Вестник Томского государственного педагогического университета. 2022. Вып. 5 (223). С. 58-66.
Tomsk State Pedagogical University Bulletin. 2022, vol. 5 (223), pp. 58-66.
УДК 378.1
https://doi.org/10.23951/1609-624X-2022-5-58-66
ИЗМЕНЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К МЕЖКУЛЬТУРНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Владимир Игоревич Богословский1, Татьяна Анатольевна Жукова2' 3, Ирина Иосифовна Климова4
1 Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург,
Россия
2 4 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия
3 Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Москва, Россия
2 tatianazhu@mail. ru
Аннотация
Введение. Обозначена актуальность проблемы изменений подготовки педагогов к межкультурному взаимодействию с учетом особенностей регионов. Выделены ключевые задачи, решение которых будет способствовать в дальнейшем проектированию прогностической модели подготовки педагогов.
Цель - обоснование этапов проектирования прогностической модели подготовки педагогов к межкультурному взаимодействию.
Материал и методы. Ведущим методом выбран анализ теоретической литературы по теме исследования. Выбор таких исследовательских подходов, как структурный и структурно-функциональный, позволяет охарактеризовать процесс подготовки педагогов к межкультурному взаимодействию как многокомпонентный, многоуровневый и многоэтапный в условиях взаимодействия региональной системы образования и системы высшего образования в Российской Федерации.
Результаты и обсуждение. Предложены этапы проектирования прогностической модели подготовки педагогов к межкультурному взаимодействию, обоснована сущность понятий «подготовка педагогов» и «изменения подготовки», обозначены стратегии организации подготовки педагогов к межкультурному взаимодействию (преодоление сложившейся линейности, практикоориентированности и непрерывности и стратегии опережающего обучения). Уточнение понятия «изменения подготовки» и определение значимости прогнозируемых изменений позволит выделять в дальнейшем факторы, оказывающие влияние на процесс подготовки педагогов к межкультурному взаимодействию: общественно-политические факторы, определяющие новое понимание стратегий развития высшего педагогического образования» в условиях усиления этнокультурных процессов (так, например, законодательство в области развития региональной политики, позиция государства в области регулирования этнических процессов и распространение идей сохранения этнокультур; рост масштабов этнокультурных процессов); региональные факторы отражают специфику развития регионов (например, демографическая структура населения, социальная мобильность, динамично изменяющиеся требования рынка труда); личностные факторы характеризуют новые цели и задачи высшего педагогического образования в целом, а также сложившиеся и складываемые в конкретном вузе с целью сохранения национальной культуры и поддержания этнокультурного многообразия (например, готовность педагогов к межкультурному взаимодействию, педагогические инициативы, рамочная программа подготовки педагогов к межкультурному взаимодействию).
Заключение. На основании проведенного исследования предположено, что результатом следующего исследования должна стать разработка компонентов прогностической модели подготовки педагогов к межкультурному взаимодействию.
Ключевые слова: региональное образование, межкультурное взаимодействие, изменения подготовки педагогов, стратегии организации учебного процесса, компаративные исследования, прогностическая модель
Для цитирования: Богословский В. И., Жукова Т. А., Климова И. И. Изменения подготовки педагогов к межкультурному взаимодействию: региональный аспект // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2022. Вып. 5 (223). С. 58-66. https://doi.org/10.23951/1609-624X-2022-5-58-66
© В. И. Богословский, Т. А. Жукова, И. И. Климова, 2022
FORECASTING CHANGES IN TEACHERS' PREPARATION TO INTERCULTURAL INTERACTION IN REGIONS
Vladimir I. Bogoslovskiy1, Tat'yana A. Zhukova2'3, Irina I. Klimova4
1 Herzen State Pedagogical University, Saint Petersburg, Russian Federation
2 4 Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation
3 National University of Science and Technology "MISIS", Moscow, Russian Federation
Abstract
Introduction. The article indicates the relevance of the problem of changes in the process of teachers' training for intercultural interaction in a region. The authors identified the key tasks, the solution of which will help in the further design of a predictive model for the development of the teacher training system.
The aim of the research is to substantiate the stages of designing a predictive model for preparing teachers for intercultural interaction.
Material and methods. The leading methods of the current research is the analysis of theoretical literature. The choice of such research approaches as structural and structural-functional make it possible to characterize the process of preparing teachers for intercultural interaction as multicomponent, multilevel and multistage in the context of interaction between the regional education system and the system of higher education in the Russian Federation.
