Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КОРЕЯ С КОНЦА XIX В. ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КОРЕЯ С КОНЦА XIX В. ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
359
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ / ОСОБЕННОСТИ / ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ / НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шадрин Александр Иванович, Ларионова Любовь Юрьевна, Бэк Енчжун

Проблема и цель. Совершенствование школьного образования Российской Федерации должно осуществляться в соответствии с формированием функциональной грамотности - одной из основных задач ФГОС [Логинова, 2019]. Для этого необходимо использовать накопленный опыт зарубежных стран в области общего образования, и в частности Республики Корея, и выявить объективную информацию об организации и качестве школьного образования в Российской Федерации в сравнении с международными стандартами. В связи с чем необходимы раскрытие способностей и креативного мышления каждого ученика и его возможностей в конкурентном мире и рассмотрение опыта развития начальной, средней и старшей школы в Республике Корея и возможности его использования для формирования функциональной грамотности школьников Российской Федерации. Цель статьи - рассмотреть особенности развития начальной, средней и старшей школы в Республике Корея и обозначить перспективы использования корейского опыта для формирования функциональной грамотности школьников Российской Федерации. Методы исследования - анализ собранных материалов, сопоставление, сравнение и систематизация полученных данных. Результаты. Полученные результаты исследования свидетельствуют о следующем. Геополитическое и геоэкономическое положение Республики Корея способствовало созданию и внедрению системы школьного образования, функционирующего в условиях эффективного использования ограниченных ресурсов, особенно природных. В то же время система управления в стране оказала значительное политическое и идеологическое влияние. Школьное образование Республики Корея трансформируется и приспосабливается к изменениям в политической, экономической и социальной сферах. Основной целью школьного образования Республики Корея является воспитание талантливых и креативных личностей. В целом система образования Республики Корея быстро меняется, способствуя развитию талантов, необходимых государству, обществу и конкретной личности, и в этом смысле добилась впечатляющих успехов. В быстро меняющуюся эпоху ХХI в. корейская система школьного образования сталкивается с социальными проблемами, такими как сокращение рождаемости и старение населения, а также с неопределенностью нахождения места выпускниками школ в жизни и трудоустройстве. Ситуация в этом вопросе стремительно меняется. Заключение. Исследование позволило выявить положительные и отрицательные аспекты корейской школьной системы. В данной статье исследуются исторические и современные особенности и трансформации корейской школьной системы, подводятся итоги ее исследования. В будущем мы планируем провести сравнительное исследование школьной системы Республики Корея и Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL FEATURES OF THE MODERN SCHOOL EDUCATION SYSTEM IN THE REPUBLIC OF KOREA SINCE THE 19TH CENTURY

Statement of the problem. Improvement of RF school education should follow the Functional literacy development as one of the main tasks of the Federal State Educational Standard [Loginova, 2019]. For this, it is necessary to use both international and Korean experience in General Education. For this every student’s abilities, creative thinking and opportunities should be developed in our competitive world. For this, educational development of Korean primary, middle and high schools should be addressed, as well as its application for RF student functional literacy. The purpose of the article is to study developmental features of the Korean primary, middle and high schools; to focus on the positive feedback Russia could get from the Korean experience of student functional literacy development. Methodology (materials and methods) implies analysis of the obtained data, its comparison and alignment. Research results: 1. The geopolitical and geo-economic position of the Republic of Korea has contributed to the development and implementation of a school education system that functions in the conditions of effective use of limited resources, especially natural ones. At the same time, the system of country’s government has a significant political and ideological influence. School education in the Republic of Korea is transforming and adapting to changes in the political, economic and social spheres. 2. The main goal of school education in the Republic of Korea is to educate talented and creative individuals. In general, the education system of the Republic of Korea is rapidly changing, contributing to the development of talents necessary for the state, society and a specific individual, and in this sense has achieved impressive success. 3. In the rapidly changing era of the 21st century, the Korean school system is facing social challenges such as declining birth rates and aging populations, as well as uncertainty about where school graduates find their place in life and employment. The situation in this matter is changing rapidly. Conclusion. Advantages and disadvantages of the Korean school system have been identified. This article examines the historical and modern features and transformations of the Korean secondary school system, summarizes the results of its study. In the future, we plan to conduct a comparative study of the Korean and Russian secondary school systems.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КОРЕЯ С КОНЦА XIX В. ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ»

DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-54-4-238

УДК 373.1

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КОРЕЯ С КОНЦА XIX в. ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

А.И. Шадрин (Красноярск, Россия) Л.Ю. Ларионова (Красноярск, Россия) Бэк Енчжун (Красноярск, Россия)

Аннотация

Проблема и цель. Совершенствование школьного образования Российской Федерации должно осуществляться в соответствии с формированием функциональной грамотности - одной из основных задач ФГОС [Логинова, 2019]. Для этого необходимо использовать накопленный опыт зарубежных стран в области общего образования, и в частности Республики Корея, и выявить объективную информацию об организации и качестве школьного образования в Российской Федерации в сравнении с международными стандартами. В связи с чем необходимы раскрытие способностей и креативного мышления каждого ученика и его возможностей в конкурентном мире и рассмотрение опыта развития начальной, средней и старшей школы в Республике Корея и возможности его использования для формирования функциональной грамотности школьников Российской Федерации. Цель статьи - рассмотреть особенности развития начальной, средней и старшей школы в Республике Корея и обозначить перспективы использования корейского опыта для формирования функциональной грамотности школьников Российской Федерации.

