Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГОВОЙ ОТРАСЛИ В РОССИИ: ОПЫТ ДЛЯ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГОВОЙ ОТРАСЛИ В РОССИИ: ОПЫТ ДЛЯ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
141
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЗИНГ / ОБОРУДОВАНИЕ И ТЕХНИКА / СУБСИДИРОВАНИЕ / ЛЬГОТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шемякина Н. В., Пономаренко А. А.

Достижение конкурентоспособности выпускаемой продукции требует соответствующего уровня технологичности производства, что подразумевает введение в эксплуатацию нового оборудования и техники. Новое высокотехнологичное производство, наращивание технического и технологического потенциала - это стратегические цели экономического развития, которые в мировой хозяйственной практике успешно реализуются, в том числе, с использованием лизинга. Для инновационной модернизации экономики, обновления основных фондов и технологий, государство может эффективно использовать такой уникальный инвестиционный инструмент как лизинг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE POLICY OF LEASING INDUSTRY DEVELOPMENT IN RUSSIA: EXPERIENCE FOR THE DONETSK PEOPLE’S REPUBLIC

Achieving the competitiveness of products requires an appropriate level of manufacturability, which implies the commissioning of new equipment. New high-tech manufacturing, developing the technical and technological potential - these are the strategic goals for the economic development, which are being successfully implemented in international economic practice, including with the use of leasing. The state can effectively use such a unique instrument as leasing for the purposes of economic innovative modernization, renewal of fixed assets and technologies.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГОВОЙ ОТРАСЛИ В РОССИИ: ОПЫТ ДЛЯ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ»

Финансы, денежное обращение и кредит

УДК 334.728:347.453.4(470):(477.62)

Н.В. ШЕМЯКИНА, канд. экон. наук, директор ГУ «Институт экономических исследований»,

е-mail: [email protected], А.А. ПОНОМАРЕНКО, научный сотрудник отдела финансово-экономических исследований, e-mail: [email protected]

ГУ «Институт экономических исследований», г. Донецк, ДНР

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГОВОЙ ОТРАСЛИ В РОССИИ: ОПЫТ ДЛЯ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ

РЕСПУБЛИКИ

Достижение конкурентоспособности выпускаемой продукции требует соответствующего уровня технологичности производства, что подразумевает введение в эксплуатацию нового оборудования и техники. Новое высокотехнологичное производство, наращивание технического и технологического потенциала - это стратегические цели экономического развития, которые в мировой хозяйственной практике успешно реализуются, в том числе, с использованием лизинга. Для инновационной модернизации экономики, обновления основных фондов и технологий, государство может эффективно использовать такой уникальный инвестиционный инструмент как лизинг.

Ключевые слова: лизинг, оборудование и техника, субсидирование, льготное финансирование, программы государственной поддержки, инновационное развитие, государственная инновационная политика.

Shemiakina N.V., Ponomaren-ko A.A. State policy of leasing industry development in Russia: experience for the Donetsk People's Republic.

Achieving the competitiveness of products requires an appropriate level of manufacturability, which implies the com-

missioning of new equipment. New hightech manufacturing, developing the technical and technological potential - these are the strategic goals for the economic development, which are being successfully implemented in international economic practice, including with the use of leasing. The state can effectively use such a unique instrument as leasing for the purposes of economic innovative modernization, renewal of fixed assets and technologies.

Keywords: leasing, equipment, subsidy assistance, concessional financing, state support programs, innovative development, state innovation policy.

Функционирование и динамика развития экономических систем сегодня определяются переходом предприятий и потребителей на новые технологии для решения текущих задач и задач развития. Парадигма научно-технического прогресса, как основы общественного воспроизводства и экономического роста в качестве цели развития социально-экономических систем, имеет прочные позиции в теории и на практике. Проблемы финансового обеспечения и направления инвестиций в сферу производства для технико-технологической модернизации и своевременной замены физи-

© Н.В. Шемякина, А.А. Пономаренко, 2021

чески и морально устаревшего оборудования, не теряют своей актуальности. Особенное значение эти процессы приобретают в периоды технологических революций, когда низкая инвестиционная активность, или вообще ее отсутствие у хозяйствующих субъектов при значительном износе основных фондов, становится вопросом экономической безопасности государства.

