Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ'

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
431
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ / ПОВОРОТ НА ВОСТОК / НОВАЯ СЕВЕРНАЯ ПОЛИТИКА / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Акимова Валерия Гертовна

С учетом возрастающей роли стран Азиатско-Тихоокеанского региона в мировой экономике и расширения их международного сотрудничества «Новая северная политика» администрации Мун Чжэ Ина, которая уделяет особое внимание экономическому сотрудничеству с Россией, демонстрирует большую совместимость с «поворотом на Восток» в современной внешней и внутренней политике Российской Федерации. В статье исследуется содержание стратегий внешней политики и соответствующих программ развития двух стран, а также потенциал их сотрудничества в стратегически важных областях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC DIRECTIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE REPUBLIC OF KOREA COOPERATION

Given the growing role of the countries of the Asia-Paci c region in the world economy and the expansion of their international cooperation, the «New Northern Policy» of the Moon Jae-in administration, which pays special attention to economic cooperation with Russia, demonstrates greater compatibility with the "pivot to Asia" in modern foreign and domestic the policy of the Russian Federation. The article examines the content of foreign policy strategies and corresponding development programs of the two countries, as well as the potential of their cooperation in strategically important areas.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ»

ПОЛИТИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ POLITICS AND INTERNATIONAL RELATIONS

УДК 327

В.Г. АКИМОВА

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ

Акимова Валерия Гертовна, аспирант, Исторические науки и археология, История международных отношений и внешней политики, Казанский (Приволжский) федеральный университет

E-mail: vgakimova@kpfu.ru

Аннотация. С учетом возрастающей роли стран Азиатско-Тихоокеанского региона в мировой экономике и расширения их международного сотрудничества «Новая северная политика» администрации Мун Чжэ Ина, которая уделяет особое внимание экономическому сотрудничеству с Россией, демонстрирует большую совместимость с «поворотом на Восток» в современной внешней и внутренней политике Российской Федерации. В статье исследуется содержание стратегий внешней политики и соответствующих программ развития двух стран, а также потенциал их сотрудничества в стратегически важных областях.

Ключевые слова и фразы: Российская Федерация, Республика Корея, поворот на Восток, Новая северная политика, стратегические направления сотрудничества.

Для цитирования: Акимова В.Г. Стратегические направления сотрудничества Российской Федерации и Республики Корея // Корееведение в России: направление и развитие. 2022. Т. 3. № 2. С. 71-77.

V.G. AKIMOVA

Kazan (Volga region) Federal University, Kazan, Russia

STRATEGIC DIRECTIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE REPUBLIC OF KOREA COOPERATION

Valeriya G. Akimova, post-graduate student, Historical Sciences and Archeology, History of International Relations and Foreign Policy, Kazan (Volga region) Federal University E-mail: vgakimova@kpfu.ru

Abstract. Given the growing role of the countries of the Asia-Pacific region in the world economy and the expansion of their international cooperation, the «New Northern Policy» of the Moon Jae-in administration, which pays special attention to economic cooperation with Russia, demonstrates greater compatibility with the "pivot to Asia" in modern

foreign and domestic the policy of the Russian Federation. The article examines the content of foreign policy strategies and corresponding development programs of the two countries, as well as the potential of their cooperation in strategically important areas.

Key words and phrases: Russian Federation, Republic of Korea, pivot to the East, New Northern Policy, strategic directions of cooperation.

For citation: Akimova VG. Strategic directions of the Russian Federation and the Republic of Korea cooperation // The Journal of Direction and Development of Korean Studies in Russia. 2022. Vol. 3, № 2. P. 71-77.

