Научная статья на тему 'СТРАТЕГИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ РАМОЧНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ'

СТРАТЕГИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ РАМОЧНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ ОБЩЕСТВО / РАМОЧНАЯ ПРОГРАММА / СТРАТЕГИИ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богословский В. И., Жукова Т. А.

Проводимая в России политика модернизации педагогического образования актуализирует проблему проектирования нового вида программ подготовки педагогов в условиях динамичности мультикультурных процессов. В качестве возможного нового вида программ авторы данной статьи выделяют рамочные программы - программы действий, включающие специальные дополнительные образовательные программы и инициативные проекты. В статье обозначены стратегии проектирования рамочных программ - стратегия, связанная с преодолением нелинейности; стратегия опережения и стратегия социально-активного взаимодействия. Приводится пример проектирования прогностической модели рамочной программы, разработанной на базе Самарского государственного социально-педагогического университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богословский В. И., Жукова Т. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FRAMEWORK TEACHER TRAINING PROGRAMMES: DESIGN STRATEGIES

The reformation of Russia’s education and dynamic multicultural processes require the development of new teacher training programmes. A possible solution is a framework programme. A framework programme is an action programme that comprises additional education programmes and pilot projects. The article analyses the strategies of framework programmes design. Among them is the strategy to overcome nonlinearity, the strategy of advance design and the strategy of social interaction. The article provides an example of a prognostic model of a framework programme developed at Samara State University of Social Sciences and Education.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ РАМОЧНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ»

https://www.doi.org/10.33910/1992-6464-2022-203-55-62

В. И. Богословский, Т. А. Жукова

СТРАТЕГИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ РАМОЧНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ

Проводимая в России политика модернизации педагогического образования актуализирует проблему проектирования нового вида программ подготовки педагогов в условиях динамичности мулътикулътурных процессов. В качестве возможного нового вида программ авторы данной статьи выделяют рамочные программы — программы действий, включающие специальные дополнительные образовательные программы и инициативные проекты. В статье обозначены стратегии проектирования рамочных программ — стратегия, связанная с преодолением нелинейности; стратегия опережения и стратегия социально-активного взаимодействия. Приводится пример проектирования прогностической модели рамочной программы, разработанной на базе Самарского государственного социально-педагогического университета.

Ключевые слова: мультикультурное общество, рамочная программа, стратегии подготовки педагогов

V. Bogoslovskiy, T. Zhukova FRAMEWORK TEACHER TRAINING PROGRAMMES: DESIGN STRATEGIES

The reformation of Russia's education and dynamic multicultural processes require the development of new teacher training programmes. A possible solution is a framework programme. A framework programme is an action programme that comprises additional education programmes and pilot projects. The article analyses the strategies of framework programmes design. Among them is the strategy to overcome nonlinearity, the strategy of advance design and the strategy of social interaction. The article provides an example of a prognostic model of a framework programme developed at Samara State University of Social Sciences and Education.

Keywords: multicultural society, framework programme, teacher training strategies

Развитие высшего педагогического образования в мультикультурном обществе носит интенсивный и динамичный характер и ведет к обогащению и переосмыслению накопленного опыта. Подготовка педагогов в нашей стране регламентируется государственными образовательными стандартами, структура и содержание которых отражают направленность на процесс развития профессиональной компетентности обучающегося. Главная из возникающих при этом задач — это нахождение «продуктивных способов взаимодействия между представителями разных стран может стать гарантом в дальнейшем

оптимизации процесса подготовки педагога, совершенствования его профессиональной компетентности, что находит отражение в образовательных программах» [12, а 275].

Проблема проектирования программ подготовки будущих педагогов в мультикультурном социуме является одной из значимых проблем развития педагогического образования. Данная позиция нашла отражение в исследованиях В. И. Богословского, Е. П. Глумовой, Е. С. Заир-Бек, О. В. Курыло. Принимая во внимание то разнообразие проблем, с которыми могут столкнуться студенты в процессе образовательной деятельности,

в частности при решении профессиональных задач, важно понимать тот факт, что «цель образовательной программы носит достаточно общий характер и выражается в предупреждении и решении этих проблем» [11, с. 84]. Одним из механизмов решения данной проблемы может стать проектирование нового вида программ — рамочного.

