Научная статья на тему 'Результаты исследования реализации системы менеджмента качества высшего учебного заведения и его оптимизации как основы сертификации европейского уровня'

Результаты исследования реализации системы менеджмента качества высшего учебного заведения и его оптимизации как основы сертификации европейского уровня Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / MODELS OF QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / PROCESS APPROACH / ЕВРОПЕЙСКИЕ СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / EUROPEAN STANDARDS OF QUALITY IN HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наумова О.Н.

В статье представлен обзор российских и европейских моделей стандартов и рекомендаций гарантии качества высшего учебного заведения, обобщен опыт разработки системы менеджмента качества Поволжского государственного университета сервиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Results of study on realizing management system in education quality and its optimization as a base of European level certification

In the clause the review of the Russian and European models of standards and recommendations of the quality assurance of a higher educational institution is presented, experience of system engineering of a quality management of Volga Region State University of Service is presented.

Текст научной работы на тему «Результаты исследования реализации системы менеджмента качества высшего учебного заведения и его оптимизации как основы сертификации европейского уровня»

Наумова О.Н.

Результаты исследования реализации системы менеджмента качества высшего учебного заведения и его оптимизации как основы сертификации

европейского уровня

Вопрос разработки и реализации в высшем учебном заведении системы менеджмента качества в настоящее время является актуальным с многих позиций. С одной стороны, развитие рыночных отношений и механизмов в отечественной системе образования способствует формированию конкуренции между учебными заведениями, при этом система менеджмента качества является конкурентным преимуществом учебного заведения. С другой стороны, формирование стратегии, политики и целей развития высшего учебного заведения в области качества является требованием Болонского процесса и тенденций развития мирового образовательного рынка. Кроме того, нельзя не учитывать тот факт, что Россия, подписав Болонскую декларацию, наряду с другими странами Европы взяла на себя обязательства до 2010 года построить единое образовательное пространство.

Любая система менеджмента качества разрабатывается с целью установления областей возможных улучшений управления качеством как части интегрированной системы управления организации в целом. В этом тезисе заключается основной принцип европейских стандартов и рекомендаций для внутренней гарантии качества высших учебных заведений.

В настоящее время в основу разрабатываемых систем менеджмента качества образовательного учреждения заложены следующие модели:

- международные стандарты серии ИСО 9000, в том числе ГОСТ Р ИСО 9001-2001;

- типовая модель системы качества образовательного учреждения, рекомендованная Министерством образования и науки Российской Федерации для вузов России, которая представляет собой упрощенную версию требований стандартов ИСО 9000;

- стандарты ENQA (Европейской ассоциации по гарантии качества высшего образования), разработанные по поручению конференции министров образования европейских стран, подписавших Болонскую декларацию, и введенные с 2005 года, которые представляют стандарты и рекомендации для гарантии качества образования внутри вуза, для внешних систем гарантии качества, стандарты качества деятельности агентств. Данные стандарты применяются только к системе высшего образования и не распространяются на область научных исследований и общего управления учебными заведениями;

- модели совершенствования EFQM (Европейского фонда менеджмента качества);

- стандарты и принципы гарантии качества для стран Азиатско-Тихоокеанского региона (принципы Чиба), которые развивают основные положения ENQA и применяются российскими вузами в укреплении сотрудничества с вузами Китая, Индии, Японии и др.;

- премия Правительства Российской Федерации в области качества;

- другие.

Анализ содержания действующих систем стандартов в области качества образования позволил нам разделить их на две группы. К первой группе отнесены те стандарты, которые построены на соблюдении четких требований, описанных в

определениях, содержании, требующие четкости исполнения. Они построены на процессном подходе, к ним относятся стандарты серии ИСО 9000 - типовая модель для вузов России. Ко второй группе нами отнесены стандарты, носящие рекомендательный характер и не имеющие в своей основе четких требований, директив, единых для всех исполнителей. К данной группе относятся стандарты гарантии качества высшего образования европейского пространства, премия Правительства РФ в области качества и другие.

Система менеджмента качества (СМК) Поволжского государственного университета сервиса (ПВГУС) разработана в 2006 году как взаимосвязанный механизм элементов управления вузом. В ее основу положен международный стандарт серии ИСО 9000, в частности, российский ГОСТ Р ИСО 9001:2001, основанный на процессном подходе.

