DOI: 10.12731/2218-7405-2013-9-22 УДК 327.56
ПЕРСПЕКТИВЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА КОРЕЙСКОМ ПОЛУОСТРОВЕ
Со Чжонхи
Северо-Восточная Азия является одной из самых спорных геополитических зон в мире. Страны в этом регионе имеют великую силу соперничества, высочайшей конкуренцией военного потенциала, и в то же время они имеют слишком высоки повышенную исторических разногласий, чтобы оставаться спокойным. К тому же после внезапной смерти Ким чен ира, молодой и малоизвестный Ким Чен Ын стал новым лидером Северной Кореи. В этих условиях Пак Кын хе была избрана 11-й президентом Южной Кореи в конце февраля 2013 года.
В данных обстоятельствах энергетический фактор может играть один разрешения роль при снижении напряжения на Корейском полуострове. Теперь время поговорить о сотрудничестве с Россией, которая играет важную роль в качестве энергоносителя и игрока шестисторонних переговоров. Россия очень важен для урегулирования энергетической безопасности и безопасности на Корейском полуострове в целом.
В данном докладе излагается стратегический подход, который должен позволить Южной Корее не только урегулировать вопрос многолетнего противостояния между двумя Кореями, но, что гораздо важнее, усилить сотрудничество с Россией в Северо-Восточной Азии за счет развития отношений, в частности, в сфере энергетики.
Ключевые слова: Южная Корея, Северная Корея, Росся, СевероВосточная Азия, Энергетика, Энергетическая Политика, Газопровод.
THE PROSPECTS OF ENERGY SAFETY ON THE KOREAN PENINSULA
Seo Jeonghee
Northeast Asia is one of the most disputable geopolitical areas in the world. The countries in this region are highly competitive in terms of their military potential. Furthermore, they have had a long history of controversy to remain tranquil. In addition, young and little-known Kim Jong-un has become a new leader of North Korea. Under these conditions, Park Geun-hye has been elected the 11th president of South Korea in February 2013.
Under these circumstances, the energy factor can contribute to easing tensions on the Korean Peninsula. Now it is the right time to discuss cooperation with Russia, which has a significant role as an energy carrier and a player of the six-sided negotiations. Russia is very important for settling the problem of energy safety and general safety in the Korean Peninsula.
This report is focused on a strategic approach that is supposed to allow South Korea both to settle the problem of multi-year confrontation between the two Koreas and, which is much more important, to increase cooperation with Russia in Northeast Asia due to development of relationships (in energy sector in particular).
Keywords: South Korea, North Korea, Russia, Northeast Asia, energetics, energy policy, gas pipeline.
Мы считаем, что от того какое решение будет достигнуто в вопросе восстановления и построения новых отношений между Южной Кореей и Северной Кореей, зависит очень многое в регионе.
Республики Корея, в настоящий момент, сталкивается с рядом серьезных угроз, в том числе растущей угрозой региональной безопасности и экономической неопределенности. Из этого следует, что Южная Корея нуждается в сильном и решительном политическом руководстве, которое
способно будет решать экстренные вопросы и сможет разработать реальный план по урегулированию вопроса в отношении Северной Кореи. Сеул должен проявить решительность в своих требованиях, и добиться взаимности и транспарентности со стороны Пхеньяна.
Северо-Восточная Азия уже сегодня является одним из самых оспариваемых в геополитическом плане регионов мира. Учитывая соперничество между великими державами, в распоряжении которых находится самая высокая концентрация военных сил и вооружения, сложившаяся за десятилетия напряженность на Корейском полуострове вряд ли будет благоприятно отражаться на состоянии всего региона Северо-восточной Азии [3].
В связи с этим, энергетика и энергетический вопрос может, в определённой степени, сыграть решающую роль в снижении напряженности на Корейском полуострове. В этом контексте следует вспомнить и о взаимодействии Республики Корея с Россией, которая является главным энергообладателем и играет весомую роль на шестисторонних переговорах, что позволяет ей вести процессы по регулированию энергетической безопасности и безопасности в целом.
Если обратиться к предвыборным обещаниям нового Президента, то Пак Гын Хе особенно подчеркивала необходимость создания основы энергоснабжения с помощью образования энергетических систем в СевероВосточной Азии, организовав специальную группу для управления этими программами. Более того, новый Президент изложила план, получивший название "Сеульский процесс", который должен способствовать построению «мира и сотрудничества в Северо-Восточной Азии" [10]. Также она обещала непрерывно продвигать строительство газопровода, который соединит Россию и Южную Корею через территорию Северной Кореи, а также стабилизировать поставки нефти за счет строительства так называемого «Центрального
Института Нефти», который должен будет открыться в Северо-Восточном регионе на восточном побережье Корейского полуострова.
