Научная статья на тему 'Стратегические направления развития региональной рыночной инфраструктуры'

Стратегические направления развития региональной рыночной инфраструктуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
284
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / STRATEGY / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ / STRATEGIC TARGETS / РЕГИОН / REGION / РЫНОЧНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / MARKET INFRASTRUCTURE / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / РЫНОК / MARKET / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдурахманова Марианна Александровна

В статье рассматриваются проблемы развития рыночной инфраструктуры в регионе в аспекте формирования стратегического планирования. Показана необходимость активизации инвестиционного процесса в сфере рыночной инфраструктуры. Определена миссия стратегии развития рыночной инфраструктуры. Показан алгоритм стратегического планирования рыночной инфраструктуры. Выполнен анализ внешней и внутренней среды влияния на формирование рыночной инфраструктуры в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF THE REGIONAL MARKET INFRASTRUCTURE

In article problems of development of a market infrastructure in region in aspect of formation of strategic planning are considered. Necessity of activization of investment process for sphere of a market infrastructure is shown. Mission of strategy of development of a market infrastructure is defined. The algorithm of strategic planning of a market infrastructure is shown. The analysis of the external and internal environment of influence on formation of a market infrastructure in region is made.

Текст научной работы на тему «Стратегические направления развития региональной рыночной инфраструктуры»

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА

АБДУРАХМАНОВА М.А.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

В статье рассматриваются проблемы развития рыночной инфраструктуры в регионе в аспекте формирования стратегического планирования. Показана необходимость активизации инвестиционного процесса в сфере рыночной инфраструктуры. Определена миссия стратегии развития рыночной инфраструктуры. Показан алгоритм стратегического планирования рыночной инфраструктуры. Выполнен анализ внешней и внутренней среды влияния на формирование рыночной инфраструктуры в регионе.

АВ1ЯЛЫНМАЖ)УА М.А.

STRATEGIC DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF THE REGIONAL MARKET

INFRASTRUCTURE

In article problems of development of a market infrastructure in region in aspect of formation of strategic planning are considered. Necessity of activization of investment process for sphere of a market infrastructure is shown. Mission of strategy of development of a market infrastructure is defined. The algorithm of strategic planning of a market infrastructure is shown. The analysis of the external and internal environment of influence on formation of a market infrastructure in region is made.

Ключевые слова: стратегия, стратегические цели, регион, рыночная инфраструктура, управление, рынок, инвестиции.

Keywords: strategy, strategic targets, region, market infrastructure, management, the market, investments

Развитию рыночной инфраструктуры отведено значительное внимание при разработке стратегических планов социально-экономического развития регионов. Эффект функционирования отраслей регионального хозяйства и объектов рыночной инфраструктуры зависит не от превалирующей на данный момент формы собственности, а от механизма управления многоотраслевой системой хозяйства регионов. Поэтому необходим поиск стратегии, способной оптимизировать процессы в области функционирования рыночной инфраструктуры.

В основе функционирования региональной рыночной инфраструктуры должна лежать идея саморазвивающейся хозяйственной единицы, способной активно формировать рынок региона. Это позволит обеспечить активизацию инвестиционного процесса в сфере рыночной инфраструктуры и определить

перспективу его распределения. Методические основы стратегического развития рыночной инфраструктуры должны предусматривать оптимальное сочетание экономической сферы развития объектов рыночной инфраструктуры с социальной. Миссия стратегии развития рыночной инфраструктуры определяет общественно-правовое, социально-экономическое и воспроизводственное предназначение, смысл существования рыночной инфраструктуры в условиях трансформируемой экономики и усиления ее регионализации.

Миссия стратегии развития рыночной инфраструктуры предполагает повышение эффективности и стабилизацию экономических связей и отношений в региональном комплексе.

Генеральной стратегией для реализации миссии должна быть стратегия экономического прорыва [1]. Концепция прорыва в развитии рыночной инфраструктуры определяется как превращение существующих ресурсов и интеллектуального потенциала в рыночные конкурентные преимущества, выявление новых резервов, рационализация институциональной, управленческой структуры на всех уровнях, которые в совокупности придадут необходимый импульс к развитию региональной рыночной инфраструктуры.

