Итак, усиление миграционных процессов в мультикультурных регионах обусловливает необходимость поиска стратегических ориентиров устойчивого развития системы высшего педагогического образования, к которым целесообразно отнести следующие: обоснование характера изменений системы высшего педагогического образования, поиск новых инициатив в развитии системы высшего педагогического образования в мультикультурном регионе; формирование и развитие нового типа ответственности у будущих педагогов, реализация которых возможна в условиях модели инновационного высшего образования (схема 2).
Необходимо ответить, что на данный момент огромное внимание научного сообщества направлено на срочное и быстрое изменение системы высшего педагогического образования в условиях усиления миграционных процессов.
Библиографический список
Важно понимать, что данные требования диктует нам современное общество, которое находится в постоянном развитии, а поиск новых стратегических ориентиров для развития системы высшего педагогического образования под влиянием изменчивости миграционных процессов является ещё одним витком в открытии нового знания.
Вместе с тем можно сделать выводы о том, что выявление обозначенных в данном исследовании стратегических ориентиров открывает направления для дальнейших исследований: проектирование антикризисных технологий в развитии системы высшего педагогического образования; проектирование содержания инициативных проектов; обоснование содержания и новых технологий в процессе формирования и развития нового типа ответственности у будущих педагогов.
1. Дроботенко Ю.Б. Изменения профессиональной подготовки студентов педагогического вуза в условиях модернизации педагогического образования Российской Федерации. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Омск. 2016.
2. Жукова Т.А., Богословский В.И. Стратегии проектирования рамочных программ подготовки педагогов. Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2022, № 203: 55-62.
3. Бенхабиб С. Притязания культуры. Москва: Издательство «Логос», 2003.
4. Берри Д., Пуртинга А., Сигалл М., Дасен П. Кросскультурная психология. Харьков: Издательство «Гуманитарный Центр», 2007.
5. Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. Москва: Издательство «Политиздат». 1990.
6. Бондырева С.К. Коммуникация. От диалога межличностного к диалогу межкультурному. Москва: МПСИ, МОДЭК. 2007.
7. Владимирова С.А. Управление регионализацией высшего образования в условиях интенсификации интеграционных процессов. Автореферат диссертации ... кандидата экономических наук. Казань. 2008.
8. Smith R-D. Strategic Planning for public relations. London: Lawrence Erlbaum Associates Publisher, 2005.
9. Thinesse-Demel U. Learning regions in Germany. Perspectives on learning cities and regions: Policy practice and participation. Leicester: National Institute for Adult Continuing Education, 2014.
References
1. Drobotenko Yu.B. Izmeneniya professional'nqj podgotovki studentov pedagogicheskogo vuza v usloviyah modernizacii pedagogicheskogo obrazovaniya Rossijskoj Federacll. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Omsk. 2016.
2. Zhukova T.A., Bogoslovskij V.I. Strategii proektirovaniya ramochnyh programm podgotovki pedagogov. Izvestiya rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2022, № 203: 55-62.
3. Benhabib S. Prityazaniya kultury. Moskva: Izdatel'stvo «Logos», 2003.
4. Berri D., Purtinga A., Sigall M., Dasen P. Krosskul'turnaya psihologiya. Har'kov: Izdatel'stvo «Gumanitarnyj Centr», 2007.
5. Bibler V.S. Ot naukoucheniya - k logike kul'tury: Dva filosofskih vvedeniya v dvadcat'pervyj vek. Moskva: Izdatel'stvo «Politizdat». 1990.
6. Bondyreva S.K. Kommunikaciya. Otdialoga mezhlichnostnogo kdialogu mezhkul'turnomu. Moskva: MPSI, MOD'EK. 2007.
7. Vladimirova S.A. Upravlenieregionalizaciej vysshego obrazovaniya v usloviyah intensifikaciiintegracionnyhprocessov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata 'ekonomicheskih nauk. Kazan'. 2008.
8. Smith R-D. Strategic Planning for public relations. London: Lawrence Erlbaum Associates Publisher, 2005.
9. Thinesse-Demel U. Learning regions in Germany. Perspectives on learning cities and regions: Policy practice and participation. Leicester: National Institute for Adult Continuing Education, 2014.
