Научная статья на тему 'Управление развитием рыночной инфраструктуры региона'

Управление развитием рыночной инфраструктуры региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
394
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОЧНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ / ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ / ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ / ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / РЕГИОН / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / MARKET INFRASTRUCTURE / MECHANISM OF MANAGEMENT / FUNCTION OF MANAGEMENT / INSTRUMENTS OF MANAGEMENT / PRINCIPLES OF MANAGEMENT / ECONOMIC PROCESSES / STRATEGIC PLANNING / REGION / REGIONAL INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кириенко Ольга Эдуардовна, Киященко Татьяна Андреевна

Состояние региональной инфраструктуры рассматривается как важное условие социально-экономического развития регионов. В статье выявлены проблемы, сдерживающие развитие различных отраслей инфраструктуры в ДНР и Ростовской области РФ. Предложен механизм управления развитием рыночной инфраструктуры, в котором особая роль отводится государству. Сделан акцент на необходимости соблюдения принципов комплексности и системности как условия обеспечения сбалансированного и устойчивого развития всех подсистем рыночной инфраструктуры. Определены методы, факторы, инструменты государственного регулирования процессом формирования и развития рыночной инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF DEVELOPMENT OF THE REGIONAL MARKET INFRASTRUCTURE

The state of the regional infrastructure is considered as an important condition for the socio-economic development of the regions. The article identifies problems hindering the development of various branches of infrastructure. A mechanism has been proposed for managing the development of a market infrastructure in which a special role is assigned to the state. Emphasis is placed on the need to comply with the principles of comprehensiveness and consistency as a condition for ensuring balanced and sustainable development of all subsystems of the market infrastructure. The methods, principles, instruments of state regulation of the process of formation and development of market infrastructure are defined.

Текст научной работы на тему «Управление развитием рыночной инфраструктуры региона»

УДК 332.1 DOI: 10.22394/2079-1690-2019-1-1-57-64

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА

Кириенко кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента Ольга непроизводственной сферы, Донецкая академия административного

Эдуардовна управления и государственной службы (83015, ДНР, г. Донецк,

ул. Челюскинцев, 163а). E-mail: kirienko_2304@inbox.ru Киященко кандидат экономических наук, доцент кафедры «Теория организации Татьяна и управление персоналом», Ростовский государственный университет Андреевна путей сообщения (344038, Россия, г. Ростов-на-Дону, пл. Ростовского Стрелкового Полка Народного Ополчения, 2). E-mail: syxorykovataina@mail.ru Аннотация

Состояние региональной инфраструктуры рассматривается как важное условие социально-экономического развития регионов. В статье выявлены проблемы, сдерживающие развитие различных отраслей инфраструктуры в ДНР и Ростовской области РФ. Предложен механизм управления развитием рыночной инфраструктуры, в котором особая роль отводится государству. Сделан акцент на необходимости соблюдения принципов комплексности и системности как условия обеспечения сбалансированного и устойчивого развития всех подсистем рыночной инфраструктуры. Определены методы, факторы, инструменты государственного регулирования процессом формирования и развития рыночной инфраструктуры.

Ключевые слова: рыночная инфраструктура, механизм управления, функции управления, инструменты управления, принципы управления, экономические процессы, стратегическое планирование, регион, региональная инфраструктура.

Актуальность и постановка проблемы. В условиях структурных изменений в экономике важную роль в развитии и ускорении экономических процессов играет состояние инфраструктуры. В случае несоответствия уровня развития инфраструктуры уровню развития экономики возможно замедление производственных процессов, ухудшение качества жизни населения. Развитие инфраструктуры формирует предпосылки для экономического роста, усиливает инвестиционные вложения, способствует эффективному использованию ресурсов. У экономистов и ученых имеется «четкое понимание необходимости инфраструктурного развития для успешного функционирования различных сфер деятельности» [1, с. 72]. Функции управления должны быть возложены на государство, что определяет актуальность разработки теоретических положений и практических рекомендаций по созданию системы управления развитием рыночной инфраструктуры региона.