Под рамочной программой понимают программу действий, данный вид программ включает специальные дополнительные образовательные программы и проекты (с учетом определенных инициатив - инициатив индивидуальных, региональных и т. д.). К основным идеям таких программ исследователи относят следующие: развитие научной и технологичной базы учреждения и обеспечение высокого уровня его конкурентоспособности, укрепление научной и технологической базы учреждения; оптимизация и совершенствование исследовательской деятельности, стимулирование работы научных центров и университетов; поддерживание межнационального научного сотрудничества.

Остановимся более подробно на анализе стратегий проектирования данного вида программ. Под стратегией понимают систему, включающую в себя «выводы из анализа социально-образовательной ситуации, цели образования, принципы отбора и конструирования содержания образования, взгляд на обучающегося как участника образовательного процесса, а также связи между этими компонентами; генеральный план действий, определяющий приоритеты задач, последовательность шагов по достижению стратегический целей; согласование выбранных направлений действий» [8, с. 230].

Разработка стратегии всегда означает изменения. Очевиден тот факт, что характер этих изменений будет зависеть от выбранных стратегий. В этой связи, прежде всего, необходимо обозначить те исходные положения, на которых «выращивается» новое знание. Обозначим некоторые из них.

Первая стратегия связана с преодолением сложившейся линейности в проектировании программ, что проявляется в использовании устоявшихся неизменных механизмов воздействия — в виде проектирования программ единичных курсов, цель которых — непосредственное сравнение формальных аспектов культуры, без учета динамики протекающих мультикультурных процессов в том или ином социуме, что привело, в конечном счете, к укреплению стереотипов о различных культурах.

Возникшая как неизбежный антипод группа исследователей, критиковавших логику линейных теорий проектирования, показала, что, во-первых, линейный тип динамики — лишь один из многих возможных; во-вторых, для того чтобы линейная динамика была возможна, необходимо либо находиться в информационном вакууме и не испытывать воздействия внешних сил, либо испытывать небольшое воздействие со стороны внешних сил.

В силу этих причин теория линейных тенденций динамики все чаще отвергалась и заменялась другой. Постоянные внешние и внутренние изменения стали причиной смены линейности. Глобальный процесс мультикультурных изменений приобретает нелинейный характер, сопровождающийся значительным проявлением различного рода аномий и порождает неготовность педагога к работе в условиях динамичного мульти-культурного социума. В этой связи кажется очевидным проектирование нелинейных типов проектов как компонента рамочной программы, позволяющих педагогам, как активным участникам проектирования рамочных программ, учитывать специфику и характер мультикультурных процессов в том или ином социуме.

Следующая стратегия проектирования рамочных программ — стратегия опережения, которая отражает нацеленность программы на опережающее развитие личности будущего специалиста, формирование его готовности к моделированию будущего,

прогнозированию вариантов собственного развития, к постановке и решению инновационных профессиональных задач. На сегодняшний день от педагога «требуется, прежде всего, содействие у учащихся процессу формирования способностей к самопознанию, самосовершенствованию. Происходит переосмысление позиций педагога, когда он становится в большей мере координатором образовательного процесса, чем непосредственным источником знаний и информации. Изменение профессиональной позиции приводит к тому, что студент выступает как партнер, причем партнер, имеющий определенный жизненный опыт» [7, а 101], становится более мобильным.

Следующая стратегия при проектировании рамочной программы — стратегия социально-активного взаимодействия, цель которой — усиление взаимодействия между различными субъектами мультикультурного взаимодействия (на уровне образовательного учреждения, региона и др.). В зависимости от целей и уровня саморегуляции (самоорганизации, самоуправления, самоконтроля) исследователи придерживаются разных стратегий взаимодействия: монологическая (императивная и манипулятивная) и диалогическая.

В случае императивной монологической стратегии цель определяется и сообщается, на ее основе организуется процесс проектирования, дальнейшего взаимодействия, четко обусловленный указанной целью. Данная стратегия обычно используется при освоении алгоритма таких операций, порядок которых не должен нарушаться ни при каких условиях. Примером может служить работа с официальными документами и т. п.