Статья поступила в редакцию 20.11.22
УДК 378
Zhukova T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia),
NUST"MISIS" (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Bogoslovskiy V.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Herzen State University under the Government of the Russian Federation (St. Petersburg, Russia),
E-mail: [email protected]
Ivashkina O.A., senior teacher, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
PERSPECTIVES IN A HIGHER EDUCATION IN RUSSIA: THE STRATEGIES TO INTERCULTURAL INTELLECT DEVELOPMENT. The article highlights the importance of the development and improvement of intercultural intelligence. The authors consider it as the significant quality of a multicultural personality in the framework of advanced education. The authors analyze intercultural intellect, the leading strategies for the development of intercultural intelligence are identified, the long-term, non-linear nature of the proposed strategies for the development of this personality quality is determined. Among the leading strategies influencing the process of intercultural intellect development and improvement of, the authors include a strategy for the implementation of comparative research (based on the method of case-based reasoning) and a strategy for the implementation of neuropedagogical technologies. The authors propose a mechanism for implementing the comparative method - the method of case-based reasoning. The steps of the case-based reasoning are the next: determination of the value bases for choosing a particular precedent containing reflecting new knowledge about the ways of developing and improving intercultural intelligence in advanced education; generalization of the main directions for the development and improvement of intercultural intelligence based on the analysis of educational practices; assessment of possible changes, the results of which can be adapted to the conditions of the educational institution taken for comparison; design in further development of the prognostic model of the framework program for the development and improvement of intercultural intelligence). The authors offer examples of neuropedagogical technologies.
Key words: advanced education, intercultural intellect, case-based reasoning method, strategies of development, neuropedagogical technologies.
Т.А. Жукова, канд. пед. наук, доц., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва,
Национальный исследовательский технологический университет «МИСИС», г. Москва, E-mail: [email protected]
В.И. Богословский, д-р пед. наук, проф., Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург,
E-mail: [email protected]
O.A. Ивашкина, ст. преп., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: [email protected]
ПЕРСПЕКТИВЫ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: К ВОПРОСУ О СТРАТЕГИЯХ РАЗВИТИЯХ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
В статье обозначена значимость развития и совершенствования межкультурного интеллекта как одного из значимых качеств поликультурной личности в условиях опережающего образования. Авторами представлен анализ дефиниции «межкультурный интеллект», обозначены ведущие стратегии развития межкультурного интеллекта, определен долгосрочный, нелинейный характер предложенных стратегий развития данного качества личности. К ведущим стратегиям, оказывающим влияние на процесс развития и совершенствования межкультурного интеллекта, авторы относят стратегию реализации сравни-
тельных исследований (на основе метода прецедентов) и стратегию реализации нейропедагогических технологий. Авторами предложены шаги реализации сравнительного метода - метода прецедентов (определение ценностных основ выбора того или иного прецедента, содержащего и отражающего новое знание о способах развития и совершенствования межкультурного интеллекта в условиях опережающего образования; обобщение основных направлений для развития и совершенствования межкультурного интеллекта на основе анализа образовательных практик; оценка возможных изменений, результаты которых могут быть адаптированы к условиям взятого для сравнения образовательного учреждения; проектирование в дальнейшем прогностической модели рамочной программы развития и совершенствования межкультурного интеллекта). В статье предложены примеры нейропеда-гогических технологий.
Ключевые слова: опережающее образование, межкультурный интеллект, метод прецедентов, стратегии развития, нейропедагогические технологии.
Ускорение этнокультурных и миграционных процессов в стране, несомненно, определяет механизмы для развития межкультурного интеллекта. В Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» задаёт ориентир опережающего планирования во всех сферах экономики, в том числе в образовании [1]. В этой связи необходимы проектирование и впоследствии реализация опережающей модели, которая соответствовала бы развитию личности по законам двусторонней толерантности в поликультурном пространстве в условиях усиления этнокультурных и миграционных процессов с присущими ей новыми качествами. Одним из новых качеств личности стоит считать межкультурный интеллект Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью поиска эффективных стратегий к развитию межкультурного интеллекта.
Целью проведенного исследования - обоснование поиска эффективных стратегий в развитии межкультурного интеллекта в условиях опережающего образования.