Анализ последних исследований и публикаций. Необходимости управления процессом формирования и развития региональной инфраструктуры посвящены работы ряда современных авторов: В.Ф. Савченко [2], С.В. Симака [3], Л.В. Ошорова [4], О.Г. Алешиной [5] и др. Д.С. Митюхин, подчеркивая важность институтов рыночной экономики для устойчивого развития экономики в целом, отдельных региональных рынков, изучает проблемы управления рыночной инфраструктурой региона. Им определены принципы управления, цели и задачи механизма управления рыночной инфраструктуры [6]. Л.В. Овешникова раскрывает содержание, способы и приемы стратегического планирования и прогнозирования региональной инфраструктуры [7]. Однако, недостаточно разработанными остаются вопросы государственного участия в механизме управления развитием региональной рыночной инфраструктуры. Более детального изучения требуют элементы, образующие такой механизм.

Статья посвящена разработке рекомендаций по созданию механизма управления развитием региональной инфраструктуры, в котором ключевая роль отводится государству.

Преобразования в экономике Донецкой Народной Республики, ее дальнейший рост требуют соответствующего инфраструктурного обеспечения. Одной из важнейших составляющих инфраструктуры региона, наряду с промышленной и социальной, является рыночная инфраструктура. Ее важность для экономики региона обусловлена тем, что она обеспечивает условия для развития материального производства, создает оптимальные условия

для свободного движения товаров, ускоряя процесс товародвижения. Институты рыночной инфраструктуры обслуживают рынок товаров и услуг, финансовый рынок, рынок труда.

Важность организаций рыночной инфраструктуры для развития экономики региона определяется выполняемыми ими функциями, которые в основном сводятся к следующим: минимизация финансового, имущественного и других видов риска за счет деятельности страховых, консалтинговых и аудиторских компаний; обеспечение финансовой поддержки субъектам хозяйствования кредитными учреждениями; расширение возможностей предприятий и их развитие за счет аренды и лизинга; регулирование движения рабочей силы центрами занятости; увеличение скорости движения оборотных средств за счет работы банковской системы, обеспечивающей прием, выдачу и перевод платежей экономических субъектов; способствование брокерскими конторами продвижению товара от производителя к потребителю; создание товарными биржами условий для реализации товаров по объективным, рыночным ценам; обеспечение фондовыми биржами возможностей для привлечения средств посредством эмиссии ценных бумаг и размещению их на рынке.

От уровня развития инфраструктуры зависит конкурентоспособность региона и его социально-экономическая эффективность, следовательно, выполнение в полном объеме данных функций во многом определяет качество функционирования региональной инфраструктуры [8].

Недостаточный уровень развития рыночной инфраструктуры неизбежно приводит к «снижению деловой активности, слабому развитию производства, нарушению нормального воспроизводственного процесса в региональных системах» [9].

Отрасли рыночной инфраструктуры являются основой, базисом для всей системы региональных рынков. Они объединяют сферы производства, обращения и потребления в единую цепочку, тем самым «ускоряя оборот финансовых, материальных, информационных потоков в экономике, способствуя повышению эффективности общественного развития» [9].

Стабильность и устойчивое развитие экономики региона зависят от того, насколько в нем развита инфраструктура. «Чем больше развита инфраструктура, тем более гибкой является вся экономика региона, тем на более прочной основе базируется его социально-экономическое развитие и процветание» [10].

Практика показывает, что «в регионах с развитой инфраструктурой достичь высокого уровня развития, как отдельно взятой отрасли, так и региона в целом значительно проще и эффективней» [11].

Анализ теории и практики управления развитием социально-экономических систем, в том числе и рыночной инфраструктуры, показывает, что значительные резервы ее совершенствования связаны с развитием методов и инструментов управления.

Ввиду особой важности инфраструктуры для экономики как страны в целом, так и отдельных территорий, управление ее развитием возлагается на государство. В большинстве стран до 80-х годов 20-го столетия все проекты в инфраструктуре имели чисто государственный характер. Позже стал использоваться ставший традиционным подход в реализации инфраструктурных объектов, предусматривающий создание государственных агентств. На них были возложены функции разработки и внедрения проектов в инфраструктуре. Агентства разрабатывали планы приоритетных потребностей, организовывали финансирование, проектирование и реализацию отдельных проектов. С середины 90-х годов во многих странах растет интерес к проектам развития инфраструктуры, финансирование и управление которыми распределяется между государством и частными предприятиями [3, с. 105].

