Научная статья на тему 'Инициатива Президента Республика Корея Пак Кынхе и проблема институционализации сотрудничества в сфере безопасности в Северо-Восточной Азии'

Инициатива Президента Республика Корея Пак Кынхе и проблема институционализации сотрудничества в сфере безопасности в Северо-Восточной Азии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
349
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТЫ В СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ / СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ В СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ / ИНИЦИАТИВА ПО УКРЕПЛЕНИЮ МИРА И СОТРУДНИЧЕСТВА В СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ / ПОЛИТИКА США В АТР / ПОЛИТИКА РФ В АТР / CONFLICTS IN NORTHEAST ASIA / SECURITY SYSTEM IN NORTHEAST ASIA / NORTHEAST ASIA PEACE AND COOPERATION INITIATIVE / U.S. POLICY TOWARDS ASIA-PACIFIC REGION / RUSSIAN POLICY TOWARDS ASIA-PACIFIC REGION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ланцова Ирина Сергеевна

В статье рассматривается проблема формирования системы региональной безопасности в Восточной Азии. Указывается, что уровень конфликтогенности в регионе достаточно высок. Серьезным вызовом безопасности является разделение Корейского полуострова и разделение Китайской Народной Республики и Тайваня. Ситуацию осложняют территориальные споры между Китайской Народной Республикой и Японией, Японией и Республикой Корея, Республикой Корея и КНР. При этом эффективный диалоговый механизм в военно-политической сфере отсутствует. В качестве возможного механизма обеспечения региональной безопасности рассматривается новая Инициатива по укреплению мира и сотрудничества в Северо-Восточной Азии, выдвинутая президентом Республики Корея Пак Кынхе. В статье показаны основные цели и задачи данной Инициативы, определяются основные сферы взаимодействия в рамках обеспечения мягкой безопасности в регионе. Одной из задач этой Инициативы является вовлечение Корейской Народно-Демократической Республики во взаимодействие с другими странами региона в таких сферах как обеспечение продовольственной безопасности, борьба с последствиями стихийных бедствий, энергетическая безопасность. Определяются перспективы реализации представленное Инициативы в рамках усиливающейся конкуренции между США, КНР и, в меньшей степени, Россией за лидерство в Восточной Азии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROPOSAL OF PARK GUEN-HYE, PRESIDENT OF THE REPUBLIC OF KOREA, AND ITS CONTRIBUTION TO INSTITUTIONALISATION OF SECURITY COOPERATION IN NORTHEAST ASIA

The article discusses formation of the regional security system in East Asia. It concludes that it is a conflict-prone region. An important security challenge is the division of the Korean Peninsula and between the Chinese People's Republic and Taiwan. Territorial disputes between the Chinese People's Republic and Japan, between Japan and Republic of Korea, and between the Chinese People's Republic and Republic of Korea make the situation even more complicated. There are no effective institutions able to facilitate military or political dialogue in the region. The article discusses the Northeast Asia Peace and Cooperation Initiative, proposed recently by Park Guen-hye, President of the Republic of Korea, as an attempt to build such an institution. The article evaluates on aims and means of the Initiative, as well as on areas of its application to regional soft security issues. One of the most important tasks of the Initiative is to involve the Korean People's Democratic Republic in cooperation with other countries of the regions in such fields as food security, natural disaster prevention, and energy security. It evaluates on the prospects of fulfillment of the Initiative in the situation, when the United State of America, the Chinese People's Republic, and, to lesser extent, the Russian Federation, are competing for leadership in East Asia.