Для реализации обозначенной цели предполагается решение следующих задач: рассмотреть понятие «межкультурный интеллект» и определить характерные черты стратегий, которые могут быть использованы в процессе развития межкультурного интеллекта в условиях опережающего образования.
Методы исследования: анализ научной литературы и результатов исследования по обозначенной теме исследования.
Научная значимость исследования определяется выявлением новых стратегий к развитию межкультурного интеллекта в условиях опережающего образования.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении представлений о методах сравнительного исследования, которые могут быть использованы в процессе развития межкультурного интеллекта; в расширении задач опережающего образования; углублении понимания о возможностях нейропеда-гогических технологий в процессе развития межкультурного интеллекта.
Практическая значимость исследования связана с тем, что предложенные этапы реализации метода прецедента могут быть использованы в процессе развития межкультурного интеллекта. Предложенные задания, разработанные с использованием нейропедагогических технологий, могут быть применены в образовательной практике в процессе развития данного качества личности.
Первое упоминание о многогранности и многофункциональности интеллекта связано с исследованиями Чарльза Спирмена, Луиса Терстоуна, Ховарда Гарднера, Роберта Стернберга, рассматривающими интеллект как «потенциал, наличие которого позволяет индивидууму использовать формы мышления, адекватные конкретным типам контекста» [2, с. 94], а также «умение и готовность личности определять для себя новые опережающие условия с целью достижения собственных потребностей и целей» [3, с. 120]. Генерируя идеи о развитии интеллекта в поликультурном пространстве, ученые актуализируют чрезвычайно значимую и актуальную проблему для исследований в контексте взаимосвязи «культура и интеллект» и появлению собственно культурного интеллекта [4, с. 376].
Расширение представлений о культурном интеллекте привело к появлению нового понятия «межкультурный интеллект», в основе которого отражена способность эффективно функционировать в условиях культурного многообразия, основными компонентами которого являются следующие: метакогнитивный, когнитивный, мотивационный и поведенческий. Основным отличием межкультурного интеллекта от культурного интеллекта является ориентация первого на интеркультурные процессы (процесс освоения индивидуумом норм общественной жизни и культуры того социума, в котором он проживает), второго на мультикуль-турные (сохранение и развитие в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий и освоение ими проживающих индивидуумов) [5, с. 96].
Углубление представлений о сущности межкультурного интеллекта привело в науке к появлению детализированной модели, в основе развития которого лежат процессы метапознания [6, с. 2683]. Полагаем, что речь должна идти о планировании - периоде, когда происходит выбор краткосрочных и долгосрочных целей, оценка рисков, сложностей взаимодействия в условиях поликультурной среды.
Не менее важным считаем отметить процесс осознания или собственного осмысления способов взаимодействия с иными культурами, а также процессы проверки и оценивания ожидаемого реального межкультурного взаимодействия и поиска перспектив. В продолжение сложившихся видений о развитии существующей на сегодняшний день модели развития межкультурного интеллекта мы пред-
лагаем выход за рамки линейных моделей, их преобразование в нелинейные, основным свойством которых является прогностичность, что делает возможным процесс познания новых качеств личности.
В этой связи в первую очередь важно сказать о выборе стратегий развития межкультурного интеллекта. В данном случае значимо акцентировать внимание на долгосрочных стратегиях, в основе проектирования которых, по мнению Ю.Б. Дроботенко, лежит определенный план действий.
Под стратегией развития понимают систему, включающую в себя качественно новые долгосрочные цели и задачи опережающего образования, новые принципы отбора содержания образования, предполагаемый план действий, определяющий последовательность шагов по достижению целей, выбор направлений действий. При этом стратегия развития всегда означает изменения - в этом рассмотрении стратегии и изменения взаимообусловлены и обладают следующими характерными чертами.
Итак, несомненно значимо сделать акцент на изменениях, связанных с преодолением возможной линейности (свойство нелинейности) в организации процесса развития межкультурного интеллекта, что проявляется в осознании значимости поиска новых механизмов воздействия и выбора способов сотрудничества с учетом культурного разнообразия. Реализация линейных стратегий в условиях воздействия множества внешних и внутренних факторов приведет к нарушению энтропии и впоследствии к появлению и распространению различного рода ано-мий в развитии межкультурного интеллекта.