Results and discussion. The stages of designing a predictive model for preparing teachers for intercultural interaction are proposed, the essence of the concepts of "training teachers" and "changes in training" is substantiated, strategies for organizing the training of teachers for intercultural interaction are indicated (overcoming the existing linearity, practice orientation and continuity and strategies for advanced learning). Moreover, the authors of the current research analyze the role of the factors that affect the process of teachers' training for intercultural interaction. Thus, socio-political factors determine a new understanding of the strategy for the development of higher pedagogical education in the context of strengthening ethno-cultural processes (legislation in the field of regional policy development, the position of the state in the field of regulating ethnic processes and the dissemination of ideas for the preservation of ethnic cultures; growth of ethnocultural processes). Regional factors determine the specificity of the region development (the demographic structure of the population, social mobility, dynamically changing requirements of the labor market). Personal factors explain the necessity of correction and the new aims development in higher pedagogical education within the specificity of ethno-cultural diversity (the readiness of teachers for intercultural interaction; pedagogical initiatives, a framework program for teachers' training to intercultural interaction).
Conclusion. Based on the study, it was suggested that the result of the next study should be the development of components of a predictive model for preparing teachers for intercultural interaction.
Keywords: regional education, intercultural interaction, changes in teachers' training, the strategies of educational process development, comparative researches, predictive model
For citation: Bogoslovskiy V. I., Zhukova T. A., Klimova I. I. Izmeneniya podgotovki k mezhkul'turnomu vzaimodeystviyu: regional'nyy aspekt [Forecasting Changes in Teachers' Preparation to Intercultural Interaction in Regions]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta - Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2022, vol. 5 (223), pp. 58-66 (In Russ.). https://doi.org/10.23951/1609-624X-2022-5-58-66
Введение
Усиление процессов взаимодействия культур обозначило перед большинством стран проблему формирования личности, готовой к реализации межкультурного взаимодействия. В этой связи в рамках данного исследования важно осознание сущности межкультурного взаимодействия, под которым понимается контакт двух или более социокультурных систем, в результате которого происходит взаимное обогащение взаимодействующих культур, их влияние друг на друга [1-4].
Не менее важно понимание новых тенденций, оказывающих влияние на развитие образования.
Так, обращаясь к работам ряда исследователей [5-7], можно выделить следующие противодействующие тенденции развития регионального образования: первая связана со стремлением дифференцировать образовательную систему региона от других регионов, децентрализовать; вторая тенденция связана с тем, что необходимо определить степень взаимодействия региона и центра, что, возможно, позволит в дальнейшем решить проблему подготовки педагогических кадров. Тенденции, как показывает практика, действуют в разных регионах, что, несомненно, говорит о том, что регионализация выступает одним из важнейших факто-
ров развития образовательного пространства и призвана решить следующий ряд проблем, наиболее значимые из которых могут быть сформулированы следующим образом.
В первую очередь важно говорить о проблеме, связанной с поиском педагогических кадров, готовых к межкультурному взаимодействию в регионе.
Вместе с тем необходимо отметить и значительную разрозненность в решении проблемы подготовки педагогов к межкультурному взаимодействию в различных регионах с учетом этнокультурных особенностей (специфики их культуры, культурной идентичности). Обсуждение этого вопроса является чрезвычайно значимым для всех без исключения мультикультурных регионов. Сложившиеся практики подготовки педагогов к межкультурному взаимодействию имеют ряд недостатков: подготовка осуществляется в рамках единичных дисциплин; отсутствуют дисциплины, отражающие региональную специфику образования и особенности организации образовательного процесса в каждом конкретном регионе. В этой связи важен поиск целостных и единых стратегий для развития дальнейших моделей подготовки педагогов.
И, в-третьих, важно говорить о недостаточном уровне взаимодействия регионов с целью оптимизации процесса подготовки педагогов к межкультурному взаимодействию и определении дальнейших тенденций в развитии образования в государстве. В этой связи целесообразно проведение компаративных исследований.
С учетом обозначенного выше полагаем, что цель данного исследования - расширить представления о способах организации подготовки педагогов к межкультурному взаимодействию с учетом особенностей в регионах.
Материал и методы
В рамках данного исследования выбран системный подход, позволяющий рассматривать любую систему как совокупность взаимосвязанных компонентов - процесс подготовки педагогов к межкультурному взаимодействию как многокомпонентную, многоуровневую и многоэтапную систему, а также структурно-функциональный подход, поскольку функция задается в результате взаимодействия региональной системы образования и системой высшего образования в Российской Федерации и выражает включенность в процессы совершенствования подготовки педагогов к межкультурному взаимодействию, она отображает ценностные ориентиры отдельно взятых регионов. В качестве ведущего метода выбран метод анализа теоретической литературы по теме исследования.