Текст научной работы на тему «Инициатива Президента Республика Корея Пак Кынхе и проблема институционализации сотрудничества в сфере безопасности в Северо-Восточной Азии»

УДК 327.51; 327.57

ИНИЦИАТИВА ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ ПАК КЫНХЕ И ПРОБЛЕМА ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ В СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ

© 2015

И.С. Ланцова, кандидат политических наук, доцент кафедры американских исследований

Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург (Россия)

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования системы региональной безопасности в Восточной Азии. Указывается, что уровень конфликтогенности в регионе достаточно высок. Серьезным вызовом безопасности является разделение Корейского полуострова и разделение Китайской Народной Республики и Тайваня. Ситуацию осложняют территориальные споры между Китайской Народной Республикой и Японией, Японией и Республикой Корея, Республикой Корея и КНР. При этом эффективный диалоговый механизм в военно-политической сфере отсутствует. В качестве возможного механизма обеспечения региональной безопасности рассматривается новая Инициатива по укреплению мира и сотрудничества в Северо-Восточной Азии, выдвинутая президентом Республики Корея Пак Кынхе. В статье показаны основные цели и задачи данной Инициативы, определяются основные сферы взаимодействия в рамках обеспечения мягкой безопасности в регионе. Одной из задач этой Инициативы является вовлечение Корейской Народно-Демократической Республики во взаимодействие с другими странами региона в таких сферах как обеспечение продовольственной безопасности, борьба с последствиями стихийных бедствий, энергетическая безопасность. Определяются перспективы реализации представленное Инициативы в рамках усиливающейся конкуренции между США, КНР и, в меньшей степени, - Россией за лидерство в Восточной Азии.

Ключевые слова: конфликты в Северо-Восточной Азии, система безопасности в Северо-Восточной Азии, Инициатива по укреплению мира и сотрудничества в Северо-Восточной Азии, политика США в АТР, политика РФ в АТР.

В последние годы все чаще говорят о так называемом «азиатском парадоксе», под которым понимается укрепление экономической взаимозависимости в регионе при заметном отставании сотрудничества в области политики и безопасности. Действительно, в настоящее время Азиатско-Тихоокеанский регион характеризуется динамичным развитием интеграционных процессов и расширением экономического взаимодействия. Растет число региональных торговых соглашений, подписанных на двусторонней или многосторонней основе. Наибольшей популярностью пользуются двусторонние или многосторонние связи, основанные на соглашениях о создании зон свободной торговли. В 2000 г. число таких соглашений достигало 53, в настоящее время оно выросло до 250, причем более ста из них являются действующими [1].

На этом фоне особенно заметны «провалы» в сфере военно-политического партнерства, в сфере создания региональных блоков безопасности. И это не тенденция последних десятилетий. В годы холодной войны попытки сформировать региональные военно-политические блоки также чаще всего заканчивались провалом. Начиная с конца 40-х гг. ХХ в. Соединенные Штаты в целях реализации курса на «сдерживание коммунизма» стремились установить в регионе систему военно-политических блоков и двусторонних союзов. И если двусторонние соглашения об обеспечении безопасности с Японией Южной Кореей, Тайванем, Таиландом, Филиппинами, Южным Вьетнамом продемонстрировали свою эффективность, то военно-политические блоки (АЗПАК, СЕАТО, СЕНТО) оставались малоэффективными и неустойчивыми. Более того, план по созданию Организации Азиатско-Тихоокеанского договора (Pacific Asian Treaty Organization, РАТО, по замыслу двойник НАТО в Азии) так и остался нереализованным.

Возникает вопрос: почему в данном регионе попытки выстроить военно-политические союзы чаще всего оканчиваются неудачей? Почему именно отношения на двусторонней основе остаются наиболее эффективными? Нам представляется, что в основе этого лежат два фактора [2]. Первый фактор - цивилизационный. Вплоть до середины XIX в. международные отношения в Восточной Азии складывались по схеме вассал-сюзерен. Срединная империя (Китай) и остальные страны региона были связаны системой двусторонних договоров, по которым все иноземные правители рассматривались в качестве слуг китайского императора. Совершенно иная картина складывалась в Европе - коалиции, союзы,

блоки - непременный атрибут европейской внешней политики на протяжении веков. Таким образом, исторически международные отношения в Восточной Азии строились именно на двусторонней основе, блоки и союзы - это европейская традиция, привнесенная в Восточную Азию за последние шестьдесят лет.

