Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ'

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
приоритеты развития / стратегические ориентиры / новая индустриализация / development priorities / strategic guidelines / new industrialization

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Половян А.В.

В статье проведен анализ основных тенденций развития мировой экономики, экономики Российской Федерации, а также перечня основных экономических проблем Донецкой Народной Республики. Определено, что наравне с проблемами классического старопромышленного региона ключевой проблемой Республики является существенный отток населения, выступающий значительным ограничением в восстановлении экономического роста. Поэтому в центре стратегических ориентиров развития Республики – человек и создание благоприятных условий для его развития и совершенствования, гармоничного и всестороннего развития личности. Предложены стратегическое видение развития региона, а также цели и задачи по его достижению. Для достижения поставленной цели сформированы задачи в трех взаимосвязанных направлениях: (1) формирование и накопление человеческого капитала; (2) создание пространства для развития человеческого капитала; (3) создание экономических отношений для востребованности и реализации человеческого капитала. Приведены ключевые приоритеты экономического развития Республики, обоснована необходимость новой индустриализации региона, дальнейшие пути по подготовке и реализации стратегии развития Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Половян А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC GUIDELINES FOR THE ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE DONETSK PEOPLE'S REPUBLIC

The article analyzes the main trends in the development of the global economy, the economy of the Russian Federation, as well as the list of the main economic problems of the Donetsk People's Republic. It is determined that along with the problems of the typical old industrial region, the key problem of the Republic is a significant outflow of the population, which is a significant limitation in the restoration of economic growth. Therefore, a person and the creation of favorable conditions for their development and improvement, the harmonious and comprehensive development of the individual is in the center of the strategic guidelines for the development of the Republic. A strategic vision for the development of the region, as well as goals and objectives for achieving it, are suggested. To achieve the goal, tasks in three interrelated areas have been formulated, as follows: (1) the formation and accumulation of human capital; (2) the creation of space for the human capital development; (3) the creation of economic relations for the demand and implementation of human capital. The key priorities of the economic development of the Republic are given, the need for a new industrialization of the region as well as further ways to prepare and implement the development strategy of the Republic is substantiated.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ»

Стратегические ориентиры социально-экономического развития Донецкой Народной Республики до 2033 г.

УДК 330.34 (477.62) JEL O14, R58, P25

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ1

Половян А.В. д-р экон. наук, доцент, директор, ORCID 0000-0001-8570-6202, e-mail: polovyan@yandex.ru, ГБУ «Институт экономических исследований», г. Донецк, ДНР, Российская Федерация.

Аннотация. В статье проведен анализ основных тенденций развития мировой экономики, экономики Российской Федерации, а также перечня основных экономических проблем Донецкой Народной Республики. Определено, что наравне с проблемами классического старопромышленного региона ключевой проблемой Республики является существенный отток населения, выступающий значительным ограничением в восстановлении экономического роста. Поэтому в центре стратегических ориентиров развития Республики - человек и создание благоприятных условий для его развития и совершенствования, гармоничного и всестороннего развития личности. Предложены стратегическое видение развития региона,

а также цели и задачи по его достижению. Для достижения поставленной цели сформированы задачи в трех взаимосвязанных направлениях: (1) формирование и накопление человеческого капитала; (2) создание пространства для развития человеческого капитала; (3) создание экономических отношений для востребованности и реализации человеческого капитала. Приведены ключевые приоритеты экономического развития Республики, обоснована необходимость новой индустриализации региона, дальнейшие пути по подготовке и реализации стратегии развития Республики.

Ключевые слова: приоритеты развития, стратегические ориентиры, новая индустриализация.

STRATEGIC GUIDELINES FOR THE ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE DONETSK PEOPLE'S REPUBLIC

Polovyan A.V. Doctor of Economics Sciences, Associate Professor, Director, ORCID 0000-0001-8570-6202, e-mail: polovyan@yandex.ru, SFI "Economic Research Institute", Donetsk, DPR, Russian Federation.

1 Статья подготовлена в рамках темы научных исследований I-01-23 0123D000003 «Стратегические направления социально-экономического развития до 2033 года» ГБУ «Институт экономических исследований».

© А.В. Половян, 2023

Abstract. The article analyzes the main trends in the development of the global economy, the economy of the Russian Federation, as well as the list of the main economic problems of the Donetsk People's Republic. It is determined that along with the problems of the typical old industrial region, the key problem of the Republic is a significant outflow of the population, which is a significant limitation in the restoration of economic growth. Therefore, a person and the creation of favorable conditions for their development and improvement, the harmonious and comprehensive development of the individual is in the center of the strategic guidelines for the development of the Republic. A strategic vision for the development of the region, as well as goals and objectives for achieving it, are suggested. To achieve the goal, tasks in three interrelated areas have been formulated, as follows: (1) the formation and accumulation of human capital; (2) the creation of space for the human capital development; (3) the creation of economic relations for the demand and implementation of human capital. The key priorities of the economic development of the Republic are given, the need for a new industrialization of the region as well as further ways to prepare and implement the development strategy of the Republic is substantiated.

Keywords: development priorities, strategic guidelines, new industrialization.

