Научная статья на тему 'Стратегические направления совершенствования правовых основ сопровождения, развития и модернизации Единой автоматизированной информационной системы Таможенного Комитета Союзного государства'

Стратегические направления совершенствования правовых основ сопровождения, развития и модернизации Единой автоматизированной информационной системы Таможенного Комитета Союзного государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
349
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО / ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СИСТЕМА / ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ / ПОСТОЯННЫЙ КОМИТЕТ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ / THE UNION STATE / INFORMATION INTERACTION / SYSTEM / CUSTOMS COMMITTEE / PERMANENT COMMITTEE / STRATEGIC DIRECTIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ермакова Валерия Валерьевна

В статье на основе исследований автора, изложенных в ряде статей, разработаны стратегические направления совершенствования правовых основ сопровождения, развития и модернизации Единой автоматизированной информационной системы Таможенного комитета Союзного государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategic directions to improve the legal base of maintenance, development and modernization for the Unified Automated Information System of the Union State Customs Committee

in this article, based on the author's research described in several articles, developed the strategic directions to improve the legal base of maintenance, development and modernization for the Unified Automated Information System of the Union State Customs Committee.

Текст научной работы на тему «Стратегические направления совершенствования правовых основ сопровождения, развития и модернизации Единой автоматизированной информационной системы Таможенного Комитета Союзного государства»

б. АДМИНИСТРАТИВНОЕ, ФИНАНСОВОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО, ТРУДОВОЕ ПРАВО, АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС

6.1. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВЫХ ОСНОВ СОПРОВОЖДЕНИЯ, РАЗВИТИЯ И МОДЕРНИЗАЦИИ ЕДИНОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННОГО КОМИТЕТА СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА

Ермакова Валерия Валерьевна, к.э.н., главный государственный таможенный инспектор, Главное управление информационных технологий Федеральной таможенной службы (ФТС России).

[email protected]

Аннотация: В статье на основе исследований автора, изложенных в ряде статей, разработаны стратегические направления совершенствования правовых основ сопровождения, развития и модернизации Единой автоматизированной информационной системы Таможенного комитета Союзного государства.

Ключевые слова: Союзное государство,

информационное взаимодействие, система,

Таможенный комитет, Постоянный Комитет, стратегические направления.

STRATEGIC DIRECTIONS TO IMPROVE THE LEGAL BASE OF MAINTENANCE, DEVELOPMENT AND MODERNIZATION FOR THE UNIFIED AUTOMATED INFORMATION SYSTEM OF THE UNION STATE CUSTOMS COMMITTEE

Ermakova Valeriya Valerievna, Ph.D in economics, Chief state customs inspector of General IT Directorate, Federal customs service (FCS) of Russia.

[email protected]

Annotation: in this article, based on the author's research described in several articles, developed the strategic directions to improve the legal base of maintenance, development and modernization for the Unified Automated Information System of the Union State Customs Committee.

Keywords: the Union State, information interaction, system, Customs Committee, Permanent committee, strategic directions.

В рамках интеграционного объединения России и Беларуси, которое в настоящее время имеет форму Союзного государства, создана и эксплуатируется Единая автоматизированная информационная

система Таможенного комитета Союзного государства (далее - ЕАИС ТКСГ).

Вопрос организации обмена информацией по вопросам таможенного дела был поставлен в 1995 г. перед Представительством таможенной службы Российской Федерации при таможенной службе Республики Беларусь. Функция по обеспечению создания, функционирования и совершенствования единой автоматизированной информационной системы таможенных органов Сообщества в Положении о Таможенном комитете Сообщества появилась в 1996 г. Единая автоматизированная информационная система Таможенного комитета Союзного государства была принята в эксплуатацию в 2006 г. Таким образом, промежуток времени, прошедший с момента постановки вопроса об организации информационного обмена до создания информационной системы, позволяющей

осуществлять информационный обмен и информационное взаимодействие, составляет 11 лет. В настоящее время выполнена вторая программа Союзного государства «Реализация информационных технологий общих таможенных процессов на территориях государств-участников Союзного государства» на 2008-2010 годы. На ее разработку и реализацию потребовалось 5 лет1. Итого 16 лет ушло на разработку и создание межгосударственной информационной системы в рамках Союзного государства и ее развитие.

