Научная статья на тему 'Разработка направлений развития региональной инфраструктуры на основе инструментов прогнозирования и стратегического планирования'

Разработка направлений развития региональной инфраструктуры на основе инструментов прогнозирования и стратегического планирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
345
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / РЕГИОН / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Овешникова Л. В.

Под стратегическим планированием и прогнозированием региональной инфраструктуры автором понимается взаимообусловленный, управленческий процесс, позволяющий на основании научно-обоснованного предвидения возможных тенденций будущего и с учетом оценки ожидаемых результатов и их предполагаемых изменений, предложить целенаправленные эффективные стратегические направления функционирования и развития инфраструктуры региона.В статье рассмотрены понятие и взаимосвязь стратегического планирования и прогнозирования применительно к развитию региональной инфраструктуры, выделены инструменты стратегического планирования и прогнозирования. Рассмотрены процедуры стратегического планирования: стратегическое программирование, прогнозирование и проектирование. Также предложены основные формы прогнозирования развития региональной инфраструктуры: дескриптивная и прескриптивная. В соответствии с последней предложен ряд актуальных управленческих воздействий на отдельные элементы региональной инфраструктуры с целью ее совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка направлений развития региональной инфраструктуры на основе инструментов прогнозирования и стратегического планирования»

УДК 3001.895:332.146

РАЗРАБОТКА НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА ОСНОВЕ ИНСТРУМЕНТОВ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Под стратегическим планированием и прогнозированием региональной инфраструктуры автором понимается взаимообусловленный, управленческий процесс, позволяющий на основании научно-обоснованного предвидения возможных тенденций будущего и с учетом оценки ожидаемых результатов и их предполагаемых изменений, предложить целенаправленные эффективные стратегические направления функционирования и развития инфраструктуры региона.

В статье рассмотрены понятие и взаимосвязь стратегического планирования и прогнозирования применительно к развитию региональной инфраструктуры, выделены инструменты стратегического планирования и прогнозирования. Рассмотрены процедуры стратегического планирования: стратегическое программирование, прогнозирование и проектирование. Также предложены основные формы прогнозирования развития региональной инфраструктуры: дескриптивная и прескриптивная. В соответствии с последней предложен ряд актуальных управленческих воздействий на отдельные элементы региональной инфраструктуры с целью ее совершенствования.

Ключевые слова: региональная инфраструктура, регион, стратегическое планирование, прогнозирование, направления развития.

В методическом плане разработки направлений развития региональной инфраструктуры на основе инструментов прогнозирования и стратегического планирования важно обеспечить сопряжение звеньев цепи «прогноз - стратегический план» за счет установления периодов прогнозирования в соответствии с задачами стратегического планирования. В процессе разработки стратегии действий следует уделять достаточное внимание и долгосрочным, и краткосрочным аспектам с целью исключения доминирования каких-либо аспектов. По этой причине прогнозы проводятся как с кратко-, так и с долгосрочными периодами упреждения (отрезком времени, на который разрабатывается прогноз) [1].

Прогнозы способствуют формированию стратегии экономического развития экономики региона. Прогноз, охватывая значительно больший временной интервал, является ориентиром развития [2]. Благодаря прогнозированию возможно выявить основные направления, ориентиры и показатели, определяющие развитие компонент региональной инфраструктуры в будущем.

Стратегическое планирование, рассматриваемое как процесс практической деятельности соответствующих субъектов управления, имеет свое содержание, в состав которого входят: сущность и ее проявление; процедура разработки стратегических прогнозов, проектов стратегических программ и планов [3]. Основные процедуры стратегического планирования представлены на рис. 1.

Из приведенной автором схемы следует, что стратегическое планирование сложный процесс, в составе которого выделяется три процедуры, одной из которых является прогнозирование. Такая концепция автора еще раз акцентирует внимание на взаимосвязи и взаимозависимости рассматриваемых в данном исследовании процессов стратегического планирования и прогнозирования развития региональной инфраструктуры.