Методы исследования - анализ собранных материалов, сопоставление, сравнение и систематизация полученных данных.

Результаты. Полученные результаты исследования свидетельствуют о следующем.

Геополитическое и геоэкономическое положение Республики Корея способствовало созданию и внедрению системы школьного образования, функционирующего в условиях эффективного использо-

вания ограниченных ресурсов, особенно природных. В то же время система управления в стране оказала значительное политическое и идеологическое влияние. Школьное образование Республики Корея трансформируется и приспосабливается к изменениям в политической, экономической и социальной сферах.

Основной целью школьного образования Республики Корея является воспитание талантливых и креативных личностей. В целом система образования Республики Корея быстро меняется, способствуя развитию талантов, необходимых государству, обществу и конкретной личности, и в этом смысле добилась впечатляющих успехов.

В быстро меняющуюся эпоху XXI в. корейская система школьного образования сталкивается с социальными проблемами, такими как сокращение рождаемости и старение населения, а также с неопределенностью нахождения места выпускниками школ в жизни и трудоустройстве. Ситуация в этом вопросе стремительно меняется.

Заключение. Исследование позволило выявить положительные и отрицательные аспекты корейской школьной системы. В данной статье исследуются исторические и современные особенности и трансформации корейской школьной системы, подводятся итоги ее исследования. В будущем мы планируем провести сравнительное исследование школьной системы Республики Корея и Российской Федерации.

Ключевые слова: научно-педагогические основы, особенности, школьное образование, Республика Корея, направления научных исследований.

Постановка проблемы. В соответствии с разработанной институтом стратегии развития образования Российской академии образования «Формирование функцио-

нальной грамотности - одна из основных задач ФГОС» [Логинова, 2019] необходимо использовать накопленный опыт зарубежных стран в

части развития функциональной грамотности ]

российских школьников и выявить объективную информацию о качестве школьного образования в Российской Федерации в сравнении с международными стандартами, и в частности в области математической, естественнонаучной, читательской и финансовой грамотности, в глобальных компетенциях и в креативном мышлении.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года1 правительству поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

В Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» (2018-2025 гг.) от 27 декабря 2017 г.2 поставлены задачи учета изменения спроса на качество общего образования, и в частности усиление грамотности школьников и изменение содержания образовательных программ для более полного учета интересов учащихся и требований государства и общества в XXI в.

В соответствии с ФГОС основного общего образования задачами современной школы Российской Федерации являются раскрытие способностей и креативного мышления каждого ученика и его возможностей в конкурентном мире и обеспечение формирования навыков решения соответствующих проблем.

В этом плане представляют интерес рассмотрение и использование опыта Республики Корея, Японии, Сингапура, Китайской Народной Республики и других стран.

Республика Корея, благодаря современной системе образования, достигла впечатляющих успехов в течение нескольких десятилетий по ряду показателей экономического и социального развития и по глобальной конкурентоспособности. Так, Республика Корея заняла 22-е место в мире по индексу человеческого развития (ИЧР)в 2019 г. как развитая

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204. URL: http://www.kremlin.ru/ Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 27 декабря 2017 г. URL: https://docs.edu.gov.ru/

страна3 (в то время как Россия - 49-е место). Индекс человеческого развития: в зависимости от значения ИЧР страны принято классифицировать по уровню развития - очень высокий (42 страны), высокий (43 страны), средний (42 страны) и низкий (42 страны) уровни. Этот индекс публикуется в рамках программы развития ООН в ежегодных отчетах о развитии человеческого потенциала с 1990 г.

Цель статьи - рассмотреть особенности развития начальной, средней и старшей школы в Республике Корея и обозначить перспективы использования корейского опыта для формирования функциональной грамотности школьников Российской Федерации.

Обзор научной литературы по проблеме. В Республике Корея были проведены исследования, в которых осуществлен анализ корейской системы образования, в частности: Ли Менщиль изучал систему образования Кореи в японский колониальный период [Lee, 2019]; Ли Соенг проанализировал послеколониальную эпоху корейского образования [Lee, 2010]; Ан Сонгдэ провел анализ современной системы корейского образования с использованием моделирования [An, 2004].