► Введение. Анализ трендов развития внешней среды и текущего социально-экономического положения Донецкой Народной Республики показал, что

1 О стратегическом планировании в Российской Федерации : Федеральный закон №172-ФЗ от 28.06.2014, действующая редакция по состоянию на 17.02.2023 [Электронный ресурс] // Официальный сайт КонсультантПлюс. URL: https:// www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_1648 41/ (дата обращения: 25.05.2023).

2 О стратегическом планировании в Донецкой Народной Республике: закон № 431-IIHC от

сложившаяся ситуация формирует поле различных сценариев будущего, на крайних полюсах которых находится два варианта:

Республика становится военной базой, экономика которой будет строится вокруг нее (в основном развитие сферы услуг, некоторые добывающие отрасли);

Республика возвращает позиции экономически развитого региона на основе структурной перестройки экономики с определением новых приоритетных отраслей.

Безусловно, наиболее приемлемым для дальнейшего развития Республики является второй вариант. Одним из условий его реализации является научно обоснованная и практически реализуемая стратегия социально-экономического развития. Разработанные стратегические ориентиры социально-экономического развития ДНР является основой для разработки других официальных документов: программ социально-экономического развития, бюджетов, целевых программ по отдельным приоритетным направлениям или ключевым проблемам1.

Несмотря на принятие закона о стратегическом планировании в Республике в настоящее время отсутствует документ, определяющий долгосрочные ориентиры развития. Таким образом, целью статьи является определение ключевых ориентиров экономического развития Республики до 2033 года.

27.01.2023, действующая редакция по состоянию на 27.01.2023 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Народного Совета ДНР. URL: https://dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/ prinyatye/zakony/zakon-donetskoj -narodnoj -respu bliki-o-strategicheskom-planirovanii-v-donetskoj-narodnoj-respublike/ (дата обращения: 25.05.2023)

► Результаты исследования. Сегодняшний мир гораздо более нестабилен, его сотрясают соперничества великих держав, последствия пандемии, экономические потрясения, экстремальные погодные условия и быстрые социальные и технологические изменения. Непредсказуемость становится новой нормой. К основным трендам можно отнести:

1. Высокая волатильность цен на энергоносители, инфляция, замедление экономического роста, нехватка продовольствия. Значительное влияние на эти процессы будет оказывать конфликт между РФ и Украиной.

2. Возможность рецессии крупных экономик как следствие роста процентных ставок для борьбы с инфляцией, что является последствием пандемии и высоких цен на энергоносители.

3. Возможные трудности с обеспечением высоких темпов экономического роста у одной из крупнейших экономик мира - Китая, обусловленное результатами пандемии, демографическими проблемами, ростом вероятности региональных конфликтов (конфликт с Тайванем, напряженность с Индией), а также торговые войны с США.

4. Необратимыми являются запущенные процессы изоляции России от европейского энергетического рынка. Процесс трансформации внешнеторговых потоков РФ, межотраслевых связей, обусловленных общеевропейской энергетической политикой, кардинально сменит не только энергетический рынок Европы, но и затронет рынки другой продукции. Ожидается снижение физического объема экспорта РФ, демпинг/дисконт к мировым ценам.

5. Дальнейшее закрепление пятого технологического уклада (в основе которого лидерство информационных технологий) с переходом на развитие шестого (в основе - нано- и биотехнологии), а в последствии и седьмого технологического

укладов (в основе - когнитивные технологии). Активное развитие прорывных технологий:

искусственный интеллект (развитие науки и технологий создания интеллектуальных машин и компьютерных программ, взаимодействующих на основе технологий «интернет вещей» / «всеобъемлющий интернет», и расширение их возможностей);

нанотехнологии; биотехнологии; информационные технологии; когнитивные технологии; социогуманитарные технологии; аддитивные технологии (3Б-пе-

чать).

6. Сохранение доминирующего значения ископаемого топлива в качестве источника первичной энергии. Постепенный переход от использования нефти к использованию природного газа, угля и других заменителей. Изменение мирового энергетического ландшафта и перспективных торговых потоков энергоресурсов, прежде всего в части перераспределения потоков сжиженного природного газа.

Развитие атомной энергетики будет осуществляться за счет увеличения производства электроэнергии на базе использования ядерных реакторов третьего и последующих поколений, имеющих более низкую стоимость производства энергии, повышенные характеристики безопасности и лучшие характеристики проектов с точки зрения ядерных отходов и угроз распространения ядерных материалов.

7. Расширение применения инструментов финансирования на принципах государственно-частного партнерства. Увеличение дефицита сбережений в экономике (из-за недостатка длинных пассивов при сохранении спроса на длинные деньги), вызванное, в том числе, уменьшением ресурсов пенсионных фондов в

связи с потерями активов во время финансового кризиса и уменьшением количества работающих на одного пенсионера. Увеличение доли инвестиций, осуществляемых за счет государства и внешних инвесторов.

