Научная статья на тему 'О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ КОНЦЕПЦИИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ'

О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ КОНЦЕПЦИИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
концепция / пространственное развитие / промышленность / продовольственная безопасность / агломерация / concept / spatial development / industry / food security / development

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Шабалина Л.В., Шавкун Г.А., Тимко М.В.

В статье обоснована необходимость разработки концепции пространственного развития Донецкой Народной Республики (ДНР), на основе деления территории на семь городских агломераций и территорию приоритетного развития в границах Донецкой области до 2014 г. с учетом природно-ресурсного потенциала, что позволит обеспечить ее сбалансированное развитие. Стратегической целью концепции пространственного развитии является обеспечение связанности пространства, способствующего сбалансированности территориального развития Республики. На основе декомпозиции цели определены подцели: сформировать новую специализацию Республики, а также повысить ее транспортную связанность; сформировать машиностроительный научно-производственный кластер; создать два перспективных центра экономического роста, специализирующихся на продукции фармацевтики и оборонно-промышленного комплекса; обеспечить комплексное развитие внутреннего и въездного туризма; создать зоны приоритетного развития агропромышленной специализации; сформировать лечебно-оздоровительный и строительный кластеры, а также интегрировать освобождённые территории в экономическую систему Республики. В рамках каждой подцели определены стратегические задачи, обеспечивающие ее достижение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE NEED TO DEVELOP A CONCEPT FOR THE SPATIAL DEVELOPMENT OF THE DONETSK PEOPLE'S REPUBLIC

The article substantiates the need to develop a concept of spatial development of the Donetsk People's Republic (DPR) on the basis of dividing the territory into seven urban agglomerations and the territory of priority development within the boundaries of the Donetsk region before 2014, taking into account the natural resource potential, which ensures its balanced development. The strategic goal of the concept of spatial development is to ensure the coherence of space, contributing to the balance of the territorial development of the Republic. On the basis of the decomposition of the goal, sub-goals are defined: to form a new specialization of the Republic, as well as to increase its transport connectivity; to form a machinebuilding research and production cluster; to create two promising centers of economic growth, specializing in pharmaceutical products and the military-industrial complex; to ensure the integrated development of domestic and inbound tourism; create zones of priority development of agro-industrial specialization; to form medical, recreational and construction clusters, as well as to integrate the liberated territories into the economic system of the Republic. Within each subgoal, strategic objectives have been identified to ensure its achievement.

Текст научной работы на тему «О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ КОНЦЕПЦИИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ»

УДК 332.1 JEL 0180, 0300

О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ КОНЦЕПЦИИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Шабалина Л.В. канд. экон. наук, доцент, старший научный сотрудник отдела планирования социально-экономического развития территориальных систем, ORCID 0000-0002-3621-6466, e-mail: luda_2270@mail.ru, ГБУ «Институт экономических исследований», г. Донецк, ДНР, Российская Федерация.

Шавкун Г.А. канд. экон. наук, доцент, старший научный сотрудник отдела планирования социально-экономического развития территориальных систем, ORCID 00000002-0401-7163, e-mail: galina.shavkun@mail.ru, ГБУ «Институт экономических исследований», г. Донецк, ДНР, Российская Федерация.

Тимко М.В. ведущий экономист отдела социально-экономических исследований, ORCID 0009-0000-3099-7583, e-mail: mark26328@mail.ru, ГБУ «Институт экономических исследований», г. Донецк, ДНР, Российская Федерация.

Аннотация. В статье обоснована необходимость разработки концепции пространственного развития Донецкой Народной Республики (ДНР), на основе деления территории на семь городских агломераций и территорию приоритетного развития в границах Донецкой области до 2014 г. с учетом природно-ресурсного потенциала, что позволит обеспечить ее сбалансированное развитие. Стратегической целью концепции пространственного развитии является обеспечение связанности пространства, способствующего сбалансированности территориального развития Республики. На основе декомпозиции цели определены подцели: сформировать новую специализацию Республики, а также повысить ее транспортную связанность; сформировать машиностроительный научно-производственный кластер;

создать два перспективных центра экономического роста, специализирующихся на продукции фармацевтики и оборонно-промышленного комплекса; обеспечить комплексное развитие внутреннего и въездного туризма; создать зоны приоритетного развития агропромышленной специализации; сформировать лечебно-оздоровительный и строительный кластеры, а также интегрировать освобождённые территории в экономическую систему Республики. В рамках каждой подцели определены стратегические задачи, обеспечивающие ее достижение.

