Научная статья на тему 'Проблемы энергетического сотрудничества на Корейском полуострове в условиях угроз региональной безопасности'

Проблемы энергетического сотрудничества на Корейском полуострове в условиях угроз региональной безопасности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
628
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / РОССИЯ / ЮЖНАЯ КОРЕЯ / СЕВЕРНАЯ КОРЕЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МЕЖКОРЕЙСКИЙ ДИАЛОГ / СЕВЕРО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ / ГАЗОПРОВОД / ASIA-PACIFIC / STRATEGIC PARTNERSHIP / ECONOMIC DEVELOPMENT / ENERGY COOPERATION / ASIAN-PACIFIC REGION / RUSSIA / SOUTH KOREA / NORTH KOREA / REGIONAL SECURITY / TRANS-KOREAN DIALOGUE / NORTH-EAST ASIA / GAS PIPELINE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Голобоков Андрей Сергеевич, Сергеева Валерия Игоревна, Пономарева Полина Александровна

В статье исследованы вопросы энергетического сотрудничества России, КНДР и Южной Кореи в условиях обострения международных отношений в Восточной Азии и угроз региональной безопасности, связанных с трудностями развития межкорейского диалога. Цель работы проанализировать динамику развития энергетического сотрудничества в треугольнике Россия КНДР Республика Корея, интересы участников и перспективы энергетического сотрудничества в свете напряженных отношений между государствами в регионе. Актуальность исследования состоит в неоднозначности комплексной оценки проблем политического и энергетического дисбаланса в Северо-Восточной Азии, позиций стран по отношению к проекту международного газопровода, проблемы, которые являются препятствием к полноценному энергетическому сотрудничеству между Россией, Северной и Южной Кореей на международном уровне. Предложенный подход состоит в системном анализе политических событий и результатов политических действий заинтересованных сторон с целью проанализировать характер внешней политики стран АТР (Россия, Южная Корея, Китай, Северная Корея, США) в рамках энергетического сотрудничества и определить перспективы поддержания энергетической безопасности и стратегического равновесия в регионе. В ходе исследования авторы приходят к выводу, что стимулирование энергетического диалога на Корейском полуострове будет способствовать созданию новых транспортных коммуникаций, стимулированию обмена различными ресурсами между тремя государствами; укрепит безопасность в Северо-Восточной Азии и в определенной степени снизит напряженность в этом пограничном регионе. Значимость исследования состоит в анализе подходов отечественных и зарубежных авторов к проблеме энергетического сотрудничества на Корейском полуострове. Результаты данной работы представляют ценность для политиков, дипломатов, ученых, изучающих возможность создания модели безопасности в АТР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of energy cooperation on Korean peninsula in terms of regional security threats

The paper reviews various features of energy cooperation between Russia, North Korea and South Korea in terms of deteriorating international relations in East Asia and regional security threats related to the difficulties of inter-Korean dialogue. The goal is to analyze the dynamics of energy cooperation development in the Russia North Korea South Korea triangle, the interests of the participants and the prospects of energy cooperation considering tense relations between the states. The research is topical because of the comprehensive assessment ambiguity of political and energy imbalance in Northeast Asia, the countries’ positions in relation to the draft of the international gas pipeline issues to be an obstacle to the full energy cooperation between Russia, North and South Korea on the international level. Multiple-factor analysis of the foreign policy of the Asia-Pacific countries (Russia, South Korea, China, North Korea and the United States) within the energy cooperation and prospects for maintaining energy security and the strategic balance in the region proposed. The conclusion is made, that stimulation of the energy dialogue on the Korean Peninsula will contribute to the creation of new transport communications; encourage the exchange of different resources between three countries will strengthen security in Northeast Asia and to some extent reduce the tensions in the border region. The significance of the work is in analysis of the approaches of Russian and foreign authors to the issue of energy cooperation on the Korean Peninsula. Results from this study could be useful for policymakers, diplomats and lecturers, as they work to create a security model in the Asia-Pacific region.

