УДК 330.322.2:330.34(477.62) JEL O14,O23
ИНВЕСТИЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ1
Шемякина Н.В. канд. экон. наук, доцент, заместитель директора по научной работе, ORCID, е-mail: nshemiakina@mail.ru, ГБУ «Институт экономических исследований», г. Донецк, ДНР, Российская Федерация.
Пономаренко А.А. научный сотрудник отдела финансово-экономических исследований, ORCID, e-mail: ponomarenko.a.a@econri.org, ГБУ «Институт экономических исследований», г. Донецк, ДНР, Российская Федерация.
Аннотация. В статье определено, что стратегическое развитие на любом уровне экономической системы невозможно без определения инвестиционных приоритетов, инвестиционных инструментов и источников инвестиционных ресурсов. Донецкая Народная Республика находится на этапе преодоления нестабильности экономических условий хозяйственной деятельности, депрессивного состояния производственной сферы, резкого падения инвестиционной активности, необходимости последующего перехода к динамичному развитию и экономическому росту. Исследования показали, что
благоприятную экономическую среду определяет потенциальный доступ к источникам финансовых ресурсов, которые могут обеспечить решение задач социально-экономического развития Республики. Доказано, что основой формирования инвестиционных источников в экономике является стратегический подход к реализации государственной политики в финансово-инвестиционной сфере.
Ключевые слова: инвестиции, стратегия, производственно-хозяйственный комплекс, меры государственная поддержки, финансово-инвестиционный процесс.
INVESTMENT ASPECTS OF THE STRATEGIC DEVELOPMENT OF THE INDUSTRIAL AND ECONOMIC COMPLEX OF THE DONETSK PEOPLE'S REPUBLIC
Shemyakina N. V. Candidate of Economic Research, Associate Professor, Deputy Director for Science, ORCID, e-mail: nshemiakina@mail.ru, SFI "Economic Research Institute", Donetsk, DPR, Russian Federation.
Ponomarenko A. A. research associate, Financial and Economic Research Department, ORCID, e-mail: ponomarenko.a.a@econri.org, SFI "Economic Research Institute", Donetsk, DPR, Russian Federation.
1 Статья подготовлена в рамках темы научных исследований I-01-23 0123D000003 «Стратегические направления социально-экономического развития до 2033 года» ГБУ «Институт экономических исследований».
© Н.В. Шемякина, А.А. Пономаренко, 2023
Abstract. The article determines that strategic development at any level of the economic system is impossible without determining investment priorities, investment instruments and sources of investment resources. The Donetsk People's Republic is at the stage of overcoming the instability of the economic conditions, the depressive state of the production sector, a plummet in investment activity, the need for a subsequent transition to dynamic development and economic growth. Studies have shown that a favorable economic environment is determined by potential access to sources of financial resources that can provide a solution to the issues of the social and economic development of the Republic. It is proved that the basis for the formation of investment sources in the economy is a strategic approach to the implementation of state policy in the financial and investment sphere.
Keywords: investments, strategy, industrial and economic complex, state support measures, financial and investment process.
► Введение. Стратегические приоритеты развития территории Донецкой Народной Республики (ДНР) формируются в производственно-хозяйственном комплексе, следовательно, реализация потребности экономики в инвестициях связана с расширением и поддержкой многоотраслевой хозяйственной структуры региона. Вектор индустриального развития для Донецкой Народной Республики определяет необходимость достижения более высокой производительности труда на основе воспроизводства и модернизации технико-технологической базы производства. Особую актуальность в данном контексте приобретают финансово-инвестиционные процессы и выход региональной экономики из инвестиционной паузы, одной из причин которой, на-
ряду с падением экономической активности, вызванной геополитической ситуацией, является слабый финансовый сектор, а точнее, его практическое отсутствие в Республике.
Целью данной статьи является определение стратегических направлений в проведении инвестиционной политики, а именно, выбор приоритетов, источников привлечения и расходования средств, мер и методов государственного регулирования и поддержки, механизмов реализации в целях обеспечения республики инвестиционными ресурсами.
►Данные и методы. В процессе исследования использованы материалы информационных порталов и официальных сайтов органов государственного управления в сфере проведения инвестиционной политики и реализации инвестиционных проектов.
В работе использованы методы логического анализа при определении логики исследования системы стратегического планирования, наблюдения и обобщения при исследовании основ функционирования производственно-хозяйственного комплекса, количественного и качественного анализа при выборе приоритетов и определении источников средств для обеспечения инвестиционного развития.
