Научная статья на тему 'Развитие взаимодействия государства и бизнеса в промышленности на примере особых экономических зон'

Развитие взаимодействия государства и бизнеса в промышленности на примере особых экономических зон Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
21
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственно-частное партнерство / промышленность / новый регион / интегра-ция / особые экономические зоны / public-private partnership / industry / new industrial region / integration / special economic zones Funding: Independent work.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Наталья Владимировна Шемякина, Алла Анатольевна Пономаренко

Рассмотрены стратегические приоритеты развития территории Донецкой Народной Республики (ДНР) как промышленного региона. Особое внимание уделено необходимости внедрения новых организационных форм в сферу производства для наращивания капитала и привлечения технологий в це-лях придания импульса реализации вектора индустриального развития республики. На примере особых экономических зон РФ обоснована роль государства в интенсификации промышленного развития нового региона, поддержке его многоотраслевой хозяйственной структуры в процессе выхода из инвестиционной паузы, вызванной влиянием геополитической ситуации на экономическое состояние и воспроизводствен-ные процессы. В данной статье авторами предложена концептуальная модель реализации государственно-частного партнерства в промышленности и определены перспективные для нового российского региона, каким является ДНР, отрасли промышленного развития. Изучение особенностей функционирования особых экономических зон в российской экономике будет способствовать более глубокому пониманию интеграци-онных процессов республики в сфере промышленного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Наталья Владимировна Шемякина, Алла Анатольевна Пономаренко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Interaction between the State and Business in Industry on the Example of Special Economic Zones

The article considers the strategic priorities for the development of the Donetsk People’s Republic (DPR) as an industrial region. The need for new organizational forms in industrial production to increase production capital and attract technologies in order to give impetus to the implementation of the vector of industrial development of the Republic is substantiated. Using the example of special economic zones in the Russian Federation, the role of the state in intensifying industrial development, supporting the diversified economic structure of the new region and exiting the investment pause caused by the influence of the geopolitical situation on the economic state and reproductive processes is substantiated. In this article, the authors suggest an organizational and economic mech-anism for the implementation of public-private partnerships in industry and identify promising sectors of industrial development for the new Russian region, which is the DPR. Studying the peculiarities of the functioning of special economic zones in the Russian economy will contribute to a deeper understanding of the republic’s integration processes in the sphere of industrial development.

Текст научной работы на тему «Развитие взаимодействия государства и бизнеса в промышленности на примере особых экономических зон»

Научная статья

УДК 334.723:338.45

https://doi.org/10.24158/pep.2023.12.12

Развитие взаимодействия государства и бизнеса в промышленности на примере особых экономических зон

Наталья Владимировна Шемякина1, Алла Анатольевна Пономаренко2

1,2Институт экономических исследований, Донецк, Россия 1nshemiakina@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4132-3896 2ponomarenkoalla@mail.ru, https://orcid.org/0009-0008-6038-8621

Аннотация. Рассмотрены стратегические приоритеты развития территории Донецкой Народной Республики (ДНР) как промышленного региона. Особое внимание уделено необходимости внедрения новых организационных форм в сферу производства для наращивания капитала и привлечения технологий в целях придания импульса реализации вектора индустриального развития республики. На примере особых экономических зон РФ обоснована роль государства в интенсификации промышленного развития нового региона, поддержке его многоотраслевой хозяйственной структуры в процессе выхода из инвестиционной паузы, вызванной влиянием геополитической ситуации на экономическое состояние и воспроизводственные процессы. В данной статье авторами предложена концептуальная модель реализации государственно-частного партнерства в промышленности и определены перспективные для нового российского региона, каким является ДНР, отрасли промышленного развития. Изучение особенностей функционирования особых экономических зон в российской экономике будет способствовать более глубокому пониманию интеграционных процессов республики в сфере промышленного развития.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, промышленность, новый регион, интеграция, особые экономические зоны

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Шемякина Н.В., Пономаренко А.А. Развитие взаимодействия государства и бизнеса в промышленности на примере особых экономических зон // Общество: политика, экономика, право. 2023. № 12. С. 99-106. https://doi.org/10.24158/pep.2023.12.12.