В целях обеспечения бесперебойного и эффективного функционирования и поддержания в актуальном состоянии автоматизированных подсистем и комплексов программных средств, технических средств, используемых ЕАИС ТКСГ, ГТК РБ и ФТС России разработано Мероприятие Союзного государства. На его финансирование в 2012 г. из бюджета Союзного государства предлагается направить 33400,0 тыс. рублей2, что составляет 77 % годовой стоимости создания и развития ЕАИС ТКСГ3. В 2013 г. на данное мероприятие планируется направить 36700,0 тыс. рублей (сумма рассчитана с учетом коэффициента инфляции до 10%). Таким образом, можно предположить, что все дальнейшее развитие информационной системы будет осуществляться в рамках совместных мероприятий РФ и РБ. Такая организация работ по сопровождению и модернизации межгосударственной информационной системы позволит избежать длительных сроков разработки и согласования новых союзных программ.

Фактически Единая автоматизированная

информационная система Таможенного комитета Союзного государства была разработана и создана

1 Ермакова В.В. Информационное взаимодействие таможенных служб в рамках интеграционных объединений на пространстве СНГ // Закон и право. 2010. № 11. С. 95 - 98.

2 На данный момент указанная сумма не выделена, так как Мероприятие Союзного государства не утверждено Советом Министров Союзного государства.

3 Всего за 10 лет на создание и развитие ЕАИС ТКСГ из бюджета

Союзного государства направлено 431 814,6 тыс. рублей.

таможенными службами двух государств и обеспечивает их деятельность в части реализации общих таможенных технологий, так как она включает в себя подсистемы по реализации общих таможенных процессов.

По мнению автора, межгосударственная информационная система также должна осуществлять информационное обеспечение реализации функций и решения задач наднационального органа. Однако в этом случае она должна создаваться наднациональным органом. Постоянно действующим наднациональным органом в рамках Союзного государства является Постоянный Комитет Союзного государства. В перечне функций Постоянного Комитета Союзного государства функции по созданию, эксплуатации какой-либо информационной системы нет. Однако она присутствует среди функций

Таможенного комитета Союзного государства.

В 1996 г. сразу после создания Сообщества Беларуси и России логичным было ставить перед таможенными службами задачу по созданию

информационной системы по автоматизации общих таможенных процессов. На взгляд автора

поставленная задача выполнена. Общие таможенные процессы автоматизированы - задача уровня таможни решена и требуется переход на следующий уровень -использование полученных результатов и создание компонент информационной системы для решения стратегических задач наднационального органа.

Автор предлагает вести дальнейшие работы в направлении создания Единой автоматизированной информационной системы Постоянного Комитета Союзного государства. Подсистемы, реализующие общие таможенные технологии, созданные в рамках первой программы союзного государства «Программа создание Единой автоматизированной

информационной системы Таможенного комитета Союзного государства на 2003 - 2005 годы» и получившие развитие в части расширения реализации основных общих таможенных процессов Союзного государства и углубление интеграции информационных систем таможенных органов РФ и РБ в рамках второй программы Союзного государства «Реализация информационных технологий общих таможенных процессов на территориях государств -участников Союзного государства» на 2008-2010 годы, должны стать подсистемами - отдельными системами4 по реализации общих таможенных процессов в рамках Единой автоматизированной

4 Проблемам концептуального подхода к созданию межгосударственных информационных систем, основанного на создании унифицированных систем по общим таможенным процессам с возможностью увеличения количества участников информационного обмена (взаимодействия) посвящена статья Ермаковой В.В. Информационное взаимодействие таможенных служб в рамках интеграционных объединений на пространстве СНГ // Закон и право. 2010. № 11. С.95-98.