Донецкая Народная Республика вступает в этот период со следующими ключевыми проблемами:

Снижение экономической активности. Объем реализованной промышленной продукции, несмотря на рост цен за июнь-сентябрь 2022 г., сократился с 18 до 16,2 млрд руб. по сравнению с 2% ростом в июне-сентябре 2021 г. При этом фактически отработанное время одним работником за июнь-сентябрь 2022 г. не превысило 134 часов, что меньше аналогичного значения на 2,6%. Значительное снижение отработанного времени одним работником за этот период наблюдается в промышленности, сельском хозяйстве, торговле, строительстве, транспорте.

Производство электрической энергии за данный период сократилось с 639,7 млн кВт.ч до 585,2 млн кВт.ч, против роста в 2021 г. с 673,7 млн кВт.ч до 731,5 млн кВт.ч.

В связи с падением производства ухудшилось финансовое состояние предприятий реального сектора, особенно в сфере перерабатывающей промышленности.

Существенный структурный дисбаланс промышленного комплекса:

в структуре промышленности около 80% приходится на отрасли, имеющие низкий уровень добавочной стоимости и относящиеся к старым технологическим укладам;

критически низкий удельный вес машиностроения как наиболее инновационной отрасли промышленности;

нехватка оборотных средств у предприятий.

Критический износ активной части основных средств и морально устаревшая

инфраструктура промышленных предприятий. Основные отрасли промышленного комплекса Республики базируются на II или III технологическом (индустриальном) укладе. Износ основных фондов превышает 70%, а технологическое оснащение является, преимущественно, безнадежно устаревшим.

Высокая затратность промышленного производства, в том числе существенная импортозависимость промышленной продукции. Морально и физически устаревшие основные технологические фонды приводят к высокой ресурсо-и энергозатратности промышленного производства. При этом основное сырьё для ряда отраслей промышленности (машиностроение, химическая, легкая и пищевая промышленность) традиционно импортировалось на территорию Республики.

Разрушенные кооперационные связи и утраченные рынки сбыта продукции (в т.ч. на территории Российской Федерации) в украинский период.

Низкая инвестиционная активность. Доля инвестиций в валовом региональном продукте Республики не превышает 10%, что значительно ниже минимально необходимой величины.

Одной из ключевых проблем, обуславливающих нарастание негативных тенденций и ограничивающих дальнейший экономический рост, является отток трудоспособного населения, который привел к значительному дефициту рабочей силы.

Проведенный анализ сильных и слабых сторон, а также возможностей и угроз позволил сформулировать следующее стратегическое видение Республики: регион с восстановленной и модернизированной инфраструктурой, инклюзивными институтами и высокой включенностью в общероссийское разделение труда, с опережающими и устойчивыми темпами эко-

номического роста на основе инновационной модели развития, обеспечивающей развитие человеческого капитала.

Исходя из этого видения главная стратегическая цель социально-экономического развития Республики на ближайшие 10 лет - восстановление инфраструктуры, модернизация промышленности и структурное реформирование экономики, повышение численности населения, а также качества и продолжительности жизни.

Поскольку ключевая проблема Республики - катастрофический отток населения, то основные усилия должны быть направлены на стабилизацию и увеличение численности населения. Поэтому в центре стратегии - человек и создание благоприятных условий для его развития и совершенствования, гармоничного и всестороннего развития личности. Ключевой мерой развития региона является качество жизни его населения, количество и качество накопленного и успешно функционирующего человеческого капитала.

Для достижения поставленной цели необходимо достижение стратегических целей в трех взаимосвязанных направлениях:

1) формирование и накопление человеческого капитала;

2) создание пространства для развития человеческого капитала;

3) создание экономических отношений для востребованности и реализации человеческого капитала.

Основные стратегические цели социально-экономического развития Донецкой Народной Республики до 2033 года:

человеческий капитал - повышение численности населения, обеспечение достойного уровня и качества жизни, что предполагает следующие цели:

рост численности;

увеличение продолжительности жизни;

гибкий рынок труда; качественное профессиональное образование адекватное потребностям рынка труда;

сохранение традиционных ценностей, повышение уровня культурного развития населения;

развитие территорий - обеспечение связанности пространства, способствующего сбалансированности территориального развития Донецкой Народной Республики, что основано на достижении следующих целей:

формирование новой специализации территорий;

повышение транспортной связности территории внутри Республики;

развитие транспортно-логистиче-ских возможностей Республики как центра сухопутного коридора из материковой части Российской Федерации в Республику Крым;

создание вариантов политики в отношении освобождаемых населенных пунктов, а также теряющих экономическую базу, на основе кластерного подхода;

экономическое развитие - восстановление, глубокая модернизация и структурная трансформация экономики на инновационной основе, которое опирается на: формирование единого экономического пространства как с традиционными регионами РФ, так и новыми регионами (ЛНР, Запорожье, Херсон);

повышение инвестиционной привлекательности Республики и доступности финансовых ресурсов;

формирование полноценной экосистемы инноваций, способствующей созданию и коммерциализации новых материалов, продуктов и технологий и росту конкурентоспособности экономики;

структурное реформирование экономики и развитие ключевых секторов промышленности Республики на основе государственного регулирования (энерге-

тика, тяжелое машиностроение, металлургия, ВПК) и поддержки современных прорывных технологий;

создание институциональной среды, обеспечивающей благоприятные условия ведения бизнеса для субъектов предпринимательства и развития региона.