Взаимодействие Южной и Северной Кореи по проблемам энергетической безопасности
На основании принципов политики «Солнечного тепла», начатой президентом Ким Дэ Чжун (1998-2003 гг.) и продолженной президентом Но Му Хён (2003-2008 гг.), наметилась положительная дикамика в развитии отношений между двумя странами, увеличилось количество контактов с правительством Пхеньяна. Соответственно продолжало осуществляться сотрудничество между Кореей и Россией. Во время пребывания на президентском посту Но Му Хёна, нормализировались отношения Северной Кореи и с Российской Федерацией, а влияние России в отношении Пхеньяна, заметно возросло. Правительство Но Му Хёна также заложило основу двухстороннего сотрудничества в области энергетических ресурсов, предусмотрев перевод положения о «сотрудничестве в области энергетики и природных ресурсов» в непосредственный «план действий».
Президент Ли Мён Бак (2008-2013 гг.) реализовал принципиальную новую политику. Ли Мён Бак заявил, что его политика по отношению к Северной Корее будет заметно отличаться от политики его предшественников. Хотя Ли Мён Бак пообещал поддерживать политику вовлечения Южной Кореи в мирный процесс, он указал на экономическую, гуманитарную и политическую выгоду для Северной Кореи в этом процессе, в обмен на денуклеаризацию Корейского полуострова [11].
Северная Корея жестко отреагировала на подобные изменения в политическом курсе Южной Кореи. Последовали обвинения в северокорейских провокациях, в том числе за смертельные атаки на Ёнпхендо и Чхонан в 2010 г., которые были охарактеризованы как "жесткая" политика. Тем не менее,
Южная Корея хотела бы добиться от Пхеньяна одного - соблюдения рада соглашений, подписанных правительством Северной Кореи.
Помимо этого, Ли Мён Бак и Дмитрий Медведев обсуждали вопрос об установке газопровода. Обе стороны выразили готовность совместно проложить газопровод протяженностью более 1000 км с первоначальным объемом в 10 млрд м3 в год из России через Северную Корею в Южную Корею. Безусловный факт, то что, проект поставки газа через северокорейскую территории является самым дешевым и в целом, в Сеуле полагают, что активное участие Северной Кореи в реализации данного проекта будет только способствовать улучшению политического климата между Севером и Югом, а также Россией.
Следую данному принципу, 23 июня 2009 г. южнокорейская компания «Kogas» и российский «Газпром» подписали соглашение о совместной разработке проекта поставок газа в Республику Корея. Однако реализация данного проекта была приостановлена из-за возможности очередного политического кризиса межкорейских отношений. С учетом вышесказанного, становится понятным, что задачи проекта реализуются с большим трудом, однако остаются актуальными с учётом долгосрочной перспективы.
Политика Президента Пак Гын Хе в отношении Северной Кореи
Во время президентской кампании Пак Гын Хе отмежевалась от политики Ли Мён Бака. Она критиковала предыдущую администрацию за выбор курса влияния на власти Северной Кореи за счет ограничения поставок гуманитарной помощи и чрезмерное давление на руководство страны. Для того чтобы трансформировать Корейский полуостров из зоны конфликта в зону доверия, Южная Корея должна проводить политику "trustpolitik" («политику доверия») [12], чтобы установить взаимовыгодные обязательна на основе глобальных норм. Это означает, что Южная Корея нацелена на сотрудничество с Северной
Кореей. Южная Корея надеется на решение вопроса безопасности по средствам межкорейского диалога, а также международной поддержки. «Политика доверия» -"trustpolitik," в своей основе носит принцип сохранения надежных партнерских отношений, а также культурный обмен между странами, что должно положительно влиять на политику Северной Кореи. В то же время, она «политика доверия» имеет и оборотную сторону. Южная Корея всегда готова ответить на провокации Севера соответствующими мерами, т.е. только в случае, если Пхеньян выполнит свои международные обязательства, южнокорейское правительство выполнит и свои мирные обещания.