Как показывает опыт разных стран в современных условиях, в том числе, России, причинами, препятствующими устойчивому развитию инфраструктуры, являются несистемный подход в управлении, недостаток финансирования; отсутствие региональной политики инфраструктурного развития, единой статистики и подходов к оценке состояния инфраструктуры в стране (регионе).

В Донецкой Народной Республике проблема усугубляется наличием весомых объективных факторов: политическая неопределенность, экономическая блокада, снижение объемов производства в основных отраслях, трудности с ввозом/вывозом сырья, разрушение объектов инфраструктуры вследствие военных действий, ограниченность ресурсов, которые могли бы быть направлены на восстановление и развитие инфраструктуры, в том числе, рыночной.

Этим обусловлена важность участия государства в процессе формирования и развития региональной инфраструктуры. Такая работа должна носить системный характер, предусматривать планирование мероприятий на средне- и долгосрочную перспективу, организацию и контроль выполнения намеченных планов, целевого расходования средств. Функции управления могут быть возложены на специально созданную для этого комиссию по восстановлению и развитию региональной инфраструктуры при администрации или правительстве Республики. Деятельность комиссии должна быть направлена на:

разработку единой политики развития региональной инфраструктуры; формирование единой информационной системы для анализа и оценки состояния инфраструктуры региона;

создание условий для устойчивого развития рыночной инфраструктуры и отдельных ее подсистем;

обеспечение пропорционального развития всех отраслей инфраструктуры региона; привлечение частных инвестиций в инфраструктурные отрасли.

Эти задачи, на наш взгляд, могут быть решены на основе создания системы управления развитием региональной инфраструктуры, ключевое место в которой отводится эффективному механизму управления развитием инфраструктуры.

Решение проблемы необходимо начать с выяснения сущности, состава и содержания элементов механизма. Следует отметить, что в настоящее время отсутствует единый подход к определению понятия «механизм управления». Слово «механизм», в прямом смысле, применяется в техническом толковании, смысл которого связан с внутренним устройством машины. В то же время понятие «механизм» достаточно широко используется и в экономической науке, где оно ассоциируется с управлением. Мнения некоторых авторов о содержании категории «механизм управления» представлены в табл. 1.

Таблица 1

Сущность категории «механизм управления»

Автор Механизм управления

Е.В. Третьяков совокупность взаимодействующих элементов, объединенных определенной целью и являющихся инструментарием, переводящим объект из одного состояния в другое путем воздействия на него составляющих элементов [12, с. 9]

А.М. Гринь совокупность конкретных методов, инструментов, нормативно-правового и информационного обеспечения, посредством которых реализуется воздействие на объекты и процессы управления для достижения поставленных целей функционирования и развития

К.С. Холодкова работа механизма, ориентированная на реализацию функций управления в соответствии с определенными принципами, что в конечном итоге позволяет достигать цели управления [13]

А.В. Барлукова совокупность компонентов системы управления (принципов, функций, методов, ресурсов), предназначенных для доставки органу управления информации об объекте управления и оказания воздействия на объект управления с целью обеспечения функционирования и (или) развития системы [14, с. 123]

В.О. Федорович разноуровневая иерархическая система основных взаимосвязанных между собой элементов и их типовых групп - субъектов, объектов, принципов, методов, инструментов и прочих, а также способов их взаимодействия [15]

С.А. Евсеева это порядок действий при осуществлении выбора управляющих воздействий на объект управления, обеспечивающих достижение поставленных целей управления [16]

Д.А. Новиков совокупность правил, процедур и методик принятия решений [17, с. 32]

Д.С. Митюхин система научно-методических, организационно-экономических и технологических методов и инструментов корректировки структуры и качества функционирования рыночной инфраструктуры региона, позволяющей обеспечить устойчивость социально-экономической системы последнего [6]

Большинство авторов определяют «механизм управления» как совокупность элементов (Е.В. Третьяков) или компонентов (А.В. Барлукова), методов, инструментов, нормативно-правового и информационного обеспечения (А.М. Гринь), воздействующих на объекты и процессы управления для достижения поставленных целей функционирования и развития. В результате такого воздействия объект переходит из одного состояния в другое. Д.С. Митю-хин конкретизирует совокупность элементов (научно-методические, организационно-экономические и технологические методы и инструменты), называя эту совокупность системой, а также уточняет цель воздействия на объект (рыночную инфраструктуру региона), которая заключается в обеспечении устойчивости социально-экономической системы региона.