Перечисленные цели декомпозированы на стратегические задачи по трем блокам: обеспечение простого воспроизводства; восстановления и переходного периода; ускоренного развития. Под каждую из целей определены национальные проекты, соответствующие Республиканские программы, флагманские проекты и целевые показатели, которые отражают достижение поставленных целей и задач.

Для достижения поставленных целей предполагается выделение следующих этапов.

Первый этап (2023 г. - год окончания СВО, мобилизация экономики). Период характеризуется экономической нестабильностью в связи с активной фазой специальной военной операции. Мобилизация экономики предполагает концентрацию и мобилизацию на требующихся в данное время приоритетных целях и хозяйственных задачах, с установлением непременно выполняемых планируемых показателей стратегии/плана/программы, и продуцирования максимум возможных усилий для выполнения поставленных задач. Мобилизационная модель предполагает форсированное развитие отдельных отраслей промышленности, что сейчас актуально для территории ДНР, и она

1 Об утверждении приоритетных направлений проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации экономики Российской Федерации и Положения об условиях отнесения проектов к проектам технологического суверенитета и проектам структурной адаптации экономики Российской Федерации, о представлении сведений о проектах технологического суверенитета и проектах структурной адаптации экономики Российской Федерации и ведении реестра указанных проектов, а также о требованиях к ор-

должна действовать на временной основе в период действия СВО.

На данном этапе важное значение имеет восстановление/запуск предприятий на освобождаемых территориях, интеграция предприятий на «материнской» и освобождаемых территориях в экономическое пространство РФ. Необходимо обеспечить условия для запуска (включая вопросы перерегистрации, собственности и пр.) для предприятий на освобождаемых территориях. Для предприятий на «материнской» территории необходимо создать максимально упрощенные условия по встраиванию в российское правовое поле. Ключевая задача - сокращение отрицательного миграционного сальдо. Также необходимо определить приоритетные отрасли и направления развития экономики региона, в т.ч. с учетом Постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2023 № 603 [3]1. Начать формирование институций, которые позволят провести структурную трансформацию экономики региона, определить возможные кластеры, ключевые флагманские проекты, выстраивать хозяйственные и кооперационные связи с предприятиями РФ. Провести административную реформу с учетом целесообразности восстановления населенных пунктов, определить новую специализацию районов. Начать подготовку кадров для новой структуры экономики. Это самый сложный этап Стратегии, который характеризуется чрезмерными рисками и угрозами для жизнедеятельности населения ДНР.

ганизациям, уполномоченным представлять заключения о соответствии проектов требованиям к проектам технологического суверенитета и проектам структурной адаптации экономики Российской Федерации [Электронный ресурс] // Официальный сайт Система Гарант. URL: http://ivo.garant.ru/proxy/share?data=q4Og0aLnpN5 Pvp_qlYqxjK_xqrzXt9W_qeqZAqHvvNqn-LHRk fqx37TeqJaizwL9ofLXqM65w7XN8o7wn-O747 b9lv2M86LwlUS_3qXYtO6l3Ljs8oLwiOG9540R6L XnyA== (дата обращения: 25.05.2023)

Второй этап (год окончания СВО -трехлетний период восстановления). В данный период предполагается восстановление экономики в отдельных отраслях и секторах, восстановление поврежденной инфраструктуры, жилого сектора, разминирование земель Республики с учетом восстановления освобожденных территорий Донбасса. Размещение и поддержка при необходимости жителей Донбасса, вынужденно покинувших территорию. На втором этапе необходима поддержка как существующих предприятий, которые могут стать источников инвестиционного ресурса, так и активное формирование новых предприятий, определенных как флагманские на первом этапе, развивать промышленные кластеры. При строительстве новых объектов в первую очередь необходимо отдавать предпочтение как предприятиям приоритетных отраслей, так и предприятиям, производство которых соответствует требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2023 № 603. Необходима активная государственная поддержка для новых предприятий, активное техническое перевооружение существующих предприятий. Следует максимально снизить административную нагрузку. Целевым значением для показателя миграционного сальдо должен стать нуль. Доля инвестиций в ВРП должна быть значительно выше среднероссийского значения.

Третий этап (период ускоренного роста экономики на основе всеобъемлющего осуществления и применения прав и обязанностей субъекта РФ). Этап характеризуется нормативным завершением переходного периода при интеграции в РФ новых субъектов, и устранением возникающих при этом проблем; выходом на довоенные показатели функционирования экономики. Продолжается ускоренное восстановление экономики с выходом на интенсивный тип экономического роста

за счет создания новых производств и технологий, модернизации промышленности, структурного реформирования экономики. На этом этапе возможно снижение (но не прекращение) государственной поддержки предприятий, созданных на втором этапе, выход их на максимальную мощность. Миграционное сальдо населения должно быть положительным.

Для реализации приведенной выше стратегической цели экономического развития Республики необходимо определить цели и задачи по таким сферам как: экономическая и промышленная политика, рынки, инвестиции и финансы, инновации, институты.