Ключевые слова: концепция, пространственное развитие, промышленность, продовольственная безопасность, агломерация.

ON THE NEED TO DEVELOP A CONCEPT FOR THE SPATIAL DEVELOPMENT OF THE DONETSK PEOPLE'S REPUBLIC

1 Статья подготовлена в рамках темы научных исследований I-01-23 0123Б000003 «Стратегические направления социально-экономического развития до 2033 года» ГБУ «Институт экономических исследований».

© Л.В. Шабалина, Г.А. Шавкун, М.В. Тимко, 2023

Shabalina L.V. Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, senior research associate at the Department of planning the social and economic development of territorial systems, ORCID 0000-0002-3621-6466, e-mail: luda_2270@mail.ru, SFI "Economic Research Institute", ////Donetsk, DPR, Russian Federation.

Shavkun G.A. Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, senior research associate at the Department of planning the social and economic development of territorial systems, ORCID 0000-0002-0401-7163, e-mail: galina.shavkun@mail.ru, SFI "Economic Research Institute", Donetsk, DPR, Russian Federation.

Timko M.V. lead economist at the Department of Social and Economic Research, ORCID 0009-0000-3099-7583, e-mail: mark26328@mail.ru, SFI "Economic Research Institute", Donetsk, DPR, Russian Federation.

Abstract. The article substantiates the need to develop a concept of spatial development of the Donetsk People's Republic (DPR) on the basis of dividing the territory into seven urban agglomerations and the territory of priority development within the boundaries of the Donetsk region before 2014, taking into account the natural resource potential, which ensures its balanced development. The strategic goal of the concept of spatial development is to ensure the coherence of space, contributing to the balance of the territorial development of the Republic. On the basis of the decomposition of the goal, sub-goals are defined: to form a new specialization of the Republic, as well as to increase its transport connectivity; to form a machinebuilding research and production cluster; to create two promising centers of economic growth, specializing in pharmaceutical products and the military-industrial complex; to ensure the integrated development of domestic and inbound tourism; create zones of priority development of agro-industrial specialization; to form medical, recreational and construction clusters, as well as to integrate the liberated territories into the economic system of the Republic. Within each sub-

goal, strategic objectives have been identified to ensure its achievement.

Keywords: concept, spatial development, industry, food security, development.

► Введение. Территория ДНР исторически является одним из крупных промышленных регионов России с площадью 26,5 тыс. км2 и численностью населения 2,2 млн чел.1, сочетая в себе природно-ре-сурсный и интеллектуальный потенциал, что является фундаментом социально-экономического развития Республики.

Следует отметить, что в структуре реализованной промышленной продукции ДНР доминирует перерабатывающая промышленность, на которую приходится 56%, где лидирующие позиции занимает поставка электроэнергии, газа, пара и кондиционированного воздуха (27%), металлургическое производство, производство готовых металлических изделий, машин и оборудования (22%), а также производство пищевых продуктов, напитков и табачных изделий (21%)2. Таким образом, Республика обладает существенным потенциалом, позволяющим переформатиро-

1 Численность населения Донецкой Народной Республики на 1 марта 2022 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт Государственной службы статистики Донецкой Народной Республики. URL: http://gosstat-dnr.ru/pdf/nasele-nie/chisl_naselenie_0322_ud.pdf (дата обращения: 05.05.2023).

2 Социально-экономическое развитие Республики: итоги за 2021 год [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства экономического развития Донецкой Народной Республики. URL: https://mer.govdnr.ru/images/phocadownload-pap/news/socialno-ekonomicheskoe-razvitie-dnr-2021-god.pdf (дата обращения: 05.05.2023).

вать пространство на принципах территориальной близости и общности отраслевой специализации, а также приоритетности отдельных сфер хозяйственной деятельности.

