательную услугу и на потребителей этих услуг в полной мере распространяются положения Закона РФ «О защите прав потребителей».

В практике работы обеспечения качества образования в большинстве российских вузов, несмотря на введение штатного режима лицензирования, аттестации и аккредитации

как механизма внутренней сертификации качества образования, сохранился традиционно сложившийся контроль в системе управления вузов, который сдерживает переход к международным стандартам. В связи с реализацией основных целей развития системы высшего профессионального образования, в соответствии с Болонской декларацией, возникает проблема обновления российского высшего образования, которое приведет к новому качеству результатов, признанию отечественного высшего образования в открытом Европейском научно-образовательном пространстве, повышению конкурентоспособности выпускников вузов, привлекательности вузов, мобильности студентов и профессорско-преподавательского состава. Данная работа не может быть осуществлена привычным способом призывов и деклараций, косметической правкой образовательных программ профессиональной подготовки. Она должна быть организована как масштабный проект, предусматривающий высокое качество подготовки выпускников вуза.

Качество результата слагается из качества многих составляющих всего процесса получения этого результата, объединенных в понятие «всеобщее качество». Оно включает качество управления, организации персонала, информации, ресурсов и многих других факторов. Главную роль в реализации всеобщего качества играет управление. Всеобщее качество определяется как всесторонние усилия в масштабах всей организации, которые направлены на повышение качества услуг.

К исходной концептуальной позиции формирования и сертификации системы менеджмента качества вуза (СМКВ) может быть определена причинно-следственная связь между следующими факторами, повышающими качество образования в вузе:

— миссия высшего профессионального образования — идти впереди общества, решать ее проблемы и выделять новые;

— главную роль в реализации всеобщего качества играет управление. Оно позволяет выделить и реализовать приоритеты, систематизировать все факторы формирования качества, мотивировать его обеспечение, организовать поэтапный эффективный контроль;

— профессиональное становление и развитие выпускников вуза детерминируется природно обусловленными, биологическими, социально-экономическими факторами региона, индивидуально-психологическими свойствами индивида (человека), а также случайными событиями;

— профессиональное образование — это открытое, непрерывное образование, требующее мобильности преподавателя и обучающихся;

— индивидуальное профессиональное становление и развитие личности в высшем профессиональном образовании основано на логике контекстно-компетентностного подхода;

— управление качеством образования сопровождается преодолением внешних и внутренних психологических барьеров участников образовательного процесса.

Собственно построение системы менеджмента качества в вузе представляет собой формирование конкретных научно-теоретических знаний о различных аспектах этой системы:

1. Ведущим фактором развития качества профессиональной подготовки студентов в системе высшего профессионального образования становится технологизация образовательного процесса, проектируемая на основе положений теории качества, квалиметрии, всеобщего управления качеством.

2. Фактором технологизации образовательного процесса выступают квалитативные технологии как совокупность образовательных технологий, соответствующих требованиям квалитологии. При этом квалитативные технологии можно рассматривать с трех позиций:

— как отдельный вид класса социальнопедагогических технологий, способных решать специфические задачи повышения качества образования;

— как средство совершенствования образовательной программы высшего учебного заведения, повышения квалификации персонала;

— как элемент педагогического проектирования, углубляющий изучение образовательной ситуации, выявляющий противоречия и тенденции развития учебной, научно-исследовательской, воспитательной работы в вузе.

3. Основными условиями формирования и сертификации системы менеджмента качества вуза является механизмы реализации принципов международного стандарта качества ИСО 9000:2000, определяющих технологизацию образовательного процесса:

— детальное описание образовательных целей системы (ориентация на потребителя), которые в соответствии с требованиями международных стандартов должны быть измеримыми и согласуемыми с политикой в области качества;

— поэтапное описание, проектирование способов достижения заданных результатов целей (процессный подход);

— системное применение психологопедагогических и технических средств пред-

ставления, восприятия, переработки учебной и социокультурной информации (системный подход);

— моделирование организации профессиональной подготовки студентов в соответствии с логикой контекстно-компетентностного подхода (постоянное улучшение);

— переход от кибернетической модели управления к синергетической (принятие решений, основанное на фактах);

— создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в гуманитарно-педагогическом вузе и формирование кросскультурной компетентности выпускников вуза приграничной области, имеющей национально-культурную специфику (взаимовыгодные отношения с поставщиками);

— методологическое и методическое обоснование мониторинга качества образования с позиции маркетингового подхода в образовании (вовлечение работников, роль руководства).