Автор предлагает инструментарий форм и процедур прогнозирования и стратегического планирования, под которым понимается упорядоченный комплекс действий, основанных на применении способов, методов, методик и подходов к составлению страте-

Л.В. ОВЕШНИКОВА

Российский

экономический университет имени Г.В. Плеханова г. Москва

1)e-mail: lud_proz@mail..ru

гических планов и прогнозов, применение которых в определенных сочетаниях с высокой степенью эффективности обеспечит высокий уровень достоверности, точности, дальности разрабатываемого стратегических планов и прогнозов развития региональной инфраструктуры.

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Стратегическое прогнозирование (прогноз); Стратегическое программирование (программы); Стратегическое проектирование (проекты планов)

Рис. 1. Процедуры стратегического планирования развития региональной инфраструктуры

Автор предлагает рассматривать в качестве форм прогнозирования развития региональной инфраструктуры две взаимосвязанные совокупности форм его конкретизации: предсказательную (дескриптивную) и сопряженную с ней, относящуюся к категории управления — предуказательную (прескриптивную). Предсказание при этом подразумевает описание возможных или желательных перспектив, состояний, решений проблем будущего. Предуказание связано с собственно решением этих проблем, с использованием информации о будущем для организации целенаправленной деятельности [4].

В качестве форм прогнозирования рассмотрим предсказательную форму и преду-казательную, которые будут принципиально отличаться тем, что во втором случае будут указаны средства управленческого воздействия на объект прогнозирования, позволяющие спрогнозировать его преобразования в будущем.

В соответствии с предсказательной формой прогнозирования рассматривается ряд основных шагов проведения исследований и прогнозирования, которые можно описать следующей процедурой шагов [5] (рис. 2).

Исходя из процедуры, представленной на рисунке 2 процесс прогнозирования развития региональной инфраструктуры строится на основе гипотез, предварительных поисковых моделей, нормативных моделей, которые потом уточняются и в результате чего с учетом экспертных мнений, и на основе оценки достоверности, точности и обоснованности прогнозы дорабатываются и корректируются, после чего могут быть применимы в течение определенного времени.

Далее по мере изменения условий внешней среды становится необходимой снова предпрогнозная ориентация на основе сопоставления материалов уже разработанного прогноза с новыми данными прогнозного фона и начинается новый цикл исследования, поскольку прогнозирование процесс непрерывный [5].

Если в результате проводимых исследований наблюдается отрицательная динамика эффективности инфраструктурного обеспечения в регионе, то в целях обеспечения из-

менения данной тенденции актуализируется необходимость управленческих воздействий на объект прогнозирования, что предопределяет применение прескриптивной формы.

Рис. 2. Дескриптивная форма прогнозирования развития региональной инфраструктуры

В этом случае предлагается рассматривать процедуру форсайт как подход к определению инфраструктурных ресурсов региона, имеющихся в настоящее время для достижения будущих желаемых значений экономических показателей. Это позволяет эффективно решать основные задачи стратегического планирования так, как их определили А. Томсон и А. Стрикленд в рамках пяти задач стратегического менеджмента компаний [6].

Форсайт это возможность оценить перспективы науки, технологий, экономики, чтобы определить стратегические направления исследований и новые технологии, способные принести наибольшие экономические результаты [7]. Форсайт эффективен при решении задачи прогнозирования для объектов, которые могут оказывать активное воздействие на внешнюю среду и имеют возможность изменять свое состояние для достижения будущих желаемых состояний [8].

С учетом использования процедуры форсайт показано, что исследование региональной инфраструктуры должно опираться на ее потенциальные возможности и резервы. Важна инфраструктурная диагностика регионов и отдельных предприятий по критерию состояния инфраструктуры. В целях получения полной картины в сфере инфраструктурного обеспечения и для определения дальнейших форсайт-действий по разработке стратегических мероприятий управленческого характера, возможно проведение оценки развития инфраструктуры по количественным и качественным параметрам (рис. 3).

Форсайт исходит из того, что наступление «желательного» варианта будущего во многом зависит от действий, предпринимаемых сегодня, поэтому выбор вариантов сопровождается разработкой мер, обеспечивающих оптимальную траекторию развития [9].

Рис. 3. Предуказательная (управляющая) форма прогнозирования развития региональной инфраструктуры

Региональная инфраструктура зачастую складывается стихийно. Как следствие, в первую очередь появляются те элементы инфраструктуры, которые связаны либо с наиболее насущными потребностями предпринимательских структур, либо со значительной экономической выгодой от их обслуживания.