О проблемах создания единой информационной системы и перспективах создании комплекса взаимосвязанных информационных систем автором было доложено на I международной научно-практической конференции «Информационные системы и технологии в таможенной сфере» 21-22 декабря 2009 г. в г. Баку / О проблемах становления информационного взаимодействия государств - участников СНГ // Материалы I международной научно-практической конференции 21-22 декабря 2009 г., в г. Баку «Информационные системы и технологии в таможенной сфере». Баку. 2010. С.42-44.

информационной системы Постоянного Комитета Союзного государства. Дальнейшие работы должны производиться в направлении создания комплекса информационных систем, обеспечивающих непосредственно деятельность Постоянного Комитета Союзного государства, которые должны быть взаимосвязанными с комплексом информационных систем, реализующих общие таможенные процессы, и осуществлять информационное обеспечение деятельности Постоянного Комитета Союзного государства5.

При возникновении необходимости разработки информационной системы по иному общему таможенному процессу6 таможенными службами должно готовиться инициативное предложение о разработке такой системы и направляться в Постоянный Комитет Союзного государства.

При разработке программы по созданию Единой автоматизированной информационной системы Постоянного Комитета Союзного государства и реализации ее мероприятий Порядок разработки и реализации программ Союзного государства не должен использоваться. Во-первых, потому, что разработчиком программы и координатором

реализации ее мероприятий должен быть наднациональный орган7 - Постоянный Комитет

Союзного государства, а не органы государственного управления (исполнительной власти), и, во-вторых, из-за того, что, как свидетельствует опыт разработки и реализации двух Союзных программ по созданию и модернизации Единой автоматизированной

информационной системы Таможенного комитета

Союзного государства, названный порядок требует необоснованно длительных сроков на согласование нормативных правовых документов по созданию информационной системы.

Автором предлагается следующий подход к разработке программы по созданию информационной системы и реализации ее мероприятий.

Постоянный Комитет Союзного государства создает специальное подразделение8, которое будет управлять работами по разработке программы и реализации ее мероприятий, а после создания информационной системы примет ее в эксплуатацию и

5 Проблемы развития информационного пространства рассмотрены на примере информационного пространства Таможенного союза в статье Ермаковой В.В. Вопросы стратегии развития информационного пространства Таможенного союза на основе Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза // Право и государство: теория и практика. 2011. № 11. С. 140 - 146.

6 Проблемы создания, развития и модернизация информационных систем по реализации отдельных таможенных информационных технологий проанализированы в статье Кротова И.Е., Ермаковой В.В. Об опыте внедрения информационных таможенных систем в Республике Корея // Вестник Российской таможенной академии. 2010. №3. С. 24-30.

7 Проблемам распределения функций по созданию межгосударственных информационных систем посвящена статья Ермаковой В.В. Проблемы правового регулирования межгосударственного информационного обмена в СНГ // Информационное право. 2011. № 4. С. 21 - 25.

8 Проблемам координации работ по созданию информационной системы посредством создания в структуре наднационального органа специального подразделения посвящена статья Ермаковой В.В., Кротова И.Е. Система органов управления Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества.// Бизнес в законе. 2011. № 3. С. 113 - 117.

будет осуществлять ее сопровождение, развитие и модернизацию и экспертно-координационную группу9 по созданию Единой автоматизированной информационной системы Постоянного Комитета Союзного государства (далее - экспертнокоординационная группа) из специалистов заинтересованных министерств и ведомств государств - участников Союзного государства. Состав группы должен предусматривать участие в ней представителей от всех органов государственного управления (исполнительной власти), которые будут принимать участие в согласовании концепции и программы создания информационной системы и перед которыми данная группа будет отчитываться по результатам выполнения мероприятий программы. Такой подход к формированию состава экспертнокоординационной группы позволит разрабатывать документы с учетом всех особенностей национальных законодательств государств - участников Союзного государства, что в свою очередь позволит согласовать документы по созданию информационной системы с первого раза и не потребуется дополнительное время на их доработку и повторное согласование.

В целях разработки документов, координации реализации мероприятий программы, подготовки отчетов и осуществления отчетных мероприятий члены экспертно-координационной группы могут проводить заседания по мере необходимости. Вид проведения заседания экспертно-координационной группы будет определяться непосредственно в зависимости от видов предстоящих работ.