Результаты и обсуждение
Первая задача данного исследования (в соответствии с обозначенной первой проблемой) - обоснование значимости изменений в подготовке педагогов и понимания сущности понятий «подготовка педагогов» и «изменения подготовки педагогов».
Итак, подготовка педагога как процесс представляет собой совокупность взаимообусловленных компонентов: целей, содержания и организационных форм образовательного процесса [8, 9]. Вместе с тем подготовка разными исследователями понимается: как процесс, «направленный на обеспечение условий для оптимальной самореализации в профессиональной деятельности» [10, с. 201]; «рефлексивный процесс создания инструментально-технологического знания и разработки деятельностных норм профессионального развития педагога» [11, с. 112]; «осознанный системный процесс взаимодействия субъектов дистанционного обучения в условиях информационно-образовательной среды» [12, с. 10]; «специально организованный и контролируемый процесс приобщения субъектов образовательного процесса к взаимодействию» [13, с. 111].
Многими исследователями она рассматривается как система мер: «реализуемая в многообразных формах и технологиях система взаимосвязанных функций, действий, процедур, методов, техник, мероприятий, обеспечивающих оказание квалифицированной помощи педагогу на протяжении всей его профессиональной карьеры» (М. Н. Певзнер); «оказывающих продуктивное влияние на развертывание педагогического процесса и оптимальное достижение поставленных целей» (В. И. Богословский).
Вместе с тем подготовка определяется и как метод: педагогический метод «обучения человека искусству самостоятельно и с наибольшей эффективностью разрешать те проблемы (профессиональные и личные), которые возникли у него в процессе жизнедеятельности» [14, с. 92]; метод, «обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. При этом субъект развития определяется и как развивающийся человек, и как развивающаяся система» (В. И. Богословский).
Ее рассматривают как метод, в основе которого лежит реализация следующих важных этапов -в первую очередь это диагностика специфики проблемы и ее анализ, поиск информации о путях решения; не менее важен этап организации консультации с целью проектирования плана мероприятий и решения проблемы; важно говорить и о необходимости организации помощи и поддер-
жки с учетом интересов, особенностей взаимодействия, потребностей обучаемых» (В. И. Богословский). Такой подход позволяет организовывать процесс подготовки как от «студента», так и «образовательной среды». Организация вертикальной структуры приводит к понятию соподчи-ненности уровней, их взаимовлияния - горизонтальной.
При этом вертикальная структура приводит к уточнению понятия уровней, их соподчиненности, иерархии и отражает движение системы, а горизонтальная отражает содержание и наполнение этих уровней.
Следующий, не менее важный вопрос, связанный с уточнением видов изменений, которые могут быть рассмотрены через призму этнокультурных процессов. Даг Рилер [15] выделяет три вида изменений, лежащих в основе любого процесса организации и развития, - развивающиеся изменения, трансформационные изменения и прогнозируемые изменения.
Исследователь отмечает, что развивающиеся изменения характеризуют повседневные и адаптивные процессы развития как отдельных личностей, так и социальных организаций [15]. Это самая распространенная, по мнению исследователя, форма изменений, существующих в любой системе.
Следующий вид изменений - трансформационные изменения (изменения через кризис и выявление нового вида знаний), возникающие в результате различного рода противоречий (между индивидуумами, между различными социальными системами), стимулирующиеся, как правило, сдвигами во внешних политических, экономических, культурных средах.
Еще один важный, с нашей точки зрения, вид изменений - прогнозируемые изменения, заранее планируемые и реализуемые в относительно стабильных устойчивых отношениях (между индивидуумами, различными социальными системами).
Применительно к данному исследованию полагаем важным говорить именно о прогнозируемых изменениях, позволяющих предопределять ход возможных преобразований, обусловленных динамичными изменениями в регионах.
Вторая задача - это поиск стратегий организации подготовки педагогов (в соответствии с обозначенной второй проблемой данного исследования). Дифференциация разработанности второй проблемы во многом определена выбранными стратегиями, используемыми в процессе подготовки к межкультурному взаимодействию [16, 17].
Во-первых, вполне обоснованно говорить о стратегии, связанной с преодолением сложившейся линейности в организации подготовки педагогов к
межкультурному взаимодействию в условиях усиления этнокультурных процессов, что проявляется в использовании устоявшихся неизменных механизмов воздействия без учета культурного разнообразия в регионе. Появление линейности подготовки педагога выражается в том, что ее использование не предполагает учет непрерывности и динамичности этнокультурных процессов в регионе, так или иначе оказывающих влияние на выбор содержания и организации процесса подготовки. По сути, организация подготовки в образовательных заведениях проходит до сих пор посредством добавления этнокультурных компонентов в содержание учебных дисциплин, выбор соответствующих методов и технологий обучения в соответствии с идеями мультикультурности в образовании.