Образовательные тенденции и новые методы исследования применены Шин Хенсок, который провел анализ направлений исследований корейской педагогики, проанализировал направление исследований в статьях из научных журналов, связанных с образованием [Shin, 2013]. Проведены исследования по внедрению новых методов обучения в Республике Корея в области образования [Lee, 2014; Yu, 2016].

В Российской Федерации накоплен значительный информационно-аналитический материал по данному вопросу. Так, рассматриваются государственная политика в области школьного образования Республики Корея [Шесто-пал, 2017], вопросы школьного математического образования в отдельных странах, в том числе в Республике Корея [Седова, 2016], цифровая трансформация школьного образования в мире

< И

я

а

4

tí PQ

5 s

ES

W H

S

и ^

д и s

0

1

к

W PQ H

и ft с £tí

и

о

[-4

0

ё и ft

1 I

>>

0

1

и w tr

s

Ь

1-й <

G

3 Human Development Index, 2019. URL: http://hdr.undp.org/ en/content/human-development-lndex-hdl

« S

к

H

и

W PQ

[Гэйбл, 2019]. Показано использование положительного опыта Республики Корея при формировании содержания школьного образования в Кыргызской Республике [Син, Иманкулов, 2017]. Приведены данные о формировании компетенций основного общего образования в странах Центральной и Восточной Азии [Тарасова, Тарасова, 2019]. На примере Республики Корея и Российской Федерации (Татарстан) проведено рассмотрение и сравнение учебных планов, содержания учебников, целей, поставленных для школьников [Ко Ен Чоль, 2016]. Проведено исследование улучшения качества школ в Республике Корея посредством комплексных оценок [Ко Ен Чоль, 2018].

Методология (материалы и методы). Использованы системный подход и научно-педагогические подходы, основанные на анализе и обобщении материалов российских и зарубежных ученых (в частности, корейских), официальных материалов органов управления Республики Корея и на опыте развития и функционирования школьного образования в Республике Корея и возможности его использования в Российской Федерации. Сбор данных и материалов производился посредством изучения и анализа литературы и фондовых материалов.

Рассмотрены: этапы формирования и характеристика современной системы школьного образования Республики Корея, ее положительные качества; особенности начальной, средней и старшей школы Республики Корея; статус и организация образовательного процесса в школах Республики Корея; набор обязательных и факультативных предметов и предметов по выбору; позитивные и негативные стороны корейского школьного образования; направления дальнейших исследований и возможности использования опыта школьного образования Республики Корея для решения одной из основных задач ФГОС -формирования функциональной грамотности и креативности школьников Российской Федерации; место авторского коллектива статьи в проведении конкретных исследований на данную тему.

Результаты исследования

1. Особенности внедрения школьного образования Кореи в отдельные периоды.

Введение системы образования в Корее началось с создания католическими миссионерами в конце XIX в. новых школ европейского стиля и продолжается по настоящее время.

С тех пор, со времени японского колониального периода в 1910-1945 гг. и создания собственного корейского правительства в 1946 г., продолжалось внедрение элементов рыночной экономики, как и в настоящее время, ориентированной на США. Существовавшая китайская система образования (Содан) с приходом японского колониального периода постепенно исчезла, а на смену ей пришла новая система образования, которая сохраняется по настоящее время.

Корейская система образования, в том числе и школьная, характеризуется сильной национальной идеологией, политическими установками и экономическими условиями.

Республика Корея вошла в рейтинг развитых стран мира через несколько десятилетий после окончания войны на Корейском полуострове и достигла высокого уровня развития, беспрецедентного для современного уровня многих стран мира. Важнейшими факторами таких успехов явились инновационные (научные и образовательные), инфраструктурные, инвестиционные и институциональные (управленческие) преобразования. Кроме того, быстрому экономическому росту Республики Корея поспособствовала хорошо организованная, быстро меняющаяся, приспосабливающаяся к вызовам современности и адекватная уровню его развития система образования, в том числе школьного.

В данной статье рассматриваются вопросы функционирования и развития начальной, средней и старшей школы Республики Корея.

2. Изменения в системе школьного образования Кореи.

Внедрение и изменение системы школьного образования Кореи характеризуются следующим образом (табл. 1). ]

Таблица 1

Этапы формирования системы школьного образования в Республике Корея

Korea Republic secondary education developmental stages

Table 1

Годы

Практические мероприятия

1895-1909

1895 г. - создана первая начальная школа европейского стиля 1899 г. - создана первая средняя школа 1906 г. - создана первая старшая школа

1910-1945

1910 г. - японский колониальный период

1946-1954

1951 г. - внедрение в школы 12-классной системы (6, 3 и 3-го класса)

1954 г. - внедрение системы обязательного образования, объявление 1-го процесса образования

1955-1980

1963-1973 гг 1973-1981 гг

■ объявление 2-го процесса образования

■ объявление 3-го процесса образования

1981-2020

1981-1987 гг 1987-1992 гг 1992-1997 гг 1997-2007 гг 2007-2009 гг

- объявление 4-го процесса образования

- объявление 5-го процесса образования

- объявление 6-го процесса образования

- объявление 7-го процесса образования

- частичная модификация процесса образования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2015 г. - частичная модификация процесса образования

В 1895 г. в Чосоне (в Корейском государстве, в этот период страной правила династия Ли, существовавшем с 1392 до 1897 г.) была введена новая европейская система образования.

