Научная статья на тему 'Реформирование высшего образования: мировые тенденции, проблемы, задачи'

Реформирование высшего образования: мировые тенденции, проблемы, задачи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
670
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / КАЧЕСТВО / HIGHER VOCATIONAL EDUCATION / WORLD TENDENCIES / BOLOGNA PROCESS / QUALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коробцов Александр Сергеевич

С позиции мировых тенденций развития современного общества рассмотрены причины, проблемы и задачи реформирования высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIGHER EDUCATION REFORMING: WORLD TENDENCIES, PROBLEMS, TASKS

Reasons, problems and tasks of the higher vocational education reforming are considered from the perspective of the world tendencies of the contemporary society development.

Текст научной работы на тему «Реформирование высшего образования: мировые тенденции, проблемы, задачи»

УДК 378.014.3

РЕФОРМИРОВАНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ, ПРОБЛЕМЫ, ЗАДАЧИ

А.С. КОРОБЦОВ

(Донской государственный технический университет)

С позиции мировых тенденций развития современного общества рассмотрены причины, проблемы и задачи реформирования высшего профессионального образования.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, мировые тенденции, Болонский процесс, качество.

Введение. Современный этап реформирования российского высшего образования связан с процессом его интеграции в европейское образовательное пространство. Цели, основные положения и текущие задачи создания данного пространства рассматриваются и принимаются на регулярных встречах министров образования европейских стран.

Первый документ - декларация «О гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования» была подписана в 1998 году в Париже, в Сорбонском университете министрами образования четырех стран (Великобритании, Германии, Италии, Франции).

В 1999 году в Болонье состоялась историческая конференция министров 30 стран, на которой была принята декларация «Зона европейского высшего образования». Поэтому процесс создания единого европейского пространства высшего образования называют «Болонским процессом», основные положения которого подробно изложены в различных публикациях.

В дальнейшем министры образования европейских стран встречались в Праге (2001 г.), Берлине (2003 г.), Бергене (2005 г.), Лондоне (2007 г.), Левене (2009 г.), где было принято Коммюнике, в котором были обозначены основные цели Болонского процесса на период до 2020 г.

Доклады о новых результатах Болонского процесса будут представлены в апреле 2012 года в Бухаресте. Дальнейшие встречи министров образования европейских стран запланированы на 2015, 2018 и 2020 годы.

Текущая деятельность участников Болонского процесса координируется страной, председательствующей в Евросоюзе и страной, не входящей в его состав.

На данный момент Болонская декларация объединяет 47 стран. Главное условие присоединения участников - только на добровольной основе.

На чем базируются ключевые положения Болонского процесса? Что взяли за основу авторы Коммюнике-2009? Ответы на эти вопросы позволяет дать анализ мировых тенденций развития общества.

Мировые тенденции. Образовательные учреждения являются составным элементом в цепочке взаимоотношений основных участников современной рыночной экономики (рис.1).

Потребности и ожидания

<—

ПОТРЕБИТЕЛЬ

ПРОДУКЦИИ

■ ■ ► Удовлетворенность

'--------------I---------

I

------------------р

Рис.1. Взаимосвязь основных участников рыночной экономики

Потребности и ожидания

ПОСТАВЩИКИ

Сырье, исходные материалы

Энергоресурсы

• Техническая документация

• Человеческие ресурсы

Удовлетворенность

Потребности и ожидания

ИЗГОТОВИТЕЛЬ

ПРОДУКЦИИ

(потребитель

ресурсов)

Удовлетворенность

Все организации зависят от своих потребителей и потому в соответствии с мировыми тенденциями развития общества должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.

Вузы - основные поставщики человеческих ресурсов высшей квалификации для производственно-технологической, проектно-конструкторской, научно-исследовательской и организационно-управленческой деятельности. А также могут являться поставщиками технической документации и технологий.

На реализацию данной миссии вузов направлены два основных процесса их деятельности: учебный и научно-исследовательский.

В соответствии с мировыми тенденциями планирование, обеспечение и совершенствование данных процессов в настоящий момент должно быть направлено на удовлетворение требований и ожиданий потребителей (работодателей, студентов, их родителей, общества и государства в целом) и сотрудников вузов.

Ключевое требование каждого участника рыночной экономики - качество. Ожидание потребителя - качественная продукция, ожидание изготовителя - качественное сырье, качественная техническая документация, качественные человеческие ресурсы. Качественные - значит удовлетворяющие его ожидания в соответствии с установленными требованиями.

Мировые тенденции развития общества направлены на установление единых правил к обязательным требованиям, предъявляемым к продукции, процессам ее производства и реализации, на цивилизованное регулирование отношений, возникающих при разработке и применении данных обязательных требований. На это направлены новая европейская концепция в области технической гармонизации и стандартизации, законы о техническом регулировании, определяющие права и обязанности участников рыночных отношений. Обобщение мирового опыта в проблеме качества продукции и услуг, установление обязательных базовых требований к планированию, обеспечению, совершенствованию качества и управлению им - ключевые цели международных стандартов КО серии 9000.