Второй фактор - историко-политический. Большинство государств этого региона долгое время находились в колониальной или полуколониальной зависимости от европейцев и обрели суверенитет около пятидесяти лет назад. Зачастую новые государства создавались метрополиями без учета исторически сложившихся общностей, а границы проводились в зависимости от политической и военной конъюнктуры. Отголоски такого разделения проявляются до сих пор во взаимных территориальных претензиях. Кроме того, в годы холодной войны некоторые государства Восточной Азии принадлежали к разным полюсам биполярной системы, и, несмотря на ее распад, до настоящего времени в их отношениях присутствует определенная степень недоверия.

Наиболее успешным проектом в рамках формирования механизма политического диалога в Восточной Азии стал Региональный форум АСЕАН (АРФ). Он был создан в 1994 г., его основная цель - диалог стран-участниц по вопросам безопасности, координация деятельности в области борьбы с терроризмом, установление доверительной атмосферы в регионе. Деятельность АРФ осуществляется по двум «дорожкам» (Two Tracks): по межправительственной линии (Track 1) и на неофициальном уровне (Track 2) [3]. В рамках Track 2 действует созданный в 1993 г. Азиатско-Тихоокеанский совет сотрудничества по безопасности. Это региональный неправительственный форум, площадка для диалога и обмена мнениями экспертов стран-участниц [4]. Фактически, в настоящее время АРФ представляет собой наиболее эффективный механизм для обсуждения вопросов безопасности в Восточной Азии.

В 2003 г. был запущен механизм шестисторонних переговоров по северокорейской ядерной проблеме. Существовало мнение, что в дальнейшем на их основе в Восточной Азии могла бы быть выстроена региональная система безопасности. Такое предложение, например, выдвинул премьер-министр Австралии Кевин Радд в марте 2008 г. во время своего визита в Соединенные Штаты. Он заявил, что будет приветствовать любые попытки США, Китая, Японии и других стран превратить шестисторонние переговоры в более широкий механизм

обеспечения безопасности в регионе, в дальнейшем к этому механизму могли бы примкнуть и другие региональные государства [5, с. 34]. Подобные предложения выдвигались и южнокорейской стороной, например в статье, опубликованной в журнале «Россия в глобальной политике» южнокорейский профессор Хон Вансок пишет о возможности преобразования шестисторонних переговоров в региональную систему безопасности [6]. Однако с 2008 г. этот механизм фактически перестал действовать, так как КНДР вышла из шестисторонних переговоров. С каждым годом надежды на возобновление диалога в данном формате тают. Еще более призрачной кажется возможность формирования механизма обеспечения безопасности в Восточной Азии на основе шестисторонних переговоров [7, с. 216-217].

Вместе с тем, Республика Корея уже на протяжении долгого времени пытается инициировать создание региональной системы безопасности. Военно-политическая нестабильность на Корейском полуострове заставляет искать пути ее преодоления, одним из них мог бы быть региональный механизм, который способствовал бы поддержанию мирного процесса между Севером и Югом. Еще президент Ро Дэу в своем выступлении перед Генеральной ассамблеей ООН в 1988 г. говорил о том, что для долгосрочного мира в регионе необходимо основать «Миротворческий комитет стран СВА» с участием США, СССР, Китая, Японии, РК и КНДР [8]. Президент Ким Ёнсам активно поддерживал создание Диалога по сотрудничеству стран СВА (The North-East Asia Cooperation Dialogue, NEACD). Этот неофициальный многосторонний форум действует с 1993 г., в его рамках представители министерств иностранных дел, оборонных ведомств, а также ученые из США, России, Китая, Японии, Южной и Северной Кореи встречаются для обсуждения вопросов безопасности в регионе [9]. К выстраиванию коллективной системы международной безопасности в Северо-Восточной Азии стремились южнокорейские президенты Ким Дэчжун, Но Мухён, Ли Мёнбак.