В рамках СМК университета нами были определены основные и обеспечивающие процессы в вузе. В структуре основных разработаны такие процессы, как:

- маркетинговые исследования образовательных, научных услуг и социального заказа (потребностей) на подготовку выпускника;

- проектирование, разработка и реализация основных образовательных программ;

- проектирование, разработка и реализация программ дополнительного образования;

- довузовская подготовка;

- прием студентов;

- воспитательная и внеучебная работа с обучаемыми;

- подготовка кадров высшей квалификации;

- научно-исследовательская и инновационная деятельность.

В структуре обеспечивающих процессов разработаны:

- управление персоналом;

- управление инфраструктурой;

- учебно-методическое обеспечение;

- внутренний и внешний обмен информацией;

- управление закупками;

- редакционно-издательская деятельность;

- библиотечное обслуживание;

- программно-информационное обслуживание;

- управление производственной средой;

- обеспечение безопасности жизнедеятельности.

В рамках СМК разработаны и действуют 110 единиц внутривузовской нормативно-регламентирующей документации, в том числе по основным процессам -60, по обеспечивающим - 50 документов.

Разработано и внедрено 7 документированных процедур, таких как:

- управление документацией;

- управление записями (данными) по качеству;

- внутренний аудит;

- управление несоответствиями;

- корректирующие и предупреждающие действия;

- информирование общества;

- анализ СМК со стороны руководства.

Разработанная и внедренная в ПВГУС система менеджмента качества сертифицирована на соответствие российскому ГОСТ Р ИСО 9001:2001. Анализируя

действующую систему менеджмента качества вуза, нами сделаны следующие выводы:

- во-первых, она по форме и содержанию соответствует современным концепциям и принципам в области качества;

- во-вторых, она построена на процессном подходе, чем подтверждает соответствие стандартам серии ИСО: 9000, а по содержанию включает политику и стратегию по постоянному улучшению качества, официальные положения по утверждению, периодической оценке и мониторингу реализуемых образовательных программ, систему оценки уровня знаний студентов, механизмы и критерии оценки компетентности преподавателей, достаточные образовательные ресурсы, необходимую информацию для эффективного управления программами обучения, объективную количественную и качественную информацию о реализуемых программах и присваиваемых квалификациях, что полностью соответствует требованиям стандартов ENQA (Европейской ассоциации по гарантии качества высшего профессионального образования);

- в-третьих, она основана на стратегии постоянного повышения качества, что полностью соответствует содержанию стандартов EFQM (модели совершенствования Европейского фонда по менеджменту качества) и положению по премии Правительства РФ в области качества.

Дальнейшая оптимизация системы менеджмента качества университета связана с постоянным внесением изменений в нормативно-регламентирующую документацию СМК вуза в связи с приведением ее в соответствие с действующим законодательством, формированием принципов и подходов в соответствии с европейскими стандартами качества.

Наиболее приемлемой системой сертификации на соответствие европейским стандартам качества в области высшего образования нами определены стандарты EFQM (Европейского фонда менеджмента качества), полностью соответствующие стандартам и рекомендациям ENQA. Многоуровневая система качества EFQM построена на принципе постоянного совершенствования качества через проведение системных преобразований и предусматривает 3 уровня признания, к которым относятся:

- стремление к совершенству;

- признанное совершенство;

- награда за совершенство - европейская премия качества.

Данная система введена в 2001 году и представляет собой оценку на соответствие стандартам качества, распространенным в Европе, и направлена на создание мотивации к постоянному улучшению качества.

Первые два уровня доступны членам EFQM и другим организациям. Работу на этих уровнях осуществляют национальные партнерские организации EFQM. Третий уровень - награду EFQM за совершенство - может получить только европейская организация или интернациональная компания с преобладанием в ней европейского бизнеса.

Уровень «Стремление к совершенству» предназначен для организаций, настроенных на поиск путей постоянного совершенствования качества и на реализацию проектно-ориентированной системы менеджмента качества. В основу уровня заложен принцип самооценки с использованием 9 обязательных критериев модели совершенства EFQM, по которым определяются зоны для улучшения качества.

