УДК 378
Zhukova T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Financial University under the Government of Russian Federation (Moscow, Russia), NUST "MISIS"
(Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Bogoslovskiy V.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Herzen State University under the Government of Russian Federation (St. Petersburg, Russia),
E-mail: [email protected]
Ivashkina O.A., senior teacher, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
THE STRATEGIES OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT IN SYSTEM OF A HIGHER TEACHERS' EDUCATION IN CONDITIONS OF INCREASED MIGRATION PROCESSES IN A MULTICULTURAL REGION. The article outlines a problem of finding strategic guidelines for the sustainable development of the higher teachers' education system in conditions of increased migration processes in a multicultural region. The authors raise a question of the importance of implementing an innovative model for the development of the system of higher teachers' education, which reflects the strategic guidelines for the development of the system of higher teachers' education. The following ones are highlighted - this is a justification of the specificity of changes in the development of the system of higher teachers' education, the search for the new initiatives in the development of the higher teachers' education system in a multicultural region; formation and development of a new type of responsibility among specialists working in the system of a higher education. The article outlines the possible content of initiative projects that reflect the initiatives of a particular multicultural region. The authors characterize social responsibility in a multicultural area as a new quality of a teacher, which is important for the sustainable development of the system of a higher teachers' education.
Key words: sustainable development, multicultural region, models of higher education development, strategic guidelines, social responsibility of teacher in multicultural area.
Т.А. Жукова, канд. пед. наук, доц., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва,
Национальный исследовательский технологический университет «МИСИС», г. Москва, E-mail: [email protected]
В.И. Богословский, д-р пед. наук, проф., Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург,
E-mail: [email protected]
O.A. Ивашкина, ст. преп., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: [email protected]
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ УСИЛЕНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В МУЛЬТИКУЛЬТУРНОМ РЕГИОНЕ
В статье обозначена проблема поиска стратегических ориентиров для устойчивого развития системы высшего педагогического образования в условиях усиления миграционных процессов в мультикультурном регионе. Авторами поднимается вопрос о значимости реализации инновационной модели развития системы высшего педагогического образования, в которой отражены стратегические ориентиры развития системы высшего педагогического образования. В качестве ведущих стратегических ориентиров выделены следующие: обоснование характера изменений развития системы высшего педагогического образования, поиск новых инициатив в развитии системы высшего образования в мультикультурном регионе; формирование и развитие нового типа ответственности у педагогов. В статье обозначено возможное содержание инициативных проектов, отражающих инициативы конкретного мультикультурного региона. Авторами предпринята попытка охарактеризовать социальную ответственность в мультикультурном пространстве как новое качество личности будущего педагога, важное для устойчивого развития системы высшего педагогического образования.
Ключевые слова: устойчивое развитие, мультикультурный регион, модели развития высшего образования, стратегические ориентиры, социальная ответственность педагога в мультикультурном пространстве.
На сегодняшний день усиление миграционных процессов в различных мультикультурных регионах страны обусловило совершенствование идей устойчивого развития системы высшего педагогического образования [1, 2].
Актуальность данного исследования определена изменчивостью миграционных процессов, их динамичностью, хаотичностью, что требует нахождения новых стратегических ориентиров для устойчивого развития системы высшего педагогического образования в мультикультурном регионе. Подтверждением тому, в частности, служит тот факт, что в последнее время каждый мультикультурный регион развивается по своему сценарию, что вызвано отличностью между принимающим и вливаемыми в мультикультурный регион социумами. Потому становится важным говорить о поиске такой модели развития системы высшего педагогического образования, в основе которой были бы заложены приоритетность формирования таких качеств, как устойчивость, динамичность при решении нового класса интегративных задач, связанных со стабилизацией и конструированием толерантных отношений социумов в регионе с учетом этнокультурных особенностей отдельно взятого.
Цель проведенного исследования - обоснование необходимости изменения системы высшего педагогического образования в условиях усиления миграционных процессов в мультикультурном регионе.
Для реализации обозначенной цели предполагается решение следующих задач: анализ теоретической литературы с целью изучения сложившихся представлений о развитии системы высшего педагогического образования в мультикультурном регионе; обоснование стратегических ориентиров для устойчивого развития системы высшего педагогического образования в условиях усиления миграционных процессов в мультикультурном регионе.