До 2014 г. на территории ДНР существовали три городские агломерации: До-нецко-Макеевская, Горловско-Енакиевс-кая и Шахтерско-Снежнянская. В связи со вхождением Республики в состав РФ, а также ввиду: необходимости восстановления кооперационных связей и технологических цепочек как внутри ДНР, так и в РФ; отсутствия концепции пространственного развития ДНР; слабого согласования краткосрочных программ восстановления и развития экономики и социальной сферы городов и районов, возникает объективная необходимость в изменении границ, сложившихся ранее агломераций.

► Обзор литературы. Различным аспектам пространственного развития посвящены работы многих авторов. Так, Ко-ломак Е.А. [1], Крюков В. А. [2] отмечают, что в менее развитых регионах важным фактором роста экономики являются инвестиции, а в более развитых - качество инфраструктуры и человеческий капитал. При этом Курушина Е.В. [3] подчеркивает, что эффективное управление пространственным развитием субъектов РФ требует учета социально-экономического положения, природных ресурсов и уровня развития инфраструктуры. В работе Котлякова В.М., Швецова А. Н. и Глезера О.Б. [4] отмечается, что на пространственное развитие влияет демографический кризис, экономическая нестабильность, изменение климата, терроризм и международная напряженность. Мавлю-това Р.Р. [5] и Ижгузина Н.Р. [6] делают

1 Государственная служба статистики Донецкой Народной Республики : официальный сайт. URL: http://gosstat-dnr.ru/

2 Министерство экономического развития

Донецкой Народной Республики: официальный

сайт. URL: https://mer.govdnr.ru/

акцент на формировании современной городской агломерации как территории опережающего развития. Бухвальд Е.М. [7], Кожевников С.В. [8], Урунов А.А., Зои-дов К.Х. [9], КилинаИ.П. [10] подчеркивают важность пространственного страте-гирования, а также роли инвестиционных и инновационных процессов в формировании новой модели пространственного развития российской экономики. При этом Дворядкина Е.Б. [11], Шманева С.В. [12], Троцковский А.Я. [13], Суслов В.И. [14], Битарова М.А. 15] делают акцент на важности выработки инструментов регулирования пространственного развития, а также укрепления социально-экономической интеграции регионов и развития научно-технологического потенциала. Авторами изучен опыт пространственного развития регионов, их особенности, однако уникальность условий, в которых существует ДНР, требует отдельного подхода к определению целей и приоритетов пространственного развития.

Таким образом, цель данного исследования - обоснование необходимости разработки концепции пространственного развития ДНР.

► Данные и методы. В ходе исследования использовались материалы Государственной службы статистики ДНР1, Министерства экономического развития ДНР2, государственной службы статистики Украины3, а также нормативные правовые акты, государственные программы и стратегии развития России4.

Для обеспечения достоверности и обоснованности полученных результатов исследования применялись следующие методы: диалектический (при выявлении

3 Государственная служба статистики Украины: официальный сайт. URL: https://ukr-stat.gov.ua/

4 Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru

особенностей пространственного развития ДНР); системный (при определении границ городских агломераций и определении их специализации); логического анализа (при определении стратегической цели, подцелей и задач пространственного развития Республики), экономико-статистические (при оценке влияния различных факторов на экономическое развитие территорий, выявлении проблемных зон и потенциала агломераций); графический метод (для визуализации городских агломераций и территории приоритетного развития ).

► Результаты исследования. В результате вхождения ДНР в качестве нового субъекта в состав РФ границы сложившихся ранее агломераций претерпели изменения.

Донецко-Макеевская агломерация -моноцентрическая городская агломерация, возникшая в результате территориальной концентрации промышленного производства и трудовых ресурсов, в состав которой входят города: Донецк, Макеевка, Харцызск, Докучаевск, Ясинова-тая, местами срастающиеся из-за чего их внешние очертания носят условно-пространственный характер. Ядро агломерации - г. Донецк, а остальные населенные пункты формируют периферийные зоны являясь городами-спутниками. В основе развития агломерации лежит угольная, металлургическая, коксохимическая отрасли и машиностроение, а также предприятия легкой и пищевой промышленности удовлетворяющие потребности производства и населения. В настоящий момент доля агломерации в общем объеме реализованной промышленной продукции ДНР составляет 59,68% (г. Донецк - 43,81%)1,

1 Министерство экономического развития Донецкой Народной Республики: Экономические индикаторы - промышленность [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства экономического развития Донецкой Народной Респуб-

где сконцентрировано 57,8% населения Республики (г. Донецк - 41,6%)30;

Горловско-Енакиевская полицентрическая агломерация включает города: Горловка, Енакиево, Дебальцево, Ждано-вка и Кировское, а также Дзержинск, который временно подконтролен Украине. Доля агломерации в общереспубликанском объеме реализованной промышленной продукции составляет 20,02% из которых г. Енакиево приходится 11,29%36. В агломерации проживает 19,36% населения Республики, 11,25% из которых приходится на г. Горловка30.