В конце XVIII в. традиционные восточно-азиатские культурные ценности конфуцианского типа были отвергнуты, и для того чтобы противостоять имперскому вторжению и влиянию европейских держав, особое внимание уделялось изучению Европы. В этот период в Корее была создана европейская система образования.

С 1911 г. введена японская колониальная система образования, которая заключалась в преобладании неравных образовательных возможностей для людей, в авторитарной философии образования, в том числе в этот период использовались заучивание и повторение как методы обучения [^оп et а1., 2001].

После обретения независимости в 1945 г. Корея находилась под влиянием США, и в частности рыночного капитализма, что оказало сильное влияние на всю философию образования Кореи. Кроме того, политическая идеология и управление страны после окончания Корейской войны находились под сильным влиянием США. В этот период преобладало антикоммунистическое образование.

С 1945 по 1991 г. вся образовательная политика, в том числе школьная, осуществлялась министерством образования Кореи.

С 1954 г. в Республике Корея началось внедрение обязательного образования.

Новая система образования принималась с 1963 по 1973 г. Она изменила подходы к преподаванию с приоритетом креативности в американском стиле. Эти изменения выразились в следующем:

- централизованный учебный план был преобразован в децентрализованный, который предоставил автономию и свободу действий местным школьным советам и школам; в нем были подчеркнуты творческий подход и мораль учащихся, а компьютерное образование было включено в учебную программу как обязательное;

- в школьное образование включаются вопросы глобализации, интернационализации и открытости в учебной программе;

- особенностью этого периода является исключение из школьной программы предметов антикоммунистической направленности и идеологии в образовании;

- процесс образования проходит под девизом: «творческий человек», «здоровый человек» и «независимый человек»;

< И

а

ч

с

PQ

О t О 4

а й ig

и ^

д и к

(-Н Ь

8 и

W

н « Й

« с «

S

к

н

U

W PQ

- процесс школьного образования был ориентирован на подготовку творческих корейцев, которые будут лидировать и жить в условиях глобализации, информационной и цифровой эпохи XXI в.

После 1980-х гг. в Республике Корея началось движение за демократизацию. Корейские граждане поддержали диктаторский режим и выбрали новое либеральное правительство, принявшее и реализующее новые школьные реформы.

Частичная модификация процесса образования 2007-2009 гг. была направлена на творческое и ориентированное на учащихся обучение с лозунгом «подготовка творческих корейцев», которые будут лидировать и жить в условиях глобализации, информационной и цифровой эпохи XX и XXI вв.

В 2007 г. учебные планы были частично пересмотрены, для того чтобы в обязательном порядке включить в них некоторые обязательные предметы (такие, как корейский язык, этика и история).

В 2009 г. в школах было проведено объединение гуманитарной и научной сфер.

С 2015 г. учащиеся, интересующиеся письмом, могли посещать занятия по письму и грамматике, а учащиеся, интересующиеся математи-

кой - прослушать курсы с более высоким уровнем математического образования [Lee, 2014]. В данной книге подробно описаны этапы исторического процесса трансформации корейской школьной системы.

В период частичной модификации процесса образования (с 2015 г. по настоящее время) предусматривается, что школьное образование и в будущем будет активно и быстро меняться в зависимости от спроса, что позволяет школьникам проходить курсы в соответствии с их интересами.

3. Особенности современной системы школьного образования Республики Корея.

Современное школьное образование Республики Корея включает три ступени и сохраняет подходы 1951 г.

Первая ступень включает обязательное образование (начальную и среднюю школу), которое является бесплатным. Обучение начинается с шести лет. Все граждане Республики Корея в течение 9 лет должны получить это образование (начальная школа - 6 лет и средняя школа - 3 года).

На следующей ступени образования (старшая школа - 3 года) обучение платное. После окончания старшей школы учащиеся могут поступить в университеты. Эта система действует до настоящего времени (табл. 2).

Таблица 2 Table 2

Система школьного образования Республики Корея

School system of the Republic of Korea

Уровень Класс Примечания

Начальная школа (6 лет) 1 Обязательное образование (бесплатно, 9 лет)

2

3

4

5

6

Средняя школа (3 года) 1

2

3

Старшая школа (3 года) 1 Необязательное образование (платно, 3 года)

2

3

4. Статус и годовой учебный план школы в Республике Корея.