Формирование системы менеджмента качества вуза, как основного механизма реализации основных целей развития системы высшего профессионального образования, в соответствии с Болонской декларацией основывается на международных стандартах ИСО серии 9000, посвященных менеджменту качества. Эффективные системы качества, отвечающие требованиям рынка, сегодня интегрируются с концепцией Всеобщего управления качества (TQM). Поэтому основной концепцией пересмотра и подготовки новой серии стандартов ИСО 9000 версии 2000 стало их сближение с идеологией TQM. Эффективность формирования системы менеджмента качества вуза обеспечивается формированием нового мышления, изменения парадигмы управления.

Поставщиком и потребителем педагогических вузов в основном являются школы. Совершенствование структуры и содержания общего образования началось с 2000 г. на основании приказов Министерства образования 2000 г. Только некоторые фрагменты опытноэкспериментальной работы в основной школе показывают необходимость ориентации системы менеджмента, обеспечивая организационно, методически потребности школ как потребителей и устанавливая преемственность научно-исследовательских процессов «школа

— вуз», например, при разрабатываемых технологических картах в образовательных программах бакалавриата и магистратуры, разработка и реализация рейтинговых шкал и «карты знаний» учащихся школ [5]. Программа обучения профессиональным компетентностям

предусматривает обеспечение взаимосвязи теоретического, практического и личностного компонентов в образовательной программе. Одним из принципиальных отличий магистратуры от бакалавриата является направленность первой на подготовку исследователя. Согласно требованиям ГОС по магистратуре, научноисследовательская работа предусматривается как в семестре, так и во время специальной научно-исследовательской практики.

Методика работы с «картой знаний» в учебном предмете основной школы как средством построения образовательной траектории учащихся может стать содержанием научноисследовательской практики студентов. В работе с «картой знаний» можно выделить уровни формирования предметных компетентностей учащихся [6].

Первый уровень формирования — базовые предметные компетентности учащихся. В отличие от начальной школы учащиеся 5-го класса в коллективно распределенной деятельности выполняют стартовые проекты по созданию «карты» построения учебного предмета на данный учебный год. На этот период обучения целесообразно изменить привычный стиль обучения (каждый день по одному уроку разных предметов). Как вариант можно использовать способ концентрированного обучения. Второй уровень — развитие базовых предметных компетентностей. На этом этапе работы дети постоянно должны иметь дело с построенной «картой». На ней могут исчезать какие-то вопросы или, наоборот, появляться, она может наполняться новым содержанием, которое не могло появиться при ее проектировании. Перечисленные выше действия отражаются прежде всего на большой «карте», которая висит в классе. Учащиеся вместе с учителем «прокладывают маршрут» по ней, все время его корректируя. В тетрадях у детей помимо общих «маршрутов» движения должны фиксироваться персональные вопросы, трудности, «радиальные индивидуальные маршруты», которые ученик совершал для преодоления своих проблем и трудностей. Такая специальная работа с «картой» проводится на учебных занятиях после очередной проверочной работы. Третий уровень — рефлексивный уровень, сдвиг от выполнения простых задач к способности выполнять сложные действия. Этот этап работы также целесообразно строить с помощью концентрированного обучения. Учащиеся на основе своих персональных «карт» составляют для себя итоговую проверочную работу, с помощью которой можно было бы сказать, что все те вопросы, трудности и проблемы, возникшие