Шахтерско-Снежнянская полицентрическая агломерация, сформированная исторически в восточной части ДНР, не претерпела изменений по составу входящих в нее городских населенных пунктов. Ее городами-ядрами остаются г. Шах-терск, г. Снежное и г. Торез. Доля агломерации в общем объеме реализованной промышленной продукции Республики составляет 6,63%36, удельный вес населения - 8,78%30.

Амвросиевский, Старобешевский, Тельмановский, Новоазовский районы не являются частью агломераций и функционируют относительно обособленно, на долю которых приходится 52,02% всей территории Республики, а удельный вес населения составляет лишь 5,97%30, что связано с наличием на территории указанных районов сельскохозяйственных угодий и агропромышленных предприятий. Так, на данные районы приходится 73,58% производства зерновых и зернобобовых, 73,55% поголовья крупного рогатого скота, 34,15% поголовья свиней, 17,08% поголовья птиц2. Таким образом, можно сказать, что данные районы могут стать

лики. URL: https://mer.govdnr.ru/index.php?op-tion=com_content&view=article&id=3845&Itemid= 677# (дата обращения: 05.05.2023).

2 Министерство экономического развития Донецкой Народной Республики: Экономические индикаторы - сельское хозяйство [Электронный

основой для обеспечения продовольственной безопасности Республики.

С началом Специальной военной операции (СВО) под контроль ДНР были возвращены ее южные территории, включая такие города как Волноваха и Мариуполь, являющиеся составной частью сухопутного коридора, соединяющего полуостров Крым с материковой частью РФ. Думается, что целесообразно сформировать новую агломерацию «Приазовская», включающую населенные пункты: Урзуф, Седово, Волноваха и Новоазовск, ядром которой может стать г. Мариуполь, являющийся крупным городом, находящимся на равном удалении от данных населенных пунктов и обладающим потенциалом транспортного хаба, в котором представлены основные виды транспорта. Значимость Волновахи обусловлена ее месторасположением на пересечении железнодорожных путей из Мариуполя, Донецка, Запорожья, а также на автодороге национального значения (Н-20), соединяющей г. Донецк с Республикой Крым. Новоазо-вск, являясь частью сухопутного коридора в Крым, имеет важное стратегическое значение. Кроме того, на территории города расположены рыбоперерабатывающие предприятия, что важно в контексте обеспечения продовольственной безопасности РФ. Следует отметить, что прибрежные населенные пункты, являются перспективными для развития рекреационного предпринимательства. Таким образом, данная агломерация имеет следующие направления специализации: транспортно-логистическое, рекреационное, агропромышленное.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что для обеспечения эффективности пространственного развития

Республики необходимо, разработать совокупность мероприятий и инструментов, направленных на интеграцию, как освобожденных территорий в экономическую систему Республики, так и Республики в экономическую систему РФ, на принципах равноправия, условиях комплемента-рности, с сохранением единства и однородности экономического пространства, что усилит целостность государства. В связи с чем, возникает необходимость в разработке концепции пространственного развития ДНР, основывающейся на выделении семи городских агломераций, а также формировании территории приоритетного развития (Амвросиевский р-н, Старобе-шевский р-н, Тельмановский р-н и Новоазовский р-н), направленную на решение задач продовольственной безопасности (рис. 1).

Думается, что стратегию пространственного развития ДНР целесообразно разрабатывать с учетом фундаментального, а не временного освоения территории, т. е. в конечном счете, нацеливающего на ее качественное и последовательное преобразование.

Исходя из этого определена стратегическая цель, направленная на обеспечение связанности пространства, способствующего сбалансированности территориального развития ДНР, в рамках которой выделены подцели:

1) сформировать новую специализацию территории, что позволит диверсифицировать структуру экономики и повысит ее устойчивость к внешним угрозам;

ресурс] // Официальный сайт Министерства экономического развития Донецкой Народной Респуб-

лики. URL: https://mer.govdnr.ru/index.php?op-tion=com_content&view=article&id=3845&Itemid= 677# (дата обращения: 05.05.2023).