Далее разрабатываются и реализуются проекты для улучшения качества по изученным критериям; результаты реализации первых (не менее трех) проектов

подтверждает валидатор посредством выездной экспертизы. После реализации принятых проектов разрабатываются следующие. Таким образом, организация реализует основной принцип своей работы - постоянное стремление к улучшению качества. Целью уровня «Стремление к совершенству» является формирование приверженности к совершенству у всех работников организации, освоение методики самооценки, принятой в Европе.

Уровень «Признанное совершенство» предназначен для организаций, которые уже имеют опыт реализации принципов и методов EFQM в оценке качества. Требования предусматривают 32 критерия оценки, аналогичных критериям оценки награды EFQM и премии Правительства РФ за качество. При этом также осуществляется выездная экспертиза 2-3 экспертами в течение 3 дней.

Все уровни совершенства основываются на модели совершенства EFQM и 8 фундаментальных концепциях, среди которых:

- ориентация на результаты, когда за совершенство признается достижение результатов, удовлетворяющих все заинтересованные стороны. Это означает, что организация должна постоянно изучать и прогнозировать потребности заинтересованных сторон, проводить мониторинг своей деятельности и активности других аналогичных организаций. В рамках данной концепции ПВГУС ежегодно проводит исследование рынка образовательных услуг региона, потребности рынка труда в специалистах различных квалификаций с целью выработки перспективной стратегии развития перечня реализуемых университетом основных и дополнительных образовательных программ, не реже 1 раза в год готовит отчет об исследованиях конкурентов, работающих на рынке образовательных услуг региона;

- ориентация на потребителя, то есть создание ценностей для потребителя, который является конечным оценщиком качества оказанных ему услуг. При этом важно постоянно повышать результат взаимодействия с потребителями, изучать требования работодателей к подготовке специалистов, строить систему мониторинга и анализа удовлетворенности потребителей качеством предоставляемых услуг. В этом аспекте в ПВГУС реализуются отдельные элементы, и признать деятельность системной в настоящее время представляется преждевременным;

- лидерство и постоянство цели предполагает видимое и вдохновляющее лидерство в сочетании с постоянством целей. При этом лидеры на всех уровнях управления организацией должны постоянно вести к совершенству, тем самым показывая на личном примере стремление к улучшению деятельности, укрепляя при этом доверие заинтересованных сторон и демонстрируя способность организации к изменениям. В ПВГУС лидерами являются ректор, проректоры, директора институтов, деканы, заведующие кафедрами, начальники структурных подразделений, чья деятельность в качестве лидеров высоко оценена коллективом университета;

- менеджмент на основе процессов и фактов. При этом совершенство представляет собой управление организацией через сеть взаимодействующих процессов, систем и фактов, предупреждающих действий, позволяющих поддерживать высокий уровень доверия к организации. Разработанные в ПВГУС 8 основных и 10 обеспечивающих процессов позволили представить через их взаимодействие систему управления университетом; внедренная практика разработки и реализации корректирующих и предупреждающих действий по выявленным несоответствиям позволяет постоянно анализировать и отслеживать какие-либо отклонения в результатах деятельности университета и работать в направлении их улучшения;

- развитие и вовлечение персонала предполагает обеспечение максимального

вклада работников путем их развития и участия в деятельности организации. При этом важно определять и предвидеть текущую и будущую потребность в компетентном персонале для реализации стратегии, политики, целей и планов университета, предоставлять возможности персоналу реализовывать свои способности, содействовать развитию интеллектуального потенциала, создавать эффективные способы поддержки и признания сотрудников. По данной концепции в университете сформирован кадровый резерв, ежегодно формируется и реализуется план повышения квалификации персонала, действует система оплаты труда, предусматривающая стимулирующие выплаты за высокие результаты;

- постоянное изучение, инновации и улучшения, то есть постоянный поиск возможностей улучшений и инноваций на основе приобретенных новых знаний. Это означает, что в организации должны быть сформированы системы обмена знаниями среди персонала, открытости к восприятию и использованию идей, исходящих от всех заинтересованных сторон, установления высокой планки в целях развития, превосходящего достигнутый уровень, использования интеллектуального потенциала в коммерческих целях организации. В соответствии с данной концепцией в ПВГУС функционирует семинар повышения квалификации персонала, ежегодные программы развития коллектива университета являются напряженными и построены на принципе достижения положительной динамики в результатах по направлениям деятельности университета. Однако имеются значительные резервы для повышения коммерциализации идей и научных разработок вуза;