Текст научной работы на тему «Проблемы энергетического сотрудничества на Корейском полуострове в условиях угроз региональной безопасности»

УДК 327.8

DOI dx.doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2017-3/137-143

A.С. Голобоков1

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток. Россия

B.И. Сергеева2 П.А. Пономарева3

МИП ООО Межрегиональный образовательный центр «Владивостокские инновации» Владивосток. Россия

Проблемы энергетического сотрудничества на Корейском полуострове в условиях угроз региональной безопасности

В статье исследованы вопросы энергетического сотрудничества России, КНДР и Южной Кореи в условиях обострения международных отношений в Восточной Азии и угроз региональной безопасности, связанных с трудностями развития межкорейского диалога. Цель работы - проанализировать динамику развития энергетического сотрудничества в треугольнике Россия - КНДР - Республика Корея, интересы участников и перспективы энергетического сотрудничества в свете напряженных отношений между государствами в регионе. Актуальность исследования состоит в неоднозначности комплексной оценки проблем политического и энергетического дисбаланса в Северо-Восточной Азии, позиций стран по отношению к проекту международного газопровода, проблемы, которые являются препятствием к полноценному энергетическому сотрудничеству между Россией, Северной и Южной Кореей на международном уровне. Предложенный подход состоит в системном анализе политических событий и результатов политических действий заинтересованных сторон с целью проанализировать характер внешней политики стран АТР (Россия, Южная Корея, Китай, Северная Корея, США) в рамках энергетического сотрудничества и определить перспективы поддержания энергетической безопасности и стратегического равновесия в регионе. В ходе исследования авторы приходят к выводу, что стимулирование энергетического диалога на Корейском полуострове будет способствовать созданию новых транспортных коммуникаций, стимулированию обмена различными ресурсами между тремя государствами; укрепит безопасность в Северо-Восточной Азии и в определенной степени снизит напряженность в этом пограничном регионе. Значимость исследования состоит в анализе подходов отечественных и зарубежных авторов к проблеме энергетического сотрудничества на Корейском полуострове. Результаты данной работы представляют ценность для политиков, дипломатов, ученых, изучающих возможность создания модели безопасности в АТР.

Ключевые слова и словосочетания: Азиатско-Тихоокеанский регион, стратегическое партнерство, экономическое развитие, энергетическое сотрудничество, Россия, Южная Корея, Северная Корея, региональная безопасность, межкорейский диалог, Северо-Восточная Азия, газопровод.

1 Голобоков Андрей Сергеевич - канд. полит. наук, доцент кафедры экономики и менеджмента; е-mail: golo-bokov_as@mail.ru.

2 Сергеева Валерия Игоревна - стажер; е-mail: shkolnay-96@mail.ru.

3 Пономарева Полина Александровна - стажер; е-mail: ponomarevapolina96@mail.ru.

A.S. Golobokov1

Vladivostok State University of Economics and Service Vladivostok. Russia

V.I. Sergeeva2

P.A. Ponomareva3

Vladivostok Innovations Educational Centre Vladivostok. Russia

Problems of energy cooperation on Korean peninsula in terms of regional security threats

The paper reviews various features of energy cooperation between Russia, North Korea and South Korea in terms of deteriorating international relations in East Asia and regional security threats related to the difficulties of inter-Korean dialogue. The goal is to analyze the dynamics of energy cooperation development in the Russia - North Korea - South Korea triangle, the interests of the participants and the prospects of energy cooperation considering tense relations between the states. The research is topical because of the comprehensive assessment ambiguity of political and energy imbalance in Northeast Asia, the countries' positions in relation to the draft of the international gas pipeline issues to be an obstacle to the full energy cooperation between Russia, North and South Korea on the international level. Multiple-factor analysis of the foreign policy of the Asia-Pacific countries (Russia, South Korea, China, North Korea and the United States) within the energy cooperation and prospects for maintaining energy security and the strategic balance in the region proposed. The conclusion is made, that stimulation of the energy dialogue on the Korean Peninsula will contribute to the creation of new transport communications; encourage the exchange of different resources between three countries will strengthen security in Northeast Asia and to some extent reduce the tensions in the border region. The significance of the work is in analysis of the approaches of Russian and foreign authors to the issue of energy cooperation on the Korean Peninsula. Results from this study could be useful for policymakers, diplomats and lecturers, as they work to create a security model in the Asia-Pacific region.