На основе миссии в целевом блоке фокусируются стратегические цели, отражающие основные каналы реализации управленческих решений, выработанных стратегией. Основным документом целевого блока может быть стратегический план развития рыночной инфраструктуры региона. Достоинством стратегического плана является построение его под лозунгом «стратегического партнерства» [2], поскольку в процесс стратегического планирования вовлекаются все заинтересованные участники рынка, административная и законодательная ветви власти, население.

Структуру стратегического плана развития рыночной инфраструктуры, на наш взгляд, можно представить как совокупность следующих элементов:

❖ анализ внутренней и внешней среды развития рыночной инфраструктуры региона,

❖ разработка концепции развития,

❖ определение стратегических целей и подцелей, на базе которых формулируются конкретные задачи с системой количественных и качественных показателей,

❖ разработка действий и выработки тактики их осуществления,

❖ анализ эффективности и результативности, корректировка целей и методов их достижения.

Реализация элементов стратегического плана развития рыночной инфраструктуры представляет собой стадии цикла стратегического планирования (рис.1.). Анализ внешних и внутренних факторов развития рыночной инфраструктуры региона раскрывает ее экономический потенциал и источники развития. Внешние факторы позволяют охарактеризовать природно-географическое положение региона его экономическую конъюнктуру, основные мировые тенденции и их влияние на развитие рыночной инфраструктуры.

Внутренние факторы характеризуют количественный и качественный составы материальных и трудовых ресурсов рыночной инфраструктуры, развитие и значимость каждого инфраструктурного элемента, развитие предпринимательской активности, инвестиционный климат и инвестиционную емкость рынка. Сопоставление внутренних и внешних факторов позволяет уточнить внутренние и внешние ресурсы, которые могут быть привлечены для осуществления стратегии экономического прорыва в развитии рыночной инфраструктуры региона. Кроме того, на этой ступени стратегического цикла анализируются риски, тенденции инфляционных процессов, перспективы экономического роста и экономические ресурсы других регионов, с которыми осуществляются торговые и коммерческие взаимоотношения.

Рис. 1. Цикл (алгоритм) стратегического планирования рыночной инфраструктуры

Анализ внешней и внутренней среды необходим для определения стратегической позиции, в горизонтальной плоскости отражающей значение стратегического потенциала, в вертикальной - состояние привлекательности внешнего климата [3].

Реальная сила стратегической позиции усиливается стратегической активностью руководства, специалистов и персонала, реализующего стратегию. Только взаимодействие стратегической позиции и стратегической активности порождает синергетический эффект от внедрения стратегии, определяя ее успех.

На основе прогнозо-аналитического сопоставления, проведенного на основании анализа внутренних и внешних факторов, производится выбор стратегических целей. Выбор стратегических целей исходит из того, что они должны удовлетворять требованиям измеряемости, достижимости, временной адекватности, что означает на практике разработку количественных и качественных показателей для выражения целей. Цели будут значимыми, если они правильно сформулированы, если непосредственные исполнители о них информированы в полном объеме и если осуществляется стимулирование их реализации. Постановка стратегических целей развития рыночной инфраструктуры в настоящее время осложнена, так как сами категории «рыночная инфраструктура» и «рыночный потенциал» являются новыми для нашей экономики. Они мало изучены, для них не разработана система пока-

зателей. Для выбора целей развития рыночной инфраструктуры необходимо проводить анализ, синтез и прогноз развития оптового рынка, сети розничной торговли, функционирования всех видов бирж, банковской системы, рынка ценных бумаг, информационного рынка. Каждый элемент должен быть проанализирован, синтезирован и спрогнозирован как по отдельности, так и в совокупности, причем в составе четко обозначенной региональной системы рыночной инфраструктуры.

Стратегические цели можно структурировать по трем критериям:

❖ по уровню приоритетов (общерегиональные цели, цели определенного инфраструктурного канала);

❖ по направленности деятельности (финансовые, маркетинговые, рыночные, социальные);

❖ по направленности целей рыночной инфраструктуры (стабилизация, развитие, бурный рост).