Методы исследования: анализ научной литературы и результатов исследования по обозначенной теме исследования.
Научная значимость исследования определяется выявлением новых стратегических ориентиров для развития системы высшего педагогического образования в условиях усиления миграционных процессов в мультикультурном регионе.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении представлений о развитии системы высшего педагогического образования в мульти-
культурном регионе в условиях усилениях миграционных процессов; углублении понимания о возможностях модели инновационного образования в развитии системы высшего педагогического образования в мультикультурном регионе в условиях усиления миграционных процессов.
Практическая значимость исследования связана с тем, что предложенные инициативные проекты, их содержание могут быть использованы в образовательной практике в процессе подготовки педагогов.
Итак, в настоящее время принцип регионализации выступает как один из ведущих в развитии отечественной системы высшего педагогического образования, своего рода долговременная стратегия, что обусловлено, во-первых, социокультурной спецификой самих регионов.
Все регионы Российской Федерации, очевидно, «отличаются друг от друга по демографическому составу, по уровню социально-экономического развития, по формам культурной и религиозной жизни, по образовательным и социокультурным традициям и научному потенциалу. Вместе с тем российские регионы обладают общими характеристиками, что, непосредственно, обусловлено многовековыми традициями совместного проживания и сотрудничества различных регионов единого государства, влиянием единых форм межнационального взаимодействия, единого языка и единой общей для всех культуры» [2].
В этой связи появляется необходимость управления регионализацией, которая объективно вытекает из социального характера жизнедеятельности людей, при этом проблема совершенствования управления приобретает особую актуальность, что связано с изменением отношений в социуме по вертикали (соотношение стандартизации и регионализации в образовании) и по горизонтали (усиление или ослабление миграционных процессов в каждом регионе).
Во-вторых, использование принципа регионализации определено сложившимися практиками в развитии системы высшего педагогического образования в различных регионах. Так, сложившиеся образовательные практики, развитые в одном мультикультурном регионе, могут выражать некоторые общие и характерные черты в другом мультикультурном регионе; сопоставление позиций различных регионов страны приводит к необходимости признания их позиций в дальнейшем в системе «общее (отражающие общегосударственные тенденции
развития системы высшего педагогического образования, оказывающие влияние на процесс подготовки обучающихся в условиях усиления миграционных процессов в регионе), частное (носящие региональный характер в исследуемом конкретном педагогическом вузе) и единичное (отражающие индивидуальные запросы и потребности обучающихся)».
В таком понимании регионализация, несомненно, тесно связана с интеграцией. Процесс интеграции - очень долгий, длящийся иногда поколениями. При этом сегодня все чаще подчеркивается идея о необходимости перехода от этапа институциональной модернизации к социокультурной, когда важно определить эффекты и риски возможных сценариев развития системы высшего педагогического образования. Особая роль в этом принадлежит образовательным региональным округам, основная цель которых состоит в следующем: обеспечение единого подхода к реализации государственной политики в сфере образования, в этой связи и усиление взаимодействия между регионами; открытость и интегра-тивность образовательной политики.
И, в-третьих, в последнее время, когда стал расширяться масштаб общего видения проблемы развития системы высшего педагогического образования в мультикультурном регионе, начал расти интерес к собственному (региональному) опыту ее решения, анализу практик реализации принципа регионализации в мультикультурных регионах. В этой связи нельзя не отметить тот факт, что глобальная ситуация в системе высшего педагогического образования определяется тем фактом, что различные регионы находятся на разных стадиях социально-экономического развития и культурных процессов, что вызвано влиянием ряда факторов, в частности факторов определения и влияния.
Таблица 1
Примеры «факторов определения» и «факторов влияния»
Примеры факторов
Объективные Субъективные
Факторы определения
Препятствующие
Редкое взаимодействие регионов, нежелание взаимодействия отсутствие заинтересованности в развитии системы высшего педагогического образования в регионе в условиях изменчивости миграционных процессов
Затрудняющие
недостаток опыта интеграции регионов Разный уровень знания о стратегиях развития системы высшего педагогического образования в регионе в условиях изменчивости миграционных процессов
Способствующие
Осознание перспектив интеграции с целью усовершенствования системы высшего педагогического образования в регионе в условиях изменчивости миграционных процессов Психологическая и педагогическая готовность к развитию системы высшего педагогического образования
Факторы влияния
Психологическая несовместимость представителей разных социокультурных групп регионов отсутствие тренингов оценки психологической готовности к взаимодействию с представителями иных культур
Определяя в данной статье проблемы, связанные с проектированием стратегических ориентиров для устойчивого развития системы высшего педагогического образования в мультикультурном регионе в условиях усиления миграционных процессов, представляется важным в первую очередь обозначить сущность мультикультурного региона. Итак, характеризуя сущность понятия «мультикуль-турный регион», полагаем необходимым значимо рассмотреть его через призму культуры и языка: язык, отражающий культуру, представляет собой не только способность личности к процессу коммуникации, а собственно «проявление мирового духа, в котором воплощены все культурные ценности мирового сообщества» [3, с. 100].