в начале года, данным ребенком преодолены и сняты. На четвертом уровне учащиеся должны продемонстрировать значительную самостоятельность и ответственность. Проектирование, как структурообразующий принцип организации основной школы, предполагает обязательное сочетание различных видов деятельности детей. Именно сочетание и координация видов деятельности являются необходимым условием возникновения у ребенка различения типов требований, предъявляемых к его работе и, как следствие, умения действовать в режиме пробы и в режиме исполнения, ответственности. Этому способствует различение типов оценивания, типов деятельности, типов материала, с которым работает ребенок. Пятый уровень относится к наращиванию текущего и формирования способности интегрированным образом применять компетенции с целью выполнения комплексной динамичной работы. Основной компетентностью, которая формируется к концу основной школы, является способность к созданию собственного продукта, выполненного и представленного с ориентацией на восприятие другим человеком. Такое понимание компетентности может быть конкретизировано как коммуникативная, социальная, предметная компетентности, где коммуникативная компетентность представляет способность ученика вступать в коммуникацию с целью быть понятым; социальная компетентность — это способность действовать в социуме с учетом позиций других людей; предметная компетентность — способность анализировать и действовать с позиции данного научного (учебного) содержания.

В содержание научно-исследовательской практикистудентовможетбытьтакжевключена, на основе открытости «субъект — субъектных» отношений, деятельность по разработке договорных соглашений о системе оценки, о шкале перевода рейтинга в традиционную систему оценок [8]. Студенты после объяснения ученикам сущности рейтинговой системы составляют список всех оцениваемых учебных действий, то есть того, за счет чего ученик сможет набирать очки и вырабатывает сам алгоритм введения системы рейтинговой оценки:

— определение видов рейтинговой деятельности;

— определение «стоимости» каждого вида деятельности;

— определение условий дополнительного повышения рейтинга;

— динамичность «стоимости» выполняемой работы;

— доступность еженедельного самоконтроля рейтинга;

— самостоятельное установление сроков выполнения обязательных работ (назначение учеником даты защиты реферата, даты сдачи дополнительных задач, даты сдачи зачета по теме и т.д.).

Таким образом, реализация первого принципа системы менеджмента качества — ориентация на потребителя в условиях развития системы высшего педагогического образования предусматривает реализацию научно-исследовательской работы студентов и преподавателей в семестре во время научно-исследовательской практики в школе на основе контекстно-компетентностного подхода в образовательной программе вуза.

Следующим условием формирования системы менеджмента качества вуза является реализация второго принципа — роль высшего руководства в обеспечении всеобщего управления качеством. В соответствии с этим принципом руководитель должен видеть и создать условия, необходимые для успешной реализации всех принципов системного управления качеством, формирования нового мышления по качеству. Роль субъекта управления в информационном обществе качественно иная. Субъект управления, осознавая природу процессов в системе управления, будет не принуждать членов организации к переходу в новое состояние, а создавать благоприятные условия для того, чтобы управляемая система достигла будущего естественного состояния наиболее эффективным образом. Таким образом, в системе управления вузом, которая формально остается кибернетической (имеется субъект и объект управления), меняется сама парадигма управления: принуждение заменяется созданием условий для эффективного функционирования системы в пространстве естественных состояний. Кибернетический подход становится «размытым», обретая признаки синергетического подхода. В современном информационном обществе знаний настолько много, они так быстро меняются, что одному субъекту не под силу в каждый конкретный момент времени определить новые задачи объектам. А это не что иное, как самоорганизация системы, для которой нужен механизм кооперативного взаимодействия множества однородных компонентов, приводящего к синхронизации внутренних процессов и их когерентному поведению. Синергетику, как новую парадигму управления качеством образования в вузе, можно кратко охарактеризовать тремя ключевыми идеями. Нелинейность развития. Теория и практика синергетики обращают внимание на то, что состояние покоя или

линейного развития является лишь абстракцией, удовлетворительно описывающей систему только на коротком интервале времени. Реально же системы не линейны.