На основе этой теории, Президент Пак Гын Хе предложила Пхеньяну поэтапный процесс укрепления доверия, который характеризуется условной выгодой и диалогом [13]. Если две страны смогут установить взаимное доверие, в частности в процессе денуклеаризации полуострова, только тогда Южная Корея окажет гуманитарную помощь Северной Корее, а также будет готова установить экономические, социальные и культурные отношения.
Однако план осуществления этой политики потребует определенной стратегии, поскольку Северная Корея является обладателем ядерного потенциала. Северная Корея уже проигнорировала резолюцию Совета Безопасности ООН и осуществила запуск ракеты дальнего радиуса действия в конце 2012 г., и провела четвертые по счету ядерне испытания в феврале 2013 г.
Ситуация в Северной Корее
Шестьдесят лет назад Северная Корея, единственный раз за историю двух государств, вступила в вооруженный конфликт с Южной Кореей. С того момента Северная Корея довольно успешно решала свои проблемы по средствам дипломатии, умело сохраняя крепкие дружественные отношения с Китаем и СССР, одновременно ведя непрерывное противостояние с США.
С появлением у власти последователей рода Ким - молодого лидера Ким Чен Ын в стране наметились определенные изменения, связанные, прежде всего, с изменением баланса внутриполитических сил, что может ускорить преобразование Северной Кореи. Однако изначальные ожидание того, что с приходом нового лидера в стране начнутся позитивные изменении, рыночные реформы, а курс политики примет демократическую направленность - не оправдались. Даже наоборот - Северная Корея решила продолжить «ракетно-ядерные игры» и объявила о переходе в "состояние военного времени". В начале мая 2013 г., были приведены в состояние боевой готовности две баллистические ракеты средней дальности "Мусудан", располагавшихся на Восточном побережье полуострова [2].
Что касается экономического положения современного Пхеньяна, учитывая сложившуюся ситуацию, то можно отметить, что доходы в иностранной валюте можно получить от черно-серых коммерческих операций. И это не потому, что у Ким Чен Ына нет политической воли и средств для проведения экономических реформ, а потому, что у руководства Северной Корей есть все основания опасаться того, что реформы, с большой долей вероятности, приведут к потере легитимности и политической нестабильности вокруг личности самого Ким Чен Ына. В результате таких экономических реформ станет возможным не экономическое развитие, а кризис и падение режима.
Северная Корея не начнет политическую реформу, так как она представляется для руководства Пхеньяна самой опасной. Однако отказ Пхеньяна от экономических реформ не сможет заморозить ситуацию в стране.
Политики президента Пак Гын Хе в отношении современной России
Широко применяется принцип того, что обеспечение мира и сотрудничества в Северо-Восточной Азии можно установить путем поощрения
усилий на построение устойчивого мира и развития региона. Для обеспечения безопасности в Северо-Восточной Азии, вероятно, будет сформирована новая администрация двух Корей. Следует отметить, что США, Китай, Япония и Россия играют чрезвычайно важную роль по выработке мер для разоружения и обеспечения мира на Корейском полуострове.
При этом очевидным становится, что отношениям между Южной Кореей и Россией здесь отводится особая роль. Российская Федерация и Республика Корея, должны предпринять совместные усилия для укрепления стратегического партнерства [1]. При оценке существующего политического партнерства между двумя странами, успешнами проектами можно соединение Транскорейской магистрали с Транссибом и новый проект по строительству газопровода.
Доверие - ключевой принцип, по которому действует администрации Президента Пак Кын Хе и это доверие не ограничивается только внутренней политикой. Это философия правительства нацелена как на отношения двух Корей, так и на международные отношения Республики Корея. В этом контексте, Республика Корея должна укреплять "стратегическое партнерство" и с Российской Федерацией, ведь данные партнерские отношения все еще находится на начальном этапе развития, а для их развития, Республике Корея следует достичь определенных договоренностей и подписать новые соглашения и пр. [9].
По сути, такое сотрудничество может дать России возможность играть более конструктивную роль в процессе решения вопроса в отношении Северной Кореи. Россия может сыграть эту роль не только в вопросах налаживания диалога с Пхеньяном, но и оказания давления на нынешний режим в Северной Корее. Важно отметить, что активизировать сотрудничество с Россией необходимо и для достижения прогресса в деле решения северокорейской ядерной проблемы.