Мировая практика рассматривает лизинг как один из драйверов реализации комплексных программ технического перевооружения и развития экономики. Право собственности на лизинговое имущество и право применения ускоренной амортизации являются основными конкурентными преимуществами лизинга перед другими финансовыми инструментами. Использование лизинга в качестве источника инвестиций позволяет осуществлять целенаправленные капиталовложения в техническое перевооружение производства, наращивать производственные мощности при сокращении сроков их модернизации, стимулировать инвестиционный спрос со стороны предпринимательского сектора на средства труда.

Расширение лизингового рынка является объективным фактом при интернационализации производства и финансовой сферы. Как известно, лизинговый рынок дает возможность импортировать оборудование многим странам с весьма ограниченными ресурсами. Таким образом лизинг облегчает инвестирование импорта промышленного оборудования и позволяет обеспечить передачу технологий из промышленно развитых стран в развивающиеся. Согласно основным положениям, предусмотренным Конвенцией УНИДРУА, лизинг, с одной стороны, представляет собой самостоятельный правовой институт, а с другой - это классическая трехсторонняя сделка, имеющая общие черты с арендой, условной куп-

лей-продажей и ссудой, но не относящаяся ни к одной из них, и представляющая собой единство двух соглашений - купли-продажи и собственно лизинга.

Целью данной статьи является анализ состояния лизинговой отрасли России для определения дальнейших направлений совершенствования применения лизинга в ДНР на основе лучшей практии в контексте интеграции и кооперации с РФ и странами ЕАЭС.

В контексте развития интеграционных процессов, обновление технико-технологических основ производства имеет определяющее значение для конкурентоспособности не только отдельных стран, но и экономических союзов, которые посредством реализации интеграционного потенциала, стремятся повысить эффективность экономик государств-членов и добиться устойчивого развития. На фоне всё возрастающего значения экономического сотрудничества, государства, входящие в Евразийский экономический союз (ЕЭАС), повышают конкурентоспособность своей промышленности путем создания условий для обновления основных фондов и обеспечения промышленного роста с использованием лизингового механизма. В качестве основных направлений формирования и развития единого рынка лизинга ЕАЭС обозначены: гармонизация правил ведения лизингового бизнеса на территории стран, входящих в ЕАЭС; устранение существующих барьеров, препятствующих осуществлению трансграничных лизинговых операций; консолидация усилий национальных объединений лизингодателей и лизинговых компаний.

Развитие единого рынка лизинга в рамках Договора о ЕАЭС является одним из основных направлений деятельности Подкомитета ТПП РФ по лизингу и его базовой организации Некоммерческое партнерсрво «Лизинговый союз», которые в сотрудничестве с Евразийской эко-

номической комиссией, оказывают институциональную поддержку продвижению данного направления интеграции и формированию благоприятной бизнес-среды лизинга в РФ и странах ЕАЭС. Подкомитет ТПП РФ по лизингу и НП «Лизинговый союз» - это профессиональное объединение лизингодателей России, представляющее интересы отрасли на государственном уровне. Торго-во-промышленая палата Российской Федерации, представленная Подкомитетом и Партнерство, образуют эффективную площадку для коммуникации бизнеса и власти в сфере лизинга [1].

Тенденции развития российского рынка лизинга оказывают непосредственное влияние на лизинговые отрасли стран-участниц интеграционного объединения ЕАЭС, поэтому изучение и анализ российского рынка лизинга имеет определяющее значение для потенциальных участников экономического союза, рассматривающих перспективы своего развития в рамках процессов интеграции и кооперации.