Основная цель в области экономической и промышленной политики - структурное реформирование экономики и развитие ключевых секторов промышленности Республики на основе государственного регулирования (энергетика, тяжелое машиностроение, металлургия, ВПК) и поддержки современных прорывных технологий.

Географическое положение и наличие природных ресурсов позволили создать Донбасс как крупный промышленный центр. Однако деиндустриализация последних десятилетий привела к тому, что в регионе фактически необходима новая индустриализация. При этом следует отметить, что создание и поддержка любых новых отраслей и перспективные научные разработки должна вестись при подавляющем государственном финансировании. Для обеспечения технологического суверенитета в ряде случаев требуется создание с нуля целых отраслей там, где с точки зрения логики «рынка» они просто невозможны.

Одним из механизмов запуска положительной динамики экономики в условиях ограниченных финансовых возможностей является определение точек роста, а именно определение базовых предприя-

тий и отраслей экономики с существенным потенциалом развития, способных за счет высокой динамики экономического роста и распространения инновационных решений обеспечить совершенствование ее структуры. Такие решения должны способствовать развитию глубоких кооперационных связей, обеспечивать максимальное вовлечение в экономическую динамику субъектов малого и среднего бизнеса. Наиболее актуальными в краткосрочной перспективе должны стать отрасли с имеющимся потенциалом внутреннего рынка, занятого в настоящее время импортной продукцией.

Основу экономики возрождающегося Донбасса должна составлять промышленность. И это должны быть не просто производство чугуна и стали, а, в первую очередь, обрабатывающие отрасли промышленности, наукоемкие, сложные производства, создающие максимальную добавленную стоимость, основанные на производственном знании, что обеспечит укрепление технологического суверенитета и опережающий рост обрабатывающей промышленности РФ, выступающее ключевой задачей в экономике, обозначенное Президентом РФ В. Путиным1 . Принципиальное значение имеет повышение качества экономического роста - продвижение по цепочкам поставок и создания стоимости от первых звеньев, с низким удельным весом добавленной стоимости в цене товара, до следующих звеньев, с более высоким удельным весом добавленной стоимости, наукоемкие, сложные производства, создающие максимальную добавленную стоимость.

1 Путин поставил правительству шесть задач на 2023 год // Официальный сайт РИА новости. URL: https://ria.ru/20221215/council-1838930361.html?ysclid=ljfluj3l3d140730039 (дата обращения: 25.05.2023)

2 Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособ-

В технологическую основу новой структуры экономики Республики должны быть включены биотех и инфо-тех. Акцент должен делаться на развитие сложной фармацевтики и биоимплантантов, биотехнологии, нанотехнологии, наноматериалов и наноструктурирован-ных покрытий, умных сетей, искусственного интеллекта, сложных композитных материалов, роботизации.

Проведенный анализ по определению приоритетов развития [1], а также предложенный концепт пространственного развития Республики показали, что целевым ориентиром развития промышленности должно стать машиностроение, имеющее значительный мультипликативный эффект на основе цепочки «уголь-электроэнергия-металл-готовая продукция» и высокую добавленную стоимость. Как отмечено ранее, необходимо сформировать машиностроительный научно-производственный кластер, который станет инновационным «ядром» Республики в соответствии с государственной программой РФ «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности» [6] , что позволит создать конкурентоспособный сектор экономики с высоким потенциалом, обеспечивающим как внутренний рынок отечественной продукцией, так и осуществляющий ее экспорт в дружественные страны.

Как видно из рис. 1, основные поставщики горношахтного оборудования в РФ - импортные производители из недружественных стран. Следовательно, с их уходом возникает значительный

ности : Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 328 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Система Гарант. URL: http://ivo.garant.ru/proxy/share?data=q4Og0aLnpN5 Pvp_qlYqxjK_xqrzXt9W_qeqZAqHvvNqn-LHRkfqx37TeqJaizwL9ofLXqM65w7XN8o7wn-O747b9lv2M86LwlUS_3qXYtO6l3Ljs8oLwi-G95IoU57St (дата обращения: 25.05.2023)

I Sandvic U Epiroc U Normet U Paus U Китай Caterpillar Прочие

Прочие

Caterpillar 9%

Китай 16%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Sandvic 28%

Paus 4%

Normet 11%

Epiroc 23%

Рисунок 1 - Структура поставщиков на рынке горношахтного оборудования в РФ в 2021 г. (по странам и основным производителям)

дефицит в данной продукции, что позволяет производителям Республики занят соответствующую рыночную нишу.

Кроме того, необходимо отметить, что критический износ оборудования в добывающей промышленности Республики требует незамедлительного технического перевооружения и представляет существенный источник для загрузки мощностей машиностроительных предприятий региона.

При этом серьезный резерв для обеспечения высоких темпов экономического роста содержится в существующих производственных мощностях, недозаг-руженных на 50 % и более, которые позволяют быстро нарастить объемы выпусков.