Исходя из этого, Республика Корея должна принимать активное участие в развитии Дальнего Востока и Сибири, также процессе экономической модернизации России, которая является сейчас приоритетной для правительства России. Вместе с тем, нельзя не отметить, что проект строительства газопровода, который должен связать Россию и Южную Корею через территорию Северной Кореи имеет ряд преимуществ. Экономические выгоды от этого проекта есть для всех трех сторон, а том числе и для Северной Кореи.
Роль современной России на Корейском полуострове
У России уже достаточно давно сложились основы сотрудничества с Южной Корей. Несмотря на многолетние отношения и с Северной Кореей, Южная Корея становится более важным партнером для России, во многом потому, что Южная Корея не только признана надежным партнером для многих стран международного сообщества, за счет успешного экономического развития, но и привлекает Россию с тактической точки зрения, учитывая интересы России [8].
Россия может сыграть ведущую роль не только в процессе денуклеаризации Корейского полуострова, но и в установлении мира и стабильности в регионе. Политическое влияние России на объединение усилий участников «шестерки» позволит, в ближайшем будущем, пойти по пути денуклеаризации Корейского полуострова и в дальнейшем возобновить шестисторонние переговоры [4]. Когда переговоры будут возобновлены, Россия сможет выступить в роли Председателя рабочей группы и предложить механизмы построения мира и стабильности в Северо-Восточной Азии. При этом у Республики Корея и Российской Федерации есть обширная база для будущего сотрудничества.
Существует мнение о том, что увеличение роли России в налаживании диалога между Южной и Северной Кореей возможно только при ослаблении влияния и роли Китая в Северной Корее. Интересно, что в настоящее время, Китай все больше недоволен решениями Северной Кореи, и такое недовольство может привести к ослаблению и охлаждению существующих отношений, лишить Пхеньян многолетней поддержки со стороны КНР. Во время заседания Совета Безопасности ООН, Китай занял наиболее жесткую позицию в отношении КНДР и поддержал принятие жесткие санкций в отношении Северной Кореи, что вызвало резкое недовольство со стороны КНДР.
Однако это не означает, что Северная Корея потеляла своего союзника. Китай по-прежнему напрямую поддерживает обороноспособность Северной Кореи и не собирается отказываться от роли «большого брата».
Поэтому Россия может выступить в роли «миротворца», который будет способен призвать обе корейские стороны к сдержанности. В частности, Россия может стать надежным партнером не только в построении двухсторонних переговоров, но принять непосредственное участие в установление трехстороннего экономического сотрудничества и обеспечении безопасности на Корейском полуострове.
Тренды энергетической безопасности в регионе Северо-Восточной
Азии
Северо-Восточная Азия - это регион, в котором исторически всегда существовали разногласия и решались политическому вопросы и территориальные споры. В Северо-Восточной Азии партнерство в области энергетики является наилучшим методом в укреплении безопасности и объединении всех стран этого региона.
Со стороны России, главный интерес заключается в развитии энергетики на Дальнем Востоке России. Но на настоящий момент поставки российских энергоносителей не играют значительной роли для Северо-Восточной Азии.
Доля экспорта нефти составляет около 15% от российских поставок на международные рынки Китая, Республики Корея, Японии, доля поставок нефтепродуктов в США - менее 10%. Поставки сжиженного природного газа в эти же страны составляет около 7% от суммарного экспорта газа [3].
Республика Корея является для Российской Федерации одним из главных партнеров в газовой отрасли Северо-Восточной Азии. Поставки газа из России в Республику Корея ведутся исключительно в виде сжиженного природного газа (СПГ). Республика Корея в долгосрочной перспективе я рассматривает как вариант поставки СПГ через новый терминал во Владивостоке, откуда сырье на танкерах пойдет и в Восточную Азию. Как известно, строительство нового терминала и трубопровода должно завершиться к 2018 г.
Так как прокладка газопровода по морскому дну признана неэффективной и очень дорогой, в качестве альтернативного варианта обсуждается возможность строительства сухопутного газопровода через территорию КНДР. Еще Ким Чен Ир был согласен на реализацию этого проекта.
Однако существует достаточно много препятствий для строительства такого газопровода через территорию КНДР. Конфронтация Северной и Южной Кореи, отсутствие стратегического и технического механизма в осуществлении этого проекта, а также противоречия по приоритетам России и Республики Корея, могут весьма замедлить осуществление этого проекта.
Учитвая нынешнюю нестабильную ситуацию на Корейском полуострове, идея строительства газопровода из России через территорию КНДР в Южную Корею стал вторым по приоритетности планом. Но если учесть нынешюю ситуацию, связанную с противостоянием на Корейском полуострове, то трехсторонний проект по прокладке газопровода может стать весьма актуальным [5].