Как отрасль экономики, российский рынок лизинга сформировался к концу прошлого столетия, а основные нормы законодательного обеспечения, введенные в период 1994-2002 гг., и сегодня обеспечивают жизнедеятельность отрасли. Государство осуществляет контроль за деятельностью ведущих лизинговых компаний напрямую или через банки-собственники, и владеет от 50% до 70% активов лизингового сектора [2]. В структуре рынка лизинга с 2009 г. лидируют госкомпании, которые осуществляют деятельность в трех традиционных сферах: автолизинг (грузовой и легковой автотранспорт), лизинг авиа- и железнодорожной техники. Небольшие лизинговые компании, в основном, ориентированы на краткосрочный (до 3-х лет) лизинг автотранспорта, в редких случаях - оборудования и зданий [3].

Российский рынок лизинга за двадцать лет своего развития достиг значительного размера. Согласно международным стандартам финансовой отчётности (МСФО), чистые инвестиции в лизинг -стоимость имущества, переданного в лизинг, оцениваются в 1,5 трлн руб., активы лизингового сектора по международному стандарту составляют около 2,5 трлн руб., лизинговый портфель - все недополученные лизинговые платежи, имеет размер 3,5 трлн руб. Минимальная оценка величины кредитных требований лизингового сектора в экономике составляет около 4% ВВП. По величине кредитных требований лизинговый сектор на финансовом рынке занимает второе место после банковского [4].

Меры государственной поддержки, ежегодно оказываемые лизинговым компаниям в форме субсидий и так называемых нерыночных займов, приводят к росту доли активов лизингового сектора, финансируемых за счет бюджетных средств. Значительные объемы государственных денег в лизинговом секторе приводят к возникновению проблемы обеспечения прозрачности, надежности и устойчивости. Банки и пенсионные фонды являются держателями обязательств лизинговых компаний, поэтому финансовые проблемы лизинговых компаний через кросс-секторальные риски распространяются на кредиторов и инвесторов. Это приводит к росту объемов предоставления государственной финансовой поддержки, о чём свидетельствует размер совокупного «квазигосударственного» долга лизинговых компаний с государственным участием в капитале, который оценивается в 1,2 трлн руб.

На российском рынке за период 2016-2020 гг., по данным Федресурса, осуществляли деятельность более 800 лизинговых компаний. Из них 523 лизинговые компании имеют капитал менее 25 млн руб. и активы до 10 млрд руб.

Основной объем бизнеса, измеряемый количеством переданных в финансовую аренду объектов, а следовательно, объемом лизингового портфеля, приходится всего на 44 крупные лизинговые компании с капиталом более 75 млн руб. и активами свыше 10 млрд руб. Таким образом, более 400 лизинговых компаний характеризуются средним и высоким уровнем финансового риска, что делает их потенциально несостоятельными и предрасположенными к банкротству [5].

В условиях пандемии СОУШ-19 произошло сокращение рынка лизинга. К концу 2020 г. рынку удалось выйти на положительную годовую динамику по количеству договоров и предметов лизинга. Согласно прогнозам Национального Рейтингового Агенства, в 2021 г. ожидается восстановительный рост в секторе лизинга по объему нового бизнеса как минимум на 20% - до 1,8 трлн руб. Положительные тенденции на рынке лизинга связывают с восстановлением макроэкономической картины и ожидаемым ростом ВВП и инвестиций в основной капитал, а также необходимостью обновления основных фондов. За первое полугодие 2020 г. спрос сместился в сторону лизинга различных видов оборудования при снижении интереса к транспортным средствам. Восстановительный рост нового бизнеса ожидается в сегментах авиа-и железнодорожного транспорта, с точки зрения спроса на услуги лизинга, наиболее перспективными будут добывающий и транспортный сегменты, а также инвестиции в недофинансированные регионы.