Такое интегральное сочетание позволяет рассматривать мультикультурный регион как комплексную структуру, объединяющую целостное восприятие мира и способность создавать собственный мир со своей картиной восприятия.
Согласимся с позицией Д. Берри, В.С. Библер, С.К Бондаревой, в представлении которых картина представляет собой результат планетарного культурного и исторического наследия, запечатленного и сохраненного осознанием определенного общества, формирующаяся под влиянием языковой и собственной культурной картин мира [4].
Ретроспективный анализ подходов к рассмотрению мультикультурного региона (от статичности к динамике) позволяет говорить о сложности, многогранности этого понятия - иными словами, представляется возможным проследить путь становления региона и развитие в нем различных культур, определить характерные черты народов, как изначально проживающих на его территории, так и вливаемых, специфику каждого временного периода. Несомненно, важно говорить о мультикультурном регионе как собственной и в некотором роде уникальной системе координат, вместе с тем мультикультурный регион - это и компонент целостной системы.
Таким образом, очевидно, что существует знание о конкретном мульти-культурном регионе, которое изучается как с учетом особенностей конкретной системы координат, так и в процессе взаимодействия регионов, их «собственного изменения в связи с усилением или ослаблением миграционных процессов, основываясь, как видится, на общих и единых для всех знаниях о специфике каждого мультикультурного региона, его изменчивости» [5, с. 18], что оказывает влияние на выбор модели развития системы высшего педагогического образования.
На сегодняшний день в современной педагогической науке сложилось две значимых модели развития системы высшего педагогического образования. Первая модель - это система поддерживающего образования, при котором фиксированными методами и правилами можно справиться с уже повторяющимися ситуациями в процессе подготовки будущих педагогов. В условиях мультикультурного региона процесс и сам результат образовательной деятельности направлен в большей степени на воспроизводство знаний о существующей культуре, сложившихся традициях, их сохранении и наследовании, что, несомненно, определяет репродуктивный характер такого образования в силу того, что обеспечивает преемственность сложившихся традиций в образовании, а не его развитие и трансформация. Такая модель в большей степени основана, в нашем понимании, на информировании, передаче знаний о прошлом и настоящем, но не о будущем. В данном случае мы говорим о появлении новых культур, об изменениях принимающей и вливаемых культур, о развитии новых способов взаимодействия между ними и появлении новых форм организации образовательного процесса.
Вторая модель - система инновационного образования, в процессе реализации которой происходит становление и развитие качественно иного стиля образования, ориентированного на подготовку мобильного и динамичного педагога. Такая модель носит исследовательский характер, предполагает наличие инте-гративных связей, системность знаний о специфике развития системы высшего педагогического образования в различных мультикультурных регионах; характеризуется проблемной ориентированностью, практикоориентированностью и большим сравнением.
В последней, на наш взгляд, заключена приоритетная идея, которая связана с проектированием идей устойчивого развития системы высшего педагогического образования в мультикультурном регионе с учетом его этнокультурных особенностей.
Придерживаясь мнения о том, что развитие системы высшего педагогического образования происходит по определенным и вполне предсказуемым законам, попытаемся с учетом существующих на сегодняшний день тенденций в развитии высшего педагогического образования в мультикультурном регионе (влияние ассимиляционных и интеграционных процессов, идей компетентност-ного образования, усиление статуса отдельного региона) определить его стратегические ориентиры в рамках инновационной модели системы высшего педагогического образования: это обоснование характера изменений развития системы высшего педагогического образования, поиск новых инициатив в развитии системы высшего педагогического образования в мультикультурном регионе; формирование и развитие нового типа ответственности у будущих педагогов.