Рисунок 1 - Карта городских агломераций и территории приоритетного развития Донецкой Народной Республики (авторская разработка)

2) повысить транспортную связанность территорий Республики;

3) организовать машиностроительный научно-производственный кластер, который станет инновационным «ядром» Республики в соответствии с государственной программой РФ «Развитие промышленности и повышение её конку-рентоспособности»1, что позволит сформировать конкурентоспособный сектор РФ с высоким экспортным потенциалом, обеспечивающим достижение национальных целей развития;

4) создать на территории ДНР два перспективных центра экономического роста, специализирующихся на производстве высокотехнологичной продукции (фармацевтической отрасли и оборонно-промышленного комплекса):

4.1) повысить фармацевтическую безопасность в рамках государственной программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности»2;

4.2) обеспечить технологическую независимость оборонно-промышленного комплекса в рамках государственной программы «Развитие оборонно-промышлен-

3

ного комплекса» ;

1 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»: постановление Правительства Российской Федерации №328 от 15.04.2014 [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/? docbody=&nd=102352828 (дата обращения: 05.05.2023).

2 Об утверждении государственной про-

граммы Российской Федерации «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности»: постановление Правительства Российской Федерации №305 от 15.04.2014 [Электронный ресурс] //

Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?doc-body=&prevDoc= 102441384&backlink= 1 &&nd=

102349191 102352828 (дата обращения: 05.05.2023).

5) обеспечить комплексное развитие внутреннего и въездного туризма за счет создания условий для формирования и продвижения качественного конкурентоспособного туристского продукта под брендом «Приазовье» в рамках «Стратегия развития туризма в РФ на период до 2035

4

года» , посредством:

5.1) сформирования современной туристской инфраструктуры;

5.2) увеличения доступности услуг туризма, отдыха и оздоровления для всех жителей РФ;

5.2) создания и внедрения системы поддержки общественных и предпринимательских инициатив, направленных на развитие внутреннего туризма.

6) создать зону приоритетного развития агропромышленной специализации для обеспечения населения безопасной, качественной и доступной сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием в объемах, обеспечивающих рациональные нормы потребления пищевой продукции на основе «Доктрина продовольственной безопасности Российской Фе-дерации»5;

3 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие оборонно-промышленного комплекса»: постановление Правительства Российской Федерации №4258 от 16.05.2016 [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://ips.pravo.gov.ru/?docbody=&link_ id=151&nd=102398541&intelsearch= (дата обращения: 05.05.2023).

4 Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года: постановление Правительства Российской Федерации №42129-р от 20.09.2019 [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/ proxy/ips/?docbody=&nd=102600952&rdk=&back-link=1 (дата обращения: 05.05.2023).

5 Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации №20 от 21.01.2020 [Электронный ресурс] // Официальный

7) сформировать лечебно-оздоровительный кластер Республики в соответствии с государственной программой РФ «Развитие здравоохранения»1, что позволит создать условия по совершенствованию оказания медицинской помощи, медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, эффективного восстановления здоровья и отдыха граждан на территории ДНР, в том числе на основе уникальных природных лечебных ресурсов Славянско-Константиновской агломерации;

8) организовать строительный кластер, способствующий восстановлению/строительству предприятий новой специализации территорий, жилищного фонда, а также социальной инфраструктуры на основе инновационных товаров и технологий;

9) интегрировать освобождаемые территории в экономическую систему Республики.

Далее разобьем выделенные подцели на задачи.

1. Формирование новой специализации территорий:

определить отрасли специализации и направления их развития на основе комплексности и пропорциональности развития;

выделить кооперационные связи между агломерациями и другими субъектами РФ;

развить новые отрасли специализации на инновационной основе.

интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ra/proxy/ips/?docbody=&prev-Doc=102135612&backlink= 1&&nd=102660479 (дата обращения: 05.05.2023).