С 2013 г. предпринимается очередная попытка сформировать в Северо-Восточной Азии площадку для обсуждения вопросов безопасности. Инициатором данного процесса стала Республика Корея, что обусловлено амбициозным внешнеполитическим проектом: Евразийской инициативой, выдвинутой избранной в 2013 г. президентом Пак Кынхе. В основе этого амбициозного проекта - «Экспресс Шелкового пути (SRX)», курсирующий между Южной Кореей (г. Пусан), Северной Кореей, Россией, Китаем, Центральной Азией и Европой, а также реализация масштабных энергетических проектов. Таким образом, Евразия должна стать единым континентом благодаря транспортно-логисти-ческим и энергетическим проектам, а также креативным континентом благодаря использованию новых технологий и взаимопроникновению культур. Конечно, это возможно только при условии стабилизации ситуации на Корейском полуострове, в идеале - его денуклеариза-ции, а также осуществления политики доверия в СевероВосточной Азии (Trustpolitik) [10].

Значительное число тлеющих конфликтов в СевероВосточной Азии - одно из препятствий на пути осуществления данного проекта. Помимо проблем разделения Корейского полуострова, КНР и Тайваня существует также проблема территориальных споров. Это и конфликт между Японией и Республикой Корея по поводу архипелага Токто/Такэсима [11], и спор между Китаем и Японией о принадлежности Сэнкаку/Дяоюйдао [12], и разногласия между КНР и Южной Кореей по поводу подводной скалы Иодо [13]. Ситуация осложняется высоким уровнем националистических настроений во всех трех странах, что зачастую ведет к эскалации конфликтов, как это уже бывало в 2012 и 2013 гг. [14]. Еще одна причина серьезных разногласий в регионе - историческая память о военных преступлениях Японии. Китай

и государства Корейского полуострова полагают, что Япония недостаточно раскаялась в совершенных злодеяниях, в то время как японская сторона считает, что в полной мере принесла извинения.

Помимо внутрирегиональных конфликтов, существуют и новые вызовы, которые несут угрозу шаткой стабильности в Северо-Восточной Азии. Это такие транснациональные угрозы, как терроризм, наркотрафик, экологические и техногенные катастрофы, эпидемии, киберпреступность. Достаточно вспомнить события недавнего прошлого: авария на Фукусиме в марте 2011 г., ежегодные желтые пыльные бури из Китая, эпидемия коронавируса в Республике Корея в 2015 г. Только скоординированные действия всех стран региона могут помочь наиболее эффективно бороться с последствиями данных угроз, в идеале - предотвращать их. Отсутствие единого центра для координации действий, а также наличие большого числа взаимных претензий тормозят данный процесс.

Очевидно, что в условиях повышенного уровня кон-фликтогенности, характерного для Северо-Восточной Азии на современном этапе, политика доверия может стать лишь очередным политическим лозунгом. Поэтому для претворения в жизнь идеи политики доверия и была выдвинута Инициатива по укреплению мира и сотрудничества в Северо-Восточной Азии (the Northeast Asia Peace and Security Cooperation Initiative, NAPCI). Данная инициатива предполагает создание механизмов для обсуждения и взаимодействия в области как «мягкой» безопасности (энергобезопасность, киберпространство, защита окружающей среды, здравоохранение и т.д.), так и традиционной (прежде всего, это денуклеаризация Корейского полуострова, а также урегулирование территориальных споров) [15]. В декабре 2014 г., выступая на Конференции по мировой политике (World Policy) в Сеуле, президент Пак Кынхе заявила, что выдвигаемая Инициатива подразумевает создание нового порядка мира и примирения путем превращения структуры недоверия и противостояния в регионе в структуру доверия и сотрудничества. Реализация взаимодействия в конкретных сферах, таких как ядерная безопасность, изменение климата, ликвидация последствий стихийных бедствий, энергобезопасность позволит приобрести опыт многостороннего сотрудничества, как это было в Европе [16, c. 94-96].

В качестве образца для подражания корейские эксперты называют Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Хельсинский заключительный акт 1975 г., а также ряд документов, принятых позднее в рамках СБСЕ, позволили создать многосторонний механизм переговоров и консультаций, столь необходимый в условиях холодной войны. Подобный механизм мог бы существенно снизить напряженность в Северо-Восточной Азии, где уровень скрытой конфронтации очень высок.

Основные принципы данной Инициативы включают преодоление азиатского парадокса, стремление к миру и процветанию, формирование в Восточной Азии международного порядка, основанного на либеральных ценностях, а также создание совместного видения будущего восточноазиатского сообщества. В качестве основополагающей цели заявлено поэтапное формирование механизма сотрудничества, основанного на многостороннем диалоге. В будущем данный механизм может быть трансформирован в общерегиональную ценность.