► Результаты исследования. Финансовый потенциал и источники инвестиций являются сдерживающим фактором инвестиционного процесса создания материальной основы экономики республики. В сложившихся условиях критически важной становится разработка инвестиционной стратегии Донецкой Народной Республики.
Инвестиционная стратегия, как компонент общей стратегии регионального развития и общегосударственной инвестиционной политики, должна отражать цели, задачи, определение инвести-
ционных приоритетов, целевые показатели, инструменты и мероприятия по реализации. Отношения в сфере инвестиционной деятельности на территории Республики регулируются Законом «Об инвестиционной политике и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Донецкой Народной Республике», который устанавливает цели и принципы инвестиционной политики в ДНР, определят формы и условия предоставления государственной поддержки инвесторам1. Реализация инвестиционных проектов, привлечение инвестиций, материальных и финансовых ресурсов определены законом в качестве главных целей инвестиционной политики.
Согласно Стандарту деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, разработанному Агентством стратегических инициатив, к инвестиционным приоритетам относятся территории, отрасли, технологии опережающего развития, осваиваемые виды продукции, работ и услуг, планируемые к реализации проекты2.
В Донецкой Народной Республике проведение инвестиционной политики направлено на обеспечение производства конкурентоспособной продукции, создание благоприятных условий для субъектов инвестиционной деятельности, в числе которых инвестиционный климат, ин-
вестиционный потенциал, инвестиционная активность, масштабные инвестиционные проекты.
Инфраструктура сферы государственной поддержки проведения инвестиционной политики в Донецкой Народной Республике включает Инвестиционный комитет ДНР, инвестиционный портал ДНР, реестры: инвестиционных площадок, инвестиционных предложений, инвестиционных проектов, масштабных инвестиционных проектов, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, специализированную организацию и уполномоченный орган в сфере привлечения инвестиций и оказания содействия инвесторам, Ключевыми институтами поддержки инвестиционной деятельности являются Государственный концерн «Корпорация развития Донбасса» и Фонд развития промышленности ДНР и ПАО «Промсвязьбанк».
Для Донецкой Народной Республики возможно применение различных форм государственной поддержки инвестиционной деятельности, которые приведены на рис. 1.
В российской практике реализации бизнес-сценариев экономического развития используются различные меры, механизмы и инструменты государственной поддержки инвестиционных проектов в различных отраслях и сферах деятельно-сти3.
1 Об инвестиционной политике и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Донецкой Народной Республике: Закон ДНР №444-ПНС [принят Постановлением Народного Совета 17.05.2023 ] [Электронный ресурс] // Народный Совет ДНР: официальный сайт. URL: https://dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/ prinyatye/zakony/zakon-donetskoj -narodnoj -respu-bliki-ob-investitsionnoj -politike-i-gosudarstvennoj -podderzhke-investitsionnoj-deyatelnosti-v-donetskoj-narodnoj-respublike/ (дата обращения 29.08.2023).
2 Стандарт деятельности органов исполни-
тельной власти субъекта Российской Федерации
по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе [Электронный ресурс] // Агентство стратегических инициатив: официальный сайт. URL: https://admtyumen.ru/files/up-load/OIV/D_ipipp/Standart.pdf (дата обращения 29.08.2023).
3 Меры поддержки инвестпроектов [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития Российской Федерации: официальный сайт. URL: https://invest.economy.gov.ru/?query= &supportType=1&limit=8&offset=0 (дата обращения 29.08.2023).
00 00 2 КЗ оп
Ь-Ь
чО I
КЗ
о
Ь-ь
чО
И т гч н я к я к я
гч н я н
> ш
я о я о
я л т гч РЧ Я X
я
гч
гч ^
т Ь| о
га >
я я
я<
КЗ
о
КЗ 00
00 00
Рисунок 1 - Государственная поддержка инвестиционной деятельности в ДНР [Законн]
Ой (й Г5
I
3 а
а о-® 2
* I
® 5
° а 35 Я о о-
§1
ъ ^ а 5
л «
2 ^ о
а: ха 5 Р
о Ой съ а а Я о я а. §
£ а § "§
^ §
* §
о
05 (й а а о
с Я С
Сфера инфраструктуры и стабилизация законодательства.