Таким образом, экспертно-координационная группа будет разрабатывать концепцию создания Единой автоматизированной информационной системы Постоянного Комитета Союзного государства с учетом уже существующего комплекса информационных систем, реализующих общие таможенные процессы (ЕАИС ТКСГ), и инициативных предложений таможенных служб государств - участников Союзного государства о разработке информационных систем по реализации иных общих таможенных процессов, в случае необходимости их создания. Также, возможно будут инициативные предложения от иных ведомств государств - участников Союзного государства о разработке иных информационных систем, реализующих какие-либо иные общие процессы (например, налоговых, пограничных ведомств и т.д.). Необходимо рассмотрение таких предложений. Они могут также стать частью Единой автоматизированной информационной системы постоянного Комитета Союзного государства10.

Концепция создания Единой автоматизированной информационной системы Постоянного Комитета Союзного государства, разработанная экспертнокоординационной группой, согласовывается с заинтересованными министерствами и ведомствами

9 Организационно-правовые проблемы разработки межгосударственных целевых программ отражены в статье Ермаковой В.В. Нормативное правовое регулирование разработки и реализации межгосударственных программ на пространстве СНГ // Пробелы в российском законодательстве. 2010. № 4. С. 324-328.

10 Проблемам формирования информационного пространства

интеграционного союза посвящена статья Ермаковой В.В. О

подходе к созданию информационного пространства Таможенного союза, сформированного в рамках ЕврАзЭС // Пробелы в российском законодательстве. 2011. №3. С. 284 - 288.

государств - участников Союзного государства и после ободрения их правительствами вносится в установленном порядке в Совет Министров Союзного государства для принятия решения о разработке программы по созданию Единой автоматизированной информационной системы Постоянного Комитета Союзного государства.

Совет Министров Союзного государства рассматривает концепцию создания Единой автоматизированной информационной системы Постоянного Комитета Союзного государства и принимает решение о разработке соответствующей союзной программы, а также сроках и стоимости ее разработки.

Экспертно-координационная группа на основании решения Совета Министров Союзного государства разрабатывает соответствующую Союзную программу по созданию информационной системы. Она

рассматривается и согласуется заинтересованными

министерствами и ведомствами государств -участников Союзного государства, рассматривается правительствами, которые дают разрешение Постоянному Комитету Союзного государства на внесение ее в Совет Министров Союзного

государства. Совет Министров Союзного государства рассматривает ее и утверждает.

Автором предполагается, что состав экспертнокоординационной группы включал всех необходимых специалистов, и как концепция, так и программа были разработаны с учетом все особенностей национальных законодательств государств -

участников Союзного государства и были согласованы всеми министерствам и ведомствами без замечаний.

Специально созданное подразделение Постоянного комитета Союзного государства на конкурсной основе в установленном порядке выбирает разработчика союзной программы по созданию информационной системы и заключает с ним контракт на выполнение мероприятий союзной программы.

Мероприятия союзной программы по созданию Единой автоматизированной информационной системы Постоянного Комитета Союзного государства реализуются согласно ежегодному графику реализации мероприятий программы, составленному с учетом сроков реализации мероприятий программы. График реализации мероприятий программы на очередной год корректируется с учетом выполнения мероприятий в предыдущем году.

Ежеквартально в установленные сроки экспертнокоординационная группа готовит отчет о ходе реализации мероприятий программы. Специально созданное подразделение Постоянного Комитета Союзного государства рассматривает отчеты и направляет их в Совет Министров Союзного государства и правительства государств - участников Союзного государства. Годовой отчет включает также аналитические материалы о ходе выполнения союзной программы по созданию информационной системы с указанием результатов их внедрения, если это было предусмотрено мероприятиями программы. Годовые отчеты дополнительно направляются также в согласующие экономические министерства и ведомства государств - участников Союзного государства.