Original article

Development of Interaction between the State and Business in Industry on the Example of Special Economic Zones

Natalia V. Shemiakina1, Alla А. Ponomarenko2

12Institute for Economic Research, Donetsk, Russia 1nshemiakina@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4132-3896 2ponomarenkoalla@mail.ru, https://orcid.org/0009-0008-6038-8621

Abstract. The article considers the strategic priorities for the development of the Donetsk People's Republic (DPR) as an industrial region. The need for new organizational forms in industrial production to increase production capital and attract technologies in order to give impetus to the implementation of the vector of industrial development of the Republic is substantiated. Using the example of special economic zones in the Russian Federation, the role of the state in intensifying industrial development, supporting the diversified economic structure of the new region and exiting the investment pause caused by the influence of the geopolitical situation on the economic state and reproductive processes is substantiated. In this article, the authors suggest an organizational and economic mechanism for the implementation of public-private partnerships in industry and identify promising sectors of industrial development for the new Russian region, which is the DPR. Studying the peculiarities of the functioning of special economic zones in the Russian economy will contribute to a deeper understanding of the republic's integration processes in the sphere of industrial development.

Keywords: public-private partnership, industry, new industrial region, integration, special economic zones

Funding: Independent work.

For citation: Shemiakina, N.V. & Ponomarenko, A.A. (2023) Development of Interaction between the State and Business in Industry on the Example of Special Economic Zones. Society: Politics, Economics, Law. (12), 99106. Available from: doi:10.24158/pep.2023.12.12 (In Russian).

Введение. С получением статуса субъекта Российской Федерации Донецкая Народная Республика (ДНР) стала новым промышленным регионом России. На сегодня усиление роли государ-

© Шемякина Н.В., Пономаренко А.А., 2023

ства в отечественной экономике выступает ключевым фактором повышения производственной активности предприятий и стимулирования их экономического роста. Реализация потенциала взаимодействия государства и частного сектора на основах партнерства становится одним из драйверов развития народного хозяйства. Под влиянием геополитических вызовов формируются новые экономические условия, при которых акценты смещаются в сторону создания внутренних источников промышленного развития и инвестиционного финансирования. Мировое производство эволюционирует в направлении продвижения инноваций и технико-технологической модернизации, что определяет роль и место современной промышленности в мирохозяйственной системе. Таким образом очевидно, что для воплощения модели технологического развития как стратегического приоритета экономической политики России необходимо развитие организационных форм взаимодействия государства и бизнеса в производственно-хозяйственном секторе, что в свою очередь является базовым условием восстановления промышленного потенциала ДНР.

Методы. Для решения поставленных задач и обеспечения достоверности и обоснованности полученных результатов использовались следующие методы научного познания: обобщения и умозаключения - при формировании концептуальных основ государственно-частного партнерства и промышленного развития; описания, систематизации, сравнения - при определении особенностей функционирования особых экономических зон; метод восхождения от абстрактного к конкретному - при формулировании подходов к реализации государственно-частного партнерства в промышленности на основе применения особых режимов хозяйствования; системный подход - при разработке концептуальной модели государственно-частного партнерства в обеспечении промышленного развития; экономико-статистический - при анализе состояния развития особых экономических зон РФ; метод построения аналитических таблиц для наглядного оформления информации.

Результаты. Принимая во внимание особенности текущего состояния территории Донецкой Народной Республики и условия функционирования экономики, восстановлению промышленного потенциала будет способствовать реализация государственно-частного партнерства в базовых для региона отраслях промышленности, в том числе за счет введения особых режимов предпринимательской деятельности. Согласно эволюционному подходу, значение государственно-частного партнерства в промышленном развитии как организационно-экономической формы взаимодействия усиливается в условиях, когда эволюционный процесс определяется вектором индустриального развития. На начальных этапах интеграции в экономически модернизированное пространство Российской Федерации на территории ДНР будет реализовываться модель догоняющего развития, в условиях которой заимствование уже «готовых» инструментов, институциональных механизмов и технологий ускорит процессы модернизации промышленности. Разработанная авторами концептуальная модель государственно-частного партнерства в обеспечении промышленного развития способствует внедрению в практику хозяйственной деятельности новых для экономики республики организационных форм экономического взаимодействия.

Обсуждение. В настоящее время Российская Федерация проводит активную государственную политику, направленную на стабилизацию народного хозяйства страны и развитие инвестиционного финансирования. В экономическом пространстве государство взаимодействует с частным сектором путем введения преференциальных режимов, которые являются инструментом содействия социально-экономическому развитию и осуществлению внешнеторговой деятельности. Применение особых режимов хозяйственной деятельности имеет значение для продвижения инновационно-ориентированных производств и структурных преобразований в промышленности в целях реализации курса на достижение промышленного роста и развития. Установление особых условий ведения хозяйственной деятельности на определенной территории основывается на предоставлении преференций в виде налоговых, таможенных и административных льгот. Реализация концепции промышленной зоны на территории особой экономической зоны (ОЭЗ) составляет основу направления расширения инвестиционного капитала за счет предоставляемых преференций для получения более высокой прибыли, например, средняя норма прибыли в свободной экономической зоне составляет 25-30 % (Качур, Рудаков, 2021).