Остановимся на их анализе более подробно.
Первый стратегический ориентир связан с обоснованием характера изменений развития системы высшего педагогического образования - развивающиеся изменения, трансформационные изменения и прогнозируемые изменения.
«Развивающиеся изменения характеризуют постепенное и перманентное развертывание жизни, описывают адаптивные и неравномерные процессы познания, осознанного и неосознанного процессов обучения. Последнее, непосредственно, касается обучающихся; различного рода социальных организаций, которые так или иначе приспосабливаются к изменениям в реалиях, пытаясь улучшить и усовершенствовать то, что они знают и делают, основываясь на том, что уже есть.
Следующий вид изменений - трансформационные изменения (изменения через кризис и потерю знаний), которые возникают в результате преодоления бифуркационных точек в процессе решения различного рода противоречивых отношений с миром. Данный вид изменений может быть вызван влиянием политических, экономических, культурных или экологических факторов, в результате чего происходит отказ от старого знания и получение нового знания, преодоление возникшего кризиса.
Еще один вид изменений - прогнозируемые изменения или изменения по плану, анализ проблем, потребностей и возможностей, которые заранее предсказуемы. Применительно к нашему исследованию полагаем важным говорить именно о прогнозируемых изменениях, позволяющих предопределять ход возможных преобразований, обусловленных динамическими изменениями миграци-
онных процессов в мультикультурном регионе и определяющих стратегические ориентиры для устойчивого развития системы высшего педагогического образования.
Второй стратегический ориентир связан с поиском новых инициатив в развитии системы высшего педагогического образования. Изучение особенностей развития системы высшего педагогического образования мультикультурных регионов, как правило, на сегодняшний день проводится путем сравнения содержательных компонентов, отражающих характерные черты регионов, что очень часто приводит к появлению определенных стереотипов и становится причиной устаревания знания о системе высшего образования в конкретно взятом для анализа мультикультурном регионе.
Согласимся с точкой зрения Ю.Б. Дроботенко, которая подчеркивает такой факт, что в основе любого сравнения существует шкала критериев, по которой проводится сравнение. Как правило, сравнение проводится по параметру «хуже -лучше», «успешнее или не совсем успешно». «Однако познание особенностей развития системы высшего педагогического образования в мультикультурном регионе (динамичном по своей сущности), с точки зрения его внутреннего устройства с последующей релятивизацией высшего образования и мультикультурного региона состоит в том, что эти значения в большинстве случаев обладают настолько различной природой, что являются несоизмеримыми» [1, с. 30]. Такие отношения стоит рассматривать как отличные друг от друга по своей сущности, внешним и внутренним критериям, характерным только для конкретно рассматриваемого мультикультурного региона, качественно различные и пригодные в специфических для конкретного мультикультурного региона условиях, определяющих особенности развития системы высшего педагогического образования.
В этой связи, с нашей точки зрения, представляется важным говорить о том, что изучение системы высшего педагогического образования в конкретн ом мультикультурном регионе стоит рассматривать не только с точки зрения анализа специфических черт конкретного региона, но и с точки зрения общезначимости особенностей высшего педагогического образования в мультикультурном регионе с учетом этнокультурных отличий каждого, универсальности, определяя при этом инициативы, под которой стоит понимать определенный критерий константы, обладающий, тем не менее некой вариативностью.
Полагаем возможным «определить следующие значимые инициативы» [2, с. 56], которые могут быть определены в инициативных проектах, отражающие индивидуальные и личностные запросы, для устойчивого развития системы высшего педагогического образования в мультикультурном регионе: «Регион и его возможности» для оценки характерных черт развития системы высшего педагогического образования в конкретном мультикультурном регионе, оценке стратегических ориентиров для ее устойчивого развития; «Идеи» для характеристики новых ориентиров в развитии системы высшего педагогического образования в мультикультурном регионе; «Кадры» для выявления новых качеств личности, работающих в системе высшего педагогического образования; «Сотрудничество» для определения перспектив взаимодействия с другими регионами.
Следующий стратегический ориентир - формирование и развитие нового типа ответственности у будущих педагогов - (социальная ответственность личности в поликультурном пространстве). Изучение ответственности имеет давнюю традицию. В настоящее время сложилось следующее понимание: это сложное явление, в основе которого заложены объективные и субъективные элементы.