По итогам 1 полугодия 2020 г. сократилась доля банковского кредитования лизинговых сделок. Впервые с 2014 г., в связи с ужесточением банками критериев по оценке заемщиков, доля банковского кредитования снизилась до 44% против 50% ранее. Усредненная доля финансирования за счет авансовых платежей лизингополучателей увеличи-

лась до 20% с 2017 г., тогда как в период с 2014-2016 гг. доля аванса находилась в диапазоне 13-17%, а в 2007 г. составляла только 10%. Доля собственных средств лизингодателей остается стабильной -10-12%. Увеличение размера аванса и снижение ставок по договорам лизинга свидетельствует о росте требований к заемщикам. Лизинговые компании отбирают надежных и платежеспособных лизингополучателей с предоставлением им более привлекательных процентных ставок, таким образом конкурируя за качественных заемщиков.

Существенное влияние на рост рынка лизинга оказывает исполнение государственных программ по субсидированию лизинга. Согласно данным Министерства финансов РФ, за период 2017-2019 гг., общая сумма лизинговых субсидий государства составила более 10 млрд руб. [6].

Программы государственной поддержки реализуются государственными органами на разных уровнях власти в целях поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, развития системно значимых отраслей промышленности. Государственное субсидирование лизинга проводится в виде возмещения части аванса по договору лизинга или путем предоставления льготного кредита на формирование авансового платежа. Также возможно выделение льготных финансов лизинговым компаниям для последующего заключения более дешевых лизинговых сделок [7]. Формы и основные требования к реализации государством льготного лизинга, приведены в табл. 1.

Реализация ряда государственных программ с использованием механизмов субсидирования и льготного финансирования, позволяет на федеральном и региональном уровнях оказывать поддержку предприятиям различных отраслей эко-

Таблица 1

Формы и условия реализации льготного лизинга

Формы государственной поддержки лизинга

У Субсидирование субсидия на часть авансового платежа по лизинговой сделке; субсидия в виде софинансирования процентной ставки по договорам лизинга.

У Льготное финансирование выдача льготного кредита на авансовый платеж по лизинговой сделке;

льготное кредитование лизинговых компаний для последующего финансирования имущества в лизинг.

_Основные требования для получения льготного лизинга в 2021 г._

У создание новых экономически эффективных и экологически безопасных производств; У развитие промышленного производства в части увеличения выпуска высокотехнологичной продукции; У рост производительности труда за счет использования передовых технологий и современного оборудования и созданию высокопроизводительных рабочих мест;

У создание условий для продвижения инновационной российской продукции и технологий на мировые рынки;

У повышение энергоэффективности и ресурсосбережения

для предприятий малого исреднего бизнеса

для предприятий крупного бизнеса

У регистрация и налоговый учет в том регионе, в котором планируется получение льготного лизинга; У численность работников - менее 250 человек; У выручка за предшествующий календарный год -менее 2 млрд руб. без НДС;

У суммарная доля участия иностранных юридических лиц, российских государственных структур, российского крупного бизнеса в уставном капитале - не больше 25%; У отсутствие просроченной задолженности по уплате налогов, сборов и по договору лизинга; У компания не производит и не реализует подакцизные товары, а также не добывает и не реализует полезные ископаемые (за некоторым исключением)._

У регистрация на территории РФ; У деятельность предприятия на территории РФ, на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне РФ.

Источник [7, 8]

номики на выгодных условиях расширять и модернизировать производственные фонды при низкой ликвидности промышленного оборудования и удорожания, вызванного девальвацией рубля. Госпрограммы направлены на поддержку российского производителя и национальной валюты. Преимущественной валютой лизинговых сделок является рубль [8]. Институтом государственной поддержки реализации программ льготного лизинга является Фонд развития промышленности при Минпромторге РФ. Перечень и основные характеристики программ приведены в табл. 2.