Во-вторых, важно говорить об обеспечении социально активного взаимодействия, сущность которого заключается в создании условий для создания взаимодействия между различными субъектами межкультурного диалога.
В-третьих, стратегия должна обладать непрерывностью и ориентирована на развитие межкультурного интеллекта на всех уровнях образования (формального, неформального и информального), что вызвано и определено значимостью продвижения общества к высшим формам двустороннего толерантного сосуществования как на личностном, так и институциональном уровнях интеграции. При этом в таком случае, соглашаясь с позицией О.В. Щедриной, определяем интеграцию как соглашение между принимающей и вливаемыми культурами при соблюдении ведущих принципов интеграции.
В этой связи полагаем, что обозначенным выше характеристикам соответствуют следующие виды стратегий, реализация которых будет способствовать, на наш взгляд, развитию межкультурного интеллекта, - стратегии реализации сравнительных исследований (использование которых будет способствовать появлению, анализу новых знаний о развитии межкультурного интеллекта) и гуманитарных технологий, в частности нейропедагогических (использование которых позволит выявлять и в дальнейшем формировать и развивать метакогнитивный, когнитивный, мотивационный и поведенческий компоненты межкультурного интеллекта).
Остановимся на их анализе более подробно.
Итак, возможная в дальнейшем реализация исследовательского метода прецедентов (Case-based Reasoning) позволяет, с позиции авторов, решить новую задачу, основываясь на решении предыдущей исходной и сходной задач. Очевидно, что реализация данного метода позволит многократно воспроизводить полученный опыт, тем самым сокращая поиск решения для подобной задачи, что с большей вероятностью исключает получение ошибочного решения. Тем не менее данный метод не лишен недостатков: сложность выбора критериев для проводимого сравнения, нерегулярность реализации данного метода в различных образовательных учреждениях, сложность обобщения полученных данных посредством данного метода.
Характеризуя данный метод, мы обращаемся к возможностям системного подхода, использование которого способствует детальному изучению каждого прецедента в отдельности, его сопоставлению с ранее рассмотренными прецедентами, анализу и в дальнейшем обобщению в целостную систему взятых для анализа прецедентов.
В этой связи считаем вполне обоснованным представить описание четырех упомянутых выше шагов реализации данного метода: определение ценностных основ выбора того или иного прецедента, содержащего и отражающего новое знание о способах развития и совершенствовании межкультурного интеллекта (в условиях опережающего образования); обобщение основных направлений для развития и совершенствования межкультурного интеллекта на основе анализа образовательных практик; оценка возможных изменений, результаты которых могут быть адаптированы к условиям взятого для сравнения
образовательного учреждения; проектирование в дальнейшем прогностической модели рамочной программы развития и совершенствования межкультурного интеллекта.
Шаг 1 - определение ценностных основ выбора того или иного прецедента, содержащего и отражающего новое знание о способах развития и совершенствования межкультурного интеллекта (в условиях опережающего образования).
Изучение ценностных основ развития и совершенствования межкультурного интеллекта связано с изменением целей образования, которые задаются запросами и потребностями современного общества. Значимым ценностным ориентиром считаем опережающее образование и, соответственно, стратегии опережающего образования, рассматриваемые как некая «синергетическая идея», отражающая нацеленность на поиск новых ориентиров и механизмов в развитии и совершенствовании межкультурного интеллекта, в этой связи - на постановку и решение новых задач. В целях и задачах опережающего образования, несомненно, подчеркивается роль и значимость процессов самопознания, самосовершенствования, что обусловлено переосмыслением сложившихся видений и позиций, осознанием личности как непосредственного координатора процесса обучения, источника знаний и информации, активного партнера, имеющего определенный жизненный опыт, опыт межкультурного взаимодействия.
Ценностный (опережающий) ориентир для развития и совершенствования межкультурного интеллекта определяет значимость проектирования опережающей (возможно, прогностической) модели, цель которой - способствовать вживанию личности в условия новой поликультурной среды и развитию личностных качеств в этой среде (один из которых - межкультурный интеллект).
Шаг 2 - обобщение основных направлений для развития и совершенствования межкультурного интеллекта на основе анализа образовательных практик.