Соглашение о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) - механизм гарантий неизменности условий реализации инвестиционных проектов, возмещение затрат инфраструктурного строительства, уплата процентов по займам и кредитам.
Новые инвестиционные проекты (Программа 1704) - механизм реструктуризации бюджетных кредитов при финансировании инфраструктуры для нового инвестиционного проекта за счет средств регионального бюджета в любой форме, предусмотренной законодательством: снижение государственного долга на сумму налогов, уплаченных в результате реализации нового инвестиционного проекта (проекты могут реализовываться в 13 сферах экономики).
Сфера финансирования.
Государственно-частное партнерство (ГЧП) - механизм, предусматривающий возможность софинансирования инвестиционного проекта публичной стороной в форме предоставления капитального гранта, платы концедента или обеспечения минимального гарантированного дохода (МГД) на различных этапах реализации проекта (создание - реконструкция -эксплуатация), реализуется в форме концессионного соглашения (КС) и соглашения о государственном/муниципальном партнерстве (СГЧП/МГЧП). Для целей реализации соглашений (КС и СГЧП/ СМГЧП) концедент может предоставить земельный, лесной или водный участок.
Механизм поручительств ВЭБ.РФ -упрощает доступ к банковскому кредитованию на основании поручительства ВЭБ.РФ, согласно которому банк принимает обязательство по покрытию заемщику проблемного долга в размере 50% -90% кредита. Мера государственной поддержки оказывается в рамках 2-х программ: поддержка предприятий реального сектора - системообразующих и малого и
среднего бизнеса (МСП) в отраслях обрабатывающей промышленности, АПК, П-сектора, транспорта на стадии завершения инвестиционного проекта; приобретение приоритетной для импорта продукции.
Программа «Фабрика проектного финансирования» - механизм финансирования инвестиционных проектов с участием уполномоченных банков и Внешэкономбанка РФ (ВЭБ.РФ) в приоритетных отраслях и секторах российской экономики с использованием синдицированного кредита (займа). Мерой государственной поддержки является субсидия по возмещению расходов по кредитам и займам на страхование процентного риска и увеличение объемов кредитования инвестиционных проектов в рамках Фабрики. Программа предусматривает следующие инструменты поддержки проектов: хеджирование процентных рисков заемщиков за счет субсидий Правительства РФ; формирование резервов по кредитам и займам, предоставляемым в рамках Программы, и особый порядок расчета достаточности капитала для российских кредитных организаций; Транш «А» - специальное ценообразование в рамках транша ВЭБ.РФ; Транш «В» - поддержка инвесторов, испытывающих недостаток собственных средств, и в случае возникающих дополнительных процентных расходов на инвестиционной стадии.
Инвестирование средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) -применяется для реализации сверхкрупных инфраструктурных проектов, обеспечивает реальные инвестиции в экономике. Зв счет средств Фонда государство выкупает акции или облигации инициатора проекта, либо осуществляет кредитование проекта посредством размещения ценных бумаг на депозите ВЭБ.РФ, кроме того, особенностями данного механизма являются: длительный срок финансирования -25-30 лет; существенный объем кредит-
ного предложения - отсутствие ограничений на предельную стоимость финансируемого проекта и широкий инструментарий привлечения средств Фонда - корпоративные облигации, включая «зеленые» и инфраструктурные, акции и долевое участие в уставном капитале инициатора проекта, размещение средств на депозите ВЭБ.РФ для финансирования проектов реального сектора экономики.
Программа льготного кредитования субъектов МСП (Программа 1764) - кредиты предоставляются предпринимателям, которые работают в конкретных отраслях: розничная и оптовая торговля, наука и техника, здравоохранение, образование, ресторанный бизнес, бытовые услуги, внутренний туризм, обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство. Льготное кредитование предоставляется на конкретные цели: инвестиционные, пополнение оборотных средств, развитие предпринимательской деятельности, рефинансирование. По программе 1764 предприниматели могут получить кредиты в 94 уполномоченных банках-участниках.
Зонтичные поручительства АО «Корпорация «МСП» - механизм «зонтичных» поручительств представляет собой гарантию Корпорации МСП банку в отношении исполнения обязательств предпринимателя по кредиту, и покрывает до 50% суммы кредита; размер поручительства и сроки кредита могут быть различные. Предпринимателю поручительство предоставляется бесплатно, в «одном окне» при получении кредита, оплата комиссии осуществляется банком. Кредит под поручительство можно получить под следующие цели: пополнение оборотных средств, развитие бизнеса, рефинансирование кредита.