Все страны-игроки в Северо-Восточной Азии уже озвучили свою заинтересованность. Новая женщина-президент успешно доказала всем, а самое
главное и самим корейцам, что способна предотвратить военную угрозу с Севера. Однако молодой лидер Северной Кореи - представитель третьего поколения Ким, попытался использовать военную угрозу в качестве способа для проведения своего внутриполитического курса и самоутвердиться в глазах мирового сообщества. Ким Чен Ын выступил с серией угроз в адрес Республики Корея и США в своей особой манере, пытаясь, тем самым, «выторговать» для страны уступки со стороны соседних стран. В этой ситуации США проявили себя как эффективного союзника Республики Корея, продемонстрировав сове новейшее вооружение.
Несмотря на все более грозные заявления со стороны Пхеньяна, корейская история показывает, что пора искать пути широкомасштабного и динамичного развития между двумя Кореями, а не вооруженного конфликта между ними.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том что, для успешного строительства газопровода, в рамках трехстороннего сотрудничества, необходимо найти ряд компромиссов в диалоге с КНДР. Но о том, что в данном проекте должен участвовать Пхеньян - сомнений нет. Надо понимать, что определять масштабы, характер и темпы реализации ряда трехсторонних проектов сотрудничества, в том числе и проект строительства газопровода, будет Северная Корея. Кроме того, необходимо будет учитывать долгосрочные интересы и перспективы стран-участниц в реализации плана строительства газопровода. Необходимо будет найти компромисс и создать соответствующие коммерческие условия, которые будут приемлемы и для России как продавца, и для Южной Кореи как покупателя.
Для Президента России Владимира Путина развитие международных отношений в сфере энергетики становится ключевой задачей в формировании энергетической архитектуры [7]. Поскольку энергетика имеет основополагающее значение для мировой цивилизации, устойчивое энергетическое обеспечение и сбалансированное развитие должно стать не
только принципом в обеспечении российского экономического роста, но и усиления внешнеполитических позиций на международнои арене, в том числе в Северо-Восточной Азии.
Россия и Южная Корея должны не только активизировать диалог по вопросу энергетики, но и вовлечь в него Северную Корею на совершенно новых принципах, отражающих не только геополитические и экономические интересы двух стран, но создающих условия для решения проблем регионалной энергетической безопасности.
Список литературы
1. Ви Сон Лак. Россия может сыграть ведущую роль в стабильности на Корейском полуострове. 2011. URL: http://pda.itar-tass.com/c49/308377.html (дата обращения: 21.05.2013).
2. Дынкин А.А., В.Г. Барановский. Россия и мир: 2013. Экономика и внешняя политика. Ежегодный прогноз. М.: ИМЭМО РАН, 2012.
3. Круглый стол. Энергетическая безопасность в АТЭС: стратегия России. 2011. URL: http://www.apec-center.ru/news/153/show/ (дата обращения 21.05. 2013).
4. 13Лавров С. Подъем Азии и восточный вектор внешней политики России // Россия в глобальной политике. 2006. № 3.
5. Лукьянов Ф. Корейский бронепоезд: смена колеи. 2011. URL: http://www.globalaffairs.ru/redcol/Koreiskii-bronepoezd-smena-kolei-15307 (дата обращения: 22.05. 2013).
6. Примаков Е.М. Мир без России? к чему ведет политическая близорукость. М.: 2009.
7. Путин В.В.. Время совещания о мерах по обеспечению устойчивого развития российской экономики. 2013. URL: http://pda.kremlin.ru/news/17947 (дата обращения: 22.05.2013).
8. Худолей К.К. Без багажа холодной войны Южная Корея становится для России более важным и ценным партнером, чем КНДР. URL: http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10273241@SV_Articles (дата обращения: 22.05.2013).
9. Cheon Seongwhun. The Underlying Philosophy of the Park Geun Hye Administration. CSIS (2013). URL: http://csis.org/files/publication/130506_Trust_President_Park.pdf (дата обращения: 29.04. 2013).
10. Ko Jaenam. Park Geun-hye Government's Policy towards Russia. IFANS BRIEF (2013). URL: http://www.knda.go.kr/webmodule/htsboard/template/read/kndaengread.jsp?typeID= 21&boardid=7944&seqno=618032&c=&t=&pagenum=1&tableName=TYPE_IFAN SENG&pc=&dc=&wc=&lu=&vu=&iu=&du= (дата обращения: 21.05.2013).
