Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА'

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
149
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА «ФИНАНСОВОГО ФОРСАЖА» / ЦЕЛЕВОЕ КРЕДИТОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зинченко О.И.

В статье рассмотрена теоретическая основа экономического императива социально-экономической безопасности государства. Предложена система поэтапного развития и расширения возможностей кредитования реального сектора экономики ДНР («дорожная карта») на основе государственной политики «финансового форсажа» и посредством создания государственного кредитного института, что позволит сформировать основу механизма реализации экономического императива социально- экономической безопасности Донецкой Народной Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC IMPERATIVE OF THE SOCIAL AND ECONOMIC SECURITY OF THE STATE

The article considered the theoretical basis of the economic imperative of the social and economic security of the state. A system of gradual development and expansion of opportunities for lending to the real sector of the economy of the DPR (“road map”) was suggested, on the basis of the state policy of “financial afterburner” and through the creation of a state credit institution, which would allow to form the basis for the mechanism for implementing the economic imperative of social and economic security of the Donetsk People's Republic.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА»

Экономическая теория

УДК 338.2

О.И. ЗИНЧЕНКО, старший преподаватель кафедры «Экономическая теория», e-mail: o.zinchenko@donnu.ru

ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет», г. Донецк, ДНР

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

В статье рассмотрена теоретическая основа экономического императива социально-экономической безопасности государства. Предложена система поэтапного развития и расширения возможностей кредитования реального сектора экономики ДНР («дорожная карта») на основе государственной политики «финансового форсажа» и посредством создания государственного кредитного института, что позволит сформировать основу механизма реализации экономического императива социально-экономической безопасности Донецкой Народной Республики.

Ключевые слова: экономический императив, социально-экономическая безопасность государства, государственная политика «финансового форсажа», целевое кредитование.

Zinchenko O.I. Economic imperative of the social and economic security of the state.

The article considered the theoretical basis of the economic imperative of the social and economic security of the state. A system of gradual development and expansion of opportunities for lending to the real sector of the economy of the DPR ("road map") was suggested, on the basis of the state policy of "financial afterburner" and through the creation

of a state credit institution, which would allow to form the basis for the mechanism for implementing the economic imperative of social and economic security of the Donetsk People's Republic.

Keywords: economic imperative, social and economic security of the state, state policy of "financial afterburner", lending for specific purposes.

Одной из важнейших теоретических и практических задач в области экономики является разработка эффективного механизма реализации имеющегося потенциала экономического роста и развития государства, что обуславливает научный дискурс вокруг инструментов, рычагов, методов и приоритетных направлений государственной политики с целью мультипликации совокупности всех имеющихся возможностей национальной экономики и достижения поставленных перед государством социально-экономических задач. Одной из фундаментальных задач является обеспечение социально-экономической безопасности государства.

Цель статьи - раскрыть механизм реализации экономического императива социально-экономической безопасности Донецкой Народной Республики.

В современных условиях обеспечение социально-экономической безопасно-

© О.И. Зинченко, 2022

сти государства невозможно вне вектора модернизации производства и развития экономики. Для осуществления необходимого структурного маневра в экономике необходим мощный инициирующий импульс формирования и обновления основного капитала.

Соответственно, современным экономическим императивом социально-экономической безопасности государства должно стать создание благоприятных условий для привлечения инвестиций и реализации инновационных проектов с целью увеличения валового накопления основного капитала предприятий реального сектора экономики.

Учеными ФБНУ «Институт макроэкономических исследований» (ИМЭИ) Минэкономразвития России Т.Н. Маршо-вой и В.И. Истоминым был рассмотрен опыт стран, прошедших период догоняющего развития, по созданию и модернизации производственного потенциала. Авторы пришли к выводу, что одним из необходимых условий реализации стратегии догоняющего развития является высокая доля валового накопления основного капитала, а именно не менее 25-30% ВВП. Среди первостепенных задач с целью успешной реализации модели догоняющего развития для Российской Федерации обозначено стимулирование процесса капиталообразования [1].