Программа стимулирования кредитования субъектов МСП АО «Корпорация «МСП» - льготное кредитование на
инвестиционные цели, пополнение оборотных средств и рефинансирование полученных ранее займов в 59 банках-партнерах для малого и среднего бизнеса. В рамках инвестиционных кредитов средства предоставляются на покрытие капитальных затрат - не менее 70% совокупной величины инвестиционных кредитов; текущих расходов по реализации сопутствующих мероприятий - не более 30% совокупной величины инвестиционных кредитов. Размер кредитования: для микропредприятий - до 200 млн руб., для малых предприятий - до 500 млн руб., для средних предприятий -до 2 млрд руб. Конечная ставка по кредитам - 3%, 4% и 5% соответственно размеру предприятий.
Совмещенная программа льготного кредитования субъектов МСП на инвестиционные цели (Программа 1764 и Программа стимулирования кредитования (ПСК), реализуемая Банком России и АО «Корпорация МСП») - механизм поддержки субъектов МСП, имеющих инвестиционные проекты, в том числе, в сфере импортозамещения. Суть механизма заключается в том, что кредитный договор на инвестиционные цели заключается по Программе 1764 и рефинансируется в рамках Программы стимулирования кредитования (ПСК). Финансирование в рамках инвестиционного кредита можно получить под следующие цели: покрытие капитальных затрат - не менее 70% совокупной величины инвестиционных кредитов; текущих расходов, связанных с реализацией сопутствующих мероприятий -не более 30% совокупной величины инвестиционных кредитов. Реализацию программы поддерживают 48 уполномоченных банков.
Кластерная инвестиционная платформа - механизм льготного кредитования промышленных предприятий, реализующих инвестиционные проекты по производству приоритетной продукции,
перечень которой устанавливается на основе отраслевых планов импортозамеще-ния и перечня критических материалов, комплектующих и сырья Межведомственной комиссией Министерства промышленности и торговли РФ. Консультационные услуги по разработке инвестиционного проекта и вопросам применения государственных мер поддержки оказывает Фонд развития промышленности (ФРП), вопросы финансирования инвестиционного проекта рассматриваются совместно с банком.
Программа льготного кредитования в сфере информационных технологий (поддержка проектов по разработке и внедрению российских решений в сфере информационных технологий) - механизм льготного кредитования разработки и внедрения российских решений в сфере информационных технологий в различных отраслях экономики. Ставка льготного финансирования 1% - 5% годовых на реализацию новых и текущих проектов. Размер льготного кредита на один проект - 5 млн руб. - 5 млрд руб., на комплексную программу из нескольких проектов - 500 млн руб. - 10 млрд руб.
Грант на внедрение российских П-решений - механизм программы поддержки проектов по внедрению российских решений в сфере П-технологий направлен на определение победителей конкурсного отбора с последующим предоставлением гранта на реализацию особо значимых инвестиционных проектов. Срок реализации от 6 до 30 месяцев. Размер гранта - 10 млн руб. - 6 млрд руб. Необходимым условием для предоставления гранта является включение инвестиционного проекта в перечень особо значимых проектов (ОЗП)1.
1 Особо значимый проект (ОЗП) - ключевой проект по внедрению российских решений в сфере информационных технологий, реализация которого направлена на устранение рисков и последствий антироссийских санкций, в т.ч. путем замещения зарубежных аналогов российскими ре-
Поддержка проектов первого масштабного внедрения российских решений в сфере информационных технологий - механизм предоставления грантов российским организациям-заказчикам, осуществляющим пилотное внедрение отечественных цифровых технологий (продуктов, сервисов и платформенных решений), направленных, в том числе, на импо-ртозамещение иностранного программного обеспечения, и/или программно-аппаратных комплексов. Применяется в целях преобразования технологических или бизнес-процессов, использования российских решений в предоставлении цифровых сервисов, совершенствования собственных продуктов. Пилотные проекты имеют сроки реализации от 6 до 36 месяцев. Размер гранта 20 млн руб. -700 млн руб. Финансирование из внебюджетных источников должно составлять не менее 20% сметы проекта и сметы каждого этапа пилотного проекта.