Инструменты государственно-частного партнерства относят к правовой основе системы целевого кредитования роста производства (Глазьев, 2023). Особые экономические зоны рассматривают как акселерационный метод поддержки промышленного развития и инновационной деятельности на отдельных территориях различных регионов РФ (Радыгина, Суворова, 2020).

Роль преференциальных экономических зон определяется в первую очередь возможностями в ускорении социально-экономического развития, значением в решении «острых региональных и общенациональных проблем», а также возникновением «чрезвычайных ситуаций» развития территории (Виленский, 2022). В то же время приоритеты инвестиционного финансирования за счет ресурсов государства и частного сектора принадлежат отраслям и территориям, имеющим критически важное значение для реализации национальных интересов будущего экономического развития (Половян и др., 2023; Тараш, Голоднюк, 2022).

Сегодня в России ОЭЗ являются эффективным инструментом стимулирования развития экономики, конкуренции за привлечение инвестиций и государственного регулирования. Показателен опыт Китая в части проведения реформ, способствующих интеграции в глобальное экономическое пространство, а также изменению позиций страны в сфере международной торговли посредством реализации программы открытия специальных экономических зон для привлечения инвестиций как одного из направлений трансформаций1.

Как отмечается, в РФ институт ОЭЗ все еще проходит стадию формирования (Кретинин, Карцев, 2022). Подходы к управлению им и способы финансирования имеют определяющее значение для эффективности данного институционального механизма.

Законодательное регулирование функционирования ОЭЗ в РФ осуществляется с 2005 г., который считается началом развития особого режима предпринимательской деятельности на определенной территории в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах»2. Также правовое поле отношений в сфере ОЭЗ формируют указы президента, постановления правительства, другие нормативные правовые акты в соответствии с российским законодательством3.

В 2023 г. в новой редакции Федерального закона от 04.08.2023 № 448-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации»4 утверждены изменения порядка функционирования особых экономических зон на территории РФ. Новые требования и основные законодательные инициативы применяются в отношении механизма создания и управления ОЭЗ, а также резидентов5. Период перехода на новые нормы законодательства определен до начала 2024 г.

К особенностям деятельности особых экономических зон на территории РФ относится, в частности, осуществление Правительством Российской Федерации функции по созданию, изменению или прекращению деятельности ОЭЗ. Поддержку развития территорий с особыми условиями предпринимательской деятельности в настоящее время обеспечивает Департамент регионального развития в рамках компетенций Министерства экономического развития Российской Федерации. Его сотрудники разрабатывают меры государственной политики и нормативного правового регулирования социально-экономического развития регионов и муниципальных образований6.

По данным Министерства экономического развития Российской Федерации, в 2023 г. в стране хозяйственную деятельность осуществляют 50 особых экономических зон, из которых более половины - промышленно-производственного типа. За период с 2005 г. общий объем заявленных инвестиций составил около 6 трлн руб., объем вложенных инвестиций - более 989 млрд руб., заявлено 184 тыс. рабочих мест, создано - более 66 тыс. Общий объем налоговых платежей, таможенных отчислений и страховых взносов составил около 368 млрд руб. Процедуру регистрации прошли 1 128 резидентов - более 123 компаний с участием иностранного капитала из 36 стран. На площадках ОЭЗ создана новая, отвечающая современным требованиям инфраструктура7. Экономические результаты их функционирования в соответствии с типовой классификацией представлены в табл. 1.

Таким образом, анализ экономических показателей различных типов ОЭЗ позволяет сделать вывод об инновационной направленности применения особого режима хозяйственной деятельности на территории РФ. Особые экономические зоны являются формой реализации государственно-частного партнерства, а также инструментом обеспечения проведения промышленной политики и производственного развития, о чем свидетельствует преобладание ОЭЗ технико-внедренческого и промышленно-производственного типов.

1 Специальные экономические зоны Китая: причины успеха [Электронный ресурс] // Высшая школа экономики. URL: https://spb.hse.ru/ixtati/news/463558202.html (дата обращения: 06.12.2023).

2 Об особых экономических зонах в Российской Федерации : Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3 Там же.