Стратегические цели данных стандартов в соответствии с мировыми тенденциями ориентированы на:

- более полное удовлетворение ожиданий потребителей продукции и услуг;

- получение дополнительной выгоды производителями качественной продукции;

- получение наибольшей выгоды всеми заинтересованными сторонами.

Рассмотренные выше мировые тенденции позволяют без труда увидеть главные причины

появления в высшем образовании Болонского процесса:

• инерционность вузов в реагировании на запросы рынка образовательных услуг;

• неудовлетворительная взаимосвязь вузов с работодателями;

• несопоставимые критерии и методологии обеспечения качества основных процессов вузов;

• существенное различие образовательных программ одинаковых специальностей;

• низкая мобильность и интернационализация деятельности вузов.

Какую идеологию авторы Коммюнике-2009 положили в основу документа? Однозначный ответ на этот вопрос позволяет получить сопоставление ключевых положений Болонского процесса с базовыми требованиями и принципами международных стандартов КО серии 9000 (табл.1).

Таблица 1

Сопоставление ключевых положений международных стандартов КО серии 9000 и Болонского процесса

№ п/п Основные требования и принципы международных стандартов 15О серии 9000 Ключевые задачи и положения Болонского процесса

1 Результатом обучения должна являться не квалификация, а сформированные компетенции Совершенствование качества образовательных программ на основе компетентностного подхода

2 Ориентация на потребителя и другие заинтересованные стороны, на удовлетворение их ожиданий и потребностей Обучение, ориентированное на студента. Формирование в процессе обучения компетенций, необходимых в условиях меняющегося рынка труда

3 Лидерство руководителя, разработка им целей и направлений текущей деятельности организации Высшее руководство должно играть ключевую роль. Разработка им стратегии и программ международного сотрудничества, интернационализации деятельности вуза, мобильности

4 Системный подход к менеджменту, управление взаимосвязанными процессами, содействующими результативности и эффективности организации при достижении ее цели Совершенствование качества обучения на основе интеграции науки и образования (учебных и научноисследовательских процессов)

5 Постоянное улучшение деятельности организации Постоянное улучшение качества программ обучения

6 Вовлечение работников. Активное участие студентов и преподавателей в процессе

7 Применение единых правил установления базовых требований к продукции Введение европейских стандартов и рекомендаций на гарантии качества

8 Принятие решений, основанных на фактах и процессах измерения Результат обучения должен основываться на измерении уровня сформированных компетенций

Сравнительный анализ этих двух документов позволяет сделать вывод, что ключевые положения Болонского процесса - это подписанная министрами образования европейских стран конкретизация базовых требований международных стандартов КО серии 9000 по управлению качеством продукции к управлению качеством образовательных услуг европейской системы высшего образования в соответствии с мировыми тенденциями развития общества и рыночной экономики.

Более того, анализ основных положений Болонского процесса показывает, что они направлены на реализацию основных частей менеджмента качества: планирование качества, обеспечение качества, управление качеством и улучшение качества. Подход к вхождению стран в Болонский процесс также аналогичен условиям сертификации систем менеджмента качества: присоединение стран к Болонской декларации и соответственно реформирование национальных систем образования только на добровольной основе.

Проблемы. Подписание Россией Болонской декларации означает, что Российская Федерация обязуется воплотить в жизнь основные принципы Болонского процесса и структура высшего образования в нашей стране должна соответствовать единицам европейского измерения (образовательные уровни, компетенции, кредиты, модули).

Вступившие в силу Федеральные законы № 332 от 27 октября 2007 г. и № 309 от 1 декабря 2007 г., постановление Правительства от 14 февраля 2008 г., Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) № 538 от 9 ноября 2009 г. определяют задачи перехода на двухуровневую систему образования и содержат совокупность требований, обязательных при подготовке бакалавров и магистров.

Реализация ФГОС ВПО, вносящих различные специфические особенности реформирования системы высшего образования, сталкивается с определенными трудностями и проблемами:

• Российские образовательные стандарты не согласованы с европейскими, недостаточно гибки, имеются существенные различия в содержании и структуре образовательных программ схожих специальностей.

• Инерционность и недостаточная ориентация российского высшего образования на запросы рынка труда.

• Российские вузы не готовы выступать равноправными участниками в программах мобильности.

• Невосприятие многими преподавателями необходимости перевода структуры образования в единицы европейского измерения.

• Низкий уровень языковой подготовки студентов и преподавателей.

• Недостаточная квалификация преподавателей в области активных и интерактивных форм проведения занятий.