Субсидирование приобретения программного обеспечения для МСП - механизм программы поддержки направлен на возмещение субъектам малого и среднего бизнеса недополученного дохода правообладателя от предоставления российского программного обеспечения по льготной цене в размере 50% от средней рыночной цены.
Меры поддержки АО «Кавказ.РФ» -содействие на территории Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) реализации инвестиционных проектов, имеющих экономическую эффективность для развития отраслей экономики и формирования благоприятной инвестиционной среды в СКФО на принципах партнерских отношений между органами госу-
шениями, и (или) обеспечение ускоренного развития ИТ-отрасли в России. Перечень ОЗП должен быть утвержден протоколом президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.
дарственной власти и бизнес-сообществом. Приоритетами инвестиционной политики являются различные отрасли и сферы деятельности (промышленность, сельское хозяйство и рыболовство, туризм, в том числе, медицинский, транспортировка и хранение, ^-технологии, добыча полезных ископаемых, строительство, энергетика, экологические проекты).
Льготное кредитование инвестиционных проектов в моногородах - целевое назначение кредитов: инвестиционный проект моногорода, способствующий созданию рабочих мест; инвестиционный проект в моногородах с введенным режимом чрезвычайной ситуации федерального характера. Размер ставки льготного кредита - до 5% годовых, сумма кредита - 5млн руб. - 1млрд руб.
Сфера налогообложения и тарифов.
Инвестиционная тарифная льгота -механизм освобождения от уплаты импортных пошлин на высокотехнологичное оборудование, в т. ч. комплектующие и запасные части, сырье и материалы, аналоги которых не производятся в ЕАЭС, необходимые для реализации инвестиционных проектов в 73 приоритетных отраслях экономики - транспорт, сельское хозяйство, обрабатывающая промышленность, строительство, туризм рекреация и другие. Поддержка инвесторов в виде снижения стоимости ввозимых на территорию РФ технологичных товаров в рамках реализации инвестиционных проектов за счет уплаты импортных пошлин составляет 2% - 17,5%.
Преференциальные режимы.
Территории опережающего развития (ТОР) - экономическая зона, имеющая льготные налоговые условия и особый правовой режим ведения бизнеса; формирование благоприятного инвестиционного климата позволяет привлекать
инвестиции и обеспечивать ускоренное социально-экономическое развитие, создавать комфортные условия для обеспечения жизнедеятельности населения. Размер налоговых льгот составляет: по налогу на прибыль - федеральный бюджет -0% сроком на 5 лет, региональный бюджет - 5% сроком на тот же период, на последующие 5 лет в федеральный бюджет уплачивается 2%, в региональный - не менее 10%; налог на имущество - 0% сроком на 5 лет; земельный налог - 0% на 5 лет. Предусматривается возможность использования инструментов поддержки моногородов ВЭБ.РФ: софинансирование инициаторами инвестиционных проектов в моногородах расходов бюджетов различных уровней при реализации мероприятий по строительству и/или реконструкции объектов инфраструктуры в рамках реализации проектов; государственное участие в финансировании в форме предоставления инициаторам инвестиционных проектов займов, направленных на финансирование капитальных вложений и/или текущей деятельности, содействие в подготовке инвестиционного проекта. В моногородах ТОР создается на период 10 лет с возможностью продления на 5 лет (решение Правительства РФ), для закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) период действия ТОР составляет 10 лет.
Особые экономические зоны (ОЭЗ) - механизм преференций по налоговому режиму (табл. 1), по аренде земли (аренда без торгов, льготная ставка по аренде земли - 2% от кадастровой стоимости), режим свободной таможенной зоны для предпринимателей с гарантией стабильного (неизменного) налогового законодательства, таможенного регулирования, градостроительной деятельности и прочее на период действия ОЭЗ.