Все многообразие форм лизинговых сделок, согласно традиционной классификации, подразделяется на два вида:

финансовый и операционный (оперативный) лизинг. В 2018 г. Правительство РФ и Национальный совет по обеспечению финансовой стабильности инициировали процесс реформирования рынка лизинга, в рамках которого должен быть определен вектор развития лизинга и новые правила регулирования. Реформирование сферы лизинга должно повысить устойчивость лизинговой отрасли, а также способствовать решению накопившихся проблем и придать новый импульс развитию лизинга. Последствия реформы окажут влияние не только на изменения в национальной лизинговой индустрии, но и на развитие единого рынка лизинга в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Таблица 2

Государственные программы поддержки лизинга в Российской Федерации

Условия программы

Скидка Срок, ставка, аванс, график платежей Преимущества госпрограммы

Госпрограмма «Лизинговые проекты» (Программа № 5) Цель: поддержка технологического перевооружения и модернизация основных производственных фондов. Инструмент: выдача льготных займов для оплаты части аванса по лизингу оборудования. Договор лизинга может быть рефинансирован по льготной ставке через уполномоченный банк из средств Центрального банка РФ, минимальный общий бюджет проекта - 20 млн руб.

займ в размере от 5 до 500 млн руб. для уплаты аванса (не более 90%): для необрабатывающего производства до 27% от стоимости оборудования под 3% годовых, для обрабатывающего производства до 45% от стоимости оборудования под 1% годовых. до 5 лет; индивидуально; до 10%; ежемесячно минимальное удорожание предмета лизинга; возможность получения финансирования в больших объемах и на длительные сроки; возможность полной модернизации устаревшего производства и расширения промышленных объектов с минимальными вложениями; минимизация финансовой нагрузки на бизнес; ускоренная амортизация и экономия по налогу на прибыль.

Госпрограмма «Автопром» Цель: покупка колесной коммерческой техники российского производства. Инструмент: субсидирование аванса по лизингу колесного транспорта.

до 10% от стоимости автомобиля, но не более 500 тыс. руб. на 1 ед. до 5 лет; индивидуально; до 10%; ежемесячно минимальное удорожание предмета лизинга; возможность обновления автопарка с минимальными вложениями; возможность получения финансирования в больших объемах и на длительные сроки; выгодные условия от основных производителей и дилеров колесной коммерческой техники; ускоренная амортизация и экономия по налогу на прибыль; гибкий график платежей.

Госпрограмма «Лизинг строительно-дорожной и коммунальной техники» Цель: покупка спецтехники, произведенной на территории РФ. Инструмент: субсидирование аванса по лизингу строительно-дорожной и коммунальной спецтехники, с 2020 г. программа включает сельскохозяйственную технику.

10% от стоимости техники; 15% от стоимости техники (если ее передача в лизинг состоялась на установленных территориях) до 5 лет; индивидуально; до 10%; ежемесячно минимальное удорожание предмета лизинга; возможность обновления парка спецтехники с минимальными вложениями; возможность получения финансирования в больших объемах и на длительные сроки; выгодные условия от основных производителей и дилеров строительно-дорожной и коммунальной техники; ускоренная амортизация и экономия по налогу на прибыль; гибкий график лизинговых платежей.

Госпрограмма «Лизинг промышленного оборудования» Цель: покупка оборудования иностранного и российского производства для предприятий машиностроения и легкой промышленности Инструмент: субсидирование аванса по лизингу оборудования для предприятий легкой промышленности и предприятий машиностроения.

до 50% от стоимости оборудования для предприятий легкой промышленности; до 25% от стоимости оборудования для предприятий машиностроения от 2 лет; индивидуально; от 10%; ежемесячно лизинг дешевле прямой закупки оборудования; минимальное удорожание предмета лизинга; возможность получения финансирования в больших объемах и на длительные сроки; возможность полной модернизации устаревшего производства и расширения промобъектов с минимальными вложениями; минимизация финансовой нагрузки на бизнес; ускоренная амортизация и экономия по налогу на прибыль.

Госпрограмма «Лизинг техники на газомоторном топливе» Цель: приобретение по пониженной стоимости транспорта, использующего природный газ в качестве моторного топлива. Инструмент: субсидирование покупки легковых автомобилей, автобусов, техники для ЖКХ и тракторов российского производства, использующих природный газ в качестве моторного топлива.