Согласно предлагаемой форме прогнозирования необходимо выделять определенный набор факторов, объективно способствующих возникновению, существованию (социальная, инженерно-техническая, транспортная инфраструктура, системы связи и коммуникаций) и развитию (информационное обеспечение, консультационные услуги, кредитно-банковское обслуживание, услуги страховых организаций и т.д.) деятельности предприятий региона. Факторы первой группы создают общие условия, предпосылки для развития деятельности хозяйствующих субъектов в регионе, второй - непосредственно формируют инфраструктуру обеспечения деятельности хозяйствующих субъектов. Фактор рекомендуется исследовать с позиции «обязательные», «необходимые» и «желательные» [10, 16].

Форсайт - активный прогноз, который включает элементы воздействия на будущее. Из рисунка следует, что данная форма прогнозирования отличается от предыдущей наличием определенных управленческих воздействий, которые необходимо осуществлять в целях получения более значимых положительных результатов. В качестве таких управленческих воздействий предлагается рассматривать во-первых, формирование региональных инфраструктурных комплексов, во-вторых, активизация инновационной деятельности в раз-

витии региональной инфраструктуры, в-третьих, Регулирование риска в инфраструктурном обслуживании современных видов деятельности региона

В основе формирования региональных инфраструктурных комплексов лежат объективные внутренние и внешние причинно-следственные связи, продиктованные самой "природой" инфраструктуры. Как отмечает И.В. Шульгина, "комплексный характер инфраструктуры создает условия для интеграции ее элементов в единый обслуживающий вид производства - комплекс, формирующийся в основном по признаку региональной общности [11].

Таким образом, инфраструктурный комплекс - это новое интегрированное межотраслевое образование, объединяющее производство, предпринимательскую деятельность, социальную сферу (сферу обслуживания), управление, науку и формирующее общественный рынок на региональном и межрегиональном уровне [12].

Состав объектов региональной инфраструктуры зависит от отраслевой специализации региона (города, отрасли), географического местоположения и других факторов. Наличие развитой инфраструктуры становится доминирующим фактором укрепления региональной экономики и повышения ее конкурентоспособности и определяется развитостью кредитных, страховых, инвестиционных институтов, научно-технологических комплексов, дорог, магистралей, энергетических систем и сетей, социально-культурных объектов; качественной связью и телекоммуникациями; комплексом формальных и неформальных ограничений, определяющих «правила игры» для субъектов рыночных отношений. В то же время для достижения перманентного количественного и качественного роста объектов инфраструктуры необходим анализ сложившейся ресурсной базы, издержек и кадрового потенциала [13].

Далее рассмотрим следующее управленческое воздействие, которое автор считает целесообразным для применения при прогнозировании развития региональной инфраструктуры - активизация инновационной деятельности.

Обеспечивать это направление должны соответствующие элементы инфраструктурного обеспечения региона: технологическая сфера, информационно-аналитические отделы, центры инновационного маркетинга, коммерческие центры и т.д [14].

На этапе «инновация» создаются первые партии инновационного товара с учетом потребительских запросов покупателей и осуществляется их реализация на рынках. В этот момент региональные инфраструктурные элементы должны находится в тесной взаимосвязи. В этом случае актуализируется понятие региональной инновационной инфраструктуры, включающей совокупность региональных учреждений инновационного типа, размещенных в рамках отдельного территориального образования и обеспечивающих качественные изменения в процессе производства валового регионального продукта на основе использования результатов интеллектуальной деятельности [15].

Еще одним направлением управленческого воздействия при прогнозировании развития региональной деятельности, на которое следует обратить внимание - управление рисками.

Отметим, что к специальному блоку инфраструктуры по поддержке регионального бизнеса относится инфраструктура страхового рынка, занятые страхованием от различных видов рисков в различных сферах предпринимательской деятельности.

В этом плане большое значение имеет формирование современного страхового рынка, в котором есть место частным страховым компаниям, связанным между собой «разделением труда» по нишам страхового рынка, системой кооперации с помощью перестрахования; страховым кооперативам; государственному страхованию. Современный бизнес может чувствовать себя безопаснее, если сформируется эффективная полиформическая система страхования с соответствующей инфраструктурой [16, 17].