1 Согласно данным Минпромторга России: в 2021 году импорт станков в денежном выражении составил 77%, инструмента — 62%, за 9 месяцев 2022 года — 66 % и 53,6 %. Весь рынок оценивается Минпромторгом в 160 млрд руб., а износ

Помимо машиностроения (роботизированное подъемно-транспортное и горно-шахтное оборудование, станкострое-ние1, сельхозтехника, производство медицинского оборудования, производство турбин и моторов, подшипников) к приоритетным отраслям также можно отнести:

металлургия (производство стали, чугуна, труб, сталь с определенным набором характеристик качества под специальные нужды судостроения, автомобилестроения, производства бытовой техники, нефте- и газопроводов и промышленных товаров);

угольная отрасль (добыча и использование твердых топливных ископаемых, в особенности кокса);

основных фондов у основного потребителя металлообрабатывающего оборудования — машиностроения — по данным Торгово-промышленной палаты, достигает 60% [2].

энергетика1;

химическая отрасль (производство инженерного пластика, полимерных смол, кремнийорганических, хлорорганических соединений, акрилатов, красителей и ад-гезивов, химических волокон и нитей, пластификаторов, бытовой химии и поверхностно-активных веществ, удобрений для повышения урожайности), углехи-мия;

биофармацевтика;

сельское хозяйство (в т. ч. производство биотоплива, натуральное растениеводство и животноводство), рыбный промысел (акватория Азовского моря);

здравоохранение (с учетом значительного опыта в военно-полевой медицине в результате СВО).

Кроме того, учитывая значительный объем разрушений достаточно перспективной отраслью в Республике является строительство и производство строительных материалов (природных и композиционных).

Угольную отрасль необходимо реструктуризировать, поддерживать и развивать. В Республике разработан комплекс программ и подходов, которые позволят трудоустроить и оказать социальную помощь горнякам реструктуризируемых предприятий. Модернизация позволит значительно увеличить производительность и эффективность процесса обогащения, снизить аварийность и финансовые затраты на угледобывающих предприятиях. Рост угледобычи и эффективности его использования, укрупнение угольного сектора предприятиями переработки, высокотехнологичным машиностроением

и сервисами (геологоразведка, инжиниринг, обслуживание оборудования, НИ-ОКР и др.) может стать дополнительным стимулом развития экономики Республики.

После полного освобождения Республики перспективным направлением в добывающей промышленности может стать разработка месторождения лития (цены на литий выросли на 600 % за последний год). Известный геологам еще с советских времен Азово-Подольский щит - кристаллический массив докембрий-ских пород, часть фундамента ВосточноЕвропейской платформы, имеющий протяженность около тысячи километров с северо-запада Украины на юго-восток до побережья Азовского моря к Мариуполю, располагает немалыми залежами редкоземельных металлов.

Шевченковское месторождение ли-тийсодержащих пегматитов альбит-спо-думенового типа расположено в Велико-новоселовском районе Донецкой области (в километре от села Шевченко). Общий выход концентрата составляет 22,8 %. Среднее содержание оксида лития в концентрате составляет 4,9 %.

В агропромышленном комплексе инвестиции должны быть направлены на внедрение и освоение технологий глубокой переработки сельскохозяйственных продуктов и увеличение производственного потенциала.

При этом развитие сферы услуг, рынок которой ограничен внутренним спросом, может опираться на рост производительности труда в промышленном секторе экономики.

1 Следует отметить, что ТЭК способен выполнять роль главного платежеспособного покупателя инноваций и наукоемкой продукции, в т.ч. на коммерческой основе. Таким образом, спрос на инновации со стороны ТЭК создает возможность развивать конкурентоспособную отечественную науку и наукоемкую промышленность на коммерческой основе.

2 Шевченковское (Li) месторождение, Ве-ликоновоселковский район, Донецкая область, Украина [Электронный ресурс] // Сайт Webmineral.ru. URL: //

https://webmineral.ru/deposits/item.php?id=4891 (дата обращения: 25.05.2023)

Отдельно стоит отметить необходимость создания в Республике отраслей цифровой экономики (например, Центров обработки данных). Для этой новой экономики в Республике есть интернет-сети, пустующие производственные помещения, избыточно производимая дешевая электроэнергия. Критически важно на базе сетей нового поколения, центров обработки данных начать строить цифровую экономику, что обеспечит новые рабочие места. Проектом в этой сфере может стать Парк высоких технологий с особым правовым режимом (льготами, преференциями, тарифами и т.д.).

Мероприятия, проводимые для решения стратегических задач, должны проводиться в том числе в рамках реализации национальных проектов РФ. В сфере экономической и промышленной политики такими проектами выступают национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости»1 и национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации»2.

Государственная политика в области экономического развития должна акцентироваться не на перераспределении существующих доходов, а на создании условий для формирования новых источников доходов. Основной целью в направлении инвестиции является повышение инвестиционной привлекательности Республики и доступности финансовых ресурсов. Ключевые направления приложения

усилий для достижения цели инвестиционной политики: благоприятный инвестиционный климат, инвестиционный потенциал, инвестиционная активность, масштабные инвестиционные проекты.

Для создания благоприятной инвестиционной среды необходимо:

формирование правовой среды, обеспечивающей прозрачные и устойчивые правила работы бизнеса с учетом специфики региона (принятие региональных законов об инвестиционной деятельности, инвестиционном партнерстве и пр.);

создание прозрачных правил введения и работы института «внешнего управления».