Выдвинутая Инициатива - это прежде всего процесс, основанный на диалоге и продвижении культуры мирного сосуществования и сотрудничества. Создание такой культуры в регионе - еще одна долгосрочная цель проекта. Краткосрочная цель - получение поддержки стран-участниц на высшем уровне (министерские переговоры), а также принятие деклараций о намерениях. В рамках Инициативы предполагается осуществлять сотрудничество на многомерной и многоуровневой ос-

нове, как на уровне правительств сран-участниц, так и в рамках гражданского общества. Региональные неправительственные организации могут внести существенный вклад в формирование культуры диалога в СевероВосточной Азии.

Предполагается участие всех стран региона СевероВосточной Азии: двух Корей, Китая, Японии, Монголии, а также России и США. Привлекаются другие участники: страны АСЕАН, ЕС, а также такие организации как НАТО, ОБСЕ. В рамках Инициативы приветствуется сотрудничество с различными региональными организациями, такими как АРФ, ВАС (Восточноазиатский саммит), Трехстороннее сотрудничество КНР, РК и Японии, АСЕАН плюс три, АТЭС. Инициатива ни в коей мере не составляет конкуренцию уже существующим механизмам взаимодействия в регионе. Предполагается, что она может дополнить их, придать им новое звучание, стать связующим элементом.

Особенность данного механизма состоит в том, что обсуждение должно начинаться с наименее «болезненных» вопросов, в решении которых заинтересованы все участники. Одним из наиболее перспективных направлений могла бы стать проблема энергетической безопасности. Также весьма актуально решение общих экологических проблем, сотрудничество по вопросам здравоохранения и борьбы с распространением инфекционных заболеваний. Предполагается, что страны-участницы будут сами выбирать приоритетные направления для сотрудничества. Например, Россия и Монголия могли бы внести существенный вклад в обсуждение вопросов энергетики, в то время как Южная Корея могла бы возглавить борьбу с киберпреступностью. Огромный опыт Японии в области экологической безопасности возможно было бы использовать для координации деятельности на уровне всего региона. Результативная совместная деятельность в рамках решения проблем «мягкой» безопасности позволила бы создать атмосферу доверия в регионе. В дальнейшем это будет способствовать эффективному обсуждению более острых тем, связанных с традиционными угрозами безопасности.

Одна из задач выдвинутой Инициативы - вовлечение в диалог КНДР. Следует понимать, что это ни в коем случае не замена шестисторонних переговоров. Предполагается, что КНДР может использовать механизм, предлагаемый Инициативой, для решения отдельных внутренних проблем, например в сфере здравоохранения или в рамках борьбы с последствиями стихийных бедствий. Поэтапное вовлечение Северной Кореи во взаимодействие с другими странами региона будет способствовать снятию напряженности на Корейском полуострове. И лишь после этого могут обсуждаться вопросы, связанные с ядерной безопасностью - сначала на региональном уровне, а затем уже и на уровне Корейского полуострова. Возможно, именно Инициатива даст возможность осуществить перезагрузку шестисторонних переговоров и приведет к их возобновлению.

Выдвинутая Инициатива направлена на преодоление факторов, о которых было сказано выше. Совместная результативная деятельность по предотвращению угроз региональной безопасности, будь то борьба с инфекционными заболеваниями или противодействие кибертер-роризму, поможет создать новый опыт взаимодействия государств Северо-Восточной Азии. Сотрудничество на многосторонней основе и создание культуры диалога даст возможность снизить влияние цивилизационного фактора. Популярность националистических лозунгов, их активное использование в риторике политических лидеров и Китая, и Японии, и РК, и КНДР едва ли будут способствовать снижению значимости второго, истори-ко-политического фактора.