Следующая стратегия подготовки педагогов связана с такими характеристиками организации данного процесса, как большая практикоориенти-рованность и индивидуальная направленность.
Появление такого вида стратегий впервые нашло отражение еще в модели «плавильного котла», возникновение которой связано с именем американского ученого Дж. Бэнкса [18]. В основе данной модели лежат идеи интеграции содержания образования; о создании нового знания об особенностях подготовки педагогов в условиях мультикуль-турного общества; теория преодоления предубеждений и идея справедливой педагогики; содействие развитию культурно-просветительской деятельности каждого образовательного учреждения. Не менее важна выдвинутая исследователем идея об этапах организации подготовки через проектирование учебных программ с социокультурным компонентом; введение в учебный план новых дополнительных специальных курсов; выбор и реализация новых технологий и содержания организации образовательного процесса, отражающих культурное многообразие; усиление социокультурного взаимодействия между различными образовательными учреждениями.
Эта стратегия близка к стратегии опережающей профессиональной подготовки педагога [19] (В. Г. Лысенко, 2021). В нашем понимании применение данной стратегии предполагает организацию процесса подготовки педагога таким образом, что он максимально будет ориентирован на реализацию инновационных преобразований в сфере своей профессиональной деятельности, вовлечен в процесс анализа различного рода проблем, а также перспектив развития современной школы в регионе и государстве и результатов исследований в области модернизации образования в мультикультур-ном обществе. Опережающая стратегия профессионального образования «как синергетическая идея» отражает направленность образовательного
процесса на формирование готовности специалиста к прогнозированию и дальнейшему моделированию собственного личностного и профессионального развития в условиях динамичности социальных процессов.
В этой связи согласимся с позицией Е. В. Писку-новой, отмечающей тот факт, что «сегодня от педагога требуется прежде всего содействие у студентов процессу формирования способностей к самопознанию, самосовершенствованию... в связи с чем важно переосмысление педагогом своей роли в профессиональной деятельности, осознание ситуации того, что он становится координатором образовательного процесса» [20, с. 110].
К ключевым характеристикам опережающей стратегии подготовки педагога исследователь относит следующие: организация таким образом, чтобы она максимально способствовала формированию у студентов личностных и профессиональных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности в условиях усиления этнокультурных процессов, требующих новой роли педагога в сохранении и укреплении межкультурного взаимодействия; обоснование важности охвата всех уровней и видов (включая неформальное и информальное) образования и усиление в этой связи роли педагога в сохранении и укреплении толерантных отношений между представителями различных культур на всех этапах профессионального и жизненного пути.
Очевидно, что в условиях, когда «одним из важнейших требований, предъявляемых обществом к специалистам в области образования, является их готовность к постоянному информационному поиску, задача оптимизации способов обновления знаний для корректировки своей профессиональной деятельности в соответствии с требованиями времени» (В. И. Богословский) кажется одной из значимых. В этой связи очевидна важность усиления индивидуализации образовательного процесса, которая сопровождается стремлением педагога выстраивать свой индивидуальный образовательный маршрут, определяя изменения подготовки, вызванные особенностями региональной образовательной среды, учитывая ее метадеятельностный характер, наличие ситуаций неоднозначности, не-алгоритмизированности.
Создавшаяся ситуация, характеризующаяся явными лакунами в области организации подготовки педагогов в мультикультурном обществе с учетом особенностей региона, служит определенным импульсом для создания прогностической модели подготовки педагога (возможно, в дальнейшем прогностической модели рамочной программы подготовки педагога) с учетом особенностей региона. Проектирование данной модели, очевидно,
возможно с учетом результатов сравнительных исследований, в основе которой лежит идея принятия и сохранения ведущей культуры и поддержания интеграции различных социокультурных групп.
Таким образом, обобщая изложенное выше, стоит еще раз отметить, что прогнозируемые изменения в подготовке к межкультурному взаимодействию могут быть связаны с расширением представлений о понятии «подготовка». Данный процесс не может быть унифицированным или обязательным и должен быть организован посредством индивидуальных образовательных маршрутов с учетом практико-ориентированных стратегий, стратегии социального взаимодействия и стратегии непрерывной подготовки (подготовка - всегда процесс, цель которого совершенствование профессиональной компетентности педагога в течение его профессиональной жизни, его готовности к межкультурному взаимодействию. Получая новое знание, обучающийся уже с иных позиций познает мир, проводит диагностику, организовывает и осуществляет для этого соответствующие виды деятельности.
Третья задача - поиск путей интеграции опыта различных регионов (в нашем исследовании таким механизмом выступают компаративные исследования).