4 О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 04.08.2023 № 448-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5 Глава департамента регионального развития Минэкономразвития РФ о том, как изменится механизм создания и управления ОЭЗ в России и какие новые требования появятся к резидентам [Электронный ресурс] // РБК. URL: https://chr.rbc.ru/chr/interview/29/09/2023/6516a5d99a79472a056fc8d9 (дата обращения: 06.12.2023).

6 Департамент регионального развития [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: https://www.economy.gov.ru/material/departments/d14/ (дата обращения: 06.12.2023).

7 Особые экономические зоны [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_razvitie/instrumenty_razvitiya_ter-ritoriy/osobye_ekonomicheskie_zony/ (дата обращения: 06.12.2023).

Таблица 1 - Текущее состояние ОЭЗ на 01 июля 2023 г. (накопленный итогУ Table 1 - Current Status of SEZ as of July 01, 2023. (Cumulative Total)_

ОЭЗ ППТ ОЭЗ ТВТ ОЭЗ ТРТ ПОЭЗ

Компании-резиденты, осуществляющие деятельность на площадках ОЭЗ, ед. 367 516 111 51

Рабочие места, тыс. 29,6 33,3 894 1,2

Инвестиции, млрд руб. 514,5 432,3 27,2 15,9

Объем выручки, млрд руб. 1 476,3 1 029,6 4,9 19,8

Налоговые, таможенные отчисления и отчисления в государственные внебюджетные фонды, млрд руб. 190,9 186 0,2 1,9

Со дня вхождения в состав Российской Федерации на территории Донецкой Народной Республики действует переходный период, обеспечивающий системную интеграцию в экономическое, финансовое, кредитное и правовое пространство российского государства. К конкурентным преимуществам территории ДНР относятся: географическое расположение на пересечении многочисленных автомобильных дорог и железнодорожных путей. Автотранспортная система спроектирована с учетом равномерного охвата территории магистральной сетью дорог с необходимой пропускной способностью и создания удобных транспортных потоков между всеми районами республики. Налоговые льготы и преференции СЭЗ на новых территориях РФ отражены в табл. 2.

Таблица 2 - Налоговые льготы и преференции СЭЗ на новых территориях РФ

Table 2 - Tax Benefits and Preferences of SEZs in the New Territories of the Russian Federation

Налог Ставка вне территории СЭЗ Ставка на территории СЭЗ Особенности применения льгот на территории СЭЗ

Налог на прибыль 20 % 0-13,5 % - в федеральный бюджет - 0 % в течение 10 лет с момента получения прибыли; - в региональный бюджет 0 % - 13,5 % в соответствии с законами субъектов РФ; - ускоренная амортизация в отношении основных средств с коэффициентом 2

Страховые взносы 30 % 7,6 % - в течение 5 лет при условии выполнения среднеквартальных показателей: средней численности и средней заработной платы; - начиная с 6 года льготы предоставляются в пределах объема осуществленных капитальных вложений

Акциз на жидкую сталь На уровне 2,7 % от среднемесячной экспортной цены на слябы 0 %

НДПИ на уголь и железную руду 1 руб. за 1 т железной руды 24 руб. за 1 т добытого угля 0 руб.

Налог на имущество до 2,2 % 0 % - в течение 10 лет с момента принятия каждого объекта имущества на учет

Земельный налог до 1,5 % 0 % - сроком на 3 года с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок

Такие условия являются основанием для применения особого режима осуществления предпринимательской деятельности, установление которого стало одним из результатов интеграционных процессов в российское экономическое пространство. Создание свободной экономической зоны должно способствовать повышению уровня и качества жизни населения в новых субъектах РФ. На территориях Донецкой и Луганской Народных Республик, Запорожской и Херсонской областей она создана на срок до конца 2050 г.2, тогда как для Республики Крым и г. Севастополя срок функционирования СЭЗ определен до конца 2039 г.

На региональном уровне деятельность СЭЗ регулируется Федеральным законом от 24.06.2023 № 266-ФЗ «О свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области»3.

1 Особые экономические зоны [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_razvitie/instrumenty_razvitiya_ter-ritoriy/osobye_ekonomicheskie_zony/ (дата обращения: 06.12.2023).

2 Свободная экономическая зона на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области [Электронный ресурс] // Фонд развития территорий. URL: https://сэз.фрт.рф/main (дата обращения: 06.12.2023).