Важно отметить, что с точки зрения Т.Н. Маршовой и В.И. Истомина непременными условиями модернизационных преобразований являются [1]: высокая норма валового накопления основного капитала; индустриализация экономики, активное развитие промышленного сектора и его диверсификация; интенсивное технологическое развитие и всемерное государственное содействие этому процессу путем создания соответствующих условий для развития образования, науки и т.д.

С. Глазьев делает акцент на технологиях устойчивого рефинансирования

расширенного воспроизводства и доступного кредита, в частности. «Для обеспечения расширенного воспроизводства российская экономика нуждается в существенном повышении уровня монетизации, расширении кредита и мощности банковской системы ... что требует увеличения предложения ликвидности и активизации роли ЦБ как кредитора последней инстанции. основные проблемы в российской экономике вызваны не избытком денежного предложения и связанных с ним финансовых пузырей, а хронической недомонетизацией экономики...» [2, с. 148].

Как известно, уровень монетизации экономики характеризует объем долговых активов в экономике (кредитов, облигаций, лизингового финансирования и других долговых инструментов), который обслуживает экономический оборот в процессе воспроизводства. Отсюда, увеличение предложения ликвидности, важно подчеркнуть, при условии трансформации кредитных ресурсов в инвестиции, будет способствовать: модернизации и расширению производства; увеличению загрузки производственных мощностей реального сектора экономики, что обусловит снижение издержек и как следствие создаст потенциал для снижения цен и сдерживания инфляции; увеличению деловой активности в экономике в целом.

Анализ официальных статистических данные позволяет сделать выводы о том, что высокий уровень монетизации экономики не провоцирует однозначный рост инфляции. Так, уровень монетизации экономики (как отношение широкой денежной массы к ВВП в процентах (Broad Money / GDP, %) и годовой темп роста потребительских цен в 2020 г. в Российской Федерации составили 70% и 3,4% соответственно, в то время как: в Сингапуре -153% и -0,2%, Южной Корее - 165% и 0,5 %, Китае - 211% и 2,4%, Вьетнаме -

178% и 3,2%, Японии - 281% и 0% соответственно [3]. Таким образом, необходимость ограничения денежной массы для успешного осуществления макроэкономической стабилизации не подтверждается.

Более того, опыт Российской Федерации 2000-2013 гг. позволяет заключить, что с точки зрения обеспечения экономического роста преимущества от монетизации превышают ее инфляционные риски [2, с. 124].

С точки зрения С. Глазьева, увеличение предложения ликвидности для формирования источников финансирования инвестиций может быть только за счет целевой кредитной эмиссии в соответствии с централизованно устанавливаемыми приоритетами [2, с. 149].

Целевая кредитная эмиссия, обоснованная установленными государством задач долгосрочного развития экономики и объективной потребностью кредитных ресурсов со стороны приоритетных сфер хозяйственной деятельности, как нам представляется, является необходимым шагом государственной политики «финансового форсажа».

Потенциал экономического роста Донецкой Народной Республики с точки зрения коллектива авторов ГБУ «Институт экономических исследований» [4, с. 31] определяются как позитивными -наличие сырьевых ресурсов, относительно высокое качество человеческого капитала, наличие производственного потенциала, так и негативными факторами -слабые институты, отсутствие инвестиций для модернизации производства, ограниченные возможности для структурного маневра в целях обновления и развития экономики.

Несомненно, важным шагом по созданию условий, способствующих экономическому росту, поддержке отечественного производителя, запуску новых предприятий, созданию новых рабочих мест,

повышению конкурентоспособности отечественной продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынке является Республиканская программа по стимулированию отечественного производства на 20212022 гг. (утверждена Постановлением Правительства ДНР от 19.07.2021 г. № 50-6) [5].