Анализ позиций указанных выше исследователей относительно сущности выделяемых этапов показывает, что в основе организации сравнительно-педагогического исследования заложен индуктивный подход, предполагающий построение умозаключений, формулировку выводов «от частного к общему». Именно использование индуктивного подхода может служить основой выбора следующих этапов для проводимого исследования [21, 22]: проблемно-ориентированный, включающий описание и констатацию характеристик предмета исследования, тем самым превращая ее в объект познания»; критически-ориентированный, в рамках которого происходит обсуждение и критика представляемого и сопоставляемого полученного эмпирическим путем нового знания; конструктивно-ориентированный, предполагающий прогнозирование и проектирование прогностической модели рамочной программы подготовки педагогов к межкультурному взаимодействию в условиях усиления этнокультурных процессов в регионе, отражающей изменения.
Характеризуя методологию современного сравнительного исследования, важно отметить значимость социокультурного подхода, позволяющего выявлять группы факторов, оказывающих влияние на развитие образования. «Образование рассматривается как охватывающее все пути познания людьми окружающего мира, накопления ценно-
стей и жизненных навыков, которые отражают понимание мировых реальностей и принятия на себя ответственности как граждан мира для обеспечения готовности к будущим переменам» (Б. Л. Вульф-сон). В исследованиях, основанных на использовании социокультурного подхода, часто используется методология «воронки причинности», предложенная Э. Кэмпбеллом, [23] позволяющая выбирать факторы, влияющие на политические и социальные процессы и, как следствие, на развитие высшего педагогического образования в мультикуль-турном обществе и оказывающие влияние на процесс подготовки педагогов.
В соответствии с указанной выше методологией «воронки причинности» полагаем, что будет возможным выделение и обоснование следующих факторов, определяющих общее, частное и единичное [24, 25], которые оказывают влияние на процесс подготовки педагогов к межкультурному взаимодействию:
- общественно-политические факторы определяют новое и отличное понимание стратегии развития высшего педагогического образования в условиях усиления этнокультурных процессов (так, например, законодательство в области развития региональной политики, позиция государства в области регулирования этнических процессов и распространение идей сохранения этнокультур, рост масштабов этнокультурных процессов);
- региональные факторы - анализ процессов, характеризующих состояние развития региона (например, демографическая структура населения, социальная мобильность, динамично изменяющиеся требования рынка труда);
- личностные факторы - проектирование нового содержания и технологий организации образовательного процесса с учетом особенностей образовательного учреждения, специфика обучающихся с целью сохранения национальной культуры и поддержания этнокультурного разнообразия (например, готовность педагогов к межкультурному взаимодействию, педагогические инициативы, рамочная программа подготовки педагогов к межкультурному взаимодействию).
В исследовании мы обращаемся к изучению региональной системы образования, следовательно, чрезвычайно важно определить место региональной системы высшего образования в рамках более крупной системы (система высшего образования в России) и установить функциональные зависимости между ними. Поэтому далее обращаемся к выявлению возможностей использования структурно-функционального подхода в исследовании. Известно, что структурно-функциональный подход - один из значимых исследовательских подходов к изучению социальных явлений, в основе ко-
торого лежит анализ функции отдельно взятого компонента микросистемы по отношению к целостной системе. В таком понимании «функция» определяет процесс, изменение и развитие.
Результатом успешной интеграции является эффективная организация, при этом важно не просто отметить позитивный опыт, а выявить сложившееся содержание и тенденции, осмыслить качественно новые положения построения образовательного процесса, которые выработаны в отечественной и мировой теории и практике. В этой связи очевидна значимость системного подхода.
Полагаем, что организация компаративных исследований в рамках данных подходов позволит выявить наиболее успешные и эффективные прецеденты в каждом исследуемом регионе, что важно в дальнейшем для проектирования прогностической модели подготовки педагогов (см. рисунок).
Этапы проектирования прогностической модели подготовки педагогов к межкультурному взаимодействию
Заключение
Итак, обобщая изложенное выше еще раз подчеркнем значимость решения следующих задач, решение которых будет способствовать в дальнейшем проектированию прогностической модели, отражающей изменения подготовки педагогов к межкультурному взаимодействию с учетом особенностей в регионе, - обоснование сущности понятий «подготовка педагогов» и «изменения подготовки», поиск стратегий организации подготовки педагогов к межкультурному взаимодействию (преодоление сложившейся линейности, практикоори-ентированности и непрерывности, стратегии опережающего обучения), поиск путей интеграции опыта различных регионов через компаративные исследования. Результатом следующего исследования должна стать разработка компонентов прогностической модели подготовки педагогов к межкультурному взаимодействию.