1 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения»: постановление Правительства Российской Федерации №1640 от 26.12.2017 [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/

2. Повышение транспортной связности территории внутри Республики:

разработать модель Республиканской опорно-транспортной сети с учетом формирования новой специализации территорий и интеграции освобожденных территорий;

определить направления развития транспортной инфраструктуры с учетом перспектив социально-экономического развития территорий, объемов перевозок, ресурсных ограничений;

разработать сервисы обмена логистической информацией, сопровождающие планирование и проведение перевозочного процесса, включающие цифровые платформы и информационные системы.

3. Развитие транспортно-логистиче-ских возможностей ДНР, как центра сухопутного коридора из материковой части Российской Федерации в Республику Крым в рамках государственной подпрограммы «Развитие транспортной си-

2

стемы» :

восстановить железнодорожную инфраструктуру г. Волновахи и г. Мариуполя;

восстановить автодороги, мосты и прочую узловую инфраструктуру городов Волноваха, Мариуполь, Новоазовск;

построить расширенные четырехполосные автодороги федерального значения по линии Донецк-Волноваха-Мариу-поль, Ростов-на-дону-Таганрог-Но-

воазовск-Мариуполь;

proxy/ips/?docbody=&prevDoc=603552464&back-link=1&&nd=102456484 (дата обращения: 05.05.2023).

2 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы»: постановление Правительства Российской Федерации №319 от 15.04.2014 [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http:// pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=1023 66731&backlink=1&nd=102349850&rdk=0 (дата обращения: 05.05.2023).

сформировать транспортно-логи-стический центр на базе г. Мариуполь;

восстановить инфраструктуру морского порта и аэропорта г. Мариуполь.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Формирование машиностроительного научно-производственного кластера «Донбасс»

сократить импортные комплектующие в конечной продукции кластера;

вывести на рынок новые товары и технологии;

увеличить долю добавленной стоимости в продукции горного машиностроения;

обеспечить высококвалифицированными кадрами и развить кадровый потенциал машиностроительных предприятий;

сформировать условия для роста инвестиций в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области горного машиностроения;

восстановить и расширить производство современной высокотехнологичной продукции горного машиностроения для обеспечения импортозамещения в горнодобывающей промышленности;

интегрировать НИИ, образовательные организации и предприятия горного машиностроения в кластер с целью получения синергетического эффекта, выраженного в повышении экономической эффективности каждого участника за счет высокой степени их концентрации и кооперации;

создать высокопроизводительные рабочие места на предприятиях горного машиностроения.

5. Создание перспективного центра экономического роста фармацевтической отрасли «Стиролбиофарм»:

оценить перечень результатов интеллектуальной деятельности, готовых к внедрению на ГП «Стиролбиофарм» в рамках программы импортозамещения;

организовать производство лекарственных средств для лечения социально значимых заболеваний;

технологически перевооружить и запустить производственные мощности ГП «Стиролбиофарм»;

организовать государственно-частное партнерство в фармацевтической отрасли.

6. Создание перспективного центра экономического роста оборонно-промышленного комплекса «Топаз»:

оценить перечень результатов интеллектуальной деятельности, готовых к внедрению на ГК «Алмаз» в рамках программы импортозамещения;

оценить возможности применения ИКТ технологий на ГК «Алмаз»;

обеспечить кадровый потенциал организаций оборонно-промышленного комплекса;

технологически перевооружить и запустить производственные мощности ГК «Алмаз».

7. Создание туристического кластера для формирования и продвижения качественного конкурентоспособного туристского продукта под брендом «Приазовье»:

сформировать благоприятный

имидж бренда «Приазовье» у населения в качестве места отдыха;

создать систему мониторинга качества туристского продукта и распространения лучших практик и стандартов сервиса;

благоустроить территории городов и прибрежной территории;

комплексно обеспечить безопасности туристской деятельности;

создать комфортную предпринимательскую среду, в том числе для субъектов малого и среднего предпринимательства;

развить и модернизировать туристскую инфраструктуру прибрежных населенных пунктов (Мариуполь, Урзуф, Се-дово и др.), входящих в агломерацию.