Стратегические цели развития рыночной инфраструктуры следующие:

❖ выработка системного подхода к управлению рыночной инфраструктурой,

❖ оптимизация и стабилизация продовольственной ситуации в регионе,

❖ достижение баланса между объемами ввоза и вывоза,

❖ оптимизация поставок и объемов потребления, то есть выравнивание спроса и предложения,

❖ сокращение сроков поставки,

❖ улучшение качества продукции,

❖ осуществление всего комплекса контролирующих функций по качеству продукции и экологии ее производства,

❖ снижение трансакционных издержек,

❖ формирование статистического и информационного блоков по инфраструктурным элементам,

❖ формирование и поддержка инноваций, внедряемых в рыночную инфраструктуру.

Для успешной реализации стратегии развития рыночной инфраструктуры необходима непрерывная оценка стратегического плана путем сравнения результатов работы с целями. Процесс оценки как раз и выступает механизмом обратной связи для корректировки стратегии.

После принятия стратегии необходимо проанализировать организационную структуру управления на предмет ее способности обеспечить достижение поставленных целей. Возможно, что стратегия определит структуру. При этом некоторые структурные звенья будут заменяться более оптимальными с точки зрения выбранной стратегии. Этап формирования новой структуры в процессе стратегического планирования является залогом успешной реализации стратегического плана.

В блоке стратегических целей развития рыночной инфраструктуры разрабатывается Концепция, на базе которой осуществляется выработка стратегии и постановка задач развития региона. Концепция должна учиты-

вать местную специфику и обладать способностью воспринимать необходимые коррективы по ходу ее разработки. Подчеркивается, что для разработки концепции развития рыночной инфраструктуры значение качества маневренности усиливается системными свойствами инфраструктуры: открытостью и мобильностью.

Для реализации стратегии развития рыночной инфраструктуры товарных рынков в регионах разрабатывается наряду с Концепцией развития рыночной инфраструктуры и Комплексная Программа как комплекс мер ее реализующих.

Важным достоинством, отмечаемым при анализе Комплексной Программы развития инфраструктуры товарных рынков, является системный подход в ее разработке. Формирование «системы организаций и условий их функционирования», обеспечивающей взаимосвязи между структурными элементами рынков и способствующей свободному движению товаров, непрерывному процессу воспроизводства и бесперебойному функционированию сфер конечного потребления», является основной целью Программы.

Адекватно поставленной цели разработаны задачи и мероприятия, реализацию которых предполагается осуществлять поэтапно:

1. В качестве первоочередных мероприятий, формирующих нормативно-правовую «почву», регулирующих деятельность как отдельных элементов рынков, так и образующихся связей, предлагаются мероприятия по совершенствованию действующих документов. Внутренние расчеты и платежи осуществляются в соответствии с нормами и правилами бухгалтерской и налоговой отчетности. Появление (для некоторых - реставрация) новых инфраструктурных форм, таких, как биржи, торгово-терминальные центры, торговля через Интернет, требуют разработки и законодательного закрепления иных финансовых документов. К разработке новых документов предъявляется требование их универсальности и учет специфических особенностей отдельных инфраструктурных сегментов. Необходимы нормативные акты, упорядочивающие взаимоотношения участников товарных рынков.

2. В качестве направления повышения эффективности функционирования рынков и элементов инфраструктуры необходимы рекомендации по оптимизации размещения объектов складского хозяйства на региональном (межрегиональном) уровне и в отдельных секторах рынков.

3. Унификация информационного обеспечения по формированию и развитию рыночной инфраструктуры в целях создания единой информационной среды.

4. Внедрение технологии терминально-транспортного обслуживания в Республике Дагестан для включения ее в систему межрегиональных товаро-потоков и для улучшения инвестиционной привлекательности, поскольку транспортная подсистема является материальной базой рыночной инфраструктуры и ее развитие будет способствовать развитию новых элементов рыночной инфраструктуры.