Список источников
1. Курыло О. В. Современное мультикультурное образование // Актуальные проблемы современной науки: взгляд молодых ученых: материалы Междунар. науч.-практ. конф. 2019. С. 234-240.
2. Палаткина Г. В. Мультикультурное воспитание молодежи в пространстве России. Астрахань: Издат. дом «Астраханский университет», 2007. 172 с.
3. Певзнер М. Н. Педагогическое образование в Германии: перспективы реформы // Педагогическое образование: история, проблемы, перспективы. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого. 1998. 232 с.
4. Стенищева А. А. Влияние мультикультурализма на образование // Вестник Марийского гос. ун-та. 2020. Т. 14, № 3 (39). С. 312-319.
5. Аверкин В. Н. Теоретические проблемы регионализации образования. Новгород: Новгородский региональный Центр развития образования, 1998. 64 с.
6. Ахизер А. C. Социокультурная методология развития российского общества. Заседание № 1. Специфика социокультурных исследований // Рубежи. 1995. № 5. C. 15.
7. Писарева С. А., Тряпицына А. П. Современные методологические подходы к исследованию педагогического образования // Человек и образование. 2014. № 3 (40). C. 4-12.
8. Lazareva A.V. University and social collaborations during a pandemic sustaining educational opportunity and reinventing education: a book review // Journal of Language and Education. 2021. Vol. 7, № 4. Р. 198-203. https://doi.org/10.17323. jle.2021.13456
9. Polyakova O., Galstyan-Sargsyan R.Sustainable higher education via telecollaboration: improving pluringualand plucultural competence // Integration of Education. 2021. Vol. 25, № 4. P. 544-561. https://doi.org/10.15507/1991-9468.105.25.202104.544-561
10. Компетентностный подход в педагогическом образовании / под ред. В. А. Козырева, Н. Ф. Радионовой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. 2004. 391 с.
11. Бажина И. А. Становление и развитие принципа регионализации образования в педагогической теории и практике. Казань: Изд-во Казан. ун-та. 2003. 144 с.
12. Владимирова С. А. Управление регионализацией высшего образования в условиях интенсификации интеграционных процессов: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Казань. 2008. 24 с.
13. Богословский В. И. Научное сопровождение образовательного процесса в педагогическом университете: Методологические характеристики. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. 2000. 142 c.
14. Глумова Е. П. Региональный аспект межкультурной коммуникации // Проблемы современного образования. 2017. № 6. С. 92-104.
15. Horizontal Learning - Engaging Freedom's Possibilities by Doug Reeler, from CDRA Annual Report 2004/2005 - www.cdra.org. za
16. Христофорова С. В. Модель регионализации образования для устойчивого развития (на примере Забайкалья) // Взаимодействие науки, бизнеса и общества как фактор развития регионов: материалы Межрегион. науч.-практ. конф. Чита, 2019. С. 265-271.
17. Жукова Т. А., Шренк М. Принцип регионализации в развитии высшего образования в мультикультурном обществе // Актуальные проблемы естественно-научного и математического образования: материалы Междунар. науч.-практ. конф. 2016. С. 151-159.
18. Banks J. An Introduction to Multicultural Education. New York: University of Washington. Seattle, 2008. 164 p.
19. Лысенко В. Г. Концептуальные основы опережающей профессиональной подготовки для социально-экономического развития региона // Научно-педагогическое обозрение. 2021. Вып. 1 (35). С. 97-103.
20. Пискунова Е. В. Социокультурная обусловленность изменений профессионально-педагогической деятельности учителя. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. 2005. 324 с.
21. Вульфсон Б. Л. Сравнительная педагогика: история и современные проблемы. М.: Изд-во УРАО. 2003. 232 с.
22. Вульфсон Б. Л. Методы сравнительно-педагогических исследований // Педагогика. 2002. № 2. С. 70-80.
23. Campbell A., Converse Ph., Miller W. Stokes D. N. Y. The American Voter, 1960. 221 p.
24. Голенкова О. В., Свердлова Г. А. Региональный опыт модернизации образования // Дискурс социальных проблем в социокультурном, образовательном, языковом пространстве в период пандемии коронавируса: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Брянск, 2021. С. 381-390.
25. Князева В. А., Соловьева К. С. Тенденции и закономерности инновационного развития системы высшего образования на региональном уровне // Современные проблемы управления и технологии их решения в условиях трансформационных вызовов: материалы III Всерос. науч.-практ. конф. 2020. С. 350-354.