Таблица 1 - Налоговые льготы, применяемые в ОЭЗ
Вид налога Общий режим Режим ОЭЗ Срок действия
Налог на прибыль 20% 2% - 15,5% устанавливается федеральным законодательством и региональным законодательством субъектов РФ
Налог на имущество 2,2% 0% 10 лет
Налог на землю 1,5% 0% 5 лет
Транспортный налог 0,01 - 7,61 до 0 устанавливается региональным законодательством субъектов РФ
НДС 20% 0% для резидентов портовой ОЭЗ на период действия ОЭЗ
*в т. ч. в федеральный бюджет - 2%; в региональный бюджет - 0% - 13,5%
Анализ мер государственной поддержки инвестиционных процессов и российской практики реализации инвестиционных проектов позволил выделить основные мероприятия по повышению инвестиционной активности в виде программ, механизмов и инструментов, а именно - капитальные и прочие гранты, покрытие части проблемного долга, синдицированный и другие формы кредита, инструменты рынка ЦБ, льготное кредитование, денежные поручительства, субсидирование, в том числе, процентной ставки по кредиту, налоговые льготы, территории со специальным экономически режимом. Ключевыми государственными институтами, способствующими продвижению инвестиционных проектов в экономике, являются Внешэкономбанк (ВЭБ.РФ), АО «Корпорация МСП», Фонд развития промышленности, Агенство стратегических инициатив.
В настоящий момент базовыми для промышленного потенциала ДНР являются 175 предприятий. Фундаментом экономики Донбасса является тяжелая
1 Корпорация развития Донбасса [Электронный ресурс] // Государственный концерн «Корпорация развития Донбасса»: официальный сайт. URL: https://krdonbass.ru/ (дата обращения 29.08.2023)
2 Анализ инвестиционной деятельности: итоги первого полугодия 2022 года [Электронный
промышленность, а именно, электроэнергетика, угольная отрасль, черная металлургия, металлообработка и машиностроение, химическая промышленность и промышленность строительных материалов. Также структуру экономики формируют сельское хозяйство, деревообработка, мебельная промышленность, целлюлозно-бумажная промышленность. Активно развивается транспортная система1. Следовательно, возможности для инвестиций могут быть сформированы в различных отраслях экономики.
Донецкая Народная Республика стремится к поддержанию позитивной динамики вложения инвестиций в основной капитал, несмотря на сложные экономические условия, что выражается в увеличении объема капитальных инвестиций в различные виды экономической деятель-ности2.
Общий прирост объема капитальных инвестиций за I-е полугодие 2022 года составляет 26,08% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
ресурс]. URL: https://yandexwebcache.net/yandbtm? fmode=inj ect&tm//xn--80ahqgj addr. xn--p 1 ai/analiz-investicionnoj-deyatelnosti-itogi-pervogo-polugodi ya/&l10n=ru&mime=html&sign=cf0b08cbc8da41fa8 0e45250e844cf00&keyno=0 (дата обращения 29.08.2023)
Наибольший удельный вес по объему капитальных инвестиций по видам экономической деятельности приходится на промышленность - 34,15% от общего объема инвестиций за январь-июнь 2022 г.
В структуре промышленности лидером по объему инвестиций остается перерабатывающая промышленность - 49,34% от общего объема инвестиций в промышленность за январь-июнь 2022 г. Доля инвестиций в перерабатывающую промышленность за 1 -е полугодие 2022 года увеличилась на 1,57 п.п. Наибольшее увеличение инвестиционной активности предприятий наблюдалось в сфере производства готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования, производства пищевых продуктов и напитков, а также производства кокса и продуктов нефтепереработки.
Ключевыми вызовами для реализации индустриального вектора развития ДНР в настоящее время является целый ряд нерешенных проблемных вопросов развития инвестиционной сферы системного характера, имеющих субъективные и объективные предпосылки возникновения:
«сжатие» инвестиционного ресурса - возникновение цепной реакции в экономике Республики в виде спада объемов производства и экономической активности;
отсутствие современной инвестиционной и финансовой инфраструктуры как базовой основы развития рынка инвестиций;
отсутствие сформулированной инвестиционной политики с определением основных факторов и элементов обеспечения притока инвестиций в экономику: выбор приоритетных направлений, источников и методов финансирования инвестиций;
недостаточная координация государственных органов в разработке комплекса мер по расширению инвестиционной деятельности и формированию инвестиционного климата;
обеспечение эффективного взаимодействия государства с частными инвесторами, инвестиционными фондами и институтами развития в целях реализации инвестиционных проектов;
ограничения реализации функций финансовой системы для обеспечения движения и воспроизводства капитала.
Для достижения стратегических приоритетов стимулирования инвестиционных процессов в экономике Республики необходимо решение следующих задач:
создание условий развития благоприятного инвестиционного климата и стимулирования потока инвестиций;
совершенствование среды ведения бизнеса в Донецкой Народной Республике;
повышение эффективности мер государственной поддержки и координация инвестиционной деятельности;
развитие инвестиционно-институциональной инфраструктуры, доступность инвестиционных ресурсов, формирование рынка инвестиций;
развитие кадрового потенциала в инвестиционной сфере;
инвестиционная позиция в авторитетных рейтингах инвестиционной привлекательности субъектов РФ.