Проведя собственные исследования сущности механизма управления [18] и изучив мнения других авторов, отметим, что основным в данном понятии является совокупность, единство взаимодействующих и взаимосвязанных элементов воздействия на объект управления, что и позволяет достичь поставленной цели. Уточнив и расширив перечень элементов системы, получим такое определение механизма управления развитием рыночной инфраструктуры - это совокупность взаимосвязанных между собой элементов (цель управления, принципы, методы, факторы, критерии, инструменты и рычаги управления) воздействия субъекта управления на структуру и качество функционирования рыночной инфраструктуры, позволяющие обеспечить устойчивое и сбалансированное развитие региональных рынков и экономики региона в целом. Его основными функциями являются доставка информации об объекте управления и обеспечение исполнения принятого решения путем воздействия на объект управления (рис. 1).

Особенностью механизма управления развитием рыночной инфраструктуры должен стать его динамичный характер, позволяющий оперативно реагировать на внутренние и внешние изменения. Данное условие достигается на основе применения методологии опережающего управления.

В основу действия механизма управления развитием рыночной инфраструктуры должны быть положены следующие принципы:

целостности, предполагающий обеспечение единства множества элементов механизма управления, каждый из которых призван выполнять свою конкретную роль, неотъемлемую для всего механизма. Система элементов направлена на решение одной конкретной цели; системности в создании и размещении объектов инфраструктуры;

комплексности в управлении, что означает всесторонний охват всей управляемой системы, всех ее свойств;

целеполагания как возможности определения в каждый момент времени достижимых и измеримых целей развития рыночной инфраструктуры;

гибкости, т.е. возможности рыночной инфраструктуры менять интенсивность и параметры обслуживания в соответствии с потребностями экономики региона;

информационной обеспеченности для своевременности принятия управленческого решения;

пропорциональности, обеспечивающей соответствие состояния рыночной инфраструктуры потребностям экономики;

устойчивого и сбалансированного развития всех отраслей рыночной инфраструктуры. Важной составляющей в достижении цели является совокупность факторов, которые необходимо всесторонне учитывать и использовать.

Государство для достижения поставленной цели использует организационно-экономические (налоговое, ценовое, таможенное, финансово-кредитное, бюджетное регулирование, инвестиционная деятельность, страхование и т.п.), административно-правовые (правовые акты, содержащие нормы, которые регулируют управленческие отношения и деятельность управляемых) и социальные (стиль управления, управленческие возможности)методы управления, опираясь на имеющиеся ресурсы. Ввиду ограниченности финансовых ресурсов в ДНР, кроме бюджетного финансирования для развития инфраструктуры необходимо привлекать частные инвестиции, как внутренние, так и внешние. В Республике имеет место недостаток человеческих ресурсов, профессионалов ввиду их оттока из-за боевых действий.

Внешнее воздействие

г

Субъекты управления

Органы государственного регулирования (профильные министерства, комиссия по развитию региональной инфраструктуры)

А

V-/

Ассоциации (банков, бирж, пр.)

Л.

Цель: создание инфраструктуры, соответствующей уровню развития региона

Х21

Принципы управления: системности, комплексности, целостности; целеполагания, гибкости; информационной обеспеченности, пропорциональности, устойчивого и сбалансированного развития

а т к е

б о и и н я о т с о с

и ц

а

Е

р

о ф

н

к

Методы управления: организационно-экономические, административно-правовые и социальные

Факторы: внешние и внутренние Объективные и субъективные

Ресурсы: финансовые, материальные, человеческие

Инструменты управления: Финансовые: прямое государственное финансирование, частные инвестиции, государственно-частное партнерство. Организационные: программа развития, кадровое и методическое обеспечение. Регулирующие: нормативно-правовая база.

А

Рычаги управления:

Организационные: законодательная и нормативная база, программа развития рыночной инфраструктуры, мотивация и стимулирование привлечения инвестиций. Экономические: налогообложение, государственно-частное партнерство, прямое государственное финансирование, частные инвестиции, государственно-частное партнерство.