Реализация ключевых крупномасштабных проектов развития может осуществляться в т. ч. через государственно-частное партнерство и проектное финансирование, чему должно способствовать формирование соответствующей нормативной правовой среды.

Государственная (в т.ч. финансовая) поддержка предприятий должна носить целевой характер и быть ограниченной во времени: преференции предоставляются с условием значительного наращивания производственных мощностей, в т. ч. выхода на внешние рынки. При отсутствии результата в оговоренные сроки государственная поддержка прекращается.

Существенное значение имеет развитие инфраструктуры и механизмов инновационной деятельности, включая сис-

1 Паспорт национального проекта (программы) "Производительность труда и поддержка занятости" (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам) (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Система Гарант. URL: http://ivo.garant.ru/proxy/share?data=q4üg0aLnpN5 Pvp_qlYqxjK_xqrzXt9W_qeqZAqHvvNqn-LHRkfqx37TeqJaizwL9ofLXqM65w7XN8o7wn-

O747b9lv2M86LwlUS_3qXYtO6l3Ljs8oLwi-O66IwZ6LSt (дата обращения: 25.05.2023)

2 Паспорт национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам протокол от 24 декабря 2018 г. N 16) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Система Гарант. URL: http:// ivo.garant.ru/proxy/share?data=q4üg0aLnpN5Pvp_q lYqxjK_xqrzXt9W_qeqZAqHvvNqn-LHRkfqx37 TeqJaizwL9ofLXqM65w7XN8o7wn-O747b9lv2M 86LwlUS_3qXYtO6l3Ljs8oLwi-O66YkS6bKt (дата обращения: 25.05.2023)

тему защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, как одного из условий диверсификации экономики, изменения ее структуры в сторону роста производства высокотехнологичной продукции, продукции высоких переделов.

Необходимо формирование в Республике полноценной экосистемы инноваций, способствующей созданию и коммерциализации новых материалов, продуктов и технологий и росту конкурентоспособности экономики.

Относительно используемых организационно-правовых форм, применяемых для субъектов хозяйствования, следует отметить, что, учитывая значительный объем разрушений, а также возникающие вопросы собственности предприятий на освобождаемых территориях целесообразным является активное использование такой формы как государственные предприятия. Следует отметить, что в Республике имеется положительный опыт использования данного инструмента государственного регулирования экономики. Так, ГК «Аграрный Донбасс» в 2018 г. стала инструментом, позволившим решить критически важную проблему обеспечения продовольственной безопасности, что подтверждает успешность выбранного подхода. ГК «Донтехноло-гии» выступал ключевым инструментом по решению неотложных оперативных задач, возникающих перед Правительством Республики, в т.ч. в сфере запуска стратегически важных, но простаивающих предприятий.

Использование предприятий с государственной формой собственности позволит аккумулировать финансовые ресурсы (бюджетные инвестиции) на приоритетных направлениях развития экономики. Этому будет способствовать:

формирование эффективной системы государственного инвестиционного менеджмента;

определение направлений формирования перспективной структуры и прио-

ритетных инвестиционных программ развития ключевых отраслей экономики на долго- и среднесрочный периоды;

реструктуризация отраслей конечного потребления (АПК, ТЭК), общего и наукоемкого машиностроения с целью формирования промышленно-финан-совых комплексов.

Дуалистичный характер экономики, сложившейся в Республике, предполагает, с одной стороны, концентрацию ресурсов через создание и поддержку государственных предприятий, выступающих основой развития промышленного сектора (т.е. усиление государственного присутствия в экономике). С другой стороны, следует обеспечить экономическую свободу для развития малого и среднего бизнеса, что позволит эффективнее распределять создаваемую в Республике добавленную стоимость. Важное значение в создании благоприятной среды для развития малого и среднего предпринимательства имеет формирование правовой основы:

вовлечение экономически активного населения в предпринимательскую деятельность, что способствует увеличению доли малого и среднего предпринимательства в экономике, росту реального сектора экономики и уровня жизни населения, обеспечению социально-политической стабильности в Республике, поддержанию занятости населения, увеличению поступлений в бюджеты всех уровней;

формирование структур поддержки предпринимательства.

Сфера услуг, в большей мере обеспечивающая, и позволяет с помощью малого бизнеса распределять национальный доход. Это не исключает некоторый «экспорт» в этой сфере (например, образовательный), но он не основной генератор финансовых поступлений в Республику.

Активизация экономического развития не может осуществляться без реформирования сложившейся в Республике системы государственного управления. В основе этой реформы должны лежать принципы прозрачности и открытости власти по отношении к бизнесу, а основой

стать современные информационные технологии.

Система государственного управления должна осуществлять эффективное прогнозирование, планирование, исполнение, мониторинг, анализ и контроль процессов, происходящих в реальном секторе экономики, а также обеспечивать оценку эффективности деятельности органов власти. Для создания современной системы государственного управления экономикой Республики необходимо:

внедрение системы стратегического и программно-целевого планирования;

построение единой государственной информационной системы (создание системы «цифровой» статистики), в том числе разработка государственных реестров и кадастров на основе передовых информационных технологий;

введение в действие «электронного» правительства с целью улучшения взаимодействия, общности власти и народа.