В настоящее время школы в Республике Корея - это в основном единые школы с отдельными начальными, средними и старшими школами. По статистике министерства образования Республики Корея, в стране в 2019 г. было 6087 начальных, 3214 средних и 2356 старших школ4.

Одиночные школы менее эффективны в сельской местности с меньшей численностью населения. Правительство Республики Корея с 1982 г.

продвигает политику интеграции и закрытия сельских школ. Кроме того, по мере сокращения числа учащихся и роста рождаемости в стране консолидация школ будет ускоряться. Необходимо срочно найти способы использования потенциала школ, которые объединены или ликвидированы в соответствии с этими тенденциями.

Годовой учебный план образовательных организаций и организация учебного процесса и распределение нагрузки по времени обучения в Республике Корея представлен в табл. 3 и 4.

Годовой учебный план

Annual curriculum

Таблица 3

Table 3

Основной план 1-й семестр начинается 1 марта 2-й семестр начинается 1 сентября Расписание уроков - 34 недели в году Каникулы - два раза в год (летом и зимой)

Начальная школа Расписание уроков - 34 недели в году в 1-6-х классах Учебное время - 40 минут

Средняя школа Расписание уроков - 34 недели в году в 1-3-х классах Учебное время - 45 минут

Старшая школа Расписание уроков - 34 недели в году в 1-3-х классах Учебное время - 50 минут

< PQ

я

а

ч

tí PQ

S s

ES

w

H

S

и ^

Д PQ ■S

0

1

к

w PQ H

и

ft <

£tí и о

l-ч

0

ë и ft

1 I

По состоянию на 2020 г. предметами в начальной школе являются5:

- 1-2-е классы: корейский язык, математика, общий предмет в том числе (название предмета: школа, весна, семья, лето, деревня, осень, зима), безопасность, профессиональное образование, клубная деятельность;

- 3-4-е классы: корейский язык, обществоведение, этика, математика, естествознание, искусство (музыка и рисование), английский язык, клубная деятельность;

- 5-6-е классы: корейский язык, обществоведение, этика, математика, естествознание, ис-

Materials presented by the Korean Ministry of Education in 2019 (Basic Statistics on Education). URL: https://kess.kedi.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

re.kr/post/6684864?itemCode=04&menuid=m_02_04_02 Materials presented by the Korean National Curriculum Information Center [Электронный ресурс]. URL: http://ncic. go. kr/mobile.kri.org4.inventoryList.do?degreeCode=1012 &classCodes=1004,1016,1038&openYear=2019&openMon th=12 (дата обращения: 26.11.2020).

кусство (музыка и художество), английский язык, клубная деятельность.

По состоянию на 2020 г. предметами средней школы (1-3-е классы) являются:

- предметы по мере необходимости:

корейский язык, обществознание (в том

числе корейская история и этика), математика, наука (в том числе техника и информатика), физкультура, искусство, английский язык;

- предметы на выбор:

экология, второй язык (китайский, немецкий, французский, испанский, японский, русский, арабский, вьетнамский), здравоохранение, профессиональное образование, клубная деятельность.

Предметами старшей школы (1-3-е классы) являются общеобразовательные и профессиональные. Общие предметы, преподаваемые в старшей школе: корейский язык, общество-знание, корейская история, математика, наука, английский язык.

>>

0

1

и

W V

s

ь

[-4 <

э

с

«

S К

H U

w

PQ

Учащиеся старших классов могут выбирать предметы. Набор предметов пересматривается по мере увеличения скорости социальных

и экономических изменений в обществе и изменений потребностей школьников, бизнеса и управления.

Таблица 4 Table 4

Организация учебного процесса6 Educational Process Arrangement

Школа Число уроков на год Учебное время (1 раз) Общее время на год Срок занятий

Начальная 5892 40 минут 235 680 минут 6 лет

Средняя 3366 45 минут 151 470 минут 3 года

Старшая 3468 50 минут 173 400 минут 3 года

Заключение. Полученные результаты исследования свидетельствуют о том, что:

- геополитическое и геоэкономическое положение Республики Корея способствовало разработке системы школьного образования, функционирующего в условиях эффективного использования ограниченных ресурсов, особенно природных, в то же время на нее оказало значительное политическое и идеологическое влияние система управления. Школьное образование Республики Корея трансформируется и приспосабливается к изменениям в политической, экономической и социальной сфере;

- основной целью школьного образования Республики Корея является воспитание талантливых и креативных личностей. Система образова-

ния Республики Корея быстро меняется, способствуя развитию талантов, необходимых государству, обществу и конкретной личности, и в этом смысле страна добилась впечатляющих успехов;

- в быстро меняющуюся эпоху XXI в. корейская система школьного образования сталкивается с социальными проблемами, такими как сокращение рождаемости и старение населения, а также с неопределенностью нахождения места выпускниками школ в жизни и трудоустройстве. Ситуация в этом вопросе стремительно меняется;

- в результате проведенного исследования мы выявили положительные и негативные стороны корейской системы школьного образования (табл. 5).