Окончание табл. 2

от 105 тыс. до 3,4 млн руб. на 1 ед. до 5 лет; индивидуально; от 10%; ежемесячно минимальное удорожание предмета лизинга; возможность обновления автопарка с минимальными вложениями; возможность получения финансирования в больших объемах и на длительные сроки; выгодные условия от основных производителей и дилеров техники на ГМТ; ускоренная амортизация и экономия по налогу на прибыль; гибкий график платежей.

Госпрограмма «Лизинг вертолетов» Цель: приобретение пассажирских или грузовых вертолетов российского производства для обновления парка авиакомпаний. Инструмент: субсидирование оплаты ежемесячных платежей.

компенсация до 90% базового индикатора (~6,1%) по договору лизинга в рублях до 12 лет; индивидуально; от 0%; ежемесячно минимальное удорожание предмета лизинга; возможность обновления авиапарка с минимальными вложениями; возможность получения финансирования в больших объемах и на длительные сроки; первоначальный взнос от 0%; ускоренная амортизация; оптимизация налогооблагаемой базы по налогу на прибыль; индивидуальный график платежей.

Госпрограмма «Авиализинг» Цель: приобритение пассажирских или грузовых самолетов российского произведства для обновления парка авиакомпаний. Инструмент: субсидирование оплаты регулярных платежей по лизингу самолетов российского производства.

компенсация до 90% базового индикатора (~6,1%) по договору лизинга в рублях; компенсация до 4% платежа по договору лизинга в иностранной валюте. до 12 лет; индивидуально; от 10%; ежемесячно минимальное удорожание предмета лизинга; возможность обновления авиапарка с минимальными вложениями; возможность получения финансирования в больших объемах и на длительные сроки; ускоренная амортизация и экономия по налогу на прибыль; гибкий график лизинговых платежей.

Госпрограмма «Лизинг сельскохозяйственной техники и оборудования» Цель: приобретение по пониженной стоимости сельскохозяйственной техники. Инструмент: субсидирование оплаты регулярных платежей по лизингу самолетов российского производства

до 15% от стоимости имущества без НДС. до 5 лет; индивидуально; от 10%; ежемесячно. минимальное удорожание предмета лизинга; возможность обновления парка сельхозтехники с минимальными вложениями; возможность получения финансирования в больших объемах и на длительные сроки; ускоренная амортизация и экономия по налогу на прибыль; гибкий график платежей.

Госпрограмма «Лизинг речных и морских судов» Цель: приобретение речных и морских судов российского производства. Инструмент: субсидирование оплаты регулярных платежей по лизингу судов.

2/3 базового индикатора (~4,5%) до 10 лет; индивидуально; от 10%; ежемесячно. минимальное удорожание предмета лизинга; возможность получения финансирования в больших объемах и на длительные сроки; минимизация финансовой нагрузки на бизнес; ускоренная амортизация и экономия по налогу на прибыль.

Госпрограмма «Утилизационный грант речных и морских судов» Цель: приобретение речных и морских судов российского производства. Инструмент: субсидирование затрат на приобретение нового судна при условии сдачи на утилизацию старого судна.

до 15% от стоимости нового судна до 10 лет; индивидуально; от 10%; ежемесячно. минимальное удорожание предмета лизинга; возможность получения финансирования в больших объемах и на длительные сроки; минимизация финансовой нагрузки на бизнес; ускоренная амортизация и экономия по налогу на прибыль.

Министерство финансов РФ и Центральный банк России как институты, ответственные за проведение реформы рынка лизинга, выделили основные направления системных преобразований на рынке и сформулировали необходимость внесения поправок в Гражданский кодекс РФ, в котором впервые должна появиться отдельная глава, посвященная финансовому лизингу [9]. Изменения в законодательстве приведут к существенным изменениям ситуации на рынке лизинга. Цели и задачи реформ состоят в повышении надежности и прозрачности такого капиталоемкого и стратегически важного сектора экономки, а также обеспечении поступательного развития рынка лизинга.