Введение

В сентябре 2020 года исполнилось 30 лет дипломатическим отношениям между Кореей и Россией. Одновременно динамичные, но все же не соответствующие желаемым для обеих сторон стандартам, отношения между Российской Федерацией и Республикой Корея стремительно развиваются. В частности, в течение последних 10 лет Южная Корея стремилась укрепить свои связи с Россией в области экономики и торговли. Одновременно в течение последнего десятилетия Российская Федерация совершает то, что было названо «поворотом на Восток», который влечет за собой укрепление отношений Москвы со странами Восточной Азии, а также расширение экономического и политического влияния России в регионе. Акцент Москвы на азиатско-тихоокеанском векторе своей внешней политики влечет за собой такие цели, как превращение современной Российской Федерации в азиатскую державу и экономическое соединение России (особенно Дальнего Востока) с другими торговыми центрами Восточной Азии. Сегодня Южная Корея ценит богатство Российской Федерации природными ресурсами, а также ее потенциал по облегчению географического доступа Республики Корея к другим частям Евразии. Между тем российское правительство рассматривает свои отношения с РК в основном с точки зрения статуса последней как одной из 15 самых мощных экономик мира, наделенных огромным инвестиционным потенциалом, а также передовыми технологиями.

Ключевые особенности нынешних отношений между Москвой и Сеулом отражает «Новая северная политика», южнокорейский план экономической интеграции, который стороны приняли в начале 2019 года и актуализировали 27 октября 2020 года путем подписания Совместного заявления о Плане реализации концепции «Девяти мостов» российско-корейского торгово-эконо-

мического сотрудничества (версия 2.0.). «Новую северную политику» можно свести к двум всеобъемлющим целям - расширение экономического сотрудничества в различных экономически значимых областях между Республикой Корея и Россией, а также снижение военной напряженности на Корейском полуострове посредством экономического сотрудничества. [2]

В соответствии с серьезным потенциалом развития двусторонних отношений и нацеленностью двух стран на углубление сотрудничества имеет смысл изучить стратегические направления российско-корейских отношений.

Результаты исследования

Корейский полуостров неизменно занимал важное место в амбициях России по интеграции своей экономики с Азиатско-Тихоокеанским регионом и является фактором, влияющим на цель страны по развитию Дальнего Востока. Что касается южнокорейской стороны, последние администрации Южной Кореи признавали важную роль, которую Российская Федерация как окно в Евразию играет в более широком экономическом видении Южной Кореи.

В настоящее время в инициативах по региональной интеграции усиливается объединение экономических соображений и соображений безопасности. В настоящее время между Москвой и Сеулом существует большая степень совместимости политики с точки зрения экономического сотрудничества. Более того, как Москва, так и Сеул развивают свои связи с КНДР, что еще больше способствует возможности трехстороннего сотрудничества между Северной Кореей, Российской Федерацией и Южной Кореей. [3]

Однако для Российской Федерации и Южной Кореи планы расширения экономического сотрудничества как средства содействия миру и безопасности на Корейском полуострове по-прежнему сталкиваются со значительными

препятствиями. Такие условия, как продолжающийся раздел Корейского полуострова, а также сохранение международных санкций, осложняют межгосударственное сотрудничество. Устранение барьеров для сотрудничества между Россией и Южной Кореей, связанных с безопасностью на Корейском полуострове, потребует серьезных изменений в сфере, традиционно ориентированной на военный характер. Такие сдвиги потребуют участия нескольких вовлеченных государств, будь то вывод американских войск из Республики Корея или сокращение ракетного и ядерного потенциала КНДР. В данных процессах позитивную функцию арбитра может сыграть Россия.

Россия прилагает большие усилия для усиления своего влияния в динамично развивающемся Азиатско-Тихоокеанском регионе. В этом контексте с 2013 года Россия обращает внимание на Дальний Восток как на новый двигатель инноваций и роста и борется с экономической отсталостью региона и ставит себе целью повышение инвестиционной привлекательности региона. Кроме того, Россия участвует в шестисторон-них переговорах по урегулированию северокорейской ядерной проблемы и является наиболее заинтересованной стороной в установлении мирного режима на Корейском полуострове.