В последнее время наблюдаются некоторые робкие шаги в строну нормализации ситуации в регионе. Так, осенью 2015 г., после трехлетнего перерыва, в Сеуле состоялся Саммит высших должностных лиц КНР, РК и

Японии, проходящий в рамках Трехстороннего сотрудничества. В ходе его была принята Совместная декларация, четвертый пункт которой касается Инициативы Пак Кынхе. Указано, что лидеры трех стран одобряют данный проект и будут всячески способствовать его развитию [17]. В этот же период состоялась вторая межправительственная встреча в рамках Инициативы, в которой приняли участие представители РК, США, КНР, России, Монголии, Японии.

Вполне вероятно, что предложенная Инициатива могла бы стать действенным механизмом для обсуждения вопросов безопасности в Северо-Восточной Азии, однако существует еще один, относительно новый фактор, который может оказать негативное влияние на эффективность данного начинания. Это усиливающаяся конкуренция между КНР и США за лидерство как на региональном, так и на глобальном уровнях. При этом экономическая взаимозависимость этих стран также возрастает. В 2012 г. США заявили о новой внешнеполитической стратегии - повороте к Восточной Азии (pivot to East Asia), таким образом АТР был объявлен приоритетным регионом. Одним из наиболее значимых достижений в рамках этой политики стало подписание в октябре 2015 г. Соглашения о Транстихоокеанском партнерстве (ТТП, The Trans-Pacific Partnership, TPP) [18]. Двенадцать стран АТР (США, Австралия, Вьетнам, Перу, Бруней, Сингапур, Чили, Новая Зеландия, Канада, Малайзия, Мексика и Япония) создадут крупнейшую зону свободной торговли в регионе. В настоящее время движущей силой и лидером данного проекта является США. ТТП может стать инструментом для экономического сдерживания КНР, многие специалисты говорят об антикитайской направленности данной организации.

В свою очередь, КНР стремится усилить свою экономическое и политическое присутствие в регионе. В качестве альтернативного экономического проекта предлагается Восточно-Азиатское экономическое сообщество (ВАЭС) [19]. Еще один глобальный проект - создание «Нового шелкового пути». Это и крупнейшая логистическая цепь, ведущая из Азии в Европу, и возможная зона свободной торговли [20]. Становится все более активной военная стратегия - одним из знаковых событий было введение КНР зоны опознавания ПВО в Восточно-Китайском море в 2013 г. Это вызвало сильное недовольство со стороны как США, так и РК и Японии [21]. Активизация Китая в территориальных спорах в Южно-Китайском море также указывает на то, что Пекин стремится защищать свои интересы, не боясь противостояния с конкурентами.

В 2014 г. серьезный разворот в сторону Восточной Азии произошел и во внешней политике России. О смещении внешнеполитических ориентиров на Дальний Восток говорилось еще в начале 2000-х гг. постепенно дисбаланс между европейским и азиатским векторами российской внешней политики выравнивался. События 2014 г., украинский кризис, присоединение Крымского полуострова, международные санкции, российские санкции - все это привело к том, что Восточная Азия действительно стала для России одним из наиболее важных регионов, как в экономической сфере, так и в политической. Настало время громкие заявления прошлых лет об азиатском веке России наполнить значимым содержимым . В этих условиях любая результативная деятельность - будь то возобновление шестисторонних переговоров и активное участие в них России, будь то логистические и энергетические проекты в рамках Евразийской Инициативы Пак Кынхе, будь то создание системы коллективной безопасности в Восточной Азии с возрастающей ролью в ней нашей страны - все это может действительно укрепить российские позиции в дальневосточном регионе.

Стремление США удержать лидерство в АТР, амбиции Китая на внешнеполитической арене, попытки России стать тихоокеанской державой не на словах, а на

деле - все это может привести к очень серьезным последствиям. Летом 2015 г. была опубликована Национальная военная стратегия США (The National Military Strategy of the United States of America 2015). В Стратегии указано, что КНР, КНДР и РФ - предполагаемые противники, в то время как Япония и Южная Корея - наиболее важные союзники [22]. Фактически, Восточная Азия делится на два лагеря. К территориальным и историческим спорам, характерным для данного региона в последние два десятилетия, добавляется конфронтация более глобального масштаба, связанная с борьбой за сферы влияния между США, КНР и в меньшей степени Россией. В этих условиях наличие в регионе механизма, направленного на решение вопросов, связанных с проблемами безопасности, становится все более актуальным. Инициатива Пак Кынхе может привести к созданию такого механизма. Однако участники выдвинутой Инициативы уже разделяются на два лагеря. В этих условиях шансы на успех данной организации (да и любой другой) резко падают.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Regional Trade Agreements Information System (RTA-IS). WorldTradeOrganisation. -Электронныйресурс. - URL: http://rtais.wto.org/UI/PublicMaintainRTAHome. aspx. - (дата обращения 27.11.2015)