3 О свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области : Федеральный закон от 24.06.2023 № 266-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Как видно из табл. 2, на территории новых российских регионов предусмотрен более расширенный перечень преференций, в том числе свободная таможенная зона (рис. 1), льготы по предоставлению земельных участков в аренду, кредитование участников СЭЗ в форме предоставления субсидий на возмещение процентной ставки в размере до 100 % рефинансирования Центробанка, консультационное сопровождение проектов.

Таможенные пошлины, НДС

Импорт оборудования, 21 материалов, сырья и др. товаров с применением свободной таможенной зоны (СТЗ)

Территория свободной экономической зоны (СЭЗ)

Таможенные пошлины, НДС

Таможенные пошлины по ставке в соответствии с классификацией товара.

Экспорт за пределы Таможенного союза

Таможенный

союз

НДС - 20

0

Рисунок 1 - Применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны (СТЗ) в пределах территории СЭЗ на новых территориях РФ, %

Figure 1 - Application of the Free Customs Zone (FCZ) Customs Procedure within the sEZ Territory in the New Territories of the Russian Federation, %

Создание таможенной инфраструктуры на площадке СЭЗ дает участникам дополнительные преимущества для выхода на внешние рынки, кроме того, при ввозе иностранного оборудования, необходимого для реализации инвестиционного проекта на территории СЭЗ, предусмотрено освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин.

Условия вхождения в СЭЗ также ниже нормативов, установленных общим льготным режимом для российских регионов. Потенциальными участниками являются юридические лица или филиалы, индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в новых регионах. Нормы по объему капитальных вложений устанавливаются на первые три года деятельности и осуществляются в размере не менее:

- 1 млн руб. - для IT-проектов и НИОКР;

- 3 млн руб. - для малого и среднего предпринимательства (МСП);

- 30 млн руб. - для иных инвестиционных проектов.

В первый год реализации инвестиционного проекта объем капитальных вложений должен составлять не менее 30 % от общего объема.

Полномочия управляющей компании на площадке свободной экономической зоны осуществляет «Фонд развития территорий», в сферу деятельности которого входит заключение договоров с участниками СЭЗ, а также выполнение функций застройщика объектов инфраструктуры территории.

Экономика Донбасса всегда была экспортоориентированной, включение в цепочки создания стоимости является для республики приоритетным направлением промышленной кооперации и повышения конкурентоспособности регионального производителя. В настоящий момент базовыми для промышленного потенциала ДНР являются 175 предприятий. Фундамент экономики Донбасса составляет тяжелая промышленность, а именно: электроэнергетика, угольная отрасль, черная металлургия, металлообработка и машиностроение, химическая промышленность и производство строительных материалов. Также структуру экономики дополняют: сельское хозяйство, деревообработка, мебельная и целлюлозно-бумажная промышленность. Активно развивается транспортная система. Следовательно, возможности для государственно-частного партнерства могут быть сформированы в различных отраслях экономики.

Для целей восстановления и развития промышленного потенциала Донецкой Народной Республики нами разработана концептуальная модель развития государственно-частного партнерства в промышленности (рис. 2). Детализация основных элементов, представленная в ней, позволяет наглядно репрезентировать широкий инструментарий и возможности реализации механизма государственно-частного партнерства для обеспечения промышленного развития.

Рисунок 2 - Концептуальная модель государственно-частного партнерства в обеспечении промышленного развития

Figure 2 - Conceptual Model of Public-Private Partnership in Ensuring Industrial Development

Заключение. В новых экономических условиях современной высокотехнологичной промышленности принадлежит ключевая роль в удовлетворении возрастающих потребностей общества. Применение эволюционного подхода позволило определить партнерство государства и частного сектора как новую организационную форму экономических отношений, возникающую в результате эволюции экономических систем, которая отражает современный подход к обеспечению промышленного развития. Государственно-частное партнерство в этой сфере является инструментом реализации стратегического направления создания технологического базиса экономики и, следовательно, соотносится с реализуемой на различных уровнях экономической системы промышленной политикой государства. Применение в производственном секторе ДНР государственно-частного партнерства как новой для республики организационной формы экономических отношений посредством создания СЭЗ является реализацией современного подхода к развитию индустриальных экономических систем на основе равноправного и конструктивного взаимодействия государства, бизнеса и общества.

Список источников:

Виленский А.В. Преференциальные экономические зоны в российской экономике // Вестник РАЕН. 2022. Т. 22, № 4. С. 110-114. Г^^Л^^Л 0.52531 /1682-1696-2022-22-4-110-114.