Однако фактически отношения Корея-Россия занимают сравнительно скромные позиции в сравнении с отношениями Корея-США, Корея-Китай и Корея-Япония с точки зрения мирового порядка и баланса сил в Северо-Восточной Азии. Однако позитивное отношение к объединению Корейского полуострова России и Республики Корея может служить катализатором для усиления сотрудничества на региональном уровне. Кроме того посредническая солидарность треугольника Корея-Япония-Россия может смягчить стратегическое соперничество между США и Китаем и послужить налаживанию регионального сотрудничества. Также если политика США (как важного партнера Республики Корея) в отношении России изменится примерно к 2030 году и США в определенной степени признают участие России в качестве стратегического игрока в Северо-Восточной Азии, это, несомненно, послужит значительной возможностью для усиления связей России и Южной Кореи. [1]

В 2008 году, после встречи Ли Мён Бака с новоизбранным президентом Д.А. Медведевым, Россия и Республика Корея объявили свои отно-

шения «стратегическим партнерством». Однако стратегическое партнерство РК и России не имело такого практического значения, как могла бы надеяться каждая из сторон. В областях взаимной выгоды, таких как сотрудничество в области энергетики, темпы сотрудничества между Республикой Корея и Россией были медленными. При этом у российских кругов есть явные интересы в ведении экономических отношений с РК, учитывая, что большинство статей и исследовательских проектов наиболее влиятельных российских институтов политических исследований (ИМЭ-МО и РСМД) посвящено именно экономическому сотрудничеству с Южной Кореей. [4]

Несмотря на то, что отношения между странами не достигли желаемого уровня, в результате своих усилий по укреплению двусторонних отношений Российская Федерация и Республика Корея начали видеть ощутимые результаты в расширении двусторонних торговых связей. К 2015 году Республика Корея стала седьмым по величине торговым партнером России, хотя в структуре российского экспорта в Южную Корею заметно не хватает разнообразия, поскольку природные ресурсы (почти исключительно нефть и природный газ) составляют почти три четверти российского экспорта в Южную Корею. Между тем южнокорейский экспорт в Россию в основном состоит из машин и других технологических товаров. Кроме того, таможенные данные показывают, что с тех пор, как Южная Корея стала седьмым торговым партнером России, фактический объем торговли между РК и Российской Федерацией практически не изменился. Кроме того, географическое распределение импорта и экспорта России с Республикой Корея является неравномерным. Большая часть южнокорейского экспорта в Россию приходится на европейский сектор страны, тогда как экспорт в Корею поступает в основном из Сибири и Дальнего Востока России.

Избрание президента Республики Корея Мун Чжэ Ина в 2017 году привело к новому акценту на сотрудничество между Республикой Корея и Россией, начиная с двустороннего уровня, с надеждой на развитие в рамках многостороннего сотрудничества. На третьем Восточном экономическом форуме в сентябре 2017 года во Владивостоке, Мун Чжэ Ин представил свою «Новую северную политику», в рамках которой экономическое сотрудничество с Россией может быть

частью более широкой стратегии, направленной на укрепление мира на Корейском полуострове. Кроме того, было отмечено, что российско-южнокорейское сотрудничество обязательно должно включать в себя участие Северной Кореи. [5]

Уникальной особенностью «Новой северной политики» является обозначение так называемых «девяти мостов» сотрудничества между Республикой Корея и Россией. Основные аспекты «девяти мостов» предполагают совместные операции в сельском хозяйстве, рыболовстве, природном газе, железнодорожном транспорте, судостроении и создании Северного морского пути, а также создание соответствующих рабочих групп, ориентированных на эти области. Учитывая отсутствие прямой географической связи между Республикой Корея и Россией и продолжающееся разделение Корейского полуострова, морская инфраструктура имеет решающее значение для перспектив сотрудничества между Республикой Корея и Россией. Поэтому инициатива «девяти мостов» не может быть успешной без сотрудничества в таких проектах, как свободный порт Владивосток, а также в развитии железнодорожного сообщения между Россией и Южной Кореей через территорию Северной Кореи. [8]

Подписание Совместного заявления о Плане реализации концепции «Девяти мостов» российско-корейского торгово-экономического сотрудничества (версия 2.0.) в 202 году закрепило стратегические направления экономического сотрудничества, в которых заинтересованы обе стороны:

- Энергетика;

- Железные дороги и инфраструктура;

- Судостроение;

- Порты и навигация;

- Здравоохранение;

- Сельское и рыбное хозяйство;

- Инвестиции;

- Инновационная платформа;

- Культура и туризм. [10]