Согласно паспорту Программы, основанием разработки является Закон Донецкой Народной Республики «О республиканских программах» № 80-1НС от 02.10.2015 г. (с изменениями), а также Постановление Совета Министров Донецкой Народной Республики от 17.12.2016 г. № 13-2 «Об утверждении Порядка разработки и реализации республиканских программ Донецкой Народной Республики» [5]. Однако, с нашей точки зрения, такая программа должна быть также разработана на основании базового документа стратегического планирования - Законе «О системе стратегического планирования» (который Распоряжением Правительства ДНР от 09.12.2021 г. № 315 внесен в Народный Совет и на данный момент находится на рассмотрении в Комитете НС по бюджету, финансам и экономической политике (законопроект № 1245). Поскольку стратегическое планирование является одной из важнейших функций государственного управления и представляет собой деятельность государственных органов власти и органов местного самоуправления по целеполаганию (установка стратегических направлений развития, целей, задач), прогнозированию (разработка наиболее вероятных направлений развития), планированию и программированию (программно-целевой метод) социально-экономического развития государства, отдельных административно-территориальных единиц, отраслей экономики и иных сфер государственного управления, в т.ч. в сфере государственной безопасности [6]. Согласованность

Республиканской программы по стимулированию отечественного производства с целями государственного стратегического планирования имеет принципиальное значение и позволит достичь мультиплицированного эффекта, способствующего экономическому росту и развитию Республики.

Кроме того, согласно паспорту Программы, финансирование не предусматривается. В свою очередь, «одной из форм поддержки субъектов хозяйственной деятельности могут быть: Фонд развития сельского хозяйства Донецкой Народной Республики и Фонд развития промышленности Донецкой Народной Республики». С нашей точки зрения, в ДНР целесообразно создание государственного кредитного института (на принципах государственного внебюджетного инвестиционно-кредитного фонда) - Национального института развития (далее - НИР), содействующего реализации государственной социально-экономической политики, повышению конкурентоспособности национальной экономики и ее модернизации (опыт государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» Российской Федерации).

В Программе [5] Фонд развития сельского хозяйства Донецкой Народной Республики представлен как часть средств Республиканского бюджета ДНР, направленных на оказание государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям для стимулирования развития сельского хозяйства. Формирование же капитала НИР может также осуществляться путем эмиссии его долгосрочных облигаций, в соответствии с государственной инвестиционной программой и выкупаемых ЦРБ (и включаемых в его ломбардный список), юридическими и физическими лицами, резидентами и нерезидентами. Создание НИР позволит не только реализовать задачи, возложенные на указанные фонды, сохранить целевой принцип использования бюджетных

средств, но и послужит ключевым институтом государственной политики «финансового форсажа» за счет внутренних источников монетизации.

В связи с этим, государственная политика «финансового форсажа» за счет внутренних источников монетизации на условиях расширения долго- и среднесрочного рефинансирования, прежде всего, государственного кредитного института (и, во вторую очередь, коммерческих банков) под обязательства производственных предприятий и уполномоченных органов государственного управления позволит увеличить объем кредитования инвестиций в перспективные направления экономического роста Республики.

Таким образом, механизм реализации указанного ранее экономического императива социально-экономической безопасности государства в ДНР предполагает следующую дорожную карту развития и расширения возможностей кредитования предприятий реального сектора экономики ДНР (рис. 1).

В рамках 1-го этапа предполагается:

1. Принятие базового документа стратегического планирования - законопроекта «О системе стратегического планирования».

2. На основании целеполаганий стратегического планирования разработка комплексного проекта концепции денежно-кредитной политики ДНР на средне- и долгосрочный период, с целевой функцией стимулирования экономического роста и развития ДНР, повышения благосостояния населения.

3. Совершенствование законодательства ДНР, регулирующее общеэкономические отношения с учетом специфики отдельных сторон во всех сферах и отраслях экономики. Так, например, законодательное закрепление в перечне целей государственной денежно-кредитной политики и деятельности Центрального Рес-

Источник: разработано и составлено автором

Рис. 1. «Дорожная карта» развития и расширения возможностей кредитования

реального сектора экономики ДНР

публиканского Банка ДНР создание условий для экономического роста, увеличения инвестиций; вступление в силу Закона «О рынке ценных бумаг».

4. Расширение инфраструктуры, позволяющей производить операции посредством платежных карт; дальнейшее развитие платежной системы.

В рамках 2-го этапа предполагается создание государственного кредитного института (на принципах государственного внебюджетного инвестиционно-кредитного фонда) - Национального института развития (НИР), содействующего реализации государственной социально-экономической политики, повышению конкурентоспособности национальной экономики и ее модернизации. Цели и функции, возлагаемые на НИР, в наиболее общем виде представляются через финансирование инвестиционных проектов национального значения, направленных на: развитие инфраструктуры промышленности и социальной сферы; капитало-образвание в реальном секторе экономики; лизинг (в особенности отечественной техники). Реализация подобных проектов будет способствовать модернизации экономики, что даст импульс серьезным экономическим преобразованиям в Республике.