Основным отличием манипулятивной монологической стратегии стоит считать ее направленность и движение на достижение цели. В таком понимании возможен учет различного рода несовпадений (например, цели подготовки педагогов в условиях динамичности мультикультурных процессов, специфика и особенности отношений

в целевых группах, которые занимаются проектированием). Создаются условия для движения к заданной цели, которая первоначально может быть не представлена обучающимся в явной форме или представлена частично. По существу, манипулятивному характеру взаимодействия соответствует представление последовательности этапов выполнения сложной работы, например, исследовательского проекта, если цель каждого этапа не является целью образовательного процесса. В этом случае возможно оперативно изменить содержание этапов и их последовательность.

Диалогическая стратегия эффективна, если установились отношения взаимного уважения и кооперации. Если возникает ситуация с превалированием псевдодиалогической стратегии, цель взаимодействия определяется, но в процессе работы создаются условия для группового обсуждения, групповой оценки и т. п. Участники при этом выполняют функцию консультантов.

Итак, возникшая потребность подготовки педагогов в условиях динамичных мульти-культурных процессов обозначила необходимость пересмотра сложившихся видений к проблеме проектирования рамочных программ подготовки педагогов, осознанию новых стратегий. «Широко используемый в отечественной образовательной практике подход проектирования программ без учета особенностей, специфики и динамичности иных культур, показал свою неэффективность» [4, е. 153]. Важность прогнозируемых изменений при этом очевидна — таким образом можно в дальнейшем будет говорить о расширении представлений о рамочной программе подготовки.

Приведем пример прогностической модели проектирования рамочной программы подготовки педагогов, разработанной с учетом перечисленных выше стратегий (стратегии, связанной с преодолением нелинейности; стратегией опережения и стратегией социально-активного взаимодействия). С этой целью далее на основании анализа

учебного плана по направлению подготовки «Педагогическое образование» (профили «Начальное образование» и «Иностранный язык») в Самарском государственном социально педагогическом университете было предложено примерное содержание встраиваемых модулей, подготовки педагогов в рамках таких дисциплин, как «Педагогика» и «Основы межкультурной коммуникации в профессиональной деятельности». Цель первого модуля — содействие становлению у студента профессиональной компетентности путем развития актуальных в будущей профессиональной деятельности педагога ключевых компетентностей. Ведущая роль на этом этапе отводится дисциплине «Педагогика». Целевое назначение курса «Педагогика» — овладение студентом способами решения профессиональных задач, в результате чего формируется и совершенствуется знание о профессиональной педагогической деятельности. В рамках этого модуля необходимо раскрыть сущностные характеристики педагогической деятельности ее специфику, а также сущность компетентностного подхода в профессиональной деятельности, познакомить с группами профессиональных задач, которые предстоит решать учителю начальных классов в процессе профессиональной деятельности и организации инициативного проекта «Регион и его возможности в проектировании мультикультурного пространства» («Возможности»). Приведем пример профессиональной задачи для данного этапа.

Обобщенная формулировка задачи. Современному обществу требуются педагоги, способные проектировать инициативные проекты. Наблюдения показывают, что на сегодняшний день педагоги не готовы к этому. Актуален вопрос, как решить данную проблему?

Ключевое задание. Дайте представление об инициативных проектах.

Контекст решения задачи. В вашем образовательном учреждении возник вопрос о разработке инициативного проекта, цель

которого — проектирование поликультурного класса.

Задания, которые могут привести к решению.

• Определите, какое теоретическое знание поможет вам решить проблему.

• Соберите информацию о том, как решают эту проблему педагоги в других странах.

• Продумайте свои возможные действия на каждом этапе педагогического процесса, которые будут способствовать достижению поставленной цели.

• Спрогнозируйте возможную реакцию ваших коллег и руководства.

• Оформите окончательный вариант решения задачи в виде проекта и подготовьтесь к защите.