Вместе с тем ответственность относится к тем понятиям, содержание которых изменяется, трансформируется по мере изменения самих мультикультурных регионов под влиянием, в частности, миграционных процессов, в результате чего происходит усложнение и обогащение содержания данного понятия, возникают новые структурные элементы и функции.
Обобщая отмеченное выше, подчеркнем, что ответственность личности приобретает специфические черты не только в зависимости от того или иного этапа развития системы высшего образования в мультикультурном регионе, от особенностей конкретного региона, но и от самих субъектов ответственности, их индивидуальной направленности на желание и стремление к межкультурному взаимодействию.
Говоря об ответственности, важно отметить ее многогранность, комплексность и интегративность, в содержании которой лежат социальные и мировоззренческие характеристики личности, характер деятельности, поступков в каждой конкретной ситуации [6]. При этом в условиях среды мультикультурного региона под социальной ответственностью личности в поликультурном пространстве вболееузком смысле, с нашей точки зрения,атоитпонимать харштеристи-кусовершаемого осознанного поступка, отражающего подчинение собственных целей целям поликультурного масштаба. В более широком смысле ответствен-нооть, хскючающтз в себн мйзокчныо фатмыпрояимазнт орртих зидво озимт-ственности, характеризует проявление межкультурного взаимодействия и про-цнстрайвит ия взаимоотношений в рамках своего и иных регионов страны [7; 8; 9].
На схеме 1 ниже представлены модели формирования и развития ответственности.
know- learn - do стратегия -* Pull действия (механизм воспроизводства)
J.
стратегия «домино» Push действия (механизм обмена мнениями)
1
стратегия со-опе^а^оп \ !
Pass - действия (механизм передачи опыта)
Схема 1. Модели формирования и развития ответственности
Схема 2. Стратегические ориентиры развития системывысшего педагогическогообразования в мультикультурном регионе
Итак, усиление миграционных процессов в мультикультурных регионах обусловливает необходимость поиска стратегических ориентиров устойчивого развития системы высшего педагогического образования, к которым целесообразно отнести следующие: обоснование характера изменений системы высшего педагогического образования, поиск новых инициатив в развитии системы высшего педагогического образования в мультикультурном регионе; формирование и развитие нового типа ответственности у будущих педагогов, реализация которых возможна в условиях модели инновационного высшего образования (схема 2).
Необходимо ответить, что на данный момент огромное внимание научного сообщества направлено на срочное и быстрое изменение системы высшего педагогического образования в условиях усиления миграционных процессов.
Библиографический список
Важно понимать, что данные требования диктует нам современное общество, которое находится в постоянном развитии, а поиск новых стратегических ориентиров для развития системы высшего педагогического образования под влиянием изменчивости миграционных процессов является ещё одним витком в открытии нового знания.
Вместе с тем можно сделать выводы о том, что выявление обозначенных в данном исследовании стратегических ориентиров открывает направления для дальнейших исследований: проектирование антикризисных технологий в развитии системы высшего педагогического образования; проектирование содержания инициативных проектов; обоснование содержания и новых технологий в процессе формирования и развития нового типа ответственности у будущих педагогов.
1. Дроботенко Ю.Б. Изменения профессиональной подготовки студентов педагогического вуза в условиях модернизации педагогического образования Российской Федерации. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Омск. 2016.
2. Жукова Т.А., Богословский В.И. Стратегии проектирования рамочных программ подготовки педагогов. Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2022, № 203: 55-62.
3. Бенхабиб С. Притязания культуры. Москва: Издательство «Логос», 2003.
4. Берри Д., Пуртинга А., Сигалл М., Дасен П. Кросскультурная психология. Харьков: Издательство «Гуманитарный Центр», 2007.
5. Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. Москва: Издательство «Политиздат». 1990.
6. Бондырева С.К. Коммуникация. От диалога межличностного к диалогу межкультурному. Москва: МПСИ, МОДЭК. 2007.
7. Владимирова С.А. Управление регионализацией высшего образования в условиях интенсификации интеграционных процессов. Автореферат диссертации ... кандидата экономических наук. Казань. 2008.
8. Smith R-D. Strategic Planning for public relations. London: Lawrence Erlbaum Associates Publisher, 2005.
9. Thinesse-Demel U. Learning regions in Germany. Perspectives on learning cities and regions: Policy practice and participation. Leicester: National Institute for Adult Continuing Education, 2014.