На 3-м этапе предполагается:

1. Реализация цели деятельности Центрального Республиканского Банка согласно п. 3 ст. 3 закона «О Центральном Республиканском Банке ДНР» [7] «развитие кредитных отношений, участие в кредитовании юридических и физических лиц», через:

а) создание двухуровневой банковской системы;

б) если создание двухуровневой банковской системы не представляется возможным - развитие кредитных отношений через многоканальное участие в кредитовании юридических и физических

лиц Центральным Республиканским Банком, а также практику депозитных линий.

Важно отметить, с точки зрения О. Шакуры и Н. Броваря, несмотря на то, что уставный капитал ЦРБ ДНР является государственной формой собственности, ЦРБ ДНР является формально независимым финансовым институтом, исходя из функционального назначения, а не по признаку принадлежности к государственным или частным институтам [8, с. 18].

В условиях двухуровневой банковской системы:

осуществление ЦРБ целевого (согласно системе стратегического планирования) рефинансирования коммерческих банков под спрос предприятий приоритетных видов деятельности частного сектора экономики.

Такие специальные стимулирующие кредитные линии предполагают минимальную ставку процента, не превышающую среднюю норму прибыли в соответствующей отрасли (с учетом банковской маржи). Сроки предоставления кредитов должны учитывать длительность научно-производственного цикла в отрасли заемщика, т.к. краткосрочные кредиты не позволят достичь предполагаемого социально-экономического эффекта, а именно в полной мере восстановлению деловой активности, расширению и модернизации производства.

осуществление институтом развития долго- и среднесрочного целевого (так же согласно системе стратегического планирования) льготного кредитования предприятий приоритетных видов деятельности преимущественно государственного сектора экономики и в исключительных случаях - частного сектора. Наиболее эффективным образом это может быть реализовано на основе государственных программ ДНР.

В условиях одноуровневой банковской системы:

осуществление ЦРБ целевого (согласно системе стратегического планирования) долго- и среднесрочного рефинансирования института развития;

реализация Национальным институтом развития льготного долго- и среднесрочного целевого кредитования (финансирования) предприятий приоритетных видов деятельности преимущественно государственного сектора экономики и в исключительных случаях - частного сектора.

Как в условиях двухуровневой, так и одноуровневой банковской системы, целевое рефинансирование и целевое кредитование должно осуществляться на основании результатов экспертизы проектов, проводимой уполномоченным органом, например, комитетом (отделом) Министерства экономического развития, согласно законодательно закрепленной системе стратегического планирования в

ДНР.

Приоритетными направлениями такого финансирования могут быть:

экспортоориентированные предприятия реального сектора экономики ДНР, а также инфраструктурные проекты, жилищное строительство (в т.ч. ипотека), сельское хозяйство. Так, целевое кредитование конкретных проектов, предусматривает выделение денежных средств исключительно на оплату установленных расходов без перечисления денежных средств на счет заемщика;

производственные предприятия, сбыт продукции, которых гарантирован экспортными контрактами, госзаказами, договорами с внутренними потребителями и торговыми сетями. Так, целевое кредитование по минимальной ставке на срок от 1 до 5 лет под обязательства предприятий должно предполагать жесткий контроль за целевым использованием денежных средств исключительно на производственные нужды;

субъекты хозяйствования частного сектора экономики при условии встречных обязательств перед государством по производству определенной (социально-значимой) продукции (или оказанию услуг) в определенном объеме в определенные сроки по определенным ценам. Невыполнение обязательств должно вести к образованию долга перед государством в размере стоимости непроизведен-ной продукции;

предприятия, деятельность которых способствует реализации государственной программы импортозамещения. Отсюда, прежде всего, необходима разработка государственной программы им-портозамещения, предполагающей, помимо прочего, запрет на импорт и лизинг за государственные средства (бюджета и средств госкомпаний) любой продукции, аналоги которой производятся в ДНР.