Keywords: Asia-Pacific, strategic partnership, economic development, energy cooperation, Asian-Pacific region, Russia, South Korea, North Korea, regional security, trans-Korean dialogue, North-East Asia, gas pipeline

Развитие экономического сотрудничества в Восточной Азии является необходимым средством для улучшения международных связей, укрепления позиций на мировой арене, а также модернизации Дальнего Востока России. Одновременно с этим в регионе постепенно набирает силу поляризация интересов и целей ведущих мировых экономик - США и Китая. Соединенные Штаты стараются нарушить связи Китая с соседями и партнерами в АТР [5]. Обострение международных отношений в Восточной Азии замедляет разрешение конфликта, связанного с северокорейской ядерной программой. В 2016 г. Северная Корея проигнорировала предостережения Китая, пригрозив нанесением ядерного удара по США и отка-

1 Golobokov Andrey Sergeevich - Candidate of Political Sciences, Associate Professor of the Chair of Management; е-mail: golobokov_as@mail.ru.

2 Sergeeva Valeriya Igorevna - trainee; е-mail: shkolnay-96@mail.ru.

3 Ponomareva Polina Aleksandrovna - trainee; е-mail: ponomarevapolina96@mail.ru.

завшись от заключенного 60 лет назад перемирия с Южной Кореей. Предвоенное состояние и психологическая война между США и Северной Кореей вызывают опасения мировой общественности [11].

В этих условиях Россия сохраняет свою позицию в отношении восстановления стабильности в Северо-Восточной Азии и поддерживает интересы сторон конструктивных отношений и взаимовыгодного сотрудничества не только с Северной и Южной Кореями, но и со всеми странами региона [3]. В частности, Россия прилагает усилия по поддержанию энергетической безопасности в СВА. Одним из проектов в этой области является создание газопровода через территории КНДР и Республики Корея. Экономические интересы всех участников механизма энергетического сотрудничества требуют решения этой актуальной энергетической проблемы, однако по политическим причинам реализация этого проекта сопровождается большими сложностями.

Аспекты энергетического сотрудничества России, КНДР и Южной Кореи рассмотрены в трудах таких исследователей как, К.А. Кокарев, М.М. Стеклов, Х.С. Кан, г.Д. Толорая, О.А. Резниченко и др. Некоторые исследователи считают, что открытие газопровода между Россией, Южной и Северной Кореями привлекает страны многочисленными аспектами для каждой стороны не только в экономическом, но и политическом планах [10]. В то же время напряженные отношения между Северной и Южной Кореями на данный момент препятствуют реализации проекта газопровода, необходимого для региона. Цель работы - проанализировать динамику развития энергетического сотрудничества в треугольнике Россия -КНДР - Республика Корея, интересы участников и перспективы энергетического сотрудничества в свете напряженных отношений между государствами в регионе.

Энергетическое сотрудничество в Северо-Восточной Азии на данный момент характеризуется, прежде всего, расширением двусторонних энергетических связей России и Китая. Это обусловлено рядом обстоятельств. По данным Управления США по энергетической информации в 2020 г. уровень зависимости Китая от импортных нефтяных ресурсов составит 62,8%, а в 2025 г. достигнет 68,8% [6]. Кроме того, в стратегии России произошла переоценка роли регионализма, в связи с чем российское руководство пытается риторически противостоять «европоцентристской» идеологии и отделить отношения с Китаем от всех остальных отношений в регионе [14]. В условиях обоюдной заинтересованности в снижении конкуренции за центрально-азиатские энергоресурсы и поступательном развитии региона Россия и Китай в последние два года демонстрировали положительную динамику в обеспечении энергетической безопасности [2].

В свою очередь, проект международного газопровода на Корейском полуострове, согласно которому российский газ должен поступать в Южную Корею через Северную, существует еще с 1980-х гг. Как известно, Северная Корея на протяжении долгого времени имеет энергетический дефицит, который приводит к сдерживанию экономического развития страны и роста уровня жизни населения. Это происходит потому, что энергетика КНДР основывается на местных углях и гидроресурсах. Из-за нехватки энергоресурсов качество энергии остается крайне низким, отмечается нестабильное напряжение и частота тока. Вследствие этого КНДР, испытывающая острый недостаток энергоносителей, рассматривала варианты получения доступа к советскому, а затем российскому углеводородному сырью.