References
1. Kurylo O. V. Sovremennoye mul'tikul'turnoye obrazovaniye [The modern multicultural education]. MaterialyMezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy koferentsii "Aktual'nye problemy sovremennoy nauki: vzglyad molodykh uchenykh" [The materials of the
International scientific and practical conference "The current problems of the modern science: the young scientists view"]. 2019. P. 234-240 (in Russian).
2. Palatkina G. V. Mul'tikul'turnoye vospitaniye molodezhi v prostranstve Rossii [Multicultural education of youngsters in Russia]. Astrakhan, Astrakhan University Publ., 2007. 172 p. (in Russian).
3. Pevzner M. N. Pedagogitsheskoye obrazovaniye v Germanii: perspektivy i reformy [Pedagogical education in Germany: perspectives and reforms]. Pedagogicheskoye obrazovaniye: istoriya, problemy, perspektivy [Pedagogical education: history, problemy, and perspectives]. Velikiy Novgorod, Yaroslav - the-wise Novgorod State University Publ., 1998. 232 p. (in Russian).
4. Stenishcheva A. A. Vliyaniye mul'tikulturalizma na obrazovaniye [Multiculturalism and its influence on education]. Vestnik Mariyskogo gosudarstvennogo universiteta - Vestnik of the Mari State University, 2020, vol. 14, no. 3 (39), pp. 312-319 (in Russian).
5. Averkin V. N. Teoretichsekiye problemy regionalizatsii obrazovaniya [Theoretical problems of regionalization in education]. Novgorod, Novgorodskiy regional'nyy Tsentr razvitiya obrazovaniya Publ., 1998. 64 p. (in Russian).
6. Akhizer A. S. Sotsiokul'turnaya metodologiya razvitiya rossiyskogo obschestva. Zasedaniye 1. Spetsifika sottsiokul'turnykh issledovaniy [Sociocultural methodology of the Russian society development]. Rubezhi, 1995, no. 5, p. 15 (in Russian).
7. Pisareva S. A., Triapitsyna A. P. Sovremennyye metodologicheskiye podkhody k issledovaniyu pedagogicheskogo obrazovaniya [The current pedagogical approaches to pedagogical education research]. Chelovek i obrazovaniye - Man and Education, 2014, no. 3 (40), pp. 4-12 (in Russian).
8. Lazareva A.V. University and social collaborations during a pandemic sustaining educational opportunity and reinventing education: a book review. Journal of Language and Education, 2021, Vol. 7 (4), pp. 198-203. URL: https://doi.org/10.17323. jle.2021.13456
9. Polyakova O., Galstyan-Sargsyan R. Sustainable higher education via telecollaboration: improving pluringualand plucultural competence. Integration of Education, 2021, vol. 25 (4), pp. 544-561. URL: https://doi.org/10.15507/1991-9468.105.25.202104.544-561
10. Kompetentnostnyy podkhod v pedagogicheskom obrazovanii [Competence approach in a pedagogical education]. Ed. V. A. Kozareva, N. F. Rodionova. Saint Petersburg, Herzen State Pedagogical University Publ., 2004. 391 p. (in Russian).
11. Bazhina I. A. Stanovleniye i razvitiye printsipa regionalizatsii obrazovaniya v pedagogisheskoy teorii i praktike [Formation and development of regionalization in education in pedagogical theory and practice]. Kazan, Kazan State University Publ., 2003. 144 p. (in Russian).
12. Vladimoriva S. A. Upravleniye regionalizatsiey v usloviyakh intensifikatsii integratsionnykh protsessov. Avtoref. dis. kand. econ. nauk [Regionalization control and integration processes. Abstract of thesis cand. econ. sci.]. Kazan, 2008. 24 p. (in Russian).
13. Bogoslovskiy V. I. Nauchnoye soprovozhdeniye obrazovatel'nogoprotsessa vpedagogicheskom universitete: metodologicheskiye kharakteristiki [Scientific supervision of the educational process in a pedagogical university: methodological characteristics]. Saint Petersburg, Herzen State Pedagogical University Publ., 2000. 142 p. (in Russian).
14. Glumova Ye. P. Regional'nyy aspekt mezhkul'turnoy kommunikatsii [Regional aspect of multicultural communication]. Problemy sovremennogo obrazovaniya - Problems of Modern Education, 2017, no. 6, pp. 92-104 (in Russian).
15. Horizontal Learning - Engaging Freedom's Possibilities by Doug Reeler, from CDRA Annual Report 2004/2005 - www.cdra.org. za
16. Khristoforova S. V. Model' regionalizatsii obrazovaniya dlya ustoychivogo razvitiya (na primere Zabaykal'ya) [The model of regionalization and sustainable education development (on the example of Transbaikal)]. Materialy Mezhregional'noy nauchno-prakticheskoy konferentsii "Vzaimodeystviye nauki, biznesa i obshchestva kak faktor razvitiya regionov" [The materials of interregional scientific and practical conference «Interaction of science, business and society as the factor of regions development»]. Chita, 2019. P. 265-271 (in Russian).