При возникновении каких-либо обстоятельств, которые сказываются на сроках выполнения мероприятий программы, ее результатах или суммах

финансирования, специально созданное

подразделение Постоянного Комитета Союзного государства готовит соответствующие предложение с обоснованием по изменению союзной программы, ее дополнению, продлению или сокращению срока реализации. Такое предложение вносится Постоянным Комитетом Союзного государства в Совет Министров Союзного государства для принятия соответствующего решения.

Автор считает оптимальной длительность реализации мероприятий союзной программы по созданию информационной системы не более 2-3 лет и возможный срок ее продления не более, чем на 1 год. При более длительных сроках реализации мероприятий программа по созданию информационной системы или комплекса информационных систем должна делиться на несколько программ и реализовываться параллельно или последовательно. При более длительном сроке реализации программы по созданию информационной системы может оказаться, что к концу реализации программы созданной информационной системе сразу же требуется модернизация, как это произошло с Единой автоматизированной информационной системой Таможенного комитета Союзного государства в 2006 г. По результатам ее опытной эксплуатации было принято решение о необходимости ее модернизации.

Вопрос прав собственности11 на компоненты создаваемой Единой автоматизированной

информационной системы Постоянного Комитета Союзного государства должен быть урегулирован посредством заключения между Постоянным Комитетом Союзного государства и государствами -участниками Союзного государства соответствующего соглашения. В соглашении должны присутствовать положения по распределению прав собственности в отношении уже созданных компонент Единой автоматизированной информационной системой Таможенного комитета Союзного государства и компонент Постоянного Комитета Союзного государства, которые будут создаваться, а также компонент по реализации общих таможенных процессов, которые будут создаваться позднее. Кроме того, в соглашение должны войти положения, предусматривающие в дальнейшем присоединение к данному интеграционному объединению, еще одного государства и соответственно присоединение к существующей информационной системе еще одного участника информационного обмена или взаимодействия. На взгляд автора целесообразно было бы, также в соглашение включить положения относительно тиражирования12 каких-либо компонент Единой автоматизированной информационной системы Постоянного Комитета Союзного государства.

11 Проблемам пользования компонентами межгосударственных информационных систем, разработанных группой государств, которые в отношении их имеют права пользования и владения, государствами не участвовавшими в их разработке посвящена статья Ермаковой В.В. Правовые основы информационного взаимодействия государств - членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС // Информационное право. 2010. № 4. С. 26 - 30.

12 Проблемам тиражирования информационных систем посвящена статья Ермаковой В.В. О подходах к выбору информационной системы управления таможенной деятельностью // Информационное право. 2011. № 1. С. 10 - 14.

На современном этапе в рамках Единой автоматизированной информационной системы Таможенного комитета Союзного государства осуществляется информационный обмен

электронными документами, не заверенными электронной цифровой подписью. Автор считает целесообразным в предлагаемой к созданию Единой автоматизированной информационной системе Постоянного Комитета Союзного государства предусмотреть возможность обмена электронными документами, также и заверенными электронной цифровой подписью. Вопрос обмена электронными документами13, заверенными электронной цифровой подписью и не заверенными таковой, в рамках Союзного государства на сегодняшний день не имеет межгосударственных договоренностей, закрепленных соглашением. Автор считает возможным применять для этих целей Соглашение государств - членов ЕврАзЭС об обеспечении информационной безопасности в рамках общих таможенных процессов в государствах - членах Евразийского экономического сообщества14 и Соглашение о применении информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле на единой таможенной территории Таможенного союза15.

Созданная Единая автоматизированная

информационная система Постоянного Комитета Союзного государства будет эксплуатироваться специально созданным подразделением Постоянного Комитета Союзного государства. Это подразделение будет вести сопровождение информационной системы, осуществлять ее развитие и модернизацию. Предложенный автором подход, что Единая автоматизированная информационная система Постоянного Комитета Союзного государства должна состоять из отдельных, однако, взаимосвязанных информационных систем16, с учетом опыта Европейского союза17, по реализации общих таможенных процессов и отдельных компонент Постоянного Комитета Союзного государства,

13 Проблемам юридической силы электронных документов, имеющих обращение в межгосударственных информационных системах таможенных служб посвящена статья Ермаковой В.В. Вопросы правового регулирования электронного документооборота в информационных системах таможенных органов // Бизнес в законе. 2010. № 5. С. 39 - 42.