Говоря об образовательных практиках, важно подчеркнуть их гуманитарный и социокультурный характер, который должен оставаться неизменным под влиянием новых тенденций и факторов, в результате реализации и решении которых определяются новые изменения (которые правомерно рассматривать в дальнейшем как новые прецеденты):
- практики реализации сетевого взаимодействия через проектирование и активное использование сетевых проектов;
- создание «Холдингов студентов» через активизацию командной работы;
- совершенствование игровых практик - «Культура попытки».
Шаг 3 - оценка возможных изменений, результаты которых могут быть адаптированы к условиям взятого для сравнения образовательного учреждения.
Полагаем, что в случае анализа оценки прецедентов целесообразно взять для рассмотрения классификацию «общее - частное - единичное», при этом общие отражают сложившиеся на текущий момент тенденции и факторы, законы развития, которые должны быть присущи всем социумам на планете; частные -проявляются в конкретных ситуациях и конкретных видах деятельности; единичные - отражают запросы индивидуума.
Применительно к рассматриваемой нами проблематике (развитие и совершенствование межкультурного интеллекта), считаем возможным выделить следующие:
- общие - отражающие общегосударственные тенденции развития высшего образования, оказывающих влияние на процесс развития и совершенствования межкультурного интеллекта в условиях опережающего образования (ориентация на быстро меняющиеся тенденции и факторы, отказывающие влияние на развитие образования; реализация целей устойчивого развития в области опережающего образования; обеспечение взаимодействия между различными образовательными учреждениями и т. д.);
- частные - носящие особенный, специфический характер, отражающие запросы конкретного образовательного учреждения для решения проблемы развития и совершенствования межкультурного интеллекта (обеспечение сотрудничества с различными образовательными и социальными институтами, выявление инициатив в области развития и дальнейшего совершенствования межкультурного интеллекта, реализация прогностических моделей рамочных программ, отражающих идеи, обозначенные в инициативных проектах);
- единичные - отражающие индивидуальные особенности личности (проектирование «индивидуального образовательного маршрута» через выбор новых для себя образовательных программ, проектирование и дальнейшую реализацию гуманитарных и нейропедагогических технологий).
Шаг 4 - проектирование в дальнейшем прогностической модели рамочной программы [9, с. 57] развития и совершенствования межкультурного интеллекта, к значимым целям которой относят следующие: ориентация на получение нового знания о развитии и совершенствовании межкультурного интеллекта через усиление сотрудничества между различными образовательными учреждениями, обеспечение и поддержание новых форм научного и исследовательского сотрудничества, ориентацию на прогностический характер.
Выбор нейропедагогических технологий во многом обусловлен активным распространением нейропедагогических течений. Нейропедагогика основана на классических основах неврологии, психологии, в основе развития и реализации идей которой заложен личностно ориентированный подход.
Данный вид технологий ориентирован на поиск когнитивных и поведенческих отличий людей с различными доминирующими полушариями; знание о таких особенностях позволит в дальнейшем формировать и развивать метаког-нитивный, когнитивный, мотивационный и поведенческий компоненты межкультурного интеллекта.
Известно, что в педагогической науке «технологический подход - это одна из необходимых ступеней познания, средствами которого осуществляется переход от анализа функционирования элементов и систем к проектированию новых процессов, новому состоянию регуляции и дальнейшего управления; некая совокупность приемов и способов получения, обработки и переработки информации, описание производственных процессов, инструкции по выполнению, технологические правила и т. д.; способ реализации конкретного сложного процесса путем расчленения его на систему последовательных взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются однозначно» [9].
Как известно, в основе технологии лежат следующие операции: «диагностика реального состояния среды, системы и т. д., выявление болевых точек, уточнение целевых организаций; разработка возможных вариантов достижения цели, анализ альтернатив; выбор решения; подготовка сценария действия и его утверждение; определение уровня готовности объективных и субъективных условий реализации технологии; обеспечение информационного потока; контроль за ходом реализации программы; оценка эффективности его применения» [9].
Учитывая специфику таких технологий, важно подчеркнуть их личностно ориентированный и неалгоритмизированный характер. При этом реализуемый принцип пооперационности в таких технологиях применяется очень ограниченно, что подчеркивает их междисциплинарную основу, цели, задачи и содержание которых направлены на формирование и реализацию качественно иного способа деятельности и, соответственно, на появление и развитие нового вида интеллекта.