Предпосылкой введения новых правил лизинга является необходимость предотвращения возможных проблем системного риска с эффектом мультипликатора, которые возникают в случае банкротства крупного оператора рынка, как например, российского авиаперевозчика «Трансаэро». Для ликвидации последствий такой ситуации потребовалось вливание больших объемов государственных средств для поддержания целого ряда крупных банков и лизингодателей, в том числе, с государственным участием.

Еще одной причиной является современная оценка показателей состояния и развития отрасли, что в условиях сложившейся конъюнктуры рынка, затрудняет оценку вклада лизинга в экономический рост РФ. Несмотря на значительные размеры лизингового рынка, его кредитное качество, профиль и стоимость продуктов остаются неизвестными. При условии предоставления государством значительных средств в распоряжение лизинговых компаний, отсутствует адекватный контроль за их деятельностью. Основным отличием российского рынка лизинга от рынков развитых стран явля-

ются источники финансирования роста российского лизинга: бюджетные инвестиции и субсидии со стороны федеральных и региональных органов власти, а также регуляторный арбитраж в банковской сфере. В Великобритании, США, Швейцарии, Австралии, Северной Европе лизинговый сектор самостоятелен, имеет диверсифицированные источники финансирования и связан с государством посредством регулирования.

В новом проекте реформирования лизинга предлагается перейти от арендной модели правового регулирования финансового лизинга к модели обеспеченного финансирования и закрепить эту норму в Гражданском кодексе РФ [10, 11]. По мнению разработчиков, принятие законопроекта будет способствовать уменьшению правовой неопределенности, сокращению судебных издержек и расходов, связанных с взысканием лизингового имущества, что приведет к снижению рыночных ставок по лизингу и обеспечит стимулы для обновления основных фондов посредством финансового лизинга.

Меры реформирования, предложенные в проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности специальных субъектов лизинговой деятельности», вызвали широкую дискуссию в профессиональных кругах операторов лизингового рынка, которые рассматривают реформу лизинга как системный вызов развитию отрасли, с неоднозначным влиянием на перспективы развития лизинга в национальной экономике [12].

В 2020 г. в Донецкой Народной Республике принят Закон «О финансовой аренде (лизинге)», в котором установлены правовые основы формирования и развития республиканского лизингового рынка [11]. Документ определяет норма-

тивные рамки создания необходимых условий для расширения возможностей использования субъектами хозяйствования операций лизинга. Это должно способствовать обновлению основных фондов, увеличению производства собственной продукции, а следовательно, и базы налогообложения для дальнейшего наполнения доходной части Республиканского бюджета. В нормативном акте также определены субъекты и предмет лизинга, формы лизинга, выделены правовые основы лизинговых отношений, а также установлены виды мер государственной поддержки лизинговой деятельности. В контексте развития инвестиционной деятельности, Закон «О финансовой аренде (лизинге)» будет способствовать привлечению как отечественных, так и иностранных инвестиций в экономику Республики, а также эффективному развитию предприятий. Одним из элементов институциональной среды развития лизинга, является ГУП «Республиканская лизинговая компания», созданная для удовлетворения общественных потребностей юридических лиц и физических лиц в предоставлении услуг в сфере финансовой аренды (лизинга) в Донецкой Народной Республике.

Выводы.