14 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2010 г. № 1976-р «О подписании Соглашения об обеспечении информационной безопасности в рамках общих таможенных процессов в государствах - членах Евразийского экономического сообщества» // Собрание законодательства РФ.

22.11.2010. № 47. ст. 6182.

15 Распоряжение Правительства РФ от 13.05.2010 № 722-р «О подписании Соглашения о применении информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле на единой таможенной территории таможенного союза» // Собрание законодательства РФ.

17.05.2010. № 20. ст. 2523.

16 Ермакова В.В. Использование опыта применения информационных таможенных технологий Европейского Союза при осуществлении таможенного оформления и контроля в Российской Федерации // Ученые записки Санкт-Петербургского филиала РТА. 2004. № 2 (22). С. 135 - 139.

Кротов И.Е. Управление проектом «Электронная таможня» в Европейском Союзе // Материалы I международной научнопрактической конференции 21-22 декабря 2009 г., в г. Баку «Информационные системы и технологии в таможенной сфере». Баку, 2010. С. 81 - 82.

позволит развивать и модернизировать каждую информационную систему независимо.

В компетенции экспертно-координационной группы должны остаться как разработка и согласование нормативных правовых актов, обеспечивающих жизненный цикл информационных систем в составе Единой автоматизированной информационной системы Постоянного Комитета Союзного государства, так и создание самих информационных систем.

В целях реализации Постоянным Комитетом Союзного государства мероприятий по разработке программы по созданию Единой автоматизированной информационной системы Постоянного Комитета

Союзного государства, непосредственно ее созданию и дальнейшему сопровождению, развитию и модернизации должны быть внесены соответствующие изменения в Положение о Постоянном Комитете Союзного государства в отношении функций по разработке Единой автоматизированной информационной системы

Постоянного Комитета Союзного государства и дополнительно разработан Порядок работы (компетенции и полномочия) экспертнокоординационной группы по разработке такой

системы.

Разработанные автором стратегические

направления совершенствования правовых основ сопровождения, развития и модернизации Единой автоматизированной информационной системы

Таможенного комитета Союзного государства, имеют в своей основе расширение сферы применения ЕАИС ТКСГ. Создание Единой автоматизированной информационной системы Постоянного Комитета

Союзного с включением в нее ЕАИС ТКСГ позволит информационно обеспечить деятельность

наднационального органа в сфере

внешнеэкономической деятельности. Входящие в

состав ЕАИС ТКСГ компоненты являются базовыми для внешнеэкономической деятельности, и они составят основу для автоматизации иных общих

процессов государств в виде создания межгосударственных информационных систем других министерств и ведомств в сфере их деятельности.

Список литературы:

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

от 12 ноября 2010 г. № 1976-р «О подписании Соглашения об обеспечении информационной безопасности в рамках общих таможенных процессов в государствах - членах Евразийского экономического сообщества» // Собрание законодательства РФ.

22.11.2010. № 47. ст. 6182.

2. Распоряжение Правительства РФ от 13.05.2010 № 722-р «О подписании Соглашения о применении информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле на единой таможенной территории таможенного союза» // Собрание законодательства РФ. 17.05.2010. № 20. ст. 2523.

3. Кротов И.Е. Управление проектом «Электронная таможня» в Европейском Союзе // Материалы I международной научно-практической конференции 2122 декабря 2009 г., в г. Баку «Информационные системы и технологии в таможенной сфере». Баку, 2010. С. 81 - 82.

4. Ермакова В.В., к.э.н. Нормативное правовое регулирование разработки и реализации межгосударственных программ на пространстве СНГ. //

Пробелы в российском законодательстве №4, 2010, с. 324-328.

5. Ермакова В.В., к.э.н. О подходе к созданию информационного пространства таможенного союза, сформированного в рамках ЕВРАЗЭС. // Пробелы в российском законодательстве №3, 2011, с. 284-288.