В свою очередь, Южная Корея заинтересована в решении энергопроблемы в КНДР. Такая заинтересованность обусловлена тем, что Республика Корея также нуждается в получении российских энергоресурсов [9]. В Южной Корее нет собственных запасов, зато темпы роста энергопотребления одни из самых высоких в мире [8]. Поставка электроэнергии позволила бы также уменьшить расходы Республики Кореи на импорт энергоносителей, например угля, на который приходится большая часть эмиссий «парниковых газов». Можно добавить, что цена на российский природный газ в несколько раз дешевле импортируемого в Корею из других мест. А именно этот проект позволил бы сократить расходы на транспортировку газа, которая на данный момент осуществляется по морю, как минимум на 1/3. Так, например, Южная Корея могла бы закупать сырье по ценам на 18-29% ниже нынешних [12].

Говоря о региональной безопасности, такое сотрудничество определенно способствовало бы сближению обеих Корей и ослаблению напряжения между ними. Если бы прямой диалог между Югом и Севером относительно транзита российского газа через территорию КНДР был установлен, то существовала бы возможность разработки новых планов сотрудничества. Например, КНДР могла бы получать часть платы в виде газа, а Республика Корея способствовала бы строительству газоперерабатывающих сооружений на севере.

Несмотря на все преимущества, проект газопровода остается незавершённым по ряду причин, основной из которых является отсутствие нормативно-правовой базы, а именно: между Россией и Северной Кореей нет соглашения о сотрудничестве в газовой сфере [12]. Также приостанавливают осуществление проекта нестабильные отношения между Южной Кореей и КНДР. Южнокорейская сторона считает, что на данном этапе риски велики для всех сторон, особенно для самой Республики Кореи. Такая позиция обусловлена тем, что отношения между севером и югом политически неустойчивы и их ухудшение может произойти в любой момент. Республика Корея опасается, что конфликтная ситуация может спровоцировать Северную Корею на перекрытие газопровода, а также регулирование поступления газа без согласования с другими сторонами. Некоторые западные эксперты считают, что строительство газопровода совместно с Северной Кореей является весьма рискованным, аргументируя это тем, что КНДР не имеет достаточного опыта в сфере международных отношений.

В пример можно привести ряд двухсторонних консультаций между Россией, КНДР и Южной Кореей в 2011 г. В процессе переговоров каждая сторона отстаивала свои интересы в более выгодных позициях, что не позволило сторонам прийти к общему знаменателю. Более того, Северная Корея запросила за транспортировку газа через свою территорию цену выше, чем обычная на мировом рынке [4].

Тем не менее, со стороны России с 2010-х гг. предпринимаются попытки содействовать решению проблем на Корейском полуострове и улучшить партнерские отношения. Так, например, Россия в 2012 г. простила Северной Кореи долг в размере 10 млрд долл., предполагая, что это ускорит процесс реализации проекта. [13]. В 2011 г. состоялось подписание «дорожной карты», которая фиксирует план мероприятий для строительства трубопровода в порядке их приоритетности.

В течение нескольких лет страны принимали представителей государств-партнеров, для того чтобы с помощью переговоров перейти на новый этап развития

в вопросе строительства газопровода. Тем не менее, процесс остается инертным по причине того, что представители России и Южной Кореи не могут прийти к общему компромиссу с КНДР.

Основные проблемы связаны с политической позицией Северной Кореи, а именно: политика Кореи явно не направлена на международное сотрудничество и не является гибкой в вопросах компромиссов [1]. КНДР озвучила цену: 300-500 млн долларов в год за транзит газа, что в два-три раза выше, чем действующие международные тарифы. Например, при транзите российского газа через Украину в Европу тариф для России 2 доллара за тысячу кубометров на один километр трубопровода. Если считать по этому тарифу, то Северная Корея получала бы от Российской стороны за транзит газа по своей территории 150 млн долл. Таким образом, условия северокорейской стороны не выгодны для России. Ситуацию усложняет и тот факт, что Республика Корея даст свое согласие лишь в том случае, если Россия будет нести ответственность за надежность и бесперебойность газовых поставок.

Решить вышеперечисленные проблемы можно только в рамках расширения и развития различных форм энергетического сотрудничества: например, сотрудничество в области гидроэнергетики, развитие совместной отрасли энергетического машиностроения (в котором Россия обладает достаточно большим опытом); усиление финансовых и институциональных механизмов энергетического сотрудничества на Корейском полуострове и т.д. Россия как ведущий мировой экспортер продукции в данной отрасли и ближайший сосед указанных государств Северо-Восточной Азии способна решать энергетические проблемы в условиях стабильности и партнерского сотрудничества [7].