Многовариантность, альтернативность развития. Образовательные системы проходят через множество точек бифуркации. Вследствие этого результатом синергетического моделирования будет не конечное состояние системы, а поле вероятностных состояний компетентностей выпускника вуза. Способность образовательной системы к качественному скачку. Накопление незначительных возмущений в системе может вызвать качественный переход системы с одного уровня на другой. Задача руководителя при этом состоит не только в прогнозе вероятности, но и выявлении управляющих воздействий, способных вызвать подобный скачок.

Реализация принципов процессного и системного подходов в управлении качеством образования в вузе представляется в настоящее время наиболее успешной в плане обеспечения инновационного характера развития образовательной деятельности вузов, где одновременно реализуются следующие три типа процессов:

— разработка студентами реальных проектов в различных отраслевых секторах;

— проведение исследований фундаментального и прикладного характера;

— использование образовательных технологий, обеспечивающих студентам возможность выбора учебных курсов.

Инновационная деятельность в вузах невозможна без формирования инфраструктуры инновационного образования, которые созданы и реализованы в практике инновационных вузов:

— получение вузами средств, аккумулированных в результате участия государства в региональных и отраслевых венчурных фондах;

— создание инфраструктуры поддержки инновационной деятельности (технопарков, инкубаторов, инновационно-технологических центров, комплексов);

— программы поддержки инновационных кластеров в регионах.

Компонентом системы менеджмента качества вуза сегодня становится содержание деятельности по реализации основных целей развития системы высшего профессионального образования в соответствии с Болонской декларацией, которая предусматривает разработку и реализацию инновационных программ в вузе. В связи с этим содержанием СМКВ, критериями оценки СМКВ могут выступать

определенные Министерством образования содержание и система оценки инновационных программ вуза:

1. Соответствие приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий (10 баллов).

2. Ожидаемое качественное изменение образования в вузе в заявленных сферах в результате реализации инновационной образовательной программы (25 баллов):

— ясность и обоснованность образовательных результатов, на достижение которых направлена реализация инновационной образовательной программы;

— имеющийся задел в формировании инновационной образовательной среды в вузе (содержательные и методические аспекты);

— логичность, ясность и комплексность мер, необходимых для получения качественных, системных сдвигов в заявленных сферах;

— достаточность ресурсного потенциала для получения ожидаемых результатов в образовательной сфере.

3. Ожидаемое качественное изменение уровня научных разработок и внедрения их результатов по итогам реализации инновационной образовательной программы (25 баллов):

— ясность и обоснованность целей и результатов, на достижение которых направлена реализация инновационной образовательной программы для инновационного развития вуза;

— направленность на решение задач инновационного развития отрасли/региона;

— степень интеграции научнотехнологического потенциала вуза, отраслевой и академической науки, реального сектора экономики и использование возможностей международного сотрудничества для целей реализации образовательной программы.

4. Соответствие привлекаемых ресурсов масштабу заявленной образовательной программы (15 баллов):

— обоснованность объема и распределения финансовых затрат;

— наличие софинансирования мероприятий, предусмотренных в образовательной программе.

5. Соответствие схемы управления задачам реализации инновационной образовательной программы (10 баллов).

6. Обоснованность устойчивости предполагаемых результатов и их влияние на изменение образовательной среды в вузе и в системе высшего образования России (15 баллов).

Следующим важным условием формирования системы менеджмента качества является реализация следующего принципа международ-

ного стандарта ИСО серии 9000:2000 — вовлечение работников. Это одно из ключевых положений TQM, в соответствии с которым каждый работник должен быть вовлечен в деятельность по управлению качеством. Необходимо добиться, чтобы у каждого возникла внутренняя потребность в улучшениях. Новыми аспектами для работников высшей школы в этом вопросе выступает движение от понятия квалификации к понятию компетенции, новые роли преподавателя (функции тьютора, функции куратора образовательной программы), мобильность студентов, преподавателей и администраторов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В материалах, посвященных проблемам модернизации образования в России, подчеркивается необходимость опережающего профессионального образования. Реализация этого требования видится в формировании у обучающихся принципиально новых единиц (конструктов) образования: компетентностей, компетенций и метапрофессиональных качеств. Существенной их характеристикой является высокий уровень обобщенности и интегра-тивность, т.е. суть опережающего образования видится не столько в ориентации его содержания на развивающееся производство, сколько в формировании у обучающихся таких обобщенных способов взаимодействия с изменяющимся содержанием профессионального труда, которые будут востребованы в течение длительного периода профессиональной жизни [1].