Полагаем важным отметить тот факт, что в логике личностно ориентированных образовательных технологий представляется целесообразным реали-зовывать гуманитарные технологии, «перспектива развития которых связана с переходом на индивидуальные учебные планы, индивидуальные программы профессиональной подготовки, которые, несомненно, позволяют перейти на гибкие модели организации учебного процесса, который становится более мотивированным, открытым, приобретает для обучающихся личностно значимый и во многом коррекционный характер» [9].
Существенно то, что структура, характеризуемая составом элементов технологии, совокупностью связей и отношений между ними, может рассматриваться и «по горизонтали», и «по вертикали». При этом вертикальная структура приводит к понятию уровней, их соподчиненности, иерархии и отражает движение системы, а горизонтальная отражают ее содержание - в таком повторяющемся действии преобразуется вся организация развивающегося объекта, обусловливая тем самым смену его состояний, которые в этом случае выступают как уровни изменений. В таком повторяющемся действии механизм развития через ряд изменяющихся состояний, отрицающих друг друга как уровень развития, ведет к более глубоким преобразованиям, обеспечивающим движение к определенному результату. В этом смысле развитие выступает не как автоматическое следствие организации функционирования развивающегося объекта, а как процесс самоорганизующийся, который за счет создания новых условий гарантирует личности ее развитие, возможность более полного самовыражения и самореализации.
Приведем возможные примеры.
1. Технология «блок» - реализация которой способствует воздействовать на три функциональных блока мозга - энергетический блок (фундамент дома -успех или неуспех реализации себя в поликультурном мире), блок получения, переработки и хранения информации (стены дома - что я могу для развития себя в поликультурном мире и развития своего межкультурного интеллекта) и программирование и регуляция контроля (программа «мозжечковая стимуляция», «кабинетная речь»).
2. Не менее интересна технология «доска обратной связи», суть которой сводится к тому, что доска размечена девятью секторами (круг, квадрат, треугольник, цифрами от 1 до 9 в различном порядке и цветом - желтый, зеленый и красный). Бросая мяч, происходит стимулирование мозговых процессов - концентрация внимания, проприоцептивный контроль - такие движения помогают сосредоточиться и сконцентрировать внимание, в процессе решения задач, связанных с развитием межкультурного интеллекта, можно, например, используя символику цветов - нельзя, внимание и можно, давать ситуации на спонтанное решение задач, цель которых - развитие и совершенствование межкультурного интеллекта.
Очевидно, что показателем организованности процесса развития межкультурного интеллекта является эффективность функционирования изменяющейся образовательной среды с учетом потребностей обучающихся.
Потребность задает то «состояние человека, социальной группы и общества в целом, которое выступает источником разнообразных форм активности, задающих вектор движения в сторону изменений и включающих решение об их осуществлении. Осознание определенной потребности позволяет сформировать образ предполагаемого результата изменений, то есть того состояния, к которому
Схема 1. Развитие межкультурного интеллекта
объект изменений должен прийти в результате преобразовательной деятельности. Очевидно, что, «сталкиваясь с множественной, многоликой,изменяющейся системой, в поисках стабильности человек остается предоставленным самому себе. Чтобы разрешить оолблзсу,онтолжен домтииьсостсянин, котозое позмон ляет динамично и гибко развиваться во времени и одновременно поддерживать некий механизм, сохрантю°ий цллорнгз иии^<ио»ЛЛ
Таким образом, возникает неоТсодоо ост ь боюее глуОзкиго наслногл осмысления всего происходящего с человеком на современном этапе развития общества «и организации на эоиИлснове цоолнапрвелеооой помнщоионддейоеи в поиске путей развития данного качества личности.
Итак, обобщая ипожлнноувыше, поочергйемзоеуующеп: ^актинив статье считаем важнымоИозсочизьеробиему иозмитил исоиеошензтнувнимя межкультурного интеллeйтaйсcеиииьx о пе^жа ющмгллЛpaзсйaниш поич^у^l^й^t<
необходимость выбора опережающих стратегий - к таковым стоит отнести стратегию реализации сравнительных исследований и нейропедагогических технологий (схема 1).