В целом реализация энергетических проектов на Корейском полуострове будет способствовать созданию новых логистических коммуникаций, например, соединение Транссибирской и Транскорейской железных дорог; электрификации региона; обмену различными ресурсами между тремя государствами. Немаловажен и тот факт, что объединение этих стран укрепит безопасность в Северо-Восточной Азии и способствует снижению напряженности в пограничном регионе.

Если предположить, что Вашингтон будет стремиться к ограничению региональных возможностей России по укреплению своей экономики, а российско-китайские отношения стратегического взаимодействия и партнерства продолжат свое развитие, стимулирование энергетического диалога на Корейском полуострове - еще один важный фактор для поддержания безопасности и стратегического равновесия в регионе. Кроме того, Россия сможет укрепить свои позиции на международной арене в рамках АТР, оказывать поступательное воздействие на обстановку в Северо-Восточной Азии и выйти на перспективный энергетический рынок Азиатско-Тихоокеанского региона.

1. Габуев А. Гарантией станет заинтересованность Пхеньяна и Сеула в успехе проекта. URL: https://www.kommersant.ru/doc/1827381 (дата обращения 04.04.2017).

2. Голобоков А.С. Энергетическое сотрудничество России и Китая и роль в нем многосторонних неправительственных механизмов // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-1. С. 316.

3. Заявления КНДР вызывают обеспокоенность США. Обозрение последних событий. URL: https://www.first-americans.spb.ru/zayavleniya-kndr-vyzyvayut-obespokoen-nost-ssha/ (дата обращения 06.04.2017).

4. Кокарев К.А. Внешняя политика России и российско-корейские отношения. Аналитика. URL: https://riss.ru/analitycs/9369/ (дата обращения 02.04.2017).

5. Лексютина Я.В.. Соперничество Китая в XXI веке. URL: http://www.webeconomy.ru/ index.php?newsid=2598&page=cat&type=news (дата обращения 28.03.2017).

6. Ли Син, Ван Чэнсин Стратегия энергетической безопасности Китая В Центральной Азии // Сравнительная политика. 2013. № 2 (12). С. 50-59

7. Резниченко О.А. Проблемы энергетической безопасности России в Азиатско -Тихоокеанском регионе. URL: http://ifl.dvfu.ra/files/Научные%20конференции/Угрозы%20 безопасности%20в%20АТР^ (дата обращения 15.04.2017).

8. Стеклов М.М. Перспективы сотрудничества России и Южной Кореи в решении энергетической проблемы КНДР. URL: file:///C:/Users/Aser1/Desktop/статья/perspektivy-sotrudnichestva-rossii-i-yuzhnoy-korei-v-reshenii-energeticheskoy-problemy-kndr.pdf (дата обращения 16.03.2017).

9. Стеклов М.М. Современные проблемы развития топливно-энергетического комплекса Южной Кореи. URL: http://disser.ucoz.ru/_ld/0/5_avtoref_steklov.doc (дата обращения 03.04.2017).

10. Энергетические дисбалансы Северной и Южной Кореи и возможности международного энергетического сотрудничества: сб. стат. URL: http://elibrary.ru/item. asp?id=25696195 (дата обращения 15.03.2017).

11. Толорая г.Д. Россия и проблемы Корейского полуострова на современном этапе. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rossiya-i-problemy-koreyskogo-poluostrova-na-sovremennom-etape (дата обращения 20.03.2017).

12. Кан Х.С. Газопровод из России в Южную Корею: значение для российской экономики и политики. URL: http://www.amgpgu.ru/upload/iblock/e2b/kankhesyn_gazoprovod_ iz_rossii_v_yuzhnuyu_koreyu_znachenie_dlya_rossiyskoy_ekonomiki_i_politiki.pdf (дата обращения 21.03.2017).

13. Haggard S. «More on the pipeline // North Korea Witness to Transformation». URL: https://piie.com/blogs/north-korea-witness-transformation/more-pipeline (дата обращения 06.04.2017).

14. Kuhrt N.C. Russia and Asia-Pacific: From 'Competing' to 'Complementary' Regionalisms // Political Studies Association. 2014. Vol. 34. Issue 2. P. 138-148.