17. Zhukova T. A., Schrenk M. Printsip regionalizatsii v razvitii vysshego obrazovaniya v mul'tikul'turnom obshchestve [The principle of regionalization and the higher education development in multicultural society]. Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy koferentsii "Aktual'nye problemy estestvenno-nauchnogo i matematicheskogo obrazovaniya" [The materials of international scientific and practical conference "The current problems of Natural science and mathematical education"]. 2016. P. 151-159 (in Russian).
18. Banks J. An Introduction to Multicultural Education. New York: University of Washington. Seattle, 2008. 164 p.
19. Lysenko V. G. Kontseptualnye osnovy operezhaushchey professional'noy podgotovki dlya sottsial'no-ekonomicheskogo razvitiya regiona [Conceptual basics of life-long professional training for social and economic region development]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2021, vol. 1 (35), pp. 97-103 (in Russian).
20. Piskunova Ye. V. Sotsiokul'turnaya obuslovlennost' izmeneniy professional'no-pedagogicheskoy deyatel'nosti uchitelya [Sociocultural specificities and changes in teacher's pedagogical and professional activity]. Saint Petersburg, Herzen State Pedagogical University Publ., 2005. 324 p. (in Russian).
21. Vulfson B. L. Sravnitelnaya pedagogika: istoriya i sovremennye problemy [Comparative pedagogy. History and current problems]. Moscow, URAO Publ., 2003. 232 p. (in Russian).
22. Vulfson B. L. Metody sravnitel'no-pedagogicheskikh issledovaniy [The methods of comparative pedagogical researches]. Pedagogika, 2002, no. 2, pp. 70-80 (in Russian).
23. Campbell A., Converse Ph., Miller W. Stokes D. N. Y. The American Voter, 1960. 221 p.
24. Golenkova O. V., Sverdlova G. A. Regional'nyy opyt modernizatsii obrazovaniya [Regional experience of modernization in education]. Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy koferentsii "Diskurs sotsial'nykh problem v sottsiokul'turnom, obrazovatel'nom, yazykovom prostranstve vperiodpandemii koronavirusa" [The materials of international scientific and practical conference "The discourse of social problems in a sociocultural educational language environment in a pandemic period"]. Bryansk, 2021. P. 381-390 (in Russian).
25. Knyazeva V. A., Solov'yeva K. S. Tendentsii i zakonomernosti innovatsionnogo razvitiya vysshego obrazovaniya na regionalnom urovne [The tendencies and regularities of innovative development of higher education in a regional level]. Materialy III Vseros-siyskoy nauchno-praktisheskoy konferentsii "Sovremennye problemy upravleniya i tekhnologii ikh resheniya v usloviyakh trans-formatsionnykh vyzovov" [The materials of the third Russian scientific and practical conference "The current problems of management and the technologies of its solution within transformative challenges"]. 2020. P. 350-354 (in Russian).
Информация об авторах
Богословский В. И., доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры цифрового образования, Российский государственный педагогический университет им. Л. И. Герцена (Набережная реки Мойки, 48, Санкт-Петербург, Россия, 191186).
Жукова Т. А., кандидат педагогических наук, доцент, доцент Департамента иностранных языков и межкультурной коммуникации, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Ленинградский проспект, 49, Москва, Россия, 125167); доцент кафедры иностранных языков и коммуникативных технологий, НИТУ «МИСиС» (Ленинский нроснект, 4, Москва, Россия, 119049)
Климова И. И., кандидат филологических наук, профессор, начальник Департамента иностранных языков и межкультурной коммуникации, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Ленинградский проспект, 49, Москва, Россия, 125167).
Information about the authors
Bogoslovskiy V. I., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Department of digital technologies, Herzen State Pedagogical University (naberezhnaya reki Moiki, 48, St. Petersburg, Russian Federation, 191186).
Zhukova T. A., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Financial University under the Government of the Russian Federation (pr. Leningradskiy 49, Moscow, Russian Federation, 125167), National University of Science and Technology "MISIS" (pr. Leninskiy, 4, Moscow, Russian Federation, 119049).
Klimova I. 1, Candidate of Philological Sciences, Professor, Head of the Department of foreign languages and intercultural communication, Financial University under the Government of the Russian Federation (pr. Leningradskiy 49, Moscow, Russian Federation, 125167).
Статья поступила в редакцию 16.02.2022; принята к публикации 01.08.2022 The article was submitted 16.02.2022; accepted for publication 01.08.2022