6. Ермакова В.В., к.э.н. Вопросы правового регулирования электронного документооборота в информационных системах таможенных органов. // Бизнес в законе №5,

2010, с. 39-42.

7. Ермакова В.В., к.э.н. О подходе к созданию информационного пространства таможенного союза, сформированного в рамках ЕВРАЗЭС. // Бизнес в законе №2, 2011, с. 46-50.

8. Ермакова В.В., к.э.н., Кротов И.Е., к.э.н. Система органов управления таможенного союза в рамках Евразийского Экономического сообщества. // Бизнес в законе №3, 2011, с. 113-117.

Reference list:

1. The order of the Government of the Russian Federation from November 12, 2010 of No. of 1976-R «About signing of the Agreement on ensuring information security within the general customs processes in member states of the Euroasian economic community»//Collection of the legislation of the Russian Federation. 22.11.2010. No. 47. Art. 6182.

2. The order of the Government of the Russian Federation from 13.05.2010 No. of 722-R «About signing of the Agreement on application of information technologies at an exchange of electronic documents in foreign and mutual trade in the uniform customs territory of the Customs union»//Collection of the legislation of the Russian Federation. 17.05.2010. No. 20. Art. 2523.

3. Krotov I.E., Management's moles the project «Electronic customs» in the European Union//Materials I of the international scientific and practical conference on December 21-22, 2009, in Baku «Information systems and technologies in the customs sphere». Baku, 2010. Page 81 -82.

4. Ermakova V. V., PhD, Standard legal regulation of development and implementation of interstate programs on space of the CIS.//Gaps in Russian legislation No. 4, 2010, page 324-328.

5. Ermakova V. V., PhD, About an approach to creation of information space of the Customs union created within EURASEC.//Gaps in Russian legislation No. 3, 2011, page 284-288.

6. Ermakova V. V., PhD, Questions of legal regulation of electronic flow of documents in information systems of customs offices.//Business in law No. 5, 2010, page 39-42.

7. Ermakova V. V., PhD, About an approach to creation of information space of the Customs union created within EURASEC.//Business in law No. 2, 2011, page 46-50.

8. Ermakova V. V., PhD, Krotov I.E., PhD, System of governing bodies of the Customs union within the Euroasian Economic community.//Business in law No. 3,

2011, page 113-117.

РЕЦЕНЗИЯ

Как показывает практика, вопрос организации обмена информацией в рамках интеграционного объединения России и Беларуси по вопросам таможенного дела был поставлен в 1995 г., но Единая автоматизированная информационная система Таможенного комитета Союзного государства была принята в эксплуатацию лишь в 2006 г. На ее модернизацию и развитие потребовалось еще 5 лет. Таким образом, 16 лет было потрачено на разработку, создание и развитие межгосударственной информационной системы. При этом данная система обеспечивает только деятельность таможенных служб. Поэтому тематика представленной статьи крайне актуальна, а проблемы, поднятые в ней, востребованы.

Основным решением, в сложившейся ситуации, по мнению автора, может стать разработка стратегических направлений совершенствования правовых механизмов сопровождения, развития и модернизации лЕдиной автоматизированной информационной системы Таможенного комитета Союзного государства. Указанный подход, предполагающий расширение сферы применения ЕАИС ТКСГ в виде создания Единой автоматизированной информационной системы Постоянного Комитета Союзного с включением в нее ЕАИС ТКСГ, позволит информационно обеспечить деятельность наднационального органа в сфере внешнеэкономической деятельности. Входящие в состав ЕАИС ТКСГ компоненты станут базовыми для внешнеэкономической деятельности, и составят основу для автоматизации иных общих процессов создания межгосударственных информационных систем различных министерств и ведомств в данной сфере деятельности.

Материал статьи четко структурирован и изложен последовательно, логически выдержан. Репрезентативность приведенных фактов обоснована.

Вывод: статья представляет безусловный интерес, имеет явный прикладной характер и рекомендуется для публикации в журнале «Бизнес в законе».

Начальник отдела исследования информационной безопасности в таможенном деле НИЦ РТА, доктор юридических наук, доцент

М. А. Рыльская

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.