• Низкая мотивация профессорско-преподавательского состава.

• Непрестижность инженерного труда.

• Низкий процент трудоустройства выпускников вузов по специальности.

• Снижающийся уровень подготовленности выпускников школ.

Эффективность устранения имеющихся проблем напрямую будет зависеть от того, насколько четко и правильно будут поставлены перед высшей школой стратегические и текущие задачи и определены механизмы их реализации.

Задачи. Стоящие перед высшим образованием задачи являются многоуровневыми, и решаться они должны, очевидно, на разных уровнях, а именно на уровне государства, руководства вузов и кафедр. При этом главная задача высшей школы - формирование интеллектуального нравственного потенциала нации с позиции проводящейся реформы - должна выполняться с учетом запросов рынка труда и интеграции в Европейскую систему образования (рис.2).

Рис.2. Многоуровневые задачи реформирования высшего образования

К основным задачам, которые должны быть решены на уровне государства, следует отнести следующие:

• Приоритетность государственного финансирования высшего образования для обеспечения его устойчивого развития и как гарантия равноправного доступа (что является одной из ключевых европейских ценностей).

• Повышение престижности профессий преподавателя и исследователя.

• Определение круга компетенций бакалавров и их «ниши» на рынке труда (работодатели воспринимают их сейчас как «недоучек»).

• Совершенствование управления высшими учебными заведениями для интеграции в общеевропейское пространство высшего образования.

• Государственная координация программ академической мобильности.

Отметим, что повышение престижности профессий преподавателя и исследователя является одним из базовых положений подписанного министрами образования европейских стран Коммюнике-2009. К сожалению, эта задача на уровне нашего государства значительно недооценивается. Это, безусловно, снижает эффективность проводимого реформирования системы российского высшего образования. В то же время за выполнением Болонского процесса в РФ, кроме Минобрнауки, наблюдают национальное аккредитационное агентство в сфере образования, группа по осуществлению Болонских принципов в России, национальная группа Болонских промоутеров.

Актуальными задачами руководства вузов являются разработка и реализация:

• стратегии международного сотрудничества;

• программы интернационализации вуза;

• программы академической мобильности;

• стратегии и методологии обеспечения качества обучения с привлечением работодателей;

• образовательных программ на иностранных языках для зарубежных студентов (если вузы планируют зарабатывать на образовательных услугах);

• методологии перевода структуры образования в единицы европейского измерения;

• программы повышения квалификации преподавателей по иностранному языку и инновационным педагогическим технологиям;

• системы мер, повышающих мотивацию сотрудников (внутренние гранты, стимулирующие надбавки за конкретные результаты, и т.п.).

Следует подчеркнуть, что успешность процесса реформирования университетского образования и его реальные шаги во многом зависят от уровня разработки и конкретности данных документов. Не стоит забывать, что степень реализации вузом Болонской декларации рассматривается сейчас Минобрнауки в качестве важного критерия его деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К основным задачам, стоящим перед выпускающими кафедрами, следует отнести следующие:

• Установление тесного контакта с работодателями.

• Формирование перечня специальных компетенций для профилей подготовки бакалавров и процедур их оценки.

• Изменение содержания и структуры образовательных программ с целью реализации компетентностного подхода.

• Целенаправленное повышение квалификации преподавателей с учетом стоящих задач.

• Разработка календарно-тематических планов по каждой дисциплине с указанием форм аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов.

• Увеличение количества дисциплин по выбору.

• Формирование индивидуальных траекторий обучения и соответствующих индивидуальных планов.

• Внедрение инновационных технологий обучения с широким использованием активных и интерактивных форм обучения.

• Создание учебников нового типа.

• Разработка методических указаний для управления самостоятельной внеаудиторной работой студентов.

Необходимо отметить, что разработка учебников, методических указаний должна ориентироваться на конкретную профессиональную деятельность с примерами решения практических задач, с обязательным указанием базовых требований конкретных международных стандартов, действующих норм и справочников.

Следует акцентировать внимание на том, что многие задачи, стоящие перед профессорско-преподавательским составом, являются весьма трудоемкими, поэтому успешность их реализации во многом будет зависеть от наличия мотивации, формы которой должно быть руководством сформулированы.

Рассматривая задачи государства и вузов на этапе реформирования высшего образования, недопустимо недооценивать роль стратегических интересов России. Цели Европы от реализации Болонского процесса носят ярко выраженный стратегический характер (табл.2). В них просматриваются махровые плюсы («если звезды зажигают, значит это кому-то нужно»).

Таблица 2

Стратегические цели участников Болонского процесса

Участник Цели

Европа • Решение демографической проблемы (Европа стареет, привлечение молодых людей будет ее постоянно омолаживать). • Повышение интеллектуального потенциала (привлечь больше молодых талантливых людей и оставить у себя наиболее востребованных). • Сделать европейскую систему образования конкурентоспособной по отношению к американской. • Повысить уровень доходов Европы в области образования (в США уровень доходов значительно выше).