Полагаем, что предложенные механизмы реализации могут быть использованы в дальнейшем в процессе решения проблемы развития и совершенствования межкультурного интеллекта.
Вместе с тем можно сделать выводы о том, что выявление обозначенных в данном исследовании стратегических ориентиров открывает направления для дальнейших исследований: в проектировании и обосновании новых видов заданий, основанных на использовании нейропедагогических технологий; в увеличении возможностей применения нейропедагогических технологий в развитии межкультурного интеллекта; расширении представлений о стратегиях развития межкультурного интеллекта.
Библиографический список
1. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204. Available at:https://www. kremlin.ru/acts/bank/43027
2. Chen X.P., Liu D. & Portnoy R. A multilevel investigation of motivational cultural intelligence, organizational diversity climate, and cultural sales: Evidence from U.S. real estate firms. Journal of Applied Psychology. 2011: 93-106.
3. Стернберг Дж., Форсайт Дж.Б., Хедланд Дж. Практический интеллект: монография. Санкт-Петербург: Питер. 2002.
4. Gelfand M.J., Imai L., Fehr R. Thinking intelligently about cultural intelligence: The road ahead. Handbook of cultural intelligence: Theory, measurement, and applications. New York, NY: M. E. Sharpe. 2008: 375-387.
5. Van Dyne L., Ang S., Ng K.-Y., Rockstuhl T., Tan M.L., Koh C. Sub-dimensions of the four-factor model of cultural intelligence: Expanding the conceptualization and measurement of cultural intelligence (CQ). Social and Personal Psychology. Compass, 2012; № 6 (4): 295-313.
6. Wu PeiChuan, Ang S.H. The Impact of Expatriate Supporting Practices and Cultural Intelligence on Cross Cultural Adjustment and Performance of Expatriates in Singapore. International Journal of Human Resource Management. 2012: 2683-2702.
7. Дроботенко Ю.Б. Изменения профессиональной подготовки студентов педагогического вуза в условиях модернизации педагогического образования Российской Федерации. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Омск, 2016.
8. Щедрина О.В. Возможна ли мультикультурная модель интеграции в России? Социологические исследования. 2004; № 11: 67-75.
9. Жукова Т. А., Богословский В.И. Стратегии проектирования рамочных программ подготовки педагогов. Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2022; № 203. 55-62.
References
1. O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 07.05.2018 № 204. Available at: https: // www.kremlin.ru/acts/bank/43027
2. Chen X.P., Liu D. & Portnoy R. A multilevel investigation of motivational cultural intelligence, organizational diversity climate, and cultural sales: Evidence from U.S. real estate firms. Journal of Applied Psychology. 2011: 93-106.
3. Sternberg Dzh., Forsajt Dzh.B., Hedland Dzh. Prakticheskjintellekt: monografiya. Sankt-Peterburg: Piter. 2002.
4. Gelfand M.J., Imai L., Fehr R. Thinking intelligently about cultural intelligence: The road ahead. Handbook of cultural intelligence: Theory, measurement, and applications. New York, NY: M. E. Sharpe. 2008: 375-387.
5. Van Dyne L., Ang S., Ng K.-Y., Rockstuhl T., Tan M.L., Koh C. Sub-dimensions of the four-factor model of cultural intelligence: Expanding the conceptualization and measurement of cultural intelligence (CQ). Social and Personal Psychology. Compass, 2012; № 6 (4): 295-313.
6. Wu PeiChuan, Ang S.H. The Impact of Expatriate Supporting Practices and Cultural Intelligence on Cross Cultural Adjustment and Performance of Expatriates in Singapore. International Journal of Human Resource Management. 2012: 2683-2702.
7. Drobotenko Yu.B. Izmeneniya professional'noj podgotovki studentov pedagogicheskogo vuza v usloviyah modernizacii pedagogicheskogo obrazovaniya Rossijskoj Federacii. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Omsk, 2016.
8. Schedrina O.V. Vozmozhna li mul'tikul'turnaya model' integracii v Rossii? Sociologicheskie issledovaniya. 2004; № 11: 67-75.
9. Zhukova T.A., Bogoslovskij V.I. Strategii proektirovaniya ramochnyh programm podgotovki pedagogov. Izvestiya rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2022; № 203. 55-62.
Статья поступила в редакцию 20.11.22