Таблица 5 Table 5

Позитивные и негативные стороны корейского школьного образования Advantages and disadvantages of the Korean school education

Позитивные стороны Негативные стороны

Адаптируется к изменениям. Высокие учебные достижения Система школьного образования часто меняется. Удовлетворенность учеников низкая. Сильная конкуренция

Позитивные стороны корейской системы школьного образования заключаются в том, что она способна к изменениям и адекватно реагирует на запросы государства, общества и личности.

6 Materials presented by the Korean Ministry of Education in 2019 (Basic Statistics on Education) [Электронный ресурс]. URL: https://kess.kedi.re.kr/post/6684864?itemCode=04& menuld=m_02_04_02 (дата обращения: 26.11.2020).

Негативные стороны - отсутствие последовательности в реорганизациях из-за частых изменений в системе школьного образования. Академическая успеваемость школьников высокая, но удовлетворенность каждого ученика результатами обучения низкая. Существует также сильная конкуренция среди обучающихся при поступлении в университеты и поиске работы на рынке труда.

Если корейское школьное образование в прошлом было направлено на развитие социализированных человеческих ресурсов, то настало время, как считают корейцы, для будущей системы школьного образования обеспечить творческий подход и индивидуальную персонализацию, предоставляя образование, соответствующее способностям и характеристикам каждого обучающегося. Кроме того, с позиций корейского государства, необходимо обеспечить креативность и конкурентоспособность школьников как будущих сту-

дентов, граждан и работников новой формации в условиях усиления информатизации и цифро-визации экономики и социальной сферы. В этом заключаются новые возможности и достижения школьного образования Республики Корея.

В этом контексте в будущем мы планируем проведение исследования, которое поможет обеспечить «сравнение системы школьного образования Республики Корея и Российской Федерации» с использованием рамок для проведения исследований (табл. 6) .

Таблица 6 Table 6

Рамки для проведения исследования Research Framework

Этап анализа Исследовательские проблемы

Современные изменения в учебных планах школ Республики Корея и Российской Федерации Современные изменения в учебных планах в Российской Федерации Современные изменения в учебных планах в Республике Корея

Сравнение современной системы школьного образования в Республике Корея и в Российской Федерации Сравнение системы школьного образования Сравнение системы школьного администрирования Сравнение годовых планов обучения

Направления улучшения системы школьного образования Республики Корея и Российской Федерации Предложения по улучшению системы школьного образования в будущем

< PQ

Я

a

4

с

PQ

S s

ES

w

H

S

и ^

Д PQ ■S

0

1

к

w PQ H

и ft с

и о

l-ч

0

ё и ft

s

1

В проведенном исследовании мы смогли 2. выявить позитивные и негативные стороны корейской системы школьного образования. В данной статье рассмотрены исторические и современные особенности и трансформация корейской системы школьного образования, под- 3. ведены итоги ее изучения. В будущем нами намечается проведение сравнительного исследования системы школьного образования Республики Корея и Российской Федерации.

Библиографический список

1. Гэйбл Э. Цифровая трансформация школьного образования. Международный опыт, 4. тренды, глобальные рекомендации / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования // Современная аналитика образования. 2019. № 2 (23). 108 с. URL: https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=41496511

Ко Ен Чоль. Анализ содержания школьных корейских учебников, освещающих историю и современное состояние России и Республики Татарстан // Мир науки, 2016. Т. 4, № 5. URL: http://mir-nauki.com/PDF/60PDMN516.pdf Ко Ен Чоль. Контроль качества школьного образования в Республике Корея посредством оценки школ // Образование: опыт, проблемы и перспективы развития: матер. Всерос. науч.-практ. конф. 6-7 декабря

2018. Казань, 2018. С. 151-160. URL: https:// drive.google.com/fMe/d/1gak9W4KdC8R58o-UKLlokL1gry5UTCll/view?usp=sharing Логинова И.М. Формирование функциональной грамотности - одна из основных задач ФГОС [презентация] / Министерство просвещения Российской Федерации, ФГБНУ ИСРО РАО Центр оценки качества образования. М.,

2019. URL: http://iro23.ru/sites/default/files/ kovaleva_g.s._funk_gram_fgos_logvinova_i.m.pdf.

>>

0

1

и

W V

s

ь

[-4 <

э

с

«

s к

H

и

w

PQ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Седова Е.А. Постановка целей школьного математического образования в странах-лидерах -Гонконге, Сингапуре и Республике Корея // Наука и школа. 2016. № 1.С. 139-142. URL. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25738437