References
1. Drobotenko Yu.B. Izmeneniya professional'nqj podgotovki studentov pedagogicheskogo vuza v usloviyah modernizacii pedagogicheskogo obrazovaniya Rossijskoj Federacll. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Omsk. 2016.
2. Zhukova T.A., Bogoslovskij V.I. Strategii proektirovaniya ramochnyh programm podgotovki pedagogov. Izvestiya rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2022, № 203: 55-62.
3. Benhabib S. Prityazaniya kultury. Moskva: Izdatel'stvo «Logos», 2003.
4. Berri D., Purtinga A., Sigall M., Dasen P. Krosskul'turnaya psihologiya. Har'kov: Izdatel'stvo «Gumanitarnyj Centr», 2007.
5. Bibler V.S. Ot naukoucheniya - k logike kul'tury: Dva filosofskih vvedeniya v dvadcat'pervyj vek. Moskva: Izdatel'stvo «Politizdat». 1990.
6. Bondyreva S.K. Kommunikaciya. Otdialoga mezhlichnostnogo kdialogu mezhkul'turnomu. Moskva: MPSI, MOD'EK. 2007.
7. Vladimirova S.A. Upravlenieregionalizaciej vysshego obrazovaniya v usloviyah intensifikaciiintegracionnyhprocessov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata 'ekonomicheskih nauk. Kazan'. 2008.
8. Smith R-D. Strategic Planning for public relations. London: Lawrence Erlbaum Associates Publisher, 2005.
9. Thinesse-Demel U. Learning regions in Germany. Perspectives on learning cities and regions: Policy practice and participation. Leicester: National Institute for Adult Continuing Education, 2014.
Статья поступила в редакцию 20.11.22
УДК 378
Zhukova T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia),
NUST"MISIS" (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Bogoslovskiy V.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Herzen State University under the Government of the Russian Federation (St. Petersburg, Russia),
E-mail: [email protected]
Ivashkina O.A., senior teacher, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
PERSPECTIVES IN A HIGHER EDUCATION IN RUSSIA: THE STRATEGIES TO INTERCULTURAL INTELLECT DEVELOPMENT. The article highlights the importance of the development and improvement of intercultural intelligence. The authors consider it as the significant quality of a multicultural personality in the framework of advanced education. The authors analyze intercultural intellect, the leading strategies for the development of intercultural intelligence are identified, the long-term, non-linear nature of the proposed strategies for the development of this personality quality is determined. Among the leading strategies influencing the process of intercultural intellect development and improvement of, the authors include a strategy for the implementation of comparative research (based on the method of case-based reasoning) and a strategy for the implementation of neuropedagogical technologies. The authors propose a mechanism for implementing the comparative method - the method of case-based reasoning. The steps of the case-based reasoning are the next: determination of the value bases for choosing a particular precedent containing reflecting new knowledge about the ways of developing and improving intercultural intelligence in advanced education; generalization of the main directions for the development and improvement of intercultural intelligence based on the analysis of educational practices; assessment of possible changes, the results of which can be adapted to the conditions of the educational institution taken for comparison; design in further development of the prognostic model of the framework program for the development and improvement of intercultural intelligence). The authors offer examples of neuropedagogical technologies.
Key words: advanced education, intercultural intellect, case-based reasoning method, strategies of development, neuropedagogical technologies.
Т.А. Жукова, канд. пед. наук, доц., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва,
Национальный исследовательский технологический университет «МИСИС», г. Москва, E-mail: [email protected]
В.И. Богословский, д-р пед. наук, проф., Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург,
E-mail: [email protected]
O.A. Ивашкина, ст. преп., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: [email protected]
ПЕРСПЕКТИВЫ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: К ВОПРОСУ О СТРАТЕГИЯХ РАЗВИТИЯХ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
В статье обозначена значимость развития и совершенствования межкультурного интеллекта как одного из значимых качеств поликультурной личности в условиях опережающего образования. Авторами представлен анализ дефиниции «межкультурный интеллект», обозначены ведущие стратегии развития межкультурного интеллекта, определен долгосрочный, нелинейный характер предложенных стратегий развития данного качества личности. К ведущим стратегиям, оказывающим влияние на процесс развития и совершенствования межкультурного интеллекта, авторы относят стратегию реализации сравни-