Для осуществления стратегических целей целевого блока разрабатывается ресурсный блок. Поскольку ресурсы являются основой развития эконо-

мики любого региона, то в русле заданной стратегии важно проработать всевозможные варианты их использования, включая и альтернативные. Ресурсный блок должен включать финансовые, материальные и людские ресурсы. Финансовое обеспечение возможно за счет:

❖ образования паевых фондов с участием как государства, так и капитала частного предпринимательства,

❖ выделения определенного ежегодного процента из доходной части бюджета регионального уровня,

❖ объявления инвестиционного конкурса (тендера) на развитие или строительство объектов рыночной инфраструктуры, финансирование которого в случае выигрыша может осуществляться из федерального бюджета на возвратной основе.

По мнению автора, для привлечения инвестиций в инфраструктуру государством должны быть разработаны налоговые освобождения и льготы, достаточно привлекательные для возникновения желания вложить капитал в инфраструктуру. Это необходимо из-за того, что инвестиции в инфраструктурные отрасли рассматриваются большинством предпринимателей как квазиблаго.

Необходимо разработать меры, направленные на снижение инвестиционных рисков, что будет гарантировать реальным и потенциальным инвесторам возврат кредитных средств; активизировать привлечение иностранного капитала под гарантии правительства; разработать программу концессионного обеспечения региона.1

Также нужна поддержка предпринимательской активности как ресурсного фактора эффективного функционирования региональной экономики, особенно в части создания условий для развития малого и среднего бизнеса, поскольку предприятия малого и среднего бизнеса образуют основную массу посредничества.

Стратегия развития рыночной инфраструктуры региона должна дополняться, на наш взгляд, Концепцией государственной политики в сфере идеологии потребления товаров и услуг. Разработать подобную Концепцию сроком до 2020 г. должно Народное Собрание Республики Дагестан. Государственная политика в области идеологии потребления подразумевает комплекс мероприятий, формирующих условия, при которых удовлетворение потребностей различных групп населения в товарах и услугах обеспечивается с учетом их физиологических особенностей, традиций, экономического положения.

Исходя из того, что рыночная инфраструктура должна обеспечивать взаимодействие и наличие «обратной связи» между производителями и потребителями, между спросом и предложением, обеспечивая эффективность

1 Государство за вознаграждение по договору передает иностранному предпринимателю (юридическому или физическому лицу) исключительное право осуществлять хозяйственную деятельность в пределах определенного срок а на объектах государственной (муниципальной) собственности). Исторически в период 19001910 гг. и во времена НЭПа форма привлечения иностранного капитала в виде

функционирования рынка и всей экономики, целесообразно решить следующие стратегические задачи:

1. Сформировать сеть организаций, осуществляющих посреднические функции в области складского хозяйства для эффективного обеспечения оптовой торговли и продвижения товара с минимальными затратами.

2. Повысить конкурентоспособность товаров продовольственной группы за счет создания и применения тароупаковочной продукции, отвечающей международным стандартам.

3. Совершенствовать нормативно-правовые основы функционирования товарных рынков и их инфраструктуры.

4. Создать достоверную и многоканальную связь между рыночными агентами с помощью эффективной модернизированной информационной базы.

5. Организовать научно-методическое и кадровое обеспечение развития инфраструктуры.

Стратегический план развития рыночной инфраструктуры является эффективным в том случае, если он обеспечен ресурсами (финансовыми, материальными, кадровыми), а стратегические цели способны реализовать «прорыв», активизировать резервы рыночной инфраструктуры региона, обеспечить воспроизводство ее элементов и улучшить качество жизни населения.

В результате реализации стратегии управления рыночной инфраструктурой произойдет активизация ее элементов. Концентрация и «транзит» деловой активности российских производителей позволят региону реализовать свой потенциал как одного из российских инфраструктурных центров и будут содействовать интеграции российских товаропроизводителей в общероссийскую торгово-производственную сеть.

_Литература_

1. В новый век. Стратегический план развития Южного федерального округа. - Ростов, - 2003г., - С.13.

2. Гапоненко А. Практика развития ценовой активности в регионе. - М.: 2004г. - С.387.

3. Баранычев В. Стратегический анализ: технология, инструменты, организация // Проблемы теории и практики управления. - 2003, - №5, - С.88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.