Целью второго этапа подготовки педагога начальной школы является содействие развитию у студента профессиональной компетентности на основе образовательных результатов первого этапа. На этом этапе подготовки педагога приоритетными становятся лингвистические дисциплины, позволяющие сформировать теоретико-практическую базу для решения профессиональных задач с учетом опыта образовательных учреждений других регионов и стран. Методом «погружения» предлагается реализовать вводимый в курс «Основы межкультурной коммуникации в иноязычной среде» инициативный проект «Модернизация общего образования в начальной школе» («Идеи»). Приведем пример профессиональной задачи для этого этапа.

Обобщенная формулировка задачи. В современных условиях не вызывает сомнения необходимость совершенствования языковой подготовки педагога для работы в полиэтническом классе. Современный педагог — это педагог, способный говорить, как минимум на одном иностранном языке.

Ключевое задание. Разработайте лист оценки, который поможет педагогу оценить уровень готовности к изучению иностранных языков.

Контекст решения задачи. В образовательном учреждении, где вы преподаете, активно развивается процесс по организации билингвальной образовательной среды. У вас, как у молодого педагога, нет опыта в решении этой проблемы, однако есть большое стремление. На базе школы уже неплохо разработано информационное, научно-методическое, организационно-управленческое сопровождение.

Задания, которые приведут к решению.

• Ознакомьтесь с теоретическими вопросами по проблеме билингвизма. Воспользуйтесь источниками не только на русском, но и на иностранном языке.

• Определите критерии своих возможностей в соответствии с заявленной в задаче ситуацией.

• Проведите опрос среди своих коллег, а также зарубежных коллег относительно их опыта в изучении и совершенствовании навыков владения иностранным языком.

• Составьте окончательный вариант листа оценки, обсудите его, при необходимости внесите изменения.

Целью третьего этапа подготовки учителя начальной школы является дальнейшее содействие студенту в формировании его профессиональной компетентности. Ведущими на данном этапе становятся методические дисциплины и организация двух типов инициативных проектов «Подготовка к межкультурному взаимодействию 2025-2035» («Кадры»), «Проектирование образовательных программ для работы в полиэтническом классе в России и Германии» («Сотрудничество»). Приведем пример профессиональной задачи для этого этапа.

Обобщенная формулировка задачи. Для развития образования в условиях усиления интеграционных процессов педагог должен быть информирован о значительных последних достижениях в области проектирования образовательных программ как в России, так и за рубежом.

Ключевое задание. Составьте список литературы, а также соответствующих баз данных (как российских, так и зарубежных) для самостоятельного изучения всех нововведений.

Контекст решения задачи. Ваш коллега из-за рубежа просит поделиться опытом в области проектирования образовательных программ.

Задания, которые приведут к решению.

• Получите консультацию у педагогов относительно их видения рассматриваемой проблемы.

• Проконсультируйтесь с коллегами и совместно подготовьте список литературы, который можно было бы рекомендовать вашему коллеге из другой страны.

Помимо профессиональных задач рекомендуется вводить следующие виды заданий, позволяющих максимально вовлечь будущих педагогов в процесс коммуникации и активного сотрудничества.

— Участие в создании гибридных (сетевых) структур, под которыми понимается культура подачи информации и культура общения пользователей в Интернете. Приведем несколько возможных примеров: «Секрет плавильного котла в поликультурной семье» — проект на практике знакомит студентов с семейными ценностями — реликвиями, передаваемыми из поколения в поколение. В ходе реализации проекта обучающиеся совершат экскурсии в музеи города; познакомятся с семейными реликвиями своих семей; проведут социологический опрос среди одногруппников и педагогов; обработав и проанализировав собранную информацию, учащиеся постараются ответить на вопросы: для чего нужно сохранять старые вещи отцов и дедов; что может быть семейной реликвией в поликультурной семье; как сохранить память о предках? По итогам проекта студенты создадут виртуальную выставку семейных реликвий. Проект «Шпионские страсти в мультикультурном мире» призван научить способам кодирования информации.

Данный проект предусматривает поисковую работу, выполнение практических заданий. Во время работы над проектом будут сформированы представления о том, как можно кодировать информацию и зачем это делать в мультикультурном мире; можно будет познакомить со способами кодирования; показать учащимся разнообразие окружающих человека кодов.