2. Ланцова И.С. Азиатско-Тихоокеанский регион в современной мировой политике // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Политология. Международные отношения. - 2006. - № 3. - С. 36-41.

3. Association of SouthEast Asian Nations. ASEAN Regional Forum - Электронный ресурс. - URL: http:// www.asean.org/communities/asean-political-security-community/category/asean-regional-forum. - (дата обращения 25.11.2015)

4. Российский национальный комитет // Азиатско-Тихоокеанский совет сотрудничества по безопасности. -Электронный ресурс. - URL: http://cscap-russia.fondedin. ru/ru. - (дата обращения 06.12.2015)

5. Rudd K. Australia, the United States and the Asia Pacific Region: Prime Minister Kevin Rudd's speech at the Brookings Institution // The Brookings Institution. -Электронный ресурс. - URL: http://www.brookings.edu/~/ media/events/2008/3/31%20australia/20080331_australia. -(дата обращения 27.11.2015)

6. Хонг Ван Сок. Россия как залог мира на Корейском полуострове. Взгляд из Сеула // Россия в глобальной политике. - 2013. - 20 мая. - Электронный ресурс. - URL: http://www.globalaffairs.ru/global-processes/Rossiya-kak-zalog-mira-na-Koreiskom-poluostrove-15976. - (дата обращения 27.11.2015)

7. Ланцова И.С. Государства Корейского полуострова в международных отношениях (конец XX - начало XXI вв.) / Науч. ред. Б.А. Ширяеа. - СПб.: СПбГУ, 2013. - 247 с.

8. Lewis P. South Korean Chief, at U.N., calls for World Talks and Unification // The New York Times. - 1988. -October 19. - Электронный ресурс. - URL: http://www. nytimes.com/1988/10/19/world/south-korean-chief-at-un-calls-for-world-talks-and-unification.html. - (дата обращения 27.11.2015)

9. The North-East Asia Cooperation Dialogue // University of California in San Diego, Institute on Global Conflict and Cooperation. - Электронный ресурс. - URL: http://igcc.ucsd.edu/research-and-programs/programs/ regional-issues/northeast-asia/northeast-asia-cooperation-dialogue.html. - (дата обращения 27.11.2015)

10. Ministry of Foreign Affairs of the Republic of Korea. EurAsia Initiative // Ministry of Foreign Affairs of the Republic of Korea. - Электронный ресурс. - URL: http:// www.mofa.go.kr/ENG/image/common/title/res/0707_eura-sia_bro.pdf (дата обращения 01.12.2015)

11. Ланцова И.С. Территориальный спор между Японией и Южной Кореей: история и современное со-

стояние // В обществе мысли: труды общеобразовательных структур высших учебных заваедений. Вып. 2 / сост. и ред. С.Э.Никулин. СПб.: МИЭП, 2008. С. 43-51.

12. Стрельцов Д.В. Япония: новая парадигма безопасности в свете обострения территориального спора с Китаем // Мировая экономика и международные отношения. - 2014. - № 1. - С. 53-62.

13. Кирьянов О. Пекин поссорился с Сеулом // Российская Газета. 25.09.2012.