Указанные направления соответствуют реализуемой в России «Национальной программе социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года». Её цель повышение конкурентоспособности Дальнего Востока за счет диверсификации экономической структуры региона, основанной на разработке ресурсов и экспорте сырьевой базы, а также за счёт решения про-

блемы оттока населения путём улучшения социальной инфраструктуры и создания рабочих мест. Эту программу можно рассматривать как реорганизацию среднесрочного и долгосрочного плана развития Дальнего Востока. Республика Корея несет на Дальнем Востоке России огромный инвестиционный потенциал. Тем не менее, учитывая рискованную среду в России для южнокорейских инвесторов, особенно в свете плохого состояния инфраструктуры - на Дальнем Востоке России и между Дальним Востоком России и остальной частью Восточной Азии - совместная экономическая деятельность затруднена. Российскому правительству предстоит еще много работы по повышению жизнеспособности Дальнего Востока в рамках «Новой северной политики», чтобы участие Южной Кореи в экономической жизни российского Дальнего Востока обеспечено с благоприятными коэффициентами выгоды для Сеула. [6]

Правительство России и органы местного самоуправления Дальнего Востока намерены содействовать созданию водородного энергетического кластера и развитию туристической отрасли как важной отрасли с конкурентным преимуществом на Дальнем Востоке в качестве основных задач для развития Дальнего Востока. Среди возможных областей сотрудничества между РК и Россией энергетика является одним из наиболее важных аспектов сотрудничества с Россией, учитывая, что Россия может сыграть ключевую роль в удовлетворении энергетических потребностей РК. Постоянный доступ к источникам энергии, особенно к газу, имеет решающее значение для устойчивого экономического развития Южной Кореи. Среди преимуществ, которые предлагает Россия - географическая близость к РК. Природный газ, которым Россия богато наделена, может поставляться в Южную Корею по трубопроводу, что, таким образом, является более экономичным выбором для удовлетворения энергетических потребностей РК, чем сжиженный газ, который Южная Корея в настоящее время импортирует морским путем. Среди целей Мун Чжэ Ина - создание «пояса энергоресурсов и природных ресурсов», который простирается через побережье Восточного моря Корейского полуострова до России.[7]

В конце октября 2020 года возможность сотрудничества двух стран в сфере водородной экономики обсуждалась в режиме видеоконфе-

ренции между представителями России и Кореи. На мероприятии присутствовали крупнейший производитель газа в России «Газпром», корейская Hyundai Motor Company и Hyosung Heavy Industries, обсуждался план сотрудничества в области водородной экономики. Было оценено, что потенциал сотрудничества между Россией, которая может экономично производить водород, и Кореей, располагающей превосходными технологиями в области утилизации водорода, безграничен. Кроме того, в конце ноября 2020 года был проведен брифинг по проекту Сахалинского водородного кластера между Кореей и Россией, где специалисты двух стран поделились опытом и передовыми технологиями в области водородной энергетики.

Туристическая отрасль также является важной сферой двухстороннего взаимодействия в рамках стратегии развития Дальнего Востока правительством России, т.к. инвестиции в развитие туристической отрасли и создание рабочих мест позволит улучшить проблему оттока населения. Число корейцев, посещающих Дальний Восток, быстро растет с момента подписания соглашения о безвизовом режиме между двумя странами в 2014 году. Среди иностранных туристов, посетивших Приморский край в 2019 году, корейцы составили 300 тыс. человек, или 40% от числа иностранных туристов, что в шесть раз больше, чем в 2015 году - 50 тыс. При условии преодоления сложностей, связанных с корона-вирусной инфекцией, разработка новых туристических продуктов и туристических маршрутов в соответствии с политикой продвижения туристической индустрии Дальнего Востока может стать прорывом в двустороннем обмене, а также в вопросе улучшения отношений на Корейском полуострове. Так, развитие экотуризма совместными силами в Национальном парке «Земля леопардов» в районе Хасан (в сентябре 2020 года подписан меморандум о взаимопони-

мании с Национальным институтом экологии Кореи) с возможным привлечением представителей Северной Кореи, может послужить на благо межкорейским отношениям.[9]

Выводы

Таким образом, основой сотрудничества Россия и Республика Корея выбирают экономическое развитие и стремятся развивать его по таким важным направлениям как энергетика, железные дороги и инфраструктура, судостроение, порты и навигация, здравоохранение, сельское и рыбное хозяйство, инвестиции, инновационная сфера, культура и туризм. При этом потенциал развития российско-корейских отношений отражает стратегически важные сферы сотрудничества.