— Создание холдингов студентов — основное внимание уделено в процессе обучения студентов формированию и работе в команде. В таком понимании холдинг — группа студентов, условно включающая в себя материнскую «компанию» (группу студентов, задающую направления деятельности) и ряд более мелких дочерних «компаний» (группу-исполнителей), которые она контролирует.

Создание проектов «Культура попытки», в результате чего у студентов формируется и совершенствуется игровая культура (посредством реализации инновационных игр, используемых для решения наиболее сложных социально-экономических задач, когда требуется объединение усилий специалистов различных направлений), в результате чего возможна смена социальных ролей и за счет этого более глубокое погружение в окружающую действительность. На первоначальных этапах в инновационных играх выделяют три типа результатов: содержательные — идеи, решения сложных, слабоструктурированных проблем, проекты, программы; социальные — консолидированные группы, команды руководителей и специалистов;

учебные — освоение участниками новых методов работы, в первую очередь эффективных способов коллективного принятия решений. В дальнейшем круг решаемых задач и соответствующих им методических средств может быть расширен, в связи с чем реализация данных игр способствует лучшему пониманию себя и других; становлению устойчивой ориентации на личностное развитие, совершенствованию своего творческого потенциала, на наиболее полное использование своих сил и способностей; формированию навыков психофизической саморегуляции; появлению новых методов, приемов, техник; развитию духовных постижений, помогающих участникам игры по-новому осознать назначение своей жизни, переосмыслить жизненные ценности; приобретению участниками игры более высокого биоэнергетического потенциала, повышению уровня социальной активности за счет возникновения общего биополя группы и т. д.

Примером такой игры может быть игра «Сетевой образовательный холдинг», в процессе которой происходит создание организации, ее подразделений, проектирование перспектив развития организации.

Итак, резюмируя, отметим следующее — очевидно, что, получая новое знание, но уже с иных позиций познания мира, возможно проводить диагностику готовности, организовывать и осуществлять для этого соответствующие виды деятельности, проводить мониторинг, выделять новые стратегии проектирования рамочных программ подготовки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Богословский В. И. Научное сопровождение образовательного процесса в педагогическом университете: методологические характеристики: монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. 142 с.

2. Богословский В. И., Жукова Т. А. Система сопровождения подготовки педагогов в мультикультурном обществе (на материале региональных вузов России и Германии) // Современные исследования актуальных проблем профессиональной деятельности и подготовки педагогов / отв. ред. Н. Ф. Радионова. СПб.: Свое издательство, 2019. С. 118-136.

3. Глумова Е. П. Региональный аспект межкультурной коммуникации // Проблемы современного образования. 2017. № 6. С. 92-104.

4. Жукова Т. А., ШренкМ. Принцип регионализации в развитии высшего образования в мультикуль-турном обществе // Актуальные проблемы естественнонаучного и математического образования. Материалы Международной научно-практической конференции. Самара, 2-3 декабря 2016 г. Самара: Самарский государственный социально-педагогический университет, 2016. С. 151-159.

5. Заир-Бек Е. C. Теоретические основы обучения педагогическому проектированию: дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 1995. 410 с.

6. Заир-Бек Е. С., Тряпицына А. П. Подготовка специалистов в области образования к участию и использованию международных программ оценки качества образования для всех: национальное видение: рекомендации по результатам научных исследований. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. 63 с.

7. Интеграционные процессы и гуманитарные технологии: междисциплинарный аспект исследования научного образования в европейских университетах: Научно-методические материалы / сост. В. И. Богословский, В. В. Лаптев, С. А. Писарева, А. П. Тряпицына. СПб.: Книжный Дом, 2007. 272 с.

8. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / под ред. В. А. Козырева, Н. Ф. Радионовой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. 391 с.

9. Курыло О. В. Особенности системы мультикультурного образования // Психология в системе социально-производственных отношений. Материалы Международной научно-практической конференции. Красноярск: СибГУ им. М. Ф. Решетнева, 2019. С. 10-13.

10. Курыло О. В. Современное мультикультурное образование // Актуальные проблемы современной науки: взгляд молодых ученых. Материалы Международной научно-практической конференции. Грозный: Чеченский государственный педагогический университет, 2019. С. 234-240.