11. Lee Jae-Seung . The presentation at the UN Governance Center . "Green Growth Strategy &Energy Policy in Korea. USA. 2010. URL:http://www.greengrowth.org/download/2010/( дата обращения: 10.02. 2013).
12. Park Geun-hye. A New Kind of Korea: Building Trust Between Seoul and Pyongyang. Foreign Affairs. Vol. 90, No. 5 (сентябрь-октябрь 2011). URL: http://www.foreignaffairs.com/articles/68136/park-geun-hye/a-new-kind-of-korea?page=show (дата обращения: 29.03. 2013).
13. Park Geun-hye. Korea in a Transforming World: A New Frontier for Peace and Cooperation address to the Seoul Foreign Correspondents. Club, No 8. 2012.
References
1. Vi Son Lak. Rossija mozhet sygrat' vedushhuju rol' v stabil'nosti na Korejskom poluostrove [Russia could play a leading role in the stability of the Korean Peninsula]. 2011. http://pda.itar-tass.com/c49/308377.html
2. Dynkin A.A. and V.G. Baranovskij. Rossija i mir: 2013. Jekonomika i vneshnjaja politika. Ezhegodnyj prognoz [Russia and the World: 2013. The economy and foreign policy. The annual forecast]. M.: IMJeMO RAN, 2012.
3. Kruglyj stol. Jenergeticheskaja bezopasnost' v ATJeS: strategija Rossii [Round Table. Energy Security in APEC: Russian strategy]. 2011. http://www.apec-center.ru/news/153/show/
4. Lavrov S. Podem Azii i vostochnyj vektor vneshnej politiki Rossii [The Rise of Asia and eastern vector of Russian foreign policy]. Rossija v global'noj politike, no. 3 (2006).
5. Luk'janov F. Korejskij bronepoezd: smena kolei [Korean armored train: change of gauge]. 2011. http://www.globalaffairs.ru/redcol/Koreiskii-bronepoezd-smena-kolei-15307
6. Primakov E.M. Mir bez Rossii? k chemu vedet politicheskaja blizorukost' [World without Russia? which leads to political short-sightedness]. M.: 2009.
7. Putin V.V. Vremja soveshhanija o merah po obespecheniju ustojchivogo razvitija rossijskoj jekonomiki [A meeting on measures to ensure the sustainable development of the Russian economy]. 2013.http://pda.kremlin.ru/news/17947
8. Hudolej K.K. Bez bagazha holodnoj vojny Juzhnaja Koreja stanovitsja dlja Rossii bolee vazhnym i cennym partnerom, chem KNDR [Without luggage Cold War South Korea to Russia becomes more important and valuable partner than North Korea]. http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10273241@SV_Articles
9. Cheon Seongwhun. The Underlying Philosophy of the Park Geun Hye Administration. CSIS (2013). http://csis.org/files/publication/130506_Trust_ President_Park.pdf
10. Ko Jaenam. Park Geun-hye Government's Policy towards Russia. IFANS BRIEF (2013). http://www.knda.go.kr/webmodule/htsboard/template/read/ kndaengread.j sp?typeID=21&boardid=7944&seqno=618032&c=&t=&pagenum=1&t ableName=TYPE_IFANSENG&pc=&dc=&wc=&lu=&vu=&iu=&du=
11. Lee Jae-Seung. The presentation at the UN Governance Center. Green Growth Strategy & Energy Policy in Korea. USA. 2010. http://www.greengrowth. org/download/2010/
12. Park Geun-hye. A New Kind of Korea: Building Trust Between Seoul and Pyongyang. Foreign Affairs. Vol. 90, no. 5 (2011). http://www.foreignaffairs.com/articles/68136/park-geun-hye/a-new-kind-of-korea?page=show
13. Park Geun-hye. Korea in a Transforming World: A New Frontier for Peace and Cooperation address to the Seoul Foreign Correspondents. Club, no. 8 (2012).
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Со Чжонхи, аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет Университетская наб., д.7-9, г. Санкт-Петербург, 199034, Россия e-mail: [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHOR Seo Jeonghee, graduate student
Saint Petersburg State University
7-9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russia e-mail: [email protected]
Рецензент:
Шахов Денис Андреевич, канд. соц. наук, генеральный директор научно-издательского информационного центра ООО «Ростра»