Таким образом, разработанный инструментарий прогнозирования и стратегического планирования развития инфраструктурного обеспечения бизнеса в регионе, учитывающий возможность применения процедуры активного прогнозирования - форсайт, позволяет определить перспективные направления развития региональной инфраструктуры.

1. Завьялов, П.С. Прогнозирование: методологии и процедуры П.С. Завьялов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/lib-research/methods/forecasting.htm.

Список литературы

2. Экономическое прогнозирование: учебное пособие / Н.Г. Веселов, М.С. Сулинов, Т.Н. Хайкин. - Свердловск, 1980. - 80 с.

3. Ляско, В.И. Стратегическое планирование развития предприятия: Учебное пособие для вузов [Текст] / В.И. Ляско.—М.: Издательство «Экзамен», 2005. - 288 с.

4. Социальное прогнозирование [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sbiblio.eom/biblio/archive/socprogn/9.aspx.

5. Воржецов, А. Г. Основы социального прогнозирования учебное пособие / А.Г. Воржецов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://do.gendocs.ru/docs/index-203824.html?page=2.

6. Стрикленд А.Дж., Томпсон А.А.. Стратегический менеджмент - М.,2006. - C. 89.

7. Карта не есть территория [Электронный ресурс]. -http://www.buhgalteria.ru/article/n49868.

8. Дорнбуш, Р. Экономика / Р. Дорнбуш, С. Фишер, Р. Шмалензи. - М., 2002. - C. 43.

9. Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D4%EE%F0%F1%E0%E9%F2.

10. Яковлева-Чернышева, А.Ю. Методологические подходы к формированию инфраструктуры предпринимательской деятельности в рекреационном кластере / А.Ю. Яковлева-Чернышева [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.terrahumana.ru/arhiv /10_04/I0_04_05.pdf.

11. Шульгина, И.В. Указ. Соч.,1988. - С. 52.

12. Федоров, В.Н. Социально-экономический потенциал инфраструктуры: содержание, оценка и анализ развития / В.Н. Федоров. - Ульяновск, 2000. - 195 с.

13. Алчанова, Р.Д. Развитие системы инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности: автореф. дисс. на соиск. учен степ. канд. экон. наук. Уфа. - 2009 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ceninauku.ru/page_11996.htm.

14. Овешникова, Л.В. Содержание стратегического планирования и прогнозирования инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности / Л.В. Овешникова // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/109-9363.

15. Овешникова, Л.В. Методологический подход к выбору методов прогнозирования инфраструктурного обеспечения предпринимательства/ Л.В. Овешникова // Инновационный вестник Регион № 5(34), 2013. - С. 22 - 27.

16. Овешникова, Л.В. Методология формирования процесса стратегического планирования и прогнозирования инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности / Л.В. Овешникова // Вестник УрФУ. Серия Экономика и управление. 2013. № 5. С. 25 - 33.

17. Сибирская, Е.В. Методика многокритериальной и многофакторной оценки эффективности инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности / Е.В. Сибирская, Л.В. Овешникова // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. 2013. №22(165). Вып. 28/1. С. 55-61.

DEVELOPMENT OF TARGETED REGIONAL INFRASTRUCTURE DEVELOPMENT TOOL-BASED FORECASTING AND STRATEGIC PLANNING

L.V. OVESHNIKOVA

Russian Economic University named after G.V. Plekhanov Moscow

e-mail:

lud_proz@mail. .ru

Under the strategic planning and forecasting of regional infrastructure author understands mutually conditioned, the management process, allowing on the basis of science-based prediction of possible future trends and taking into account estimates of expected results and their anticipated changes, suggest targeted effective strategic direction of the operation and development of infrastructure in the region.

The article describes the concept and the relationship between strategic planning and forecasting in relation to the development of regional infrastructure, isolated tools of strategic planning and forecasting. Reviewed the procedures of strategic planning: strategic programming, forecasting and planning. Also provided are the main forms of forecasting the development of regional infrastructure: descriptive and prescriptive. According to the latest proposed a number of current management actions on individual elements of regional infrastructure in order to improve it.

Keywords: regional infrastructure, region, strategic planning, forecasting, development trends.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.