6. Син Е.Е., Иманкулов М.К. Традиции и система школьного образования в Корее // Известия Кыргызской академии образования. 2017. № 2 (42). С. 46-53. URL: https://www. elibrary.ru/item.asp?id=32867719

7. Тарасова Н.А., Тарасова К.В. Компетенции XXI века в национальных стандартах школьного образования стран Центральной и Восточной Азии // Философия образования. 2019. Т. 19, № 4. С. 94-113. DOI: 10.15372/PHE20190407

8. Шестопал С.А. Государственная политика Республики Корея в области школьного образования в середине 1940-х - 1970-е гг. Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке // Дальневосточный федеральный университет. 2017. № 1 (39). С. 16-21. URL: https://www.elibrary. ru/item.asp?id=28905116

9. An S.D. Analysis of modernity of Korean education policy // Journal of Korean Education. 2004. Vol. 31, № 2. P. 47-74. URL. https://www.kci.go.kr/ kciportal/ci/sereArticleSearch/ciSereArtiView. kci?sereArticleSearchBean.artiId=ART001117635

10. Kwon J.S., Kim B.G., Jeong W.O.O., Jong W.H., Jeon J.W., Choi B. S. Science Education Theory // SEOUL: kyoyukguahaksa. 2001.

11. Lee G.M. Research in Social Education // Seoul: Yang Seo-won, 2014.

12. Lee M.S. The Japanese understanding of Korean Education in the Kyouiku Jiron (ffW^ gg) published before and after 1910 // Korean Journal of the Japan Education. 2019. Vol. 23, № 3. P. 21-406. URL. https://www. kci.go.kr/kciportal/ci/sereArticleSearch/ ciSereArtiView.kci?sereArticleSearchBean. artiId=ART001511123

13. Lee S.Y. A study on the character of Korean educational reform right after liberation // The Journal of Saramdaum Education. 2010. Vol. 4, № 2. P. 39-65. URL: https://www. kci.go.kr/kciportal/ci/sereArticleSearch/ ciSereArtiView.kci?sereArticleSearchBean. artiId=ART001511123

14. Lee W.J. The perspective of cultural anthropology in the study of history of Korean education // Korean Journal of History of Education. 2014. Vol. 36, № 3. P. 129-151. DOI: 10.15704/ kjhe.36.3.201409.129

15. Shin H.S. Analysis of research trends in the journal of Korean education: 1974-2012 // Journal of Korean Education. 2013. Vol. 40, № 4. P. 207-238. DOI: 10.22804/jke.2013.40.4.008

16. Yu S.C. Choosing between epistemic singularity and plurality: Social epistemological consideration of Korean education // Korean Journal of Philosophy of Education. 2016. Vol. 38, № 1. P. 25-41. DOI: 10.15754/jkpe.2016.38.1.002

DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-54-4-238

SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL FEATURES

OF THE MODERN SCHOOL EDUCATION SYSTEM

IN THE REPUBLIC OF KOREA SINCE THE 19TH CENTURY

Shadrin A.I. (Krasnoyarsk, Russia) Larionova L.Yu. (Krasnoyarsk, Russia) Baek Yongjun (Krasnoyarsk, Russia)

Abstract

Statement of the problem. Improvement of RF school education should follow the Functional literacy development as one of the main tasks of the Federal State Educational Standard [Loginova, 2019]. For this, it is necessary to use both international and Korean experience in General Education. For this every student's abilities, creative thinking and opportunities should be developed in our competitive world. For this, educational development of Korean primary, middle and high schools should be addressed, as well as its application for RF student functional literacy.

The purpose of the article is to study developmental features of the Korean primary, middle and high schools; to focus on the positive feedback Russia could get from the Korean experience of student functional literacy development.

Methodology (materials and methods) implies analysis of the obtained data, its comparison and alignment.

Research results: 1. The geopolitical and geo-eco-nomic position of the Republic of Korea has contributed to the development and implementation of a school education system that functions in the conditions of effective use of limited resources, especially natural ones. At the same time, the system of country's government has

a significant political and ideological influence. School education in the Republic of Korea is transforming and adapting to changes in the political, economic and social spheres. 2. The main goal of school education in the Republic of Korea is to educate talented and creative individuals. In general, the education system of the Republic of Korea is rapidly changing, contributing to the development of talents necessary for the state, society and a specific individual, and in this sense has achieved impressive success. 3. In the rapidly changing era of the 21st century, the Korean school system is facing social challenges such as declining birth rates and aging populations, as well as uncertainty about where school graduates find their place in life and employment. The situation in this matter is changing rapidly.

Conclusion. Advantages and disadvantages of the Korean school system have been identified. This article examines the historical and modern features and transformations of the Korean secondary school system, summarizes the results of its study. In the future, we plan to conduct a comparative study of the Korean and Russian secondary school systems.