Важной задачей является перевод функционирования органов государственной власти на технологию стратегического и программно-целевого планирования и бюджетирования. Программно-целевое планирование невозможно реализовать без механизма личной ответственности чиновников, а также привязки финансовых институтов Республики к задачам обеспечения роста производства. При этом бизнес и общество должны иметь возможность воспользоваться преимуществами, которые дают технологии, избегая при этом цифровой исключенности. Это возможно благодаря переводу на стандарты цифровой экономики системы государственного управления, а также финансового сектора.

Для реализации Стратегии необходимо распределить функции, обеспечивающие реализацию Стратегии, и, в частности - мониторинг, координация и стимулирование действий всех заинтересованных сторон. Осуществление контроля за достижением стратегических целей и

задач целесообразно в рамках Экспертного совета по стратегическому развитию, который возглавит Глава Донецкой Народной Республики. Организационным ядром системы стратегического управления социально-экономическим развитием Донецкой Народной Республики, обеспечивающим координацию управления реализацией Стратегии, программ, проектов и прогнозов, должно стать Правительство Донецкой Народной Республики, в котором необходимо создание специального подразделения - Департамента по стратегическому развитию, с возложением на него организационного сопровождения реализации Стратегии.

С учетом освобождаемых территорий и масштабов разрушений необходимо проведение административной реформы. Кроме того, с учетом изменившейся экономической ситуации, инвентаризации оставшихся предприятий целесообразно пересмотреть специализацию экономических районов Республики.

► Выводы и дальнейшая дискуссия. Безусловно, перечень экономических проблем Республики характерен для многих старопромышленных регионов (структурный дисбаланс промышленного комплекса, критический износ основных средств и морально устаревшая инфраструктура промышленных предприятий, высокая затратность промышленного производства, разрушенные кооперационные связи и утраченные рынки сбыта продукции, низкая инвестиционная активность).

Одной из ключевых проблем в экономике Республики является отток трудоспособного населения. Данная проблема вызвана рядом факторов: боевые действия, низкий уровень доходов населения (в т. ч. из-за значительного роста цен и отсутствия государственного контроля за ними), существенная дифференциация заработной платы между региональными предприятиями и предприятиями РФ, а также предприятиями бюджетной сферы

и государственными органами власти, отсутствие полноценного функционирования систем жизнеобеспечения, демографическая яма, неурегулированность административных процессов.

Приведенные стратегические ориентиры определяют возможные направления действий по обеспечению долгосрочного развития Донецкой Народной Республики до 2033 года. В основе дальнейшего развития региона должна лежать новая индустриализация, проводимая на базе современных технологий, включая биотех и инфотех, нанотехнологии, нано-материалы, искусственный интеллект, роботизацию и пр. Необходима структурная перестройка экономики с формированием наукоемых, экономически сложных производств и встраиванием уже существующих предприятий Республики в российские технологические цепочки. Основу экономики возрождающегося Донбасса должна составлять промышленность. К приоритетным отраслям экономики региона следует отнести: машиностроение, металлургия, угольная отрасль, энергетика, строительство и производство

► Литература

1. Синицына К.И. Анализ приоритетов развития экономики на основе диверсификации и конкурентоспособности // Вестник Института экономических исследований. 2020. № 3 (19). С. 55-70.

2. Петров C. «Металлообработка-2023»: отечественные станкостроители ждут поддержки [Электронный ресурс] // Журнал «Промышленник Сибири» №2, 2023. URL: https://prom-siberia.ru/industry/metalwork-ing/metalloobrabotka-2023-otechestvennye-stankostroiteli-zhdut-podderzhki/ (дата обращения: 25.05.2023)

строительных материалов, химическая отрасль, сельское хозяйство, здравоохранение.

Для дальнейшего развития региона необходимо определить перечень задач и мероприятий для трех этапов преобразований: (1) восстановление; (2) запуск процессов экономических преобразований; (3) наращивание достигнутых результатов. Ключевой задачей является изменение значения сальдо миграция населения региона с негативного на положительное.

Наравне с разработкой стратегии развития региона необходима разработка программы социально-экономического развития, а также отраслевых стратегических документов, которые в том числе будут содержать цели, задачи и мероприятия для восстановления и развития человеческого капитала Республики, формирования новой модели «образование - наука - производство», изменения логистической роли региона, оценку необходимых финансовых ресурсов для их реализации, а также организационный механизм их реализации.

► References

1. Sinitsyna K.I. (2020). Analysis of economic development priorities based on diversification and competitiveness. Vestnik of Institute of Economic Research, 3 (19), 55-70. [In Russian]

2. Petrov S. (2023). "Metalworking-2023": domestic machine tool builders are waiting for support. Journal "Industrialist of Siberia", 2. [In Russian] URL: https://prom-siberia.ru/indus-try/metalworking/metalloobrabotka-2023-otech-estvennye-stankostroiteli-zhdut-podderzhki/

Статья поступила в редакцию 25.05.23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.