8. Создание зоны приоритетного развития агропромышленной специализации, способствующей обеспечению продовольственной безопасности:

усилить темпы развития органического сельского хозяйства;

нарастить экспорт продукции агропромышленного комплекса;

применить системы точного земледелия;

систематизировать товарные потоки с учетом транспортной и территориальной доступности, построить оптово-рас-пределительные центры;

использовать более эффективные механизмы государственной поддержки развития сельского хозяйства, ориентированного на производство отечественного высококачественного сырья и продовольствия;

увеличить инвестиционную активность в АПК;

обеспечить рост эффективности сельскохозяйственного производства на основе внедрения новых технологий растениеводства и животноводства, а также глубокой переработки сельскохозяйственного сырья;

восстановить и повысить плодородие земель сельскохозяйственного назначения, а также обеспечить их эффективное вовлечение в оборот;

развить мелиоративный комплекс.

9. Создание лечебно-оздоровительного кластера «Славянский курорт», способствующего развитию санаторно-курортных, гериатрических и реабилитационных организаций, интегрированных с лечебно-профилактическими учреждениями высокотехнологичной медицинской помощи;

развить медицинский туризм в Сла-вянско-Константиновской агломерации;

оптимизировать деятельность лечебно-профилактических учреждений под потребности реабилитации военнослужащих;

организовать деятельность кластера с туристическими агентами РФ;

развить специализированные, в том числе высокотехнологичные лечебно-оздоровительные учреждения (заболеваний системы кровообращения, органов дыхания, органов пищеварения, болезней обмена веществ, нервной системы, опорно-двигательной системы, мочеполовой системы);

обеспечить оптимальную доступность лечебно-профилактических учреждений для населения;

восстановить и развить курортную инфраструктуру;

обеспечить систему здравоохранения высококвалифицированными кадрами.

10. Формирование строительного кластера «Строительные технологии Донбасса»:

оценить перечень результатов интеллектуальной деятельности, готовых к внедрению в кластере «Строительные технологии Донбасса» для восстановления/строительства предприятий новой специализации территорий, жилищного фонда, а также социальной инфраструктуры на основе инновационных товаров и технологий;

организовать государственно-частное партнерство в строительной отрасли;

создать производство строительных материалов в рамках программы импорто-замещения;

обеспечить высококвалифицированными кадрами строительного кластера и развить кадровый потенциал;

сформовать эффективную систему взаимодействия и кооперации компаний строительного комплекса, промышленности строительных материалов и научно-образовательного сектора для повышения конкурентоспособности промышленности посредством обеспечения господдержки социально-экономического и инновационного развития.

11. Интеграция освобождаемых территорий в экономическую систему Республики:

определить модель интеграционного сотрудничества Республики с учетом освобожденных территорий;

оценить производственные возможности и потенциал освобожденных территорий для включения в единую производственную цепочку;

разработать программы (в т. ч. отраслевые) интеграции территорий в экономическую систему Республики.

► Литература

1. Коломак Е.А. Эффективность инфраструктурного капитала в России // Журнал Новой экономической ассоциации. 2011. № 10(10). С. 74-93.

2. Крюков В.А., Коломак Е.А. Пространственное развитие России: основные проблемы и подходы к их преодолению // Научные труды Вольного экономического общества России. 2021. №1. С. 92-114.

3. Курушина Е.В. Управление пространственным развитием субъектов Федерации в составе макрорегиона: автореф. дис. ... д-ра. экон. наук: 08.00.05. М, 2021. 38 с.

4. Вызовы и политика пространственного развития России в XXI веке: монография / Л.Б. Вардомский [и др.]. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2020. 365 с.

5. Мавлютов Р.Р. Пространственное развитие крупных городов России в период постиндустриального перехода: монография. Волгоград: ВолгГАСУ, 2015. 161 с.

6. Ижгузина Н.Р. Формирование и развитие крупнейшей городской агломерации в экономическом пространстве региона: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. Екатеринбург, 2018. 323 с.

7. Бухвальд Е.М., Виленский А.В. Новая пространственная стратегия для России: монография. М.: Институт экономики РАН, 2020. 250 с.

8. Кожевников С.А. Стратегия пространственного развития Российской Федерации и перспективы трансформации

► Выводы и дальнейшая дискуссия. Таким образом, была обоснована концепция пространственного развития ДНР, ее стратегическая цель, в рамках которой выделены подцели и задачи. В то же время, открытыми остаются вопросы целевых показателей выполнения поставленных задач и мероприятий, обеспечивающих их достижение. Отмечается, что данные вопросы будут раскрыты в будущих исследованиях.