Глазьев С.Ю. Дополнение системы стратегического планирования источниками финансирования // Стратегирова-ние: теория и практика. 2023. Т. 3, № 3 (9). С. 261-276. https://doi.org/10.21603/2782-2435-2023-3-3-261-276.

Качур О.В., Рудаков С.И. Особые экономические зоны как фактор современной глобальной экономики // Современная экономика: проблемы и решения. 2021. № 10 (142). С. 146-156. https://doi.org/10.17308/meps.2021.10/2700.

Кретинин В.А., Карцев Б.В. Особые экономические зоны как институт экономического развития // Муниципальная академия. 2022. № 2. С. 126-129. https://doi.org/10.52176/2304831X_2022_02_126.

Половян А.В., Лепа Р.Н., Гриневская С.Н. Развитие промышленного сектора экономики: оценочные параметры // Вестник Института экономических исследований. 2023. № 3 (31). С. 5-27.

Радыгина С.В., Суворова В.В. Особые экономические зоны как инструмент экономического роста и развития промышленного потенциала России // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. 2020. Т. 30, № 3. С. 346353. https://doi.org/10.35634/2412-9593-2020-30-3-346-353.

Тараш Л.И., Голоднюк Р.А. Государственная программа развития промышленности как механизм реализации промышленной политики активизации интеграционных процессов между Донецкой Народной Республикой и Российской Федерацией // Вестник Института экономических исследований. 2022. № 4 (28). С. 16-26.

References:

Creatinine, V. A. & Kartsev, B. V. (2022) Special Economic Zones as an Institution of Economic Development. Municipal Academy. (2), 126-129. Available from: doi:10.52176/2304831X_2022_02_126. (In Russian).

Glazyev, S. Yu. (2023) Supplementing the System of Strategic Planning with Funding Sources. Strategizing: Theory and Practice. 3 (3 (9)), 261-276. Available from: doi:10.21603/2782-2435-2023-3-3-261-276. (In Russian).

Kachur, O. V. & Rudakov, S. I. (2021) Special Economic Zones as a Factor of Modern Global Economy. Modern Economics: Problems and Solutions. (10 (142)), 146-156. Available from: doi:10.17308/meps.2021.10/2700. (In Russian).

Polovyan, A. V., Lepa, R. N. & Grinevskaya, S. N. (2023) Razvitie promyshlennogo sektora ekonomiki: ocenochnye para-metry [Development of the industrial sector of the economy: estimated parameters]. Vestnik of Institute of Economic Research. (3 (31)), 5-27. (In Russian).

Radygina, S. V. & Suvorova, V. V. (2020) Special Economic Zones as an Instrument of Economic Growth and Development of Industrial Potential of Russia. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya Ekonomika i pravo. (30 (3)), 346-353. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Tarash, L. I. & Golodnyuk, R. A. (2022) Gosudarstvennaya programma razvitiya promyshlennosti kak mehanizm realizacii promysh-lennoj politiki aktivizacii integracionnyh processov mezhdu Doneckoj Narodnoj Respublikoj i Rossijskoj Federaciej [State program of industrial development as a mechanism of implementation of industrial policy of activation of integration processes between the Donetsk People's Republic and the Russian Federation]. Vestnik of Institute of Economic Research. (4 (28)). 16-26. (In Russian).

Vilenskiy, A. V. (2022) Preferential Economic Zones in the Russian Economy. . Vestnik RAEN. 22 (4), 110-114. Available from: doi:10.52531/1682-1696-2022-22-4-110-114. (In Russian).

Информация об авторах Н.В. Шемякина - кандидат экономических наук, доцент, заместитель директора по научной работе Института экономических исследований, Донецк, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=727014

А.А. Пономаренко - научный сотрудник Института экономических исследований, Донецк, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1020816

Вклад авторов

Н.В. Шемякина - разработка концепции исследования, научное редактирование статьи, итоговые выводы.

А.А. Пономаренко - идея, постановка проблемы, цели и задач исследования, написание исходного текста, выводы.

Конфликт интересов:

авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors N.V. Shemyakina - PhD in Economics, Associate Professor, Deputy Director for Scientific Work at the Institute of Economic Research, Donetsk, Russia.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=727014

A.A. Ponomarenko - Research Fellow, Institute of Economic Research, Donetsk, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1020816

Contribution of the authors N.V. Shemyakina - development of the research concept, scientific text editing, final conclusions. A.A. Ponomarenko - idea, problem statement, goals and objectives of the study, source text writing, conclusions.

Conflicts of interests:

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 08.11.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 06.12.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 19.12.2023.

Авторами окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.