Транслитерация

1. Gabuev A. Garantiei stanet zainteresovannost' Pkhen'yana i Seula v uspekhe proekta. URL: https://www.kommersant.ru/doc/1827381 (data obrashcheniya 04.04.2017).

2. Golobokov A.S. Energeticheskoe sotrudnichestvo Rossii i Kitaya i rol' v nem mnogostoronnikh nepravitel'stvennykh mekhanizmov, Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2015, No 2-1, p. 316

3. Zayavleniya KNDR vyzyvayut obespokoennost' SShA. Obozrenie poslednikh sobytii. URL: https://www.first-americans.spb.ru/zayavleniya-kndr-vyzyvayut-obespokoennost-ssha/ (data obrashcheniya 06.04.2017).

4. Kokarev K.A. Vneshnyaya politika Rossii i rossiisko-koreiskie otnosheniya. Analitika. URL: https://riss.ru/analitycs/9369/ (data obrashcheniya 02.04.2017).

5. Leksyutina Ya.V.. Sopernichestvo Kitaya v XXI veke. URL: http://www.webeconomy.ru/ index.php?newsid=2598&page=cat&type=news (data obrashcheniya 28.03.2017).

6. Li Sin, Van Chensin Strategiya energeticheskoi bezopasnosti Kitaya v Tsentral'noi Azii, Cravnitel'naya politika, 2013, No 2 (12), pp. 50-59

7. Reznichenko O.A. Problemy energeticheskoi bezopasnosti Rossii v Aziatsko-Tikhookeanskom regione. URL: Ы1р://Ш^Ш.гаШ^/Научные%20конференции/ Угрозы%20безопасности%20в%20АТР^ (data obrashcheniya 15.04.2017).

8. Steklov M.M. Perspektivy sotrudnichestva Rossii i Yuzhnoi Korei v reshenii energeticheskoi problemy KNDR. URL: file:///C:/Users/Aser1/Desktop/stat'ya/ perspektivy-sotrudnichestva-rossii-i-yuzhnoy-korei-v-reshenii-energeticheskoy-problemy-kndr.pdf (data obrashcheniya 16.03.2017).

9. Steklov M.M. Sovremennye problemy razvitiya toplivno-energeticheskogo kompleksa Yuzhnoi Korei. [Elektronnyi resurs]. URL: http://disser.ucoz.ru/_ld/0/5_avtoref_steklov. doc (data obrashcheniya 03.04.2017)

10. Energeticheskie disbalansy Severnoi i Yuzhnoi Korei i vozmozhnosti mezhdunarodnogo energeticheskogo sotrudnichestva: sbor. stat. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=25696195 (data obrashcheniya 15.03.2017).

11. Toloraya G.D. Rossiya i problemy Koreiskogo poluostrova na sovremennom etape. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rossiya-i-problemy-koreyskogo-poluostrova-na-sovremennom-etape (data obrashcheniya 20.03.2017).

12. Kan Kh.S. Gazoprovod iz Rossii v Yuzhnuyu Koreyu: znachenie dlya rossiiskoi ekonomiki i politiki. URL: http://www.amgpgu.ru/upload/iblock/e2b/kankhesyn_gazoprovod_iz_ rossii_v_yuzhnuyu_koreyu_znachenie_dlya_rossiyskoy_ekonomiki_i_politiki.pdf (data obrashcheniya 21.03.2017).

13. Haggard S. More on the pipeline // North Korea Witness to Transformation. URL: https:// piie.com/blogs/north-korea-witness-transformation/more-pipeline (дата обращения: 06.04.2017).

14. Kuhrt N.C. Russia and Asia-Pacific: From 'Competing' to 'Complementary' Regionalisms, Political Studies Association, 2014, vol. 34, issue 2, Pp. 138-148.

© А.С. Голобоков, 2017 © В.И. Сергеева, 2017 © П.А. Пономарева, 2017

Для цитирования: Голобоков А.С., Сергеева В.И., Пономарева П.А. Проблемы энергетического сотрудничества на Корейском полуострове в условиях угроз региональной безопасности // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2017. Т. 9, № 3. С. 137-143.

For citation: Golobokov A.S., Sergeeva V.I., Ponomareva P.A. Problems of energy cooperation on Korean peninsula in terms of regional security threats, ne Territory of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University of Economics and Service, 2017, Vol. 9, No 3, pp. 137-143.

DOI dx.doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2017-3/137-143

Дата поступления: 29.05.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.