Таким образом, в специфических условиях функционирования экономики Донецкой Народной Республики, инвестирование в промышленное оборудование с использованием лизинга, в т.ч. в его импорт, позволит обеспечить передачу технологий и будет способствовать решению проблемы обновления технико-технологических основ производства;

в контексте интеграционных процессов, тенденции развития российского рынка лизинга будут оказывать непосредственное влияние на развитие лизинга в Донецкой Народной Республике, поэтому изучение и анализ особенностей

его развития имеет определяющее значение;

российский рынок имеет значительные размеры, государство активно поддерживает развитие лизинговой отрасли реализуя политику субсидирования и льготного финансирования, осуществляет контроль за деятельностью ведущих лизинговых компаний;

в структуре рынка лизинга лидируют госкомпании, которые осуществляют деятельность в трех традиционных сферах: автолизинг (грузовой и легковой автотранспорт), лизинг авиа- и железнодорожной техники;

государственные меры способствовали восстановительному росту в секторе лизинга после сокращения рынка в условиях пандемии COVID-19 и выходу на положительную годовую динамику по количеству договоров и предметов лизинга;

в целях развития системно значимых отраслей промышленности и поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, государственными органами на разных уровнях власти в Российской Федерации реализуются государственные программы поддержки лизинга;

интеграция научно-технологической повестки в воспроизводство экономики ДНР, в т.ч., с использованием перспективного лизингового финансирования, вызывает необходимость развития координирующих организаций, обеспечивающих развитие лизингового рынка и формирование лизинговой отрасли.

Список использованной литературы

1. Отчетный доклад 2019 г. [Электронный ресурс]. Подкомитет ТПП РФ по лизингу. НП «ЛИЗИНГОВЫЙ СОЮЗ». - URL: https://www.tpprf-leasing.ru/ workdir/files/File/NP_Doklad-2019.pdf

2. Лизинг: замедление ускорения [Электронный ресурс]. - URL:

https://expert.ru/siberia/2019/20/lizing-zamedlenie-uskoreniya/

3. Госдума определит судьбу лизинговых СРО [Электронный ресурс]. -URL: http://www.all-sro.ru/news/gosduma-opredelit-sudbu-li zingovi h- sro_183364246

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Рынок лизинга 2020: у страха глаза велики. Аналитический обзор. Март 2021 г. [Электронный ресурс]. -URL: https://www.ra-nati onal.ru/ru/node/ 64042

5. Как получить субсидию на лизинг в 2021 г. [Электронный ресурс]. -URL: https://delen.ru/nyuansy-biznesa/kak-poluchit-subsidiju-na-lizing.html

6. Государственная поддержка финансирования в лизинг [Электронный ресурс]. - URL: https://ebc24.ru/gosprog rammy/

7. Госпрограммы льготного лизинга [Электронный ресурс]. - URL: https:// gpbl.ru/gosprogrammy/

8. Рынок не будет прежним. Лизинг. Тематическое приложение к газете «Коммерсантъ». Четверг 8 ноября 2018 г. № 205 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/3793048

9. «О Внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности специальных субъектов лизинговой деятельности»: Проект федерального закона № 586986-7 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consul tant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=P RJ&n=179899#006786608993914922

10. Бондарчук, Д. Реформа лизинга. Минфин предлагает перейти от арендной модели к модели обеспеченного финансирования [Электронный ресурс] / Д. Бондарчук // «ЭЖ-Юрист». -№ 37 (1038). - 2018 г. - URL: https://www.eg-online.ru/article/380579/

11. Народный Совет ДНР установил правовые основы действия финансового лизинга в Республике [Электронный ресурс]. - URL: https://dan-news.info/ politics/narodnyj-sovet-dnr-ustanovil-pravo vye-osnovy-dejstviya-finansovogo-lizinga-v-respublike.html

12. Реформа лизинга погрузилась в кулуарную борьбу [Электронный ресурс]. - URL: https://fedleasing.ru/articles/ reforma/reforma-lizinga-pogruzilas-v-kuluar nuyu-borbu/

N.V. SHEMYAKINA, Candidate of Economic Sciences, Director of the SI "Economic Research Institute",

e-mail: [email protected], A.A. PONOMARENKO, Research Associate of the Department of financial and economic research, e-mail: [email protected]

State Institution "Economic Research Institute", Donetsk, DPR

Статья поступила в редакцию 20.01.21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.