Реализацию поставленных задач в повышении инвестиционной привлекательности ДНР обеспечивают следующие направления действий:
1) «Создание благоприятного инвестиционного климата»:
определяющими условиями для создания благоприятного инвестиционного климата является набор базовых факторов: законодательная база, существующая
инвестиционно-институциональная инфраструктура, конкретные условия применения мер государственной поддержки инвестиционной деятельности, система сопровождения и продвижения проектов, конкурентные преимущества территории, обеспечиваемые проводимой инвестиционной политикой;
формирование системы нормативных правовых документов в сфере поддержки и защиты прав инвесторов и предпринимателей, совершенствование земельного законодательства, законодательства о промышленной деятельности, поддержке субъектов инновационной и научно-технической деятельности, технопарках, особых экономических зонах, прочее;
внедрение «лучших практик» и инструментов реализации инвестиционной политики;
обеспечение эффективности взаимодействия государственных органов власти и бизнес-сообщества.
2) «Развитие инвестиционного потенциала»:
диверсифицированная структура экономики как ключевой параметр социально-экономического развития и инвестиционной привлекательности;
развитая инвестиционно-институциональная инфраструктура, обеспечивающая реализацию инвестиционных процессов в экономике;
масштабирование применения механизмов государственно-частного и му-ниципально-частного партнерства в различные сферы и отрасли экономики;
повышение компетенций и качества человеческого капитала в инвестиционной сфере.
3) «Стимулирование инвестиционной активности»:
снижение административных барьеров для осуществления инвестиционной деятельности;
формирование условий и предпосылок для интеграции в инвестиционный процесс различных групп инвесторов и привлечения инвестиций различных форм собственности;
развитие многоуровневой системы государственной поддержки субъектов инвестиционной деятельности в ДНР;
обеспечение гарантий государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности;
доступность интерактивных сервисов для осуществления инвестиционной деятельности, реализация мероприятий по сопровождению инвестиционных проектов по принципу «единого окна»;
доступность необходимой для инвесторов информации, развитие специализированного интернет-портала об инвестиционной деятельности в Донецкой Народной Республике - Инвестиционный портал Донецкой Народной Республики;
налоговые льготы, финансовая и имущественная поддержка инвесторов.
4) «Масштабные инвестиционные проекты»:
обеспечение инвестиционного роста за счет реализации крупных инфраструктурных проектов, проектов в промышленности и АПК с привлечением государственного финансирования, средств государственных корпораций и акционерных обществ с государственным участием;
формирование пула инвестиционных проектов, имеющих стратегическое значение для развития Донецкой Народной Республики;
создание реестра и интерактивной карты инвестиционных площадок, расположенных на территории Донецкой Народной Республики, предлагаемых потенциальным инвесторам для размещения предприятий;
поддержка и сопровождение проведения крупных инвестиционных проектов
- функционирование институтов развития, координационных и совещательных органов с участием субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности (инвестиционные советы, в т.ч. с участием кредитных организаций, правительственные комиссии);
создание и развитие инновационной инфраструктуры, конкретных инвестиционных проектов с высоким мультипликативным эффектом - территорий опережающего социально-экономического развития, особых экономических зон, пр.
► Выводы и дальнейшая дискуссия. Масштаб накопившихся противоречий в экономике ДНР, испытывающей влияние кризиса вследствие усиления геополитической напряженности, обуславливает необходимость осмысления путей достижения поставлен-
ных целей, используя научно обоснованные подходы к решению неотложных проблем современного этапа развития, особенно в аспекте инвестиционного обеспечения промышленного развития.
Применение стратегического подхода к инвестиционному обеспечению промышленного развития позволяет сформулировать целевое видение и задачи инвестиционной политики, направленные на продвижение образа Донецкой Народной Республики как территории, привлекательной для инвестиций.
В данном контексте разработка инвестиционной стратегии должна стать основой для формирования и реализации государственной политики в сфере проведения активной инвестиционной политики и обеспечения экономики Донецкой Народной Республики инвестиционными ресурсами.
Статья поступила в редакцию 29.08.23