► References

1. Kolomak E.A. (2011). Efficiency of infrastructure capital in Russia. Journal of the New Economic Association, 2011, № 10(10), 74-93. [In Russian]

2. Kryukov V.A., Kolomak E.A. (2021). Spatial development of Russia: the main problems and approaches to their overcoming. Scientific works of the Free Economic Society of Russia, 2021, №1, 92-114. [In Russian]

3. Kurushina, E.V. (2021). Management of spatial development of the subjects of the Federation as part of the macroregion [Extended abstract of doctoral dissertation]. Industrial University of Tyumen. Moscow. [In Russian]

4. Vardomsky L.B. , Glezer O.B. , Gon-charov R.V. , Danilov-Danilyan V.I. (2020).

Challenges and politics of spatial development of Russia in the XXI century. Moscow: KMK Association of Scientific Publications. [In Russian]

5. Mavlyutov R.R. (2015). Spatial development of large cities of Russia in the period of post-industrial transition. Volgograd: VolgGASU. [In Russian]

6. Izhguzina N.R. (2018). Formation and development of the largest urban agglomeration in the economic space of the region. [Unpublished candidate dissertation]. Ural State University of Economics. Ekaterinburg. [In Russian]

7. Buchvald E.M., Vilensky A.V. (2020). New spatial strategy for Russia. Moscow: Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences. [In Russian]

8. Kozhevnikov S.A. (2019). Strategy of spatial development of the Russian Federation and prospects for the transformation of the

российского пространства // Вопросы территориального развития. 2019. №3 (48). С. 1-9.

9. Урунов А.А., Зоидов К.Х. Пространственное развитие и экономический рост: монография. М.: Экономическое образование, 2021. 620 с.

10. Килина И.П. Инновационное развитие регионов: пространственный подход: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.0.5. Челябинск, 2020. 24 с.

11. Дворядкина Е.Б., Кайбичева Е.И., Гончарова Н.И. Управление пространственным развитием региона: опыт, наследие и задачи на будущее // Вестник АГТУ. Серия: Экономика. 2017. №4. С. 60-67.

12. Шманева С.В., Юрзиновой И.Л. Стратегические задачи макроэкономического регулирования и пространственного развития: монография. Орел: ОрелГУЭТ, 2019. 182 с.

13. Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края: социально-экономические и пространственные аспекты: монография / Троцковский А.Я. [и др.]. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2013. 330 с.

14. Модели, анализ и прогнозирование пространственной экономики: монография / В.И. Суслов [и др.]. Новосибирск: Изд-во ИЭОПП СО РАН, 2022. 480 с.

15. Битарова М.А. Совершенствование управления пространственным развитием города: проблемы, направления, инструментарий: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. Воронеж, 2020. 210 с.

Russian space. Issues of territorial development. №3 (48). 1-9. [In Russian]

9. Urunov A.A., Zoidov K.Kh. (2021).

Spatial development and economic growth. Moscow: Economic Education. [In Russian]

10. Kilina I.P. (2020). Innovative development of regions: spatial approach. [Extended abstract of doctoral dissertation]. South Ural State University (National research university). Chelyabinsk. [In Russian]

11. Dvoryadkina E.B., Kaybicheva E.I., Goncharova N.I. (2017). Management of spatial development of the region: experience, heritage and tasks for the future. Series: Economics. №4. 60-67. [In Russian]

12. Shmaneva S.V., Yurzinova I.L. (2019). Strategic tasks of macroeconomic regulation and spatial development. Orel: Orel-GUET. [In Russian]

13. Trotskovsky A.Ya., Anisimova M.M., Ivanova O.A., Mishchenko I V. (2013). Sustainable development of rural territories of the Altai Territory: socio-economic and spatial aspects. Barnaul: Alt Publishing House. University. [In Russian]

14. V.I. Suslov, Yu.S. Ershov, O.I. Gu-lakova, D.A. Domozhirov (2020). Models, analysis and forecasting of spatial economics. Novosibirsk: Izd-vo IEIE SB RAN. [In Russian]

15. Bitarova M.A. (2020). Improving the management of spatial development of the city: problems, directions, tools. [Unpublished candidate dissertation]. Voronezh State University. Voronezh. [In Russian]

Статья поступила в редакцию 14.05.23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.