Введение в содержание профессионального образования этих конструктов означает, что знания и умения переходят в ранг тактических образовательных единиц, а компетентности, компетенции и мета-профессиональные качества становятся стратегическими понятиями качества профессионального образования. Такие конструкты широкого радиуса использования имеют отчетливо выраженную практикоориентированную, деятельностную на-

правленность, действительно обеспечивая конкурентоспособность работника.

Обобщая вышесказанное, стратегические ориентиры формирования системы менеджмента качества образования в вузе можно определить как план четырех «И», определенных первым заместителем председателя правительства России Дмитрием Медведевым 15 февраля 2008 г. в рамках Красноярского экономического форума для социально-экономического дальнейшего развития страны: Институт, Инфраструктура, Инновации, Инвестиции. В системе высшего профессионального образования идет становление Института формирования и реализации системы менеджмента качества образования на федеральном, региональном и на уровне управления образованием в образовательном учреждении и сертификация системы менеджмента качества. Инфраструктурой системы менеджмента качества выступают организации для неправительственной внешней оценки качества в процессе российской, международной добровольной сертификации системы менеджмента качества, определение рейтинга вуза. Инновациями в системе менеджмента качества высшего образования сегодня являются мероприятия по реализации основных целей развития системы высшего профессионального образования в соответствии с Болонской декларацией. Четвертое «И» — инвестиции. Качество становится всемирным полем конкуренции в XXI в. Большая война России — это не военные действия, а промышленная война, «трофеями» этой войны являются потребители в России и во всем мире. На российское хозяйство, промышленность ведется наступление со стороны США, Японии, Европы, со стороны новых индустриальных стран Азии. Это выдвигает новые требования к качеству подготовки специалистов, и качество высшего профессионального образования становится инвестициями как в экономику страны, так и в человеческий капитал.

Библиографический список

1. Акулова, О.В. Российский вуз в европейском образовательном пространстве [Текст]: методическое пособие по организации опытно-экспериментальной работы в контексте идей Болонской декларации / О.В. Акулова, Н.А. Вершинина, О.Б. Даутова [и др.]. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. - 175 с.

2. Бадарч, Д. Актуальные вопросы интернациональной гармонизации образовательных систем [Текст]: монография / Д. Бадарч, Б.А. Сазонов. — М.: Бюро ЮНЕСКО в Москве; ТЕИС, 2007. — 190 с.

3. Левшина, В.В. Формирование системы менеджмента качества вуза [Текст]: монография / В.В. Левшина, Э.С. Бука. — Красноярск: СибГТУ, 2004. — 324 с.

4. Лобанов, Г.Х. Участие бизнес-сообщества в проектировании, реализации и аккредита-

ции инновационных образовательных программ высшего профессионального образования [Текст]: аналитический доклад / Г.Х. Лобанов, Л.Ф. Олейник, Ю.С. Песоцкий [и др.]. — М: «Опора России» — МАРПУТ, 2006. — 73 с.

5. Магистратура и Болонский процесс:

вузовский эксперимент [Текст]: научно-

методическое пособие. — 2-е изд., стереотип / под ред. проф. В.А. Козырева. — СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. — 255 с.

6. Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы [Текст]. — М.: Сентябрь, 2001. — 240 с.

7. Поиск. — 2006. — № 28 — 29 (894 — 895) — С. 12.

8. Развитие ключевых компетентностей учащихся профильных классов (информационная технология) [Текст] / под ред. А.В. Коваленко. — Томск: РЦРО, 2006. — 68 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.