Keywords: scientific and educational features, scientific and educational fundamentals, secondary school education, Republic of Korea, research trends.

References 3.

1. Gable E. Digital transformation of schooling. International experience, trends, global recommendations. National Research University „Higher School of Economics", Institute of Education // Modern analytics of education. 2019. No. 2 (23). 108 p. URL. https://www.elibrary. ru/item.asp?id=41496511

2. Ko Y.C. The analysis of contents of the school Korean textbooks lighting history and the cur- 4. rent state of Russia and the Republic of Ta-tarstan // Mir nauki (World of Science). 2016. Vol. 4, No. 5. URL. http://mir-nauki.com/ PDF/60PDMN516.pdf

Ko Y.C. Monitoring of schooling quality in the Republic of Korea via quality assessment. In: Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference "Education: Experience, Problems and Development Prospects". December 6-7, 2018. Kazan, 2018. P. 151-160. URL: https:// drive.google.com/ file/d/1gak9W4KdC8R58o-UKLlokL1gry5UTCll/ view?usp=sharing

Loginova I.M. Functional literacy development as one of the main tasks of the Federal State Educational Standard [pdf-presentation]. Moscow: Ministry of Enlightenment of the Russian Federation FGBNU ISRO RAO School Assess-

<

PQ £ a

4

с

PQ

¡5 к

£

w

H Я

и ^

ш PQ

к

0

1

к

w PQ H

и

ft <

и

о

l-ч

0

ё и ft

s

1

и

>>

0

1

и w V

к

ь

l-ч <

э

с

S

к

Н U

w

PQ

ment Center (USSEQ), 2019. URL: http://iro23. ru/sites/default/files/kovaleva_g.s._funk_ gram_fgos_logvinova_i.m.pdf

5. Sedova E.A. Setting the goals of school mathematics education in the leading countries -Hong Kong, Singapore and the Republic of Korea // Nauka i shkola (Science and School). 2016. No. 1. P. 139-142. URL: https://www.eli-brary.ru/item.asp?id=25738437

6. Shin E.E., Imankulov M.K. Traditions and school education system in Korea // News of the Kyr-gyz Academy of Education. 2017. No. 2 (42). P. 46-53. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=32867719

7. Tara N.A., Tarasova K.V. Competencies of the 21st century in national standards of school education in central and east Asia // Filoso-fiya obrazovaniya (Philosophy of education). 2019. Vol. 19, No. 4. P. 94-113. DOI: 10.15372/ PHE20190407

8. Shestopal S.A. The state policy of the Republic of Korea in the field of school education in mid 1940's to 1970's. Humanitarian research in Eastern Siberia and the Far East // Dalnevostochnyy federalnyy universitet (Far Eastern Federal University). No. 1 (39). 2017. P 16-21. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=28905116

9. An S.D. Analysis of modernity of Korean education policy // Journal of Korean Education. 2004. Vol. 31, No. 2. P. 47-74. URL. https:// www.kci.go.kr/kciportal/ci/sereArticleSearch/ ciSereArtiView.kci?sereArticleSearchBean. artiId=ART001117635

10. Kwon J.S., Kim B.G., Jeong W.O.O., Jong W.H., Jeon J.W., Choi B. S. Science Education Theory // SEOUL: kyoyukguahaksa. 2001.

11. Lee G.M. Research in Social Education // Seoul: Yang Seo-won, 2014.

12. Lee M.S. The Japanese understanding of Korean Education in the Kyouiku Jiron (ffW^ gg) published before and after 1910 // Korean Journal of the Japan Education. 2019. Vol. 23, No. 3. P. 21-406. URL. https://www. kci.go.kr/kciportal/ci/sereArticleSearch/ ciSereArtiView.kci?sereArticleSearchBean. artiId=ART001511123

13. Lee S.Y. A study on the character of Korean educational reform right after liberation // The Journal of Saramdaum Education. 2010. Vol. 4, No. 2. P. 39-65. URL: https://www. kci.go.kr/kciportal/ci/sereArticleSearch/ ciSereArtiView.kci?sereArticleSearchBean. artiId=ART001511123

14. Lee W.J. The perspective of cultural anthropology in the study of history of Korean education // Korean Journal of History of Education. 2014. Vol. 36, No. 3. P. 129-151. DOI: 10.15704/ kjhe.36.3.201409.129

15. Shin H.S. Analysis of research trends in the journal of Korean education: 1974-2012 // Journal of Korean Education. 2013. Vol. 40, No. 4. P. 207-238. DOI: 10.22804/jke.2013.40.4.008

16. Yu S.C. Choosing between epistemic singularity and plurality: Social epistemological consideration of Korean education // Korean Journal of Philosophy of Education. 2016. Vol. 38, No. 1. P. 25-41. DOI: 10.15754/jkpe.2016.38.1.002

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.