14. Revere E.J.R. Whither Northeast Asia? Managing Tensions and Avoiding Conflict in a Troubled Region. Publication of the Centre for East Asia Policy Studies // The Brookings Institution. - Электронный ресурс. -URL: http://www.brookings.edu/~/media/research/files/ opinions/2013/12/02-managing-tensions-northeast-asia-revere/02-managing-tensions-northeast-asia-revere.pdf. -(дата обращения 27.11.2015)

15. Ministry of Foreign Affairs of the Republic of Korea. Northeast Asia Peace and Cooperation Initiative: Moving beyond the Asian Paradox towards Peace and Cooperation in Northeast Asia // Ministry of Foreign Affairs of the Republic of Korea. - Электронный ресурс. - URL: http://www. mofa.go.kr/ENG/North_Asia/res/eng.pdf. - (дата обращения 27.11.2015)

16. Park Geun Hye. Opening Speech at the World Policy Conference. - Seoul, Republic of Korea. - 2014. - December 8-10. - Электронный ресурс. - URL: http://www.worldpol-icyconference.com/wp-content/uploads/2015/05/WPC14_ report.pdf. - (дата обращения 27.11.2015)

17. Joint Declaration for Peace and Cooperation in Northeast Asia. Adopted at 6th Trilateral Summit. - Seoul, Republic of Korea. - 2015. - November 1. - Электронный ресурс. - URL: http://www.tcs-asia.org/dnb/board/view. php?board_name=2_1_1_news&view_id=339. - (дата обращения 27.11.2015)

18. The Trans-Pacific Partnership // Office of the United States Trade Representative. - Электронный ресурс. -URL: https://ustr.gov/tpp/. - (дата обращения 06.12.2015)

19. Ling Dequan. China-ASEAN relations bring bright future for East Asia // CCTV. - 2015. - November 25. - Электронный ресурс. - URL: http://english.cntv. cn/2015/11/25/ARTI1448445121426446.shtml. - (дата обращения 27.11.2015)

20. Tiezzi S. China's 'New Silk Road' Vision Revealed // The Diplomat. - 2014. - May 9. - Электронный ресурс. - URL: http://thediplomat.com/2014/05/chinas-new-silk-road-vision-revealed/. - (дата обращения 27.11.2015)

21. Кирьянов О. Новая зона идентификации ПВО КНР стали причиной масштабного конфликта // Российская Газета. - 2013. - 28 ноября. - Электронный ресурс. -URL: http://www.rg.ru/2013/11/28/pvo-site-anons.html. -(дата обращения 06.12.2015)

22. The National Military Strategy of the United States of America 2015. The United States Military's Contribution to National Security. - 2015. - June. - Электронный ресурс. - URL: http://www.jcs.mil/Portals/36/Documents/ Publications/2015_National_Military_Strategy.pdf. - (дата обращения 27.11.2015)

THE PROPOSAL OF PARK GUEN-HYE, PRESIDENT OF THE REPUBLIC OF KOREA, AND ITS CONTRIBUTION TO INSTITUTIONALISATION OF SECURITY COOPERATION IN NORTHEAST ASIA

© 2015

I.S. Lantsova, candidate of political sciences, Associate Professor, Department of American Studies

St. Petersburg State University, St. Petersburg (Russia)

Abstract: The article discusses formation of the regional security system in East Asia. It concludes that it is a conflict-prone region. An important security challenge is the division of the Korean Peninsula and between the Chinese People's Republic and Taiwan. Territorial disputes between the Chinese People's Republic and Japan, between Japan and Republic of Korea, and between the Chinese People's Republic and Republic of Korea make the situation even more complicated. There are no effective institutions able to facilitate military or political dialogue in the region. The article discusses the Northeast Asia Peace and Cooperation Initiative, proposed recently by Park Guen-hye, President of the Republic of Korea, as an attempt to build such an institution. The article evaluates on aims and means of the Initiative, as well as on areas of its application to regional soft security issues. One of the most important tasks of the Initiative is to involve the Korean People's Democratic Republic in cooperation with other countries of the regions in such fields as food security, natural disaster prevention, and energy security. It evaluates on the prospects of fulfillment of the Initiative in the situation, when the United State of America, the Chinese People's Republic, and, to lesser extent, the Russian Federation, are competing for leadership in East Asia.

Keywords: conflicts in Northeast Asia, security system in Northeast Asia, Northeast Asia Peace and Cooperation Initiative, U.S. policy towards Asia-Pacific Region, Russian policy towards Asia-Pacific Region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.