Во-первых, у двух стран общие интересы в сфере безопасности в Северо-Восточной Азии. Россия может стать дружественной силой, поддерживающей мирное воссоединение Корейского полуострова. Можно ожидать её позитивной роли в решении ядерной проблемы Северной Кореи.

Во-вторых, в условиях стратегического соперничества США и Китая Россия может стать важным партнёром для Японии или Южной Кореи в вопросе балансирования двух сверхдержав.

В-третьих, с экономической точки зрения Россия - это новой рубеж для южнокорейских компаний, где страны имеют возможность продемонстрировать свой капитал, технологии и управленческий потенциал - в то числе в развитии Дальнего Востока Сибири.

Наконец, объединение сил континентальной державы (России) и морской державы (Южной Кореи) может способствовать региональному балансу и стабильности на фоне усиления стратегической конкуренции между США и Китаем после подъема Китая в 2010-х годах.

Список литературы

1. ^S. 20^ : Ф-Щ ^Ъ Щ^ ЗФ ^^ ЯЩЩ;,

о}^^ ^Ц ч}^^, ЩН^ = . - URL: kiep.go.kr/gallery.es?mid=a1010110000

0&bid=0001&list_no=2388&act=view (дата обращения: 15.10.2021). - Текст: электронный.

2. ^ 44 Ф^ 7^4 Ф Щ ^ЩЩ 4Щ. - Щ^о}^

4. - 2018. - 28^. - 2S. - Текст: непосредственный.

3. Anthony V. Rinna. Moscow's "turn to the East" and challenges to Russia-South Korea economic collaboration under the New Northern Policy / Anthony V. Rinna // Journal of Eurasian Studies. - 2019. - Vol. 10(2). - P. 159-168. -URL: https://journals.sagepub.com/doi/pdf/10.1177/1879366519851984 (дата обращения: 17.10.2021). - Текст: электронный.

4. Byun Hyun Sub. New Policy for Russian Far East Development and the Direction of Korea-Russia Cooperation / Byun Hyun Sub // ф^фж - 2021. - URL: https://www.kci.go.kr/kciportal/ ci/sereArticleSearch/ciSereArtiView.kci?sereArticleSearchBean.artiId=ART002694532 (дата обращения: 15.10.2021). - Текст: электронный.

5. Decrypting the Russia-South Korea relationship // EASTASIAFORUM: [сайт]. - 2019. - 10 June. - URL: https:// www.eastasiaforum.org/2019/06/13/decrypting-the-russia-south-korea-relationship/ (дата обращения: 17.10.2021). -Текст: электронный.

6. Russian and Korean Experts Outlined Priorities for Bilateral Cooperation relationship // The Russian International Affairs Council: [сайт]. - 2021. - 4 October. - URL: https://russiancouncil.ru/en/news/russian-and-korean-experts-outlined-priorities-for-bilateral-cooperation/ (дата обращения: 20.10.2021). - Текст: электронный.

7. Shin Beom Shik. Russian Foreign and Security Policy and South Korea-Russia Relations until 2030 / Shin Beom Shik // 2021. - URL: https://www.kci.go.kr/kciportal/ci/sereArticleSearch/ciSereArtiView. kci?sereArticleSearchBean.artiId=ART002507408 (дата обращения: 20.10.2021). - Текст: электронный.

8. Ким Ен Ун. Эволюция отношений России и Республики Корея: к 30-летию взаимного признания // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. - 2020. - Т. 34. -С. 18-25. - Текст: непосредственный.

9. Любимова, Е.Е. Отношения между Республикой Корея и Россией на современном этапе международных отношений (2020 год) / Е.Е. Любанова // Межотраслевые исследования как основа развития научной мысли, сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа. - 2021. - С. 222-224. - Текст: непосредственный.