11. Подготовка кадров высшей квалификации: аспирантура в современном университете / под общ. ред. В. В. Лаптева. СПб.: Книжный Дом, 2005. 320 с.

12. Zhukova T. A., Dobudko T. V., Sevenyuk S. A., Vershinina L. V., Bogoslovskiy V. I. Multicultural teaching in regions (within sustainability conception in education) // Space and Culture, India. 2019. Vol. 7. No. 1. P. 274-284.

REFERENCES

1. Bogoslovskij VI. Nauchnoe soprovozhdenie obrazovatel'nogo protsessa v pedagogicheskom universitete: metodologicheskie kharakteristiki: monografiya. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2000. 142 s.

2. Bogoslovskij V. I., Zhukova T. A. Sistema soprovozhdeniya podgotovki pedagogov v mul'tikul'turnom obshchestve (na materiale regional'nykh vuzov Rossii i Germanii) // Sovremennye issledovaniya aktual'nykh problem professional'noj deyatel'nosti i podgotovki pedagogov / otv. red. N. F. Radionova. SPb.: Svoe izdatel'stvo, 2019. S. 118-136.

3. Glumova E. P. Regional'nyj aspekt mezhkul'turnoj kommunikatsii // Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2017. № 6. S. 92-104.

4. Zhukova T. A., Shrenk M. Printsip regionalizatsii v razvitii vysshego obrazovaniya v mul'tikul'turnom obshchestve // Aktual'nye problemy estestvennonauchnogo i matematicheskogo obrazovaniya. Materialy Mezh-dunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii. Samara, 2-3 dekabrya 2016 g. Samara: Samarskij gosudarstven-nyj sotsial'no-pedagogicheskij universitet, 2016. S. 151-159.

5. Zair-Bek E. C. Teoreticheskie osnovy obucheniya pedagogicheskomu proektirovaniyu: dis. ... d-ra ped. nauk. SPb., 1995. 410 s.

6. Zair-Bek E. S., Tryapitsyna A. P. Podgotovka spetsialistov v oblasti obrazovaniya k uchastiyu i ispol'zo-vaniyu mezhdunarodnykh programm otsenki kachestva obrazovaniya dlya vsekh: natsional'noe videnie: rekomen-datsii po rezul'tatam nauchnykh issledovanij. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2006. 63 s.

7. Integratsionnye protsessy i gumanitarnye tekhnologii: mezhdistsiplinarnyj aspekt issledovaniya nauchnogo obrazovaniya v evropejskikh universitetakh: Nauchno-metodicheskie materialy / sost. V. I. Bogoslovskij, V. V. Laptev, S. A. Pisareva, A. P. Tryapitsyna. SPb.: Knizhnyj Dom, 2007. 272 s.

8. Kompetentnostnyj podkhod v pedagogicheskom obrazovanii: Kollektivnaya monografiya / pod red. V. A. Kozyreva, N. F. Radionovoj. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2004. 391 s.

9. Kurylo O. V. Osobennosti sistemy mul'tikul'turnogo obrazovaniya // Psikhologiya v sisteme sotsial'no-proiz-vodstvennykh otnoshenij. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii. Krasnoyarsk: SibGU im. M. F. Reshetneva, 2019. S. 10-13.

H3BecTHH Prny hm. A. H. Tep^Ha

10. Kurylo O. V. Sovremennoe mul'tikul'turnoe obrazovanie // Aktual'nye problemy sovremennoj nauki: vzglyad molodykh uchenykh. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii. Groznyj: Chechenskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet, 2019. S. 234-240.

11. Podgotovka kadrov vysshej kvalifikatsii: aspirantura v sovremennom universitete / pod obshch. red. V. V. Lapteva. SPb.: Knizhnyj Dom, 2005. 320 s.

12. Zhukova T. A., Dobudko T. V., Sevenyuk S. A., Vershinina L. V., Bogoslovskiy V. I. Multicultural teaching in regions (within sustainability conception in education) // Space and Culture, India. 2019. Vol. 7. No. 1. P. 274-284.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.