Объект управления -

региональная рыночная инфраструктура

Ж

Внешнее воздействие

Эффект: устойчивое и сбалансированное развитие региональных рынков, экономики региона в целом, повышение благосостояния людей

Рис. 1. Механизм управления развитием рыночной инфраструктуры

Ориентация управления на конкретную цель предполагает получение конкретных результатов, для этого необходимо определить критерии (или показатели), «по которым устанавливаются численные значения и создаются условия, обеспечивающие требуемые результаты, т.е. формируется сам механизм управления» [16, с. 165]. Под критерием рассматривают также «краткие утверждения, описывающие конкретные действия, которые надо выполнить, чтобы достичь целей» [19, с. 26]. Развитие рыночной инфраструктуры в ДНР должно быть направлено, в первую очередь, на создание второго уровня банковской системы - коммерческих банков, которые бы возобновили кредитование населения и экономику; системы страхования; создание товарной (продовольственной) биржи. Возобновление функционирования организаций рыночной инфраструктуры придаст новый импульс в развитии региональной экономики.

Важным компонентом механизма управления являются инструменты управления как средство воздействия на объект. Они включают: прямое государственное финансирование, частные инвестиции, государственно-частное партнерство (финансовые инструменты), программу развития, кадровое и методическое обеспечение (организационные инструменты), нормативно-правовую базу (регулирующие инструменты).

Содержание элементов механизма управления может и должно изменяться вместе с изменениями в среде функционирования, обусловленными, прежде всего, внешними факторами.

При формировании механизма управления развитием инфраструктуры в ДНР, на наш взгляд, возможно использование опыта Российской Федерации и тех новых подходов, которые определены правительством страны как приоритетные. Основная идея, положенная в основу нового механизма, - создание своеобразной единой инфраструктурной карты, которая будет объединять планы различных министерств, компаний с государственным участием, частных инвесторов, регионов. Все планы должны быть согласованы и увязаны на разных уровнях власти. Оценка социально-экономического эффекта должна проводиться по каждому проекту.

Выводы по данному исследованию. Механизм управления развитием региональной рыночной инфраструктуры - это совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, которые находятся под воздействием внешних и внутренних факторов. Правильный выбор инструментов, методов, рычагов воздействия на управляемый объект (отрасли рыночной инфраструктуры) на каждой стадии процесса управления (планирование, организация, стимулирование (мотивация), контроль) является необходимым условием достижения цели управления: создание инфраструктуры, соответствующей уровню развития региона и обеспечивающей устойчивое и сбалансированное развитие региональных рынков, экономики региона в целом, повышение благосостояния людей.

Литература

1. Андреева О.Р. К вопросу о динамике элементного состава инфраструктуры // Актуальные

проблемы современного хозяйственного развития: воспроизводственный аспект: сб. науч. тр. / Под ред. Б. Д. Бабаева. - Иваново: Иван.гос. ун-т, 2010. 472 с.

2. Савченко В. Ф. 1нфраструктура нацюнально!' економжи як необхщна умова економiчного зростання // Науковий вюник Ужгородського ушверситету. 2016. № 1 (47). С. 180-187.

3. амак С.В. Реалiзацiя взаемодп державного та приватного секторiв у системi державного управлшня розвитком шфраструктурно!' сфери // 1нвестицп: практика та досвщ. 2013. № 13. С. 105-108.

4. Ошоров Л.В. Формирование механизма развития рыночной инфраструктуры региона в условиях структурно-организационной диверсификации: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. - Улан-Удэ, 2013. 166 с.

5. Алешина О.Г. Инфраструктура рыночной экономики России: особенности становления, факторы развития, регулирование (на примере товарного рынка): Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.01 Красноярск, 2005. 159 с.

6. Митюхин Д.С. Механизм управления рыночной инфраструктурой региона // Крымский научный вестник. 2015. № 4. С. 350-367.

7. Овешникова Л.В. Содержание стратегического планирования и прогнозирования инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=93 63.

8. Вдовин С.М. Стратегия и механизмы устойчивого развития региона: Монография. - М.: Ин-фра-М, 2015. 154 с.

9. Новоселов А.С. Рыночная инфраструктура региона: Проблемы формирования и развития: монография / РАН. Сиб. отд-ние. ИЭиОПП. - Новосибирск: ЭКОР, 1996. 288 с.