Таким образом, экономический императив обеспечения социально-экономической безопасности ДНР предполагает: целевое рефинансирование ЦРБ, прежде всего, НИР (и во вторую очередь - коммерческих банков); целевое льготное кредитование НИР предприятий приоритетных видов деятельности.

Предложенная дорожная карта, как нам представляется, раскрывает дополнительные возможности для реализации Республиканской программы по стимулированию отечественного производства на 2021-2022 гг. (утверждена Постановлением Правительства ДНР от 19.07.2021 г. № 50-6).

Выводы.

Предложенная дорожная карта позволит сформировать основу механизма реализации экономического императива социально-экономической безопасности Донецкой Народной Республики. Такая система поэтапного развития и расширения возможностей кредитования реального сектора экономики ДНР, на основе государственной политики «финансового форсажа» и посредством создания госу-

дарственного кредитного института, позволит увеличить объем кредитования инвестиций в приоритетные направления хозяйственной деятельности Донецкой Народной Республики, а также будет способствовать решению актуальных проблем в экономической, социальной, продовольственной и экологической сферах Донецкой Народной Республики.

Перспективами дальнейших поисков в данном направлении является юридическая проработка правового положения НИР и институциональной среды его функционирования, а также экономико-математическое моделирование сопряженных рисков и социально-экономического эффекта от государственной политики «финансового форсажа».

Список использованной литературы

1. Маршова, Т.Н. Формирование производственного потенциала национальной экономики: опыт развивающихся стран и Российская практика / Т.Н. Маршова, В.И. Истомин [Электронный ресурс] // ЭСГИ. 2014. - № 3-4 (3-4) - URL: https://cyberleninka.ru/arti cle/n/formirova nie-proizvodstvennogo-potentsi ala-natsi onal noy-ekonomiki-opyt-razvivayuschihsya-stra n-i-rossiyskaya-praktika

2. Глазьев, С. Экономика будущего. Есть ли у России шанс? - М.: Книжный мир, 2016. - 640 с.

3. World Development Indicators. The World Bank [Electronic source]. -URL: https://databank.worldbank.org/report s.aspx?source=2&type=metadata&series= FM.LBL.BMNY.GD.ZS#

4. Экономика Донецкой Народной Республики: состояние, проблемы, пути

решения: научный доклад / коллектив авторов ГУ «Институт экономических исследований»; под науч. ред. А. В. По-ло-вяна, Р.Н. Лепы, Н. В. Шемякиной; ГУ «Институт экономических исследований». - Донецк, 2021. - 360 с.

5. Об утверждении Республиканской программы по стимулированию отечественного производства Донецкой Народной Республики на 2021-2022 гг.: Постановление Правительства ДНР от 19.07.2021 г. № 50-6 [Электронный ресурс]. - URL: http://doc.dnronline.su/wp-content/uploads/2021/07/Postanov_N50_6_ 19072021.pdf

6. Правительство вносит в Народный Совет законопроект «О системе стратегического планирования». Правительство Донецкой Народной Республики [Электронный ресурс]. - URL: https ://pravdnr. ru/news/pravitelstvo-vnosit-v-narodnyj-sovet-zakonoproekt-o-sisteme-strategicheskogo-planirovaniya/

7. О Центральном Республиканском Банке Донецкой Народной Республики № 32-IIHC от 26.04.2019 г. (действующая редакция по состоянию на 03.11.2021 г.).: Закон Народный Совет Донецкой Народной Республики [Электронный ресурс]. -URL: https://dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/prinyatye/zakony/zakon-donetskoj -narodnoj -respubliki-o-tsent ralnom-respublikanskom-banke-donetskoj-narodnoj -respubliki/

8. Шакура, О. Финансовая система государства и ее роль в социально-экономическом развитии / О. Шакура, Н. Бро-варь //Финансы, учет, банки. - 2020. -С. 17-21.

O.I. ZINCHENKO, Senior Lecturer Department of «Economic Theory», e-mail: o.zinchenko@donnu.ru

SEI HVE «Donetsk National University», Donetsk, Donetsk People's Republic

Статья поступила в редакцию 19.04.22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.