- развитие партнерства, при этом совершенство представляет собой развитие и поддержку партнерских отношений, добавляющих ценность по ключевым направлениям деятельности организации, определенных на взаимной выгоде сторон при взаимной поддержке ресурсами, информацией, уважении. В рамках данной концепции в университете эффективными можно признать партнерские отношения в области безопасности и жизнедеятельности, организации практики студентов, подготовки специалистов (бакалавров), слушателей, организации внеучебной деятельности студентов;

- корпоративная и социальная ответственность, то есть выход за минимальные законодательные требования, в рамках которых функционирует организация, и приложение усилий для того, чтобы понимать и реагировать на ожидания общества. Данная концепция предусматривает прозрачность и открытость достижений организации для всех заинтересованных сторон, в том числе и для персонала, с целью формирования корпоративной социальной ответственности и уменьшения возможных отрицательных последствий. В соответствии с данной концепцией в ПВГУС разработан кодекс корпоративной этики, формируются и поддерживаются корпоративные традиции, однако имеются и значительные резервы.

Таким образом, выбирая уровень для добровольной сертификации на соответствие европейским стандартам качества, ПВГУС вступил в члены EFQM, заключил договор с Всероссийской организацией качества, которая является национальным партнером EFQM в России, и выбрал уровень «Стремление к совершенству», который позволил:

- определить сильные стороны университета и области для улучшения его деятельности на основе европейской методики самооценки;

- выбрать приоритетные направления по совершенствованию;

- получить независимую объективную оценку о качестве деятельности

университета и его соответствии европейским стандартам и рекомендациям в области

качества высшего образования.

Литература

1. Гусаков, Ю.А. Европейская организация качества: новый этап развития [Текст]/ Ю.А. Гусаков // Стандарты и качество. - 2006. - № 5. - С. 5-7.

2. Гуськова, Н., Митрохин, В., Салимова, Т., Еналеева, Ю. Применение самооценки в деятельности вуза [Текст]/ Н. Гуськова [и др.] // Стандарты и качество. - 2006. - № 4. - С. 62-66.

3. Кабаков, Ю. Построение системы менеджмента организации [Текст]/ Ю. Кабаков // Стандарты и качество. - 2006. - № 4. - С .70-75.

4. Мотова, Г.Н., Наводнов, В. Г. Экспертиза качества образования: европейский подход [Текст]/ Г.Н. Мотова. - Йошкар-Ола: Учебно-консультационный центр, 2008. - 106 с.

5. Мотова, Г.Н., Наводнов, В.Г. Модели аккредитации за рубежом: научное издание [Текст]/ Г.Н. Мотова, В.Г. Наводнов. - 2-е изд., испр. и доп. - Йошкар-Ола: Центр государственной аккредитации, 2005. - 112 с.

6. Стандарты и рекомендации для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве [Текст]// Аккредитация в образовании. - Йошкар-Ола, 2008. - 58 с.

Макарчук Т.А., Юрьева Т.А., Лебедь О.А.

Методологические проблемы обучения прикладной статистике бакалавров гуманитарных направлений

В современном мире специалист, бакалавр, магистр гуманитарных направлений подготовки готов участвовать в решении комплексных задач в системе народного хозяйства, образования, здравоохранения, управления, социальной помощи населению, выполнение которых невозможно без использования методов прикладной статистики. Термин «прикладная статистика» вошел в широкое употребление только в 80-е гг. XX в. (Айвазян С.А. [1], Орлов А.И. [5] и др.). В российских вузах на гуманитарных факультетах прикладные математико-статистические дисциплины массово появились в конце 90-х гг. ХХ в. с введением ГОС ВПО. С позиции гуманистических систем ценностей в образовании содержание и методика обучения прикладной статистики требуют переосмысления: минимизация «ручных» методов расчета, доказательств и подробных алгоритмов расчета при выделении главного в дисциплине - методологии анализа данных и интерпретации полученных результатов.

Процесс математизации наук, возникший еще в древности из практических потребностей человека, в настоящее время заметно ускоряется, проникая в гуманитарные науки. Постановка гуманитарных задач прикладного характера требует не только глубоких знаний, относящихся непосредственно к математической науке, но и к той области, к которой принадлежит изучаемая задача.

Однако по мере проникновения математических знаний в гуманитарные науки изменялись требования к математическому обучению студентов с учетом доминирующих

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.