10. «Россия - Корея: потенциал сотрудничества в области судостроения. Шаги реализации проекта «Девять мостов» // НЕВА 2023: [сайт]. - 2021. - 18 June. - URL: https://www.nevainter.com/programme/calendar/korea/ (дата обращения: 24.10.2021). - Текст: электронный.

References

1. ^S. 20^ : Ф-Щ ^Ъ Щ^ ЗФ ^^ ЯЩЩ;,

^Ц щч^ = . - URL: kiep.go.kr/gallery.es?mid=a1010110000

0&bid=0001&list_no=2388&act=view (data obrashcheniya: 15.10.2021). - Tekst: elektronnyj.

2. 471 7^4 ф щ ^ЩЩ 4^. -4. - 2018. - 284. - 2S. - Tekst: neposredstvennyj.

3. Anthony V. Rinna. Moscow's "turn to the East" and challenges to Russia-South Korea economic collaboration under the New Northern Policy / Anthony V. Rinna // Journal of Eurasian Studies. - 2019. - Vol. 10(2). - P. 159-168. -URL: https://journals.sagepub.com/doi/pdf/10.1177/1879366519851984 (data obrashcheniya: 17.10.2021). - Tekst: elektronnyj.

4. Byun Hyun Sub. New Policy for Russian Far East Development and the Direction of Korea-Russia Cooperation / Byun Hyun Sub // han-yangdaehaggyo ataejiyeog-yeongusenteo - 2021. - URL: https://www.kci.go.kr/ kciportal/ci/sereArticleSearch/ciSereArtiView.kci?sereArticleSearchBean.artiId=ART002694532 (data obrashcheniya: 15.10.2021). - Tekst: elektronnyj.

5. Decrypting the Russia-South Korea relationship // EASTASIAFORUM: [sayt]. - 2019. - 10 June. - URL: https://www.eastasiaforum.org/2019/06/13/decrypting-the-russia-south-korea-relationship/ (data obrashcheniya: 17.10.2021). - Tekst: elektronnyj.

6. Russian and Korean Experts Outlined Priorities for Bilateral Cooperation relationship // The Russian International Affairs Council: [sayt]. - 2021. - 4 October. - URL: https://russiancouncil.ru/en/news/russian-and-korean-experts-outlined-priorities-for-bilateral-cooperation/ (data obrashcheniya: 20.10.2021). - Tekst: elektronnyj.

7. Shin Beom Shik. Russian Foreign and Security Policy and South Korea-Russia Relations until 2030 / Shin Beom Shik // sin-asiayeonguso- 2021. - URL: https://www.kci.go.kr/kciportal/ci/sereArticleSearch/ciSereArtiView. kci?sereArticleSearchBean.artiId=ART002507408 (data obrashcheniya: 20.10.2021). - Tekst: elektronnyj.

8. Kim Yen Un. Evolyutsiya otnosheniy Rossii i Respubliki Koreya: k 30-letiyu vzaimnogo priznaniya // Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Politologiya. Religiovedeniye. - 2020. - T. 34. - S. 18-25. - Tekst: neposredstvennyj.

9. Lyubanova, Ye.Ye. Otnosheniya mezhdu Respublikoy Koreya i Rossiyey na sovremennom etape mezhdunarodnykh otnosheniy (2020 god) / Ye.Ye. Lyubanova // Mezhotraslevyye issledovaniya kak osnova razvitiya nauchnoy mysli, sbornik statey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Ufa. - 2021. - S. 222-224. -Tekst: neposredstvennyy.

10. «Rossiya - Koreya: potentsial sotrudnichestva v oblasti sudostroyeniya. Shagi realizatsii proyekta «Devyat' mostov» // NEVA 2023: [sayt]. - 2021. - 18 June. - URL: https://www.nevainter.com/programme/calendar/korea/ (data obrashcheniya: 24.10.2021). - Tekst: elektronnyj.

Дата поступления / Received 25.02.2022 Дата принятия в печать /Accepted 14.03.2022

© Акимова В.Г., 2022, © Akimova VG., 2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.