10. Зайцева И.А., Острякова Ю.Е. Развитие региональной инфраструктуры как фактор повышения качества жизни населения // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. 2016. Т. 7. №1. С. 175-178.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Мешков В.А. Влияние инфраструктуры реального сектора на устойчивое развитие экономики региона: автореф. дис.... канд. экон. наук:08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством» (региональная экономика) : защищена 11.09.2007/ Мешков Вадим Алексеевич / ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет». - Ижевск, 2007. 30 с.

12. Третьяков Е.В. Адаптация механизма управления социально-экономическим развитием муниципального образования к рыночным условиям: автореф. дис.... канд. экон. наук: 08.00.05. «Экономика и управление народным хозяйством» (региональная экономика): защищена 14.09.2004 / Третьяков Евгений Втальевич. - Ижевск, 2004. 29 с.

13. Холодкова К.С. Анализ подходов к определению сущности организационно-экономического механизма управления // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2016/05/66404

14. Барлукова А.В. Механизм управления как неотъемлемый элемент системы управления туризмом // Известия ИГЭА. 2010. № 6 (74). С. 121-124.

15. Федорович В.О. Новый организационно-экономический механизм управления собственностью: крупные промышленные и транспортные корпоративные образования. - Новосибирск: СГУПС, 2006. 348 с.

16. Евсеева С.А. Анализ подходов к определению сущности механизма управления // Проблемы современной экономики. № 2 (50). 2014. С. 164-167.

17. Новиков Д.А. Введение в теорию управления образовательными системами. - М.: Эгвес, 2009. 156 с.

18. Кириенко О.Э. Условия формирования эффективного механизма управления кредитной деятельностью банка // Методологические и организационные аспекты функционирования и развития социально-экономической системы: тез.докл. междун. научно-практ. ин-тернет-конф., 2-3 ноября 2017 г. - Донецк: ДонАУиГС, 2017. С. 303-305.

19. Ковалев А.И. Результативность, эффективность, производительность, или Что необходимо измерять предприятию // Методы менеджмента качества. 2008. № 6. С. 24-29.

Kirienko Olga Eduardovna, Candidate of Government Management, docent of Cathedra of management of non-production sphere, Donetsk academy of administrative management and civil service (163a, ul. Chelyusrintsev, Donetsk, 83015, DPR). E-mail: kirienko_2304@inbox.ru

Kiyashchenko Tatyana Andreevna, Candidate of economic sciences, Docent of Chair "Theory of Organization and personnel management", Rostov State Transport University (2, Rostovskogo Strelkovogo Polka Narodnogo Opolcheniya sq., Rostov-on-Don, 344038, Russian Federation). E-mail: syxorykovataina@mail.ru

MANAGEMENT OF DEVELOPMENT OF THE REGIONAL MARKET INFRASTRUCTURE

Abstract

The state of the regional infrastructure is considered as an important condition for the socio-economic development of the regions. The article identifies problems hindering the development of various branches of infrastructure. A mechanism has been proposed for managing the development of a market infrastructure in which a special role is assigned to the state. Emphasis is placed on the need to comply with the principles of comprehensiveness and consistency as a condition for ensuring balanced and sustainable development of all subsystems of the market infrastructure. The methods, principles, instruments of state regulation of the process of formation and development of market infrastructure are defined.

Keywords: market infrastructure, mechanism of management, function of management, instruments of management, principles of management, economic processes, strategic planning, region, regional infrastructure.

References

1. Andreeva O.R. K voprosu o dinamike ehlementnogo sostava infrastruktury // Aktual'nye problemy sovremennogo hozyajstvennogo razvitiya: vosproizvodstvennyj aspekt: sb. nauch. tr. / Pod red. B. D. Babaeva. - Ivanovo: Ivan.gos. un-t, 2010. 472 p.

2. Savchenko V. F. Infrastruktura nacional'noi ekonomiki yak neobhidna umova ekonomichnogo zrostannya // Naukovij visnik Uzhgorods'kogo universitetu. 2016. № 1 (47]. P. 180-187.

3. Simak S.V. Realizaciya vzaemodi'i derzhavnogo ta privatnogo sektoriv u sistemi derzhavnogo uprav-linnya rozvitkom infrastrukturnoi sferi // Investicii: praktika ta dosvid. 2013.

№ 13. P. 105-108.

4. Oshorov L.V. Formirovanie mekhanizma razvitiya rynochnoj infrastruktury regiona

v usloviyah strukturno-organizacionnoj diversifikacii: dis. ... kand. ehkon. nauk: 08.00.05. - Ulan-Udeh, 2013. 166 p.