Россия Интеграция в европейскую систему образования.

В стратегической цели России помимо плюсов просматриваются очевидные минусы, которые будут затрагивать национальные интересы с позиции государственной безопасности по мере реализации Европой своих плюсов. Если учесть, что за последние годы число европейцев, изучающих русский язык, снизилось на 30%, а количество образовательных программ на иностранных языках для зарубежных студентов у нас катастрофически мало, то перспектива мобильности выглядит односторонней. Повлияет на процессы и существенная разница в оплате труда преподавателей России и Европы.

Поэтому представляется, что одной из актуальных задач государства и российских вузов является планирование конкретных мероприятий, которые позволили бы свести к минимуму ущемление стратегических интересов России.

Особенностью современного этапа реформирования высшей школы является переход на двухуровневую систему обучения. Основываясь на базовых положениях международных стандартов КО серии 9000, европейские страны ключевой задачей Болонского процесса на период до 2020 года считают совершенствование качества обучения на основе компетентностного подхода.

В федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования, направленных на реализацию основных положений Болонского процесса, представлены перечни общекультурных и профессиональных компетенций, которые должны демонстрировать выпускники по соответствующим направлениям подготовки. Например, по направлению подготовки «Машиностроение» для бакалавра техники и технологий данный перечень включает 16 общекультурных и 26 профессиональных компетенций.

Образовательный процесс подготовки в рамках соответствующего направления предполагает дополнительное формирование специальных компетенций, перечень и особенности формирования которых отданы на откуп выпускающим кафедрам.

В условиях отсутствия единых правил обоснования перечня специальных компетенций и методики их целенаправленного формирования реально возникают следующие проблемы:

- перечни специальных компетенций и их содержание, сформированные разными вузами страны, будут отличаться (сравнение специальных компетенций профиля подготовки «Оборудование и технология сварочного производства» по направлению «Машиностроение» подтвердило, что такая проблема реально существует);

- как следствие будут различия в образовательных программах подготовки;

- возникнут осложнения с мобильностью студентов даже в рамках страны.

Выход из проблемы, по-видимому, возможен при реализации следующих представленных ниже положений, направленных на управление качеством образовательных услуг:

1. Основой процесса совершенствования образовательных программ должна быть методология, позволяющая обосновать моделирование специальных компетенций (количество, сущ-

ность, интерпретация) и выработать единые требования к правилам их целенаправленного формирования.

2. Перечень специальных компетенций должен гармонизировать с требованиями международных стандартов, отражающих задачи и ответственность специалистов по соответствующему профилю подготовки.

3. Соответствующие образовательные программы, направленные на формирование специальных компетенций, должны гармонизировать с международными по соответствующему профилю подготовки.

4. Сообщество российских университетов, ведущих подготовку специалистов по соответствующему профилю, должно совместно обсудить и утвердить специальные компетенции и принять единые программы подготовки.

В ДГТУ сделаны определенные конкретные шаги на этом пути. Разработана методология, совершенствующая качество образовательных программ и управляющая им. Предложены научно обоснованные практические рекомендации по определению и целенаправленному формированию специальных компетенций.

Методология и образец практической её реализации на примере конкретного профиля подготовки будут представлены в следующей публикации.

Заключение. Ключевые положения Болонского процесса на период до 2020 года - это подписанная министрами образования европейских стран конкретизация базовых требований международных стандартов КО серии 9000 по управлению качеством продукции к управлению качеством образовательных услуг европейской системы высшего образования в соответствии с мировыми тенденциями развития общества и рыночной экономики. Основные положения Болонского процесса направлены на реализацию основных частей менеджмента качества: планирование качества, обеспечение качества, управление качеством и улучшение качества.

Эффективность реформирования российского высшего образования напрямую зависит от уровня разработки и конкретности стратегических и текущих задач и механизмов их реализации на уровне государства, руководства вузов и кафедр.

Актуальной задачей сообщества российских университетов является формирование единых специальных компетенций бакалавров по соответствующему профилю и программ подготовки, гармонизирующих с международными. Основой процесса совершенствования образовательных программ должна быть методология, позволяющая выработать единые требования к правилам целенаправленного формирования специальных компетенций.

Материал поступил в редакцию 04.03.11.

HIGHER EDUCATION REFORMING: WORLD TENDENCIES, PROBLEMS, TASKS

A.S. KOROBTSOV

(Don State Technical University)

Reasons, problems and tasks of the higher vocational education reforming are considered from the perspective of the world tendencies of the contemporary society development.

Keywords: higher vocational education, world tendencies, Bologna process, quality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.