5. Aleshina O.G. Infrastruktura rynochnoj ehkonomiki Rossii: osobennosti stanovleniya, faktory razvitiya,

regulirovanie (na primere tovarnogo rynka]: Dis. ... kand. ehkon. nauk: 08.00.01 Krasnoyarsk, 2005. 159 p.

6. Mityuhin D.S. Mekhanizm upravleniya rynochnoj infrastrukturoj regiona // Krymskij nauchnyj vestnik.

2015. № 4. P. 350-367.

7. Oveshnikova L.V. Soderzhanie strategicheskogo planirovaniya i prognozirovaniya infra-strukturnogo obespecheniya predprinimatel'skoj deyatel'nosti // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2013. № 3. [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=9363.

8. Vdovin S.M. Strategiya i mekhanizmy ustojchivogo razvitiya regiona: Monografiya. - M.: Infra-M, 2015.

154 p.

9. Novoselov A.S. Rynochnaya infrastruktura regiona: Problemy formirovaniya i razvitiya: monografiya /

RAN. Sib. otd-nie. IEHiOPP. - Novosibirsk: EHKOR, 1996. 288 p.

10. Zajceva I.A., Ostryakova YU.E. Razvitie regional'noj infrastruktury kak faktor povysheniya kachestva zhizni naseleniya // Mezhdunarodnyj zhurnal social'nyh i gumanitarnyh nauk. 2016. T. 7. №1. P. 175178.

11. Meshkov V.A. Vliyanie infrastruktury real'nogo sektora na ustojchivoe razvitie ehkonomiki regiona: avtoref. dis.... kand. ehkon. nauk:08.00.05 «EHkonomika i upravlenie narod-nym hozyajstvom» (re-gional'naya ehkonomika] : zashchishchena 11.09.2007/ Meshkov Vadim Alekseevich / GOU VPO «Udmurtskij gosudarstvennyj universitet». - Izhevsk, 2007. 30 p.

12. Tret'yakov E.V. Adaptaciya mekhanizma upravleniya social'no-ehkonomicheskim razvitiem munici-pal'nogo obrazovaniya k rynochnym usloviyam: avtoref. dis.... kand. ehkon. nauk: 08.00.05. «EHkonomika i upravlenie narodnym hozyajstvom» (regional'naya ehkonomika]: zashchishchena 14.09.2004 / Tret'yakov Evgenij Vtal'evich. - Izhevsk, 2004. 29 p.

13. Holodkova K.S. Analiz podhodov k opredeleniyu sushchnosti organizacionno-ehkonomicheskogo mekhanizma upravleniya // Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovacii. 2016. № 5. - [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://web.snauka.ru/issues/2016/05/66404

14. Barlukova A.V. Mekhanizm upravleniya kak neot"emlemyj ehlement sistemy upravleniya turizmom // Izvestiya IGEHA. 2010. № 6 (74]. P. 121-124.

15. Fedorovich V.O. Novyj organizacionno-ehkonomicheskij mekhanizm upravleniya sobstvennost'yu: krupnye promyshlennye i transportnye korporativnye obrazovaniya. - Novosibirsk: SGUPS, 2006. 348 p.

16. Evseeva S.A. Analiz podhodov k opredeleniyu sushchnosti mekhanizma upravleniya // Problemy sovremennoj ehkonomiki. № 2 (50]. 2014. P. 164-167.

17. Novikov D.A. Vvedenie v teoriyu upravleniya obrazovatel'nymi sistemami. - M.: EHgves, 2009. 156 p.

18. Kirienko O.EH. Usloviya formirovaniya ehffektivnogo mekhanizma upravleniya kreditnoj deyatel'nost'yu banka // Metodologicheskie i organizacionnye aspekty funkcionirovaniya i razvitiya social'no-ehkonomicheskoj sistemy: tez.dokl. mezhdun. nauchno-prakt. internet-konf., 2-3 noyabrya 2017 g. - Doneck: DonAUiGS, 2017. P. 303-305.

19. Kovalev A.I. Rezul'tativnost', ehffektivnost', proizvoditel'nost', ili CHto neobhodimo izmeryat' predpriyatiyu // Metody menedzhmenta kachestva. 2008. № 6. P. 24-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.